16 глава

В этой главе (I) повторяются законы о трех ежегодных праздниках, а именно:

(1) о празднике пасхи (ст. 1-8), пятидесятницы (ст. 9-12) и кущей (ст. 13-15), а также общий закон об участии в этих праздниках (ст. 16,17).

(II) Учреждаются второстепенные власти, также излагаются общие правила справедливости тем, кто был призван к этому служению (ст. 18-20).

(III) Звучит предостережение против насаждения рощ и водружения идолов (ст. 21,22).

Стихи 1-17. В значительной степени общение между Богом и Его Израилем поддерживалось благодаря трем ежегодным праздникам, которые также сохраняли внешний вид религии в народе. Об учреждении этих праздников и о законах, касающихся их, мы уже читали ранее, а здесь они лишь повторяются.

I. Закон о пасхе – большом и торжественном празднике, которому посвящался весь месяц, в середине которого он был назначен, – звучал внушительно: «Наблюдай месяц Авив» (ст. 1). Хотя праздник длился лишь одну неделю этого месяца, но подготовка к нему должна была быть такой торжественной, а размышления и их дальнейшее применение настолько серьезными, что в общем соблюдение этого праздника длилось целый месяц. Месяц Авив или новых плодов, как перевели его халдеи, соответствует нашему марту (или частично марту и апрелю), и особым повелением Бога в память об избавлении Израиля из египетского рабства он был назначен началом месяцев (Исх 12:2), которое ранее приходилось на начало сентября. В этот месяц они должны были совершать пасху в память о том, что вывел их Господь, Бог их, из Египта ночью (ст. 1). Халдейские исследователи так толкуют этот стих: «Так как они вышли из Египта на рассвете, то это было четким повелением, чтобы они не выходили за дверь до утра» (Исх 12:22). Один из них так поясняет это место: «Он вывел тебя из Египта и совершил чудеса ночью», другой: «…и ты будешь есть пасху ночью». Законы о пасхе таковы:

(1) израильтяне обязательно должны принести пасхальную жертву в том месте, которое изберет Бог (ст. 2), а не в каком-либо другом (ст. 5-7). Пасха сама по себе была жертвой, поэтому Писание говорит, что Христос – наша Пасха – был заклан за нас (1Кор 5:7);

на протяжении семи дней праздника также приносилось много других жертв (Числ 28:19 и далее), которые здесь включены, ибо сказано, что нужно приносить жертвы из мелкого и крупного скота, в то время как пасха приносилась лишь из мелкого скота: это был либо агнец, либо козленок. Принималась лишь та жертва, которая была освящена жертвенником, поэтому все должны были прийти к тому месту, где был расположен жертвенник, ибо, хотя пасхальный агнец полностью съедался владельцами, тем не менее нужно было убить его во дворе скинии, кровью покропить, а внутренности сжечь на жертвеннике. Бог ограничил израильтян четким правилом, от которого им хотелось бы уклониться, чтобы представить им их собственные глупые измышления, которым они последовали, если бы им было позволено приносить жертву у себя дома без надзора священников. Совершая этот торжественный обряд, им также было велено взирать на Бога; их сердца должны стремиться вспомнить Его имя, раз им велено прийти на то место, которое Он выбрал, чтобы пребывало там имя Его (ст. 2,6). Когда торжество заканчивалось, они могли возвратиться и войти в шатры свои (ст. 7). Некоторые считают, что им было позволено по их желанию возвратиться домой на следующее утро после того, как пасхальный агнец был убит и съеден; было достаточно, чтобы священники и левиты совершали работу, которую нужно было совершить в эту неделю. Но им ни в коем случае не позволялось уходить в первый из семи дней, так как четко велено, чтобы в этот день было священное собрание (Лев 23:7; Числ 28:18), поэтому мы должны согласиться с тем, как Ионафан пересказывает это место: «Утром, после окончания праздника, можете возвратиться в города свои». Обычно всю эту неделю они были вместе (2Пар 35:17).

(2) В течение семи дней они должны были есть опресноки; квасного не должно находиться во всем уделе их (ст. 3,4,8). Хлеб, которым им велено ограничиваться, здесь назван хлебами бедствия, так как он был неприятен на вкус и с трудом переваривался, поэтому он должным образом символизировал их бедственное положение, когда они были в рабстве, и должен был напоминать о спешке, с которой они покинули эту страну; дело было настолько безотлагательным, что они не могли ждать, пока заквасится хлеб, который они собирались брать в дорогу. Иудейские толкователи рассказывают, что обычно во время пасхального ужина глава семьи ломал пресный хлеб и давал каждому члену семьи кусок, говоря: «Это (т.е. это символизирует, представляет или служит напоминанием, поясняя слова нашего Спасителя «это тело Мое») – хлеб бедствия, который ели ваши отцы в земле египетской». Апостол приводит евангельское значение праздника опресноков (1Кор 5:7). Пасха наша, Христос, заклан за нас, а мы участвуем в благословенных плодах этой жертвы для нашего утешения, посему станем праздновать со святостью, освободившись от закваски порока по отношению к нашим братьям и от лицемерия перед Богом, с опресноками чистоты и любви. И наконец, обратите внимание: для чего была учреждена пасха: «…дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской не только в день пасхи или на протяжении семи дней праздника, но и во все дни жизни своей (ст. 3), чтобы он был постоянным стимулом к послушанию». Подобным образом в определенное время мы празднуем воспоминание о смерти Христа, чтобы помнить об этом во все времена как об основании, почему мы должны жить для умершего за нас и воскресшего.

II. По прошествии семи недель после праздника пасхи нужно было соблюдать праздник седмиц, относительно которого здесь велено следующее:

(1) семь недель нужно отсчитать от того времени, когда появится серп на жатве (ст. 9), то есть на второй день праздника опресноков, ибо в этот день (хотя, возможно, люди не начинали сбор урожая до окончания праздника) посылались работники, чтобы собрать сноп ячменя, который нужно было принести Богу как первый плод (Лев 23:10). Некоторые считают, что здесь подразумевается особая забота провидения об их земле с учетом погоды: урожай созреет и всегда будет готов для жатвы в одно и то же время.

(2) Как им нужно было соблюдать этот праздник.

[1] Они должны принести жертву Богу (ст. 10). Здесь она названа добровольным приношением (англ.пер.) и требовалась как дань Всемогущему Господу и владыке, благодаря которому они все имели; но так как закон не определял количество, а каждый человек соответственно своей щедрости мог принести то, что выбрал, и принесенное должен был давать с радостью, поэтому она называлась добровольной жертвой. Тем самым они с благодарностью признавали милость Бога, проявленную к ним во время сбора урожая хлеба, который теперь закончился, и поэтому должны были давать, смотря по тому, чем благословил их Господь. Где Бог щедро сеет, там Он надеется соответственно щедро пожинать.

[2] Они должны были веселиться пред Господом (ст. 11). Святая радость – это сердце и душа благодарственной хвалы, которые выступают как язык и выражение святой радости. Они должны радоваться, когда получают от Бога и когда воздают Ему в ответ служением и жертвами; мы должны радоваться не только веселясь, но и исполняя свой долг. Их слуги должны радоваться вместе с ними: «Помни, что ты был рабом (ст. 12);

и разве не был бы ты переполнен благодарностью, если бы твой хозяин дал тебе некоторое время и повод возрадоваться; твой Бог вывел тебя, чтобы ты праздновал с радостью, поэтому будь добр к своим слугам и облегчи их жизнь». И похоже, общие слова «соблюдай и исполняй постановления сии» добавлены по определенной причине: этот праздник нужно было соблюдать в память о законе, который был дан на горе Синай пятьдесят дней спустя после того, как они вышли из Египта. Теперь наилучшим образом мы можем выразить свою благодарность Богу за Его благоволение к нам, когда Он дал нам Свой закон, соблюдая и исполняя Его заповеди.

III. Они должны были соблюдать праздник кущей (ст. 13-15). Здесь не повторяется закон о жертвах, которые нужно было приносить в большом количестве во время этого праздника (ибо это подробно описано в Книге Числа 29:12 и далее), так как об этом должны были заботиться священники и левиты, которым не нужно было повторять так же часто, как народу, и потому, что духовная часть служения, которая заключалась в святой радости, больше всего нравилась Богу и должна быть постоянной обязанностью евангельского образа жизни, прообразом которого был этот праздник. Обратите внимание, какое ударение ставится на этом: «Веселись в праздник твой (ст. 14), ибо благословит тебя Господь, и ты будешь только веселиться (ст. 15)». Отметьте:

(1) Бог желает, чтобы Его народ был радостным. Если, находясь под законом, народ Божий должен был радоваться перед Господом, то тем более мы, находящиеся под евангельской благодатью, которая повелевает нам веселиться не только во время наших праздников (как здесь), но и всегда радоваться, радоваться всегда в Господе.

(2) Когда мы сами радуемся в Боге, то должны помогать и другим радоваться в Нем, утешая скорбящих, помогая нуждающимся, чтобы даже пришелец, сирота и вдова могли веселиться с нами (см. Иов 29:13).

(3) Мы должны радоваться в Боге не только тому, что получили и ежедневно получаем от Него, но и тому, что Он пообещал и мы ожидаем получить от Него в будущем: ибо благословит тебя Господь, и поэтому ты будешь только веселиться. Кто делает Бога своей радостью, тот может радоваться надеждою, ибо верен Обещавший.

IV. Подводится итог законам о трех торжественных праздниках (ст. 16,17), как это часто делалось ранее (Исх 23:16,17; 34:23). Основные повеления, касающиеся этих праздников, таковы:

(1) все мужчины лично должны предстать пред Богом, чтобы благодаря обычной встрече поклониться Богу в одном месте, чтобы, следуя одному и тому же правилу, они могли быть постоянными и остаться верными той святой религии, которая была учреждена среди них.

(2) Никто не мог предстать пред Богом с пустыми руками, а каждый должен был принести какое-либо приношение, в знак своей зависимости от Бога и благодарности Ему. И Бог не был неразумен в этих требованиях; каждый человек должен был дать, сколько в его силах, и больше от него не требовалось. Таким же остается правило благотворительности (1Кор 16:2). Кто дает по силам, тот будет принят, а кто дает сверх сил, тот заслуживает двойной чести (2Кор 8:3), подобно бедной вдове, которая дала все, что имела (Лук 21:4).

Стихи 18-22. В этих стихах:

I. Проявлена забота о властях, которые должны вершить суд среди них, разрешать противоречия, улаживать разногласия, возмещать ущерб обиженным и наказывать виновных. Пока израильтяне располагались станом в пустыне, то, соответственно их количеству, у них были судьи и надзиратели, начальники тысяч и сотен (Исх 18:25). Когда они войдут в Ханаан, то должны будут иметь их соответственно в каждом городе и деревне, ибо суды должны быть во всех местах обитания. В этих стихах (1) дается повеление этим второстепенным судьям: «Судьи должны расследовать и выносить приговор, а надзиратели должны приводить приговор в исполнение; для этого они поставлены». Как бы ни были избраны эти люди – то ли назначены верховной властью, то ли избраны народом, – власть от Бога была установлена (Рим 13:1). Для народа было великой милостью иметь суд справедливости у своих дверей, ибо он вершился быстрее и требовал меньших затрат, а мы должны быть очень благодарны израильскому народу за это благословение. Согласно закону, помимо великого Синедриона, который восседал в святилище и состоял из семидесяти старейшин и президента, в каждом большом городе, где проживало более 120 семей, был суд, состоявший из двадцати трех судей, а в маленьких городах – суд их трех судей. Этот закон был возрожден Иосафатом (2Пар 19:5,8). В этих стихах приводится данное судьям повеление вершить суд справедливо, соответственно возложенному на них доверию. Лучше не судить вообще, чем судить несправедливо: вопреки наставлению закона и фактическим доказательствам.

[1] Здесь судей предостерегают не причинять никому вреда (ст. 19) и не брать даров, что могло искушать их к неправильным поступкам. Этот закон был дан ранее (Исх 23:8).

[2] Им велено быть справедливыми ко всем: «Правды, правды ищи» (ст. 20). Придерживайтесь принципов справедливости, поступайте согласно правилам справедливости, поощряйте требования справедливости, подражайте примерам справедливости и стремитесь решительно к тому, что справедливо. «Правды, правды ищи», — именно к этому прежде всего должны стремиться власти, таково должно быть их намерение и ради этого можно пожертвовать всеми личными расположениями: поступать справедливо ко всем и никому не причинять зла.

II. Проявлена забота, чтобы израильтяне не начали подражать обычаям идолопоклонников и язычников (ст. 21,22). Они не только не должны присоединяться к идолопоклонникам во время их поклонения, посещать их рощи и поклоняться истуканам, которых там поставили, но и (1) не должны сажать рощи и даже дерево возле Божьего жертвенника, чтобы он не стал похож на жертвенники лживых богов. Язычники сделали рощи местами своего поклонения то ли для того, чтобы сделать его тайным (хотя то, что истинно и хорошо, скорее, стремится к свету), то ли для того, чтобы сделать их торжественными. Но поклонение истинному Богу содержит в себе итак достаточно всего, чтобы сделать его таковым, и не нуждается в подобных усовершенствованиях.

(2) Они не должны ставить себе никакого образа, статуи или столба, чтобы почтить Бога, ибо Бог ненавидит это; ничто так не позорит и не искажает Бога, ничто не портит и не развращает умы людей больше, чем представление и поклонение через идола Богу, который является безграничным и вечным Духом.