Реакция Эллен Уайт

В то время как Урия Смит, Г. И. Батлер, Дэн Джонс и прочие обвиняли Джоунса и Ваггонера в том, что они учат двум противоположным крайностям в отношении оправдания по вере, Эллен Уайт, которая лично присутствовала на лагерных собраниях, понимала подлинную причину этого замешательства. Некоторое время спустя она определенно сказала Урии Смиту, что «многочисленность и запутанность идей в отношении праведности Христа и оправдания по вере являются результатом позиции, которую заняли вы по отношению к человеку, посланному Богом, и к вести от Бога».11В беседе, проведенной через несколько месяцев после лагерных собраний 1889 года, Эллен Уайт заявила, что «мне снова и снова указывают на опасность принятия нами как народом ложных идей об оправдании верой. На протяжении многих лет мне было показано, что сатана будет прилагать особые усилия, чтобы запутать нас в этом вопросе». Она, однако, винила в этом не Джоунса и Ваггонера, но тех, кто делал основной акцент на законе Божием, будучи «почти лишены познания Иисуса Христа и понимания Его отношения к закону как к приношению Каина. … Многих удерживали в стороне от веры смешанные, запутанные идеи спасения, поскольку служители, стремясь достучаться до сердец, работали неправильно».12

Но Эллен Уайт предостерегла также и тех, кто считал, что данная весть призывает к слишком высоким стандартам, и что невозможно, чтобы Христос принял на себя падшую природу человека:

«Передо мной снова и снова проводились искушения сынов Израилевых и их позиция непосредственно перед первым пришествием Христа. Целью было — проиллюстрировать состояние ума народа Божьего перед вторым пришествием Христа. Как противник выискивал малейшую возможность, чтобы взять под свой контроль умы иудеев, так и сегодня он стремится ослепить умы слуг Божьих, чтобы они были не в состоянии распознать драгоценную истину. …

«Христос пришел в мир, чтобы противостать этим ложным обвинениям и явить Отца. Нам невозможно представить себе то смирение, которое Он проявил, взяв на Себя нашу природу. …

«Евреи с нетерпением ждали пришествия Мессии, но думали, что Он должен прийти в той Своей славе, которая будет сиять в Его второе пришествие. Но поскольку Он не пришел во всем Своем царственном великолепии, они полностью отвергли Его. Но они отказались от Него не только потому, что Он не пришел в державном величии. Но и потому, что Он был воплощением чистоты, а они были нечисты. … В эпицентре деградации и зла подобный характер не сочетался с их желаниями, и Он был оскорбляем и презираем. …

«Ко мне приходили письма, утверждающие, что Христос не мог иметь ту же природу, что и человек, потому что, если бы Он имел ее, Он впал бы в те же искушения. Если бы Он не принял природы человека, Он не мог бы быть нашим примером. Если бы Он не был причастником нашей природы, Он не мог бы испытывать тех же искушений, которые испытывает человек».13

Два года спустя Эллен Уайт повторит те же мысли. Христос не имел никаких преимуществ по сравнению с человечеством, когда дело касается искушений. Но благодать и сила даются всем, кто принимает Его, как Он есть, верой:

«Нам нет нужды рассматривать послушание Христа как нечто, к чему Он был особым образом «приспособлен» благодаря Своей исключительной божественной природе, ибо Он стоял пред Богом, как Представитель и Поручитель человека, искушаемый как его Заместитель. Если Христос имел особую силу, которой человек не располагает, сатана обязательно воспользовался бы этим обстоятельством. Задачей Христа было исключить из притязаний сатаны его контроль над человеком, и Он мог это сделать, будучи только таким, каким Он пришел — человеком, испытывающим человеческие искушения, но послушным человеческим послушанием. …

«Помните, что победа и послушание Христа – это победа и послушание поистине человеческого существа. В своих выводах мы делаем много ошибок из-за наших ошибочных взглядов на человеческую природу нашего Господа. Когда мы приписываем Его человеческой природе силу, недоступную для человека в его схватке с сатаной, мы отрицаем полноту Его как человека. Свою вменяемую благодать и силу Он дает всем, кто принимает Его верой. Послушание Христа Отцу — то же самое послушание, которое требуется от человека».14