Подчеркивая целостность человека

Джонатан Кунтараф, доктор теологии,

директор Отдела субботней школы и личного служения (до 2015 г.), Генеральная Конференция Церкви АСД, Катлин Ливиджаджа-Кунтараф

Статья впервые опубликована в журнале Адвентистского богословского общества 19/1–2 (2008):109–136.

Вопрос человеческой природы всегда был в центре богословского внимания. В течение долгой истории христианства, начиная еще с ранних лет, в церкви оформились несколько подходов к данной проблеме. Самые известные из них — это трихотомический, дихотомический и холистический(1) (целостный) взгляды на природу человека.

Приверженцы трихотомического подхода считают, что человек состоит из трех субстанций, или трех компонентов: тела, души и духа(2). Душа и дух так же отделены друг от друга, как душа и тело. Некоторые богословы считают данный подход несостоятельным, поскольку он противоречит описанию творения человека в Быт. 2:7, где явно сказано, что душа живая — это единство тела и дыхания жизни. Известно, что трихотомический взгляд основывается на неверном понимании 1 Фес. 5:23.

Суть дихотомического подхода состоит в том, что человек имеет двойственную природу: материальную и духовную. Это значит, что человек состоит из тела и духа (или души)(3). Сторонники данного подхода утверждают, что он основывается на повествовании о творении, и потому он кажется более обоснованным, чем первый. Однако, как указывает один из авторов: «Слабость данного подхода в том, что он несет в себе дух греческого дуализма, что не соответствует библейскому учению»(4).

Наконец, холистический, целостный подход предполагает концепцию человеческой природы, согласно которой человек представляет собой неделимое целое. В данном подходе подчеркивается единство и взаимосвязь, существующие между функциями тела и разума(5). Сторонники целостного подхода убеждены в том, что, согласно Библии, человек не состоит из двух, трех или более субстанций, но является неделимым целым, проявляющим себя в различных аспектах бытия(6).

Основываясь на убеждении, что целостный подход представляется более библейским, чем трихотомический или дихотомический, авторы данной статьи предпринимают попытку еще раз рассмотреть концепцию целостной природы человека в соответствии с Библией и трудами Э. Уайт (данные труды принимаются Церковью адвентистов седьмого дня как богодухновенные). Авторы нашли нужным включить в анализ исследование научных доказательств, касающихся целостной природы человека, будучи убежденными в том, что Бог — Автор Библии — является в то же время и Автором истинной науки.

Целостность человека

«Целый» означает «нечто единое, нераздельное, весь, без изъятия каких-либо частей, элементов или членов». На основе данного определения целостность человека означает существование личности как чего-то единого, нераздельного. Можно ли найти представление о «целостности человека» в Библии или в трудах Э. Уайт? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам необходимо исследовать библейское значение таких понятий, как «душа», «дух», «тело» и «сердце».

Понятия «душа» и «дух»

Человек — душа живая. Слово «душа» переведено с еврейского слова nephesh, встречающегося в Ветхом Завете 755 раз. В Новом Завете в том же значении используется греческое слово psyche. Сто пятьдесят два раза о человеке говорится как о душе живой(7). Вот несколько примеров:

Быт. 17:14; Лев. 7:27; Числ. 19:18; 1 Цар. 22:22.

В Новом Завете в четырнадцати случаях слово psyche означает человеческое существо в том же значении, что и еврейское слово nephesh. Некоторые из таких примеров можно найти в Деян. 2:41, 43; 3:23; 1 Петр. 3:20; 2 Петр. 2:14; Рим. 2:9; 13:1 и 1 Кор. 15:45. Во всех этих стихах psyche переводится как «человек» или «душа», имея то же значение, что и nephesh в Быт. 2:7 — «душа живая». Это слово обозначает человека как нечто целое, человека, имеющего тело, разум и душу, а значит, nephesh или psyche относятся ко всему человеку(8).

Человек — личность. Основная идея слов nephesh или psyche, обозначающих индивидуума или личность, предполагает идиоматическое использование этих слов в качестве личных местоимений(9). Такие выражения, как «моя душа» вместо «я», «меня» или «твоя душа» вместо «ты», повсеместно используются в Библии. Слово nephesh в данном смысле используется 81 раз в Ветхом Завете, а слово psyche в Новом Завете 24 раза(10). Вот один из примеров использования слова nepheshв данном смысле в Быт. 27:19: «Встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя [ты]». В Мф. 11:29: «И найдете покой душам вашим [вам]» в том же смысле используется слово psychе.

Человеческая жизнь. Около 150 раз слово nephesh в Ветхом Завете употребляется в значении «жизнь». В том же значении в Новом Завете 47 раз используется слово psyche(11). К примеру, в Исх. 21:30: «Если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него», означает выкуп за свою душу, за себя самого. В Ин. 10:11 слова «положить жизнь свою» — то же, что и «отдать себя». Слова nepheshи psyche — в контексте «души» — могут пониматься и как «человек, имеющий полноту жизни».

Человек как душа живая, человек как личность, человеческая жизнь — все это выражено словами nephesh и psyche, означающими целостного человека. Более того, использование в Новом Завете слова «дух», или pneuma, также поддерживает идею целостного человека. Два ясных примера этому мы находим в 1 Кор. 16:18 и 2 Кор. 2:13(12).

Аналогично использованию слова «душа» в Библии Э. Уайт использует данное слово для обозначения «человека» или «личности». Обычно оно используется для описания целостного человека как живого и думающего существа.

Наиболее яркий пример использования слова «душа» в трудах Э. Уайт применительно к человеку в целом можно найти в ее описании творения: «Человеческое тело было совершенно во всем своем устройстве, но в нем не было жизни. Затем Бог, Который является Личностью и существует Сам в Себе, вдохнул в это создание дыхание жизни, и человек стал живым разумным существом. Все части человеческого организма были приведены в действие. Сердце, артерии, вены… умственные способности — все начало свою работу, и… человек стал душою живою»(13).

Из контекста ясно, что «живая душа» — это полнота личности, включающей в себя физические, умственные и духовные аспекты. Использование слова «душа» как весь «человек» можно обнаружить и в других высказываниях Э. Уайт. Когда она говорит: «В каждом человеке Он видел падшую душу, которую пришел спасти»(14), под «душой» однозначно понимается человек. Когда Э. Уайт пишет: «Бог рассматривает каждую душу как Свою собственность»(15), под душой она имеет в виду всего человека или личность.

Понятия «тело» и «плоть»

Кроме «души» и «духа» еще одним аспектом творения человека являлся «прах земной», обычно понимаемый как «тело» или «плоть». В Ветхом Завете «плоть» и «тело» определяются одним и тем же словом — basar. У древних евреев, по-видимому, не было слова для обозначения тела как чего-то целостного, по крайней мере в его сегодняшнем значении. Те, кто использовал этот язык, предпочитали обозначать различные части и органы тела в отдельности(16). Поэтому «евреи на равных воспринимали тело и плоть, так как и то и другое означало целостного человека»(17). Слово basar в Ветхом Завете встречается 127 раз, указывая на «плоть» как человека, так и животного(18). Примеры такого использования можно найти в Быт. 40:19; Исх. 4:7; Лев. 12:3; 13:2 и Втор. 28:53, 55. Слово, переведенное как «плоть», встречается в Быт. 6:17, 19; 7:21 и Лев. 17:14; то же слово используется в Ис. 40:5; Быт. 6:12, 13 и Числ. 16:22, ясно описывая всего человека. С другой стороны, в Новом Завете проводится различие между словами «плоть» (sarx) и «тело» (soma).

Тело. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете тело не отождествляется с порочностью(19). Павел подчеркивает достоинство «тела», указывая на то, что человек должен относиться к нему с уважением, как к отражению его личности. Когда Павел увещевает римлян: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1), ясно, что soma не означает «телосложение» или просто «тело», а относится к целостной личности(20). Поэтому иногда не совсем корректно говорить о том, что человек обладает soma, он является soma(21).

Плоть. С другой стороны, человек как плоть также означает человека в целом с его слабостями и ограниченностью. Однако «плоть» как таковая не является злом или источником зла(22). Бультман говорит, что человек является добрым, когда его намерения добры, и наоборот. Дела плоти известны: «идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:20, 21). В результате греха человек обрел греховное тело (Рим. 6:19), или греховную «плоть» (Рим. 8:3), поскольку грех отныне господствует над «телом» (Рим. 6:19). Поэтому «тело» стало уничиженным (Флп. 3:21), полным нечестия и похоти (Рим. 6:12).

Хотя человек грешен, Библия не разделяет «плоть» и «дух» как отдельные сущности. Павел пишет о «помышлениях плоти» (Рим. 8:6) и о тех, кто «жил некогда по плотским похотям» (Еф. 2:3). Это не означает, что в человеке от природы есть нечто плохое. Христианин должен распинать свою плоть, так как дела плоти противостоят делам духа, «ибо плоть желает противного духу» (Гал. 5:17). Однако конфликт заключается не в противостоянии двух частей человека, а в противостоянии между двумя тенденциями целостного человека. Весь человек всегда вовлечен в действие(23). Поэтому выражения «плоть» и «тело», так же как и «душа» и «дух», выражают целостность человека.

Понятие «сердце»

Хотя слово «сердце» не встречается при описании сотворения человека, как «дух», «душа» и «тело», использование слова «сердце» в Библии схоже с использованием слов «душа» и «дух». Еврейские слова, обозначающие «сердце», — lev, levav и libbah, греки же используют слово kardia. Слово «сердце» обычно обозначает вместилище различных эмоций, отношение к чему-либо или ум и может обозначать совокупность чувств, мыслей и желаний, исходящих из самых глубоких источников внутренней жизни(24).

«Сердце» как «вместилище эмоций» достаточно ясно описано в Писании. «Сердце» может быть радостным (см. Притч. 27:11), печальным (см. Неем. 2:2) или тревожным (см. 4 Цар. 6:11). В сердце также находится место для мудрости (см. Исх. 31:6). «Сердце» может замышлять недобрые дела, поскольку оно считается средоточием желаний и нравственной жизни. Иисус говорит:

«Ибо из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15:19).

«Сердце» представляет самого человека, и в большинстве случаев там, где это слово используется, оно играет роль личного местоимения(25). Более того, о грехе и любви к Богу Библия говорит также с указанием на категорию сердца. Подобное использование данного слова представляет собой всего человека(26). Когда «сердце» любит, любит и весь человек, а когда «сердце» греховно, то и весь человек греховен. Когда Бог освящает человеческое «сердце», он освящает и всего человека.

Нэнси Коллинс и ее коллеги из Калифорнийского университета, Лос-Анджелес (UCLA), провели исследование среди 129 беременных женщин разных национальностей, имеющих небольшой доход. Исследование должно было выяснить, как сказывается социальная поддержка на физических и психологических аспектах беременности. Было выяснено, что те женщины, которые в предродовой период получали наибольшую социальную поддержку и были ею довольны, намного легче справлялись с родами. В итоге, при оценке по шкале Апгар, малыши рождались здоровее и с бóльшим весом. Было также отмечено, что получавшие социальную поддержку во время беременности реже сталкивались с послеродовой депрессией(27).

Доктор Шелдон Кохен и его коллеги из Карнеги-Меллон и Питсбургского университетов провели исследование, чтобы узнать, помогут ли социальные связи (социальная поддержка и готовность к взаимопомощи) защитить человека от инфекционных заболеваний. Ста семидесяти шести здоровым волонтерам в возрасте от 18 до 55 лет давали назальные капли, содержащие риновирус (вирус, провоцирующий простудное заболевание). Впоследствии участвовавшим в исследовании была дана оценка по 11 группам социальных взаимоотношений: отношения с (1) супругом,

(2) родителями, (3) родителями супруга(и), (4) детьми, (5) близкими родственниками, (6) соседями, (7) друзьями, (8) сослуживцами, (9) одноклассниками, (10) членами групп не религиозной принадлежности (социальной, развлекательной или профессиональной), (11) а также с членами религиозных групп.

Исследование показало, что те, кто отмечал только одну, две или три группы из перечисленных взаимоотношений, имели риск развития простуды в четыре раза выше, чем те, кто отмечал шесть и более. Такие различия невозможно полностью объяснить даже титром антител, курением, упражнениями, достаточным или недостаточным сном, алкоголем, витамином С или другими переменчивыми факторами. К тому же исследователи обнаружили, что многообразие отношений важнее количества людей, с которыми людям удалось общаться. Одним словом, у тех людей, кто был вовлечен в разнообразные взаимоотношения с многими людьми, проявляя и получая от них поддержку, возросла сопротивляемость организма против инфекции риновируса(28).

Э. Уайт писала: «Когда Иисус говорит о новом сердце, Он имеет в виду разум, жизнь всего человека»(29). То есть говоря о «сердце», Э. Уайт подразумевает разум и жизнь всего человека. Все это относится к целостности человека. Поэтому слово «сердце» и используется в Библии и в трудах Э. Уайт с тем же значением, что и «душа», и «тело». Одним словом, человек должен всегда рассматриваться как нечто целостное.

Неделимый человек

Итак, слова «душа», «дух», «тело» и «сердце», используемые в Библии, указывают на целостность человека. Каждое из этих слов говорит о человеке в целом, как о том, кто заключает в себе физические, мыслительные и духовные его составляющие. Человек рассматривается как нечто целостное и неделимое, хотя его существование и включает в себя несколько аспектов. Рассмотрим их подробнее.

Тело и жизненный принцип. Вот что говорится в Библии о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2:7). «Прах земной» — это та первоначальная субстанция, из которой было сотворено человеческое тело, которое, в свою очередь, и стало своего рода средством для общения с другими людьми(30). Человек не может существовать без тела. Тело является одним из основных аспектов человеческого естества.

Создавая человека, Бог также вдохнул в него «дыхание жизни», и он стал душою живою. В еврейском языке дыхание жизни звучит как neshamah, что указывает на жизненный принцип, данный Господом. Есть несколько текстов, где neshamah является синонимом словаruakh(31): 3 Цар. 17:17; Ис. 42:5 и Иов. 32:8; 33:4. Отсутствие neshamah означает смерть.

Насчитывается сорок девять отрывков в Ветхом Завете и девять примеров в Новом Завете, где ruakh и pneuma означают «жизнь»(32). Вот несколько наиболее ярких примеров: Плач. 4:20; Числ. 16:22; Мф. 27:50 и Лк. 8:55. Данные стихи показывают, что «дух» как принцип жизни является одним из неотъемлемых аспектов человеческого бытия и не может существовать сам по себе. Если нет духа, нет и самого человека.

Человеческий разум и чувства. Существуют и другие значения «души» и «духа», зачастую эти слова обозначают человеческий разум и чувства. В Ветхом Завете 126 раз слово nephesh используется в связи с проявлением чувств или желаний. 12 раз слово psyche появляется в том же значении и в Новом Завете(33).

О nephesh говорится как о вместилище чувств в общем, например, реакция души на голод и жажду (см. Пс. 41:1, 2), описание скорби (см. Пс. 12:2), желания (см. Втор. 21:14), гнева (см. Суд. 18:25) и радости (см. Иез. 25:6). В Новом Завете подобные примеры можно найти в Мф. 22:37 и Мк. 12:33.

В некоторых случаях Эллен Уайт также использует слово «душа» в значении разума. Один из таких примеров можно обнаружить в ее наставлениях родителям, которые, воспитывая и обучая своих детей, «должны посредством упражнений привести в движение энергию души»(34). Под этой энергией она подразумевает способность к восприятию, высказывание своего мнения, память и рассудительность — все эти качества она называет способностями разума.

В некоторых случаях использование слова «дух» в Ветхом и Новом Заветах указывает на то же значение. В Ветхом Завете множество отрывков, где слово ruakh означает внутреннее состояние человека, то есть его мысли и чувства. Оно очень схоже по смыслу со словом nephesh, когда данное слово используется, обозначая внутренний мир человека, равно как и человека в целом. В двадцати семи случаях «дух» (ruakh) понимается как вместилище скорби и печали. Обычно на иврите это звучит как «горечь духа» (в Синодальной Библии «горечь духа» переведено как «тягость»), например, в Быт. 26:35(35).

Есть некоторые примеры, где мы находим употребление слова ruakh в значении «расположение духа». Вот один из них: «Все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух» (см. Исх. 35:21). В других отрывках слово ruakh означает проявление ревности (см. Числ. 5:14, 30), мужества (см. Нав. 5:1; 3 Цар. 10:5), гнева (см. Суд. 8:3, Притч. 15:29), порочности, злобы, мятежности (см. Ис. 19:14; Ос. 4:12), а также чувство раскаяния и смирения (см. Ис. 57:15; 66:2). Можно найти 15 текстов со словом ruakh, где оно используется в более общем смысле(36). Так, в книге Притчей 29:11 и Иез. 11:5 ruakh переводится как «мудрый», «ум», в то время как тексты Иез. 20:32 и Авв. 1:11 открывают руку Божью в характере и личности человека.

Э. Уайт, говоря о человеческой природе, использует слово «дух» в двух разных значениях: (1) данное слово может обозначать характер или темперамент человека и (2) человеческие мысли и чувства. Когда она пишет: «Нам необходимо контролировать собственный дух»(37), эти слова ясно говорят о том, что нам нужно контролировать свой темперамент. В другом месте она пишет: «Наш дух и манеры должны соответствовать примеру, который дал нам Бог»(38). В данном случае, как и в некоторых других, Э. Уайт при рассмотрении конкретного аспекта человеческой личности использует слова «дух» и «темперамент» как взаимозаменяемые.

Э. Уайт также идентифицирует слово «дух» с характером(39). Характер является плодом умственной деятельности(40). На основании этого мы делаем вывод о том, что «дух» является синонимом «мысли».

В другом случае Э. Уайт ссылается на человеческую нравственность как на «объединение мыслей и чувств»(41). Объединение мыслей и чувств и составляет нравственный характер, а значит «дух» человека. В данном значении «дух» — это человек, имеющий единство мыслей и чувств, что и является проявлением должным образом функционирующего разума.

Итак, использование слов nephesh, psyche, ruakh, pneuma или «дух» и «душа» в Библии и трудах Э. Уайт раскрывает функционирующую личность и характеристики человека, которые включают в себя такие понятия, как чувства, мысли и воля. Так как чувства, мысли и воля представляют собой разумные функции человека, они являются частями целого, а не отдельными субстанциями. Если кто-то желает чего-либо, он желает этого всем своим естеством, если кто-то чувствует что-то, то опять же — чувствует всем естеством. Невозможно отделить человека от его разума и чувств. Поэтому использование в данном контексте слов nephesh, psyche, ruakh и pneuma может пониматься как указание на целостность и неделимость человека, у которого разум и эмоции выступают как взаимодополняющие аспекты его бытия.

Трудности перевода

Как могли христиане неверно понимать эти вещи на протяжении столетий? В некоторой степени ответ кроется в проблеме перевода. Речь идет прежде всего о Септуагинте — греческом переводе Ветхого Завета, написанного первоначально на иврите. Перевод датируется приблизительно 250 годом до н. э. Еврейская антропологическая терминология была переведена на греческий язык, содержащий термины, которые в сознании христиан, находившихся под влиянием греческой философии, говорили о различных составляющих человека.

С тех пор христиане читают и переводят эти термины подобным образом. Явный тому пример — еврейское слово nephesh, переведенное в Септуагинте как psyche, а на русский язык как «душа». Вот некоторые примеры некорректного использования данного слова в Библии: y Пс. 15:10: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде».

y Пс. 24:20: «Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь». y Пс. 25:9: «Не погуби души моей с грешниками».

y Пс. 48:15, 16: «Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня».

В настоящее время большинство согласны с тем, что еврейское слово, во всех этих случаях переведенное как «душа» (nephesh), имеет совсем не то значение, которое позднее стали придавать ему христиане. В большинстве случаев оно относилось к обозначению всего человека. Вот как, например, некоторые из этих текстов звучат в современных английских переводах:

y «Ты не оставишь Меня в шеоле» (Пс. 15:10) (NRSV) y «Сохрани жизнь мою и избавь меня» (Пс. 24:20) (NIV).

y «И стал человек живым существом» (Быт. 2:7) (NASB, NIV, NKJV).

От сотворения до восстановления

Итак, мы убедились в том, что человек, хотя и заключает в себе различные аспекты бытия, неделим. Существовал ли неделимый человек только во время творения или данная концепция в равной степени относится и к человеку после грехопадения, и к человеку во время восстановления?

При сотворении. Когда Бог сотворил человека, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Одна из причин, почему человек был «весьма хорош», заключалась в том, что он был создан по образу Божьему (Быт. 1:26, 27).

Эллен Уайт пишет о том, что при своем сотворении человек, наделенный «образом Божьим», был «величественного роста и обладал безукоризненными пропорциями»(42), «все его органы были сильны и гармонично развиты»(43). Адам был высоким и хорошо сложенным, вдвое выше современного человека. Ева была немного ниже Адама, в росте чуть выше его плеч. Она также была «статна и очень красива»(44).

Адам и Ева не носили никаких искусственных одежд, но, подобно ангелам, были одеты в сияние света и славы(45). В пищу им были даны фрукты, злаки и орехи (см. Быт. 1:29). Естественная среда, в которой жили Адам и Ева, была хороша для их здоровья, а также приносила им радость и счастье(46). Физически они были просто прекрасны.

Об их превосходном состоянии ума и тела мы узнаем следующее: «Все их умственные и душевные дарования отражали славу Создателя. Наделенные незаурядными умственными и духовными дарами… они также понимали свою нравственную ответственность и свои обязанности»(47). Одно из величайших духовных благословений, данных первым людям, заключалось в том, что они могли свободно и открыто общаться с Богом(48).

Святые ангелы давали Адаму и Еве советы и наставления(49), и Небесный Отец «воспитывал их лично»(50). Развивались их умственные и духовные способности, и они вполне осознавали высочайшее удовольствие от своего святого бытия(51). Они не видели никаких проблем в соблюдении Божьего Закона, так как для них было «высшим удовольствием покоряться воле Божьей»(52). Закон был записан в их сердцах(53). Все это говорит нам о том, что первые люди были совершенны как в умственном, так и в духовном плане. Они представляли собой единство человеческого совершенства — до грехопадения все в человеке было совершенным.

После грехопадения. Человек как целостное существо серьезно пострадал от трагедии грехопадения. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим… Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду» (Ис. 59:2, 3). Грех является источником «злых помыслов» (Мф. 15:19) и «неверного лукавого сердца» (Евр. 3:12). Физические, умственные и духовные способности человека оказались подвержены греху.

Ужасное влияние греха на все способности человека во времена Христа ясно представлены Эллен Уайт: «Сатанинские силы овладели людьми. Человеческие тела, сотворенные как обиталище Бога, стали жилищем бесов. Эти темные сверхъестественные силы побуждали чувства, нервы, органы тела человека к потворству самым гнусным похотям. На лицах людей проступало клеймо дьявола. В них отражалась власть легионов злых сил, которыми были одержимы эти люди»(54).

Данные слова отражают понимание Эллен Уайт того, насколько серьезно грех поразил все сферы человеческого бытия. Грех исказил человека, отразилось это и на его внешности. В результате человеку приходится испытывать «болезни, страдания, бессилие и безвременную смерть»(55). «Жизненные силы человеческих существ значительно ослабли в результате потворства аппетиту»(56).

На самом деле «черепно-мозговые нервы, находящиеся во взаимодействии с целостной системой организма, являются единственными проводниками, посредством которых Небеса могут общаться с человеком»(57). Но в результате греха из-за потворства похоти «чувства, нервы и органы»(58) подверглись сатанинской атаке. Сатана пытается разрушить единственное средство связи между Богом и человеком, в котором до грехопадения не было нужды. В результате сатанинского вмешательства в человеческий разум человек утратил способность различать добро и зло. Многие просто перестали осознавать то, что находятся под сатанинским водительством(59).

Человеческие способности исказились. И одной из худших характеристик греховного человеческого разума является эгоизм. Поскольку человеческие желания под влиянием греха приняли извращенный характер, жизненные мотивы людей стали основываться на самоудовлетворении, а не на прославлении Бога. Человеческий разум ослабел, гармония с Богом была потеряна, человек стал склонен ко греху. Библия и труды Э. Уайт ясно показывают, что все аспекты человеческого бытия были затронуты грехом.

Восстановление. Хотя человек стал грешен, в планах Бога было вернуть его в первоначальное безгрешное состояние. Идея возвращения человека в его первоначальный образ четко прослеживается в трудах Э. Уайт и в Библии. Э. Уайт считает, что единственным путем к восстановлению является Христос. «Все, что было утеряно первым Адамом, будет возвращено вторым»(60).

Весь человек поражен грехом. Поэтому восстановление человека также будет включать в себя все аспекты его бытия.

Относительно цели искупления и воспитания Э. Уайт пишет: «Только искупление могло вернуть человеку образ его Творца, возвратить к совершенству, в котором он был сотворен, содействовать развитию его тела, ума и души так, чтобы первоначальный замысел его сотворения мог быть осуществлен. Вот цель воспитания, вот великая цель жизни»(61).

То, что Бог действительно обеспокоен восстановлением человека в целом, включая его физические, умственные и духовные способности, ясно видно из того, как Бог ведет Свой народ и дает для его блага заповеди. Некоторые заповеди, которые были даны, чтобы улучшить духовную жизнь, относятся и к физическим аспектам человека. Например, когда Бог повелел Аврааму обрезать всех членов семьи мужского пола (см. Быт. 17:10–12, 14), данный обряд отражал, прежде всего, духовные взаимоотношения с Богом. Медицина свидетельствует о том, что данный обряд касается также и вопроса здоровья. Вот что пишет Стэнли Роббинс в своем учебнике по общей патологии: «Обычай обрезания, который практиковали евреи на первых двух неделях жизни младенца, практически исключал возможность карциномы полового члена»(62). Поэтому, когда Бог дал народу данное повеление, оно включало в себя как духовную, так и физическую пользу для мужчины.

Более того, кроме множества повелений, относящихся к духовной стороне жизни, Бог через Моисея дал Своему народу правила, учитывающие физические аспекты человеческой жизни. Некоторые примеры, касающиеся вопросов здоровья, можно найти в книгах Левит 11 и Второзаконие 14. Содержащиеся здесь законы запрещают употребление в пищу некоторых животных, таких как верблюды, зайцы, свиньи, собаки, кошки, ласки, мыши и ящерицы. Медицина доказала, что воздержание от употребления в пищу данных животных сократило заболеваемость чумой, содокозом, лептоспирозом, аскаридозом, сибирской язвой, туляремией, а также снизило риск заражения паразитами (trichinella spiralis, taenia solium или echinococcus granulosus) и простейшими, в частности, токсоплазмой(63).

Взаимосвязь между послушанием Божьему закону и физическим здоровьем неоднократно повторяется в Пятикнижии. В Исх. 15:26 Бог говорит через Моисея: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой».

Бог обещал Своему народу физические благословения при условии послушания Его закону. Но если они не проявят послушание заповедям, «пошлет Господь… проклятие, смятение…» (Втор. 28:20), «поразит… Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением» (ст. 22), «поразит… Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит… Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца» (ст. 27, 28).

Данные тексты ясно свидетельствуют, что непослушание Божьим законам является духовным действием, влияющим также на физические и умственные аспекты человеческой жизни. В глазах Моисея человек неделим. Любое непослушание духовным законам оказывает влияние и на физическое состояние человека. Между различными аспектами человеческого бытия разделения нет.

В Новом Завете особенно убедительно показано, как Иисус был обеспокоен целостностью человека: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23) Служение Иисуса людям заключало в себе три аспекта: «исцеление — Его служение физическим нуждам человека; учение — Его служение разуму человека; и проповедь — Его служение духовным нуждам человека»(64).

Взаимосвязь между физическими, умственными и духовными аспектами человека можно найти и в посланиях апостола Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Здесь Павел использует перифразы, чтобы показать целостность человека. Он увидел необходимость в подготовке физических, умственных и духовных аспектов нашей жизни к пришествию Иисуса Христа. Человек неделим. Э. Уайт говорит: «Библейское освящение затрагивает всего человека»(65).

Итак, мы приходим к выводу о том, что человек был неделим при творении, после грехопадения и останется таким и при пересотворении. Не было такого момента, когда тело отделялось от разума или разум от тела. Совершенство человека во время творения включало в себя физические, умственные и духовные аспекты бытия. Последствия греха сказались на физических, умственных и духовных возможностях человека, однако его пересотворение также затронет физические, умственные и духовные аспекты его жизни. Поскольку человек неделим, его освящение подразумевает вовлеченность всей его сущности.

Единый человек

В Библии и в трудах Эллен Уайт слова «душа», «дух», «тело» и «сердце» относятся к человеку как к целостному существу. Эти же слова выражают и то, что человек неделим, хотя его бытие включает в себя несколько аспектов. Бог не расчленил человека после грехопадения, не будет Он делать этого и при пересотворении.

Внимательное изучение повествования о творении человека в Быт. 2:7 помогает увидеть, что человек не только рассматривается здесь как нечто целостное и неделимое, но также и то, что все аспекты человеческого бытия взаимозависимы. «Прах земной» зависит от «дыхания жизни», для того чтобы стать человеком. В свою очередь «дыхание жизни» зависит от «праха земного», поскольку без комбинации того и другого «дыхание жизни» не может стать человеком.

Итак, в Библии мы находим многочисленные тексты, в которых говорится о взаимозависимости тела и духа (или души). А как насчет трудов Э. Уайт?

Поскольку в трудах Эллен Уайт слова «душа», «дух» и «сердце» синонимичны слову «разум», мы рассмотрим, что она говорит о взаимоотношениях между разумом и телом. Э. Уайт пишет: «Между психическим и физическим состоянием существует очень тесная связь»(66), поэтому пренебрежение телом — то же, что и пренебрежение разумом(67). Отсюда «всем… необходимо знать, как разум влияет на тело и как тело влияет на разум, а также какие законы ими управляют»(68).

Разум зависит от тела. Э. Уайт считает, что определенные физические способности являются основой умственной деятельности(69) и что эти способности формирует мозг(70), который отвечает как за разум, так и за мораль(71). Она также пишет: «Черепно-мозговые нервы — единственные посредники, через которые Небеса могут общаться с человеком и влиять на его самую сокровенную жизнь»(72). Поэтому физические чувства — это своеобразные «аллеи души»(73).

За само существование умственных и моральных способностей отвечает активность тела(74). Прекращение жизни человеческого тела означает исчезновение сознания и умственных способностей.

Тело зависит от разума. Как разум зависит от тела, так и тело, считает Э. Уайт, зависит от разума. Вот что она говорит по этому поводу: «Мозг является инструментом разума, он же и контролирует все тело. Чтобы вся человеческая система была здорова, необходимо иметь здоровый мозг»(75). Так как мозг является органом, отвечающим за разум, то становится очевидно, что разум контролирует все тело. Поэтому он и выступает как источник всякого действия.

Вот к каким выводам мы приходим, когда говорим о работе мозга: «Впечатления, полученные разумом по нервам из мозга, как по телеграфным проводам, передаются другим нервным клеткам тела; и они отвечают за необходимое действие каждой части человеческой системы»(76). Любое неестественное состояние мозга или разума означает недостаток гармоничных действий в человеческом организме, что может привести к заболеванию и даже к смерти(77). Поэтому тело в равной степени зависит от разума, как и разум от тела.

Тело влияет на разум. Описывая тесную связь между телом и мозгом, Э. Уайт говорит: «Когда на одно из них оказывается какое-то воздействие, другое тут же реагирует»(78). Например, когда Э. Уайт описывает электрические импульсы в нервной системе, она говорит: «Все то, что оказывает негативное воздействие на нервную систему, уменьшает силу жизненной энергии, в результате чего происходит потеря чувствительности мозга»(79).

Влияние болезни на мозг. Чтобы показать воздействие болезни на мозг, медицина ссылается на соматопсихические расстройства. Данное название включает в себя два слова: soma и psyche, тем самым подчеркивая, что болезнь оказывает влияние и на тело, и на разум. Э. Уайт считает, что болезнь тела негативно влияет на должное функционирование мозга. Болезненное состояние тела как результат заболевания или ослабленности организма воздействует на мозг и поэтому человек не способен ясно мыслить, ему становится трудно отличить истину от заблуждения(80). Из-за физической слабости разум часто неспособен функционировать как должно(81). Например, врачи часто отмечают наличие психосоматических симптомов среди людей, страдающих язвенным колитом(82). «Психика больного поражается до такой степени, что он становится зависимым, боязливым и подавленным»(83). Интересно отметить, что психические аномалии исчезают, когда колит излечивается или когда проблема решается хирургическим путем. «К пациенту вновь возвращается оптимизм, повышается самооценка, уверенность в себе»(84).

Э. Уайт неоднократно подчеркивает, что «болезнь тела оказывает воздействие на человеческий разум»(85). То есть любая вредная привычка, оказывающая негативное воздействие на здоровье человека, влияет и на его разум(86). Поэтому, считает она, здоровье тела и здоровье разума неотделимы друг от друга.

Неудивительно, что Э. Уайт акцентирует внимание на том, что «лечение тела неразрывно связано с обретением силы и чистоты ума и сердца»(89) и что «хорошие привычки способствуют развитию ума»(90). Она считает, что те, кто придерживается здорового образа жизни, будут иметь ясность мысли и силу ума. В советах своему сыну Эдсону Уайту она говорит о переутомлении (чрезмерной работе) как об одной из вредных привычек, психически и духовно влияющих на человека: «Сократи свою работу. Делай только то, что ты понимаешь наилучшим образом. Тебе приходится нести на себе столько ответственности, что твои умственные и физические силы уже на исходе. Не пытайся торопить события во время продвижения твоей работы. Ты не можешь позволить себе жертвовать необходимым отдыхом и сном только для того, чтобы успеть сделать как можно больше. Это все слишком быстро истощает тебя. С перегруженными нервами, головной болью и бессонными ночами ты теряешь свои физические, умственные и духовные силы»(91).

С другой стороны, безделье ослабляет умственные возможности(92). Для улучшения здоровья тела и разума Э. Уайт советует использовать естественные средства оздоровления, такие как правильная диета, достаточное потребление воды, физические упражнения, умеренность и отдых(93).

Ею подробно обсуждается вопрос о том, каким образом соотносятся между собой упражнения, правильная диета и состояние ума. Нервные клетки головного мозга для осуществления своих главных функций должны обеспечиваться достаточным количеством крови хорошего качества(94). Количество и качество крови зависят от физических упражнений, от деятельности дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, а также от качества воздуха и пищи. Упражнения и правильная диета чрезвычайно важны для лучшего функционирования мозга(95).

Представления Э. Уайт подтверждаются недавними научными открытиями. Так, в Анналах внутренней медицины (Annals of Internal Medicine, 2006) были напечатаны результаты перспективного исследования касательно того, как физические упражнения могут побороть слабоумие. В рамках данного исследования 1740 человек (кроме 65 — тех, у кого не было психических нарушений), прошли тестирование умственной деятельности, показав высокий результат. Затем они должны были сообщать о количестве дней в неделю, когда выполняли физические упражнения, по крайней мере 15 минут. Учитывались прогулка, ходьба, катание на велосипеде, аэробика, упражнения для сжигания жира и другие. Каждые два года испытуемые проходили обследование, чтобы выявить первые признаки деменции. Распределив участников по возрасту и полу, исследователи отметили снижение риска слабоумия на 38 процентов у тех, кто еженедельно выполнял физические упражнения три и более раз, по сравнению с теми, кто занимался реже трех раз в неделю(96). Кроме того, была доказана польза упражнений и при многих других заболеваниях, связанных с возрастом: диабете, раке, стенокардии, нарушении мозгового кровообращения, остеопорозе, избыточном весе и др. Данное исследование, показывающее пользу физических упражнений для предотвращения слабоумия, ясно говорит о том, что привычки оказывают влияние на разум. И здесь Э. Уайт и медицина согласны между собой.

Влияние питания на разум. Относительно потакания Израилю в пустыне Библия говорит: «И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их» (Пс. 105:15). Данный текст показывает, что характер питания может оказывать серьезное влияние на человеческий разум. Э. Уайт неоднократно делала акцент на том, что пищеварительные органы, характер питания и умственная деятельность тесно связаны между собой. «Расстройство желудка будет оказывать влияние на разум»(97). Поэтому «необходимо обратить более пристальное внимание на то, как взаимосвязаны питание и интеллектуальное развитие»(98), так как «психические проблемы часто являются результатом неправильного питания»(99).

Э. Уайт пишет о том, что «вредные привычки в еде и питье приводят к нарушениям мышления и действий»(100). «Переедание даже простой пищи притупляет чувствительность нервных клеток головного мозга и ослабляет его жизнеспособность. Переедание оказывает более негативное влияние на здоровье человека, чем переутомление»(101).

Помимо проблемы количества поглощаемой пищи Э. Уайт также обсуждаются и вопросы качества пищи и питья. Данные факторы глубоко влияют на состояние умственных процессов, поскольку некачественное питание и питье негативно отражаются на мышлении и жизнедеятельности в целом(102).

Для того чтобы быть в хорошей физической и психической форме, Э. Уайт пропагандирует воздержание от стимулирующей пищи и питья: «Мы свидетельствуем против табака, спиртных напитков, нюхательного табака, чая, кофе, сырого мяса, масла, специй, тортов, пирогов, большого количества соли и других возбуждающих веществ, используемых в качестве элементов питания»(103). Фрукты, зерновые, овощи и орехи — естественная первоначальная пища человека, описанная в Быт. 1:29; 3:18, — самая лучшая пища для тела и ума. Она пишет: «Фрукты, зерновые культуры и овощи, просто приготовленные без добавления специй и жира, употребляемые с молоком или сметаной, — самая лучшая диета для здоровья. Эти продукты дают организму необходимое питание, выносливость и силу интеллекту, чего возбуждающие аппетит продукты обеспечить не смогут»(104).

Современная медицинская наука обнаружила связь между продуктами с высоким содержанием жиров и цереброваскулярными заболеваниями, о чем в свое время также писала Э. Уайт. Пища с большим содержанием холестерина может способствовать нарушению мозгового кровообращения в связи с сужением сосудов головного мозга. Из-за нехватки кислорода некоторые нервные клетки умирают, в результате чего происходит ослабление интеллекта и способности к логическому мышлению.

Поскольку жиры — неотъемлемый питательный элемент, обеспечивающий организм жирными кислотами и облегчающий всасывание жирорастворимых витаминов (они также придают пище вкус и сытность), не стоит придерживаться строго ограниченной от жиров диеты. В феврале 2006 года были опубликованы результаты исследования стоимостью 415 миллионов долларов, которое было спонсировано Национальным институтом сердца, крови и легких. В данное исследование было вовлечено 48 835 человек; оно показало, что потребление пищи с низким содержанием жиров вовсе не защищает от инфаркта миокарда, нарушения мозгового кровообращения, рака груди или толстой кишки. Данное крупное исследование опровергло то, что когда-то считалось краеугольным камнем здорового образа жизни. Используя современные знания, Министерство здравоохранения, отделение НАН по пищевым продуктам и питанию, Американская ассоциация сердца, Национальный институт рака, Межобщественная комиссия по борьбе с сердечными заболеваниями, Американская медицинская ассоциация, Национальная образовательная программа по холестерину, Американский фонд здоровья и Генеральная Конференция по советам питания рекомендуют потреблять столько жиров, чтобы они составляли 20–30% от общего числа калорий. Относительно питания очень важно соблюдать принцип умеренности, чтобы оно оказывало положительное влияние на разум.

Разум оказывает влияние на тело. Павел в Послании к римлянам советует: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1, 2). Эти тексты указывают на то, что «обновление ума» делает тело благоугодным перед Богом. Другими словами, состояние ума воздействует на состояние тела.

Таким образом, Э. Уайт подчеркивает влияние разума на тело, равно как и влияние тела на разум(105). Здоровое функционирование всего организма в значительной степени зависит от состояния разума.

Состояние разума как причина болезни. Библия говорит: «Унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22). Состояние разума реально может стать причиной болезни. Вот что пишет по этому поводу Э. Уайт: «Нервные заболевания получили широкое распространение. Девять десятых всех заболеваний, господствующих среди людей, берут отсюда свое начало. Разные семейные неурядицы и неприятности, подобно червям, съедают душу и пожирают жизненные силы. Угрызение совести относительно грехов также нарушает нормальное течение жизни и душевное равновесие»(106).

Говоря о происхождении болезней, она указывает на то, что «иногда заболевание возникает и значительно усугубляется благодаря воображению. Многие чувствуют себя больными лишь только потому, что постоянно думают о своих болезнях. Многие люди воображают, что все, что бы ни воздействовало на организм, перерастет в заболевание, и в данном случае происходит именно так, как и ожидалось. Кроме того, многие умирают от болезни, причиной которой послужило лишь больное воображение»(107). Вот перечень некоторых психических состояний, которые могут стать причиной возникновения различных заболеваний: печаль, тревожность, недовольство, чувство вины, угрызения совести, недоверие(108).

Медицина разработала термин «психосоматический» для выражения психофизических заболеваний и физических болезней, которые стали результатом эмоциональной перегрузки. Медицина обнаружила, что эмоциональный стресс может повлиять на выброс определенных гормонов и стимулировать нервную систему таким образом, чтобы стресс мог «отложиться» в различных частях тела. Например, гормоны, выделяемые при стрессе, могут стать причиной сужения кровеносных сосудов, приводя к гипертонии и уменьшению периферического кровообращения, в результате чего руки и ноги становятся холодными. При стрессе может наблюдаться учащенное и поверхностное дыхание при одновременном расширении бронхов, результатом чего является гипервентиляция и тетания. Стресс ведет к недостаточному кровоснабжению пищеварительной системы, что влияет на процесс пищеварения. Стресс может стать причиной повышенной свертываемости крови, что в некоторых случаях является защитным свойством организма, а в других случаях может привести к заболеванию. Хроническое состояние стресса может увеличивать потоотделение, становясь причиной постоянного дискомфорта. Стресс влияет также на повышение уровня глюкозы в крови (что служит источником энергии), поэтому это может привести к началу или обострению сахарного диабета у тех, кто имеет предрасположенность к данному заболеванию, и так далее.

Человек, подвергшийся стрессу, может жаловаться на различные недомогания и страдать от эмоциональных расстройств, таких как тревожность, депрессия, различные фобии, когнитивные нарушения, проблемы с памятью, бессонница и даже психоз. «Где-то между 75 % и 90 % причиной посещений врача является стрессовое состояние»(109).

Неоднократно медицина подтверждала мнение Э. Уайт о том, что психическое состояние может стать важным фактором в развитии болезней.

Психологический фактор физического здоровья. Библия показывает, что физическое здоровье во многом зависит от психического состояния. Данную концепцию можно найти в книге Притчей 14:30: «Кроткое сердце — жизнь для тела».

Э. Уайт также считает, что, изменив свое душевное состояние, можно обрести физическое здоровье(110). Неудивительно, что она говорит: «Врач должен обладать великой мудростью… чтобы лечить тело посредством разума»(111). Душевное состояние способно настроить тело на борьбу против болезни и содействовать выздоровлению. Сила воли, мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь, чувство прощения, спокойствие, бодрость и радость — вот те положительные психические переживания, которые могут способствовать обретению физического здоровья(112).

Сила воли. Данному аспекту как важному фактору в борьбе с болезнью также уделяется особое внимание(113). Э. Уайт говорит, что, упражняя силу воли, можно научиться контролировать свое воображение, кроме того, сила воли является мощным средством в борьбе с болезнью как разума, так и тела(114).

Жизнерадостность. В книге Притчей 17:22 написано: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Данные слова говорят о важности бодрого духа для физического здоровья. В своих записях относительно данного качества Э. Уайт говорит, что жизнерадостность дает силу и здоровье разуму и энергию телу(115). Она напоминает также о важности благодарности и хвалы. «Ничто не способствует здоровью тела и души так, как дух благодарности и хвалы»(116).

Жизнерадостность рассматривается медициной как важный фактор в поддержании здоровья и лечении заболевания. Норман Казинс, автор книги «Анатомия болезни в свете ее восприятия пациентом», рассказывает о том, как в 1964 году юмор помог ему выздороветь от серьезной и мучительной коллагеновой болезни. Автор вспоминает, как десять минут искреннего смеха обладали анестезирующим эффектом и позволяли ему спать без боли по крайней мере два часа. Когда обезболивающий эффект смеха проходил, он включал проектор и смотрел телевизионную программу «Скрытая камера», что давало ему еще один отрезок времени для безболезненного сна. К концу восьмого дня его СОЭ (тест на кровь, который показывает тяжесть воспаления) снизилась с 112 мм/ч до 15 мм/ч. Он мог шевелить большими пальцами без боли, опухоли на шее и спине начали рассасываться, и постепенно его здоровье восстановилось настолько, что он смог вернуться на работу(117).

Исследования показывают, что каждый раз, когда человек испытывает счастье и искренне смеется, стимулируется симпатическая нервная система, что, в свою очередь, ведет к усиленной выработке катехоламинов. Катехоламины, в свою очередь, стимулируют переднюю долю гипофиза, увеличивая производство эндорфинов, которые являются натуральным успокоительным средством, действующим расслабляюще и успокаивающе. Эндорфины могут оказать более эффективное болеутоляющее воздействие на тело, чем морфий. Кроме того, они поднимают настроение и увеличивают активность иммунных клеток, в том числе и естественных убийц, которые разрушают опухоли и уничтожают вирусы, а также гамма-интерферона (белка для борьбы с болезнями), T-клеток (важны для иммунной системы) и B-клеток (антитела для борьбы с болезнью). Смех тренирует легкие и сердечно-сосудистую систему. Благодаря смеху возрастает поступление в легкие кислорода, который затем с кровью переносится клеткам. Смех ускоряет сердечный ритм, дыхание, кровообращение, однако впоследствии пульс и кровяное давление нормализуются, а скелетные мышцы расслабляются.

Доктора Бэллок и Брэслоу из Департамента общественного здравоохранения, Беркли, Калифорния, занимались изучением образа жизни человека XXI века. Они подтвердили концепцию о том, что долголетие тесно связано с веселым нравом человека. Данное исследование включало в себя 6 928 взрослых жителей Аламиды, Калифорния. Результаты показали, что смертность среди тех, кто был, как правило, несчастлив, была на 57 % выше, чем среди тех, кто в целом считали себя людьми счастливыми.

И вновь мы видим, что медицина подтверждает слова Э. Уайт и Библии, говоря, что жизнерадостность дает силу и энергию телу и разуму и является хорошим лекарством(118).

Свобода от вины. Есть много преимуществ в том, чтобы быть свободным от чувства вины. Мир и любовь разливаются по всему человеческому естеству, подобно живительной силе. Свобода от вины дает мозгу, сердцу и нервам исцеление, спокойствие, самообладание, а также приносит радость в Святом Духе(119).

Источник еще более благотворного психического состояния можно обнаружить в любви Христа(120). «Она рождает в душе возвышенную радость, которую ничто мирское и суетное разрушить не может… радость, дающую здоровье и жизнь»(121).

Итак, учитывая тесную взаимосвязь между разумом и телом, необходимо поддерживать и тело, и разум в наилучших условиях(122). Медицина в случаях психосоматических и соматопсихических заболеваний фактически предлагает психическое и физическое лечение одновременно, так что выздоровление затрагивает всего человека в целом(123).

Решая духовные проблемы посредством физических упражнений

В связи с тем, что человек — это целостное существо, в котором каждый его аспект зависит от другого, удовлетворение физических нужд человека может отразиться и на удовлетворении его духовных нужд. Данный метод избрал Бог для руководства человеком. В 3 Цар. 19:1–18 Библия описывает историю Илии, который пытался убежать от Бога, пребывая в состоянии депрессии и бессилия. Для того чтобы укрепить его веру, дать надежду и мужество, Бог вначале восполнил его физические нужды, дав ему достаточно отдыха, пищи и воды (см. ст. 5–8). После того как его физическое здоровье восстановилось, Господь открыл ему Себя и дал некоторые указания (см. ст. 9–18).

Евангелие свидетельствует о том, что и Иисус не игнорировал физические потребности человека; Он проводил больше времени, творя чудеса и исцеляя, чем проповедуя Слово. Вот что Э. Уайт говорит относительно того, с какой целью Господь исцелял людей: «Иисус исцелял от болезней, когда люди глубоко верили в Его силу. Спаситель помогал им видимым образом, чтобы все поверили в то, что Он может совершать нечто невидимое — прощать грехи»(124).

Данное заявление основывается на словах Иисуса, сказанных Им, когда Он исцелил парализованного больного: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (см. Мф. 9:6). Эллен Уайт пишет: «Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: „Следуй за Мною“»(125).

Апостольская церковь практиковала восполнение физических нужд человека как дополнение к исполнению его духовных нужд. Когда Иисус напутствовал Своих учеников идти в мир, Он просил их исцелять больных и проповедовать Евангелие (см. Мф. 10:1, 7, 8). Подобной практики придерживался Павел, а также Лука, «врач возлюбленный». По этому поводу Э. Уайт пишет следующее: «Апостол Павел слышал о врачебном искусстве Луки и разыскал его, понимая, что Бог доверил ему особую работу.

Он привлек его к сотрудничеству, и некоторое время Лука сопровождал Павла в его миссионерских путешествиях. Затем Павел оставил Луку в Филиппах, в Македонии. Здесь Лука несколько лет продолжал трудиться как врач и учитель Евангелия. Он служил больным, а затем молился о том, чтобы исцеляющая сила Бога снизошла на пораженных недугом. Так открывался путь для евангельской вести. Успех Луки в качестве врача открыл ему множество возможностей проповедовать Христа среди язычников»(126).

Таков Божий план, чтобы мы трудились так же, как трудились Его ученики. Данная работа включает в себя служение физическим нуждам человека как средство воздействия на человека в целом. «Чем точнее выполняется новозаветный план миссионерской работы, тем успешнее окажутся ее результаты»(127).

Кажется, что научные исследования, говорящие о целостности человека и о том, что все аспекты человеческого бытия взаимосвязаны между собой, подтверждают учение Библии и труды Э. Уайт. Разум зависит от тела, и тело зависит от разума; разум оказывает влияние на тело, а тело на разум. По этой причине забота и лечение человека должны осуществляться посредством исцеления всего человека. Более того, восполнение физических потребностей человека может дать толчок к решению его духовных проблем.

Заключение

Библия и труды Эллен Уайт, поддерживаемые медицинской наукой, свидетельствуют, что человек является целостным существом — единым и неделимым.

Целостность человека выражается в Библии словом «душа» (nephesh в Ветхом Завете и psyche в Новом Завете), то же слово используется и в трудах Э. Уайт. Это слово указывает на человека как на существо целостное, на человека как личность и на саму его жизнь. Слово pneuma в Новом Завете также может указывать на человека как на существо целостное, и использование слов «сердце» и «тело» в Новом и Ветхом Заветах обычно говорит о всем человеке. Целостность человека, выраженная данными словами, заключает в себе полноту человека. Тело, разум и душа одновременно отражают физические, психические и духовные аспекты человеческой жизни.

Хотя человеческое бытие заключает в себе несколько аспектов, человек неделим. Неделимость человека может прослеживаться в том, что отсутствие хотя бы одного аспекта, к примеру ruakh (принцип жизни), означает смерть. В то же время слова «душа» и «дух» в Библии и в трудах Э. Уайт обычно означают человеческий разум или вместилище эмоций, то есть чувства, мышление и всю психическую деятельность человека. Эти аспекты не могут быть отделены от самого человека, так как они являются частью целого. Если человек испытывает какое-либо чувство, в этом задействовано все его естество. Использование слов «душа» и «дух» в данном контексте показывает, что человек един. Он — неделимое существо.

Неделимость человека четко описана в Библии и в трудах Э. Уайт. Оба источника учат о состоянии человека до грехопадения, после грехопадения и в будущем восстановлении. Человек как целостное существо был совершенным до грехопадения. Грех затронул все аспекты человеческого бытия — физические, умственные и духовные, и восстановление человека будет также включать в себя все эти аспекты, без каких-либо разделений.

Свидетельства Библии и трудов Э. Уайт, подтвержденные медициной, показывают, что тело и разум тесно взаимосвязаны. Так же как «прах земной» и «дыхание жизни» взаимозависимы в человеческом существовании, тело и разум — взаимозависимы в каждом человеческом существе. Более того, разум и тело воздействуют друг на друга. Разум не будет должным образом работать, когда человек болен. Улучшение диеты и физических привычек позволяет человеку мыслить более ясно. С другой стороны, эмоциональный стресс, беспокойство или тревога могут спровоцировать физические заболевания, в то время как должный психологический настрой может улучшить физическое здоровье.

Поскольку Библия и труды Э. Уайт учат о целостности человека, его неделимости и взаимозависимости всех аспектов его бытия, нам в нашем служении важно рассматривать человека как существо целостное. Учебные заведения должны быть заинтересованы в физическом и духовном развитии человека; наставления по соблюдению правил здоровья должны служить психическим и духовным нуждам человека так же, как и физическим.

Каждое усилие в донесении Евангелия до людей должно сосредотачиваться на человеке в целом, учитывая физические, умственные и духовные аспекты его жизни. Каждая евангельская программа должна привлекать человека в целом. Их содержание призвано восполнять физические, психические и духовные нужды человека. Поэтому программы о здоровье обязаны быть частью евангелизации. Программы о здоровье могут стать своеобразной дверью, открывающей возможности для евангелизации. Данные программы очень важны в провозглашении Евангелия человеку, поскольку он является целостной личностью.

Ссылки

(1) С англ. whole «весь», «целый».

(2) Augustus Hopkins Strong, Systematic Theology (Rochester: Revell, 1907), p. 434.

(3) Там же, p. 483.

(4) Cottfried Oosterwal, In the Image of God, Adult Sabbath School Bible Study Guide, April-June 1975 (Mountain View: Pacific Press, 1975), p. 77.

(5) A. Leroy Moore, «A Study of Ellen G. White’s Concept of the Nature of Man as it Relates to the Objective of Bible Teaching», (M. A. thesis, Walla Walla College, 1966), p. 9.

(6) Oosterwal, там же, p. 8.

(7) Basil F. C. Atkinson, Life and Immorality (Taunton: E. Goodman & Son, Phoenix, n.d.), 3. Автор, который многие годы работал в библиотеке Кембриджского университета, посчитал количество слов nephesh, psyche, ruakh и pneuma в Библии в защиту учения против бессмертия души. Так как данная книга была рекомендована доктором Норманом Андерсеном, автором книги Issues of Life and Death (London: Hodder and Stoughton, 1976), из этой книги для статьи были взяты некоторые цитаты.

(8) Ibid, p. 13.

(9) F. D. Nichol, ed., Questions on Doctrine (Washington: Review and Herald, 1957), p. 512.

(10) Atkinson, p. 4, 12.

(11) Ibid, p. 9, 13.

(12) Eduard Schweizer, «pneuma, pneumatikos», TDOT, Gerhard Mittel, ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), 6:4.35.

(13) Э. Уайт. Служение исцеления (Mountain View: Pacific Press, 1905), с. 415.

(14) Э. Уайт. Желание веков (Mountain View: Pacific Press, 1898), с. 353.

(15) Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 56.

(16) Xavier Leon, Dictionary of Biblical Theology (New York: Declee, 1967), p. 41.

(17) Там же.

(18) Emory Stevens Bucke, ed., The Interpreter’s Dictionary of the Bible (New York: Adingdon, 1962), s.v. «Body».

(19) Leon, ibid, p. 41.

(20) Rudolf Bultman, Theology of the New Testament, 2 vols.

(21) Ibid, p. 194.

(22) Veselin Kesich, «The Biblical Understanding of Man», The Greek Orthodox Theological Review 20 (Fall & Summer 1975): 15.

(23) Edward Heppenstall, «The Nature of Man», 4, Document File DF 2066, El-len G. White Research Center (EGWRC).

(24) Atkinson, p. 27.

(25) Bultmann, p. 221.

(26) G. C. Berkouwer, Man: The Image of God (Grand Rapids: Eerdmans, 1962), p. 202.

(27) N. L. Collins, C. Dunkel-Schetter, M. Lobel, et al. «Social Support in Preg-nancy: Psychosocial Correlates of Birth Outcomes and Postpartum Depression». Journal of Personality and Social Psychology 65 (1993): 1243–1258.

(28) S. Cohen, W. J. Doyle, D. P. Skoner, et al. «Social Ties and Susceptibility to the Common Cold», Journal of the American Medical Association 277 (1997): 1940–1944.

(29) White, Сomment on Ezekiel 36:25, 26, in F. D. Nichols, ed., Seventh-day Adventist Bible Commentary (Washington: Review and Herald, 1953–1957), 4:1164.

(30) Kesich, там же, p. 15.

(31) C. F. Kell and F. Delitzch, Biblical Commentary on the Book of Pentateuch, Bible Commentary on the Old Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1953) 1:76.

(32) Atkinson, p. 18, 26, 41.

(33) Там же, p. 6, 13.

(34) Ellen G. White, «The Duties of Parents in Educating Their Children», Good Health 15 (June 1880): 206.

(35) Atkinson, там же, p. 20.

(36) Там же, p. 22.

(37) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 308.

(38) Там же, т. 4, с. 36.

(39) Э. Уайт. Комментарий на 1 Кор. 15:42–45, Библейский комментарий Церкви адвентистов седьмого дня, т. 6, с. 1093.

(40) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 606.

(41) Ellen H. White, „Praise Due to the Creation’, Review and Herald 62 (April 21, 1885): 241.

(42) Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 45.

(43) Э. Уайт. Основы здорового питания, с. 147.

(44) Э. Уайт. Духовные дары, т. 3, с. 33.

(45) Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 45.

(46) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 261.

(47) Э. Уайт. Воспитание, с. 20.

(48) Э. Уайт. История спасения, с. 51.

(49) Э. Уайт. Воспитание, с. 21.

(50) Там же, с. 21.

(51) Там же, с. 22.

(52) Э. Уайт. История спасения, с. 31.

(53) Э. Уайт. Комментарий на Быт. 3:15, Библейский комментарий Церкви адвентистов седьмого дня, т. 1, с. 1084.

(54) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 142.

(55) Э. Уайт. Основы христианского воспитания, с. 23.

(56) Там же.

(57) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 347.(58)Э. Уайт. Служение исцеления, с. 142

(59) Там же.

(60) Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 67.

(61) Э. Уайт. Воспитание, с. 15, 16.

(62) Rarvey Rosenstock, «On the Genesis of Public Health: One Facet of Penta-teuchal Materia Medica», Arizona Medicine 25 (May 1968), p. 494.

(63) Donald G. Dawe, «Moses the Father of Preventive Medicine», Minnesota Medicine 47 (February 1964), p. 171.

(64) Leo R. Van Dolson and J. Robert Spangler, Healthy, Happy, Holy (Washington: Review and Herald, 1975), p. 38.

(65) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 66.

(66) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 344.

(67) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 241.

(68) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 128.

(69) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 128.

(70) Там же, с. 415.

(71) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 586.

(72) Там же, с. 616.

(73) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 324.

(74) Там же, т. 3, с. 506.

(75) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 586.

(76) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 69.

(77) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 587; Служение исцеле-ния, с. 241.

(78) Там же.

(79) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 347.

(80) Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 346.

(81) Э. Уайт. Советы родителям, учителям и учащимся, с. 98–100.

(82) Sara M. Jordan, Health and Happiness (New York: Devin Adair, 1962), p. 403.

(83) Там же.

(84) Там же.

(85) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 304.

(86) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 309.

(87) Э. Уайт. Воспитание, с. 195.

(88) Ellen G. White, MS 1, 1875, EGWRC.

(89) Э. Уайт. Комментарий на 1 Фес. 5:23, Библейский комментарий Церкви адвентистов седьмого дня, т. 7, с. 909.

(90) Э. Уайт. Основы здорового питания, с. 29.

(91) Ellen G. White, MS 124, 1902, EGWRC.

(92) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 96.

(93) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 127.

(94) Э. Уайт. Основы христианского воспитания, с. 226, 227.

(95) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 238.

(96) E. B. Larson, L. Wang. J. D. Bowen, et al. «Exercise Is Associated with Re-duced Risk for Incident Dementia among Persons 65 Years of Age and Older», Annals of Internal Medicine 2006; 144:73–81.

(97) Э. Уайт. Основы здорового питания, с. 335.

(98) Э. Уайт. Воспитание, с. 204.

(99) Там же.

(100) Э. Уайт. Основы здорового питания, с. 62.

(101) Там же, с. 102.

(102) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 159, 160.

(103) Там же, т. 3, с. 21.

(104) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 115.

(105) Э. Уайт. Воспитание, с. 197.

(106) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 444.

(107) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 344.

(108) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 241.

(109) J. Mark, «A Time Out», U.S. News & World Report (11 Dec. 1995): p. 85–97.

(110) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 249.

(111) Там же, с. 349.

(112) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 241, 257; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 327.

(113) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 94.

(114) Там же.

(115) Там же, с. 28, 502.

(116) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 251.

(117) Norman Cousins, Anatomy of an Illness as Perceived by the Patient (New York: Norton, 1979).

(118) L. F. Berkman, S. L. Syme, «Social Networks, Host Resistance, and Morali-ty: A Nine-year Follow Up Study of Alameda County Residents», American Journal of Epidemiology 109.2 (1979): p. 186–204.

(119) Ellen G. White to S, February 24, 1887, and Letter 38, 1905, EGWRC.

(120) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 115.

(121) Там же.

(122) Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 543.

(123) Bernard Jensen, The Science and Practice of Iridology (Provo: Biworld, 1952), p. 186.

(124) Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 50.

(125) Э. Уайт. Служение исцеления, с. 143.

(126) Там же, с. 140, 141.

(127) Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 210.