10. Поклонение Ваалу

Генеральная конференция 1889 года и планы по объединению

Лагерные собрания, прошедшие в течение 1889 года, оказали значительное влияние на жизнь тех, кто на них присутствовал. Многие были поистине благословлены вестью, представленной Джоунсом и Ваггонером. В своих проповедях и письмах Эллен Уайт упоминала, что на народ Божий сошел великий свет, и пришло время «восстать и светиться», ибо земля должна осветиться славой Христовой. Примерно в это же время Ф. Х. Вестфаль вернулся домой в Висконсин и сообщил церкви, что Поздний Дождь начался».1

По мере приближения дня открытия Генеральной конференции Эллен Уайт наполнялась надеждой, что перелом произошел, и что эта конференция будет разительно отличаться от конференции в Миннеаполисе. Началась Конференция 18-го октября в Батл-Крике, и продолжалась до 11 ноября. Когда в начале Конференции Эллен Уайт размышляла о цели ее организации, она очень желала, чтобы суббота «была для наших душ самым драгоценным днем». Признавая, что народ живет «среди опасностей последних дней», она понимала, что Бог «не одобрит сектантства или законнической религии, которая столь распространена даже среди тех, кто утверждает, что верит истине для настоящего времени. Христос и Его праведность — наша единственная надежда». В течение первой недели собраний многие «свидетельствовали о благословениях, полученных за прошедший год, о блаженном свете, который они приняли и которым дорожили. Это была истина об оправдании через веру». И это побудило Эллен Уайт заявить, что «Дух Господень был среди нас».2

Собрания шли; Эллен Уайт была дарована сила нести остронаправленное свидетельство всем собравшимся. «Дух Святой» сошел на нее,когда она умоляла Бога, чтобы «братья-служители были наделены силой свыше, дабы им нести торжественную весть во все части света». Прозвучало еще множество свидетельств, рассказывающих об опыте предыдущего года. Все, кто делился свидетельствами, считали, что их опыт имел «более духовный характер, чем все, что они пережили с момента, когда приняли истину. Свет оправдания через веру и истины о том, что праведность Христа должна стать нашей праведностью, — а иначе мы не сможем соблюдать закон Бога, — был сердцем свидетельства всех, кто брал слово, и плодом этого явились мир, мужество, радость и согласие».3

В воскресенье, 27 октября, в восемь часов Эллен Уайт присутствовала на собрании, где «пастор Джоунс приводил библейские доказательства учения об оправдании верой». После этого Эллен Уайт говорила к присутствующим о необходимости «прийти к свету и ходить во свете, дабы тьма не объяла их». Не все принимали свет, и потому она выступила со словом предостережения:

«Те из вас, кто сплетничает о библейской теме оправдания верой, и придирается, и подвергает ее сомнению, и перебивает вестников своими возражениями, сами не знают, о чем говорят. Они не знают, что отдают себя в агенты тьмы, чтобы заслонить яркие лучи света, которые по определению Божию должны озарить Его народ. И они воссияют; весть третьего ангела должна продвигаться вперед с силой, наполняя землю своей славой. И что есть человек, чтобы ему противодействовать Богу? Он может выбрать тьму, он может полюбить тьму и остаться в объятиях тьмы; но весть будет с силой продвигаться вперед, даже если кто-то откажется идти вперед вместе с нею».4

На следующее утро Эллен Уайт говорила «очень прямо о тех, кто присутствовал на собрании, но не проявил никаких признаков того, что они – причастники Духа и силы Божией. Они, похоже, не понимали, где Бог совершает Свою работу». Она обратилась с призывом к тем, кто «явно противодействовал Богу в течение этого года», борясь против «особого света». Она предупредила о том, что мрак, овладевший «каждым человеком индивидуально, пропорционален его неверию и его противлению, и презрению к свету, который Бог столь милостиво посылает». Позже тем же утром Эллен Уайт присутствовала на собрании, проведенном пастором Джоунсом:

«Было большое число присутствующих, и он представлял тему оправдания по вере в открытой, четкой манере, с такой выдающейся простотой, что никто не должен был остаться во мраке, если сам не решил в сердце своем предпочесть неверие и противиться действию Духа Божьего. Многие духовно напитались, иные же казались изумленными, как если бы не понимали, что вообще значит оправдание по вере. Конечно, слова истины были сформулированы очень отчетливо. Я была рада услышать это свидетельство. Я засвидетельствовала о том, что все, что я услышала, — истина, и те, кто войдет в дарованный свет, будут на стороне Господа».5

На следующее утро Эллен Уайт записала все происшедшее на собраниях до этого момента. Она выразила великую радость оттого, что видела людей, никогда прежде не слышавших этой вести, но «принимающих ее». Однако, они живут в зловещие времена:

«У нас проходят превосходные собрания. Духа, который действовал в Миннеаполисе, здесь нет. Все протекает гармонично. Присутствует большое число делегатов. Собрания в 5 часов утра хорошо посещаются и хорошо проходят. Все свидетельства, которые я выслушала, были возвышающего дух характера. Люди говорят, что прошедший год был лучшим в их жизни; свет, сияющий из Слова Божьего, четкий и понятный – мы оправдываемся по вере, и Христос есть наша праведность. Очень интересные опыты …

«В восемь часов брат Джоунс говорит на тему оправдания по вере, и делегаты проявляют большой интерес. Налицо — рост в вере и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Есть довольно много таких, у кого не было возможности услышать что-либо на эту тему раньше, но они принимают весть, принимая пищу со стола Господня большими порциями. Общим свидетельством тех, кто уже говорил, является следующее: что эта весть света и истины, сошедшая к народу, и есть истина для настоящего времени; и в какие бы церкви она ни проникала, повсюду непременно проявляются свет, утешение и благословение Божие. …

«Со стороны сатаны — через его агентов — в любое время можно ожидать новых, потрясающих душу претензий, и неужели народ Божий не будет бодрствовать, неужели они не укрепятся силою Всемогущего? Не умудрятся мудростью Божией? На правление Божие обрушился кризис, в связи с чем должно быть сделано что-то великое и решительное. Промедление не будет вечным. Гнев Божий не будет удерживаться долго; справедливости стоит сказать только слово, и во мгновение ока грянет смятение. …

«О, молите о крещении Духом Святым, чтобы оно сошло на делателей, дабы во всех своих трудах они могли представлять Иисуса Христа».6

В то же утро Эллен Уайт отправила письмо Мэри Уайт, где выражала те же чувства. Она рассказывала ей, что «собрания проходят хорошо. И, кажется, разногласий нет». Она писала о свидетельствах, которыми делились служители, обретшие благословения «света, который сошел к ним в Миннеаполисе и в течение минувшего года», и отмечала, что «успех посетил их труды — труды прошедшего года — как никогда раньше». Эллен Уайт рассказывала Мэри, что «до сих пор против вести не было слышно ни одного голоса. Единство, кажется, преобладает». Она добавила, однако, что «в то же время есть люди, которые явно остаются на старых позициях, которые заняли в Миннеаполисе. О, если бы Бог могущественно повлиял на Свой народ и рассеял темные тучи, и впустил свет Своей славы в церковь».7 Хотя на утренних собраниях и были излиты великие благословения, «тех людей, которые больше всего нуждаются во влиянии этих собраний, не было». Оппозиция все еще оставалась сильна.8

Одним из тех, кто упорно стоял на том, что предпочел в Миннеаполисе, был Урия Смит. В выпуске «Ежедневного бюллетеня» за 29 октября вышла его субботняя проповедь, в которой он обратился к теме «истории и будущей работе адвентистов седьмого дня». Он отметил тот факт, что еще в самом начале своей работы «наши служители пошли вперед с двумя составляющими мощнейшего оружия – вестью о заповедях Божьих и верой Иисуса. Они проповедовали так, чтобы вызвать в людях готовность тщательно и навсегда реформировать свою жизнь». Смит подразумевал Джоунса и Ваггонера, когда утверждал, что адвентисты «не приняли методов современных [протестантских] последователей движения за религиозное возрождение, и довольствуются тем, что всего лишь преподносят своим слушателям вкус меда и образ радуги. Но они все-таки включили в свою работу некоторые отблески света от горы Синай, чтобы пробудить совесть и сорвать чешую со слепых глаз». Очевидно, что Урия Смит не внял совету Эллен Уайт, данному предыдущим летом.9