14 глава

14,1-2 В Иконии, как и в других местах, где имелись синагоги, Павлу и Варнаве разрешили проповедовать в соответствии с обычаем, широко распространенным среди иудеев в то время. Дух Божий наделил их слово такой силой, что великое множество иудеев и обращенных из язычников уверовало в Господа Иисуса. Это вызвало ярость тех иудеев, которые отказались повиноваться Благой Вести, и они, в свою очередь, возбудили и раздражили язычников против братьев. В книге Деяний подстрекателями большей части гонений против апостолов были неуверовавшие иудеи, хотя действовали они зачастую не своими руками. Они умели мастерски убеждать язычников осуществлять их безбожные замыслы.

14,3 Чувствуя, что обстановка обостряется, проповедники все же продолжали смело говорить во имя Господа, Который подтверждал то, что их проповедь от Бога, наделив их способ ностью совершать знамения и чудеса. Знамения и чудеса – два слова, обозначающие сверхъестественные события. Слово «знамение» означает, что в событии содержится определенный урок, в то время как «чудо» должно вызывать чувство священного трепета.

14,4-7 По мере возрастания напряженности в городе ясно обозначились противоборствующие стороны. Одни были на стороне иудеев, а другие на стороне апостолов. В конечном итоге неуверовавшие язычники и иудеи спровоцировали столкновение, для того чтобы напасть на апостолов. (Здесь это слово фактически означает «миссионеры».) Они хотели побить их камнями, но апостолы удалились в ЛИСТРУ и ДЕРВИЮ, города в ЛИКАОНИИ, области, расположенной в центре Малой Азии. С неослабевающим рвением они продолжали благовествовать по всему этому краю.

Когда Павлу и Варнаве угрожало избиение камнями, они удалились в Ликаонию. В других подобных случаях на всем протяжении своего миссионерского служения они, по-видимому, оставались на месте, несмотря на опасность. Почему в данной ситуации они бежали, а в других, подобных этой, проявляли твердость? Как нам кажется, однозначного ответа на этот вопрос нет. Основополагающим принципом деятельности апостолов было руководство Святого Духа. Эти люди жили в тесном общении с Господом. Пребывая в Нем, они всегда знали о Божьих намерениях и воле. Для них было важно именно это, а не раз и навсегда установленный свод норм и правил поведения.

14,8-9 В Листре миссионеры ветретили человека, который был хром от рождения. Слушая говорившего Павла, он проявил необычайный интерес. Павел каким-то образом понял, что этот человек имеет веру для получения исцеления. Хотя здесь прямо и не сказано, как Павел узнал об этом, мы считаем, что истинному проповеднику дана способность распознавать душевное состояние людей, с которыми он общается. Он может различить, говорит в них лишь простое любопытство или их душа действительно скорбит, осознавая свою греховность.

14,10-12 Как только Павел приказал этому человеку подняться на ноги, он вскочил и стал ходить. Так как чудо произошло на глазах у людей и Павел, без сомнения, обратил на себя всеобщее внимание, говоря громким голосом, на народ это произвело большое впечатление. Туг же в народе раздались голоса, провозглашавшие Варнаву Зевсом, а Павла – Ермием (Гермесом). (Эти греческие имена использованы в оригинальном тексте. В некоторых текстах используются более распространенные латинские имена этих богов – Юпитер и Меркурий.) Народ действительно поверил, что в образе этих двух проповедников явились их боги. По какой-то неназванной причине они сочли Варнаву верховным божеством. Поскольку Павел начальствовал в слове, они решили, что он —Ермий (Гермес), вестник Зевса.

14,13 Даже жрец Зевса был убежден, что их действительно посетили боги. Он поспешно вышел из храма, расположенного у ворот их города, с волами и венками, чтобы совершить великое жертвоприношение. Подобное движение представляло для христианской веры угрозу более изощренную, чем все другие известные формы противодействия. Существующая тенденция концентрировать внимание не на Христе, а на Его служителе, угрожает успеху христианской проповеди в гораздо большей степени, чем преследования.

14,14-15 Сначала Варнава и Павел не понимали, что собирается делать толпа, поскольку не знали ликаонского наречия. Как только проповедникам стало ясно, что люди намерены поклоняться им как богам, они разодрали свои одежды в знак негодования и протеста. Затем они бросились в народ и принялись усиленно отговаривать людей от такого безумства. Они не боги, они люди, подобные ликаонянам. Их цель – просто нести людям Благую Весть, чтобы они обратились от безжизненных идолов к Богу живому.

14,15-17 Обращает на себя внимание то, что, в отличие от проповеди иудеям, Павел и Варнава не цитировали этим язычникам ВЗ. Вместо этого они начали с истории творения, которая всегда интересна языческим народам во всех странах и во все времена. Проповедники объяснили, что в прошедших родах Бог попустил всем народам ходить своими путями. Но даже и тогда у них были свидетельства о существовании Бога – творение и Его забота о них. Именно Он, любя их, давал дожди и времена плодоносные, исполняя пищею и веселием сердца их. Последнее образное выражение означает, что, посылая необходимую для тела пищу, Бог наполнял их сердца веселием, которое проистекает от наслаждения пищей.

14,18 Проповедь возымела желаемый результат. Люди, хоть и неохотно, отказались от своего намерения приносить жертвы этим служителям Господа.

14,19-20 Иудеи из Антиохии Писидийской и Иконии настигли Павла и Варнаву в Листре. Им удалось и здесь настроить язычников против миссионеров. Те же самые простые люди, которые готовы были почитать апостолов, как богов, теперь побили Павла камнями и вытащили за город, считая, что убили его.

Комментарий Келли к этому отрывку наиболее удачен:

«Почему это случилось? Сам отказ от почестей, которые жители Листры готовы были им оказать, в высшей степени оскорбителен для человека и делает его склонным поверить самой одиозной лжи о тех, кого он готов был боготворить. Обожание -чувство, проникнутое экзальтацией, и если его объект не оправдывает возложенных на него надежд, оно вскоре превращается в ненависть, а может привести и к гибели того, кому еще недавно воздавались божественные почести. В отличие от мелитцев, которые сначала посчитали Павла убийцей, а потом богом, жители Листры изменили свое отношение к Павлу в противоположном направлении. Прислушавшись к наговорам иудеев, хотя обычно презирали их мнение, они побили его камнями как лжепророка того, кому хотели приносить жертвы, и, вытащив из города, оставили лежать как мертвого». (Kelly, Acts,. 202.)

Был ли Павел действительно умершим после того, как его побили камнями? Если во 2 Коринфянам 12,2 описывается именно этот случай, то даже он не знал этого. Мы можем сказать только одно: его выздоровление было чудесным. Когда ученики собрались около него, он встал и пошел с ними назад в город. На другой день он удалился с Варнавой в ДЕРВИЮ.

14,21 Апостолы не придавали особого значения соображениям личной безопасности. На это указывает тот факт, что проповедав Евангелие в Дервии, они обратно проходили ЛИСТРУ, место, где Павла побивали камнями. Это иллюстрирует способность быстро восстанавливать силу и возвращаться назад.

Хотя здесь и не упоминается о Тимофее, возможно, именно в это время он получил спасение благодаря проповеди Павла. Когда апостол посетил Листру в следующий раз, Тимофей уже был учеником и пользовался среди братьев большим уважением (Деян. 16,1-2). Однако тот факт, что позже Павел называл его истинным сыном в вере (1 Тим. 1,2), не обязательно означает, что именно Павел привел его к Христу. Возможно, он был «истинным сыном», следуя примеру Павла в жизни и служении.

Когда служение миссионеров в Листре завершилось, они вновь посетили ИКОНИЮ и АНТИОХИЮ ПИСИДИЙСКУЮ, где ранее уже были основаны церкви. Целью их прихода на этот раз было то, что мы сейчас называем работой с новообращенными. Они никогда не удовлетворялись лишь проповедью Евангелия и приведением душ к Спасителю. Для них это был лишь первый этап. Затем они стремились укрепить новообращенных в святой вере, в особенности объясняя им учение о Церкви и отведенном ей особом месте в Божьем плане.

Эрдман указывает:

«Цель должным образом разработанной программы миссионерской деятельности – в каждом регионе основывать самоуправляющиеся, жизнестойкие и способные к самостоятельному росту церкви. Это всегда было целью практической деятельности Павла». (Erdman, Acts,. 109.)

14,22 Работа с новообращенными заключалась, во-первых, в утверждении душ учеников и укреплении христиан в вере через наставление Словом Божьим. Павел описал этот процесс в Колоссянам 1,28-29: «…Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».

Во-вторых, они убеждали их пребывать в вере. Принимая во внимание широкомасштабные преследования, такое увещание было особенно своевременным. Увещанию этому сопутствовало напоминание о том, что многими скорбями надлежит войти в Царство Божье. Это относится к будущему Царству Божьему, в котором верующие разделят славу Христа. Человек входит в Царство Божье прежде всего через рождение свыше. Гонения и скорби не спасают. Однако путь к будущей славе тех, кто, уверовав, входит в Царство Божье, как обещает им Павел, полон скорбей: «…Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8,17).

14,23 Одновременно миссионеры также рукополагали пресвитеров в каждой церкви. В этой связи необходимо сделать несколько замечаний:

1. Новозаветными старейшинами (пресвитерами) были набожные, зрелые мужчины, которые осуществляли духовное руководство поместной церковью. Они также называются епископами или блюстителями.

2. В книге Деяний пресвитеры не назначались сразу же, как только основывалась церковь. Чаще всего апостолы делали это во время второго посещения церкви. Другими словами, за это время те, кому Сам Дух Святой предназначил быть пресвитерами, могли проявить себя.

3. Старейшины (пресвитеры) назначались апостолами и их представителями. В то время еще не был написан НЗ, который дает четкие указания, каким требованиям должны отвечать пресвитеры. Однако апостолы знали, каковы эти требования, и могли отобрать людей, обладающих необходимыми качествами.

4. Сегодня у нас нет апостолов, которые могли бы назначать пресвитеров. Однако о качествах, необходимых пресвитерам, мы можем прочитать в 3-й главе 1 Тимофею и в 1-й главе Титу. Таким образом, каждая поместная церковь должна уметь распознавать среди своих членов людей, которые соответствуют требованиям, предъявляемым Богом к служителям.

После того как Павел и Варнава помолились с постом, они предали верующих Господу. Нам может показаться совершенно необычным то, что за такой короткий период могли организоваться церкви. Лишь в течение непродолжительного времени им требовалось наставничество миссионеров, и тем не менее они блестяще продолжали дело Господне, существуя как независимые церкви. Ответ в конечном итоге заключается в могущественной силе Духа Божьего. Но сила эта про являлась в жизни людей, подобных Павлу и Варнаве. Где бы они ни оказывались, они своим примером вели окружающих к Богу. Люди видели неподдельность и искренность их жизни. Их проповедь подтверждалась личным примером, и влияние такого двойного свидетельства было неоценимо.

Стихи 21-23 описывают обычную схему деятельности апостолов: проповедь Евангелия, обучение новообращенных и основание и укрепление церквей.

14,24-26 Потом, пройдя через Писидию, они направились на юг, в ПАМФИЛИЮ. Затем они вновь посетили ПЕРГИЮ, а оттуда сошли в морской порт АТТАЛИЮ, где взошли на корабль и отплыли в АНТИОХИЮ СИРИЙСКУЮ. Она стала конечным пунктом их первого миссионерского путешествия. Именно в Антиохии они были преданы благодати Божьей на дело, которое только что исполнили.

14,27 Каким радостным, вероятно, был тот день, когда все христиане Антиохии собрались вместе, чтобы услышать рассказ о миссионерских подвигах этих двух великих Божьих избранников. С подобающей христианам скромностью они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. Это был рассказ не о том, что они сделали для Бога, а о том, что Ему было угодно совершить через них.

14,28 Они пребывали в Антиохии немалое время с учениками. По разным оценкам, они пробыли там от одного года до двух лет.

СТРАТЕГИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вызывает восхищение то, как маленькая горстка неназванных учеников, живших в забытом уголке мира, вдохновленная прекрасным откровением, отправилась на проповедь Евангелия всему миру и как она справилась с этой задачей. Каждый считал себя непосредственно ответственным за эту работу и отдавался ей безраздельно.

Большей частью Евангелие проповедовали местные христиане, не оставляя при этом своих каждодневных занятий. Они передавали Благую Весть своим соседям.

Кроме того, апостолы и другие путешественники ходили из страны в страну, проповедуя Евангелие и основывая церкви. Они отправлялись в путь по двое или небольшими группами. Иногда старшего сопровождал младший, например, Тимофей Павла.

Проповедническая деятельность осуществлялась главным образом двумя путями: через благовестие личное и благовестие большим группам людей. В связи с последним интересно заметить, что проповеди большей частью были импровизированными и поводом для них служили местные события или кризисные ситуации.

Почти все проповеди, приведенные там (в Деяниях), произносились в обстоятельствах, исключавших любую возможность для проповедника подготовиться к выступлению; каждый описанный случай был неожиданным. (С.А. Coates, An Outline of Luke’s Gospel,. 254.)

Как сказал Е. М. Баундс, их проповедническая деятельность не ограничивалась часовым выступлением, а заполняла всю их жизнь. Апостолами и их спутниками руководил Дух Святой, но это водительство часто подтверждалось их поместной церковью. Так, мы читаем, что пророки и учители в Антиохии возложили руки на Варнаву и Павла, отправляя их в первое миссионерское путешествие (13,2). Таким же образом, прежде чем Тимофей отправился с Павлом, о нем свидетельствовали братья (16,2). Павла и Силу перед их вторым миссионерским путешествием антиохийская церковь поручила благодати Божьей (15,40).

Обычно утверждают, что «географической» стратегией апостолов была проповедь в больших городах и осно вание там церквей, которые затем благовествовали бы в близлежащей местности. Возможно, это слишком упрощенное понимание. Основой их стратегии было следование указаниям Духа Святого, куда бы Он ни вел их: в большой город или маленькую деревню. Дух Святой повел Филиппа из оживленной Самарии благовествовать одному человеку на дороге в Газу (8,26-40). И Он же привел Павла в Верию (17,10), которую Цицерон называл «городом в стороне от дорог». Честно говоря, мы не видим в книге Деяний апостолов одной, раз и навсегда избранной и неизменной географической стратегии. Скорее, мы видим здесь водительство Духа, соответствующее Его высшей воле.

Везде, где люди оказывались восприимчивыми к Евангелию, основывались поместные церкви. Их собрания придавали служению неизменный и стабильный характер. Церкви эти были самоуправляемыми, финансово независимыми и самораспространяющимися. Апостолы время от времени посещали общины, укрепляя и наставляя верующих (14,21-22; 15,41; 20,1-2) и назначая пресвитеров (14,23).

В своих миссионерских странствиях апостолы и их спутники иногда обеспечивали себя сами (18,3; 20,34), а иногда жили за счет пожертвований от церквей и отдельных лиц (Флп. 4:10,15-18). Павел работал, чтобы обеспечить не только свои нужды, но и нужды тех, кто был с ним (20,34).

Хотя поместные церкви поручали апостолов благодати Божьей и поддерживали их материально, они не контролировали их. Апостолы были свободными посланцами Господа, возвещающими Божью волю, не пропуская ничего полезного (20,20).

По окончании своих миссионерских путешествий они возвращались в свою церковь и отчитывались перед ней в том, как Господь действовал через них (14,26-28; 18,22-23). Это прекрасный образец для подражания всем миссионерам на все времена.