6. Когда придёт антихрист

Я рад приветствовать всех тех, кто небезразличен к вести Слова Божьего. И как мы обещали вчера, сегодняшняя тема будет очень насыщена, потому что этот вопрос в христианстве интересует людей издревле: «Когда придёт антихрист?» Я сказал «издревле», и сейчас приведу вам подтверждение моих слов. И заодно покажу, насколько эта тематика была проблематичной, как сложно этот вопрос давался в христианстве. Вот посмотрите, что пишет один из известных епископов церкви, это IV век н.э., Кирилл Иерусалимский. Видите, эта проблема стала интересовать христиан не сегодня и не вчера, 1700 лет назад! И вот что написано:

«Перед вторым пришествием истинного Христа, противник, обратив в пользу свою ожидания простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть над Римским царством, ложно назовёт себя Христом, и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Мессию, а язычников обманывать мнимыми волхвованиями».

«А придёт предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приблизится окончание мира… Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдёт всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас Христиан будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся. В продолжение трёх лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того истреблён будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста, предаст его огню геенскому» («Поучения огласительные и тайноводственные»).

Вы видите, как эта проблема беспокоит ранних отцов церкви. Кирилл Иерусалимский говорит об этом, но с другой стороны, в его словах очень много неопределённого, противоречивого, и самое главное, не использован ни один текст из Библии. В чём же мы видим противоречие? С одной стороны, он говорит о том, что антихрист придёт перед вторым пришествием, а с другой стороны, когда окончатся времена царства Римского.

Понимаете, насколько запутан этот вопрос. Я приведу ещё несколько высказываний христианских мыслителей об антихристе. Я специально привёл цитату из Кирилла Иерусалимского, чтобы вы могли увидеть, что даже в высказываниях в одной книге (это книга святителя епископа Иерусалимского «Поучения огласительные и тайноводственные») этого человека, пользующегося авторитетом особенно в православном христианстве, говорит две взаимоисключающие фразы. С одной стороны, он говорит, что антихрист придёт по окончании царства Римского, а когда Римская империя пала? – 1600 лет назад. А с другой стороны, говорит, что это будет перед вторым пришествием Христа. И в этом серьёзная проблема.

Давайте посмотрим высказывания других «отцов церкви». Ипполит Римский. Это вообще ранний период – конец II – начало III века.

«Итак, когда Христа провозгласило Писание львом и скимном львовым, то подобное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: Дан, скимен львов, и изскочит от Васана (Втор.33:22). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. Дан, говорит, скимен львов; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так – Иаков говорит: да будет Дан змий, на земли седяй, угрызая пяту конску (Быт.49:17). Какой же это змий, как не антихрист, о котором говорится в книге Бытия (3:1), обольстивший Еву и запнувший Адама?»

«А что действительно от Данова колена имеет родиться и восстать тиран и царь, судия ужасный, сын дьявола… соберёт всю силу свою от востока солнца до запада, те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. Море он сделает белым от множества парусов на кораблях и поле сделает чёрным от больших щитов тяжело вооружённой пехоты, и всякий, кто встретится с ним на брани, падёт мечом».

Так пишет в своей книге «Слово о Христе и антихристе» Ипполит Римский. Но и в этом высказывании масса противоречий. Ипполит Римский утверждает о том, что антихрист должен произойти из колена Данова, тогда как Библия в 4 книге Царств, 17 глава, обращаясь к событиям, которые происходили за семь веков до того, как Ипполит Римский высказал свою теорию об антихристе из колена Данова, однозначно говорит следующие слова:

18 И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина. 4Цар.17:18.

Из какого колена Данова может произойти антихрист, если, как говорит Библия, уже более чем 2600 лет десять колен Израилевых уведены в ассирийский плен, и Господь отверг их от лица Своего, и кроме колена Иудина, в честь которого во время Христа страна уже называлась не Израилем, а Иудеей, никого не осталось. Путаница по поводу антихриста в христианстве имеет глубочайшие корни. Взгляды на антихриста со стороны многих авторитетов, так называемых «отцов церкви», являются противоречивыми и противоречащими Библии.

Непросто в этой теме разобраться, весьма непросто. Но давайте начнём понемножку изучать, что же это такое. Начнём с определения, кто такой антихрист, как русский язык определяет это слово. «Толковый словарь» Даля:

«АНТИХРИСТ. Всякий противник Христу в народе, антий; собственно злой дух, ратующий против истины и добра. Он должен явиться перед скончанием мира (века) и открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо. Антиев хлеб, раскольн. картофель. Прививная оспа — антиева печать, раскольн. Гражданская грамота от антихриста, раскольн. Клеймо на мере и весах — печать антихристова, раскольн. Печать на паспортах — клеймо антихриста, раскольн. Перепись народная от антихриста, для взимания дани с живых и с мертвых, раскольн. У антихриста дышловая колесница, почему об одной оглобле ездить грех, раскольн.»

Знаете, о ком идёт речь? Как картофель на Русь привозили? Пётр I, понимая, что проблема с продовольствием была постоянной, тяжёлые зимы многие русские люди не переживали, голодали и умирали, решил привезти картофель из Европы в Россию. Только он не дал инструкцию, как его употреблять. Вырастили русские крестьяне картофель, выросли на нём цветочки, а потом и ягодки. Стали крестьяне их кушать, и естественно, отравлялись и умирали. И в народе сказали, что Пётр I – это антихрист. Поэтому на Руси картошка, оказывается, это хлеб антихриста. И многие другие мнения приводятся в Словаре Даля. Гражданская грамота – от антихриста, или клеймо на весах, т.е. стандартизация – от антихриста. Перепись населения делает антихрист, печать в паспортах, т.е. прописка – это печать антихриста… Чего только народ не расскажет!

Но мы люди верующие. Мы не можем основывать наше понимание такого серьёзного вопроса на каких-то хитросплетённых баснях. Я специально показал, как много разных басен ходит об антихристе. Выбирайте любую: или про картошку, или про колено Даново, или про царство римское… Но если мы верующие люди, у нас есть один авторитет – слово Божие. И нам нужно понять, что говорит Библия об антихристе. Поэтому я предлагаю работать не с измышлениями, а с фактами. А библейские факты таковы. Я специально показал греческий текст Нового завета, где слово «антихрист» выделено красным. Греческий алфавит похож на русский. Слово «антихристос» встречается в этих текстах пять раз, и все эти стихи – из 1 Послания Иоанна.

Παιδία, εσχάτη ώρα είναι, και καθώς ηκούσατε ότι ο αντίχριστος έρχεται, και τώρα πολλοί αντίχριστοι υπάρχουσιν· όθεν γνωρίζομεν ότι είναι εσχάτη ώρα. (Ιωάννου Α΄ 2:18).

Τις είναι ο ψεύστης, ειμή ο αρνούμενος ότι ο Ιησούς δεν είναι ο Χριστός; ούτος είναι ο αντίχριστος, ο αρνούμενος τον Πατέρα και τον Υιόν. (Ιωάννου Α΄ 2:22).

και παν πνεύμα, το οποίον δεν ομολογεί ότι ο Ιησούς Χριστός ήλθεν εν σαρκί, δεν είναι εκ του Θεού· και τούτο είναι το πνεύμα του αντιχρίστου, το οποίον ηκούσατε ότι έρχεται, και τώρα μάλιστα είναι εν τω κόσμω. (Ιωάννου Α΄ 4:3).

Διότι πολλοί πλάνοι εισήλθον εις τον κόσμον, οίτινες δεν ομολογούσιν ότι ο Ιησούς Χριστός ήλθεν εν σαρκί· ο τοιούτος είναι ο πλάνος και ο αντίχριστος. (Ιωάννου Β΄ 7).

Давайте посмотрим эти тексты на русском языке, чтобы увидеть, где слово «антихрист» встречается. Мы позавчера говорили о том, что все кому не лень к любой войне приклеивают ярлык «Армагеддона». И мы увидели, что слово «Армагеддон» встречается в Библии только один раз. Точно так же и здесь. Прежде чем мы ко всему, что нам кажется удобоваримым, приклеим ярлык «антихриста», давайте разберёмся, где это слово встречается, и пересмотрим все эти стихи.

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. 1Иоан.2:18.

Удивительно, правда? Иоанн жил в I веке н.э. И уже он говорит о том, что «теперь появилось много антихристов». Иоанна сегодня с нами нет, уже 1900 лет его с нами нет. А когда он жил 1900 лет назад, он написал, что антихрист есть теперь, т.е. в I веке н.э., не в далёком будущем. Видите, какая интересная проблема возникает. Мы читали Кирилла Иерусалимского, который хочет сказать, что антихрист придёт перед вторым пришествием Иисуса, а Иоанн говорит, что уже при его жизни есть антихрист. Что же такое «антихрист»?

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 1Иоан.2:22.

Оказывается, антихрист, по Иоанну, – это не какой-то там супермен, а это тот, который отвергает Иисуса как Мессию. Следующий текст:

А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. 1Иоан.4:3.

Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. 2Иоан.1:7.

Опять же, как часто мы думаем и обольщаемся, что антихрист придёт не в наше время. А Иоанн говорит, что он придёт и теперь есть уже в мире. О чём Иоанн говорит во всех этих стихах? Он говорит об отвержении Иисуса как Мессии и об отвержении Божественности Иисуса, об отвержении того, что Иисус является Богом, пришедшем во плоти. И всякий, кто это отвергает, есть, по определению Иоанна, антихрист. Такие есть сегодня, такие были и в I веке, которые изобретали разные теории по поводу того, кем был Иисус.

Однако же, всё-таки это не полный ответ. Библия говорит, конечно же, с одной стороны, о разных антихристах, т.е. людях, которые распространяют лжеучения по поводу Иисуса, Его Божественной природы и Его роли как Спасителя мира и Мессии Израиля. Однако, вполне может быть, есть где-то ещё в Библии упоминание об антихристе, может быть, даже и без упоминания самого слова «антихрист».

Давайте обратимся к трудам ещё одного известного «отца церкви». Это, пожалуй, один из самых ранних лидеров христианской церкви. Ириней Лионский жил и работал в середине II века, буквально родился спустя 100 лет после смерти Иисуса. Это самое раннее произведение, которое есть. Мы читали Кирилла Иерусалимского – это IV век, Ипполита Римского – это III век, а Ириней Лионский – это II век. Раньше него исторических христианских документов очень-очень мало. Этот человек жил исторически ближе всего к первому христианству. И вот что он пишет:

«Ибо когда он (антихрист) придёт, то по своему желанию восстановит в себе самом богоотступничество и по своему произволу будет делать дела, какие ему угодны, и воссядет в храме Божьем, чтобы обольщённые им поклонялись ему как Христу» («Против ересей», книга 5, глава 27).

«Пришествие его Иоанн в Откровении так изобразил: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2)».

Это самое раннее свидетельство об антихристе говорит о том, что антихрист воссядет в храме Божьем, на основании того, что говорит Иоанн в книге Откровение 13 главе. Подобных взглядов придерживался ещё один известный человек. Это основатель протестантского христианства, великий реформатор Мартин Лютер. Он тоже видел, что Библия говорит об антихристе словами Иоанна, которые он записал в 13 главе книги Апокалипсис. Давайте исследуем, так ли это. Давайте увидим, это ли говорится в книге Откровение.

1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. Откр.13:1,2.

Сегодняшние истолкователи книги Откровение как только ни интерпретируют эти слова, кого только в антихристы ни записывают. И Ленина, и Сталина, и Брежнева, и Горбачёва… А тут ещё и рэбэ Шнеерсон… Семь голов зверя – это семь любавичских ребэ. Можно много чего напридумывать.

Но нас интересуют факты. Почему этого зверя считают антихристом? Читаем дальше, 3 стих, и посмотрим, что говорится во втором предложении.

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Откр.13:3,4.

О каком драконе идёт здесь речь? Если мы посмотрим контекст книги Откровение, то увидим, что главою выше, в 12 главе, в 9 стихе даётся определение дракона.

9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Откр.12:9.

Дракон, о котором мы прочитали, это есть древний змий, называемый диаволом и сатаною. Но посмотрите, какая интересная происходит динамика. Написано, что сначала поклонились дракону, а потом поклонились зверю, которому дракон дал великую власть. Похожая динамика встречается в словах, которые говорит Иисус в Евангелии от Матфея, 28 глава:

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Матф.28:18.

Кто дал власть Иисусу? – Отец. А в Откр.13:3 сказано, что власть зверю дал дракон-сатана. Ещё один факт. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит известнейшие слова:

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Иоан.14:6.

А в книге Откровение, в 13 главе, 3 и 4 стихах сказано, что сначала поклонились дракону и потом поклонились зверю, которому дракон дал власть. Иными словами, Иисус говорит, что поклоняться Отцу можно только через Него. В Откр. говорится, что поклонение дракону, дьяволу, сатане осуществляется через зверя. Поклонение Отцу происходит через Иисуса, поклонение дьяволу происходит через зверя.

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Откр.13:3,4.

Вот почему Ириней Лионский и Мартин Лютер сделали вывод, что динамика взаимоотношений между зверем и сатаной аналогична, но только диаметрально противоположна тому, что происходит между Богом Отцом и Иисусом. Поэтому зверь из Откр.13 назван «антихрист». Не потому что он говорит что-то против Христа, но он является антиподом Христа. Он очень похож на Христа, только со знаком «минус». Он является прямой диаметральной сатанинской противоположностью Христу.

Но вопрос, который мы хотим решить, был задан в самом начале нашей лекции: Когда же придёт этот антихрист? 5 стих 13 главы книги Откровение даёт ответ на этот вопрос.

5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. Откр.13:5.

Кстати говоря, что такое богохульство? Евангелие от Иоанна, 10 глава. Иисусу впервые было выдвинуто обвинение в богохульстве. Если мы посмотрим, как Матфей в 27 главе описывает суд над Иисусом в синедрионе, то мы увидим, что Иисуса приговорили к смерти по статье «Богохульство». Что такое богохульство? Говорил ли Иисус хоть когда-нибудь какие-то оскорбительные слова на Бога? Разве можно было Его в этом уличить? – Ни в коей мере! Но в Евангелии от Иоанна, 10 глава, 33 текст, записано следующее определение слова «богохульство».

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иоан.10:33.

Иудеи говорят Иисусу «в ответ». В ответ после того, как Иисус сказал в 30 стихе: «Я и Отец — одно». Богохульство имеет конкретное определение. Богохульствует тот, кто называет себя Богом.

Этот зверь не говорит грязные слова против Бога, но называет себя Христом и Богом. И дальше сказано, что он властвует сорок два месяца. Что это за время? О чём здесь идёт речь? Дело в том, что такой же период времени встречается в книге Откровение, в 12 главе, о которой мы уже говорили. В ней говорится о великой войне между Михаилом и дьяволом-сатаной, в результате которой дьявол был низвержен на Землю. (У нас есть определение дракона как дьявола и сатаны).

Однако же 12 глава книги Откровение описывает очень интересные события. Начинается она словами о том, что происходит великое знамение. Иоанн видит жену, облечённую в солнце, под ногами которой находится луна, и на голове её венец из двенадцати звёзд. Она кричала от боли и мук рождения. И другое явление – это большой красный дракон с семью головами и десятью рогами. Написано о том, что жена рождает младенца мужеского пола, и её дитё восхищено к Богу, а жена убегает в пустыню для того, чтобы питаться там и прятаться 1260 дней.

Обратите внимание, в 13 главе 5 стихе говорится о том, что некий зверь, антихрист, царствует 42 месяца, а в 12 главе мы читаем о жене, которая, родив младенца мужеского пола, убегает от дракона, который хочет пожрать младенца, в пустыню на 1260 дней. У кого есть калькулятор, посчитайте, сколько дней в 42 месяцах. 1260!

Вот какая интересная мысль открывается в Священном Писании. Большинство христиан верует в то, что антихрист должен придти и царствовать 42 месяца перед Вторым пришествием Иисуса. Давайте посмотрим внимательно, что говорит 12 глава книги Откровение. Мы уже разобрались, кто такой большой и красный дракон, это дьявол сатана. Давайте задумаемся, кто такая жена и кто такой младенец мужеского пола. Очевидно, что младенец мужеского пола – это Спаситель мира Иисус. Кто такая жена? – Естественно, это народ Божий.

Это не новые термины. В книге Иеремии, 3 глава, Господь даёт определение своего народа как жены. Посмотрите, как сказано в 1 тексте:

1 Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. Иер.3:1.

Кого Господь называет здесь женою? Посмотрим 14 текст.

14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. Иер.3:14.

Однозначно, на протяжении многих столетий, со времени выхода Израильского народа из Египта, Божий народ являлся женою, а Господь мужем. Взаимоотношения между Богом и Его народом не зря уподобляются супружеским взаимоотношениям. Само слово «завет» это фактически брачный союз. На иврите даже слово «святой» употребляется по отношению к невесте, которая обручается своему жениху. Она становится «святой» для него, что означает, что с момента, когда она пошла на обручение, она запрещена для всех молодых людей кроме того, с кем она обручена. Даже посмотрите на заповеди. Как звучит первая заповедь? «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Что является самым первым необходимым условием существования брака? Отсутствие каких-либо других связей, т.е. полное посвящение.

И поэтому жена – это народ Божий. И в этом народе Божьем рождается младенец, о котором сказано, что он «будет жезлом железным пасти народы». Вы помните в Матф.2, когда прочитали Ироду книжники и фарисеи слова о том, что родится Мессия:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).

Т.е. мы говорим здесь, что первые стихи Откр.12 описывают борьбу между младенцем Христом и сатаной. Но дитя было восхищено к Богу и Его престолу (5 ст.). Когда был восхищен Господь к Богу и престолу Его? – После воскресения. А дальше сказано, что после воскресения жена убежала в пустыню и была там 1260 дней. Эти 1260 дней, эти 42 месяца будут иметь место перед Вторым пришествием Христа или после Его воскресения? Что Библия говорит? – После Его воскресения.

Библия однозначно говорит, что период в 1260 дней или 42 месяца – это не какое-то время неизвестно в каком будущем, а это конкретно то, что надлежит случиться сразу же по воскресении Иисуса. Как только Иисус вознёсся на небо, жена прячется в пустыню, а тут действует зверь – в тот же самый период. Библия говорит однозначно. Библия говорит очень конкретно. Вот почему, когда мы читали слова апостола Иоанна, он говорит, что антихрист – это не дело далёкого будущего. Это дело очень близкого для Иоанна настоящего. Давайте убедимся в этом.

Мы уже вчера говорили о том, что очень многие учения в Библии – видения, учения Иисуса – записаны так, что одна и та же мысль повторяется два раза. В книге Откровение, 12 глава, мысль о борьбе между Христом и сатаной, о стремлении сатаны уничтожить младенца, повторяется два раза. Если мы посмотрим 12 главу книги Откровение, то увидим, что она разделена на две части: с 1 по 6 стихи и с 7 по 17. В отрывке 1–6 мы видим краткое описание событий.

1 стих – жена, рождающая во чреве, т.е. рождение Иисуса в Божьем народе. Контрастом этому выступает красный дракон, который стал пред женой, которой надлежало родить, дабы когда она родит, пожрать младенца. И быстрая реакция: как только жена рождает младенца мужского пола, дитя восхищается к Богу, а жена от дракона убегает.

А вот как стоит вопрос с 7 по 17 стихи более подробно. Здесь говорится о великой войне между Михаилом и ангелами Его и драконом, в которой силы дьявола не устояли. И поэтому 9 стих сообщает, что «низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Что дальше делает дракон?

13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. Откр.12:13.

Дракон стал перед женою, чтобы пожрать младенца, младенец был восхищен к Богу, и дракон начал преследовать жену, родившую младенца мужеского пола. Далее, в 6 стихе сказано:

6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. Откр.12:6.

И в 14 стихе:

14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Откр.12:14.

Интересные слова. Мы уже повторяли эту логику: Если A=B и B=C, то C=A. Здесь дракон преследует младенца мужского пола, и здесь дракон преследует младенца мужского пола. Здесь жена убегает от дракона в пустыню, и здесь жена убегает от дракона в пустыню.

Мы вчера говорили о проблеме тайного вознесения, о том, как сегодня некоторые христианские проповедники хотят усладить… Эта коммерциализация касается и христианства. Сегодня всё легко, сегодня всё должно быть доступно здесь и сейчас. И поэтому какие преследования?? какие гонения?? Не, если об этом говорить, то люди тогда вообще к Богу не пойдут. Давайте расскажем людям о том, что нас всё это не касается. Когда будет править антихрист, церковь будет на небесах. Но Библия показывает нам совсем другую картину.

Библия показывает, что на Земле будет править антихрист, а Церковь убегает – куда? на небеса? – в пустыню! Что она там делает? – Она там прячется от антихриста, скрывается от него. Это первое. Второе. Когда это происходит? Перед Вторым пришествием? – Нет, но после воскресения Иисуса!

Как это всё понимать? Я вижу, что у многих из сидящих здесь в зале, может быть, даже перевернулось какое-то мировоззрение. Я понимаю, что это сложно. Но что мы хотим в нашей духовной жизни? Хотим мы понять волю Божью, которая изложена в Библии, или хотим жить так, как нам комфортно? В Евангелии от Матфея, в самом конце Нагорной проповеди, в 7 главе, Иисус однозначно говорит:

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Матф.7:21.

А воля Отца Небесного исходит не от Александра Болотникова, не от какого-то другого человека, а от того, что написано в Священном Писании. Если мы действительно хотим войти в Царствие Божье, то нам надо понять, что нам говорит Божье откровение, а не надеяться как-то отсидеться, только лишь говоря «Господи! Господи! Я в Тебя верую, но что в Библии написано, извини, меня мало интересует». И я очень рад тому, что вы приходите на эти лекции для того, чтобы разобраться, что же открывает Господь в Своём откровении, о чём же говорит нам Священное Писание.

И мы видим чёткий ответ, когда придёт антихрист. Ответ библейский однозначен: он уже пришёл. Иоанн говори, что антихрист начал появляться в то время. И этот же самый Иоанн в книге Откровение говорит уже не так абстрактно, как в Послании, но очень конкретно – что пришествие антихриста, этот период в 1260 дней (1), 42 месяца (2) или так закодировано «время, времена и полвремени» (3) происходит по воскресении Иисуса. Это тоже несколько абстрактно, но мы видим здесь некоторый ориентир, что это будет не перед Вторым пришествием Иисуса когда-то в будущем, но пришествие антихриста следует за воскресением Иисуса.

Что же конкретно мы можем узнать о пришествии антихриста? Эти слова «время, времена и полвремени» открывают очень важную дверь для более подробного понимания природы антихриста и времени его прихода. Мы понимаем 1260 дней, мы понимаем 42 месяца, и понимаем, что эти два стиха идентичны. Значит, «время, времена и полвремени» должны равняться 1260 дням. На самом деле это так. Дело в том, что эти слова (1 и 2) греческие, а это выражение (3) арамейское. По-арамейски «время» – это год, «времена» – это два времени или два года, «полвремени» – это ещё полгода. Откуда мы это знаем? Потому что единственный раз встречаются эти слова в книге пророка Даниила, 7 глава, 25 стих. А книга Даниила – это единственная книга Ветхого завета, в которой текст со 2 по 7 главы написан не древнееврейским языком, а арамейским. Поэтому Иоанн даёт намёк, используя это арамейское выражение. Нам это уже сложно, мы не знаем ни арамейского, ни греческого, ни еврейского. Но когда Иоанн, будучи галилеянином, – а его родной язык был арамейский, – писал эти слова, ему было понятно, в какую книгу надо было смотреть. Точно так же, как и многим первым христианам, читавшим книгу Откровение. Им было понятно это выражение, это так называемая арамейская идиома. И отсылает она читателя не просто в какой-то стих, а в видение, которое видел пророк Даниил, и описал его в 7 главе своей книги.

В 7 главе своей книги Даниил видит четыре страшных зверя. Первый зверь – это лев с орлиными крыльями. Второй зверь – это медведь, у которого странные три клыка. Эти странные звери являются признаком того, что книга Даниила по своему жанру является апокалиптической. … Он видит ещё третьего зверя – барса. А потом он видит страшного и ужасного зверя с десятью рогами. Вы видите, как схожи эти символы? Страшный зверь с десятью рогами, лев, медведь, барс… Читая книгу Откровение, 13 глава, первые стихи, мы узнали про первого зверя с десятью рогами, имеющего элементы льва, медведя и барса.

Мы видим, что эти две книги – книга Даниила и Откровение – имеют много общего. Поэтому они объясняют одна другую. Но когда мы видим последовательность из этих четырёх зверей, то ангел Божий объясняет Даниилу, что эти звери, которых четыре, – это четыре царя, которые восстанут из земли. Что это за цари? Мы знаем, что пророк Даниил живёт в VI веке до н.э. В это время на Земле царствует Вавилонская империя. Пророк Даниил объяснил царю Навуходоносору видение, которое тот видел – истукана, которого потом разбил камень, ударив в глиняные ноги. Даниил объяснил, что эти пять составляющих тела истукана – это последовательные исторические периоды.

Первый исторический период – голова истукана (Дан.2) – это Вавилон (615–539). Символом Вавилона в Дан.7 является лев. Дальше идёт Мидо-Персия (539–331). Символом Мидо-Персии является медведь. Далее Греция (331–210) – серебряные пояс и бёдра. Символом Греции является барс. Затем, железные ноги представляют собой самую длительную (около 700 лет) империю – Рим. Вы помните, мы читали, как первые «отцы церкви» не могли разобраться, но имели представление. Кирилл Иерусалимский говорил, что антихристу надлежит придти по окончании Римского царства. Рим представлен зверем, страшным и ужасным.

Дальше идёт объяснение, что это за десять рогов у зверя. Десять рогов – это десять царей, которые появляются после распада Римской империи. Те, кто знает историю Европы, знают о том, что германские племена постепенно разрушили Рим. В 476 г. н.э. Рим был разрушен готами, и образовались десять варварских государств. Десять рогов сменили Рим. И дальше – самое интересное. Даниил описывает:

8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Дан.7:8.

Вы видите последовательность, как развивалась история человечества в книге пророка Даниила, на которую нам указывает Иоанн в книге Апокалипсис: Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим, десять рогов – это разделённая Европа после распада Римской империи. После десяти рогов появляется небольшой рог. И что этот рог делает? Давайте посмотрим. Во-первых, говорится, что небольшой рог тоже является царём. И вот что он делает:

25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Дан.7:25.

Вот куда нас отправляет апостол Иоанн, чтобы мы изучили пророчество Даниила и поняли, что это за «время, времена и полвремени». Давайте посмотрим внимательно. Откр.12 говорит, что антихрист приходит после того, как жена убегает от зверя в пустыню и находится в пустыне время, времена и полвремени. А в Дан.7 говорится о том, что малый рог тоже царствует время, времена и полвремени.

13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. 14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Откр.12:13,14.

25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Дан.7:25.

Вот что происходит после того, как Иисус возносится к Богу. Когда Иоанн предупреждает, что время антихриста близко, то говорит он это не нам сегодня, потому что его сегодня с нами нет, он говорит это 1900 лет назад и предупреждает, что этому надлежит быть не в далёком будущем, а близко. В своей книге Апокалипсис он даёт более конкретные указания. Он даёт указания о том, что будет происходить война – война между сатаной и Христом и Его народом, в котором Он родился. Дело в том, что после Его рождения, 30 лет спустя, младенец, или уже наш Господь Иисус, в 33-летнем возрасте, распятый за наши грехи, воскрес и вознёсся к Богу. И было сказано, что когда дьявол увидел, что не может одолеть самого Христа, он направляет свою злобу на тех, кто представляет его на Земле. Посмотрите, как об этом сказано в книге Откровение, 12 глава, последний стих. Когда жена убежала в пустыню, то:

17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Откр.12:17.

Сатана преследует Божий народ, верных Богу. Поэтому жена, народ Божий, церковь Божья, должна скрываться в пустыне на протяжении 1260 дней, или 42 месяцев, или времени и времен и полувремени. Жена скрывается в пустыне. Церковь Божья не возносится на небо, Церковь Божья не отсиживается на небесах, смотря вниз на Землю, что там сейчас антихрист делает. Церковь Божья подвергается конкретным преследованиям, преследованиям со стороны некоего малого рога. Если в Откр.13 Иоанн показывает антихриста в виде зверя с десятью рогами, то здесь показан антихрист в виде малого рога, который описан как определённая политическая сила, которая «угнетает святых Всевышнего» (Дан.7:25).

И здесь возникает очень важный вопрос. Мы в самом начале читали Кирилла Иерусалимского, который говорит о том, что антихрист будет послан евреям. Давайте задумаемся, кто является «святыми Всевышнего». Это очень важный вопрос. Действительно, может показаться, что святые Всевышнего – это только евреи. Но только ли евреи – святые Всевышнего? И все ли евреи являются святыми Всевышнего? Вы знаете, кто такие «святые». Я уже говорил о том, что слово «святой» (на иврите «кадош») употребляется во время свадьбы.

Еврейская свадьба проходит не так как христианская. На христианской свадьбе жених стоит здесь, невеста – здесь, подходит священнослужитель, говори: согласен ли ты? согласна ли ты? И так далее. на еврейской свадьбе делается по-другому. На четырёх столбиках устанавливается навес, он называется купа. Невеста садится под ним, к ней подходит жених и протягивает ей кусочек золота. И говорит ей такие слова: «Отныне ты становишься святой для меня, согласно закону Моисея и Израиля». Что это означает? Если девушка, сидящая под купой берёт у этого молодого человека кусочек золота, то она становится запрещённой для всех мужчин, кроме того, у кого взяла этот кусочек золота.

Так заключается брачный завет. Вот что значит «святые Всевышнего». Если человек является святым Всевышнего, он должен находиться в завете с Господом, который даётся не по рождению, а по выбору. … Вступление в брачный завет – это выбор, который делают молодые люди. Вступление в завет с Богом – это выбор каждого человека. Это не какое-то приписанное ему свойство, это выбор! Вы видите, что означают эти слова.

Антихрист преследует тех, кто совершил этот выбор и стал святым Всевышнего. Более того, что он делает. Он возмечтает изменить у них времена и изменить Божий закон. Вот что, говорит Библия, будет происходить в этот период, который на арамейском называется «время, времена и полвремени», а на греческом называется «1260 дней» или «42 месяца». Это не будет временем, когда антихрист придёт к евреям, отвергшим Христа. Потому что тот, который отверг Христа, не может находиться в завете с Богом. Антихрист придёт преследовать не евреев, отвергших Христа, а преследовать тех, кто заключил завет со Христом. Вот о чём говорит Библия.

Вопрос в том, когда. Давайте ещё раз посмотрим на эту схему.Вот Вавилон, вот Мидо-Персия, Греция, Рим, который распадается на 10 рогов (V век н.э.), 10 государств, из которых и после которых выходит этот малый рог. Поэтому Иоанн говорит, что время антихриста не перед Вторым пришествием Иисуса, которое пока ещё не состоялось в XXI веке (мы надеемся, что будет скоро). Но пока мы живём ещё здесь, и Иисус ещё не пришёл. А Иоанн 1900 лет назад говорит о том, что пришествие антихриста близко. Иоанн в своей книге Апокалипсис показывает, что пришествие антихриста совпадает с временем, когда Божья Церковь должна убежать в пустыню от преследования. А Даниил говорит, что антихрист преследует святых Всевышнего, и показывает, что это преследование начинается после распада Римской империи в конце V – начале VI века. Вот о чём говорит Библия.

Возникает естественный вопрос: Являются ли эти 42 месяца буквальными? А были ли преследования Церкви всего лишь 3,5 года? Почитайте историю, сколько времени преследовались истинные последователи Священного Писания. Когда был сожжён Ян Гус, Джон Уиклиф и другие верные последователи Бога, которые открывали Библию и за это их называли еретиками? Сколько времени это продолжалось? Неужели три с половиной года? Являются ли 3,5 года – в книге Даниила «время, времена и полвремени» – буквальным числом? А являются ли «семьдесят седьмин» в следующих главах книги Даниила, – в 9 главе, – буквальным числом? Если 3,5 года – буквальное время, то значит, когда в 9 главе Даниила описывается время пришествия Иисуса, то оно должно быть тоже через 483 буквальных дня после того, как был издан указ Артаксеркса о восстановлении Иерусалима. Если мы говорим о том, что пророческие дни должны быть буквальные, то Христос должен был придти в 455 году до н.э. Все мы прекрасно понимаем, что это абсурд.

Мы знаем, что указ Артаксеркса о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена был издан в 457 г. до н.э. И если мы возьмём не 483 дня (чуть больше полутора лет), а 483 года, и сложим, то тогда у нас получается и время крещения Иисуса и время распятия Иисуса. Если Даниил берёт эти дни как годы, то тогда и отрезок «время, времён и полвремени» тоже должен быть символическим. И тогда всё сходится. Тогда мы видим эту картину средневековой Европы после распада Римской империи, когда начинается хаос и беззаконие, мракобесие и преследование тех, кто хочет соблюдать слово Божие.

Хотим ли мы, чтобы Иисус пришёл скоро? Я задавал этот вопрос в самом начале наших лекций. Мы все сказали: «Хотим». Но нам всем как-то не хочется, чтобы наступали эти события последнего времени. Нам рисуют эти картины такими страшными. Я хочу сказать вам о том, что мы живём в такое время, когда антихрист, оказывается, уже давно существовал и здравствовал! Неужели сегодня мы будем говорить, что отмена Божьего закона – это дело какого-то далёкого будущего?

Давайте обратим внимание на то время, в которое мы живём. Вчера мы говорили о том, что во время пришествия Иисуса верные Ему будут вознесены в сретение Господу на облаках. Для верующих и ожидающих Его, для изучающих Его слово, это не есть неожиданность. Пришествие Иисуса является неожиданностью только для тех, кто спит и занимается самоуспокоением. У нас сегодня есть выбор: Или мы продолжаем спать, занимаясь самоуспокоением, думая, что пришествие антихриста нас не коснётся, потому что оно будет в далёком будущем, или мы посмотрим на пророческое слово Библии для того, чтобы понять, в какое время мы живём. Вчера мы читали слова Иисуса, предупреждавшего нас о том, чтобы мы взяли пример от смоковницы. И если её листья уже набухают, то близко лето.

События происходят, и мы живём во время этих событий. То, что вы узнали сегодня, – это только лишь начало. Не пропустите, пожалуйста, завтрашнюю лекцию, где мы будем подробно говорить о том, в какое время мы живём, и самое главное, как не получить печать антихриста, как избежать его начертания. Сегодня я хочу ещё и ещё раз обратить ваше внимание на тот факт, который мы всякий раз выводим на основании Священного Писания. Мы можем либо спать, иллюзорно думая о том, что все события, описанные в книге Апокалипсис, нас не коснутся, либо мы можем увидеть, что Бог говорит с нами, ещё пока что через землетрясения, что Он готовит нам спасение от силы малого рога. Поэтому мы говорили ещё позавчера, что Армагеддон будет направлен как раз против этой силы, и что нам не надо проспать это время, а надо быть готовыми и видеть, что Господь не медлит со Своим пришествием.