Судей: Особый народ

Часть 1

Давайте откроем книгу Судей 13:1: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет». Это так легко сказать «40 лет», а подумайте, чтобы эти 40 лет прошли. «В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого» (Судьи 13:2-4). Напоминает вам это какой-то другой библейский рассказ? Какой? Да, кому какая история вспомнилась. Кто вспомнил предыдущую книгу Второзаконие. Кто как родился Иоанн Креститель. Примерно те же слова были сказаны. Вы знаете, в Библии, когда Господь готовил избавителя, Он готовил его заранее, еще до его рождения. Не каждый избавитель, который родился, и о котором Библия описывает, не о каждом мы знаем, об этом приготовлении. Но здесь, в книге Судей, когда мы читаем о Самсоне, мы слышим, как Господь готовит уже мать, родителей к рождению сына. О чем это говорит? О том, что еще до рождения наших детей, на них может что-то повлиять, либо в хорошую, либо в плохую сторону. Еще что вы слышите? Как это сказать будущей матери: «Смотри, тебе не все можно, ты не все можешь есть из того, что тебе захочется». А как часто беременные женщины относятся к себе и к своему аппетиту? И что они говорят? Послушайте. Даже бытует такое мнение, что чего она захочет, то обязательно ей нужно принести, подать. Если говорить о том уважении, какое нужно оказывать матери, то да. Но если говорить о том, что нужно ей это или нет, то тут еще вопрос. Библия говорит нам, что даже в таком положении, мы должны воздерживаться от того, чтобы удовлетворять всякий запрос и всякое желание. Потому что не всякое желание пойдет на пользу. Но тут, Господь, кроме всего прочего, хотел обратить внимание на того сына, который должен появится на свет. Родители сами должны были настроиться и приготовиться к тому, что их сын будет особым.

Наверно, одна из самый известных историй в Ветхом Завете – это история Самсона (уже не говоря о том, что это одна из самых ярких историй в книге Судей, если в Ветхом Завете эта история выделяется). Вы спросите даже человека, который не читал Библию и не знает о чем там идет речь, наверняка он скажет: «А, Самсон, знаю, слышал кто такой Самсон». Выйдите на улицу и спросите людей, знают ли они кто такой Самсон. Мне кажется, вы, вряд ли найдете человека, который не знал бы о Самсоне.

Возможно, нет нужды останавливаться на каких-то деталях, нам надо скорее увидеть суть этой истории. Зачем она написана в Библии? Что Господь хотел нам показать этой историей? Чему хотел бы научить нас этой историей? Ведь такая яркая библейская история описана, наверно, не только ради яркости происходившего, но потому что мы знаем, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения». Значит, эта история не только ради истории, она может нас чему-то научить. Когда мы читаем книгу Судей, кстати, это одна из самых легких для чтения книг, и самых тяжелых – в духовном плане. Если читать эту книгу как просто интересную приключенческую книгу с рассказами, то — легко читается. Если читать эту книгу и думать, что здесь есть какой-то духовный смысл и духовные поучения, то многие разочаровываются и говорят: «я ничего не вижу ничего поучительного и духовного». История о Самсоне — это не самое сложное и страшное в книге Судей. Читайте дальше, история о Левите и его наложнице. Только заголовок чего стоит: «Левит и его наложница». Левит, священнослужитель, и его наложница путешествуют по Палестине. Подумайте, что это значит. До какого уровня опустился Израильский народ, уже о рядовых, и говорить не приходится. Не удивительно, что когда открывают книгу Судей в Священном Писании, то говорят, что если это боевик, то неплохо, вписывается. Но если говорят, что это священное повествование, то я не понимаю. Почему Господь поместил все эти истории в Священном Писании? Что они могут нам дать?

Давайте посмотрим на эту историю, самую яркую в книге Судей, историю Самсона. Что она нам даст? Вообще, как вы представляете Самсона, если бы вы увидели его зрительно? Мощный. Вы так думаете? А вы знаете, что филистимляне, которые его видели, не так думали. Вы представьте себе, почему филистимляне нанимают любовницу Самсона, платят ей хорошие деньги и говорят ей: «Выведай, в чем сила?». Что не видно в чем сила, если так представляете? У Голиафа никто не спрашивал в чем его сила. Правда? Посмотри на него и поймешь в чем его сила. Самсон. Все задаются вопросом: в чем сила? О чем это говорит? Как он выглядел? Как все! Филистимляне идут на него и говорят: «да мы его сейчас голыми руками свернем», подходят, а он тысячи человек одной челюстью уложил. Потому что знаете, что написано? Дух Святой на него снизошел! И они спрашивают: «А в чем же сила?». Конечно, если внимательно читать, то и мы начнем задавать вопросы: «А в чем сила?». Ведь не всегда же он таким был сильным, а куда она подевалась? И вы помните диалог, который стал для Самсона злосчастным, — это исследование, где эта сила. Вы представляете себе этого человека?

История Самсона делится на две части. Дважды о нем говорится в книге Судей. Начинается она в 13 главе. 13 глава – это вступление, как он родился, какие были указания по поводу его рождения. И заканчивается эта глава стихом: «И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом. (Судьи 13:25).

И далее 14 глава: «И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских [и она понравилась ему]. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась. Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам». Что это Господа? Как вы это понимаете? Бог благословил это? Ему понравилась женщина Филистимская. А как понимать, «что это от Господа»?

Знаете, в Ветхом Завете мы часто встречаем подобные высказывания «это от Господа». Мы еще не заканчиваем Библию изучать, это не последний день, но то о чем я часто говорил, что если возникает вопрос, то не заглушайте его, не проходите мимо, пусть он звучит, мы встретим еще эти истории, мы еще соберем эти истории и еще услышим ответ на страницах Священного Писания. Почему так? Почему Господь здесь не разъяснил, как вы понимаете, «что это от Господа», что Господь был доволен выбором Самсона? А если не так, то почему Господь тут ясно не побудил автора написать, что это не от Господа, напиши, что это дьявол его искушал, что Господь только допустил эту историю. Как вы понимаете, что Господь здесь делает? Ведь Господь ясно сказал, как относится к иноплеменным женщинам. Откуда знаем? Читайте книгу Второзаконие. Что Господь сказал через Моисея. Читайте книгу Иисуса Навина. Что Господь сказал через Иисуса Навина? Что надо было сделать с теми народами? Полностью уничтожить. Не было бы нужды рождаться Самсону и размахивать тут среди Филистимлян челюстью, если бы Израильтяне повиновались Господу так, как Он сказал это в самом начале. Но, а теперь, поскольку Израильтяне не выполнили то, что Господь им заповедал через руководителей, теперь Самсон попадает во всякие неудобные ситуации. Конечно, это нисколько не извиняет Самсона. Или вы думаете, что у Господа не было другого способа, как решить проблему с Филистимлянами, как только через Филистимлянскую женщину? Но Господь не стал его останавливать. Даже из самой не лучшей ситуации, Господь извлекает какуюто пользу.

Посмотрите, как заканчивается 15 глава книги Судей: «И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет». Подводится как итог. Но 16 глава возвращает нас обратно.

16 глава стоит особо. Эта глава расскажет о самом трагическом эпизоде в жизни

Самсона. «Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней» (Судей 16:1). Как вам кажется, он открыто пришел? Вообще, он уже давно не ходил открыто, потому что везде его ожидали неприятности, ему приходилось сражаться. Если он хотел войти как-то отдохнуть, то он не мог это сделать так, чтоб никто не знал. Знаете почему? Если бы он был другим человеком, никто бы не знал, чем он занимается, куда ходит, где останавливается на ночь, — никого бы не волновало, он обычный человек. Но Самсон – необычный человек, это особый человек. «Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней. Жителям Газы сказали: Самсон пришел сюда». Все знают, где Самсон. Великий человек. Вы хотели бы быть великим человеком, известной личностью, чтобы о вас в газетах писали? Никакой личной жизни – все всем известно. Вы знаете, это проблема великих людей. Это обратная сторона популярности. Всегда на виду – это не очень то и легко. Так было и с Самсоном. Только пришел он в Газу – все знают, где Самсон, с кем Самсон. «И ходили они кругом, и подстерегали его всю ночь…». Представляете себе личную жизнь Самсона? «… в воротах города, и таились всю ночь, говоря: до света утреннего подождем, и убьем его. А Самсон спал до полуночи; в полночь же встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону, [и положил их там]». Как вам это нравится? Это не двери обычного дома с косяками вырвать, это двери городских ворот, а что значит? Городские ворота – это еще две башни с косяками. Каково было удивление тех, кто его стерег, когда они увидели ворота своего города на вершине ближайшей горы. И закончилась эта история. Это был как эпизод.

«После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида» (Судьи 16:4). Знаете, чем славилась эта долина? Там растет виноград. Вспомните книгу Чисел. Какой виноград принесли соглядатаи? Вы хотели бы быть особым человеком, не обязательно как Самсон, но известным? Знаете, что это значит? Я когда думаю о винограде и о Самсоне, то знайте, что это нелегко. Что может быть вкуснее винограда? Представьте себе, как рос Самсон. Он был, как кажется, обычным ребенком, но необычным. Все знали, что он особый. Возможно, что когда он играл с детьми соседскими, знаете, как часто бывает, дети есть дети, где-то играют вместе, а где-то поругались, то начинают дразнить друг друга. И представьте себе картину: выбегает соседский мальчишка с гроздью винограда, какая может быть только в Ханаане: «Самсон, хочешь? А… а тебе нельзя, ты у нас особый». Представляете себе? И маленький Самсон бежит в слезах к маме и говорит, что не хочет быть особым. Он еще далек от той миссии, которая его ждет впереди. Мама рассказывала ему о его рождении. Но представьте, как он чувствует себя в таких повседневных обидах? «Тебе нельзя, ты у нас особый». Вам не приходилось слышать что-то подобное? Разве вам так можно? И как вы себя чувствовали? Вы можете понять Самсона? Нелегко быть особым, ходить особым. Каждый ваш шаг на виду. Вы не можете ничего скрыть. О вас будут говорить. О вас будут думать. За вами будут наблюдать. Вот что значит, быть особым. Только пришел Самсон в Газу и сразу: а можно ему?

Мы подходим к трагической истории Самсона. Полюбил он женщину.

«После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида. К ней пришли владельцы Филистимские и говорят ей: уговори его, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра. И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя? (Судьи 16:3-6).

Как вы себе это представляете? Вы помните этот диалог? Как вы себе это представляете? Пришла Далида и говорит: «Мне Филистимляне много денег дают за то, чтобы узнать, в чем твоя сила». Так? Нет? «Скажи мне, в чем великая сила твоя». Самсон говорит. Правду сказал? Правду. Она проделывает то, что он ей сказал. Он просыпается, понимает, что она пыталась сделать то, что он ей сказал. Она продолжает задавать ему вопросы. Как вам кажется, Самсон понял, что она хочет? Вообще, почему, в конце концов, он открыл ей секрет своей силы? Она его обманула, или он добровольно открылся, зная, что его ждет впереди? А он мог ведь уйти. Или не мог? Что тут происходит? Что, он понял, что выхода нет? Или он согласился и решился осознано избавиться от этой силы? Что тут произошло? Вы понимаете, тут происходит борьба. Самсон переживает внутреннюю борьбу, и, в конце концов, он соглашается. Далида его убедила, что ему лучше без этой силы. Откуда знаем? Читайте дальше: «И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя». А он не мог сказать ей: «Я понимаю твои коварные замыслы, но ты сейчас меня продашь Филистимлянам». Что она будет говорить дальше? Вы знает, она его убедила. Откуда знаем? Смотрите: «И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей…». Обманула его? Нет. Он осознано расстался со своей силою. А как это произошло? Как он мог отказаться от своей силы? Вы знаете, она его убедила. Я представляю, что она ему говорила. Я думаю, что у них состоялся откровенный разговор, после нескольких попыток. Самсон, скорее всего ей сказал: «Что ты делаешь? Зачем тебе это надо? От тебя у меня секретов нет. Я хотел бы знать, зачем тебе это надо?». И вы знаете, эта женщина ему сказала: «Ты меня не любишь». – «Как тебе доказать, что я тебя люблю?». — «Если б ты меня любил, то подумал, каково мне… Посмотри в окно, видишь, сколько у нас зрителей. Ты ведь у нас особый. Тебе это нужно? Да, конечно, если как воин, то это отлично, но семьи у тебя не будет, личной жизни у тебя не будет. Ты знаешь, как мне все это надоело – прятаться. Ты понимаешь, что ты и шагу не можешь сделать, как мне связывать с тобой свою жизнь? Как ты представляешь нашу дальнейшую совместную жизнь? Понимаешь, Самсон, тебе нужно решить: или я, или твоя сила. Определяйся сейчас». Что скажет Самсон? – «Ну, ты понимаешь, я действительно особый, я от рождения такой. Это моя миссия – защитить мой народ. Бог меня назначил». – «Народ? От кого ты собираешься защищать свой народ? Свой народ от моего народа? Тебе это надо? А вспомни (15 глава), как они тебя предали, помнишь? Там, у скалы? О чем ты говоришь, «твой народ»… Ты не нужен твоему народу. Откажись от этой силы и будь как все. Будь счастлив». – «Да, но я перед Богом…». – «Перед Богом? Самсон, давай на чистоту: какой Бог, о каком Боге ты говоришь? Что тебе дает твой Бог? Ты доволен, ты счастлив? Понимаешь, Самсон, если бы ты был счастлив со своим Богом, то ты ко мне бы не пришел. Не надо мне все это рассказывать. Ты несчастный человек. И знаешь из-за чего? Ты — особый человек! Внушил себе, что у тебя какая-то миссия есть, что ты какому-то Богу служишь. Внушил себе и делаешь себя несчастным и меня. Давай определимся с тобой, если уж мы решили быть вместе, или твоя сила, твоя миссия, твоя особенность, или – я». И что? И вот тут тот текст: «и душе его тяжело стало до смерти». Вы понимаете, что она его убедила. Конечно, она не сказала, что ему выколют глаза, что его свяжут. «Стань как все…».

Вам тоже никто не скажет, что «стать как все» – это плохо. Что ты будешь несчастным, что у тебя жизнь пойдет под откос, что ты детей потеряешь, что потеряешь здоровье, что ты все потеряешь в жизни, вам так никто не скажет. Вы понимаете, как действует дьявол? Он никогда не скажет правду, что вас ждет впереди. Он просто постарается сделать так, что вам стало до смерти тяжело, и чтоб вы отказались от своей особенности. Вот и все.

И он открыл ей все сердце. Он стал как все. Пришли Филистимляне, он пытался, как когда-то, взмахнуть руками, но ничего не произошло… И тогда Самсон понял, что он добровольно отказался от особой силы, которую Господь ему даровал. И он, действительно, стал как все. Ему выкололи глаза, теперь он ничего не видел. Его поместили в специальном доме для узников. Там были жернова, два огромных камня, между которыми мололи зерно. Его привязывали к камню, и он ходил по кругу, вращая камень. Это была, своего рода, мельница. Теперь Самсон выполнял роль осла — ходил по кругу, ничего не видел… и так каждый день, каждый день одно и то же. Зато он стал как все.

Вы знаете, к сожалению, многие сегодня живут без всякой цели в жизни. Они как все: встал, быстро поел, на работу, троллейбус, автобус, трамвай, с работы, телевизор, газета, поспал, встал, поел, на работу, троллейбус, автобус… как все, по кругу. Счастье в жизни… Но Господь предлагает каждому особую миссию, чтоб у нас видение появилось, чтоб жизнь наша наполнилась смыслом. Да, это не удобно. Это значит, что вы будете на виду всех. Вы не сможете делать все, что вам захочется, вам не все можно — вы особые люди. Хотите быть особыми или вы хотите быть как все? Вы должны ясно понимать, что вас ждет в одном случае, и что в другом.

Чем мне нравится Господь — Он говорит правду. Он не приукрашивает истории. Люди склонны приукрашивать истории. Сегодня послушайте истории о святых, истории, которые придумали люди, там все только положительное. Хотите послушать настоящую историю о святых? Вот, Самсон, — один из них. Как вам нравится этот святой? Всѐ нравится? Что мне нравится, если Господь сообщает, описывает что-то, то у него это правдивая история, даже если и неудобная. Вы представьте себе, что думали люди о Боге, когда видели Самсона? Иногда хорошо, а иногда — очень нехорошо, потому что люди судят о вашем Боге по вашим поступкам. Но Бог все это записал и говорит, что так было. Что будем делать дальше?

Книга Судей – это особенно яркая иллюстрация того, насколько правдиво Бог описывает все, что происходило тогда. И как бы это было неудобно, для Бога в первую очередь, — это Его дети, это лучшие его люди и что творят… Но Он говорит: «Да, это мои дети. Есть у Меня послушные, есть не очень. Но все они — Мои. Я их всех люблю. Сейчас что-то будем делать, в частности с Самсоном». И вы знаете, что-то произошло с Самсоном — он стал как все, но он понял, что он все потерял. Теперь его никто не тревожил, но счастье, о котором он мечтал, – он не нашел. Помните конец этой истории?

Часть 2

Я хотел бы вернуться параллельно в книгу Чисел, к истории Валаама. Потому что Валаам, когда вышел с вершины горы, посмотрел на Израильский народ, когда он смотрел на этот народ, его задачей была – проклясть этот народ. Вы знаете, этот человек тоже хотел стать как все, он был особым, но ему так уже надоела его особенность, но ему не все можно. И он просит у Господа: «Можно?», но Господь говорит: «Нельзя». В принципе, настаивая на своем, он уже становился подобным, как все. Вы заметьте, ослица видит ангела, а Валаам не видит. Так мне это напоминает историю Самсона, он уже стал как все.

В Ветхом Завете пророков еще называли прозорливец. Кто — кто, а пророк должен все видеть, но нет, Валаам уже потерял это видение. Почему? Потому что стал как все. Он где-то понимал, на что он идет, почему он туда шел. Но знаете, что такое грех? Эти истории еще раз подтверждают, что это не просто. Вы знаете, если бы грех был каким-то действием, которое мы сегодня сделали, а если завтра захотим, то не сделаем. Это не было бы страшно. Тогда весь план спасения свелся бы к тому, что Он сказал бы: «Я вас прощаю». Но нет, не получится. Грех – это что-то такое, что прощением не решишь. Вот почему Господь всех прощает. Как Господь прощает? На каком-то условии? Ждет, когда мы попросим прощения? Нет. Вы знаете, Господь всех прощает. Откуда знаем? Священное Писание нам об этом говорит. Господь умер за нас, когда мы еще были грешниками. Помните такой стих из Священного Писания? О чем он говорит? О том, что Господь давно нас простил и прощает. Помните, Иисус на Голгофе? Над Ним издеваются. В Его сторону плюют. Его обзывают всякими грязными словами. Смеются. Что вы слышите, что говорит Иисус в этот момент? «Прости их». Они просят прощения? А как же Он прощает? Вы понимаете, как Господь прощает? Но дело в том, что если думать, как многие христиане, что если мы прощены, то всѐ, решена проблема, то это – ошибка.

Часто так думают люди, которые читали, либо не внимательно читали, особенно Ветхий Завет. Потому что именно Ветхий Завет, обращает наше внимание на то, что такое грех. Грех – это проказа, это страшная болезнь, грех – это, вот смотрите: Самсон понимает что делает? Это как в пасть змеи – кричит и идет! Вот что такое грех. Валаам не понимает, что делает не то, что надо? А что происходит? Понимаете, что такое грех? И идет…

Господь говорит: «Плохо делаешь, не иди». А он идет. И вы знаете, Валаам, понимал, что он делает, хоть он и был ослеплен идеей заполучить богатство. Вы знаете, что Валаам сказал под вдохновением? Когда он увидел народ Израильский, он сказал: «Это особый народ. Этот народ не похож на другие народы». Прочитайте то пророчество, которое произносил Валаам. И вы знаете, как он заканчивает пророчество о народе Израильском? «Да будет моя кончина, как кончина их». Понимаете, что он сказал? Он понимал, что конец важен. Грех – это страшно. В том то и беда, что если ты туда пошел, то очень трудно оттуда выбраться. Не шутите. К сожалению, кончина Валаама не из лучших. Знаете, как погиб Валаам? Где он погиб? Там же, в Пятикнижие. Валаам попробовал вместо проклятия, произнести благословение. Как вы думаете, это понравилось Валааку? И что Валаак сказал? Дал ему денег, сказал: «Извини, Валаам, ты не выполнил свою часть и я волен, имею право, не выполнить и свою часть». Вы понимаете, что это значит для Валаама? Уже испортил отношения с Богом и не получил то, что нужно. Надо идти дальше. Грех – это страшная штука. И вы знаете, Валаам пошел дальше. Валаам посоветовал Валааку, чтоб Израильтяне были прокляты Богом. Помните историю про Ваал-Фегор? Устроили вечеринку для дружественного народа на границе. Чем закончилась эта печальная история? Это закончилось войной. И среди погибших потом нашли и Валаама, Божьего пророка. Кончина, как все. Как все? Кто знает, что там происходило в душе этого человека. Смог он как-то вырваться или не смог, мы не знаем. С Самсоном, по-моему, было получше. Помните, кончину Самсона? Самсон, когда понял, что он натворил, он молился: «Господи, дай мне еще раз испытать тот опыт, который часто я испытывал я с тобой. Дай почувствовать действие Духа Твоего Святого в моей жизни хоть еще раз». Господь ответил на его молитву. И тут уже заканчивается история Самсона: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели, сколько умертвил он в жизни своей. И пришли братья его и весь дом отца его, и взяли его, и пошли и похоронили его между Цорою и Естаолом, во гробе Маноя, отца его. Он был судьею Израиля двадцать лет» (Судей 16:28-31). Еще одно заключение. Повторяются те же слова, что в 15 главе. Так закончилась история Самсона.

Хотите быть как все, или особым народом? Вы знаете, вы особый народ и вы должны понимать, что это значит. «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (От Матфея 5:14-15). Вы понимаете, что это значит? Нельзя ничего прятать. Все должно быть открыто. Мы не можем иначе. Никакого лукавства, все должно быть чисто и там где видно, и там где не всем видно, потому что мы понимаем, что Господь видит наше сердце. Но это значит, что у вас есть особая миссия. А это значит, что вам не все можно. Это как бегущие на ристалище, как спортсмены, они не все себе позволяют, они от многого отказываются, ради чего? Ради медали, ради первого места? Вы подумайте, на что идут люди. А если у нас цель выше? А если наш венец неувядаемый, то стоит того.

Постарайтесь быть особым народом и сохранить эту особенность, вы не пожалеете. Пусть никто не сможет вас убедить, что ваша особенность сделает вас несчастными. Да, это трудно, не всегда легко, но вы знаете, вы будете счастливы, вспомнить все то, как вы проходили эти трудные минуты в вашей жизни. Вы будете вспоминать, с особым чувством, опыты с Богом, которые вам пришлось пережить, потому что у вас была миссия и у вас была цель, и вы оставались особым народом. Пусть Господь поможет вам оставаться особыми и понимать, что это значит. Аминь.