Глава 6

1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.

2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельст­вуют им. Учи сему и увещевай.

3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о бла­гочестии,

4 Тот горд, ничего не знает, но за­ражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых про­исходят зависть, распри, злоре­чия, лукавые подозрения.

5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибыт­ка. Удаляйся от таких.

6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.

7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

8 Имея пропитание и одежду, бу­дем довольны тем.

9 А желающие обогащаться впада­ют в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают лю­дей в бедствие и пагубу;

10 Ибо корень всех зол есть сребро­любие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, бла­гочестии, вере, любви, терпении, кротости;

12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и испове­дал доброе исповедание перед многими свидетелями.

13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Кото­рый засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе испо­ведание, завещеваю тебе

14 Соблюсти заповедь чисто и не­укоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,

15 Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

16 Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

17 Богатых в настоящем веке уве­щевай, чтобы они не высоко ду­мали о себе и уповали не на бо­гатство неверное, но на Бога жи­вого, дающего нам все обильно для наслаждения;

18 Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,

19 Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негод­ного пустословия и прекословий лжеименного знания,

21 Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

1. Рабы: : Греч, douloi (см. на Ин. 8:34; Ефес, 6:5). Рабство составляло неотъемлемую, существенную часть Римского хозяйства и множество из пер­вых, обращенных в христианство, были из этого класса общества. Однако хри­стианская церковь состояла как из рабов, так и из господ. Относительно совета Павла о господах-христианах и рабах (см. на Ефес. 6:5-9; Кол. 3:22 по 4:1).

под игом: — Т.е., законно связаны по отношению к своим господам. Сам наш Господь отказался быть Судьей в гражданских вопросах, то есть, вмеши­ваться насильно в установленный общественный порядок Лук. 12:14.

достойными всякой чести: Сравните на Ефес. 6:5.

хулы: — Если бы первые христианские служители активно нападали на ус­тановления рабства, которое было разрешено Римским законом, они противо­поставили бы христианство закону и порядку. Восстание и кровопролитие были бы последствием этого. Таким образом, Бог и Евангелие могли быть в поноше­нии и хуле.

имя Божие: — Т.е., личность и авторитет Божества. Как в Греческом, так и в Еврейском языке «имя» какой-либо личности обычно имеет отношение к са­мой личности и её характеру. Всё, что собой представляла личность, всё, что было присуще её характеру, было воплощено в имени, которым она была назва­на.

учение: — См. на гл. 4:6,16; 5:17. Христианство может быть не более чем философская теория, если её учения не изменяют нравственного склада челове­ка и не в состоянии вселить в сердце надежду, которая превосходит все земные неприятности и разочарования. Таким образом, достоинство евангельского «учения» покоится на качестве характера, проявляемого в жизни Его последова­телей.

2. небрежно: — Или, «с презрением», «пренебрежительно», «быть непоч­тительным». Павел заявляет, что если «господа» язычники «достойны всякой чести», насколько более уважения должно быть проявлено «верующим госпо­дам».

служить им: — Поскольку эти рабы были христианами, ещё большая от­ветственность ложилась на них. Рабы и господа язычники теперь имели воз­можность оценить различие в чести и уважении, воплощённые в обращённом рабе с принятием христианства. Но если христианин раб показывал меньше уважения, чем не христианин, оценка Евангелия соответственно уступала язы­честву и эффективность Евангелизации уменьшалась.

благодетельствуют: — Т.е., верующие господа будут помогать слугам, участвуя в христианском служении.

сему: — Павел ссылается на свой совет относительно положения рабов в Римской империи.

3. учить иному: — Очевидно, в Ефесе были учителя, которые придержива­лись мнения, что поскольку обращенный раб становился чрез Христа свобод­ным от греха, он также освобождался от своей обязанности к земному господи­ну. Это учение, соединённое со многими другими совращающими понятиями подвергалось сильному осуждению апостола.

здравым: — Или, «здоровым», «крепкий» (см. на гл. 1:10).

словам Господа нашего: — Слова Иисуса составляют Евангельскую весть. Учения НЗ являются лишь расширением заявления Иисуса, сделанным Им на протяжения Своего земного служения. В гл. 1 Павел осуждает учения, проти­воречащие личным наставлениям Христа. Здесь апостол выставляет мотивы и характер последствий тех, которые «учили иному».

учению: — Т.е., христианской религии (см. на 1ст.).

о благочестии: — См. на гл. 2:2. Если религиозное учение не формирует благочестивой жизни, оно подвергается самоосуждению. Достоинство всякого духовного наставления, измеряется степенью духовного здоровья, получаемого его последователями.

4. горд:Греч, tuphoo, «быть ослеплённым самонадеянностью».

заражен страстью к состязаниям: — Или, «склонный делать предполо­жения».

словопрениям:Греч, logomachiai, «словесная битва», «словесное сра­жение». Умножение слов в хитросплетённых иносказательных истолкованиях, основное оружие лжеучителей. Вместо непосредственного разбора предмета обсуждения, они будут проводить свое время в хитросплетённых интригах, ук­рашая разбираемый вопрос выражениями и благочестивыми пошлостями. Они сражаются словами и избегают правдивой логики и здравого толкования.

происходит: — Ничего другого нельзя ожидать от ума, ослеплённого само­надеянностью и самообманом, кроме его незнания. Грехи общества часто явля­ются результатом не здравого совращающего учения. Не допускающие возра­жений, чрезмерно уверенные в себе, такие учителя никогда не отразят духа че­стного исследования. Они рассматривают всякое противодействие; как затраги­вающее личность нападения, и смотрят с подозрением на всякую попытку под­держивать здравое учение.

злоречия: — Или, «богохульства».

подозрения: — Такого рода атмосфера не является рекламой для мира и христианского братства.

5. Пустые споры: — Или, «постоянный гнев». Павел описывает последую­щие результаты нездравого, религиозного учения. Общение использовалось для непрерывной перебранки и возбуждения.

поврежденного ума: — Основная проблема непримиримых, непреклонных учителей нездравого учения заключалась в их личном отношении к истине. Они напрягали свои мысли, чтобы защитить свои личные позиции, ибо их собствен­ная самонадеянность убеждала их, что они не могут заблуждаться. Иудейские руководители, которые отвергли слова Христа, направляли свои мысли к под­держке старых обычаев, а не к принятию истины, где бы она ни находилась (см. Ин. 8:45).

чуждыми-: Или, «лишёнными», «отчужденными». Поскольку эти учителя посвятили себя, чтобы сохранить традиционные заблуждения, дух истины не восторжествовал, когда они однажды присоединились к христианской церкви. Они перестали продвигаться вперёд. Всё же они оставались в церкви, противо­действуя всем, кто должен был помочь им.

Благочестие служит для прибытка: — Во все века были люди, которые приравнивали материальные обладания к духовному благополучию. Однако, пример нашего Господа и учеников должен устранить всякую мысль, что наи­более праведные обязательно были наиболее преуспевающими в мирских богат­ствах. Переживание Иова иллюстрирует ненадёжность обладания мирским бо­гатством. Лучшие люди не считали собственность наибольшим имуществом. Наиболее часто те, которые посвящали жизнь и средства делу Божию, удержи­вали только минимум для материальных нужд, а все остальное направляли в русло христианского служения.Другие объясняют 5 ст., как ссылку на религиозных работников, чьей глав­ной мыслью было вознаграждение за их служение, и которые рассматривали религию как средство для обеспечения приличного заработка. Они служат, счи­тая часы, а не согласно необходимости, требующей от церковного работника любого времени дня или ночи. Частично, эта земная перспектива христианского служения рассматривалась, как одна из черт ложных, религиозных учителей, перечисленных в 4,5 ст.

Удаляйся от таких: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого предложения.

6. приобретение: — Такое спокойное доверие к водительству Бога, намного достойнее, чем временное обладание человека материальными богатствами, Перечень самоубийств в мире включает в себя многих мужчин и женщин, кото­рые обладали огромным мирским богатством, но были бедны в небесном «до­вольстве».

благочестивым: — Буквально, «благочестие», то есть, истинное «благочес­тие», которое правильно представляет христианские принципы и удовлетворяет самые глубокие желания сердца (см. на гл. 2:2; 3:16; 4:7,8; 6:3).

довольным: — Павел здесь определяет наиболее неоценимое обладание человека, могущее быть его собственным. Мужчины и женщины исследовали весь свет, чтобы найти мир для ума и утешение сердцу. Миллионы долларов истрачиваются ежегодно, поскольку человек пытается получить удовлетворение в развлечениях, путешествиях, спиртных напитках и удовлетворении плотских страстей. Всё же их цель исканий ускользает от них, ибо человек со своей совестью, лицом к лицу сталкивается с вопросом своей вечной судьбы. Однако дар Божий не только вечная жизнь, он также приносит успокоение уму, — успокоение, которое научилось доверять любящему Богу среди всех превратностей жизни. Когда друзья или враги неправильно понима­ют его, когда немощь начинает подрывать силу юности, когда любимых пости­гает смерть, — тогда христианин находит в своей святой религии мир уму, кото­рый даёт ему довольство, мужество и надежду. Быстро текущая земная слава не является его хозяином; он знает лучшую землю и более надёжного Хозяина. С Богом, как со своим исключительным Помощником, христианин не имеет более никаких нужд. Спокойный и уверенный, он представляет приятный контраст по отношению к беспокойной, нервной и неудовлетворённой толпе мира, окружающей его (см. на Матф. 11:28-30; Флп. 4:11,12).

7- явно: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению это­го слова.

ничего: — Здесь Павел иллюстрирует временное свойство материального обладания. Лишь только всё духовное и приобретённое с Богом пребудет всегда (см. Иов. 1:21; см. на Матф. 6:20).

8. одежду: — Или, «покров», включая одежду и кров. Поскольку человек не в состоянии взять с собой что-либо из материальных богатств дальше могилы, он должен ставить своей главной целью на земле развитие своего характера. После приобретения необходимого, поддерживающего жизнь, человек приобрёл всё, в чём он будет нуждаться. Жаждать более чем необходимо, развивает дух неудовлетворённости, конкурирующую ревность, которая никогда не может быть удовлетворена.

9. обогащаться: , — Павел продолжает свою оценку религиозных учителей, которые превратили свои религиозные обязанности в предмет торговли. Одна­ко, эти принципы, несомненно, применимы ко всем христианам. Стремящиеся к достижению богатств, вынашивают в себе огонь страстей, который, в конечном счете, уничтожит лучшие свойства души. Человек не в состоянии одновременно служить Богу и маммоне (см. на Матф. 6:24; Иак. 1:8-11).

впадают: — Страстное увлечение богатством присутствующее в безгранич­ном ассортименте соблазнов, подвергает риску принципы (см. на Иак. 1:12-15).

безрассудные: — Или, «неблагоразумные», «безрассудные». Не обращая внимания на благоразумие, люди предаются безудержной погоне за богатством, доказывая очень мало благоразумия при утрате здоровья или приближении смерти. Приобретать много в материальном отношении, ведёт к пренебрежению другими важными вопросами. Ежедневные христианские обязанности, требующие времени и личного внимания, вне всякого сомнения, будут почти сведены к минимуму.

похоти: — См. на Рим. 7:7.

погружают: — Посредством своей исключительной природы, сильные же­лания приобресть богатство, угрожают жизни и здоровью духа. Соблазнитель­ность богатства здесь сравнена с ложным чувством безопасности самонадеянно­го пловца, когда он предпринимает попытку плыть по неизведанному водному пространству.

бедствие:Греч, olethros, «гибель» от слова обозначающего «разрушать», «уничтожать». В классическом Греческом языке olethros употребляется, чтобы изобразить уничтожение имущества. Здесь Павел отмечает уничтожение, ещё в этой жизни, как результат погони за богатством, самых возвышенных свойств души. Нежные узы родителей и детей часто освящены на алтаре материальных преимуществ. Счастливая атмосфера удовлетворённого дома часто отравляется жадными поисками богатства. Наиболее возвышенные черты человеческого характера всегда страдали, когда человек измерял своё служение вознагражде­нием, которое он получит.

пагубу:Греч, apoleia, «чрезвычайная гибель», «полное уничтожение» от слова означающего «уничтожить совершенно», «погубить». Человек, который разрешает себе быть обманутым соблазнами богатства, — разрушает мир своего ума, весьма часто тяжелые оковы привязанности к этой жизни в итоге будут осуждением к вечному уничтожению. Однако в Библии нет основания для убе­ждения, что не спасённые будут вечно жить среди мучительного пламени. По­сле суда грех и грешники будут уничтожены совершенно (см. на Матф. 25:41; Откр. 20:15).

10. корень всех зол: — Буквально, «корень всех грехов». В Греческом язы­ке эта фраза подчеркнута. Вообще говоря, корни не видны, а только лишь ветви. Здесь Павел приподнимает занавес, часто прикрывающий истинные побужде­ния людей. Ради богатства люди жертвуют честью, дружбой и здоровьем. Ко­рень сребролюбия является причиной большей части страданий мира.

сребролюбие: — Павел здесь представляет причину для своего предосте­режения против религиозных работников, служащих исключительно ради денег. Подобно тому, как последствия стремлений к денежному обогащению 9 ст. применимы ко всем людям, такое значение имеет и высказывание 10 ст. Павел делает чёткое различие между «любовью» к богатствам и простым обладанием богатств, которое может быть даром Божиим, для заслуживающих доверия хри­стиан.

уклонились: — Или, «заблудились».

веры: — Т.е., христианского откровения истины, которая определяет, как люди должны жить перед Богом (см. на гл. 3:9; 4:1, 6; 5:8).

Себя подвергли: -Опасности благосостояния созданы самими людьми. Валаам 2Пет. 2:15 и Иуда Искариот Матф. 27:3; Ин. 12:4-6 на­глядным образом показывают соблазнительную силу богатства и его неизбеж­ные последствия — разочарование и печаль. Никакой человек не был принуждён подчиняться соблазнительному порыву — быстро разбогатеть. Агония внезапной слабости личности началась в мыслях. Многие родители пробудились слишком поздно, многие годы спустя после приобретения богатства, обнаружив, что их дети являются чужестранцами в их собственном доме, их привязанность укоре­нилась где-то в другом месте. Нет такой суммы денег в банке, чтобы вернуть назад истраченные годы и утешение — быть любимыми и оценёнными в старос­ти, — часто будет отказано таким родителям, не взирая на их слёзы сильного горя. Обширные собственные земли и излишне большой дом не являются баль­замом, достаточным для получения здоровья, которое потеряло свою силу на­слаждаться приобретённым богатством. Неисчислимы «бедствия», которым подвергли себя люди в поисках материального обеспечения.

11. Ты_же_человек Божий: — Павел подразумевает, что любители денег в 9, 10 ст. не являются людьми Божиими; они имеют другого хозяина. В ВЗ вы­ражение «человек Божий» применялось к назначенным Богом пророкам (см. Суд. 13:6; 1Цар. 2:27; ЗЦар. 12:22; 4Цар. 1:9, 10; Иер. 35:4), и Павел здесь призывает своего юного соработника к подобной преданности своей обязанно­сти. Безопасность Тимофея покоилась в надёжности Бога, а не в обладании бы­стро преходящим богатством.

убегай _сего: — Т.е., не задерживайся, даже не теряй времени даром над во­просом преимущества материальной обеспеченности. Исключительная безопас­ность христианского работника покоится лишь в нераздельной программе, не оставляя времени, чтобы заниматься приобретением богатства (см. на Иак. 1:6-10)

преуспевай: — Буквально, «имей привычку серьезного искания». Вместо применения своей энергии и времени для погони за богатством, христианин должен употребить их для достижения Христоподобных качеств характера. Бог обещал, что наши материальные нужды будут обеспечены, если мы, прежде всего, будем стремиться служить Ему (см. на Матф. 6:33).

правде:Греч, dikaiosune (см, на Матф. 5:6).

благочестии:Греч, eusebeia (см. на гл. 2:2),

вере:rpeч.pistis(cм.нaPuм.3:3).

любви:Греч, agape (см. на 1Кор. 13:1).

терпении:Греч, hupomone, «выносливость», «способность терпеть» (см. на Иак. 1:3; Откр. 14:12).

кротости:Греч, praupathia, «мягкость», «доброта».

12. Подвизайся:Греч, agonizomai (см. на Лук. 13:24). Павел неодно­кратно сравнивает христианскую жизнь с атлетическими соревнованиями, с которыми были знакомы жители Малой Азии. Победа была результатом определённой настойчивости и непреклонного самообладания. Как только начина­лось соревнование в скорости бега, там не было времени смотреть по сторонам или раздвоенного мышления, ни один из бегущих не останавливался на полпу­ти, вполне отдаваясь этому состязанию скорости бега, как только он мог бежать (см. на 1Kop. 9:25).

веры: — Буквально, «определенной веры», то есть, христианского открове­ния Евангелия (см. на 10 ст.). Пред лицом всех конкурирующих религий мира, христианин защищается Евангелием двумя способами — чрез постоянную хри­стианскую жизнь и чрез умелое, логическое представление христианской исти­ны (см. на гл. 4:16).

держись: — Т.е., продолжай подвизаться, чтобы восхитить награду — «веч­ную жизнь» (см. на 1Kop. 9:24; 2Тим. 4;8).

вечной жизни: — Буквально, «определённой вечной жизни». Павел здесь противопоставляет награду, воздаваемую тем, которые открыто стремились к освящающей жизни, и с возмездием «бедствием и пагубой» 9 cm. для тех, кото­рые превратили материальное обеспечение в цель их энергии и времени.

призван: См. на Рим. 8:28.

доброе исповедание: — Павел, возможно, прежде всего, ссылается на кре­щение Тимофея, которое свидетельствовало о его вере во Христа, а также на его постоянную верность обетам крещения. Каждый человек, таким образом, при­зван наследовать «вечную жизнь» (см. на Матф. 22:14; Ин. 1:12; 3:16). Одна­ко обеспечение спасения гарантировано только тем, которые открыто испове­дуют верность Божьему пути жизни.

13. завещаю: — См. на гл. 1:3. С торжественной серьезностью, которая всё более увеличивается по мере приближения к концу послания, Павел напоминает Тимофею о внушающем страх присутствии Бога, Который видит каждое дейст­вие человека и который всегда в состоянии укрепить тех, которые подобно Ти­мофею, испытывают затруднения из-за их христианского исповедания.

Пред Богом: — Т.е., в присутствии Божием. Возможно, Павел ссылается ещё на одно из атлетических соревнований в 12 ст., при котором гладиатор на Римской арене, переполненной многими свидетелями, сосредотачивал свой взор на императоре. Подобным образом, он побуждает Тимофея «подвизаться доб­рым подвигом веры» (см. 12 ст.) перед Господом и перед «многими свидетелями» 12 ст., которые будут судить о заслугах христианства согласно его поведению.

все животворящим: — Т.е., Единственным, дающим всему жизнь. Павел здесь подчеркивает, что Бог является не только источником всякой жизни, но Он также единственный, дарующий награду «вечной жизни» 12 ст. В добавле­ние к этому, духовная жизнь христианина является результатом жизнедательной силы Божией.

Понтием Пилатом: См. па Лук. 3:1.

доброе исповедание: — Свидетельство Христа в момент Его личного кри­зиса предоставляло христианам достойный пример мужества, правдивости и такта Ин. 18:36, 37; Откр. 1:5; 3:14. Чтобы быть верным последователем Христа, христианин не должен отступать при испытаниях, но воспроизвести в точности «доброе исповедание» Христа в слове и деле.

14. Соблюсти: — Греч, tereo, «защищать», «выполнить», «следить за чем-либо».

заповедь: — Некоторые полагают, что Павел ссылается на обет Тимофея при крещении 12 ст., другие на предписания в 11, 12 ст. В конечном счете, христианское свидетельство, о наивысших достоинствах Божьего пути жизни, составляют вызов Павла.

чисто: — Или, «свободной от осуждения», «безнравственного недостатка».

неукоризненно:Греч, anepileptos, «не может быть схвачен», «безукориз­ненный», переведённое «непорочен», «беспорочен» в гл. 3:2; 5:7.

явления:Греч, epiphaneia, «явление», «видимое проявление» (см. 2Тим. 1:10; 4:1, 8; Turn. 2:13; см. на 2Фес. 2:8). В классическом Греческом языке epiphaneia изображает внезапное явление врага при войне, видимую внешность тела или предполагаемые явления языческих божеств их поклонникам. В папи­русе торжественное вступление Калигулы на должность императора изображе­но как «богоявление». В НЗ слово epiphaneia употребляется исключительно для описания первого и второго пришествия Иисуса. Видимое возвращение Христа является настолько же определённым, как Его телесное рождение и Его видимое служение. Здесь Павел напоминает Тимофею и всем христианам об их задаче, которую необходимо исполнить до пришествия Иисуса. Христианское свиде­тельство является оправданием мудрости Бога в Его заповедях; это свидетельст­во должно сохраниться неукоризненным до конца времени (см. Иак. 1:27). Евангелие, представленное служителям, как в его личной жизни, так и в учении, никогда не должно дать какой-либо повод думать несправедливо или пренебре­жительно об образе жизни, который Бог определил для человека.

15. время:Греч, kairoi, «подходящее время», то есть, время, когда со­гласно планов Божиих, должно произойти Второе пришествие.

откроет: — Т.е., Отец. Слава Иисуса Христа является славой Отца и свой­ства, принадлежащие Отцу, принадлежат также и Христу. Первая часть 15 cm. согласно Греческому оригиналу читается следующим образом: «Которое, в Его надлежащее время откроет Блаженный и исключительный Властелин».

сильный: — В оригинале «властелин» или «правитель», «монарх», «пове­литель». Павел убедился в познании, что хотя он часто страдал от руки земных властителей, его жизнь была всецело в руке Бога, верховного правителя вселен­ной.

Царь царствующих и Господь господствующих: Буквально, «Царь тех, которые царствуют, как цари и Господь тех, которые господствуют». Это имя

применимо как к Отцу, так и к Иисусу» (см. Откр. 17:14; см, на Откр. 19:16). 16.бессмертие: — Т.е., только Богу присуще обладание бесконечной жиз­нью. Все созданные существа смертны и должны подчиняться определённым условиям, если они желают чтобы их жизнь быть продолжена (см. на 1Kop. 15:54). Некоторые толкователи верят, что апостол, возможно, употребил слово «единый» как подразумевающий упрек и протест популярного обожествления Римского императора и приписывание ему божественной чести (см. введение к Откровению 721 стр.).

неприступном: — Грех отделил человека от Бога Ис. 59:2 в своём смерт­ном состоянии он не может пребывать в Божественном присутствии.

свете: — Как сущность Бога (см. на 1Ин. 1:5,Иак.1:17) и как Его симво­лическая одежда (см. Пс. 103:2).

Которого никто из человеков не видел: См. 1Тим. 1:17; см. на Кол. 1:15. Павел здесь особенным образом ссылается на первое лицо Божества.

_Ему честь: — Т.е., эти качества всегда являются свойствами Бога и наивыс­шая радость христианина приписывать эту честь Богу.

17. увещавай: — Это слово, многократно употребляется в этом послании (см. гл. 1:3,18; 5:7; 6:13), чтобы отметить глубокую заботу Павла о духовном благополучии церкви, особенно с тех пор, как он осознал, что его служение могло вскоре окончиться.

богатых: — В отрывке с 5-10 cm. Павел предостерёг от чрезвычайных ду­ховных опасностей, которые предстояли «желающим обогащаться», то есть, стремящихся к материальной обеспеченности. Здесь он передаёт советы уже находящимся в церкви, богатым в материальном отношении. Возможно, они были богаты из-за обильного благословения в трудах или получали богатство в наследие. Павел ясно подчеркивает, что само по себе богатство не является гре­хом, и может даже быть определенным ценным вкладом для церкви.

настоящем_веке:Греч, nun aion, «настоящее время».

Высоко думали: — Поскольку богатство приносит его обладателям влия­ние, силу и некоторую степень самонадеянности, они должны всегда быть бди­тельными, чтобы в гордости не злоупотреблять богатством, не обеспечивать благосклонность или другие преимущества.

богатство неверное: См. на Иак. 1:10,11.

Бога: — Уверенность, что Бог любит человека намного больше, чем самые достойные земные родители могут любить своих детей (см. на Матф. 7:9-11; Лук. 11:9-13) составляет истинное богатство христианина. Забота о материаль­ном благополучии становится второстепенной к спокойному доверию христиа­нина, что Бог обеспечит все его нужды (см. на Матф. 6:19, 33),

живого: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению это­го слова.

Бог имел в виду, что всё творение и все Его создания представят для Него «полноту радостей и блаженства … вовек» (см. на Пс.15:11).

богатели добрыми делами: — Богатый христианин имеет особую бла­гоприятную возможность служить своим ближним и представить миру послед­ствия благодати. Когда не христиане увидят милосердную самоотверженность богатых христиан, они естественно, станут уважать христианский путь жизни и возможно в самом деле обратятся ко Христу.

были щедры: — Или, «готовы давать», то есть, они согласны дать другим часть своего богатства. Христианину вручено богатство с торжественной ответ­ственностью. От того, как он будет обходиться со своим богатством, будет за­висеть его духовное развитие, в такой же мере, насколько он доставит утешение менее счастливым.

общительны:Греч, koinonikoi, «общительны», «готовы общаться». Бо­гатый христианин не должен держаться в стороне от менее счастливых в мате­риальном отношении. Он даст себя в такой же мере, как и свой дар своим ближ­ним членам церкви.

19. Собирая себе сокровище: :Или, «собирая себе как сокровище», то есть, на небесах.

основание: — В противоположность нетвердому основанию из материаль­ных благ (см. 17 ст.), богатый христианин найдёт свою безопасность в непре­ходящей любви и водительстве Бога. Своей ежедневной привычкой доверять, он сформировал спокойный, зрелый характер, который Бог почтит при даровании вечной награды. Заметьте параллель между этим стихом и соответствующим местом в Нагорной проповеди (см. Матф. 6:19, 20).

будущего: — Т.е., когда искупленные получат их награду (см. на 2Тим. 4:8).

вечной жизни: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) в пользу чтения «той, которая является действительной жизнью», скорее, чем «вечной жизни». С тех пор, как появился грех, наша жизнь стала намного короче полной жизни, которую Бог имел в виду для наслаждения человеку. Удушливая атмосфера греха затемнила самые яркие земные радости. Теперь человек не застрахован от ослабления телесной силы и ограничений умственных способностей. Цель пла­на спасения- восстановить то, что человек потерял чрез грех (см. на Лук. 19:10; 1Kop, 13:12).

20. храни преданное тебе: — Буквально, «охраняй вклад» в банке. В папи­русе Греческая форма употреблена в смысле банковской ответственности за охрану денежных вкладов. Павел знал, что чистота евангельской вести зависит, от верности последующего поколения работников, представленных молодым Тимофеем.

отвращаясь негодного пустословия: — Т.е., отвращаясь от мирской, пустой беседы. Единственный путь, чтобы сохранить чистоту и силу Евангелия, это избегать пустых тем и использовать своё время для изучения истины, а не для неуместных дискуссий. Таким образом, Павел, заканчивая своё послание, под­водит итог теме, начатой в гл, 1:3-7.

прекословий:Греч, antitheseis, от которого происходит Английское (как и Русское) слово антитеза.

знания:Греч, gnosis, «познание». Общепринято, что Павел здесь ссыла­ется на учения, отличительный признак которых более ярко проявился в виде учения Гностиков (см. VI том, 54-58 стр.).

лжеименного:Греч, pseudonumos, «ложно названного», от которого происходит английское (как и русское) слово «псевдоним». Павел ссылается на учителей, которые сами себя поставили в церкви и утверждали, что высшее «познание» состоит из скрытых значений в «баснях и бесконечных ро­дословиях» гл. 1:4. Запутанные иносказательные учения таких учителей могли быть справедливо названы фальшивым, подложным, «лжеименным знанием».

21. некоторые: — Т.е., учителя «иного учения» (см. на гл. 1:3-7).

уклонились: — Буквально, «не заметить знак» (см. на гл. 1:6).

веры: См. на гл. 3:9.

Благодать: — Этим исключительным словом Павел подводит итог всего утешительного, в познании незаслуженной милости, которую Бог оказал без ограничения греховному человечеству (см. на Ин. 1:14; Рим. 1:7; 3:24).

тобою: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «вами» (множественное).

Аминь: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению это­го слова.

Постскрипт. Первое послание Тимофею было написано из Лаодикии, глав­ного города Фригии. Этот Постскрипт, или приписка, следуемая после 21 ст. не была ни в одном из древних манускриптов, всё же краткое заявление, «напи­сано из Лаодикии» встречается в одной важной рукописи 5-го столетия.

Комментарий Е. Г. Уайт к 6 главе 1Тимофею.

3-12 1СЦ540.

6 МЖС 169; 1СЦ481; 2СЦ 140.

6-12 4СЦ618.

8 1СЦ481.

9 СУ 157; ПП168; 1СЦ477; 2СЦ336; 6СЦ374. 9,10 НУХ 56; 5СЦ 277; 9СЦ 132.

9-12 4СЦ 352.

10 СУ 139, 209, 214, 220; СИ 212; ПЦ 650; Воз. 99; 1СЦ 478, 551,696; 2СЦ652, 657; ЗСЦ 121, 244, 398, 547; 4СЦ41,489; 6СЦ453.

10,11 ДА 366.

11 МЖС 98.

12 СУ 22; Ев. 618; ОХВ 137, 292, 300; СЕ 161, 264; МЖС 313, 318,358; МС32; ПП 208; 1СЦ 78; ЗСЦ 472; 4СЦ536, 624; ЗСЦ 395, 521, 579, 629; 7СЦ 17; 8СЦ 53; 9СЦ287.

15 ДА 175; ВБ 614. 15,16 ОЖУ48; 1СЦ 39.

16 ДА 333; РП 1227 ОХВ 375; СИ 434; 1СЦ 344; 2СЦ 267; 5СЦ699; 8СЦ282.

17 СУ 65; 1СЦ542.

17.18 4СЦ143.

17-19 ДА 367; НУХ 375; Ев. 560; СИ 213; 1СЦ541,693; 2СЦ241, 682;4СЦ352; 5СЦ271.

18 НУХ 370; 1СЦ 536; 2СЦ 242, 465, 664; ЗСЦ 546; 7СЦ 225; 8СЦ 33.

18.19 СУ 161; СП 32; 1СЦ 706; 2СЦ 31, 59, 159, 333, 676, 681; ЗСЦ 209, 250; 4СЦ473; СБ 84.

19 СУ 117, 126,151; РУУ99; ЗСЦ 389; 4СЦ597.

20 ССШ 35; Ев. 362; ОХВ 181, 182, 186; ВБ 522, 573; СЕ 16; ВМ190; СП 32; 5СЦ 80.

Библейский Комментарий Адвентистов Седьмого Дня