Глава 6

1. споспешники: Принцип сотрудничества является жизненно необходимым для личного духовного совершенства и для успеха в христианском служении. Бог не может обойтись без добровольного человеческого сотрудничества (ЖВ 535). Способность человека к добру вполне зависит от его сотрудничества с Божественной силой (ср. Ин. 5:19, 30; ЖВ 297). Христианские служители и работники не должны пытаться трудиться своей собственной силой или мудростью и Бог не оставит их с их собственными планами и средствами. Это сотрудничество между Христом и Его посланниками должно быть таким близким и постоянным, что «они смогут совершать дела Всемогущего» (ЖВ 827). Христос, более чем наблюдатель, Он является активным соучастником во всём, что они делают (Фил. 2:12,13; ср. Евр. 1:14).

принята: Греч, dechomai, «принять благосклонно», «одобрять», «принять». Это, возможно, мысленно соглашаться с благодатью Божией и всё же не извлечь пользы из неё. Эту истину Христос наглядно показал на примере семени, которое упало на каменистую почву и среди терний (см. на Матф. 13:5-7). Даже, если коринфяне отозвались на более ранние увещания Павла и были примирены с Богом, этого было недостаточно. Лично труд их спасения ещё не был завершён. Христианская жизнь только [872] началась, когда люди примирились с Богом и таким образом вступили в новые отношения с Ним. Они оправданы благодатью Божьей. Но благая весть Христа заключает в себе намного более, чем только прощение прошлых грехов, она предусматривает преобразование характера, с конечной целью, достигнуть такого образа жизни, куда не сможет войти грех (см. на Рим. 6:5-16; 2Кор. 1:22; 3:18). Первоначальному принятию благодати Божьей, которое приносит оправдание, должно следовать постоянное получение благодати, которая только одна в состоянии совершить освящение.

благодать: См. на Рим. 3:24.

тщетно: Т.е., без её спасающей и полезной цели (ср. Ис. 55:10,11). Важным является вопрос, каким путём человек может получить благодать и постоянно ею исполняться (см. на Матф. 13:23; Деян. 2:41).

Благодать Божия может быть принята тщетно —

1. Когда она пренебрегается. Постоянное невнимание может сделать нечувствительным сердце к голосу Божьему. Путеводная книга для путешествия является бесполезной для человека, который случайно наталкивается на неё, без изучения или следования её наставлениям.

2. Когда благодать употребляется, как прикрытие греха Рим. 6:1, 15. Небиблейский аргумент, что благодать Божия отменяет Его закон (см. на Рим. 3:31) выдвинут некоторыми, как оправдание, чтобы поступать, как им заблагорассудится, вместо послушания Богу (см. Евр. 10:29).

3. Когда благодать смешивается с человеческими идеями и методами. Люди принимают благодать Божию напрасно, когда они пытаются заслужить достоинство перед Богом через формальное исполнение закона (Рим. 6:14, 15; Гал. 2:21; 5:4; Ефес. 2:8, 9).

4. Когда благодать принимается только разумом, но не применяется в жизни, в таком случае она не очищает сердца и не приводит к более полному и ревностному послушанию Слову Божьему. Понимание без применения подобно изучению химического состава пищи без её принятия, по причине пренебрежения Матф. 7:20-24.

Если нет продвижения в первоначальном оправдании — благодать Божия была принята напрасно и использована не по назначению. Иногда невозможно запустить главный насос, не заправив его, но заправка — не является конечным результатом. Подобным образом, в начале пути, Бог даёт благодать оправдывающую кающегося грешника и помещает его в такое положение, где он может постоянно, пользуясь ею, жить без греха. Оправдание благодатью является только началом христианской жизни.

2. время благоприятное: Т.е., время, когда кающиеся грешники будут

приняты (см. на Ис. 49:8).

Я услышал тебя: Этот стих является вводным комментарием на принятие Божественной благодати 1 ст. Она составляет настоятельный призыв к людям искать примирения с Богом, чтобы они не приняли благодати Божьей напрасно. Цитировано согласно переводу LXX Ис. 49:8 (см. соответствующий комментарий). Исайя взирал вперёд на «день спасения», как время Мессии. Павел здесь подтверждает, что это пророчество было исполнено во Христе. Первое пришествие Христа открыло эру, которая является благодатной для спасения (см. ЖВ 37). «День спасения» будет продолжаться до тех пор, пока Христос будет ходатайствовать за грешников.

день спасения: Т.е., время на протяжении, которого свет испытания задерживается (см. Ин. 12:35). Последний день благодати приведёт к концу и тогда не будет второй возможности для тех, которые оттолкнули благодать Бо-жию. Люди часто медлят, ибо думают, что день спасения будет продолжаться бесконечно: что временные вещи требуют первостепенного рассмотрения, что удовольствия должны продолжаться, что в будущем будет более лёгкое время, чтобы покаяться и верить, чем сегодня. Они забывают, что люди имеют для спасения и для победы над грехом только настоящее время, и что отложенная победа станет поражением. Промедление является не только бессмысленным, но и опасным. Жизнь может прекратиться, ухудшение состояния умственных и телесных сил может ослабить внимание к духовным вещам. Сердце может быть настолько ожесточено, что всякое желание к спасению будет утеряно: Дух Святой прекратит бороться за спасение души. В конечном итоге промедление — равнозначно отвержению.

3. претыкания: Буквально, «повод для претыкания». Павел стремился так вести своё служение (ср. 1 ст.), чтобы не дать предлога со своей стороны людям для отвержения благодати Божьей. Следовательно, крайне необходимо, чтобы его собственная жизнь была в полном согласии с Евангелием, которое он проповедовал. В 3-10 ст. Павел перечисляет доказательства, что его жизнь находится в согласии с его вестью. Он не дает Коринфянам повода, чтобы обвинять его, как служителя. [873]

служение: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «наше служения». Павел здесь говорит о своём собственном служении, как посланника Христа. Он страдал, трудился, изучал и служил Слову так, чтобы не дать какого-либо повода для обиды (1Кор. 8:13; 10:32, 33; Фил. 2:15; 1Фес. 2:10; 5:22; ср. Матф. 10:16). Тем не менее, в Коринфе были члены, которые обижались. Невозможно проповедовать и действовать так, чтобы абсолютно никого не обидеть. Для некоторых даже истина и святость даёт повод для обиды; люди, которые слушали Иисуса соблазнились о Нём Ин. 6:60, 61, 66. Другим приносят обиду какие-либо предостережения против греха. Но для истинных христиан благая весть посланника не принесёт обиды даже чрез ясное представление гордости, непочтительности, равнодушия, сомнительных обычаев или привычек, напоминание о невежливости. j

Насколько возможно, благая весть служителя должна соответствовать принципу: «Если возможно с вашей стороны, живите в мире со всеми людьми» Рим. 12:18, всё же, как Иисус, так и Павел возбуждали неприязнь, куда бы они ни шли. Иисус не «пришёл, чтобы принести мир, но меч» Матф. 10:34 и предостерёг, «что враги человеку домашние его» Матф. 10:36. Нет христианина встречающего более врагов, чем Христос и Его ученики были обвинены как «всесветные возмутители» Деян. 17:6. Во все века дети Божий сталкивались в неизбежном конфликте. Христианская добродетель и образец Божьей праведности часто стоит на пути людей, любящих греховные удовольствия: и безнравственные люди склонны обвинять как нарушающих покой тех, которые предостерегали против их злых дел. Но служитель никогда не сможет проповедовать верно истину без нанесения обиды людям, чья жизнь исполнена несправедливости.

4. во всем являем себя: Павел снова поднимает проблему, о которой он упоминает так многократно в этом послании гл. 3:1-3; 4:2; 5:12; 10:12,13,17, 18. Он пытался сделать ясное различие между ложной и справедливой похвалой. Во гл. 6:3-10 он восхваляет своё собственное служение, указывая на личное поведение и свою жизнь труда и страданий ради Христа. Истинная похвала состоит из дел, а не слов.

терпении: Греч, hupomone, «стойкость», «постоянство», «выносливость», «терпеливое ожидание» (ср. Лук. 8:15; 21:19).

бедствиях: Греч, thlipsis, «притеснение», «горе», «затруднительное положение», «нужда», буквально, «стеснять», «давить вместе» и «давление» (ср. гл. 1:4, 8; 2:4; 4;17; и т.д.).

нуждах: Греч, anagkai, «бедствие», буквально, «плотное», «тесное сжатие», «тяжелое положение», «затруднение».

в тесных обстоятельствах: Греч, stenochoriai, «страшное бедствие», «величайшее огорчение», буквально, «тесное место». Это слово выражает состояние крайней и неотложной нужды, теснота, из-за которой в проходе нет свободного места, чтобы двигаться. Павел здесь ссылается на крайне трудные, и, по-видимому, стеснённые обстоятельства, подобные тем, которые Израильтяне встретили у Чермного моря Ясс. 14:1-12.

5. Под ударами: Или, «бить», «ударять». См. на Матф. 10:17; 2Кор.11:24,25.

в изгнаниях: Греч, akatastasiai, «беспорядки», «беспокойство», «волнение». Подобное слово переведено в Лук. 21:9 «смятениях». Павел и его друзья многократно были объектом этих «волнений» и «смятений» и их обычно обвиняли, как зачинщиков таковых. При подобных обстоятельствах апостолы были в чрезвычайно опасных обстоятельствах. Подобные, переживания встретились им в Антиохии Писидийской Деян. 13:50, в Листре Деян. 14:8-19, в Фессалонике Деян. 17:5, в Коринфе Деян. 18:12, в Ефесе Деян. 19:23-41, и в Иерусалиме Деян. 21:28-31; 23:7-10.

трудах: Вероятно, ссылка на тяжёлый труд Павла, как делателя палаток, и труды, сопровождающие его служение 1Кор. 3:8; 4:12, 15:58; 1Фес. 2:9; 2Фес. 3:8.

бдениях: Или, «бодрствованиях» Деян. 16:24,25; 20:7,31.

постах: Вероятно, включает, как добровольное воздержание от пищи Деян. 9:9; 13:2; 14:23, так и голод, как результат бедности или других обстоятельств 2Кор. 11:9,27; Фил. 4:10-12.

6. В чистоте: До сих пор Павел перечислял трудности, сопровождавшие его служение (ср. гл. 4:8-11; 11:23-27). Теперь он представляет те положительные духовные свойства, которые должны характеризовать жизнь служителя и утверждать его поручение, как посланника Христа. Эти положительные черты характера дали ему возможность с мужеством переносить оскорбления, гонения, и тяжесть тех обстоятельств, которые окружали его. Посредством благодати Божией эти опыты способствовали созреванию, облагораживанию и очищению его характера. Здесь Павел без сомнения ссылается, как на чистые побуждения, так и на [874] целомудренное поведение, на целомудрие ума и тела. Чистота является первой необходимостью безупречного служения (ср. 1 Пет. 3:2; 1 Ин. 3:3; 2Кор. 11:2; 1Фес. 2:10; см. на Матф. 5:8).

благоразумии: (В других переводах «познании»). То есть, познание царства небесного включая всю Божественную истину, открытую в Библии. Истинная религия не будет процветать на скудной диете невежества. Одной из наиболее серьёзных обязанностей, возложенных на каждого христианина получить ясную и всесторонне исчерпывающую проницательность в благую весть, как она изложена в книге Божьей. См. на Лук. 1:77; 11:52; 1Кор. 1:5.

великодушии: Греч, makrothumia, «терпение», «настойчивость», «стойкость», «выносливость». Наличие этого качества великодушия даёт в характере возможность служителю долго переносить недостатки, падения, тупость, леность, встречающиеся в обращаемых к истине и часто в тех, которые противятся истине.

благости: Греч, chrestotls, «моральная доброта», «целостность», «честность», «доброта», «любезность» (см. на Рим. 3:12). Познание само по себе ведёт к гордости и нетерпимости 1Кор, 8:1-3. Многие, открыто исповедующие христианство, претендующие на познание истины, часто не находят других путей защитить веру, кроме, как вспыльчивыми, невоздержанными доказательствами. Они не могут отстаивать истину без сердитого разгневанного состояния с не согласными. Христианский служитель, в первую очередь должен остерегаться этой нехристианской наклонности. Особенно, среди гонений, при ложных обвинениях, или когда его обращённые не ценят его, как должно бы, он должен быть на страже своего собственного духа, должен быть бдительным.

в Духе Святом: Дух Святой является действующей силой в культивировании всех этих добродетелей Гал. 5:22, 23. Без Святого Духа невозможно обладать этими чертами характера: можно иметь их лишь в некоторой степени, но никогда, в их полноте.

любви: Греч, agape (см. на Матф. 5:43, 44). Характерной чертой возрастания служителя Евангелия, является этот главный все проникающий плод Духа (см. на 1Кор. 13 гл.). Относительно комментария на «любовь непритворна» (см. на Рим. 12:9). Без этого качества посланник Христа становиться суровым, холодным, самодовольным и склонным к осуждению. Чистота и сила невозможны без любви.

7. истины: См. на Ин. 1:14; 8:32. Нет более взыскательного требования к служителю, чем провозглашение истины без отнятия или прибавления к ней. Быть воплощением истины в жизни, в слове, в деле, составляет испытание подлинности служителя Евангелия. Бог есть истина Пс. 30:6; Иер. 10:10, и истина вечна, как вечен Бог Пс. 99:5; 145:6. Воплощённый Христос был полным и совершенным откровением истины Ин. 14:6. Истину необходимо искать старательно и она сделается средством возрождения Мак. 1:18, и освящения Ин. 17:17, и образцом для ежедневного поведения ЗИн. 3, 4. Истина мало полезна, когда воспринимается, как умственное понятие Ин. 3:21; 1 Ин. 1:6, но искреннее принятие истины означает полное послушание воле Божьей. Обладание практическое применение истины является признаком истинного христианства (см. на Матф. 7:21-27).

силе: Греч, dunamis, «сила», «способность». Истина и сила дополняют друг друга. Истина Божия без силы Божьей не имеет практической ценности. Только сила без истины ведёт к притеснению. Как истина, так и сила приходят от Бога и обе должны быть под контролем любви (см. на гл. 5:14). Для благочестивого верующего имеет авторитет истина, как она представлена в Слове Божьем, применённая в жизни силой Божьей и находящаяся под контролем Его любви.

оружием правды: Павел употребил военные символы, чтобы описать вооружение христианина Ефес. 6:11-17. Быть одетым в доспехи всеоружия Христова, значит, быть одетым в Его праведность.

8: В чести и бесчестии: Стихи 8-10 излагают серию парных контрастов (ср. гл. 4:8-10). Большинство, если и не все из этих переживаний, пришли к Павлу в связи с недавним кризисом в Коринфской церкви. Его реакция на эти меняющиеся обстоятельства подтверждает за ним право служителя Евангелия. Он оставался терпеливым и храбрым и таким образом, всё это привело к хорошим результатам.

С одной стороны он был почитаем людьми Гал. 4:14, а с другой, обесчещен и опозорен 1Кор. 4:11-13. Но он всегда отвечал в духе Христа и в согласии с Его заповедями Матф. 5:38-42; Лук. 6:22; 10:16; Гал. 1:10. Ложные апостолы в Коринфе плохо отзывались о нём. Там были ещё и такие, которые [875] задерживали проповедь Павла, относясь к нему с презрением, и отзываясь о нём, как о самозванце (2Кор. 2:17; 4:2; см. на 2Кор. 11:22). Для Павла все это представляло только удобный случай для соучастия со Христом в Его страданиях (Фил. 3:10; ср. Матф. 5:11; 1 Пет. 4:14). Павел и его спутники не давали места обиде ни чрез своё негодование, ни восторг.

9. неизвестны: Т.е., незаметны, неизвестны. Возможно, Павел ссылается на отсутствие рекомендательных писем гл. 3:2. В противоположность ему, пришедшие из Иудеи (см. на гл. 11:22), считали себя людьми со знаками отличия (т.е. известными). Также мир не познал нашего Господа Ин. 1:10. Даже Его братья отказались признать Его. Соотечественники признавали Его, как «сына плотника» Матф. 13:55. Духовная слепота реального Иисуса от глав Его поколения, так поступают и с христианами в каждом столетии Ин. 16:33; 1Ин. 3:1,13. Мир шумно приветствует силу и величие, основанную на знаменитом происхождении, богатстве, интеллектуальном величии и положении, но величие, основанное на святости и смирении, получает маленькое признание. Христиане должны быть приготовлены к тому, что они будут представлены в ложном свете, неправильно поняты, презрены и гонимы, потому что их жизнь, опыты, принципы, стремления и надежды бессмысленны для плотского человека 1Кор. 2:14.

но нас узнают: Т.е., чрез людей признают и уважают искренность.

нас почитают умершими: Возможно, точки зрения мира. Павел, возможно, был близок к смерти, но взирая духовными глазами, он обладал вечной жизнью 1 Ин. 5:11, 12. Его страдания, казались для смутного зрения его противников, как доказательство Божьего неудовольствия и наказания, но проницая духовным зрением, Павел наслаждался общением со Христом в Его страданиях Фил. 3:10, и видел доказательства великой любви Божьей к нему 1Кор. 11:32; Евр. 12:6; Откр. 3:19.

нас наказывают: Или, «подвергать наказанию». См. на гл. 4:9.

10. Нас огорчают: Павел казалось, имел причину лишь для уныния. Для него, однако, печаль и радость не были взаимно исключающей альтернативой, ибо он познал, как быть довольным среди бедствия. Находясь в предусмотренном водительстве Бога, он радовался даже и тогда, когда он имел причину для печали. Это духовное состояние отражает мысли Христа Рим. 12:12; Фил. 4:4, 11; Евр. 2:10-18. Христианство заключается не только в том, чтобы душа устояла во время испытания, но в даровании радостного торжествующего духа победы и исполнения ума уверенностью и надеждой Ис. 61:3.

Торжествующий дух Павла, возможно, лучше всего представлен в послании к Филиппийцам, ключом которого является слово «радуйтесь». Во время написания этого послания Павел находился в тюрьме, покинутый, одинокий и в опасности непосредственной казни. Истинный христианин всегда может радоваться, имея добрую совесть, чистые и благородные мысли, Божественную благосклонность и спасая своих ближних Евр. 12:2. Он научился быть довольным при всех обстоятельствах жизни Фил. 4:11. Жизнь довольства и радости является неотъемлемым преимуществом рождённого свыше христианина. Быть избавленным от силы греха и рук сатаны, «преодолевать всё силою Возлюбившего нас» Рим. 8:37, быть спасёнными при самых крайних обстоятельствах, то есть, практически «всегда» Евр. 7:25 — всё это является достаточной причиной для радостной и счастливой жизни.

нищи: Т.е., «нищие духом» (см. на Матф. 5:3). Согласно мирского взгляда на вещи, Павел, в самом деле, был нищим, но для духовного взора он был богат. Он испытал потерю всех вещей Шор. 4:11; Фил. 3:7, 8; 4:12. Это был обычный выбор и жребий христиан оставаться нищими в материальном отношении. Верующие в Иерусалиме охотно жертвовали своим земным богатством Деян. 2:44, 45; 3:6; 5:1-3. Жизнь не может быть оценена согласно внешнему виду. Насколько царство Божие представляет интерес, настолько земные вещи не будут представляться таковыми, как они кажутся. Люди становятся истинно богатыми не чрез удерживание, но чрез раздаяния (см. на Пр. 11:24). Они обогатятся неисследимым богатством Христа Ис. 55:1, 2; Деян. 20:35; 2Кор. 8:9; Ефес. 3:8; 1Тим. 6:18 они станут богатыми чрез передачу другим небесных благословений Ис. 58:6-14.

всем обладаем: Во Христе верующий становиться наследником и обладателем всего Матф. 5:5; 16:25; 19:29; Марк 10:28-30; Рим. 8:17; 1Кор. 3:21-23; Откр. 3:21. Евангелие обогащает людей благородными мыслями, высокими целями, возвышенной надеждой, Божественным обращением, чистотой сердца, гармонией существования, способностью наслаждаться всем, что создал Бог. См. на Матф. 6:24-34.

11. Коринфяне: Только здесь, в этих двух посланиях Павел называет [876] Коринфян по имени. Он призывает их обменяться своей любовью, содействовать ему, как он содействовал им.

Уста наши отверсты: Павел ничего не утаивал от Коринфян. Он сказал им всё, что должен был сказать, чтобы они могли знать обстоятельства.

сердце наше: Во всех своих отношениях с ними, во всех своих увещаниях и упрёках, пред лицом их проблем и критицизма, Павел высказывался от широты своего сердца. Никогда, вплоть до настоящего момента, он не избегал выражения своих глубочайших мыслей и чувствования к ним. Всё время он говорил открыто, не оставляя что-либо скрытым, он не утаивал ничего (ср. Матф. 12:34; Рим. 10:10). Его сердце всегда было исполнено любви к ним, и даже теперь он тосковал о них и об их любящем отзыве. Он встречал их критику в духе Христа, с широким сердцем.

12. тесно: Или, «ограниченно», «ограничивать», «в узком месте», «сжимать». Любовь Павла для них не ограничивалась. Если и был недостаток сочувствия, то не со стороны Павла. Сердца Коринфян не были тесными, но очевидно некоторые из них имели скудное место для него в своих чувствах.

сердцах ваших: В другие переводах сказано: «Во внутренностях ваших», то есть, сердце, лёгких, печени и других внутренних органах тела. Сфера тела рассматривалась, как место нахождения чувств Фил. 1:8; 2:1. Всё, что было неприятным и нежелательным в отношениях между Павлом и Коринфянами, не имело места в сердце Павла и его спутников.

13. В равное возмездие: Павел считал Коринфских верующих своими духовными детьми 1Кор. 4:14,15, и как духовный отец, он изливал на них полную меру отцовской любви. И он страстно ожидал их взаимной любви. Не пожелают ли они расширить свои сердца, чтобы было для него достаточно места? Поступать так, значит разрешить все проблемы и удалить все нехорошие чувствования между ними (ср. Гал. 4:12; 1Фес. 2:11),

14. Не преклоняйтесь: Буквально, «не становитесь». Главы с 6:14 по 7:1 составляют широкое вступление, которое так часто встречается в посланиях Павла. Оно заключает в себе предостережение против различного рода общения с неверующими, которые могли бы поставить христианина в такое положение, при котором ему было бы трудно или невозможно избегнуть нарушения принципов. Это запрещение включает брачные отношения (см. на гл. 7:1), но значение его не ограничивается этим. Предостережение относительно вводного места, Павел, вероятно, имел в виду, подчёркивая совет в гл. 6:12, 13, чтобы они не были с тесным сердцем и замкнутыми людьми. Если так, тогда его целью было не оставить Коринфянам повода для заключения, что они должны широко открыть своё сердце для близкого общения с неверующими. Факт, что 14 ст. начинается словами «не преклоняйтесь» подчёркивает, что Павел имел мысль главным образом о будущем времени, скорее, чем о прошлом.

под чужое ярмо: Греч, heterozugeo, «впрягать в ярмо неравных партнёров». Префикс hetero — в данном случае отмечает лиц различного рода (ср. на Матф. 6:24). Имея в виду факт, что Павел обращается к членам Коринфской церкви, как христианам, другие относят это к не христианам. Принципы, затронутые здесь, являются такими же, как и в (Исх. 34:16; Втор. 7:1-3; ср. Лев. 19:19; Втор. 22:10; Фил. 4:3). Так велико различие во взглядах и поведении между христианами и не христианами, верующими и неверующими, что входят в какие-либо связывающие узы между ними или в браке, в деловых, коммерческих отношениях, — всё это влечёт за собой оставление принципов, или трудности, как последствия различия в вере и поведении. Входить в такой союз, является непослушанием Богу и сделкой с диаволом. Отделение от греха и грешника определённо представлено во всём Священном Писании Лев. 20:24; Числ. 6:3; Евр. 7:26; и т.д. Никакой другой принцип не был более строго предписан Богом. На протяжении истории народа Божьего нарушение этого принципа имело неизбежный результат, духовное бедствие.

с неверными: Для тех, которые не приняли Христа, как Своего Спасителя и Его учения, как своего образца веры и поведения, взглядов, принципов и обычаев, христианство является глупостью 1Кор. 1:18. Из-за их точки зрения на жизнь, неверующие очень часто находят очень трудным образец поведения, который ограничивал бы их собственный взгляд на жизнь или указывал, что их интересы и обычаи злы или [877] низки. Павел не запрещает всякое общение с неверующими, но только такое общение, которое направлено к тому, чтобы уменьшить христианскую любовь к Богу, затемнить чистоту его мировоззрений, или вести его к отклонению от строгого образца поведения. Христиане не избегают своих родственников и друзей, но обращаются с ними, представляя живой пример христианства на деле, и таким образом привлекают их ко Христу 1Кор. 5:9, 10; 7:12; 10:27. Решающий вопрос: Избирает ли христианин общение с неверующими по причине любви к путям мира, или по причине искреннего желания быть благословением для неверующего и расположить его придти ко Христу? Второй вопрос, как и первый не менее важен для каждого христианина лично. Чьё влияние будет преобладающим, влияние зла или Христа? Когда встречаются случаи заключения брака, тот христианин, который искренне любит Бога, ни при каких обстоятельствах не соединится с неверующим, даже с благочестивой и другой похвальной целью, привлечения его ко Христу.

Те, которые поступали противоположно совету, данному здесь апостолом, почти без исключения пожали разочарование. Те, которые избрали этот совет, могут ожидать в особом смысле, что они будут наслаждаться Божьей благосклонностью и обнаружат, что Бог имеет в запасе для них далеко превосходящие планы, которые они бы могли иметь для себя.

какое общение: Посредством пяти риторических вопросов 14-16 ст. Павел делает контраст непримиримости и взаимно исключающей противоположности между игом Христа и ярмом мира. Всякий союз, в котором характер, вера и интересы христианина что-либо теряют из своих характерных, отличительных черт и целостности, являются по сей причине запрещёнными. Христианин не может себе позволить вступить в соединение с миром, якобы вызвать компромисс. Разграничивающая линия ясно определена между 1) праведностью и беззаконием, 2) светом и тьмою, 3) Христом и сатаною, 4) верой и неверием, 5) храмом Божиим и идолами.

15. согласие: Греч, sumphonesis, относительно родственного слова sumphonia (см. на Лук. 15:25). Между Христом и сатаной существует полное разногласие.

Велиаром?: Греч. Belial, транслитерация Евр. beliyaal, «ничего не стоящий» (см. на Втор. 13:13; Суд. 19:22; 1 Цар. 2:12). Однако, текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению Beliar. Чтение Beliar встречается только в некоторых поздних рукописях, и вероятно вошла в перевода KJV из Латинской Вульгаты. Здесь это слово является олицетворением сатаны, который представляет ничтожность и пустоту вещей, посредством которых он пытается прельстить и ввести людей во грех. Оно также употребляется в отношении последователей сатаны Втор. 15:9; 1 Цар. 25:25; 30:22; Пс. 40:9. Христос и Велиар являются вождями, противостоящие друг другу в великой борьбе между праведностью и беззаконием (Откр. 12:7-9; ср. Откр. 20:7-9). Грех, это не абсолютное понятие. Основою всего истинного, святого и праведного сверхъестественные силы Вселенной, руководимые Христом. Источником всякого зла и ничтожества являются сверхъестественные силы тьмы, руководимые сатаной. Весь мир выстроился за одним или же другим руководителем 1 Пет. 5:8, 9; Откр. 12:11.

Выбор человека, между этими двумя руководителями мира должен быть ясный и решительный. Христос является Князем света Ин. 1:9; 8:12 Его последователи названы детьми света Матф. 5:14; Ин. 12:36; Ефес. 5:8. Они ходят во свете и их будущность город света, где нет никакой тьмы Ин. 12:35, 36; 1Ин. 1:5-7; 1Фес. 5:4, 5; Откр. 22:5. Сатана является князем тьмы Кол. 1:13. Его последователи являются детьми тьмы Ин. 3:19; Ефес. 5:11. Они ходят во тьме, теперь и их судьба вечная тьма Матф. 22:13; 25:30; 2Пет. 2:17; 1 Ин. 1:6; Иуд. 13.

16. совместность: Или, «согласие», «разрешение» Лук. 23:51. Не может быть никакого союза между Христом и сатаной, между истинным Богом и ложными богами, между христианством и язычеством. Павел провозгласил, что союз между верующими и неверующими в равной мере не возможен.

вы храм: См. на I Kop. 3:16,17; 6:19,20.

«вселюсь в них и буду ходить в них;:Цитата взята из Лев. 26:11, 12 Павел проводит аналогию между Иудейским храмом и христианской церковью. Храм в Иерусалиме был построен для славы Иеговы, был почтён славой Его присутствия и был местом Его обитания (ЗЦар. 6:12, 13; [878] ср. Исх. 25:8; 29:43-45; Евр. 8:1, 2). Церковь составлена из тех, которые рождены во Христе Евр. 3:6; 12:23. Они составляют тело Христово Кол. 1:24, который является главой Ефес. 1:22. Он имеет цель, жить в них, как Он некогда пребывал в древнем храме I Kop. 3:16, 17; 6:19,20, но как Он сможет осуществить это, если он в «согласии» с идолами?

буду их Богом: Это формула: «Я буду их Богом, а они будут Моим народом», встречается очень часто в ВЗ и составляет декларацию завета родства, в котором Бог имел цель пребывать с древним Израилем (см. на Ос. 1:9, 10), и намерен пребывать со Своим народом в настоящее время.

17. И потому выйдите из среды их: Павел здесь сочетал различные места ВЗ, такие, как Ис. 52:11,12; Иер. 51:6, 45. Историческая ссылка относится ко времени выхода пленного Израиля из древнего Вавилона, что в свою очередь Павел приводит, как иллюстрацию отделения народа Божьего от мира и от духовного Вавилона (см. на Откр. 18:4). При своём возвращении из плена, Иудеи не должны были везти назад идолы язычников. Подобно этому обязанностью духовного Израиля является: «выходите оттуда; не касайтесь нечистого» (см. на Ис. 52:11,12).

18. Отцем. — Стих 18 представляет другую группу мыслей, собранных из различных мест ВЗ (2Цар. 7:8,14; Ис. 43:6; Иер. 31:9). Сравните 2Кор. 6:18; см. на Матф. 6:9.

сынами и дщерями: Преимущество стать усыновлёнными дочерями и сыновьями Бога, является наивысшим преимуществом, которое Он предоставляет тем, которые рождены от Духа Святого (см. на Ин. 1:12, 13; 3:3, 5; 1 Ин. 3:1, 2). Здесь Бог обещает исполнить обязанность Отца к тем, которые стали Его детьми, быть для них Подателем благ, Защитником, Советником, Путеводителем и Избавителем. Хотя люди становятся сыновьями Бога через усыновление, всё же об этом процессе, также сказано, как о новом рождении Ин. 1:12, 13; 3:3, 5.

Посредством веры христианина, сверхъестественная сила Божия создаёт новую духовную жизнь, которая делает человека сыном Божиим. Это родственное отношение Отца и Сына является также действительным и жизненно необходимым, как человеческие родственные отношения, употреблённые для их иллюстрации. В жизни Иисуса, как Сына Божьего, мы имеем совершенный образец родственных связей, и нашим преимуществом является нести их таким же образом, нашему Небесному Отцу, как Его сыновья (см. на Лук. 2:49; Ин. 1:14; 4:34; 8:29). Ключ для этих родственных связей — любовь и их результат — послушное доверие. Сущность достоинства отцовства — авторитет любви, в то время как отличительным признаком сыновничества является доверие и послушание. Без этих достоинств не может быть истинного опыта родственных отношений между отцом и сыном 1 Ин. 1:1-7; Рим. 8:9,10; 2Кор. 7:1. Бог имел намерение, чтобы они стали действительностью в жизни каждого христианина.

Вседержитель»: Божественное звание употреблено здесь и многократно в книге Откровение Откр. 1:8; и т.д. Этот титул в данном случае подчёркивает уверенность и величие обетования 2Кор. 6:17, 18. Сравните равноценное обетование Евреям (см. I том, 171 стр.). Гл. 7:1 завершает последовательную мысль, которую Павел начал в гл. 6:14 (см. соответствующий комментарий).

Комментарий Е. Г. Уайт к 6 главе 2 Коринфянам.

1 1СЦ381,432; 6СЦ297.

1-4 СИ 116.

349

1-10

2

3

3-10

7

10

14

14,15

14-16 14-18

15

15,16 15-18 16 16-18

17

17,18

18

OXB 533.

НПХ151; ПХ34; 2СЦ 102; 5СЦ635; 9СЦ 129. СЕ 60.

ДА 369; СЕ 60.

РП273; МЖС94; ПЦ 111,725; 2СЦ446. Вое. 68; ИС313.

СУ 38; Ев. 617; ОЖУ 321; ПП 175; 1СЦ200; 2СЦ44,689; 4СЦ504,505; 7СЦ 108.

ОХВ476; СЕ 392; ПЦ58; СП 271; 2СЦ48; ЗСЦ248; 4СЦ 346. МС45.

ОХВ 499, 533; СИ 404; ЗСЦ 373; 5СЦ 13, 364; 6СЦ 195; 8СЦ223.

РУУЗЗО; 1СЦ 279, 289,408; 2СЦ 168, 344; 4СЦ 187; 5СЦ 52, 340. ПП 563. 5СЦ431.

ЖВ 161, 311; Вое. 258; СЕ 254; СИ 146; СП 388; СБ 130.

ОХВ 480; СП 272.

СЗ 291, 589; РУУ 328; РП 242; ОХВ 311, 483, 501; BM3I3;

ПП458; ИС60; Воз. 119; 1СЦ 242, 279, 288, 405, 503; ЗСЦ

48,125; ЗСЦ 126,458; 4СЦ577,583; 6СЦ95,147.

С351; Ев, 622; ОХВ 142, 502; ВБ475; ОЖУ 292; МЖС260;

ВМ81,139; ПЦ59; ПП 175; Воз. 189; 1СЦ510, 663; 2СЦ

43,441,592; ЗСЦ 245,566; 4СЦ 109; 6СЦ91; 7СЦ 164; 8СЦ

41; 9СЦ17; СБ254.

СЗ 590; МЖС 83, 86, 98; 2СЦ 593; 4СЦ 624, 653; 5СЦ 348,

368; 6СЦ190; 7СЦ226; ЗСЦ 177; 9СЦ188,287.

350

[879J