Осии: Мой народ

Откроем Священное Писание, книгу пророка Осии. Мы подошли к малым пророкам. Это самая первая книга из двенадцати книг, которые называют малыми пророками. Но, они не малые, они – великие. Потому что каждая книга – это особая весть Божия, не менее важная, чем в книгах того же пророка Исайи или Иезекииля или Даниила.

Книга пророка Осии, 1-я глава, 1-й стих: «Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иофама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. Начало слова Господня к Осии».

1-й стих у малых пророков особенно важен, потому что там дается исторический фон — когда это происходило, во дни каких царей. И вот, в первом стихе у нас ряд царей – царей Иудейских, царей Израильских. И у нас есть представление, когда это было. Смотрите, «во дни Озии, Иофама, Ахаза». А мы недавно Ахаза встречали. Кто с ним встречался? – Исайя, в 7-й главе Исайи мы Ахаза встречали. Значит, сразу понимаем, что Осия был современником пророка Исайи, и пророчествовал в то же время, что и Исайя пророк.

«Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: «иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земли сия, отступив от

Господа». Представляете? Представьте себе, Господь дает повеление пророку: «идешь, женишься, но знай, она тебе будет изменять». Изначально. Я не знаю, кто ещѐ женился вот с такими планами, что жена будет неверна ему. Но, Господь Осии прямо сказал: «иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда». А что это значит? Не еѐ одну, а ещѐ с приданым. А откуда эти дети? Возможно, она сама не знает. Для чего? Что Господь показать этим?

И тут во втором стихе Господь это объясняет. Знаешь почему? — «ибо сильно блудодействует земли сия, отступив от Господа». А это что значит? В каком смысле «сильно блудодействует земли сия»? Вот оно – «отступив от Господа». Это что значит?

Это уже в духовном смысле. Хотя там, в те дни всѐ это настолько было перемешано. Потому что, когда Израильтяне начинали поклоняться Ваалам, Астартам, что это означало? А это означало и в духовном смысле блудодеяние и в буквальном. Потому что в этих храмах как раз и совершались все эти беззакония. При каждом храме были блудницы, которые считали это служением той богине или богу, которому они поклонялись. Вот почему в Библии всегда верность Господу параллельно идет с верностью или неверностью супружеской. Потому что любое идолопоклонство с этим связано было, любое.

Каждое идолопоклонство связано было с блудом. Прелюбодеянием, изменой, неверностью. И потому Господь говорит Осии: «Иди, возьми себе жену блудницу, и детей, которых она нагуляла, и живи с ней». Почему Господь это делает? Почему дает такое повеление? Вы знаете, это наподобие того, что Господь сказал Аврааму. Помните, когда сказал Аврааму: «Возьми сына своего, Исаака, и принеси в жертву»? Понимаете, тогда Господь с самым близким человеком, который понимал Господа, который повиновался Ему, хотел поделиться Своим горем, Своей болью. И говорит: «Авраам, иди и принеси сына твоего, единственного твоего, любимого твоего; иди, принеси его в жертву». Что Господь хотел этим показать? — «Авраам, понимаешь, это Меня ждет. Это то, что Я буду переживать. Хочешь понять, хоть отчасти, что Я буду переживать? Я хочу, чтобы ты это тоже прочувствовал. И ты сможешь людям лучше объяснить и рассказать, какой у Меня характер, и какие у Меня планы, и какое состояние этой земли, и как Я планирую и как Я вижу, что эту ситуацию нужно решить, и как только возможно ее решить. Я хочу, чтобы ты лучше понимал план, который Я задумал наперѐд по спасению этой земли».

И теперь то же самое Господь говорит Осии. Говорит: «Хочешь, Я поделюсь с тобой бедой, горем Моим? Вот у Меня есть народ, любимый народ. Ты знаешь, каким трудом Я этот народ освободил из рабства? Сколько стоило Мне переживаний с этим народом?

Сколько они Мне дней неприятных, и ночей неприятных, и минут неприятных доставили?

Я хочу тебе рассказать, как они Мне ответили. Но чтобы лучше ты это понял, женись на женщине, которая тебе будет изменять».

«И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: «нареки ему имя Изреель». Изреель – это тоже интересные моменты. Каждое название, каждое имя, каждое географическое название – это целая история. Это целая история, о которой можно говорить не десять, не двадцать минут. Можно на каждом тексте остановиться и увидеть, что за этим стояло. Потому что, вы понимаете, это история, история Израильского народа!

Когда Господь говорит: «назови Изреель», «потому что ещѐ немного пройдет, — и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева». А что это? А это надо читать. А это надо вспоминать, что там было во дни Ииуя? Да. И связано с Изреелем. И что за кровь там? И вы поймете, что Господь хочет сказать. Потому что в каждом тексте весть. Это целая проповедь, которую знают Израильтяне. Им достаточно одного слова, и они понимают. Они вспоминают истории из прошлого своего народа.

«и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева и положу конец царству дома Израилева. И будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель».

И зачала ещѐ и родила дочь, и Он сказал ему: «нареки ей имя Лорухама» — каждое имя имеет смысл – ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им». А вы думаете, это проповедь только для Осии, чтобы он понял? Представьте себе, Осия воспитывает детей. Дальше мы увидим, как разворачивается история, как события разворачиваются в этой семье. Осия женился на этой женщине, она уходит от него. И уходит, не просто уходит к другому. А уходит на рынок, где себя и продает. Господь говорит Осии: «Давно ее нет?». – «Давно, Господи, ушла. Не знаю, стоит мне за ней идти, или может уже не надо?» — «Иди» — говорит – «иди и купи еѐ». Представляете себе? «Иди, поторгуйся с ней, договорись о цене и приведи домой. И попроси, чтобы она больше не уходила от тебя, и не блудила, с кем попало и где попало. Скажи, что ей хорошо заплатишь за это».

Представляете, пророку повезло? И теперь, и она всѐ это время, у нее дети. Вот Лорухама родилась, Непомилованная. Чей это ребенок? Кто знает, кто знает. Следующий уже ясно чей. Там Осия, похоже, рассчитал и понял. И Господь ему ещѐ подсказал. Говорит: «И откормив грудью Непомилованную, она зачала и родила сына. И сказал Он: «нареки ему имя Лоами, потому что вы — не Мой народ. Осия, этого сына назови «не Мой народ». А что это значит? — Не твой ребенок. А что Осия говорит? – «Да, я и сам, Господи, понял». И что делать теперь с этими детьми? Что делать? Господь говорит: «ничего, воспитывай, воспитывай. Жену воспитывай, детей воспитывай. Я тебе ещѐ что-то расскажу».

Вы представляете жизнь пророка? С одной стороны, он должен возвещать Божью весть народу, с другой стороны, у него есть свои проблемы семейные, и не простые. Он должен ходить время от времени искать свою жену, где она? Своих детей зовет. Представляете, дети где-то во дворе бегают. И он кричит: «Не Мой народ». А люди знают, что это значит. Что люди думают о пророке, о детях, о непутевой жене, что они думают? И Господь говорит: «Есть свободная минута, выходи, сообщай Мою весть народу». Понимаете? А эта весть уже подкреплена ещѐ и наглядно, потому что всѐ это происходит на глазах у людей. Они уже знают, знают, где эта Гомерь, дочь Дивлаима, где она бывает. Часто люди видят и знают больше, чем он. Потому что он детьми занимается, а они в это время на рынке встречают там, или где-то у храма языческих богов встречают там Гомерь. Что за весть Господь народу Своему хотел преподать таким образом. Это все в книге

Осии. Послушайте, 7-я глава. 1-й стих: «Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема» — а как это? – и злодейство Самарии; ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам».

Это состояние, которое было в те дни в Самарии, в городах Ефрема. «Не помышляют они в сердце своем, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они – пред лицом Моим. Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими – князей».

Состояние какое!

«Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто, и оно вскиснет. «День нашего царя!» говорят князья, разгоряченные до болезни вином». Как красочно, да, описано! «А он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит как пылающий огонь». Все идет, все запущено, никакой работы. И сказать, отдыхают, тоже не отдыхают. Трезвых не видно, тем более разумных. Вот что происходит.

«Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне. Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб. Чужие пожирали силу его, — и он не замечал; седина покрыла его, а он не знает». Состояние! Ну, а чего ожидать. Если все, чем он занимается – это пьянство и прелюбодеяние. Отдает силу другим, и уже не видит, в каком он состоянии. Видели людей, которые спились? — вот состояние Израиля.

Или 9-я глава – «Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары». Вся книга на эту тему. Анти — песнь Песней. Если хотите увидеть обратную сторону Песни Песней, так вот это книга Осии.

Мне нравится 11-я глава. Почему Господь все это делает? Что Господь этой книгой, этой вестью хочет показать? Послушайте, 11-я глава: «На заре погибнет царь Израилев!». На заре – это как? Ещѐ и жизни не увидел, ещѐ не пожил, как следует. И Господь говорит: «Так погибнет же». «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам». Это Господь говорит. «Я Сам приучал Ефрема ходить». Господь вот в таком виде, таким языком говорит: «Представляете? Видите Осию? Учит ходить детей. Мамы нет – учит, возможно, читать, писать. А Господь говорит: «Осия, теперь расскажи, иди, народу о Ефреме. У Меня был такой же сын Ефрем и Израиль. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им».

А что значит ярмо? А Господь говорит: « и был для них как бы поднимающий ярмо», чтобы накормить, освобождая от этой тяжести, помогает. Не только пищу подносит, ещѐ и помогает. «И ласково подкладывал пищу им. Не возвратится он в Египет; но Ассур – он будет царем его». Кто не возвратится? Ефрем. «Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне». А вы знаете, что значит Ассур? Это хуже, чем Египет. Ассирийцы, они прославились своей жестокостью, они превзошли всех. В то время более жестоких царей, чем Ассирийские, не было. Египет – это курорт, по сравнению с Ассирийцами. И вы знаете, Осия предсказал вот таким драматическим образом, предсказал пленение Северного Царства. Он это делал вместе с пророком Исайей. Осия и Исайя пророчествовали одновременно о том же, и говорили о Божьей любви.

Но вы видите, эти проповеди на одну и ту же тему. Но они отличаются одна от другой. Какая ярче? У Исайи тоже есть яркие моменты – это большая книга. Но, Осия, мне кажется, превзойти иллюстрации какой-то Осию вряд ли. Вряд ли вы найдете более яркую иллюстрацию того, как милостив Господь, как Господь долготерпелив, и как Он заботился о Израиле, о Ефреме, о Северном Царстве.

«Не возвратится он в Египет» — вы слышите, сколько боли в этих словах — Ассур будет их царем». Они выбрали. Почему? «Потому что не захотели обратиться ко Мне». А теперь вернитесь на рынок, где Гомерь продает себя. Ей плохо было у Осии, плохо? Думаете, лучше там. Там ее унижали и оскорбляли, а она всѐ равно шла туда. Господь говорит : « Вы понимаете, что произошло с народом Моим? Вот то, что Гомерь выбрала, вот то выбрал Израиль. Почему они к Ассуру пойдут? Потому что не хотели вернуться домой, ко Мне». «И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их». За что?

В книге Даниила, в 3-ей главе, где описана история Седраха, Мисаха и Авденаго. Помните, когда Навуходоносор всем поклониться золотому истукану. И когда они не поклонились, и когда их привели к Навуходоносору, Навуходоносор в разговоре с Седрахом, Мисахом и Авденаго в 14-м стихе сказал им: « с умыслом ли вы Седрах, Мисах и Авденаго богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь. «С умыслом ли вы» — что это значит? Другими словами он спрашивает: «Вы подумали, вы умышленно это делаете, или случайно так получилось?» И вы помните, что в той главе Седрах, Мисах и Авденаго сказали, что нет нужды повторять и давать им ещѐ один шанс, потому что они все хорошо обдумали. В 16-м стихе: «И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: «нет нужды нам отвечать тебе на это».

И дальше в 18-м: «Да будет известно тебе царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся». Они хорошо всѐ обдумали.

Понимаете, когда мы сейчас читаем, что Господь накажет Израиль за умыслы их – это означает умышленный грех. Это не случайная ошибка. Это продуманный, спланированный умышленный грех. Вы знаете, этот грех начинается в мыслях. Отчего?

Потому что делать нечего было. Жизнь хорошая была.

«Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему. Он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я – Бог, а не человек; среди тебя – Святой; Я не войду в город. Вслед Господа пойдут они. Как лев, Он даст глас Свой! даст глас Свой, — и встрепенутся к Нему сыны с запада. Встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь».

А что происходит тут? Что происходит? Господь говорил в пользу Ефрема? А что вы сейчас слышите? Что за пророчество было до сих пор – погибнут, Ассирийцы будут править ими, меч пошлю на города их. А потом говорит Господь: «Нет. Я сделаю так, что они как голуби оттуда прилетят, встрепенутся на голос Мой с востока, с запада, и с земли

Ассирийской, в домы их вселю». Господь в начале рассказывал о том, что ждет Израильтян за их нечестие, а потом незаметно переходит к тому, что будет, в конце концов. Почему Господь через всѐ это проводит Свой народ? Почему Господь избрал такой трудный путь в решении проблем со Своим народом?

Потому что Он видит хороший конец. Многие погибнут, но многие спасутся. Через все эти испытания многие спасутся. В одной из книг, которую мы проходили уже до сих пор, были такие стихи, может, вы вспомните, где это было. Господь говорит о наказании, которое постигнет Израильтян. А потом спрашивает: «Думаете, почему так сурово? Знаете, когда вернутся дети ваши из плена, и вы посмотрите на поведение их и услышите их разговоры и увидите, как они выглядят, вы поймете, для чего всѐ это нужно. Они совершенно изменятся, это будут другие люди. Вот эти трудности, которые они перенесут, и их родители, очень хорошо повлияют на детей. И дети вернутся, и ты с удовольствием будешь смотреть на то, как они себя ведут. Ты будешь гордиться детьми твоими. Но, знаешь, каким трудом это стало возможным? Через какие испытания они прошли?». Так и здесь, Господь говорит: «Знаете, зачем все это нужно?

Ради вот тех многих, которые встрепенутся, как голуби, и прилетят. И Я им за все, что они пережили, устрою самую лучшую жизнь, поселю их в самых лучших домах, в самой лучшей земле. Хотите узнать, что это за земля будет?».

И Господь часто через пророков, когда Он говорит, начинает о наказании, а потом незаметно переходит к тому, что вы не представляете, как это хорошо закончится. Конечно, многие погибнут. Так жаль, что многие погибнут. Но многие, многие будут спасены! Если бы не вот эти испытания и наказания, было бы намного хуже. Поверьте, это лучший путь, который Господь избрал. Это лучший путь. Конечно, мы своим послушанием или непослушанием можем усложнить дорогу домой, и упростить возвращение домой. От нас многое зависит, насколько скоро мы поймем, что Господь желает нам добра. Как только мы поймем книгу пророка Осии, и переживем ее так, как это пережил Осия пророк, тем быстрее мы изменимся и сможем вернуться домой. Знаете, как заканчивается книга пророка Осии? Господь смотрит на Ефрема и говорит: – 14-я глава, 6-й стих и дальше – «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан, Расширятся ветви его, — и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом – и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское. «Что мне ещѐ за дело до идолов?» скажет Ефрем.

— Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис: от Меня будут тебе плоды».

Слышите?: «Что мне ещѐ за дело до идолов?» скажет Ефрем.

«Кто мудр, чтобы уразуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них». Эта книга заканчивается, как книга Откровения, заметили? В книге Откровения последнее, что мы услышим – это то, что искупленные будут говорить: «Истинны и праведны суды Твои» — песней заканчивается. Это и есть песнь Моисея и Агнца – все искупленные признают, что это лучший путь, который Господь избрал. Каким бы трудным он ни казался нам, но это лучший путь. И Господь видел, какой конец будет. И Он так хочет, спасти как можно больше людей, заблудших Его детей.

Вот это весть Осии пророка – не только словесно, но и жизнью. И люди смотрели на

Осию, слышали его пророчества, видели его жизнь, и во всем этом видели Божий характер. Помните, это в Ветхом Завете -Божий характер? Какой Бог в Ветхом Завете? Он такой же, Он не изменяется. Какой Он был в книге Бытие, какой был в книге Судей, такой же Бог в книге Осии, такой же Бог в Евангелиях, и такой же в книге Откровения. Бог, Он не изменяется.

Долготерпеливый, многомилостивый. Если гневается, то вы слышите, даже до конца главы не выдерживает Его гнев. Он уже предвосхищает, во что это выльется, какой будет результат – «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» — Исайя говорит во дни пророка Осии.

А Осия? А Осия в это время воспитывал своих детей. Разные пророки, разные вести, но о том же Боге — любящем миловать, долготерпеливом, но не оставляющем без наказания. Все будет хорошо, как бы трудно ни было. И, в конце концов, все завершится так, как в книге Откровения, как в книге Осии, «ибо правы пути Господни и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них».

Пусть Господь благословит нас в нашей жизни, и во всех трудностях и радостях. И поможет нам не забывать о Нем, о Его характере, о том, с каким нетерпением Он ждет нашего возвращения к Нему. Аминь!