9. Страх, тревога, депрессия

Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

2 Тим. 1:7

Сегодня страх душит людей так сильно и так многообразно, что многие просто не осознают, под каким контролем они живут. Неудивительно, что родители также охвачены этим всеобщим страхом и, кроме этого, – постоянным беспокойством за судьбу своих детей. К несчастью, все эти эмоции наслаиваются друг на друга и толкают некоторых родителей на неразумные и нелогичные действия по отношению к собственным детям.

Четыре основные разновидности страха

Большинство родителей сталкиваются со следующими четырьмя страхами:

• страх за детей в условиях враждебной им культуры;

• страх перед деструктивным поведением детей и страх перед необходимостью решать вопросы дисциплины;

• страх перед своими детьми;

• страх перед подростками вообще.

Страх перед будущим

Никогда прежде перед американским обществом не вставала настолько серьезно и угрожающе проблема детей и подростков. В прошлом дети находились под контролем и в поле зрения своих больших и сплоченных семей; сегодня большинство молодых родителей ощущают свою беспомощность перед невидимыми силами, губительно действующими на их детей. Неудивительно, что они охвачены страхом. Не имея опыта в воспитании, они блуждают в поисках верного пути, пытаясь выиграть в неравной битве. Они всей душой желают блага своим детям, но боятся, что не смогут помочь им.

Если вы относитесь к этой категории «молодых родителей» по собственному возрасту или по возрасту ваших детей, обратитесь за помощью к более опытным родителям. Те, кто сумели воспитать своих детей ответственными и счастливыми людьми, хорошо понимают нужды и трудности молодых родителей. Большинство из них с радостью расскажут вам о надежных путях к тому, как дать вашим детям все необходимое для нормальной и хорошей жизни, а также избежать всевозможных ловушек и неприятностей. Мы должны понимать, что не имеем права на серьезные промахи и ошибки, – мы обязаны поступать верно с первого раза, потому что угрожающее воздействие современной культуры не дает нам второго шанса.

Страх перед поведением детей как причина вседозволенности или авторитаризма

Родители испытывают множество разнообразных страхов, но самый опасный из всех – это страх перед поведением детей и необходимостью приучать их к дисциплине. По этой причине родители нередко позволяют детям задавать тон и командовать в доме. Понятно, что такие родители не контролируют ситуацию в своей семье. А если, к тому же, ребенок обладает сильной волей и склонен противостоять любым авторитетам, то жизнь превращается в настоящий кошмар. Ребенок, сумевший взять в свои руки контроль, становится совершенно неуправляемым, а родители – совершенно беспомощными.

Подавляемые страхом, родители впадают в пессимизм, а поведение ребенка все ухудшается, постоянно сопровождаясь немым вопросом: «Вы любите меня?» Сын или дочь ожидают родительской твердой опеки, которая направляла бы их, которая говорила бы о заботе и любви родителей. Без этого можно считать борьбу проигранной, потому что воспитание ребенка, эмоциональная емкость которого пуста, –занятие тщетное.

Отчаявшиеся и беспомощные родители, потерявшие всякий контроль над ребенком, не видя другого пути, обращаются в этом случае к наказанию. Но, увы, оказываются в «капкане» наказания, потому что чем строже наказание, тем более вызывающим и бунтарским становится поведение сына или дочери. Ребенок начинает манипулировать родителями, а они, в свою очередь, ужесточают наказание или же впадают в отчаяние. В обоих случаях они предаются пессимизму. Воспитание, основанное на страхе, не может быть продуктивным, и в итоге приводит к полному разочарованию.

Других родителей страх толкает к жестким авторитарным методам. Решив твердо и строго контролировать ребенка, эти родители все свое внимание фокусируют на дисциплине как средстве корректировки поведения. Они уверяют себя в том, что строгая дисциплина – это ключ к решению всех проблем. Страх толкает их к негативной реакции на поведение, что, как мы уже знаем, чревато плохими последствиями. Использовать этот метод воспитания все равно что ставить телегу впереди лошади. Невозможно дисциплинировать ребенка, не заботясь о его эмоциональных нуждах; результат всегда один – страдание и детей, и родителей. Такое воспитание всегда выливается в злоупотребление физическим наказанием, а ребенок, загнанный в «капкан»наказания, никогда не сможет стать полноценным взрослым человеком.

Страх родителей перед собственным ребенком неизбежно скажется на его эмоциях. Ребенок всегда чувствует страх и напряженность родителей. Временами сын или дочь ощущают некоторое потепление в родительском отношении к себе, однако они знают, что в основе этого лежит условная любовь и принцип послушания, а их потребность безусловной любви остается неудовлетворенной. Ориентация на наказание как на основной метод воспитания не позволяет родителям добиться хороших результатов.

Таким образом, результатом страха может быть чувство совершенной беспомощности родителей. В этом случае они позволяют детям слишком многое. Второй вариант – жесткая реакция на поведение ребенка и авторитарный подход к вопросам дисциплины. Не стоит следовать ни одним из этих крайних и бесперспективных путей. Чтобы воспитать спокойного и уравновешенного ребенка (а значит, и взрослого человека), необходима мудрость для активного общения с ребенком, и прежде всего – удовлетворение его насущных потребностей. А первой из них, как нам известно, является потребность в любви.

Страх перед детьми

Страх перед поведением ребенка и необходимостью приучать его к дисциплине перерастает в страх перед ним самим. Родители не знают, как дисциплинировать и как реагировать. Дети отличаются от нас и, кроме того, каждый ребенок в семье не похож на другого. Мы хотим правильно поступать по отношению ко всем детям, а каждый из них реагирует посвоему (частично в связи с особенностями своей личности, а частично в зависимости от того, насколько он чувствует себя любимым). Иногда мы говорим: «Я совсем не понимаю своего сына (свою дочь) и не знаю, как он (она) поступит в следующий момент».

Страх перед подростками вообще

Мы наблюдаем этот внушающий беспокойство феномен повсюду, особенно в общественных местах. Очень многие люди сегодня видят в подростках бесчувственных, равнодушных, наглых хулиганов, но на самом деле огромное большинство современных подростков – это прекрасная, замечательная молодежь. Конечно, внешность некоторых из них довольно причудлива – с этими продетыми сквозь кожу кольцами, крашеными волосами и прочими атрибутам, – но это свидетельство их нормальной пассивной агрессии. И конечно, у многих из них есть серьезнейшие проблемы, которые, однако, говорят об их жизненно важных, но неудовлетворенных желаниях, главное из которых – безусловная любовь. Они жаждут такой искренней, активной безусловной любви, которая повела бы их за собой.

Современное молодое поколение не единственное в своем роде: и прежде молодежь заставляла трепетать от страха сердца взрослых. Вспомним хотя бы длинноволосых подростков шестидесятых и семидесятых годов, в сандалиях на босу ногу, увешанных пацифистскими лозунгами и говорящих на странном языке. И у них, как и у нынешних подростков, была своя странная музыка, которая, казалось, имела одну цель – свести с ума родителей.

Конечно, в жизни и поведении современной молодежи есть стороны совершенно неприемлемые и достойные осуждения– это наркотики, вульгарное музыкальное искусство, сексуальная распущенность и так далее. Все это ужасно само по себе и опасно для молодежи.

В отчете независимой комиссии Научноисследовательского института говорится: «Сегодня американцы убеждены в том, что современное молодое поколение переживает тяжелый кризис – не экономический и не физический, а нравственный и духовный. Большинство наших граждан смотрят на нынешнюю молодежь как на недисциплированных, не уважающих власти и враждебно настроенных членов общества» .

Такая негативная позиция большинства взрослых обусловлена прежде всего тем имиджем молодежи и подростков, который постоянно создается средствами массовой информации на экране и в прессе. Этот искаженный имидж совершенно скрывает от нас хорошие, здоровые качества и привлекательность многих и многих из подрастающего поколения. Сегодняшние подростки – это полноценные молодые люди, которые, как никакое другое поколение, нуждаются в нашей любви и поддержке. Ключ к решению проблемы на заре нового века остается таким же, что и десятилетия назад, – обилие безусловной любви и уважение к личности ребенка.

Отношение американцев к своим подросткам довольно противоречиво. С одной стороны, они видят в них источник многочисленных проблем, а с другой – неравнодушны к ним. Американцы очень сильно озабочены судьбой своего молодого поколения. По моим наблюдениям, в среде нашей молодежи есть признаки зрелости и ответственности. Об этом можно прочитать в книге «Parenting Your Adult Child» («Воспитание взрослеющего ребенка»), которую я написал вместе с Гари Чепменом.

Как преодолеть страхи

Меня удивляет, что некоторые люди, включая родителей, больше внимания уделяют невинному детству, чем нормальным проявлениям подросткового возраста. Создается впечатление, что эти взрослые не знают, что все дети становятся подростками. Многие родители, практикующие метод реагирования на поведение при воспитании своих малышей, затем поражаются и недоумевают, когда у них возникает столько проблем с подростком. Решение всех этих проблем одно – воспитание в процессе активного общения с детьми.

Страх обладает мощной силой, способной исказить мышление и стать причиной серьезных ошибок в воспитании. Поскольку страх может сделать вас либо чрезмерно либеральными, либо чрезмерно строгими, вы должны научиться преодолевать и побеждать его ради ваших детей. Наилучший путь к победе над страхом – это вдумчивое, дружеское общение с детьми, когда вы даете ребенку почувствовать вашу любовь, когда он получает руководство и защиту, то есть самое необходимое на каждом этапе своего развития. Только в этом случае вы почувствуете себя полноценным родителем. Свободно, без напряжения общаясь со своими детьми, вы сможете искренне радоваться их присутствию, а значит, и создавать атмосферу, самую благоприятную для максимального развития их способностей.

Самая лучшая среда для ребенка –это семья, в которой существует свобода общения, где родители уравновешенны и спокойны, где царит мир и где присутствует доля хорошего юмора. В таком доме родители радуются результатам воспитания и уверены в том, что их дети чувствуют себя счастливыми. Они могут быть уверены также, что их дети надежно защищены от будущих неприятностей. Если вы не жалеете времени и сил на активное, живое общение со своими детьми и даете им все, в чем они нуждаются, вам не придется бояться за их будущее.

Тревога и заботливые сердца

Страх, тревога (его постоянный спутник) и гнев – все это чувства. Следует отметить, что тревога имеет как негативную, так и позитивную стороны. В первом случае она выступает как беспокойство за будущее, а во втором – как забота о чемто или комто. Всем нам в той или иной степени свойственно испытывать тревогу и озабоченность.

Человек, чересчур озабоченный и тревожный, не может быть успешен в жизни. Он почти постоянно сосредоточен на себе, у него низкая самооценка. Он скован, не уверен в себе и не может общаться с людьми как равный. Однако нередко такой человек обладает добрым и заботливым сердцем. Многое в его жизни зависит от того, какая сторона чувства тревоги (негативная или позитивная) в нем преобладает. Если в его чувствах превалирует тревога и беспокойство о будущем, он ощущает дискомфорт; если же преобладает позитивная сторона, – его сердце открыто навстречу другим и наполнено заботой о людях. Часто обе эти стороны идут рука об руку.

Хотя жить в постоянной тревоге очень тяжело, гораздо хуже не испытывать вообще никакого беспокойства. Люди, лишенные этого чувства, не способны к сочувствию. Оказывается, социально пассивное поведение отчасти обусловлено отсутствием у людей чувства тревоги. Такие люди различают добро и зло, но остаются равнодушными ко всему. Они сконцентрированы лишь на своих собственных целях и не думают о благе окружающих. Таким образом, тревога и беспокойство представляют собой синтез благословения и проклятия. Библия говорит об этом чувстве с осуждением. Приведем два самых известных отрывка о негативной стороне тревоги:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. ‹…› Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:25; 33,34).

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, – и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:6,7).

Здоровый баланс

Несомненно, мы, родители, нуждаемся во внутреннем равновесии, но не менее нас в нем нуждаются наши дети. Мы хотим видеть своих детей свободными от негативного чувства тревоги, но в то же время –отзывчивыми и неравнодушными к другим людям. Далеко не часто можно наблюдать в людях такое прекрасное и здоровое равновесие, когда доброта и отзывчивость сочетаются с отсутствием страха и тревоги. Дефицит этого здорового баланса – одна из причин деградации нашего общества. Люди, находящиеся под гнетом жизненных неудач и проблем, утрачивают интерес к ближним. С другой стороны, вполне нормальные и способные к сочувствию люди нередко становятся бесчувственными к жизненным трагедиям, о которых они постоянно слышат, но которые происходят гдето очень далеко от них.

Как помочь нашим детям стать внутренне уравновешенными и вместе с тем неравнодушными людьми? Путь к решению этой проблемы все тот же – удовлетворение их эмоциональных потребностей, воспитание и дисциплинирование в атмосфере любви.

Ребенок, не ощущающий безусловную родительскую любовь, не сможет развить в себе позитивное качество тревоги, то есть способность любить и заботиться о других. Если детей наказывают, не заботясь о наполнении их эмоциональной емкости безусловной любовью, они будут испытывать только негативную тревогу, а именно – душевное беспокойство, жизненный дискомфорт и пессимизм относительно своего будущего.

Волевой, с твердым характером ребенок, который страдает от недостатка любви, или от избытка наказания, или от того и другого вместе, может подавить в себе всякую тревогу и беспокойство и встать на путь социопатического поведения.

Только дав ребенку все, в чем он нуждается, можно воспитать его эмоционально здоровым и уравновешенным человеком. Будьте неутомимы в общении с детьми и не ставьте телегу впереди лошади. Помните правило: безусловная любовь – прежде всего.

Детская депрессия

Сегодня многие дети страдают от депрессии. Пятнадцать лет назад это было очень редким явлением, хотя, с другой стороны, депрессию вообще редко идентифицировали. Однако в последние годы мы видим вызывающий тревогу рост такого явления, как депрессия. В 1998 году психолог Рональд Кесслер из Гарвардского медицинского института исследовал более 8000 американцев в возрасте от 15 до 54 лет. Он обнаружил, что только 2 % из тех, кому теперь 45–54 года, страдали от депрессии в подростковом возрасте, а среди тех, кому сегодня 15–24года, от нее серьезно страдают уже 23 %. В наше время депрессия все чаще поражает молодых людей; однако подобного роста ментальных проблем в этом поколении мы не наблюдаем.

Последствия и причины депрессии

Рост уровня тревоги и депрессии среди детей внушает серьезные опасения своими перспективами. Последние научные исследования показывают, что молодые люди старше 20 лет, страдающие от депрессии и чувства тревоги, в тричетыре раза чаще прибегают к наркотикам или алкоголю, чем остальные их сверстники. Эти данные приведены эпидемиологом Кэтлин Меридангас из Йельского медицинского института. Депрессия может привести к самоубийству. Поражает то, что уровень самоубийств среди американских детей и подростков вырос в четыре раза за период с 1950 по 1995 год.

Почти две трети людей, страдающих депрессией, имели, как правило, одну психологическую проблему – чувство тревоги; почти все дети, впавшие в депрессию, живут под гнетом тревоги. Установлено, что для современных детей этот мир выглядит более устрашающе, чем для нашего поколения в их возрасте. Депрессия находит себе место и в бедных, и в богатых семьях. Дети из всех социальных групп имеют сегодня более серьезные симптомы депрессии, чем любое другое молодое поколение в новейшей истории.

Большая обособленность также способствует активному распространению депрессии среди детей. «Раньше дети росли в больших, сплоченных и дружных семьях, где были и дедушки, и бабушки, и где была спокойная духовная атмосфера. Современные дети часто одиноки, – заключает психолог Мартин Селигман. – Индивидуализм, расцветший пышным цветом, не позволяет нам справляться с нашими неудачами и потерями» .

Депрессивные дети отличаются от своих сверстников. Отметим главное:

• в их доме серьезный конфликт между родителями, а часто – и угроза развода;

• школьные учителя относятся к ним (и они сами к себе) как к менее достойным в социальном отношении, чем их сверстники. Как отмечает Кевин Старк, психолог Техасского университета, «даже в нейтральном окружении они чувствуют себя отверженными, что выражается в их отчужденности и замкнутости» ;

• они уверены в том, что источником их несчастий являются они сами, их собственная испорченность и несовершенство, а не внешние условия;

• в них явно просматривается прочная связь между стрессом и депрессией.

Депрессия у мальчиков и девочек

Мальчики, даже страдающие от сильной депрессии, редко выражают ее внешне. О том, как нелегко диагностировать депрессию у мальчиков, говорит Уильям Поллак, врачпсихолог Маклинской больницы при Гарвардском медицинском институте, в своей книге «Настоящие парни: спасем наших сыновей от возрастных мифов» .

Когда подросток, живущий под бременем жестокой депрессии, уже не в силах ее переносить, он начинает искать выход, чтобы облегчить свое страдание. Поведение, являющееся результатом депрессии и называемое «постдепрессивным»,может принимать любые формы.

Обычно мальчики ведут себя более неистово и резко, чем девочки. Желание избавиться от депрессии толкает их на ложь, воровство, драки, лихачество за рулем и даже на такие преступления, как расстрел окружающих людей. Такие поступки чаще всего не считаются последствиями депрессии и не связываются с ней. Поэтому депрессия у мальчиков, как правило, не диагностируется.

У девочек депрессия обычно наблюдается после 11 лет и резко возрастает в последующие четыре года. В 18 лет девочки в два раза чаще страдают от депрессии, чем мальчики. Установлено, что девочкам, как и женщинам, больше свойственно погружаться в жизненные проблемы, чем мальчикам. Именно поэтому среди женщин депрессия встречается чаще, чем среди мужчин.

В своей популярной книге «Reviving Ophelia» («Возродим Офелию») Мэри Пифер, в поисках истоков депрессивного состояния девочекподростков, глубоко проникает в их внутренний мир. Я решительно рекомендую эту книгу всем родителям, а особенно имеющим дочерей. Девочки больше, чем мальчики, тревожатся о том, что они бессильны изменить. Их беспокоят обычно собственная внешность, вес, популярность среди сверстников и проблемы в семье.

Их тревоги объясняются отчасти заложенным в них желанием нравиться и заботиться о других. Труднее всего тем, у кого заботливое и искреннее сердце сочетается с большой тревогой о себе и внешних обстоятельствах, включая будущую жизнь.

Трудности определения депрессии

Поскольку депрессия порождает очень много других проблем, скрывающих свой источник, она с трудом поддается идентификации. Тем не менее сегодня ее диагностируют гораздо чаще, чем несколько лет назад, и в результате резко возросло употребление антидепрессивных препаратов.

Детскую депрессию довольно трудно определить: развивается она постепенно и медленно, а в связи с многообразием причин и форм проявления имеет очень сложный характер. Когда у детей возникают сложности в учебе, о депрессии думают меньше всего. Особенно трудно определить депрессию там, где причина существующей проблемы известна, а сама депрессия играет лишь роль усугубляющего фактора. Поэтому успешное лечение какойлибо патологии невозможно до тех пор, пока не будет выявлена депрессия.

Например, ребенок отстает в учебе в результате какихто нарушений нервной системы, еще более усугубляемых депрессией. После всевозможных попыток исправить ситуацию депрессия обнаруживается, и проводится курс лечения, но так бывает не часто. После этого начинают решаться учебные проблемы.

Детская депрессия диагностируется с таким трудом потому, что симптомы ее существенно отличаются от аналогичных симптомов у взрослых. Иногда у детей наблюдаются типичные для взрослых признаки депрессии, например, длительная печаль или раздражительность, но так как детям сложно выражать свои чувства, их депрессию обычно принимают за нормальное детское поведение.

Нередко встревоженный родитель говорит мне о том, что дочь выглядит хорошо и ведет себя нормально, но все же чтото с ней не так, как прежде. Иногда, например, она кажется сильно огорченной и расстроенной по непонятным причинам. Недавно мне позвонила одна мама, взволнованная поведением своей одиннадцатилетней дочери, с которой всегда все было в порядке. Но теперь она часто говорит следующее: «Когда я смотрю новости, я чувствую, что все очень плохо и становится еще хуже. Иногда мне кажется, что не стоит дальше жить». У этой девочки была диагностирована умеренная депрессия, и после непродолжительного приема легких антидепрессантов и небольшого консультирования девочка обрела новый взгляд на свою жизнь.

Помните, что депрессия возможна у любого ребенка, даже у самого, как кажется, благополучного. Особенно это свойственно чутким по природе детям, которые очень чувствительны ко всевозможным депрессивным воздействиям окружающего мира. Этот враждебный мир достигает детей и через ночные телевизионные новости, и через развлекательные программы, поэтому мудрые родители постараются защитить своих детей от лавины этой нагоняющей тревогу информации. Каждый ребенок нуждается во влиянии оптимистических и ободряющих факторов.

Распознавание и лечение депрессии

Симптомы депрессии

Поскольку депрессия так многообразно влияет на развитие ребенка, родители должны иметь четкое представление о ней. Мы уже говорили о сложностях распознавания депрессии у детей, однако есть немало признаков, которые могут помочь в этом. Очень часто признаком депрессии является отставание в учебе, потому что чаще всего депрессия влияет на способность к восприятию.

Итак, существуют конкретные признаки депрессии, и когда у ребенка наблюдаются сразу несколько симптомов, то вполне можно предположить наличие этого состояния.

1. Неустойчивое внимание. Депрессию легко спутать с дефицитом внимания. Кроме того, большинство детей, имеющих обычный дефицит внимания или дефицит внимания в связи с «гиперактивностью», страдают от депрессии. Поэтому депрессия может маскироваться под расстройство внимания или усугублять его. В большинстве таких комбинированных случаев депрессию нужно лечить наряду с другими отклонениями от нормы. Однако депрессия и сама по себе может вызывать серьезные проблемы с учебой.

2. Нарушение концентрации внимания. Рассеянный ребенок не способен сконцентрировать внимание на какомто конкретном задании. А это открывает путь следующим симптомам депрессии.

3. Мечтательность. Ум ребенка погружается в фантазии, отвлекающие его от реальности.

4. Скука. По мере погружения в мечты и фантазии ребенку все труднее концентрировать внимание и постепенно он теряет интерес к тому, что еще недавно очень занимало его.

5. Пассивность. Родители часто объясняют это плохим сном, большими затратами энергии или легкими физическими недомоганиями. Но депрессия способна убивать энергию ребенка и снижать его интерес к общению с другими людьми и сверстниками.

6. Дурное поведение. Этот симптом, как правило, не связывают с депрессией, а на самом деле, независимо от других причин, именно депрессия толкает детей на плохие поступки. Например, первопричиной дурных поступков обычно бывает пустая эмоциональная емкость детской души. Именно она порождает депрессию, которая только усугубляет ситуацию. Типичные примеры дурного поведения – это срывы в учебе, осложнения в отношениях со сверстниками или регрессивное поведение, выражающееся в мочеиспускании в постель или «детском лепете».

7. Продолжительная печаль, следующая за нормальной реакцией на плохие новости или тревожные события. Странно, что этот симптом нередко отсутствует даже в случаях затяжной депрессии.

8. Гнев. Вас может удивить, что депрессия порождает гнев, что еще больше осложняет уже существующую проблему. Всегда, когда ребенок не умеет сдерживать свой гнев, причину нужно искать в депрессии.

9. Тревога. Если ребенок тревожен, то депрессия –вполне вероятная причина его состояния. С одной стороны, тревога делает ребенка беззащитным перед депрессией, а с другой – депрессия может вызывать тревогу и беспокойство. Эта прочная связь – «тревогадепрессия» – наблюдается у людей всех возрастов.

10. Безразличие. Ребенок не общается с людьми, включая школьных друзей, ищет уединения.

Лечение депрессии и медицинский осмотр

В современном американском здравоохранении превалирует методика медосмотра, который стал популярным в американских семьях по причине своей дешевизны. Однако вследствие этого стало чрезвычайно затруднительным обследование детей по поводу психологических проблем. Даже перед лицом широкого распространения психических и умственных нарушений среди детей страховые компании очень неохотно берут на себя расходы по их психологическому и психиатрическому обследованию. Но начинать лечение без такого обследования все равно, что начинать оперировать больного без предварительных рентгеновских снимков. Результатом становится передозировка или неправильный подбор лекарств.

Раньше у педиатров была возможность обследоваия детей с целью установить дефицит внимания в связи с гиперактивностью и назначить психостимулирующие препараты. Сейчас же, при отсутствии возможностей такого обследования, многие педиатры назначают эти препараты только потому, что мамы или школьные учителя констатируют у ребенка «гиперактивность».

Точно так же обстоят дела с диагностированием и лечением детской депрессии. Как может педиатр определить ментальный статус ребенка без легитимного обследования? Поэтому детская депрессия так редко распознается, а если такое происходит, сразу прописывается какойнибудь антидепрессант без должных показаний и последующего наблюдения за ходом лечения. За последние годы мы потеряли почти все, что было создано многими талантливыми и преданными своему делу специалистами – психологами и психиатрами – в нашей стране. Благодаря практикуемым сегодня медицинским осмотрам почти полностью разрушена система психологической и психиатрической помощи и, в частности, – для детей.

Та же участь постигла и одно из важнейших событий в жизни каждого ребенка – первый день поступления в школу. Если у ребенка есть потенциальная нерасположенность к учебе или другие психологические сложности, которые не были своевременно откорректированы перед поступлением в первый класс, то такой ребенок обречен иметь большие проблемы в учебе в течение многих лет. В прежние, более благоприятные годы мы настаивали на том, чтобы до поступления в первый класс каждый ребенок прошел исчерпывающий психологический и учебный тест. Это позволяло вскрыть практически любую потенциальную проблему конкретного ребенка для того, чтобы ее скорректировать или гарантировать соответствующие условия для будущего обучения этого ребенка. Когда же все пускается на самотек, то это, как правило, приводит к печальным последствиям для детей и их родителей.

Настаивая на полном, всестороннем обследовании детей, я осознаю те трудности, с которыми придется столкнуться их родителям. Поскольку большинство страховых компаний отказываются оплачивать такое обследование и так как вследствие этого квалифицированные детские психиатры и психологи вынуждены самостоятельно решать свои финансовые проблемы, то, увы, дошкольное обследование детей быстро исчезает. Все, что я могу предложить, – это все же попытаться найти одного из таких исчезающих специалистов и не испугаться некоторых финансовых расходов. Самое главное преимущество этого шага заключается в том, что вы сможете спланировать будущее образование своего ребенка, а если обнаружатся признаки возможных трудностей и проблем, вы будете знать, как с ними справляться.

Тем, кто не в состоянии провести такое тестирование, я скажу коечто, чего я никогда бы не сказал раньше, а менее всего – написал бы об этом. Но, в связи с вышеописанной ситуацией в нашем детском здравоохранении, у меня нет выбора. Если ваш педиатр прописывает антидепрессивные препараты, не бойтесь давать их детям. Конечно, я бы предпочел, чтобы ребенок не принимал никаких препаратов, но, с другой стороны, недопустимо лишать их ребенка, который в них отчаянно нуждается.

Это на самом деле не так страшно, как изображают, потому что все эти медикаменты относительно безопасны, а их побочные эффекты минимальны. Я никогда не слышал о том, что антидепрессанты навредили детям, но я видел бесчисленное число детей, страдавших от отсутствия их именно тогда, когда они в них очень нуждались.

Ваша главная роль как родителей

С чем бы вы ни имели дело – страхом, тревогой или возможной депрессией, – вы всегда должны помнить о своем громадном влиянии на ваших детей, причем в любом возрасте. Известно, что родители страдающих депрессией детей относятся к ним жестко, непримиримо или безразлично. Этого ни в коем случае допускать нельзя.

Главнейшей вашей задачей остается постоянное наполнение эмоциональной емкости вашего ребенка безусловной любовью, воспитание и защита его от вредных влияний, а затем – подготовка сына или дочери к будущей самостоятельной жизни, когда вы без опасений сможете постепенно ослаблять свои родительские узы, чтобы дать им свободу. Не важно, что говорят вам люди, –помните, что вы играете главную роль в судьбе вашего ребенка и что пока еще вам принадлежит право принимать решения. Вам дана власть и ответственность защищать своих детей от негативных и губительных воздействий общества и удовлетворять их глубинные нужды. Никто, кроме вас, не обладает столь мощной силой для строительства фундамента счастливой и полнокровной жизни ваших детей.