Авдия: Не злорадствуй

Мы подошли к самой короткой книге Ветхого Завета. Но, это не значит, что книга пророка Авдия такая незначительная. Она незначительная в плане объема, но очень важная книга, потому что поднимает такие вопросы, поднимает такие проблемы, которые касаются, наверное, всех.

Давайте, будем читать эту коротенькую книгу: «Видение Авдия. Так говорит Господь Бог о Едоме — мы сразу понимаем, кому адресовано и о ком это пророчество — о Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною».

В этой книге вы сразу чувствуете, что Господь управляет всем. Если возникают какие-то конфликты на этой земле, знайте, что всѐ в ведении Господа. Если он не позволит и волос с головы не упадет. «Так говорит Господь о Едоме: вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал на возвышенном месте и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?». Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь».

Эта книга нам напоминает, что Господь всѐ держит под Своим контролем. Конечно, на этой земле происходит много непонятного, с чем мы не согласны внутренне. Как на уровне государств, в политическом мире много несправедливости происходит. И мы слышим всѐ это, мы читаем о происходящем в мире. И естественно, думаем: «доколе, Господи, всѐ это будет происходить, вся эта несправедливость, угнетение, как на уровне государств, так и на личном уровне, когда сталкиваемся с несправедливостью среди людей, нас окружающих. Господи, ну, сколько это можно терпеть? И поставишь Ты конец беззакониям, в конце концов, или нет?». Наверное, нет человека, который не задавал бы такие вопросы.

И вот на одну из таких проблем Господь отвечает в этой книге и говорит: «Вот, ты Едом».

А Едом — это кто? Это потомки Исава. Едом – это потомки Исава. Так их называли теперь – Едомляне; по-другому, их Идумеи называли. Потомки Исава. Очень хорошо, очень важно не забывать эту историю. Потому что эта история поможет нам понять происхождение проблем в этом народе. Что с ними происходило, что с этим народом происходило?

Конечно, если говорить о народах, в общем, о любом народе, то мы понимаем, что в каждом народе есть хорошие и плохие. И нельзя обобщать. Но, помните книгу Притчей, помните тот стих, например «Не отвечай глупому по глупости его. И отвечай глупому по глупости его». От чего зависит? – От обстоятельств.

Так и с народами, понимаете? Нельзя обобщать и говорить: «Вот, этот народ плохой, а этот – хороший. Тут все – ленивые, а там все – трудолюбивые. И в то же время, что мы видим из Священного Писания? Что есть характерные склонности у народов, которые сформировались ввиду каких-то обстоятельств, в которых они жили, воспитывались. И все события, которые происходили в истории того, или другого народа обязательно наложат свой отпечаток на характер этих людей. Нехорошо обобщать и говорить о какомто народе, говорить плохо или хорошо, но, учитывать это всегда надо. И, скорее всего, надо учитывать свою историю, в первую очередь. Потому что это полезно и важно нам. Ну, вот смотрите, что с Едомом происходило. Вся история этого народа наложила свой отпечаток на их характер. Помните эту историю? Было два брата – Иаков и Исав. Кто был плохим, кто — хорошим? Как вы можете сказать, кто был хорошим, кто плохим?

Понимаете, насколько непросто, дать характеристику человеку.

Посмотришь, вроде бы, Господь говорит, что Иаков лучше, чем Исав. В Библии, как будто, склоняются симпатии наши в пользу Иакова. Но, читаем внимательно историю этих двух братьев, и что мы обнаруживаем? Что вот, этот верующий, богобоязненный, как бы, Иаков, вот в очень неприглядном виде перед нами предстает, потому что обманул своего брата неверующего Исава. И кто из них более прав сейчас? Да, этот беспечный, Исав – продал свое первородство.

Но, Иаков – лучше? Потому и бежал, потому и жизнь такая. Потому его тоже обманывали не раз – и дети его, и тесть обманывал не раз. А почему? Почему Господь всѐ это допускал в жизни Иакова? Чтобы он понял. Господь его воспитывал. Но Исав, он наблюдал – любимый сын, благословенный народ, вот вам, пожалуйста — образец для подражания. Правда? Все хотите быть такими как Иаков? Подумайте о том, как его зовут? А как его зовут? – обманщик. Представьте себе.

Что вы скажете – идут на встречу эти два брата, Иаков и Исав. Кто — хороший, кто – плохой? Идет Исав – хочет отомстить – хороший? Плохой. Когда встретились, как Исав выглядит? Вы знаете, что Иаков сказал Исаву, когда встретился, знаете? Помните, что он сказал? Иаков говорит – это записано в книге Бытие 32-я, 33-я главы, там произошла эта встреча – Иаков говорит Исаву: «Ты знаешь, я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божие. Это правда? Да, можно сказать, польстил. Но, вы знаете, что это была правда. Он ожидал такую встречу. К чему он готовился? Можно допустить такую мысль, что он льстил, когда стада посылал, а когда уже брата встретил, то увидел, что жив остался. Что сказал? Я думаю, что это скорей всего констатация факта: «Ты знаешь, я не ожидал. Я не ожидал такой встречи» — сказал Иаков, по сути.

«Вообще-то, я заслуживал другой встречи, я это понимаю. Но ты был такой же милостивый ко мне, как Господь». Вы знаете, что для Иакова встреча с Господом была более жесткой накануне ночью, чем с братом – негодяем, непослушным, который жизнь свою связал с язычниками, с Хананеями, вопреки воле Божьей. Но вы знаете, удобнее было с этим человеком. А не бывает такого? У вас не бывало такого в жизни, что для себя решали, а может, даже вслух произносили, что удобнее с неверующими иметь дело, чем с верующим. Не было такого? Никакого бизнеса с адвентистами иметь не надо, да? – многие так говорят. А о чем это говорит? Что это значит?

Вот она история двух братьев. И может, не только этих двух. Возможно, таких историй много подобных. Что вы думаете об этих людях. И вот от них произошли народы. Так они и не помирились окончательно. Их потомки вспоминают эту вражду, и по сей день. Правда, никто сейчас потомков Исава определить не может – их просто нет. Они рассеялись, они ассимилировались с народами, среди которых живут, смешались с арабскими племенами. И никто не знает теперь потомков Исава. И это результат пророчества этой маленькой книги Ветхого Завета, которая предсказала, что потомков Исава не будет больше – они исчезнут.

А с чего всѐ начиналось? «Гордость сердца твоего обольстила тебя». Господь посылает

Своего пророка Авдия к потомкам Исава. А о чем это говорит? Как Бог относился к Исаву – любил или ненавидел? Иногда у людей складывается такое впечатление, что Бог лицеприятным был. В случае этих двух братьев проявил лицеприятие – Исава возненавидел, а Иакова возлюбил. Кто сказал это? Помните, где эти рассуждения? Да, именно такие слова говорит: «Что вы скажете, Я одного возлюбил, другого возненавидел?».

На эту тему Павел в 9-й Послания к Римлянам говорит. Интересные рассуждения! Но, давайте, мы вот это увидим здесь. Как вы думаете, было такое у Господа? И вообще, может Он так относиться к людям? Выбрал кого-то, кого-то любит, а кого-то не любит. Он любит всех одинаково. Господь нелицеприятен – Он любит всех одинаково. И вот эта книга лишний раз подтверждает этот факт. Иначе зачем Богу посылать к этому народу Своего пророка, с предупреждением и обличением — «Кого люблю, того и обличаю, и наказываю». Любит Господь Исава? И вот Он посылает Своего пророка Авдия и говорит: «Иди, скажи им: «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал». Там, где поселились потомки Исава – это удивительное место. До сих пор эту местность называют одним из чудес света.

Они поселились в горной местности – древний город Петра. Там никто не живет сегодня. Но, он остался как памятник пророчества об этом народе. Вот этот памятник, город Петра, и область, где жили потомки Исава, тесно связана с пророчеством самым коротким пророчеством Ветхого Завета, пророчеством Авдия. Это об этом пророк говорит: «Ты обольстил себя, гордость сердца твоего обольстила тебя. Ты решил, что раз ты так хорошо устроился и свил себе гнездо в скалах, решил, что ты в безопасности. И в этом твоя ошибка».

Это было и в прямом и в переносном смысле. Исав, во-первых, он увидел, что он в лучшем свете выглядит, чем его брат Иаков. И это плохо на него повлияло. И народ, его потомки повторили ошибку своего праотца Исава. Они поселились в этом месте. А этот город, город Петра, он высечен в скалах. Все дворцы, в основном, высечены в отвесных скалах. Красивые дворцы, с колоннами. Возможно, вы видели на слайдах. Часто на евангельских программах показывают эти картины. До сих пор восхищаются и удивляются, как возможно было вот такое построить!? Это потомки Исава соорудили себе такую крепость. Вход в город был единственным, узким проходом в некоторых местах. Вот так вот можно было достать от одной скалы до другой. Только один человек, один всадник мог пройти.

И потому, вы представляете, — это единственная дорога в город. И затем оно расширялось, и среди скал, и находился этот город. Вы представляете себе, какая это крепость? Благодаря такому расположению этот город могла горстка людей защищать долгое время. Потому что, как армия пройдет через это узкое ущелье. Это единственный вход в город. Те, кто были в городе, они могли уничтожить целую армию, потому что они поодиночке будут заходить туда, если захотят зайти.

Исав, вернее его потомки, они считали, что они неуязвимы. Никто не сможет их покорить, никто не сможет победить их, до тех пор, пока они находятся в своей крепости. «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал» — это об этом, об этом речь – «на возвышенном месте и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?». Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. Не воры ли приходили к тебе, не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано всѐ у Исава и обысканы все тайники его!».

Пророк описывает то, что Господь ему показал, какой конец у Исава – «как всѐ обобрано у Исава, как всѐ разграблено». «До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет смысла в нем». Это Господь говорит. Говорит: «понимаешь, Исав, то, что произойдет в твоей жизни – из-за твоей самоуверенности, из-за твоей гордыни. Это даже трудно объяснить. Потому что, если кто-то грабит, то что-то остается. Но, то, что с тобой произойдет – это трудно объяснить. Более того, друзья твои нанесут тебе удар в спину. И это трудно понять. Нет в нем смысла. Во всем, что произойдет с тобой, уже нет смысла». «Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава? Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман» — (Феман – это ещѐ одно название страны, где жили Едомляне) – «дабе все на горе Исава истреблены были убийством». И дальше Господь объясняет, почему это произошло. Сначала Господь показал, что произошло, и насколько бессмысленное, и объясняет затем, почему это произошло: «За притеснение брата твоего, Иакова» – вот за что – «покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда».

Когда Вавилоняне завоевали Иудею, Исав, Едомляне помогали грабить Иудею, присоединились к Вавилонянам. И отношение к тому, что произошло в Иудее, со стороны Едомлян – это было злорадство. Вот такое было отношение. Ну что? И Господь говорит: «Теперь знаешь, за что всѐ это с тобой произошло?». Это говорит; « за то, что ты притеснял своего брата Иакова. «В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его, не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его».

Понимаете, какую проблему поднимает пророк? Проблему правого. Вы видели, как спорят люди? Случалось вам наблюдать, как две стороны спорили? И, наверное, когда наблюдаешь, становишься мысленно на чью-то сторону. Решаешь: « а вот, этот прав». А потом смотришь: «Нет, вот этот более прав». Что происходит? Когда вы смотрите, как болельщик, и решаете, кто прав. И если вы продолжаете, видите, что вот этот, который прав, уже начинает измываться над тем, кто не прав.

Что происходит? Как вы теперь смотрите? Вы продолжаете быть на стороне того, кто прав? Что происходит? Это то, что произошло с Исавом. Два брата – кто был прав? Исав был прав.

Он оказался в лучшем виде, и в лучшем свете, чем Иаков. Иаков готов был сквозь землю провалиться, Помните, вот ту ночь борьбы Иакова: «Ну, что, Господи, ну, вот, ну что теперь делать? Не отпущу Тебя, пока не благословишь». А что Исав? Исав был в гораздо лучшем положении – он был прав. Когда его встретил Иаков – а вот этот комплимент: «я увидел лицо твое, как бы кто увидел лице Божие» — конечно же, Исав был на высоте.

Ну, и теперь он смотрел – Иудеи получают за свое беззаконие: «Ну, что Вавилоняне пришли, в конце концов, чтобы навести порядок у вас. Потому что вы очень уже чувствовали себя, поступали, как хотели, все дозволено у вас. Ну, сейчас мы посмотрим».

И когда Вавилоняне наводили порядок, Исав еще им помогал. Исподтишка, где-то.

Почему? А он чувствовал себя вправе. Что Господь скажет? «Этого не следовало делать.

Ты прав. Но, ты перешел черту дозволенную».

Знаете, когда в семье несколько детей, бывает такое, что старшему родители иногда позволяют покомандовать. Ну, родители уходят куда-то из дому, и говорят: «А ты будешь старшим». Возвращаются. Когда родители вернулись, кто старший? Уже родители. Все – на равных. Но, вот этот старший, которому дали право на какое-то время, и, бывает, и при родителях начинает командовать или учить, воспитывать своих братьев и сестер. Как родители реагируют в подобных ситуациях? Начинает получать старший. А тот радуется! Что будут родители делать в следующий раз? Будут младшего. И так, пока не отрегулируют атмосферу в семье, в доме.

Что Господь делает? То же самое — это Его дети. Да, Иаков был не прав. Но, кто его будет воспитывать? Братья, сестры? А вам никто не давал права. Только родители имеют право наказывать или учить. Мы все наравне. Понимаете, почему Господь в Новом Завете говорил : «Не судите, не судимы будете». Мы все – братья и сестры. Если кто-то спотыкается и падает, а мы видим это. Надо это замечать. Для чего? Чтобы для себя урок извлечь, чтобы не поступать так же. А когда я начинаю возвышаться, и еще осуждать, а может быть, и наказывать. Как бы не случилось со мной то, что случилось с Исавом и его потомками. Что Господь говорит? Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его, не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия». Видите картину. Так наглядно пророки умели под вдохновением все это нарисовать — расширять рот: «а-а-а-а — так вам и надо!». Понимаете, Господь не потерпит ничего надменного, не потерпит в своей семье. Он поставит всех на место. Но, в этом пророчестве, надо сказать, что это единственная книга, которая целиком посвящена не Израилю. Вы понимаете это? Целиком.

Да, есть еще, есть еще две книги, которые направлены – и мы к этим книгам подойдем – две книги, которые посвящены другим народам, не Израилю. Это книга пророка Ионы, следующая. Но, когда мы подойдем к этой книге, вы увидите, что это не о Ниневии книга. Это о Ионе книга, и там Господь больше воспитывает Иону, чем Ниневию. Потому что с Ниневией у Господа проще дела обстоят. А вот с пророком – сложнее.

А вот эта книга, книга пророка Авдии, она уникальна, потому что полностью посвящена не Израильскому народу. И, знаете, так как эта книга посвящена полностью потомкам Исава, интересно увидеть, какую роль эта книга могла сыграть в будущем. Потому что здесь пророчество о Христе, в этой книге.

Вы знаете, что когда Христос родился в Палестине, Иудеей правили потомки Исава.

Ирод и вся семья Иродов были Идумеями – это потомки Исава. Представляете себе, те Ироды, которых вы встречаете в Новом Завете – это потомки Исава. Вот тот Ирод, который очень боялся, что кто-то займет его трон, когда волхвы пришли с Востока, и который издал указ, перебить всех младенцев в Вифлееме, тот Ирод был потомком Исава.

И вот , представьте себе, этот Ирод, который так переживал о своем троне, который он занимал в Иерусалиме, подумайте, потомок Исава – царь в Иерусалиме. Представляете? И он, занимая престол Давида в Иерусалиме, очень боялся Мессии. Вы помните, что он приглашал время от времени книжников, священников, чтобы те рассказали, что там еще о Мессии написано. Он интересовался Ветхим Заветом. И я думаю, что книгу Авдия он не упустил из виду. На это было две причины:

— первое, что он всем интересовался, что в Ветхом Завете написаное, связанное с Мессией, потому что он занимал место Мессии, фактически. Он занял место Мессии незаконно. И он понимал, что сидит не на своем месте. И интересовался, или сам читал, или ему читали, всем, что в Ветхом Завете написано об этом месте, о троне Давидовом. — Но была у него еще одна причина, познакомиться с пророчествами Авдии. Потому что это пророчество о нем, о его народе – что там будет? Он был свидетелем и все семейство Ирода. Они жили тогда, когда Иисус жил на земле. Один из Иродов, помните, судил Иисуса, когда Пилат посылал к Ироду. Ирод отправил Его опять к Пилату. Это тот Ирод, который просил чудо совершить Иисуса на суде. Но Иисус отказался. Послушайте, как он знакомился с этими пророчествами:

«За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день». Вы знаете, это больше, чем просто «тот день», когда Едомляне помогали Вавилонянам грабит Иудеев – это больше. Когда Библия говорит о «том дне», то знайте, что это пророчество простирается дальше за пределы местной истории и имеет уже значение вселенских масштабов. «В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме…». Что вы слышите? Видите картины того дня? Пророк под вдохновением нарисовал фрагменты того дня — «когда чужие будут вести его». Кого его? Да, здесь иллюстрация того, что происходило во дни Вавилонского нашествия. Но, тут больше, чем просто Вавилонское нашествие.

Это повторится: «Чужие будут вести его, а ты стоял и смотрел? Ты знаешь, что ты мог освободить его, но ты стоял и смотрел, и ничего не сделал. Пилат тебе предоставлял возможность. Это язычник, а ты – брат. Ты мог что-то сделать. Все в твоих руках было, а ты что? Ты развлечения искал, ты чуда хотел увидеть. И что? «В тот день, когда бросали жребий, ты где был? Что происходило с тобой в тот день? Не стоило тебе так поступать. Ты допустил роковую ошибку. Не стоило тебе так поступать. Не следовало тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего. Вообще тебе не следовало в ворота народа Моего входить. Ты понимаешь?».

Вы представляете себе, как к Ироду относилось это пророчество: «Тебе вообще не место здесь. В день несчастия его и даже смотреть на злополучие его в день гибели его не следовало». Ну, хорошо – это Едомляне, это Ирод. А в нашей жизни? Мы можем оказаться в числе правых. А когда будут те неправые гибнуть, какое наше отношение должно быть к этим людям, какое? Когда будет обнаруживаться неправота ваших братьев, какое ваше отношение должно быть? Как вы должны смотреть, куда смотреть? Какое выражение лица у вас должно быть? И как должен расширяться рот, в какую сторону? Какое наше должно быть отношение к людям, которые неправильно поступают? Об этом книга пророка Авдия. Да, они не правы. Но, какое наше отношение должно быть к ним? Знаете, Господь каждому воздаст по его делам, и это Его дело, не наше. Если по отношению к нам кто-то неправильно поступает, несправедливо, какое наше отношение должно быть к таковым? Что мы должны делать? Господь решит – это Его дело. Отмщение – у Господа. Об этом книга пророка Авдия. Не наше дело.

Даже в сердце радоваться нельзя. «Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего. Ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. И дом Иакова будет огнем и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его и истребят его, и никого не останется из дома Исава, ибо Господь сказал это. И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине – Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Хананейскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, — и будет царство Господа».

А этот последний стих о чем? Вы знаете, о чем последний стих? «И придут спасители на гору Сион» — о чем? Тысячелетнее Царство! Слышите? «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, — и будет царство Господа». Это стих о тысячелетнем Царстве. Хотите судить? На этой земле надо только учиться, если хотите судить гору Исава во время тысячелетнего Царства.

Ну, что значит судить? Судить будет Господь. Если хотите разобраться во всех этих делах, надо быть внимательным к себе сегодня на этой земле. Хотите вникать в жизнь других, научитесь сначала судить себя, контролировать себя, обуздывать себя, следить за выражением своего лица. Хочешь быть победителем, победи себя, как Иаков в свое время. Хочешь быть Божьим героем, получить новое имя, как Иаков в свое время, сумей назвать себя по имени себя сегодня. Кто ты есть на самом деле. И увидеть даже едва заметное в тебе злорадство. Злорадство – это такой грех, который трудно заметить, но нужно. Иначе не будет возможности быть в Царстве Господа, не будет такой возможности. Об этом книга пророка Авдия. Это книга, которая проникает глубоко. Она занимается не каким-то большим и осуждаемым всеми грехом. Она занимается маленьким, едва заметным проявлением в сердце человека, но очень опасным, которое может лишить нас спасения, вечности. И Господь настолько любить Своих детей, что поместил в Священном Писании вот эту книгу.

«Хотите судить» – Господь говорит через Авдия, через все это пророчество – «хотите судить, начинайте с себя. И тогда откроются книги, сядут судьи, и вы будете в их числе. И наступит Царство Господа».

И тогда вы не увидите никакого злорадства, никакого самого мелкого греха во всю вечность, потому что начали с себя. Начали искоренение вот этих маленьких грехов с себя. Это единственная возможность очистить всю Вселенную – начать с себя. И Господь сделает это! И Господь хотел бы как можно больше Своих детей сохранить и спасти для вечности. Потому обращает внимание на маленькие, едва заметные грехи, но очень важные. Без решения этих проблем не решится самое главное – проблема греха во всем нашем мире и во всей Вселенной. Господь положит конец всем беззакониям. А начинает с нашего сердца. Да прославится Господь в нашем исследовании и этой книги, самой маленькой книги Священного Писания – книги пророка Авдия. Аминь!