3. Потерянные составляющие традиционного Евангелизма

Однажды, когда я был в учительском персонале миссионерской школы, я столкнулся с печальной ситуацией. Прошло несколько недель занятий, и было на самом деле замечательно учить этих студентов, которые особенно сильно жаждали Бога. Случилось также, что Билли Грэм был в городе, проводя евангелизационные собрания, и я предложил отменить наши занятия сегодня вечером, чтобы мы могли посетить эта служения. Я не был готов к ответу, который услышал от некоторых людей.

«Ну конечно, мы уважаем Билли Грэма, — сказал мне один из инструкторов. — Но его стиль евангелизации довольно ограничен. Мы хотим, чтобы наши студенты научилисьпророческому евангелизму». Другой человек в миссионерской школе продолжил: «Вы можете этого не осознавать, Джим, но многие из людей, которые вы ходят вперед к сцене на евангелизационных собраниях Билли Грэма, никогда не становятся частью церкви». Один из пасторов, спонсирующих миссионерскую школу, даже пренебрежительно заметил с кафедры, что он считал «мелкими» евангелистские методы, применяемые Грэмом.

Вы видите что-нибудь неправильное в этой картине? Оказывается, мы настолько духовные, что думаем, будто мы знаем о евангелизме больше, чем Билли Грэм! Да, у нас было несколько возвышенных теорий, но, на самом деле, едва ли кто-либо обратился в результате нашего харизматического пророческого служения. У нас была теория, но Билли Грэм, очевидно, имел плод.

Пришло время для тех из нас, кто имеет харизматическое, пророческое, пятидесятническое прошлое, проснуться и ощутить болезненную реальность: «нехаризма- ты» часто имеют большую страсть к евангелизму, чем мы. В то время как мы иногда снисходительно взираем на евангелическую церковь, баптистов, фундаменталистов, околоцерковные служения и ищущие церкви, они часто имеют больше обращённых. «Но, — могли вы возразить, — многие харизматические церкви находятся в числе наиболее быстро растущих общин в Америке». Да, но в этом утверждении есть одна проблема: многие из больших харизматических церквей растут, в основном, за счёт перехода: привлекая людей, уже обращённых другими церквями и служениями.

Статистика американской церкви потрясает. Восемьдесят процентов церквей имеют либо постоянное, либо уменьшающееся количество членов. Пятнадцать процентов растут, но, в основном, за счёт роста переходов, когда люди покидают церкви, которые они считают менее духовными. Менее пяти процентов церквей растут из-за роста обращений.

Это ужасная ситуация. Менее пяти процентов церквей в Америке успешно проповедуют потерянным!

Какой метод используете вы?

Если бы первые апостолы были сегодня здесь, поддержали ли бы они евангелизационные собрания Билли Грэма или согласились бы с моими друзьями из пророческой церкви, которые думают, что Писания учат более глубокому уровню Евангелизма? Прежде всего, я уверен, что первые Апостолы обрадовались бы попыткам Билли Грэма проповедовать Евангелие. Даже если бы они имели некоторые опасения касательно стиля Билли Грэма, они бы, без сомнения, заключили, что его плод с лихвой перевешивает плод тех, кто умаляет его.

Первые Апостолы могли бы согласиться с некоторыми из теорий, которым отдались сверхдуховные критики Грэма, но они бы непременно упрекнули их за высокомерную позицию. Кроме того, большинство из этих критиков также услышат упреки, потому что они сами потерпели неудачу в проповеди Евангелия любым методом.

Однажды к Д.Л. Муди пришла женщина и рассказала ему, что она не одобряет его методы проповедования Евангелия. Муди не защищался, но искренне хотел узнать, как проповедование может стать более эффективным. «Какой метод вы используете, чтобы проповедовать Евангелие?» — спросил он её.

Эпилог

Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют. Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того Р Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться.

(К Филиппийцам 1:15-18)

Апостольская позиция

Не пытаясь критиковать чьи-либо методы евангелизма, давайте взглянем на некоторые Библейские принципы. Первые Апостолы смотрели на евангелизм как на что-то большее, чем просто евангелизационные собрания; это был повседневный сталь жизни. Они, вероятно, были бы хорошей поддержкой в организации евангели- зационных собраний, но главный акцент они делали на том, чтобы научить каждого верующего евангелистаческому стилю жизни.

Я имел удовольствие участвовать в нескольких еван- гелизационных собраниях Билли Грэма, но я почувствовал, что одно из самых продолжительных воздействий оказывают не служения, где проповедовал доктор Грэм. Хотя я люблю проповеди Билли Грэма, я думаю, что самое значительное влияние оказывает обучение, которое проводит его команда для местных верующих, служащих на евангелизационных собраниях. Ещё долго после того, как евангелизационная команда покидает город, местные христиане делятся своей верой с другими.

Это проливает свет на важную библейскую позицию апостольского евангелизма: задача евангелистов — не просто проповедовать Христа, она в том, чтобы «совершить святых» для евангелизации. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», (К Ефесянам 4:11,12)

Евангелисты, которые никогда не обучают других и не мотивируют их на служение, упускают из виду важный аспект своей работы, которую они должны делать.

Вот несколько других областей, где мы можем учиться апостольской позиции относительно евангелизма:

Новообращённые

Хотя каждый христианин должен желать видеть новообращённых — людей, рождённых свыше духом Божьим, — те, кто имеет апостольскую позицию, осознают опасность вырастить христиан со слабыми сердцами, которые «едва спасаются» (1 Петра 4:18). Они беспокоятся, чтобы новообращённые имели твёрдое основание, не просто произнесли символическую «молитву грешника», а истинно отвернулись от тьмы ко свету, от владения сатаны к Царству Бога.

Как сказал Петр толпе в день Пятидесятницы, апостолы понимают, что чистое обращение включает стремление «спасаться от рода сего развращённого». (Деяния 2:40). Они также осознают важность того, чтобы новообращённые были крещены в воде и получили силу Духа Святого (Деян. 2:37-38). В то время как эти переживания не являются условиями спасения, они рассматриваются как жизненно необходимые приготовления для победной и плодотворной Христианской жизни.

Ученики

Апостольская позиция ничего не знает о новообращённых, которые не являются учениками. Ожидается, что каждый истинный христианин станет учеником Христа. Ранняя Церковь была бы сбита с толку многими из наших распространенных свидетельств сегодня:

• «Я принял Иисуса как моего Спасителя в 1990 году, но я не принял Его как своего Господа до 1995 года».

• «Я отдал свое сердце Иисусу в последних классах школы, но я не начал на самом деле следовать за ним до тех пор, пока не окончил колледж».

• «Я стал христианином в армии, но сделался учеником лишь через несколько лет».

Апостольская позиция ставит Великое Поручение выше, чем само обращение. В то время как Иисус сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк. 16:15), поручение в Евангелии от Матфея — «идите, научите все народы» (Матфея 28:19). Пока обращение не станет ученичеством, работа евангелиста ещё не сделана.

Члены церкви

Одним из самых серьёзных критических замечаний о евангелистских собраниях является то, что многие из новообращённых никогда в конце концов не становятся членами церкви. Это бы озадачило первых Апостолов, так как ожидалось, что их новообращённые будут тесно связаны с другими верующими. Нам сказано, что после проповеди Петра в день Пятидесятницы «присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деяния 2:41). Потом, в конце описания Иерусалимской церкви в Деяниях 2:42-47, дано отражение апостольской позиции относительно евангелизма: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 2:47). От тех, кто был спасён, определённо ожидалось, что они будут «прилагаемы к церкви». Это «членство» больше, чем просто занесение нашего имени в церковный список; это действующие взаимоотношения взаимной заботы, ответственности и помощи.

Служители

Эпилог

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу.

(1 Коринфянам 12:4-7)

Одной из причин того, что ранняя церковь была эффективной в евангелизме, является то, что каждый христианин участвовал в Великом Поручении. Новообращённые не появлялись лишь на евангелизационных собраниях или церковных службах, но приходили ежедневно, в результате свидетельства обычных христиан. Процесс ученичества не завершался, пока верующий не становился зрелым и снаряжённым «на дело служения» (К Ефесянам 4:12).

Основатели церквей

Воспроизведение учеников — это центральная часть апостольской позиции, однако в этом учении большинство американских церквей сегодня терпят недостаток. Христиане должны быть плодотворными и взращивать других христиан. Ученики должны производить больше учеников, и служители должны обучать других для служения. Подобным же образом церкви должны иметь видение на основание новых церквей. Отражая фундаментальный принцип Быт. 1:28 «плодитесь и размножайтесь», быть посланными, чтобы производить, — это суть служения апостолов.

Сверхъестественные превращения

Слабостью многих наших евангелистических попыток сегодня является недостаток сверхъестественного. Наш подход, осознаем мы его или, нет, полагается в основном либо на интеллектуальные аргументы, либо на эмоциональные призывы. Как результат, наши новообращённые имеют недостаточное основание. Те, которые обратились под воздействием интеллектуальных аргументов, склонны быть «умозрительными христианами» с маленькой страстью к познанию Бога или к тому, чтобы делиться Им с другими. Те, кто был обращён путём эмоциональных призывов, напротив, часто нуждаются в постоянных эмоциональных уколах, чтобы чувствовать себя спасёнными.

Первые апостолы ясно сознавали, что качество их послания часто определяет качество их новообращённых.

Эпилог

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

(1 Коринфянам 2)

Павел понимал, что, если людей убедит стать христианами его красноречие или способность затронуть их эмоции, их основание не будет крепким. Вместо этого он хотел, чтобы их вера покоилась «на Божьей силе».

Некоторые попытаются обратить это в антиинтеллектуальный аргумент, но намерение Павла было иным. Он видел Евангелие не как мистическую или эмоциональную философию, но как твёрдую истину. По этой причине нам сказано в нескольких местах, что Павел «рассуждал» с теми, с кем он делился Евангелием (Деян.17:2, 18:19).

Однако Павел и другие ранние Апостолы сознавали, что обращение — это вопрос сердца и воли, а не только интеллекта. Отзываясь на послание Иоанна Крестителя и Иисуса, они велели людям покаяться, что требовало изменения в сердце и, в результате, изменения поведения. Помня притчу Иисуса о сеятеле, апостолы понимали опасность давления на людей для «быстрых обращений», при которых семя Евангелия прорастает быстро, но вскоре засыхает.

Важнее всего то, что Апостолы осознавали: обращение — это сверхъестественное событие, не что-то, что мы можем уговорить людей сделать. Обращение — это новое рождение, превращение в новое создание (Иоан 3:1-8, 2 Кор. 5:17). Оно означает переход от смерти в жизнь, от владений тьмы в Царство Бога (Кол. 1:13). Хотя сегодня мы склонны влиять на чей-то свободный выбор в приходе к Иисусу, Он сказал, что люди, на самом деле, не могут истинно прийти к Нему, если Отец не привлечёт их (Иоанн 6:44). Поэтому спасение — это не вопрос человеческого старания, оно полностью основывается на благодати и милости Бога.

Вы слышите призыв?

Как ваш стиль евангелизма выглядит по сравнению с позицией ранних апостолов? Некоторые возразят, что нет «правильного» пути для евангелизации, и в какой-то степени это правильно. По всем страницам Писания и церковной истории различные методы проповедования Евангелия приносили хороший плод.

Тем не менее, мудрые собиратели урожая не будут полагаться на удачу. Они станут придерживаться взгляда апостолов, постоянно оценивая свой плод на основании целей, представленных в Писании. Видим ли мы новообращённых, на самом деле полностью посвящёнными Христу и наполненными Духом Святым? Становятся ли наши новообращённые истинными учениками, членами церкви и служителями? Успешно ли действуют наши методы в воспроизводстве не только отдельных христиан, но также новых церквей?

Хотя даже Бог может использовать различные методы, заключение, что методы не имеют значения, будет ошибочным. Каждому из нас нужно всё «проверять реальностью». Если год за годом мы применяем те же самые методы и всё ещё не видим чистый апостольский плод, мы можем спросить, надо ли нам менять методы!

Если вы теряетесь в догадках об эффективности ваших методов евангелизации, прочитайте внимательно следующие главы, где перечислены некоторые «поплавки» Петра, одарённого ловца человеков.

Ключевые моменты

· Дайте увидеть ваш плод — новообращённых!

· Апостольский евангелизм предполагает снаряжение других на евангелизацию.

· Новообращённые должны быть крещены в воде и получить силу Духа Святого, чтобы быть готовыми к победной, плодотворной Христианской жизни.

· Новообращённые должны стать учениками.

· Новообращённые должны стать членами местной церкви и быть вовлечены в отношения заботы, ответственности и помощи.

· Новообращённые будут служить другим.

· Церкви будут основывать другие церкви.

· Апостолы направляют новообращённых к силе Бога.