24 глава

8. Утверждение завета (24:1-8)

24:1-2 Моисей был на горе Синай, когда Господь дал ему законы и повеления, записанные в Книге Исход 20-23. Прежде, чем Моисей покинул вершину, Бог повелел ему вернуться с Аароном, его двумя сыновьями – Надавом и Авиудом, а также с семьюдесятью старейшинами. Но приблизиться к Господу мог только Моисей; остальные должны были стоять в стороне. По закону между грешником и Богом должно сохраняться расстояние. По благодати же мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19). Закон утверждает: «Они пусть не приближаются.» Благодать же говорит: «Да приступаем.» (Евр. 10:22).

24:3-8 Моисей сошел к народу и передал ему закон. Люди сразу же согласились повиноваться, не догадываясь еще, что на это у них не хватит сил. Чтобы утвердить условия этого завета между Израилем и Богом, Моисей вначале соорудил жертвенник с двенадцатью камнями (по числу колен Израилевых). Затем он взял кровь от жертвоприношения. Половиной этой крови он окропил жертвенник (символизирующий ту часть завета, которую будет выполнять Бог), а другой половиной окропил народ (что символизировало их решимость выполнять свою часть).

9. Явление Израилю Божьей славы (24:9-18)

24:9-11 Вслед за этим, Моисей и другие снова взошли на гору Синай, как повелел им Бог в стихах 1 и 2. Там они увидели Господа во славе Его. При обычных обстоятельствах человек, увидев Бога, умер бы. Но это был особый случай. Они видели Бога, и ели, и пили. Иными словами, они увидели Бога и остались живы, съев мирную жертву.

Читая в Библии о том, как люди видели Бога, мы сталкиваемся, на первый взгляд, с парадоксом. С одной стороны, в некоторых стихах говорится о том, что Бога нельзя увидеть (Исх. 33:20; Ин 1:18; 1 Ин. 4:12). С другой стороны, в некоторых случаях говорится о людях, видевших Бога (например, Исх. 24:10; 33:23; Быт. 32:30). Объясняется это следующим образом. Господь во всей Своей славе – «огонь поядающий», пламя, истребляющее любого, кто на Него посмотрит. Но иногда Он является в образе человека, ангела или облака славы (Втор. 5:24), увидев которое, люди остаются в живых.

24:12-18 Здесь, по-видимому, описано другое восхождение на гору Синай. В этот раз Иисус Навин прошел с Моисеем часть пути. В свое отсутствие Моисей поручил Аарону и Ору судить народ. Моисей ждал на склоне горы шесть дней, пока облако покрывало вершину горы. Затем Бог воззвал к Нему, и Моисей поднялся на вершину, войдя в облако, где он должен был оставаться сорок дней и сорок ночей. Число сорок в Библии связано с испытаниями. В данном случае испытание предназначалось скорее для народа, чем для Моисея. И народ, не выдержав этого испытания, впал в грех. Таким образом, Бог посредством закона показал, что было в сердцах людей.

Заповеди, которые получил Моисей в это время, записаны в последующих стихах (до 31:18).