Самый великий — это я!

«Лучше быть обездоленным и добродетельным, чем богатым и надменным» (Сервантес).

«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22:24).

«Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:23, 24 ).

На пути к власти

Конечно, здесь идет речь о борьбе за власть. И это всего за несколько часов до трагедии. Такое едва умещается в сознании, ибо Лука в своем Евангелии передает факты со всей откровенностью. Апостолы спорили, желая уяснить, «кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22:24). Самое печальное состояло в том, что это были не безрассудные дети, ретивые спортсмены или эгоистичные политики, выступающие , друг против друга, а последователи Иисуса. Они спорили о том, кто из них самый главный.

Кто же главный?

В случае прихода Христа к власти, как полагали Его ученики, самый главный из них станет, несомненно, премьер-министром их будущего правительства. Надо об этом не забывать, и они не забывали. Рано или поздно Учитель станет царем Израиля – апостолы были в этом совершенно уверены. Ведь никто и ничто не могло Его остановить, и поэтому нужно было занять правильную позицию и, если возможно, прийти к какому-либо консенсусу. Главный кандидат на высшую должность — Петр. Можно всегда положиться на его храбрость, обаяние, преданность. Не он ли обещал оставаться верным, что бы ни случилось? «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33). Таковы его подлинные слова.

Два брата, Иаков и Иоанн, оказались наиболее скрытными. Они даже свою мать заставили вмешаться в это дело. Она просила Христа о привилегированных местах для своих сыновей в Его будущем правительстве. Остальные десять апостолов возмутились.

Их можно понять. Фактически ни один из учеников не набирает большинства избирательных голосов. Их позиции уравниваются. Петр может хорошо вести дела, но он очень импульсивен, а руководитель должен уметь владеть собой. Может быть, подойдет кандидатура ^1оанна? Слишком молод. Тогда Иакова? Возможно, но он не будет обладать таким же авторитетом, как Петр. А если предложить Иуду? Иуда — вероятный министр финансов. Но кто же из них самый главный? Дискуссия проходила очень живо. Учитель, увидев накал страстей, вынужден был вмешаться. «Что здесь происходит? О чем вы так жарко спорите?» Вероятно, так обратился к Своим ближайшим последователям Иисус. Ученики опускают головы. Через несколько часов, Христос это знает точно, придут солдаты, чтобы арестовать Его. Дальнейшее хорошо Ему известно. Иисусу предстоит пережить самые грустные, более того — самые трагические минуты в Своей земной жизни. Его покинут возлюбленные друзья. Он будет унижен, пройдет через пытки и примет распятие. Для Него этот мелочный cпop,по сути своей, уже есть начало предательства людей.

В который раз Он с горечью отмечает: увы, эти люди так ничего и не поняли из Его учения.

Необходимость урока

Господь с большой любовью, но также и с достаточной настойчивостью желает преподать урок Своим ученикам. Он обращается к ним со следующими словами: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются» (Лк. 22:25).

А далее следует уникальное продолжение: «А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лк. 22:26). Можно без труда расшифровать смысл сказанного Христом. Сильные мира сего стремятся прежде всего к своей собственной славе. Они ведомы жаждой власти, желанием возвыситься над остальными людьми и править ими. Вы находитесь на пути к такому образу мыслей и поведению. Давая свободу подобным чувствам, вы незаметно, мало-помалу превратитесь в тиранов, этаких маленьких цезарей. Разве в этом состоит цель вашей жизни? Конечно, нет! Тогда обуздайте ваши помыслы. Направьте ваши стремления на магистральный путь, который приведет не к министерским портфелям в Иерусалиме, а непосредственно в Царство Божье. Вы хотите стать исключительно великим? Станьте самым незначительным, ничтожным.

Вы хотите быть хозяевами? Будьте слугами, будьте рабами, подобно вашему Учителю.

Удивительно! А Сам Иисус — был ли Он действительно слугой всем? Апостол Павел пишет: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не по читал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:5—8). Спаситель стал слугой всему человечеству, этим служением спасая людей от вечной погибели.

Господствующие и подчиненные

С какой целью ставилась во главу угла идея служения? Дело в том, что Иисус опасался, что Его ученики перенесут в свою среду все те конфликты и распри, которые царят в обществе. Социологи выявили следующую закономерность. Действительно, каждая социальная группа, независимо от ее идеологии, разделена на людей господствующих и подчиненных. Задачей тех, кто обладает властью, является сохранение последней. В результате — напряженность, конфликты. подавленность. В итоге, вместо того чтобы выполнять свою функцию, эта группа проявляет явную тенденцию к самоуничтожению. Напротив того, среди последователей Христа должны быть лишь равные перед Богом и друг перед другом братья и сестры. Безусловно, таланты и ответственность каждого признаются, но никто не вправе стремиться к власти над своим ближним. Вот какой дух должен парить в данной группе. Это дух смирения и покорности.

Если ко всему прочему я был бы еще и красив…

Иногда мы задаем себе вопрос: «Почему Бог не освобождает нас от наших недостатков?» Мы часто говорим себе: «Я умен. Эх, если бы я был еще и красивым». Или с горечью замечаем: «Я так красноречив!

Эх, если бы я с таким же успехом владел пером!» А может быть, мы сетуем: «Я успешно сдал все экзамены. Эх, если бы меня еще и полюбила девушка». Вероятно, мы беспокоимся: «Я так уверенно делаю карьеру, но вот беда — сын стал наркоманом. Почему мне выпало такое испытание? Почему?» Даже самые глубоко верующие люди могут поставить этот вопрос: «Почему Бог допускает такое? Ведь без этих проблем без этих недостатков я бы смог еще лучше служить Ему». Павел искал ответ на данный вопрос у Самого Господа. Он оказался таким: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Беря эти слова Господа за основу, великий апостол напишет: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами…» (2 Кор. 12:9). Невероятно! Зачем восторгаться собственными слабостями? Обычно люди их стыдятся и, по возможности, скрывают. Однако далее следует уточнение и объяснение апостола: «…чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9). И подождите, это еще не окончательная мысль. Павел добавляет, утверждая: «Ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).

Если мы не поймем эту данность, наши успехи окажутся недолговечными, иллюзорными и эфемерными.

Все рухнуло

Апостолы нуждались в наглядном уроке. Гордость и амбиция мешали им видеть реальность жизни. «Ближайшее будущее» заслоняло все. Так, например, Петр объявил себя готовым скорее умереть,чемпокинутьИисуса. Час истины приближался. Никто из учеников не молился о достойной его встрече. Они думали лишь о себе, о своих планах, о своем будущем, а все остальное напрочь выпадало из их поля зрения. Засыпая, они мечтали о славе, а пробудились окруженные солдатами. Они полагали, что с таким Учителем и Наставником им ничего не грозит. Но солдаты арестовали Его, и все в одночасье рухнуло. Когда-то они хотели умереть с Ним, а сейчас бежали, как последние трусы, думая лишь о спасении собственной жизни. Естественно, Петр не мог позволить себе капитулировать без сопротивления. В его руке блеснула отточенная сталь меча. Через секунду лишился уха раб первосвященника. Но Иисус вмешивается в этот конфликт. Нельзя проливать кровь даже ради самой возвышенной идеи. Никакого насилия даже в целях сохранения жизни. Разгоряченный апостол ничего не понимает и отступает. Но угрызения совести не оставляют его. Они толкнули этого человека на еще один отчаянный поступок. Петр пробирается во двор первосвященника Каиафы, где допрашивают Христа. Какой смелый поступок! Но отвага апостола тает на глазах, когда его узнает служанка. И вот он позорно отрицает свое знакомство с Учителем. «Он… отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека» (Мф. 26:72). Это предательство чистейшей воды. Кандидат в великие герои впал в глубочайшее бесславие.

Научиться смирению

Все наше естество склонно к гордыне. Неосознанно мы стремимся к тому, чтобы все служили нам. Номы не хотим служить кому бы то ни было. И для большинства из нас успех измеряется количеством тех, кто нам служит. Слуга же в нашем восприятии есть образ неудачника, пример поражения. Иисус утверждает диаметрально противоположное: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лк. 22:26). Эту мысль чрезвычайно трудно усвоить и Петру, и Иакову, и Иоанну, и всем остальным апостолам. Как вы думаете, принимал ли данное утверждение Моисей, покидая Египет? Было ли оно естественным и руководило ли оно поступками Савла, отправлявшегося в Дамаск, чтобы притеснять христиан? С уверенностью можно ответить: «Нет!» Утвердительный ответ подразумевает смирение, а оно исключительно трудно усваивается людьми. В то же время без смирения дорога в будущее закрыта. И чтобы добиться жизненного успеха, необходимо научиться смирению.

Ученики Христовы научились служить, а не властвовать. Их горделивое «я» постепенно уступило место другому состоянию души — им стало «я» во Христе. Это было рождение новой личности, о которой апостол Павел написал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Перед нами — уникальная формула нового бытия, которую иными словами можно передать так: «Теперь моей жизнью руководит через мое “я” Сам Христос». Апостол Петр предлагает истинным последователям Христа облечься в одежды смиренномудрия. Почему? «Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5:5). Библия зачастую рассматривает гордость как главную причину возмущения, противления, как источник всех людских неприятностей и страданий. Живущему праведно открыта великая истина: гордость — это путь к падению, высокомерие неизбежно ведет к гибели. Удивительно, не правда ли?

Мощный двигатель

Многие греческие философы, в том числе и Аристотель, полагали, что совершенному человеку чуждо смирение. Эта мысль жива и поныне. Когда о человеке говорят, что он смиренный, то под этим редко подразумевается комплимент или похвала. Зато гордость рассматривается как мощный двигатель, способный приблизить успех. Однако здесь кроется опасность. В чем она состоит? Дело в том, что обычно жизнь такого сверхмощного двигателя оканчивается взрывом, от которого гибнет и его хозяин, то есть мы с вами. Из этого следует, что направляться к успеху надо иначе. Но как? К нам на помощь приходит апостол Петр. Он подсказывает нам: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 5:6).

Однако это еще не все. Господь не только вознесет нас в положенное время, Он не оставит нас без Своей поддержки в ожидании этого славного момента. Поэтому Петр с уверенностью говорит: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:7).

Гордецу незнакомо состояние душевного покоя и мира. Он противится Богу, почитая себя выше Его. Поэтому гордый человек неминуемо приходит к нападкам на Творца. Конечно, это происходит постепенно. Сначала горделивый человек пытается уподобить себя Всевышнему. Это первый этап. На втором этапе такой человек уже начинает спорить с Господом, доказывая свое преимущество перед Ним. И, наконец, в финале гордец напрочь отказывается от Бога, ибо он сам видит себя таковым. Сколько подобных «человеков» мы можем повстречать среди всех этих ложных «гениев» и «великих» личностей, которые прошли через три описанных нами печальных этапа деградации?!

Непобедим, сын мой

Плутарх рассказывает о том, как Александр Македонский, желая узнать волю богов перед своим походом в Персию, отправился за советом к знаменитому дельфийскому оракулу. По прибытии он не нашел там ни одного из предсказателей. Гордый македонец отправил своих людей с приказом разыскать самую великую прорицательницу. Она отказалась прийти. Тогда Александр собственноручно притащил ее в языческий храм. Вынужденная повиноваться силе, пифия сказала молодому царю: «Ты непобедим, сын мой». Услышав эти слова, юный и необузданный завоеватель освободил бедную женщину. Он, собственно, и не нуждался ни в каком ином пророчестве. Воткаким образом можно использовать религию. История изобилует такого рода примерами. Кстати, Александр ко всему прочему еще и обожествлял собственную персону. Какое безумие!

Зачем, быть смиренным?

Что означает «смиритесь под крепкую руку Божию»(Петр. 5:6)? Почему смирение является непременным качеством, необходимым для достижения успеха в жизни? Прежде всего надо отметить, что смирение не противостоит вашим способностям. Оно не призывает к самоунижению. Вовсе нет. Человек, будучи смиренным, может прекрасно отдавать себе отчет в своих потенциальных возможностях и лелеять здоровое честолюбие. Смирение не приводит к обесцениванию собственной личности. Напротив, оно ведет человека к реальному восприятию окружающего. С точки зрения могущества, мы ничтожны в сравнении с Богом, как неимоверно мала капля воды рядом с бескрайним океаном. Но Господь любит нас, ведь мы — Его дети. И в этом мире мы можем хоть что-то представлять собой лишь благодаря Его любви, а не нашим собственным силам, разуму или богатству.

Смирение указывает на истинное место человека в его отношениях с Господом. Мы всего-навсего крошечные муравьи, рассыпанные на Его огромной и могучей ладони. Она может сжаться в кулак и без труда раздавить нас, или же наоборот — с величайшей осторожностью сохранить нас.

Гигантская рука на вашей голове

Представьте себе огромную руку, которая все время висит над вашей головой. Такое состояние будет постоянно вас терроризировать. Скажем, я завожу с вами разговор, и вдруг эта рука хватает меня, и через мгновение я оказываюсь совершенно в другом месте, например, в Париже. Или я говорю себе: «Мне надо отправиться на вокзал и первым же поездом поехать в Женеву». Оп! Та же самая рука вновь берет меня и переносит уже на Сицилию. Иногда это может оказаться даже полезным, особенно если окажешься в неудобной ситуации, из которой никак не можешь найти выхода. Но при этом какая беззащитность и несамостоятельность! Господь может поступать с нами именно так. И мы будем не в силах Ему противостоять. Но Он не сделает ничего такого, потому что любит нас. Его могучая рука распростерта над нами совершенно с иной целью. Она призвана защищать. Точно так же мы поступаем с пламенем свечи, готовым погаснуть от порыва ветра. Эта рука там, над нами, — чтобы помочь нам, чтобы направлять нас на путь истины.

Смиритесь! Это означает: отдайте вашу жизнь в эти любящие руки. Доверьте Господу все ваши планы, ваши мечты и позвольте Ему осуществлять в вас надлежащие изменения. Почему вы должны так поступать? Да потому, что Он один в состоянии поднять вас из тьмы и греха. Это подтверждают следующие поэтические строки: «…не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно”. Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение; но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74:6—8).

В свое время

Апостол Петр говорит, что Господь «вознесет нас в свое время» (1 Петр. 5:6). Мне очень нравятся эти слова. Полезно их выучить наизусть. Они поднимают тонус и укрепляют. Но их можно рассматривать и как своего рода метод, обеспечивающий успех. Он призывает к следующему: во-первых, будьте терпеливыми, послушными, будьте реалистами, а во-вторых, используйте благоприятные случаи, когда они предоставляются вам. Почему бы и нет? Возможности этого метода практически безграничны. Он хорошо срабатывал во все времена. Вот целый ряд библейских примеров. Даниил, увезенный в Вавилон, подчинил всю свою жизнь Богу, который «в свое время» возвысил этого человека. «В свое время» Господь доверил Моисею, послушному Божьей воле, руководство избранным народом. Но самым ярким примерам может служить Иисус. Победа над злом была бы просто невозможна без полного подчинения Сына Божьего Своему Небесному Отцу. Автор Послания к Евреям пишет о послушании Спасителя: о хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8). Этот урок послушания дал свои самые положительные результаты, ведь Сын Божий «совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9).

Возвышение, о котором мы ведем речь, включает в себя и вопрос успеха. Господь нуждается в Своих приверженцах на всех социальных ступенях общества. В нашем человеческом социуме еще возможны различные взлеты. Между тем для самого апостола Павла этот вопрос был второстепенным. Греческое слово, употребленное им, в данном контексте может также означать и другое понятие — «восстановление». Действительно, здесь в большей степени ведется речь о восстановлении нашей личности, подвергшейся многолетним страданиям, болезням, поражениям, чем о некоем «повышении по службе». Господь вызволит нас из тупика, в который мы забрели, и направит на пути славы.

Стать непоколебимым

Посредством смирения я достигаю расположения духа, необходимого для того, чтобы позволить Господу начать во мне работу. С помощью смирения я открываю свое сердце Его влиянию, мои действия подчиняются Его руководству. Я становлюсь способным выполнить мою миссию и сделать реальной цель моей жизни. Каким образом? Прочитаем ответ на этот вопрос у апостола Петра: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соде лает непоколебимыми» (1 Петр. 5:10).

Необыкновенные возможности

Мы хотим преуспеть в жизни? Да, мы желаем совершить что-то очень хорошее, доброе, великое. Надо иметь перед собой подобный идеал. Возможно ли такое? Библия отвечает на этот вопрос утвердительно, ибо Бог предлагает нам широкий выбор «добрых дел», значимых и нужных для многих. Используя нас, а порой и действуя совместно с нами, Он творит великие дела. Ему одному ведомо, когда для каждого из нас наступает свое время».

Итак, будьте готовы стать последним в этом мире. Будьте готовы к тому, что перед вами станут захлопывать двери, отказывать в помощи. Будьте готовы ко всему этому ради любви к истине. Довольствуйтесь своим униженным положением, почитайте всех остальных выше вас, делайте это вопреки протестам вашего самолюбивого «я». Все это вы будете совершать из любви к ближнему. Подчините Господу вашу волю, доверьте Ему ваше настоящее и будущее и следуйте к избранной цели вместе с Ним до конца ваших дней. Ощущая небесную поддержку, вы выполните миссию, возложенную на вас Господом. Вы найдете смысл существования, и это откроет вам радость жизни и будущую славу. Для вас обязательно наступит «свое время», то есть самый благоприятный момент в жизни. Вы обязательно сможете им воспользоваться, если все ваше существо пронизано духом смирения.

Именно поэтому, в благоразумии доверяясь Господу, мы можем сказать каждому: «Ты хочешь возвыситься? Будь самым меньшим!»

Несостоявшаяся публикация Лапласа

Однажды ученик и помощник великого математика Пьера Симона Лапласа (1749—1827) в волнении вбежал в кабинет ученого и сообщил, что сделал удивительное открытие. Лаплас внимательно выслушал помощника и полностью поддержал его начинания.

Он тем самым показал ученику, что дорожит его научным поиском. Более того, Лаплас помог ему в публикации работы. Несколько лет спустя знаменитый физик скончался. Его ученику поручили разобрать архив покойного. К своему великому изумлению, среди бумаг он нашел тетрадь, в которой описывалось его открытие. Но оно было сделано самим Лапласом и значительно раньше… Кстати, описание было более подробным и основательным. Лаплас не стал его публиковать! Он оставил это преимущество за своим учеником, чтобы ободрить последнего, добавить ему веры в его силы. Человек, который поведал мне эту историю, глубокомысленно заметил, заканчивая свой рассказ: «Истинное величие человека проявляется лишь тогда, когда уходит гордыня».

Пятый принцип: чтобы преуспеть, используйте

великий закон смирения и служения.

Если ты вознамерился быть самым

великим,стань самым ничтожным.