Призыв к покаянию

Позже в то же утро, 24 октября, Эллен Уайт присутствовал на встрече служителей. Она собиралась сказать несколько «простых вещей», которые «не смела умалчивать». Она признала «духовную тьму», опустившуюся на народ, и то, что они были «движимы силой преисподней». Она задавалась вопросом, «какие записи об этой истории сделал записывающий ангел», ибо дух руководящих братьев «заквасил почти все тесто». Когда она стояла перед братьями, ее душа «мучительно сжималась». На самом деле, то, что она должна была сказать им, доставляло «больше мучения» ей самой, чем тем, к кому она обращалась. По благодати Христовой, она «ощутила непреодолимую божественную силу», позволившую ей предстать перед братьями, «надеясь и молясь, чтобы Господь открыл глаза слепых».36 Бог «давал ей силы говорить прямо, и развернуть перед ними опасности противления Духу Божьему».37

Эллен Уайт напомнила братьям, что никакого исповедания не произошло, и потому Дух Божий все еще был изолирован от народа. Она укорила тех, кто жаловался, что ее молитвы и слова были в одном «русле с д-ром Ваггонером», и что это он «заправлял» на собраниях. Она настаивала, что пока не приняла ни одну из позиций относительно закона в Послании к Галатам; что прежде не разговаривала с кем-либо по этому вопросу; и что она не может принять какую-либо из двух сторон, пока сама не «изучит этот вопрос». Она даже предположила, что был Божий промысел в том, что она потеряла рукопись на эту тему, написанную за несколько лет до этого, поскольку цель Бога — в том, чтобы они «обратились к Библии и приняли свидетельство Священного Писания»:

«В настоящее время наша сессия уже приближается к завершению, но ни одного исповедания не прозвучало; до сих пор не было ни одной бреши, сквозь которую мог бы пробиться Дух Божий. Итак, говорила я, в чем состояла польза того, что мы собрались? И в чем смысл приезда наших братьев-служителей, если они здесь лишь для того, чтобы отгородить от народа Дух Божий? …

«Если бы брат Килгор ходил с Богом, он никогда бы не вышел на площадку, как это было вчера, и не сделал бы заявления, которое сделал, в отношении происходящего исследования. А именно: то, что они [Джоунс и Ваггонер] не должны привносить никакого нового света и представлять никаких новых аргументов, несмотря на то, что они многие годы не выпускают из рук Слова Божия. Однако они [ведущие братья] не готовы указать причину той надежды, которую сами имеют, только потому, что здесь отсутствует один человек [Батлер]. Разве не все мы вникали в этот вопрос? Никогда прежде я не была встревожена более, чем в настоящее время. …

«Когда меня провели через историю еврейского народа, и я увидела, где они претыкались, ибо не ходили в свете, я была приведена к пониманию, куда мы, как народ, зайдем, если отвергнем свет, даруемый нам Богом. Имеете очи, но не видите; имеете уши, но не слышите. Так вот, братья, свет пришел к нам, и нам нужно быть там, где мы сможем ухватиться за него, и тогда Бог одного за другим выведет нас к Себе. Я вижу, что вы в опасности, и хочу вас предостеречь. …

«Итак, братья, нам нужна истина, как она есть в Иисусе. Но если к нам войдет что-то, способное затворить двери так, что волны истины не смогут проникнуть, вы будете слышать мой голос там, где это будет происходить … ибо Бог дал мне свет, и я намерена позволить ему светить. И я увидела, что драгоценные души, которые могли принять истину, были отвращены от нее из-за того, как с ней здесь обошлись, потому что в том, как с ней обошлись, не было Иисуса. Это именно то, о чем я умоляю вас все это время: нам необходим Иисус. В чем причина того, что Дух Божий не входит в наши собрания? Не потому ли, что мы возвели вокруг себя барьер? Я говорю столь решительно, потому что хочу, чтобы вы поняли, на чем стоите. Я хочу, чтобы наши молодые братья занимали позицию не потому, что кто-то другой ее занимает, а потому, что сами понимают истину».38

Эллен Уайт знала, что Дух Святой уже отворачивается и от собраний, и от народа. Подобно тому, как иудейские лидеры отвратили народ от вести, принесенной Иисусом, так и собравшиеся в Миннеаполисе отвращали людей от «истины, как она есть в Иисусе».

Не успела Эллен Уайт излить делегатам свое сердце, какДж. Х. Моррисон снова выступил с презентацией о законе в Послании к Галатам. Перед этим Эллен Уайт заявила, что не заняла никакой позиции по этому вопросу, что не будет пытаться урегулировать этот вопрос сама, и призвала всех к более глубокому изучению Библии. Тем не менее, Моррисон процитировал несколько высказываний, вышедших из-под ее пера и адресованных Конференции, пытаясь доказать, что Эллен Уайт поддерживает его точку зрения, что в Галатам, главе 3, речь идет только о церемониальном законе. В сознании тех, кто разделял его мнение, это стало доказательством того, что у них не только есть поддержка Духа Пророчества, но и что Джоунс и Ваггонер говорят вопреки установленной им доктрине. Это также доказывало, в понимании руководящих братьев, что Эллен Уайт изменилась и находится под влиянием Джоунса, Ваггонера и своего сына В. К. Уайта.39

Моррисон зачитал несколько цитат из «Очерков о жизни Павла», где Эллен Уайт описавала, насколько галаты прилепились к обрядовому закону — внешней форме — в то же самое время игнорируя закон нравственный:

«Апостол убеждал галатов … оставить ложных советчиков, которыми они были введены в заблуждение, и вернуться к вере, которую приняли. … Их религия заключалась в череде церемоний. …

«Замена святости сердца и жизни внешними формами религии — это все еще, как и во дни апостолов, угождение необновленной природе. По этой причине ложные учителя и восстают в большом количестве, а люди охотно внимают их обманчивым доктринам. … В апостольские времена [сатана] втянул иудеев в превознесение церемониального закона и отвержение Христа; сегодня он побуждает многих мнимых христиан … обдать презрением закон нравственный. … Обязанностью каждого верного служителя Божия является твердое и решительное противостояние этим извращениям веры и бесстрашное разоблачение их заблуждений словом истины. …

«Он [Павел] описывает посещение Иерусалима, которое предпринял, чтобы урегулировать вопрос …, следует ли язычникам принимать обрезание и соблюдать церемониальный закон. …

Так эмиссары иудаизма … побуждали их вернуться к соблюдению церемониального закона, как необходимого для спасения. Вера во Христа и послушание закону десяти заповедей рассматривались как нечто второстепенное».40

Моррисон, похоже, был уверен, что доказал из работ Эллен Уайт, что в Галатам, главе 3, идет речь исключительно об обрядовом законе; что только приверженность обрядовому закону после смерти Христа привела галатов обратно в рабство. Он ставил под сомнение то, что нравственный закон и в самом деле может быть отменен, в то время как именно с церемониальным законом было покончено. Намек, казалось, был нацелен на то, что «новое видение» Джоунса и Ваггонера — что закон, о котором говорится в Послании к Галатам, главе 3, — это нравственный закон — бросает тень пренебрежения на десять заповедей, а его долгом, как и долгом Павла, было «разоблачить их заблуждение».

Моррисон закончил свое выступление, процитировав отрывок из «Набросков», стр. 68, где Эллен Уайт писала об иге рабства, упомянутом в Деяниях 15:10 и Галатам 5:1. Моррисон, вероятно, полагал, что этим забил последний гвоздь в гроб теологии Джоунса и Ваггонера: «Это иго — не закон десяти заповедей, как утверждают те, кто выступает против обязательных требований закона; здесь Петр ссылается на закон церемоний, который утратил свою силу с распятием Христа».41

Эти высказывания Эллен Уайт казались Моррисону весьма убедительными; и в последующие дни он будет ссылаться на них еще не один раз. Эллен Уайт, с другой стороны, не была ни впечатлена, ни убеждена выступлением Моррисона. Ваггонера она «всегда выслушивала до конца, однако всякий раз вставала и выходила, прежде чем Моррисон заканчивал изложение своих опровержений».42 Она честно призналась, что именно в этот момент: «…начала задумываться, что, возможно, этомы,в конце концов, держимся неправильных взглядов на закон в Послании к Галатам».43

Как только заключительное выступление Моррисона было окончено, еще до закрытия Генеральной конференции он вернулся домой в Айову и в частной беседе с Дж. С. Вашберном сказал: «Они хотят попытаться заставить меня признать, что я не прав. Так что я уезжаю».44

Утром в четверг, 25 октября, Эллен Уайт еще раз обратилась со словом к присутствующим служителям, вспоминая ситуации предыдущих дней. Она «заговорила о Смите и брате Килгоре» — о роли, которую они сыграли в попытке положить конец дискуссии. К сожалению, ее комментарии, высказанные в то утро, и замечания, сделанные на собраниях, по крайней мере, еще пять раз до закрытия Генеральной конференции, либо не записывались, либо не сохранились.45

Урия Смит в репортаже для «Ревю» намекнул на то, что происходило на этих утренних собраниях, хотя и не сказал ни слова о серьезной борьбе, которая там происходила: «К числу наиболее интересных и важных собраний относятся утренние молитвенные собрания. Увещевания сестры Уайт были наиболее ободряющими, когда она говорила о любви Христа и Его готовности помочь. И что Он ждет времени, чтобы обильно излить Свой Дух на Божий народ».46 Одно можно сказать наверняка: основной темой выступлений Эллен Уайт было желание Бога излить Святого Духа мерою позднего дождя.

В субботу Эллен Уайт выступала еще раз. Следуя примеру Джоунса и Ваггонера, она говорила не «экспромтом, как обычно, но главным образом читала из Послания к Галатам, Ефесянам, Колоссянам и из других Посланий. Это было сделано, очевидно, в ответ на заявления некоторых братьев, что сестра Уайт находится под влиянием Джоунса и Ваггонера. Поэтому она просто прочла из Писания то, что нельзя было оспорить». Но даже это, однако, было превратно истолковано некоторыми из братьев. Некто сказал: «Г-жа Уайт находится во тьме, она даже не может говорить свободно».47 Еще один человек, тоже подвергавший сомнению ее Свидетельства, даже заявил: «Сестра Уайт не понимает собственных свидетельств». Но все эти сомнения в ее свидетельствах возникли потому, что «братья были не согласны с ними».48