Корень всех зол

Мир вам! Божьи дети, гости наши, друзья наши. И в эту субботу предоставилась мне возможность стоять здесь, ситуация абсолютно нормальная для нормальной церкви, и не совсем для Заокска. Но тем не менее, главное, что происходит во второй части субботнего богослужения – это не проповедующий, это Слово Божие. И наверное, не до конца мы представляем себе – какое великое преимущество у народа Божия обращаться к Священному Писанию, размышлять над Его святыми истинами, и учиться жить в этом мире. И мы будем также сегодня обращаться к Божьему Слову. Прочтём вместе первое Послание к Тимофею, главу шестую, с 6 стиха:

«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».

Тему проповеди сегодняшнюю можно обозначить очень коротко – корень всех зол. Родилась тема эта в моей борьбе с Богом, и в моём бунте. Буквально несколько месяцев тому назад вдруг я осознал, что в материальном плане я беден и мне захотелось большего. Страшная озабоченность овладела моим сердцем, и я думал, что во время отпуска мне нужно где-то хорошенько заработать. Когда я окунулся в интернет, и увидел сколько я могу зарабатывать с моей квалификацией, с моим образованием, я задал себе вопрос: «А что я здесь вообще делаю?» Этот сердечный бунт, это неприятие того положения, в котором я нахожусь, сказывался не только в моих взаимоотношениях с Богом, в моих отношениях с ближними, и где-то понимая, что что-то со мной не то происходит, единственный выход, который я для себя находил или нашел – это был пост. И вот на третий день поста в моём сознании стала пульсировать эта фраза из Священного Писания, которую я забыл, не помнил, и никогда, никогда до этого лета я эти слова не относил к себе – «корень всех зол сребролюбие, корень всех зол сребролюбие, корень всех зол».

– Да неужели же я, Господи, сребролюбец? Неужели это может быть так, ведь я отдаю Тебе верно десятину, и Ты видишь, что я никогда не задумывался, что пожертвовать Тебе, и сколько пожертвовать Тебе.

А в моём сознании продолжала звучать эта фраза – «корень всех зол». И только потом, когда Бог, столько Господь подарил душе моей смирение, я стал размышлять здраво, и увидел, что Священное Писание мудростью Божьей устроено так, чтобы предостеречь человека от этой страшной увлеченности сребролюбием. Только потом я понял великие слова одного из христианских подвижников, слова молитвы:

«Господи, не знаю, чего и просить у Тебя. Ты един знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня больше, чем я умею любить себя». Какое смирение перед водительством Божьим выражено в этих словах! «Не знаю, чего просить у Тебя. Ты, Господи, знаешь». 100 долларов, 50000 в месяц мне необходимо. Моя молитва о том, чтобы слова эти были услышаны церковью Божией. Теперь я знаю свою слабость, теперь я знаю, что и в другой момент моей жизни вирус сребролюбия может снова овладеть мной. Дал бы Господь, чтобы и другие это знали тоже. Я прочту снова же слова из первого послания Тимофею, только в несколько другом переводе, очень хочется мне, чтобы они были доступными и предельно понятными. Итак, послание апостола Павла к Тимофею, глава 6, снова будем читать с 6 стиха:

«Да, религия действительно большой доход, но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть. Ведь мы ничего не приносим с собой в мир, ничего и не сможем унести. Если есть пища и одежда, будем довольны этим! Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушение и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол – любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний. Но ты, человек Божий, беги от этого! Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости. Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван! Ведь ты достойно исповедал свою веру перед многочисленными свидетелями».

Почему апостол Павел, движимый Духом Святым, вдруг говорит: «корень всех зол». Нет, не тщеславие, и может быть даже не гордость, и может быть даже не какой-то отдельный грех, о котором мы часто говорим, он говорит:

«Братья, корень всех зол сребролюбие». Ведь можно было поставить что-то другое вместо этого слова, какое-то другое слово, ведь церковь болеет не только сребролюбием. И интересно, что примечательно, апостол Павел противопоставляет сребролюбие вере. Он говорит, что многие уклонились от веры, поддавшись сребролюбию. Это великое бедствие по мысли апостола Павла, и оказывается, что веру христианина больше всего разрушают не страдания, не жизненные потрясения, не проблемы, а как сказано в другом переводе – «любовь к деньгам».

Как-то Лютер высказался в свойственной ему категоричности и прямотой:

«С тех пор, как существуют Евангелие и люди пытаются жить в соответствии с ним, всё время проявляются два ужасных несчастья: лжепроповедники, искажающие Евангелие и госпожа алчность, мешающее правильному образу жизни». Может быть, кого-то из нас не касаются эти слова, может быть нам не свойственно абсолютная алчность и мы предельно жертвенные люди. Может быть так, и дал бы Господь, чтобы так было, но не всегда так бывает. Сребролюбие разрушает веру. Библия приводит глубочайший анализ состояния души богатого человека. Что происходит с богатым? Почему богатство разрушает веру? Читаем. Книга Притчей глава 28, стих 11:

«Человек богатый — мудрец в глазах своих». Вторую часть можно не читать: «но умный бедняк обличит его». «Человек богатый – мудрец в глазах своих». И сразу же мы слышим библейский отклик у пророка Исайи, глава пятая, стих 21:

«Горе тем, которые мудры в своих глазах». Но человек богатый не слышит эту вторую часть Священного Писания – мысли Божьей, он слышит одно – «я мудр». «Если я достиг такого положения, значит я достиг его благодаря мудрости своей». 70 лет мы действительно жили в эпоху безбожия, но в эту эпоху было и нечто ценное, потому что в обществе всё-таки насаждались идеалы бескорыстия, насаждались идеалы человеческого участия в страданиях другого, и для многих, особенно интеллигентов, быть богатым было не популярно. Многие иностранцы до сих пор приезжают в Россию, говорят: «если вы такие умные, то почему вы такие бедные?» В наше общество и в церковь тоже сегодня вкрадываются другие идеалы: мудрость соответствует богатству, если ты беден, значит с твоей мудростью что-то не так. Но Библия говорит об ином: «человек богатый мудр в глазах своих». У человека богатого богатство порождает всевозможные иллюзии. И снова же Книга Притчей глава 18, стих 10 и 11. Снова же противопоставление:

«Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен». А стих 11 дает другое видение: «Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда…» Где? «в его воображении». Обратите внимание на это противопоставление, которое предоставляет нам мудрость Книги Притчей: «имя Господа крепкая башня». Для кого? Для праведника. У праведника может не быть абсолютно никаких материальных ценностей, и никаких опор в этом мире. Но куда бежит праведник? Имя Господа для него крепкая башня. А у богатого тоже есть крепость, крепкий город с высокою оградою. Но что это за город? Где он? Он реально существует или нет? Он существует только лишь в его воображении. Итак, богатство погружает человека в мир иллюзий в отношении своих возможностей. Если человек беден, то у него остается только одно – уповать на имя Господа, который может вмешаться в его жизнь. Если человек богат, зачем ему крепкая башня, имя Божие? Если у него крепкий город в его воображении. Видимо, основываясь на библейской мудрости, мудрости Ветхого Завета, Иисус сказал знаменитую свою притчу о богаче, которую мы очень хорошо знаем, она записана в Евангелии от Луки в 12 главе. Прочтём эти слова. Итак, Евангелие от Луки глава 12:

«При этом сказал им: смотрите, берегитесь…» И снова же акцент Иисус делает на той опасности, которая была свойственна человеку во все времена:

«Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Богатство богатого делает его мудрым в глазах его. Первая иллюзия – представление о своей великой мудрости. Вторая иллюзия – представление о своей защищённости. И этот богач в притче Иисуса Христа, он тоже говорит: «скажу душе моей». И первое слово какое он говорит? «Покойся», наконец-то я могу успокоиться и страхи, которые были свойственны мне ранее, они не смогут терзать душу мою». А дальше: покойся, ешь, пей, ещё что? «Веселись». А Бог называет эту мудрость богатого, уверенность в защищённости, Он называет очень просто – «безумный».

Дорогие мои братья и сестры! Не влечет ли нас сегодня это безумие богатства? Не говорим мы себе: «да, я ведь человек не стремящийся к многому, мне не нужен роскошный автомобиль, мне не нужна дорогая мебель, но, Господи, Ты знаешь, что душа моя мятётся от того, что у меня нет шикарной стиральной машины, Ты видишь, как она мне нужна, Ты видишь, что я просто страдаю без неё». Всё устроено в этом мире так, что от человека не требуется сразу многого, и путь ко греху – это не прыжок в пропасть, это пологая, пологая дорога вниз, и мы даже можем не заметить, как вещизм может овладеть нами полностью. Но Господь говорит, что это безумие. И как бы было хорошо, чтобы никто из нас однажды ночью не услышал такой же приговор: «Безумный! В сию же ночь лишишься всего». Что же побуждает человека искать богатство? Почему отсутствие денег оставляет человека таким неспокойным? Что происходит с душами нашими? В одной из книг я прочёл историю о мальчике, который в эпоху великой депрессии в Соединенных Штатах ходил в пожарную часть получать молоко бесплатно. И он нёс этот бидончик молока и очень часто его сверстники смеялись над ним. А однажды он шёл с девочкой, которая нравилась ему и подъехал мальчик на новом велосипеде и предложил этой девочке прокатиться, и она без раздумий села на багажник этого велосипеда, и они уехали. И те душевные травмы бедности и нищеты побудили однажды этого мальчика сказать: «я достигну такого положения в мире, что это положение будет заставлять людей уважать меня, чтобы никогда, когда мой ребёнок будет идти по улице с девочкой, которая ему нравится, не случилось с ним того же, что однажды случилось со мной». И многие люди душевные травмы детства пытаются залечить во взрослом возрасте. Они стремятся завоевать уважение у окружающих, и необязательно это деньги. Но деньги, они позволяют человеку многое. Сегодня благодаря деньгам ты можешь получить образование, сегодня деньги дают тебе возможность ездить на таком автомобиле, что несчастные шестерки будут обминать тебя за несколько метров. Сегодня деньги дают тебе успокоенность в том, что ты будешь здоров, потому что тебя могут лечить самые высокооплачиваемые и квалифицированные врачи. Сегодня деньги позволяют тебе путешествовать по всему миру. И даже как прекрасно для христианина это слышать – посетить святую землю. Сегодня деньги дают человеку всё. И многие из тех, кто не имеет деньги, они пытаются реализовать себя в образовании, в каком-то может быть хобби необыкновенном, а кто-то в Книгу Гиннеса стремится. Но деньги действительно сегодня правят миром и это одно из самых результативных средств скрыть ущербность своей души, в первую очередь перед самим собой. Ибо когда тебе аплодируют, когда тебе заискивающе пожимают руку, когда ты не плохо себя чувствуешь, развалившись в дорогом кресле, тогда мало ты думаешь о том, что ты беден, нищ, наг и слеп. А эти раздумья не дают душе человеческой покой. И наверное, Адам и Ева, которые трагически пережили момент своей наготы после падения, и побежали за фиговыми листьями, если бы они были нашими современниками, вместо фиговых листьев они опоясались бы долларами. И многие из христиан сегодня приходят даже пред лицо Божье именно в таких опоясаниях, а Священное Писание предлагает иной путь. Понимая проблему душ человеческих неустройство наше, понимая, что деньги однажды всё-таки не скроют нашу нищету, Иисус уже в Нагорной проповеди и предупреждал о том, что может сотворить с человеком стремление к наживе. Он видит людей, которые Его окружают, Он видел, что они ожидают от нового движения внутри иудейской религии прибытка. И дух пророчества хорошо говорит о том, что люди, которые стояли и слушали Нагорную проповедь, они ожидали совершенно другого от Иисуса Христа, и понимая их стремление однажды, хоть чуть-чуть в своей жизни, то, что мы говорим так просто: «по-русски пожить», Иисус достаточно большую часть Нагорной проповеди посвящает именно стремление человека к наживе. В Евангелии от Матфея в 6 главе, Он говорит о том, что человек может стремиться к двум сокровищам: одно сокровище на небе, другое на земле. Он говорит о том, что человек может иметь два типа зрения: одно око светлое, другое темное. Он говорит о том, что человек может служить двум господам: одному Господу, Царю Небесному, а другому маммоне. Иисус конкретно говорит о том, что выбор должен быть радикальным, что невозможно иметь светлое и темное око, что невозможно собирать сокровища и там, и там. Некоторые христиане достаточно предприимчивы, они пытаются это сделать. В будни они собираются сокровище здесь, а по субботам собирают там. Но Иисус говорит: «нет, так невозможно». И постоянно Иисус ставит своих слушателей перед выбором:

«Или, или. Вот, пожалуйста, сокровища на небе, вот на земле, вот Господь, вот маммона, вот одно око темное, вот око светлое. Как ты смотришь?»

Интересно, что размышления Иисуса о двух видениях ситуации материального положения человека оно тоже основано на Священном Писании. В Книге Притчей в 27 главе, в 20 стихе есть глубочайшее замечание о том, как смотрит не возрождённое Духом Святым око на мир. «Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие». Преисподняя и Аваддон – ненасытимы, но оказывается, что ненасытимы и глаза человеческие. А в 30 главе, в 5 стихе Книги Притчи говорится о том, что у ненасытимости есть две очень интересных сестры. Вы помните, как их зовут? Две сестры с одинаковым именем: «давай, давай». Братья и сестры! Какое родство у вас? Может у кого-то сейчас рядышком сидит сестричка по имени «давай». Да, понимая все проблемы, которые свойственны человеческому сердцу, ставя человека в Нагорной проповеди перед выбором, Иисус говорит знаменитые свои слова, вывод о том, что же всё-таки следует выбрать:

«И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды». «Посему, вот вывод, вот вы люди, вам свойственно заботиться о еде, вам свойственно заботиться об одежде, вам это всё свойственно, но это всё может так увлечь, говорит Иисус, но посему, Я вам говорю: «Не заботьтесь». И дальше Он приводит примеры о птицах небесных, о том, что Господь готовит для них самую лучшую пищу, они только собирают, о лилиях, которые одеваются лучше, чем одевались цари, и снова говорит: «Не заботьтесь, что нам есть, или что пить, или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что наш Отец Небесный знает, что что вы имеете нужду во всём этом». И вывод: «ищите прежде Царства Божия».

Итак, сердцу человеческому свойственно увлекаться заботой, увлекаться заботой настолько, что погоня за материальным затмевает перед ним путь веры. Знал Иисус, что говорил, знал Он человеческую природу, и вот Он предлагает человеку: «ищи иного, а всё приложится, не ищи богатства». Господи, как не искать? В 72 псалме история Асафа записана. Когда он посмотрел вокруг себя: «Господи, как не искать? Как искать прежде Царствия Божия, если мне тоже хочется новую и модную юбку, или костюмы». Вот сейчас пошли, вот такие, знаете, вот тут застигает застежка последняя. А мой уже вышел из моды. Как не искать? Как не искать, если я смотрю, что ищущие Царства Твоего всегда в нужде, всегда они какие-то ущербные, всегда им чего-то не хватает, а вот те люди, которым Ты не нужен, они живут хорошо. У Асафа даже, едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы. Он говорит: «я позавидовал безумным, вот этим вот богачам, ну, я позавидовал, я посмотрел как они…» Один острослов сказал, что есть две категории людей: одни крутые, а другие всмятку. Так вот он посмотрел на тех, как они живут и он понял, что ему надо искать иные пути. И вывод Асафа, 17 стих:

«Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их». Оказывается, что отрезвляет человека – пребывание его пред лицом Божьим. «Доколе не вошел во святилище». Вот там во святилище в присутствии Божием, человек осознает свою крайнюю недостаточность, неполноценность и он начинает искать Бога, начинает искать Царствия Божьего, того места, где ущербность может быть восполнена Божьей благодатью, а не деньгами. Два пути сегодня есть, два только. И к концу времени они очень четко будут выражены эти два пути: одни будут искать денег, для того чтобы прикрыть свою наготу, а другие будут искать Божьей благодати, для того, чтобы прикрыть свою наготу, ибо они уразумеют, что только в присутствии Божьем они полноценные люди и больше нигде. И когда наступит время, что нельзя будет покупать и продавать, эти люди будут независимыми от власти денег, они будут научены полнейшей зависимости в своем благосостоянии от воли Божьей. И слова, которые я уже говорил из этой величайшей молитвы подвижника:

«Господи, не знаю, чего и просить Тебя, Ты един знаешь, что мне потребно» будут словами произносящими из глубины сердца их. Богатый юноша, который пришел к Иисусу Христу, который вдруг что-то понял в присутствии Христа, ему хотелось глубже разобраться в учении Христа, и он спросил: «что мне необходимо, чтобы наследовать Царство Божие?» Об этом тоже Матфей повествует в 19 главе. Этот юноша не понял самого главного. Когда Иисус сказал: «соблюди заповеди». Он сказал: «я всё это соблюл с юности, с детства моего, чего же мне недостает мне?» Он ждал, что Иисус скажет ещё одну заповедь, которую ему надо исполнить, он думал, что исполнив ещё одну заповедь, которую скажет ему Иисус, он наконец-то получит долгожданный покой своему сердцу. Он не понимал, что Иисус не пришел новые заповеди говорить, что Иисус пришел для того чтобы народ понял, что значит возлюбить Бога и ближнего. И когда Иисус сказал: «пойди, раздай имение твоё», несчастный юноша понял, что это для него заповедь невыносимая, «и отошел с печалью». Но Иисус сказал эти слова в первую очередь для того, чтобы вскрыть вот эту долго невидимую юношей несостоятельность души. Долгое время этот человек убеждал себя, что у него с законом Божьим всё в порядке, все заповеди соблюл с юности. Долгое время этот человек считал, что и богатство – это вторая часть его религиозной жизни, и он успокаивался в нём. Но Иисус сказал: «пойди, раздай». И этими словами он подтолкнул юношу в присутствии Всевышнего, и вдруг юноша понял, что есть вещи, которые ему, такому хорошему, холёному, праведному, богатому, преуспевающему, есть вещи, которые ему не по плечу просто. И вместо того, чтобы искать Божью благодать, которая бы покрыла его несовершенство, а если нужно, но и материальную бедность, этот юноша «отошел с печалью». Иисус повелевает искать иного сокровища тем, кто последовал за Ним. Он приводит для примера притчи о богатом человеке, который нашел сокровище и продал всё, что имел для того, чтобы им овладеть. Он приводит пример о драгоценной жемчужине, ради которой купец избавился от всего богатства своего. Интересно, размышляя над этими словами, Антоний Великий, это тот человек, который первым противостал…сказал следующие слова:

«Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше — ничто пред жизнию вечною, так что, тогда как в мире всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, — обетование жизни вечной покупается за малость некую».

Вот этот купец, который увидел жемчужину драгоценную, он понял, что обетование жизни вечной Христос возлюбивший и распятый, покупает. И всё его богатство, все его деньги и золото, все его труды ничего не стоят, по сравнению с этой драгоценной жемчужиной. Апостол Павел во втором послании к Коринфянам говорит о том, что сокровищем нашим является сам Иисус Христос. Послушайте эти слова. Итак, 4 глава с 10 стиха:

«Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Что за сокровище? Они носят в глиняных сосудах – Христа, откровение Иисуса Христа им лично. И Павел говорит: «вот оно сокровище». И человек, однажды встретившись с этим сокровищем, встречающийся с этим сокровищем на страницах Священного Писания, он сможет противостать демоническому влиянию…