Глава 58

1. Взывай громко: В 57 главе с 15 по 20 стихи Исаия излагает небесную весть примирения и мира. В главе 58 он указывает. что включает в себя покаяние и что необходимо сделать прежде, чем обещанные благословения могут быть осуществлены. Призыв к покаянию не будет действенным, если в нем нет четкого указания относительно того, что люди должны сделать с грехами в своей жизни (см.Иез.13:10-16). Призыв к преобразованию _ это призыв к решительным действиям. Сравни весть в Иоиль 2:12,13.

Укажи народу Моему: вожди не способны провести резкую границу между добром и злом, чтобы народ мог понимать принципы действия этих начал, при этом есть «слепые вожди слепых» (см.комм.Мф.23:16).

2. Они каждый день ищут Меня: внешне народ Иудейский старался показать, что он следует Господу, однако внутренне он был слишком далеко от Него. Иудеи строго исполняли внешние формы религии и в то же время совершенно игнорировали ее основные принципы. Они постились и молились, святили субботу, соблюдали святые предписания и праздники, приносили жертвы в храм и посещали торжественные собрания и притом творили всякие беззакония (Ис.1: 11-15). Они пытались совместить служение Богу и маммоне (см.комм.Мф.6:24-34).

Иудеи стремились показать, что они возлюбили свет, однако предпочитали жить во тьме (см. комм.Мф.6:19-23). Они желали сполна получить все, предлагаемое этим миром, а также и небом. Они надеялись получить преимущества повиновения, но в то же время с большим нежеланием относились к исполнению его обязанностей (см.комм.Мф.21:28-32).

3. Почему мы постимся: вся их религиозная жизнь была исполнена лицемерия (см.комм.Мф.6:2). Эти лицемеры надеялись быть принятыми Богом путем совершения различных форм телесного истязания.

Пост, как они думали, искупит их нечестие.

Их омраченный ум не мог понять, что Бог праведен и что Он требует праведности и от Своих детей. Они забыли, что основа истинной религии — это дела справедливости, милосердия и смирения (Мих.6:8; см. комм. Ис. 57:15).

Исполняете волю вашу: эти лицемеры постились потому, что таким путем они думали заслужить Божье одобрение. Они не понимали духовного значения таких явлений, как пост и празднование субботы, и считали, что строгое соблюдение религиозных формальностей давало им право потворствовать своим личным похотям, а также угнетать бедных и беспомощных.

Требуете тяжких трудов от других: см. Лев. 19:13; Иак.5:4.

4. Для ссор и распрей: иудеи благоговейно соблюдали формальности поста, но совершенно утратили дух истинного поста (см.ст.6). Суровые телесные упражнения только возбуждали нервы и раздражали нрав. Пост такой, который установил Сам Бог — (ст.6) — привел бы к более добродетельной форме целомудренной жизни.

5. Таков ли тот тот пост: тот пост не соответствовал Божьему установлению, а поэтому был совершенно неугоден Ему. Они постились только для того, чтобы снискать благоволение у Бога и получить от Него одобрение их злых поступков, как будто бы воздержание от пищи было более важным в очах Бога, нежели воздержание от нечестия! (см.комм.Мф.6:16).

6. Разреши оковы: истинный пост был предназначен для того, чтобы очистить побуждения и преобразовать жизнь.

Однако, иудеи превратили религиозные обычаи в маску для угнетения слабых, ограбления вдов и сирот, а также для совершения всякого рода взяточничества, обмана и несправедливости (Ис.1:17,23; Ос.4:2; Ам.2:6; 3:10; 4:1; 5:11; 8:4-6; Мих.6:11,12).

Истинная цель религии — освободить людей от бремени греха, уничтожить нетерпимость и притеснение, утвердить справедливость, свободу и мир. Бог предусмотрел, чтобы Его народ был свободным; Израильские же вожди делали их своими рабами и нищими.

7. Раздели… хлеб твой: истинная религия это прежде всего дела. Конечно, она включает в себя различные церковные обряды, ритуалы; однако наличие или отсутствие истинной религии проявляется в самой жизни, которую человек ведет в кругу своих близких. Не столь важно воздерживаться от пищи, сколько разделять пищу с голодными, Практическое благочестие — вот та религия, которая признается на суде Божьем (Мф.25:34-46).

8. Свет твой: см.комм.гл.60:1.

Исцеление твое: то, чем мы жертвуем ради благополучия других, служит обратной отдачей для вашего же личного блага. Наше собственное благосостояние в огромной степени зависит от благосостояния наших ближних.

Сопровождать тебя: ср.Ис.52:12. Сравни жизненный опыт Израиля в пустыне (Исх.14:19,20), если мы ходим путем, указанным Богом, тогда мы можем быть вполне уверены в Его присутствии и защите.

9. Тогда ты воззовешь: обетования Божьи могут быть исполнены при условии повиновения. Исаия показывает разницу между молитвой, которую Бог слышит, и поклонением, которое Ему не угодно (см. Ис.58:2-4; 1:11-17). Если бы Бог стал ниспосылать благословения на тех, кто не служит Ему искренно, то это привело бы лишь к утверждению таковых в их злых путях.

Когда ты удалишь: своей критикой, придирчивостью, сплетнями и косвенными намеками многие так называемые христиане делают бремена своих ближних почти невыносимыми. Столько замечательных христиан погибло и ушло в могилу с полным разочарованием и крушением надежд только лишь из-за того, что кто-то из братьев презрительно отозвался о них. Бог не может быть близок к Своему народу до тех пор, пока среди него распространены критика и притеснение ближних.

10. Отдашь голодному душу твою: то есть будешь проявлять живой интерес к его судьбе. Если бы церковь сознала свою возможность и ответственность, если бы ее члены были христианами по духу, а не только лишь по названию, тогда задание ее на земле было бы вскоре выполнено и Господь возвратился бы во славе. Жизнь бескорыстного служения для других распространяет вокруг себя свет славы Божьей (см.Ис.9:2; 60:1,2).

11. Будет Господь вождем: Бог не может вести упрямых, самодовольных и эгоистичных людей. Христиане, желающие быть руководимыми Богом, должны прежде всего отложить свое «я» и отдать себя полностью на служение Господу. Жизнь многих христиан ныне уныла и бесплодна из-за отсутствия любви к ближним.

Во время засухи: в дни духовной засухи Бог обещает освежить тех, кто искренне стремится быть благословением для своих ближних.

12. Пустыни вековые: когда, наконец, иудеи возвратятся из плена, они увидят Иерусалим в развалинах. Нравственное здание народа также лежит в руинах,и оно непременно должно быть восстановлено. Здесь говорится о великой работе возрождения, преобразования и восстановления.

В стене образовалась как бы щель вследствие того, что народ нарушил принципы истинной религии (ст.3-5), однако сами основания остались, и на них нужно воздвигнуть новое здание. О том, как следует застраивать «пустыни вековые», говорится в ст.6-10: необходимо, прежде всего, возрождение практической религии. Место, откуда должна быть начата эта преобразовательная работа, указано в ст.13.

Путей для населения: то есть правильного образа действия.

Древние пути, по которым некогда шел народ Божий, должны быть снова восстановлены (см.Иер.6:16). Верные принципы должны быть возвеличены и должны служить руководством во всех отношениях жизни. Дело восстановления совершается по всему миру. Суббота вновь вводится на свое принадлежащее ей по праву место в законе Божьем и в жизни людей. Вновь люди слышат слова наставления о том, как им ходить путями Господа. Они слышат приглашение войти в город Божий и занять свое место в живом, строящемся храме (1Петр.2:4-9; 1Кор.3:9-11, Ефес.2:20-22, 2Тим.2:19).

13. Удержишь ногу твою: дело восстановления должно начаться с возрождения истинного соблюдения субботы, сущностью которого является общением с Богом и воспоминанием Его созидательной силы в освященный Им день. Судьба Израильского народа зависела от его отношения к святому дню Божью (см.Иер.17:24-27). В плане Божьем суббота никогда не была сама по себе законченным актом, она должна была скорее стать средством, с помощью которого человек смог бы лучше узнать характер и намерения Творца (см.комм.Исх.20:8).

От исполнения: следует заметить, что слово «от» было добавлено переводчиками. Однако в рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а написано «от», есть оно также и в Септуагинте и в сирийском переводе.

Прихотей твоих: основа греха — эгоизм, делание того, что захочется, невзирая на отношение к этому Бога или человека. День субботний дает человеку возможность подавлять свою эгоистичность и развивать привычку делать то, что угодно Богу (1Ин.3:22) и что служит для блага других. Суббота, правильно понимаемая и соблюдаемая, есть ключ к счастью человека как здесь, так и в вечности. Истинное соблюдение субботы ведет к великому делу реформации, описываемому в Ис.58:5-12. Кто не входит в дух субботы, установленной Богом, тот едва ли понимает, чего он лишается. Суббота _ это одно из величайших благословений, ниспосылаемых людям их любящим Творцом.

Отрадою: одно лишь формальное соблюдение субботы мало принесет пользы.

Кто думает о субботе, как о бремени, тот не понимает ее истинного назначения.

Святым днем Господним: см. комм. Быт.2: 1-3.

Почтишь ее: правильнее «почитать Его».

Человеку дается серьезное испытание: что правильнее и уместнее делать в субботний день; чтит ли это Бога? Несомненно, всякое занятие, которое предпринимается с целью больше узнать о характере, делах, путях и воле Творца или которое служит источником того, чтобы Его любовь могла достичь сердец и жизни наших ближних, приносит честь Богу.

14. Иметь радость: люди, исполняющие субботу по заповеди Бога, входят в такое тесное общение с Ним, о котором другие даже не могут знать (ср.Пс.39:9; см.комм.Иез.20:12,20).

Высоты земли: как материальное, так и духовное благосостояние обещано всем тем, кто искренне, от всей души входит в дух субботы (см.комм.Мф.6:33).