Глава 4

1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

2 Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, за­прещай, увещевай со всяким дол­готерпением и назиданием.

3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут изби­рать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4 И от истины отвратят слух и об­ратятся к басням.

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служе­ние твое.

6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохра­нил;

8 А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Гос­подь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

9 Постарайся придти ко мне скоро.

10 Ибо Димас оставил меня, воз­любив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент — в Гала­тию, Тит — в Далматию; один Лука со мною.

11 Марка возьми и приведи с собою,ибо он мне нужен для служения.

12 Тихика я послал в Ефес.

13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожа­ные.

14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!

15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня ос­тавили. Да не вменится им!

17 Господь же предстал мне и ук­репил меня, дабы через меня ут­вердилось благовестие и услы­шали все язычники; и я избавил­ся из львиных челюстей.

18 И избавит меня Господь от вся­кого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.

20 Ераст остался в Коринфе; Тро­фима же я оставил больного в Милите.

21 Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.

22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.

1. заклинаю::См. на 1Тим. 5:21. Павел здесь начинает своё заключительное воззвание к юному соработнику Тимофею. Вся глава представляет со­бой речь сердца. Павел уже стоял лицом к лицу к своей личной Голгофе, но в победоносном расположении духа. Его мужество и непоколебимость сконцентрировались в определенном направлении.

Итак: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова.

Богом и Господом …Иисусом Христом:: Или, «Богом, даже Христом

Иисусом».

будет:Греч, mello, «собираться что-нибудь сделать».

судить: — Сравните 1Фес. 4:16,17. См. на Откр. 22:12.

живых: — Или, «живущих».

в: — Скорее, «посредством». Павел здесь применяет клятву и присягает по­средством «явления» и «царствия».

явление:Греч, epiphaneia, «видимое проявление» (см. на 1Тим. 6:14).

царствие: — Сравните Матф. 6:10. Основание вечного царства Христа, царства праведности и мира будет после Его Второго пришествия (см. Дан. 7:14, 27; Матф, 25:31; 2Тим. 4:18; Откр. 11:15).

2. Проповедуй:Греч, kerusso, «возвещай». Относительно существитель­ной формы kerux (см. на 1Тим. 2:7). Здесь Павел начинает перечислять обя­занности, которые он торжественным образом поручил Тимофею исполнять 2Тим. 4:1.

слово: — Т.е., «Слово Божие» гл. 2:9, «слово истины» 15 cm. Метод Хри­ста в преподавании истины, представляет образец для каждого христианина. Христос сосредотачивал внимание на открытии истины; Он отказывался тра­тить время на рассуждения об ошибочных теориях или для опровержения их защитников. Он желал, чтобы люди были укреплены для исполнения ежеднев­ных требований жизни. Следовательно, он не проповедовал нереальных, фанта­стических учений или сенсационных предположений, предназначенных для удовлетворения любопытных, или чтобы упрочить Свой личный престиж пред изменчивой толпой. Так и сегодня, служители не должны включать в свои про­поведи, явные человеческие традиции и мнения. Лишь Слово в состоянии ис­полнить нужды людей, ослабленных грехом. Приятные истории, которые про­сто пленяют внимание и вызывают смех, несовместимы с трезвой ответственно­стью служителя, призванного представлять Христа.

Выражение «проповедуй Слово» подчёркивает содержание, предназначен­ное для помощи мужчинам и женщинам при встрече искушений и в разрешении ежедневных проблем жизни. Это повеление исключает всякое легкомыслие, всякие фантастические истолкования, основанные на неточных толкованиях Библии, и всякий пустячный, шутливый предмет разговора. Святой Дух будет сотрудничать с усилиями служителей только при передаче истины. Как вестник Бога, служитель не должен проповедовать ничего другого, а только Слово, ина­че он является обманщиком (см. на гл. 3:13).

Когда служители настоящего времени осознают свою миссию, как живую связь между безграничной достаточностью Бога и нуждами людей, их весть будет состоять только из чистого Хлеба Жизни (см. Ин. 6:51, 63), Их проповеди будут составлены таким образом, что их слушатели не только будут довольны представленным, но также будут принуждены запомнить принципы представ­ленной истины. Истинное Слово Божие создаёт новые привычки, и вызовет новые стремления и надежды.

настой:Греч, ephistemi, «защищать», «быть готовыми».

во время и не во время: — Т.е., независимо от того, является ли пропове­дование удобным, подходящим или неудобным. Евангелие всегда является не­обходимым, осознают ли это люди или нет.

обличай:Греч, elegcho, «приводить к сознанию», то есть, с достаточным доказательством (см. на Ин. 8:46; 1Тим. 5:20). Относительно существительной формы etegmos (см. на 2Тим. 3:16). Каждый человек должен быть предостере­жён о своих грехах, но предостережение должно быть основано на неопровер­жимом доказательстве из Слова Божия.

запрещай: — Или, «порицай», «осуждай». Вопиющий ужасный грех требу­ет сурового осуждения и обязанность церкви заключается в открытии позиции Бога относительно греха. Грех нужно осудить, грешника любить. Слово Божие является мерилом, образцом, посредством которого необходимо совершать осуждение.

увещевай:Греч, parakaleo, «обращаться к другой стороне», «ободрять» (см. на Матф. 5:4). Только Слово Божие в состоянии соответственным образом побудить и ободрить ослабевшие сердца и утомлённые стопы.

долготерпением:Греч, makrothumia, «выносливость», «терпение (см. гл. 3:10). Относительно глагольной формы слова (см. на Иак. 5:7). Каждая фаза работы служителя будь-то обличение, запрещение или увещание, должны быть облечены в милостивое терпение и сострадание. Суровое, холодное осуждение никогда не приведёт грешников ко Христу.

назиданием: — Или, «учением», которое составляет основание и обрамле­ние всякого подлинного христианского опыта. Учение содержит факты, о Боге и Его программе; оно является единственным оружием служителя против заблуждения, Его исключительным руководством для справедливой жизни (см. на гл. 3:16).

3. будет время: — Апостол, несомненно имел в виду великое отступление, которое должно было вскоре проявиться в церкви и будет подвергать её опасно­сти до Второго пришествия Христа (см. на Матф. 24:23-27; Деян. 20:28-31; 2Фес. 2:1-12; 1Тим. 4:1-3; 2Тим. 3:1-5),

здравого: — Или, «здорового» (см. на гл. 1:13). Только истина даёт силу и жизненность для христианина. Ошибочные учения порождают споры и приво­дят к убогому состоянию души (ср. 1Тим. 6:3-5; 2Тим. 2:14,16,17,23; 3:8).

учения: — Т.е., «слово» 2 cm. Сравните «здравого учения» гл. 1:13.

принимать: — Т.е., охотно прислушиваться.

по: — Т.е., в согласии с [чем либо].

прихотям: — Или, «желаниям» (см. на гл. 3:6).

избирать себе: — Т.е., собирать вокруг себя.

льстили бы слуху: — Не учителям, но тем, которые «не принимают здра­вого учения», как ясно отражает Греческий подлинник. По причине их извра­щённых «прихотей» эти, поверхностного ума слушатели, нетерпеливо желают фантастических истолкований Священного Писания, что именно удовлетворяет их любопытство и личные «прихоти». Они заинтересованы лишь в тех частях Священного Писания, которые они могут истолковать, как обещающие им мир и безопасность. Они пренебрегают строгими требованиями «здравого учения», которые проникают глубоко в душу человека. Они имеют поверхностное, внеш­нее желание к религии, только лишь в такой мере, чтобы оно не беспокоило устоявшегося порядка их развращенной жизни.

4. истины: — «Здравое учение» 3 cm. не прославляет человека. Скорее оно выставляет его жалкое состояние и открывает его позорную судьбу вне вмеша­тельства благодати Божией. Истина открывает свойства Бога и Его средство против греха. Регулирование жизни, полное восстановление её интересов и це­лей в согласии с истиной, составляет приемлемый отзыв человека на «здравое учение».

отвратят: — Те, которые «не принимают здравого учения» преднамеренно избирают свою собственную судьбу. Нет принуждения человеческой воли; че­ловек не является погибшим из-за того, что Бог или кто-либо другой присудил его к вечным мукам. Те, которых Павел здесь изобразил, отказались принять Библию, как их единственный авторитет и мерило для религиозного учения и личного поведения.

басням: — См. на 1Тим, 4:1. Даже употребляя Библию, эти неверные хри­стиане сочиняют свои собственные доктринальные толкования, которые согла­суются с их личными желаниями. Их мысли облечены в библейские слова, но выраженные идеи преисполнены заблуждением. Библейские тексты, употреб­ляемые отдельно, от их первоначального значения и контекста, могут удостове­рить, что они в такой же мере ненадёжны для руководства, так как и простые слова людей.

5. будь бдителен: — Или, «обладай собой», «будь хладнокровен». Здесь Па­вел призывает Тимофея искать прежде всего, спокойствия и уравновешенности, которые помогут ему справиться с любыми возникшими трудностями. Как один из ответственных руководителей в христианской церкви, Тимофей должен был проявить решительный бесспорный контраст с ранее представленными учите­лями 3, 4 cm. Правильное учение «истины» 4 сm. требует спокойного, здравого отношения.

переноси скорби:Греч, kakopatheo, «переносить трудности, лишения» (см. на гл. 2:9).

благовестника: — Тот, кто проповедует Евангелие (Благую весть), проти­вопоставлен проповедующим «басни» 4 ст. Весть благовестника заключается в Слове Божием. Он стоит вместо Бога и передаёт Его весть. Он проповедует «здравое учение», а не сенсационные теории, чтобы привлечь внимание или фантастические предположения, чтобы удовлетворить праздное любопытство.

исполняй:Греч, plerophoreo, «наполнять», «исполнять».

служение:Греч, diakonia, «служение» (см. на Рим. 12:7), то есть, служе­ние для других. В усилиях Тимофея не должно быть недостатка, чтобы удовле­творить различные нужды людей как внутри, так и вне церкви.

6. Ибо: — В противоположность Тимофею, Павел уже не имел более благо­приятных возможностей, чтобы исполнить самые разнообразные служения, обычно совершаемые служителем. Тимофей должен был продолжать дело, а Павел умереть.

становлюсь жертвою:Греч, spendo, «приносить в жертву возлияния» (см. на Флп. 2:1). То, что в Флп. 2:17 было предчувствием, теперь становится действительностью. Представленные здесь слова, наполнены нравственной кра­сотой и благородством. Здесь раскрыта не жалость к себе, но печаль из-за неос­лабевающих трудностей,

отшествия:Греч, analusis, «освобождать», «отвязывать», как верёвку палатки или отпускать швартовые верёвки корабля, который готовится к отплытию. Павел говорил о своей ожидаемой казни, уподобляя свою смерть, сворачивающемуся лагерю или уходу корабля из порта.

настало: — Или, «теперь». Послание Павла стало его волей и свидетельст­вом для Тимофея и всей христианской церкви.

7. Подвигом: — Сравните 1Тим. 6:12. Поручение Павла быть посланником Христа включало в себя жизнь непрерывной борьбы с силами зла или людей или демонов (см. на 1Кор. 9:25; Флп. 1:27, 30; 1Фес. 2:2). Апостол прекрасно «облёкся во всеоружие Божие», чтобы ему храбро стоять «против козней диавольских» Ефес. 6:11.

добрым … подвизался»: — Буквально, «определенным добрым подвигом». Определённый артикль подчеркивает, что наивысший подвиг веры (см. на 1Тим. 6:12) тот, в котором заняты все христиане.

течение: — Т.е., курс жизни, которую Бог определил ему. Павел исполнил план Божий, намеченный для него; он не ослабел и не поколебался, он встретил каждый вызов, даже весть о своей казни Деян. 20:24 с христианской жизнерадостностью и непоколебимостью.

веру: — Сравните 1Тим. 6:12. Подвизавшись добрым подвигом и проходя «течение» жизни, которое Бог определил ему, Павел имел удовлетворение, зная, что хотя он часто встречал великие затруднения и искушения, он не потерпел неудачи в сохранении веры, врученной ему (см. на 1Тим. 1:11; 2Тим. 1:12). Пример верности Павла должен быть вызовом для Тимофея и каждого после­дующего служителя Евангелия. Личная вера зависит от строгого соблюдения Слова Божия. Каждый христианин «сохранит веру» посредством своего личного утверждения в её принципах. Искренность личной веры христианина измеряет­ся мерой, в каков степени он отражает эти принципы.

сохранил:Греч, tereo, «хранить».

8 А теперъ:Греч, loipon, также «в будущем» или «так долго, как кто-либо еще заинтересован». Ничего не оставалось для Павла, за исключением славы его небесного вознаграждения. Римские власти лишили его дальнейшей возможности проповедовать Евангелие; угрожающая ему казнь вычёркивала любое предвкушение заслуженного покоя и общения с друзьями. Но жест руки Божией был достаточным, чтобы заслонить всякое земное желание.

готовится: — Или, «откладывается». Павел употребил настоящее время, чтобы подчеркнуть своё настоящее обладание вечным вознаграждением. Срав­ните Ин. 3:16. В течение тёмных часов своего благородного подвига веры, ве­ликолепие обетований Господа даровало ему мужество и надежду (см. на Кол. 1:5). .

Павел не надеялся получить «венец» победы при смерти; он готовится и бу­дет дан ему «в день оный», то есть, в день «явления» Христа.

венец:Греч. Stephanos, «корона», «венок» (см. на Откр. 2:10), символ победы.

правды:Греч, dikaiosune, «справедливый характер» (см. на Матф, 5:6). Павел из-за своей праведной жизни будет вознаграждён всеми преимуществами, которые Бог приготовил для искупленных. Бог обещал вечную жизнь всем, ко­торые подвизаются «добрым подвигом», и закончат своё «течение».

даст:Греч, apodidomi, «возвратит», «вознаградит», «компенсирует». Сравните Рим. 2:6; Откр. 22:12.

Праведный Судия: — Или, «справедливый Судия», то есть, Иисус Хри­стос, Который «будет судить живых, и мертвых в явление Его» (см. на 1Тим. 6:14). Сравните Ин. 5:22, 27, 30; 2Кор. 5:10. План спасения был предназначен, чтобы спасти грешников и оправдать характер и мудрость Бога. Когда послед­нее решение Бога против греха и грешника будет окончательно объявлено, план спасения и характер Бога будут подтверждены, как «справедливые», «правед­ные» (см. на Рим. 3:26; Флп. 2:10, 11). Хотя Павел был несправедливо осуж­дён земными судьями, он был уверен, что Бог не сделает ошибки.

В день оный: — Т.е., в день Второго пришествия Христа, в день «Его явле­ния» (см. на 1Тим. 6:14; ср. 2Тим. 1:12,18). Умершие праведники тогда вос­креснут для вечной жизни (см. на 1Фес. 4:16,17; Откр. 20:2). Павел не знал о немедленном входе в небеса сразу после смерти; Второе пришествие представ­ляет «день оный», когда искупленные получат в награду вечную жизнь.

и не только мне: — Павел здесь представляет дальнейшее доказательство того, что он не ожидал немедленного входа в небеса после своей смерти. Пра­ведные как умершие, так и живые получат свою награду, — вечную жизнь одно­временно «в день оный» (см. на 1Кор 15:51-54).

возлюбившим:Греч, agapad (см. на Матф. 5:43; Ин. 21:15). Это слово означает намного больше, чем только простое побуждение; оно требу­ет, чтобы вся жизнь, каждая фаза мышления и действия ориентировалась на любящую личность. Радостная перспектива Второго пришествия контролирует употребление времени и средств христианина, влияет на выбор друзей и преду­сматривает сильную побудительную причину для устранения недостатков ха­рактера, чтобы стать более подобными Христу (см. на 1Ин. 3:3).

явление:Греч, epiphaneia, «видимое проявление» (см. на 1Тим. 6:14).

9. Постарайся: — Или, «поторопись», «приложи всякое усилие». Павел очень желал общения с Тимофеем, подобно тому, как Христос страстно желал присутствия Своих самых близких друзей в тёмные часы, прежде Своей казни Матф. 26:38.

10. Димас: — Однажды был соработником Павла (см. Кол. 4:14; Флм. 23). По какой-то неизвестной причине он оставил Павла. Возможно унижение тюремного заключения Павла и вытекающие отсюда опасности для его собствен­ной жизни, было слишком большим испытанием мужества Димаса. Подобно именам Именея и Александра 1Тим. 1:20, его имя вспоминается, как принесшее позор и сожаление.

возлюбив нынешний век: Любовь Димаса к мирской прибыли и чести, находится в резкой противоположности с любовью истинных христиан к «явле­нию» Христа. Стремление к мирской чести сделает невозможным для христиа­нина подвизаться успешно «добрым подвигом» и «совершать течение» 7 cm. ;

Крискент: — О нём более ничего неизвестно. Он, подобно Титу, очевидно оставил Рим, по просьбе Павла, с целью совершать новое продвижение вести Евангелия.

Тит: См. на Tuту. 1:4. Павел посылал Тита в Коринф, чтобы восстано­вить согласие и узнать отклик верующих из Коринфа на своё послание в духе выговора (см. на 2Кор. 2:12,13), Позже, Тит сопровождал апостола в путешест­вии по Криту, надзирая за организацией церкви (см. на Tuту. 1:5). Павел тогда информировал Тита, чтобы он встретил его в Никополе (см. на Тит. 3:12). Возможно, он уже встречался с Павлом до этого настоящего путешествия в Далматию, входящую в Римскую провинцию Иллирию, расположенную вдоль Адриатического моря. См. карту 354стр.

один: — Свирепое преследование при Нероне в 64 г. по Р. Хр., очевидно ос­тавило в живых лишь несколько христиан в Риме. Павел, возможно, также рассматривал это благоразумным для нескольких оставшихся, — жить скромно, ти­хо, до тех пор, пока пройдёт трагический час преследования.

Лука: — Относительно дискуссии о его работе (см. V том, введение к Ев. от Луки 663, 664 стр.). Вдобавок к написанию третьего Евангелия и книги Деяний Апостолов, Лука был одним из близких спутников Павла (см. Деян. 27:1; 28:11, 16; Кол. 4:14; Флм. 23,). Позор тюремного заключения, сопровож­давший Павла, не поколебал Луку. Несмотря на то, что его специальность меди­ка могла принести ему престиж и богатство, Лука посчитал общение с Павлом в страданиях более высокой честью (ср. ЖВ 225).

11. Марка: — Этот стих открывает успешное служение того, которого Па­вел прежде рассматривал, как недостойного, и великодушный дух Павла, кото­рый не питал недоброго чувства против Марка из-за его предыдущего падения (см. на Деян. 13:13; 15:37). Несколько времени спустя, после неудачного эпи­зода в Пергии Деян. 13:13 Марк исправился, готовый встретить требования служения, и запись открывает его новую полезность, как одного из верных по­мощников Павла (см. Кол. 4:10; Флм. 23). В настоящее описываемое время он был помощником Тимофея в Малой Азии. Он находился с Павлом на протяже­нии его первого тюремного заключения в Риме, и этот предыдущий опыт пред­ставил его особенно ценным в этом последнем трагическом и тяжёлом испыта­нии.

нужен: — Или, «полезен». Последнюю часть 11 ст. можно перевести «он полезен в служении для меня». После смерти Павла, Марк трудился в Риме вме­сте с Петром (см. VI том, 34, 35 стр.)- На протяжения этого времени, он, вероят­но, написал Евангелие, носящее его имя (см. V том, введение на Ев. от Марка 564 стр.).

12. Тихика: — Другой верный соработник Павла в благовествовании (см. Деян. 20:4; Turn. 3:12). Он и Тимофей были с апостолом в Риме, когда он напи­сал послание к Колоссянам (см. Кол. 1:1; 4:7). Он был посланником, доста­вившим послание Ефесянам из Рима Ефес. 6:21, 22.

я послал: — Или, «я посылаю» (ср. на 2Кор. 8:17). Очевидно, Тихик доста­вил его послание Тимофею лично, и подчеркнул настоятельность просьб Павла. Как заботились эти молодые люди о своём возлюбленном «отце» по вере! Здесь Павел поручает Тихику Ефеский район, чтобы это важное поле могло быть под надлежащим надзором в период отсутствия Тимофея и Марка.

13. фелонь: — Т.е., тёплый плащ, необходимый лишь в зимнее время. В холодной и сырой тюрьме он нуждался в такой одежде. Павел не просил пред­мета роскоши.

книги:Греч. ЫЫ1а, откуда происходит английское (и русское) слово «Библия», но здесь представлено в значении папирусных свитков (см. V том, 113 стр.). Возможно, Павлу недоставало подшитых бумаг из всей своей пере­писки, для защиты против безрассудных обвинений, предъявленных ему в Рим­ском суде.

кожаные: Также свитки, изготовленные из кожи животных. Павел, ве­роятно, очень истосковался о своём экземпляре Септуагинты (LXX — переводе ВЗ на Греческий язык семьдесят двумя толковниками). И ранних рукописей высказываний о Христе, которые были тогда в обращении (см. V том, 124 стр.). Даже среди таких угрожающих обстоятельств Павел, учёный богослов, продол­жал своё исследование истин Божиих.

14. Александр: — Очень распространённое имя, следовательно, эта лич­ность здесь не может быть Александром из Малой Азии, который был жестоко замучен несколькими годами прежде. Вероятно, человек, который упоминается в этом стихе, был гражданином Рима, который ложно обвинил Павла перед Римским судом и таким образом ускорил его второе заключение (см. 5 ст.).

медник: — Общее название, которое давалось для ремесленника связанного с занятиями с любым родом метала.

воздаст:Греч, apodidomi, «вознаградить», «оплатить прошлый долг». Сравните 8 ст.

15. Берегись его:Греч, phulassd, «оберегаться», «чтобы защитить». Ко­гда Тимофей должен был прибыть в Рим 9 ст., он мог оказаться в опасном по­ложении от сил зла Александра и его действий. Возможно, Александр снискал расположения лично у Павла в дружбе с ним, но потом использовал это как лучший способ, чтобы обречь апостола на горькие испытания.

сильно противился: — В молитве о действиях его жизни, Павел без сомне­ния представил Евангелие его слушателям из язычников. Попытка Александра опровергать его слова, очевидно, имела свой эффект в создании неблагоприят­ных действий. Александр получил скорое преимущество, но он потерял своё вечное наследство.

16. ответе:Греч, apologia, «защита». Вероятно при первом слушании де­ла Павла, в период его второго судебного процесса. Нет доказательств, что опи­санное здесь положение происходило во время его первого судебного разбира­тельства, несколько лет раньше. Возможно, что наряду с обычным обвинением о подрывной деятельности, Павел был обвиняем в подстрекательстве относи­тельно сожжения Рима.

никого: — Т.е., никто, имевший влияние, не вступился. Лука, Тит, Крискент или Тихик, не могли помочь Павлу в этом отношении. Очевидно, там были не­которые люди достойные и влиятельные, которые могли сказать слово в пользу Павла, но не сделали этого. Возможно, в виду жестокого преследования Нерона было чрезвычайно рискованным даже проявить дружелюбие.

все: — Т.е., влиятельные люди, исключая близких друзей Павла.

оставили:: Опасно было общаться с человеком, арестованным за пре­ступления, в которых Павла предположительно обвиняли.

вменится: — Или, «принять во внимание», «заметить». Сравните велико­душие Христа к Своим обвинителям Лук. 23:34 и Стефана Деян. 7:60.

17. Господь же предстал — Сравните Деян. 27:23. Павел, подобно Христу Ин. 16:32, знал что в час кризиса, когда вера должна противостать непреодоли­мой оппозиции, он в действительности никогда не был одиноким. Бог никогда не упускал возможности быть для Павла «прибежищем и силой, скорым по­мощником в бедах» Пс. 45:2. Даже если влиятельные друзья отказались под­держать Павла 2Тим. 4:16, его бодрость духа оставалась сильной, ибо Тот, Кто больше всех — оставался на его стороне.

укрепил: — Буквально, «дал возможность» (см. на 1Тим. 1:12).

благовестие:Греч, kerugma, «произнесённое вестником», здесь христи­анская весть, провозглашённая Павлом, выдающимся проповедником. Очевид­но, Павлу была дана возможность, во время его судебного следствия пропове­довать Евангелие, подобно тому, как перед Феликсом Деян. 24:10-25 и Агриппой Деян. 26:1-32.

все язычники:: Или, «все народы». Сравните Деян. 9:15; Флп. 1:12,13.

Апостол помышлял во время своего судебного разбирательства более о возмож­ности провозгласить Евангелие, чем о своей собственной судьбе (см. на Деян, 25:11). Мужественное свидетельство Павла перед Римлянами в этом последнем судебном следствии ускорило нападение христианства на врата языческой ци­тадели. Защита Павла перед Нероном-была не просто стычкой; это был великий час ветерана, который славно «подвизался добрым подвигом» 2Тим. 4:7.

львиных челюстей: — Контекст почти определённо считает, что Павел не ссылается ни на своё первое тюремное заключение, и освобождение несколько лет раньше (ср. 16 ст.), ни на свое настоящее тюремное заключение и судебное следствие (ср. 6 ст.). Комментаторы в общем смысле полагают, что апостол здесь цитирует из Пс. 21:22 и что его слова необходимо понимать образно, просто как выражение великой опасности. Некоторые подчеркивают, что он ссылается на ярость сатаны, которая не смогла заставить замолчать его бес­страшное свидетельство об истине.

18. избавит: — Возможная ссылка на молитву Господню: «Но избавь нас от лукавого» Матф. 6:13, таким образом, констатируя непоколебимое доверие Павла к Богу, Который не подведёт в час человеческой нужды. Павел не знал страха; общение с Богом «изгоняет страх» 1Ин. 4:18. Сравните Пс. 22:4; 26:1-3.

всякого злого дела: — Т.е., всякого нечистого плана, который сатана и его противники могли замыслить против него и против продвижения истины Божией.

сохранит:Греч, sozo, «спасать». Хотя его временной жизни не суждено было простираться дальше, Павел знал, что его вечное будущее было гаранти­ровано. В то время как он склонил свою голову перед мечем палача, уверен­ность в обетованиях Господа вызвала в его сердце пение.

слава: — «Течение» или курс жизни 7 ст., который Бог представил перед Павлом, вёл его от одной трудности к другой. Он очень мало пользовался обычными удобствами жизни, иногда, неправильно понимаемый своими близкими, членами церкви и даже другими апостолами. Позор и унижение от внешних, составили большую часть вознаграждения Павлу за проповедь Евангелия.

19. Приветствуй: — Или, «отдать честь», «здороваться».

Прискиллу: См. на Деян. 18:2.

Акилу: См. на Деян. 18:2, Несмотря на то, что члены этой семьи нахо­дились в Риме (см. Рим. 16:3) на время они возвратились в Ефес, где прежде трудились (см. Деян. 18:18-26).

Онисифоров: См. на гл. 1:16-18.

20 Ераст: См. на Деян. 19:22. Его упоминание здесь возможно означает, что Павел, направляясь в Рим, проходил Коринф, путём через Троаду (см. 2Тим. 4:13).

Трофима: — Ефесянин (см. Деян. 20:1-5; 21:29), который вместе с Павлом был во время путешествия их из Македонии через Троаду в Милиту и из Милиты в Иерусалим (см. Деян. 20:1-16; 21:1-29).

21. Постарайся — См. на 9cm.

до зимы: — Бурная, штормовая погода могла воспрепятствовать путешест­вию и таким образом задержать прибытие Тимофея. См. на 9 ст.

Приветствуют: — Ничего более не известно о Еввуле, Пуде и Клавдии.

Лин: — Согласно преданию — первый епископ Рима.

22. Господь Иисус Христос:— Важное текстовое свидетельство (ср. 10стр.) склонно к опущению этих слов.

твоим: См. на 1Тим. 6:21. В других переводах «вашим». Множественное «вашим» подчёркивает, что эти слова применимы и к церкви в целом.

Аминь: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) за опущение этого слова.

Постскрипт: Второе послание Тимофею, предписанное первому епископу Ефесской церкви, написано из Рима, когда Павел предстал пред Нероном второй раз. Постскрипт приписка после 22 cm, не находится в каком-либо древнем, манускрипте и очевидно не была присоединена к оригинальному документу, Однако несколько древних манускриптов имеют слова «написано из Лаодикии» или «написано из Рима»

Комментарий Е. Г. Уайт к 4 главе 2 Тимофею.

1,2 ДА 503; Ев. 199; СЕ 30, 147; 1СЦ470; 8СЦ 18.

1-3                ОХВ 408.

1-4                1-5 СЕ 16.

2 ДА 506, 507; НУХ 40, 248; ЖВ 805; Ев. 210, 214, 217, 291, 330,647; СЕ 61, 186,305, 314; МЖС 50; МС 100; ПЦ 142; СП 318, 332, 497; 1СЦ213,473; 2СЦ 706; ЗСЦ 229, 359, 360; 4СЦ515; 5СЦ237; 6СЦ46, 122; 9СЦ63, 141.

2-5 8СЦ 295.

3 Ев. 410; ВБ 594; 4СЦ 376. 3,4 ДА 504.

3-5 Ев. 625; СЕ 311.

4 СП 365.

5 ДА 506; РУУ508; Ев. 158,337; 1СЦ 443, 446, 470, 474; 6СЦ 412.

6-8 ДА 513; ЖВ549; МЖС 326; ОЖ96; ИС319.

7 Вос. 68. 7,8 СИ 453.

4                    ВБ351; МЖС347.

5                         9,10 4СЦ353.

10 ДА 455.

10-12 ДА 490.

11 ДА 170.

12 ДА 508.

14 ДА 294.

16,17 ДА 493; ЖВ 354; ЛОСС 65.