Страх Исаака

Еще одна история из Библии, то, что происходило в семьях давным-давно. Но когда мы читаем, мы обнаруживаем, что это повторяется и в семьях, которые живут сегодня. Тот же Иаков, его брат Исав, и их родители: Исаак и Ревекка. Вы знаете, как они родились? Это были братья двойняшки, они не были похожи, но родились в один день. Это история записана в 25, 26 и 27 главах – история Исаака и Ревекки. 25 глава, 20 стих:

«Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее».

Это то, что было до того, как родился Исав и Иаков. Потом, когда читаем эту историю, узнаём, что Исав сильно отличался от Иакова. Исав был любитель приключений, человек, который любит свободу, охотник, любил поля и леса. И он нравился отцу, наверное потому, что Исаак был человеком спокойным, он был пастухом овец, у него все было размеренно в жизни, но когда он смотрел на своего старшего сына Исава, он ему нравился, в нём столько было энергии, его трудно было удержать на месте, а особенно когда Исав приходил и рассказывал отцу о своих приключениях, когда приносил дичь домой. Исаак гордился Исавом. Иаков был совершенно противоположным Исаву. Это был человек домашний, он больше думал о будущем, он не столько переживал о сегодняшнем дне, он любил быть дома, помогал матери, заботился о стадах, и Ревекка его очень любила. Но Ревекка его очень любила еще по одной причине. Помните? Ревекка настолько переживала о рождении своих детей. Ну, еще бы, она столько настрадалась, она уже переживала о том, что у неё вообще никогда не будет детей. Она молилась Господу, она просила вместе с мужем своим Исааком, они ждали, когда же у них появятся потомки. И наконец-то это произошло, Господь услышал их молитвы. Тогда УЗИ еще не было, но Ревекка почувствовала, как будто у неё не один ребенок, и она, написано: пошла вопросить Господа. Она в страхе и переживании о будущем очень доверяла Богу. Ведь Бог ответил на её молитву, и у неё уже многие считали, что не будет детей, но Господь услышал, и он дал ей беременность. Теперь она ждала, когда ее сыновья появятся на свет. И она поняла, не только один, похоже двое. И когда она пошла вопросить Господа, Господь сказал:

– Не бойся. У тебя действительно двое сыновей.

И при этом ангел ей сказал, что старший будет служить младшему, и один и второй будут родоначальниками больших народов, но старший будет служить младшему, младший его превзойдет. Она рассказала своему мужу об этом. Когда дети подросли, они как многие родители, а может даже более, потому что они так долго ждали своих детей, радовались их воспитанию, наблюдали за их ростом, радовались каждому шагу, и когда они их полюбили, по обычаю тех дней того времени, той местности, когда дети начали подрастать, Исаак объяснил своим сыновьям, что старший получит особое благословение, и Исаак сказал, что это благословение принадлежит Исаву, как старшему. И это благословение заключается не только в том, что он получит большую часть наследства своего отца, но он будет, самое главное, будет священником, будет патриархом после своего отца во всей семье, он будет духовным наставником всей семьи. Иаков узнал это от матери, узнал о том, что Господь предсказал. Его этого очень заинтересовало, он думал о будущем, он мечтал об этом, он хотел это. Это не значит, что у него не было недостатков, это не значит, что он был идеальным. Вначале казалось, что каждый по-своему хорош, но со временем обнаружилось, что Исаву меньше нравилось говорить о духовных вещах. Исав любил свободу, поле, лес, дичь. Он был полон энергии, его отец любил. А как-то духовными вещами он меньше интересовался. Родители их одинаково воспитывали. Отец готовил их к взрослой жизни, мать делала со своей стороны всё, они получали одинаковое воспитание. Часто Ревекка говорила с Исааком, и напоминало ему о том, что Господь предсказал. Но Исаак был тверд, старший должен получить благословение. Много времени прошло, сыновья выросли, родители постарели, отец плохо видел, и его зрение притуплялось с каждым днем, все хуже и хуже становилось. Исаак понимал, что рано или поздно он закроет глаза, и он чувствовал ответственностью своей совершить то, что должен был совершить для своих сыновей, он должен был их благословить, он должен был особое благословение дать старшему, Исав, как он понимал. Он знал, что Ревекка думает по этому поводу. И когда он решил благословить своих детей, он решил сделать это тайно, по секрету. Но Ревекка догадалась. Когда он пригласил своего старшего сына Исава, и сказал о своем намерении благословить его, Ревекка узнала об этом, каким-то образом. Вообще, интересные у них отношения были. Вы читали эту историю? Очень интересные отношения. Ну, вот посмотрите, хотя бы такое, это уже было после благословения, после того как, всё это произошло. Когда Иаков обманул отца своего, и когда Исав узнал об этом, вернувшись с охоты, принес дичь отцу своему – в 27 главе это написано, и когда Исав поклялся, сказал:

– Ничего, решим эту проблему. Умрет отец, умрёт Иаков.

Ревекка это услышала. 42 стих 27 главы:

«И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?»

Слышали, что сказала Ревекка Иакову? Слушайте следующий стих, что она сказала тут же.

«И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?»

Что она говорит? Что сказала Иакову?

– Брат тебя убьет. Иди, поживёшь, вернёшься потом.

Слышите вы что-то насчёт женитьбы? Что говорит Исааку? Говорит:

– Знаешь, жизни нет. Жизни нет от жен Исава. Если еще Иаков приведет кого-то из-за этих вот, зачем мне жить?

Интересно они живут в этой семье. У Исаака своя жизнь, у Ревекки своя жизнь, Исаак предпринимает что-то, Ревекка догадывается, её кто-то говорит. Слышите тут, уже потом это произошло. Исав говорит, что я убью Иакова, «и пересказаны были». Кто пересказал? Кто-то сказал, у них были слуги. Ревекка идет к Иакову говорит одно, идёт к Исааку, говорит другое, Исаак приглашает, следующую главу почитаете, приглашает Иакова и говорит:

– Слушай, иди туда к Лавану, брату матери твоей, возьмешь, не бери жены из дочерей ханаанских, возьмешь жену из родственников наших.

Между прочим, это тот Исаак, который женился. Помните, которому его отец Авраам позаботился, распорядился, чтобы слуга привел для него жену хорошую. Авраам позаботился. Исаак – настолько ему нравился Исав, что он пропустил это время. Пока он рассказывал ему о своих приключениях в лесу, вдруг Исаак пропустил другие приключения Исава. Вы понимаете, что происходит? Но вернемся туда, когда Исаак отправляет Исава принести ему дичи, Исав приходит, а Иаков был уже у отца, и получил благословение обманным путем. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, 30 стих, 27 главы:

«Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его?»

А что, Исав не понял, кто это? Что это за вопрос? Смотрите, что дальше, он отвечает в этом же стихе, что написано:

«Кто же это… и я благословил его? он и будет благословен».

Он понял, кто это? А кто может быть? Но вы понимаете, что происходит? Я хотел бы обратить ваше внимание на вот эти слова:

«И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто же это?»

Есть в Библии интересное выражение, дважды повторяется позже, когда Иаков возвращался от Лавана, и Лаван его догнал. И Лаван его остановил Иакова, и говорит:

– Ты как поступил со мной? Что же ты это сделал? Ты не мог мне сказать, я бы устроил тебе праздник, я бы поцеловал своих внуков. Что же это, ты как вор!

А Иаков говорит:

– Знаешь, я уже немного тебя изучил. 20 лет. Я знаю.

И потом сказал такие слова, говорит:

– Если бы не Бог был со мной, и страх Исаака отца моего, ты бы сделал мне еще больше зла.

А потом, чуть позже Лаван горит:

– Ну, всё. Хорошо, давай помиримся, всё решим и заключим договор тут с тобой.

Помните, они много камней набросали, и Лаван говорит:

– Пусть этот памятник, который мы тут поставили, будет свидетелем между мною и тобою.

И поклялся Лаван, говорит:

– Я клянусь.

И Иаков поклялся. Иаков говорит:

– Я тоже клянусь страхом Исаака, отца моего клянусь.

Знаете, что это такое? Вот оно то. Когда Исаак понял, что его обманули, он понял, кто его обманул, странно себя ведет, он задрожал. Написано: «трепетом великим, весьма великим», и говорит:

– Кто же это? Он будет Благословлён, Иаков.

Почему он так себя ведет? Ведь отец понял, что тот, кого он наделил духовными правами быть священником, обманщиком оказался. Оказывается, он отца обманул. Вообще, скажите, нормально было бы отцу сказать:

– А, ну, позовите мне Иакова.

И когда Иаков пришел бы, он сказал бы:

– Иаков, так как ты поступил нечестно, то благословение, которое я произнес, превратится в проклятие твоё, потому что ты отца обманул.

С другой стороны, ведь отец благословлял Иакова, а думал о Исаве. Почему Исаак не сказал:

– Исав, ты действительно будешь благословен.

Понимаете, что произошло? Понимаете, почему отец затрепетал? Потому что он знал, как правильно. Каким-то образом отец оправдывал свои планы. Несмотря на то, что знал волю Божию, несмотря на то, что знал, кто будет священником в этой семье. И когда он обнаружил, что при всём том, что он благословить хотел Исава, но не смог это сделать, он понял, что Бог вмешался. И если Господь сказал, так будет. Может быть. Из Библии мы понимаем, что ангел говорил Ревекке. Ревекка сказала мужу. Ну, кто его знает, что имел в виду ангел, кто его знает, почему Ревекка так это всё восприняла. Не знаю, как оправдывал себя Исаак, но знаем, как он поступил, и знаем, что когда он обнаружил, что произошло, он испугался. Он повел себя не как отец, который возмущен поступком, непорядочный поступком своего сына, а он вел себя, как непослушный сын Небесного Отца, и когда он это обнаружил, он испугался. И он сказал, так как Бог сказал: так будет. Это древняя история. Может сегодня подобных ситуаций в семьях не бывает, но в принципе бывают. Может сегодня отцы не благословляют, нет такого обычая, может быть сегодня, но вот эти секреты: у мужа своя жизнь, у жены своя, дети любимчики, папы любимчики мамы. Когда соседи знают больше, чем члены семьи, когда слуги передают информацию от мужа к жене и от жены к мужу, это – несчастье. А многие, знаете, даже настаивают на том, говорят, знаете, даже сегодня это модно так говорить:

– У меня же должна быть своя жизнь. У меня же должно быть что-то своё, своя личная жизнь. Ну, нельзя же так вот, прямо вот, чтобы всё было открыто. Ну, и у мужа может быть что-то своё. Ну, может же он пойти с друзьями, там на рыбалку или… Но это ж не порок.

Это порок, за который ступают, и откуда часто уже возврата нет. Вы знаете, если говорить об этой теме: семья, семейные отношения, написано очень много книг. Есть много передач, прочитано много лекций и семинаров. И знаете, как их можно классифицировать? Есть одно направление, которые говорят: хотите быть счастливы, не пытайтесь ничего менять, не меняйте друг друга, вот примите его таким, какой он есть, примите её такой, какая она есть, дайте им свободу. Это одно направление. Там могут быть разные темы: как ужиться с мужем, как ужиться с женой, и когда вы послушаете или почитаете такие книги, там вы узнаете, что, не обращайте внимание, посмотрите на это легче, не принимайте это близко к сердцу, попробуйте увидеть в этом что-то положительное, потому что, когда вы предоставите свободу, когда вы примите его таким, какой он есть, вот тогда произойдут перемены. Да, кое-что надо оставить таким, как есть. Мы уникальны. Каждый – это личность, удивительная личность. У каждого свои способности, свои таланты, свои вкусы, свой темперамент, но есть что-то, с чем мириться нельзя – характер, то, что должно изменяться изо дня в день и становиться лучше и чище. Есть нечто, чего в семью допускать нельзя, никакой личной жизни. О какой личной жизни может идти речь в семье? Какие это могут быть секреты у мужа от жены, у жены от мужа? Вы понимаете, что такое моя личная жизнь в семье? В религии тоже можно найти несколько направлений, два направления. Одни скажут:

– Знаете, Господь все прощает, всех принимает и всех спасет в конце концов. Главное придите к Нему и всё.

– Но это, так, всё в общем.

– Приди ко Христу, прими Христа в сердце.

– А что это значит?

– Ну, ты принял Христа? Если принял, то всё, больше тебе ничего не надо, ты свободен, никаких законов, закон пригвожден ко кресту, спасен навеки.

Вы знаете, это не то, чему учит Библия. Как в церкви, так и в семье есть вещи, которые нужно за границей, за стеной они должны быть. Есть вещи, с которыми мириться нельзя. С людьми надо мириться, с грехом, ложью, обманом, пороками – никогда. На этих вечерах, которые мы с вами проводим, невозможно всё рассказать. Если вы все забудете, о чем мы говорили, не забудьте одно: Иисус пришел на нашу землю, потому что он не мог смириться с грехом и пороком. Он умер, чтобы грех не допустить в вечность, чтобы греховный характер мог быть преображен в святой характер. Именно ради этого Он пришел на нашу землю. Он пришел помочь стать счастливыми, уже на этой земле, а счастье немыслимо, если у него будет свой кабинет, а у неё будет свой кабинет, у него свои дела, а у неё свои, у него свой кошелек, а у неё свой кошелек. Конечно, я не говорю в буквальном смысле, можно иметь четыре кошелька дома, но никаких секретов и никакой личной жизни, если хотите быть счастливыми. И если хотите, чтобы ваши дети еще были счастливы, тем более. Вы понимаете, что они будут впитывать всё, что делаете вы. Это далеко идущее решение. Исаак смотрел на Исава, и он решил его принять таким, какой он есть, а он должен был работать над воспитанием его характера. Да, у Исава были хорошие качества. И эти хорошие качества надо было развивать и работать над другими сторонами характера, над его духовностью. Отец видел, что Исав пренебрег первородство, отец видел его склонность к мирскому времяпровождению, отец видел, с кем он дружит, он сам страдал вместе с Ревеккой от выбора Исава, но он принял это, и не стал менять. И когда он понял, что Господь не одобряет его решение, он испугался. Я не знаю, что происходило с Исааком, но я думаю, что это было моментом его покаяния. Нельзя сказать, что это был неверующий человек, верующий, так же как и мы с вами, но нельзя сказать, что верующему человеку, уже не нужно покаяние. Каждый день нам нужно проверять наши отношения с Богом, и наши отношения друг с другом. И если есть что-то, что надо менять, надо менять. Есть вещи, которые нужно менять, и мириться ни в коем случае нельзя. С людьми же надо строить отношения, надо терпеть, надо любить, но с поступками мириться, с характером – никогда. И Господь то, как Он ведет себя в этой ситуации для нас может быть лучшим примером. Смотрите, что делает Господь? Что Он не видел, какие планы у Исаака? Он не знал их взаимоотношений в семье? Но Господь терпеливо оберегал их, охранял, до тех пор, пока Исаак не столкнулся сам со своим решением. И когда он увидел, что это получилось, он задрожал. Он понял, что стоит перед Богом, который видит и читает его сердце, и знает всё, и при этом продолжает его благословлять, и ждет, когда он поймет, как правильно. Это не значит, что Исаак не знал, как правильно, Ревекка ему много раз рассказывала.

Чему эта история может нас с вами научить? Тому же. Это не значит, что вы сегодня слышите что-то новое. Знаю, что всё это знакомо многим с детства. Но вы знаете, так как Исаак всё это давно знал, это еще не значит, что у него всё решено и правильно решено. Говорят, что люди слышат 50% из того, что слушают, а из того, что слышат, 50% понимают, а из того, что понимают, 50% запоминают, а из того, что запоминают, 50% применяют. Вот посчитайте, что останется. Вот, потому повторяем и повторяем прописные истины. Характер надо менять. И если какой-то психолог или душепопечитель, или специалист по семейным отношениям скажет вам, что надо мужа отпустить на рыбалку, или с друзьями в гараж, и вас не должно волновать, чем он там будет заниматься, не верьте, если думаете его так спасти. Идите с ним на рыбалку. Если кто-то вам скажет, что надо разрешить детям делать что они захотят, иначе вы убьете в них творческую личность, пожалуйста, не верьте, вы убьете в нем счастье, вы сделаете его несчастным человеком. Не миритесь с пороками, работайте над своим характером, и не миритесь с характерами людей, с которыми живет. Говорите всё что думаете о них. Любите. Тот, кто любит, всегда правду скажет. Многие любовь неправильно представляют. Говорят: тот, кто любит, говорит только приятное. А вы знаете, сейчас у людей, у разных людей разные понятия о приятном. Сейчас так столько приятного люди придумали, что послушаешь, и диву даешься, как это можно назвать приятным. Кому-то приятно пить, кому-то приятно курить, кому-то приятно боль причинять себе или кому-то, кому-то еще что-то. Сегодня очень много изобретений. А любовь? Сегодня люди любовью называют, то, что любовью назвать невозможно. Потому, вот что в Библии написано: кого люблю, тех обличаю и наказываю, говорит Господь. Бог есть любовь. Идите, и вы поступайте также. И тогда будут счастливы ваши семьи и на этой земле. Но самое главное, мы сможем спасти еще многих для вечности. Помолимся.

Отче Небесный! Благодарны Тебе за милость и любовь к нам, за благословения, которые Ты нам посылаешь, и за эти древние истории, за эти уроки. Помоги нам их запомнить, помоги нам их понять, помоги нам их применить в жизни, помоги полюбить Твои советы, чтобы наша жизнь была полноценной, чтобы наше счастье было полным, чтобы наши дети были славой имени Твоему, и радостью для нас. Услышь молитвы детей Твоих, прости согрешения, и сохраняй нас от грехов. Когда мы покинем это место, охраняй нас в пути домой, а завтра приведи опять, чтобы обращаться к Тебе в молитве, и слушать слова Твои святые. Во имя Иисуса просим Тебя. Аминь.