Глава 12

1.

И явилось: в 12 главе начинается новая пророческая линия, которая продолжается до конца этой книги. Часть этого пророчества выдвигает на переднюю линию Церковь Божью, которая сражается с силами зла и в конечном итоге одерживает полную победу над ними.

Знамение: это слово чаще переводится как «чудо» (Лук.23:8; Иоан.4:54;

Откр.12:3). «Знамение» означает символ грядущего события.

На небе: здесь, конечно имеется в виду небо, которое мы привыкли видеть, а не место, где обитает Бог (Иез.1:1).

Жена: «женщина». В Ветхом Завете женщина всегда являлась символом истинной церкви (Ис.54:5-6; Иер.6:2). Когда церковь отступила, тогда она получила сравнение с развратной женщиной (Иер.3:20; Иез.23:2-4).

Такое же сравнение есть и в Новом Завете (Ефес.5:25-32; Откр.17:1-3).

В Откровении 12 главе эта женщина представляет собой истинную церковь. Мы видим ее как имеющую родить Христа (см. Откр.12:2:4-5), видим ее преследуемой (Откр.12:5:13-17), и во всех этих случаях она представляет собой церковь, как Ветхого, так и Нового Завета (ср. с Деян.7:38).

Облеченная в солнце: как представляющая славу Божию, особенно открытую в Евангелии; в противоположность этому описанию в Откр.17:4: мы видим также женщину, но символизирующую собой ложную церковь, и она облечена в кричащего цвета платье и держит в руке своей чашу, наполненную мерзостями.

Луна: многие комментаторы понимают этот символ как представляющий собой всю систему образов и теней ветхозаветнего времени, которые утратили свое значение во свете величайшего Откровения, данного через Христа. Церемониальный закон, осуществленный в жизни и смерти Христа, очень удачно представлен в символе луны, заимствующей свой свет от солнца.

Венец: победоносный венец (см. Матф.27:29; Откр.2:10), а не диадема — царский венец (Откр.12:3).

Двенадцати звезд: в общем, комментаторы относят этот символ и к 12 патриархам и к 12 апостолам. Ввиду того, что главный упор в этой главе делается на Новозаветней Церкви, то несомненно, что это своеобразное выражение и сравнение относится к 12 апостолам. И в то же самое время в Новозаветнюю Церковь также вводится картина и 12 колен (Откр.7:4).

2.

Она имела во чреве: церковь представлена здесь в тот момент, когда должен был родится Мессия. Некоторые видят в этом ссылку на книгу пророка Исаии: 7:14; о страданиях женщины при родах (Ис.26:17; 66:7-8).

3.

И другое знамение: см. ком. Откр.12:1.

Красный дракон: в 9 стихе этот дракон называется «древний змий, называемый диаволом и сатаною». В данном случае этот символ представляет сатану, который работает через языческий Рим, который в то время, когда родился Христос управлял миром (см.4 ст).

«Главным оружием сатаны в войне против Христа и Его народа в течение первых столетий христианской эры была Римская империя, в которой язычество являлось преобладающей религией. Таким образом, если с одной стороны дракон представляет собой сатану, то с другой стороны он является символом языческого Рима» (ВБ стр.438).

Дракон здесь описан как «красный» вероятно потому, что своим отношением к церкви Божьей он выступает как яростный гонитель и губитель. Уничтожать детей Божьих — это всегда было его обдуманной и коварной целью.

Семью головами: семь голов мы встречаем и у зверя, которого Иоанн видел выходящим из моря (Откр.13:1.), и у багряного зверя (Откр.17:3). В Откр.17:9-10 ст, головы отождествляются с семью «горами» и семью «царями». Вполне логично сделать вывод, что семь голов дракона представляют собой политические силы, которые боролись за дело дракона и посредством которых дракон проводил свой план гонений и преследований.

О семиглавом змее в древней мифологии см. в Ис. 27:1. В талмуде также упоминается о драконе с семью головами.

Десятью рогами: зверь из 13 и 17 глав также имеет десять рогов. Некоторые придерживаются такого мнения, что десять рогов дракона тождественны рогам этих двух зверей, которые в свою очередь тождественны десяти рогам четвертого зверя из Дан.7 главы. Другие понимают под десятью рогами дракона второстепенные политические силы, через которые сатана проводит свои планы в противоположность семи головам, которые представляют собой основные и главные политические силы, предполагая при этом, что число «десять»- это просто круглое число, какое мы часто встречаем в Писании (см. Лук.15:8. ср. с Откр.17:9-10).

Семь диадим: греч. слово «диадемате» т. е. «повязывать вокруг». Это слово употреблялось для описания повязки, которую носили персидские цари. Это была голубая лента, отделанная белым, которую накладывали на высокий головной убор. Следовательно, это слово вошло в употребление как головное украшение царей. Слово «диадима» встречается только здесь и в Откр.13:1 и 19:12. Диадима противоположна по значению слову «венец» (Матф.27:29; 1Кор.9:25; 2Тим.4:8).

«Венец» — это венок, гирлянда или даже лента, которая выдавалась победителю как награда за победу (1Кор.9:25).

 На головах его: то обстоятельство, что на этих головах были знаки царского отличия, уже говорит о том, что они представляют собой политические царства.

4.

Хвост его увлек: буквально «его хвост потянул за собой». В этом пророческом видении Иоанн видел, как это происходило.

Третью часть: «третья часть звезд небесных» символизирует собой третью часть небесных ангелов, которые присоединились к Люциферу в его восстании и были изгнаны с неба.

Пожрать ее младенца: это говорит о тех усилиях, какие прикладывал сатана, чтобы уничтожить младенца Иисуса. И в последующие годы языческий Рим восстал против «Владыки владык» (Дан.8:25).

5.

Младенца мужеского пола: буквально «мальчика».

Пасти все народы: прямая ссылка на Пс.2:9: что относится к Мессии. Это признавали и иудеи. В Откр.19:13-17 Он назван Словом Божьим и Царем царей (см. Откр.2:27).

И восхищено было: ссылка на вознесение Иисуса Христа (Евр.1:3; 10:12). Потому что цель этого пророчества показать в символических чертах всю историю жизни, работы, страданий, смерти и воскресения Иисуса. Здесь, в данном месте говорится только о Его вознесении.

6.

В пустыню: греч. слово «забытое место, пус тое, ненаселенное, необитаемое». Здесь под символом «пустыня» подразумевается такое место или же такие условия, где церковь нашла убежище и покой вдали от общества.

Место: это место относится к 14 стиху, как ее место». Идея этого стиха следующая: Божественное Провидение приготовило для церкви условия и место, где бы она могла жить в безопасности и служить Ему.

Чтобы питали ее там: эти слова говорят о тех всевозможных средствах какими располагает Бог, чтобы сохранить, укрепить и поддержать Свою церковь во время ее жестокого преследования.

Питали: греч. слово «воспитывать, носить, ухаживать, кормить». Бог заботится о Своем народе, даже когда Его церковь гонима, преследуема и находится в изгнании. Он и там заботится о всех ее нуждах.

Дней: этот период времени о 1260 днях семь раз упоминается в книгах Даниила и Откровения; о нем упоминается в Откр. 11:3; 12:6; как о 42 месяцах в Откр.11:2; 13:5; и как о трех с половиной временах в Дан.7:25; 12:7; Откр.12:14. Относительно вычисления этого периода времени см. ком. Откр.11:2.

Адвентисты берут начало этого периода с 538 г. по 1798 год по Р. Хр. В течение всего этого периода рука Божья была над церковью, сохраняя и сберегая ее свет от угасания и уничтожения.

7.

И произошла на небе война: такими словами Иоанн вкратце говорит об истории великой борьбы между Христом и сатаной, начиная с момента ее возникновения и до того, как Христос на кресте одержал победу, (Откр. 12:7-8. ср. с Откр.12:10:12.), и о ходе всей борьбы на земле до окончательного завершения времени (Откр. 12:13. см. Дан.11:35).

И это короткое, сжатое описание является основой, на которой и развиваются все дальнейшие события борьбы во все времена до окончания истории борьбы и те средства, с помощью которых церковь одержит окончательную победу (с Откр.12:7: до Откр.14:20).

В Откр.12:9-11 стихах Иоанн особенно останавливается на моменте борьбы, происшедшей на небе в связи со смертью Христа на кресте.

Хотя Иоанн главным образом останавливается на той высшей точке, которой достигла борьба когда Христос висел на кресте, все же нужно правильно понимать слова «произошла на небе война», как относящиеся к времени до творения нашей земли, когда началась вражда дракона. Люцифер возмечтал быть равным Богу (см. Ис.14:13-14; Иез 28:12-16).

В то время он и ангелы, которые поддерживали его, были изгнаны с неба (2Петр.2:4;

Иуды.6). Верные же ангелы не понимали тогда полностью всего происходящего, но когда сатана таким низким образом пролил кровь Христа, тогда он и был окончательно и безвозвратно изгнан из небесного мира. С тех пор его действия были ограничены.

Михаил: в переводе с греческого это выражение будет означать — «кто подобен Богу». К имени Михаила относится определение «один из первых князей» (Дан.10:13). «Князь великий» (Дан. 12:1). И также как «Архангел» (Иуды.9).

И иудейская литература описывает Михаила как самого главного среди ангелов, как истинного представителя Бога и сравнивает Его с ангелом Иеговы (см. Талмуд, Мидраша Раввина).

Согласно объяснениям Мидраша Раввина Михаил был тем ангелом, который защищал Израиль от обвинений сатаны. При тщательном исследовании всех ссылок о Михаиле в Священном Писании мы можем сказать только одно, что это не кто иной, как наш дорогой и любимый Господь Спаситель Иисус Христос (Дан.10:13. ср. с Иуд.9).

Ангелы его: т. е. верные ангелы, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14).

Дракон: см. ком. Откр.12:3.

Ангелы его: т. е. ангелы, которые присоеди нились к сатане в его восстании против Христа (Откр.12:4).

8.

Но не устояли: ввиду того, что выражение «война на небе» (см.7 ст) может иметь двойное применение, как первоначальную войну на небе между Люцифером и Богом и борьбу на земле между воплощенным Христом и сатаной, то выражение «не устояли» можно отнести к двум стадиям борьбы, потому что ни в одной из них сатана не имел успеха.

Для них места: это выражение может указы вать как на однажды занимаемое положение Люцифера и его ангелов или же на место их пребывания. Люцифер был однажды осеняющим херувимом (Иез.28:14), а ангелы, которые присоединились к нему в его восстании, занимали ответственное положение. Но все это было утеряно как Люцифером, а также и его ангелами при их изгнании с неба.

9.

Великий дракон: см. ком. Откр.12:3.

Низвержен: сатана и его ангелы были изг наны с неба в далеком прошлом (2Петр.2:4) до сотворения этого мира (Патр. и прор. стр.36-41; Оп. и вид. стр.445; ВБ стр.500).

Однако до креста он имел доступ к небесным существам, хотя и с ограничениями, но возможно как «князь мира сего» (Иоан.12:31; Лук.4:6), но не как житель неба. Это выражение «низвержен» подтверждает его окончательное изгнание, что произошло после распятия Христа, как наш Господь и сам сказал (Иоан.12:31-32). Иоанн в данном случае (Откр.12:9.) особенно подчеркивает события, происшедшие с победой Христа на кресте. Это видно из контекста стихов 10-13.

Заметьте следующие пункты:

1. Заявление в 10-12 стихах, громким голосом произнесенное на небе, скорее всего вводное выражение, и оно заключает в себе намерение объяснить значение низвержения сатаны в 9 стихе. Во-первых, как для жителей неба, а во-вторых, для жителей земли. В 13 стихе продолжается объяснение тех ограничений, какие получил сатана и о которых мы уже знаем из 9 стиха. Стихи 10-12 открывают положение плана спасения в то время, когда сатана был низвержен на землю.

2. Первое заявление, сделанное громким голосом, содержит в себе целый ряд фактов относительно победы Христа над сатаной на кресте — план спасения совершен; сила обещана для сопротивления всем козням сатаны.

Царство Христа обосновано, и Его власть, как Спасителя людей, Первосвященника и Царя утверждена (Матф.28:18. Вел. Борьба. стр.

503).

3. Причина, выдвинутая в Откр.12:10 и объясняющая это четырехкратное торжество победы, следующая: «потому что низвержен клеветник братий наших». Это определение связывает эти достижения о низвержении из 9 стиха.

4. В момент низвержения — 9:10:13 стихи «клеветник братий наших» уже фактически обвинял их перед Богом «день и ночь». Из этого следует, что это «низвержение» произошло после того, как сатана уже обвинял братьев, и еще из этого следует, что это не первоначальное низвержение сатаны, которое произошло до сотворения нашей земли.

5. Стих 11 особенно ярко подчеркивает, что это кровь Агнца — смерть Христа на кресте — одержала победу над обвинителями наших братьев.

Древний: «старый» или «от начала».

Змий: ссылка на змея, обольстившего Еву. (Быт.3:1).

Диавол: греч. слово «дьявол» означает «клеветник, порочащий репутацию» (Матф.4:1).

Сатана: еврейское слово «сатана» означает «враг, противник»(Зах.3:1).

Обольщающий: по греч. будет иметь значе ние «заставляющий изумляться, обманывающий, вводящий в заблуждение».

Вселенную: «населенный, обитаемый мир» (см. Матф.4:8).

На землю: борьба на небе началась вокруг плана по вопросу сотворения человека. Когда земля была сотворена и Адам был назначен наместником на ней, тогда сатана направил все свои усилия к тому, чтобы свергнуть новосотворенного человека с занимаемого им положения. Когда ему удалось обольстить Адама и Еву, тогда он заявил свои права на землю, как на свое царство (Матф.4:8-9). Тем не менее он не ограничил себя только одной землей, но искушал также жителей других миров. Во время Второго пришествия Христа сатана будет полностью ограничен только этой землей (Откр.20:2).

10.

Громкий голос: в небесных дворах наступила великая радость, когда сатана вместе со своим войском был низвержен.

Ныне настало: центральная точка времени это крест (см.7 и 9 ст).

Действительно небожители могли радоваться, ибо гибель сатаны была решена. Это решение еще раньше было определено в плане Божьем, но теперь голоса жителей неба все вместе слились в едином гимне, ибо они видели всю злобу сатаны против Христа, проявленную им на Голгофе.

Спасение: по греч. имеет значение «избавление, сохранение», но здесь возможно и в значении «победа».

Сила: греч слово «власть, могущество», ссылка на проявленную силу при низвержении дракона.

Царство: сатана боролся за право обладать этим миром. Его провал и неудача заставить Иисуса согрешить лишили его права владения этим миром.

Власть: «авторитет».

Христа Его: или же «Его Помазанника». Христос означает «помазанник».

Клеветник: сатана был обвинителем братьев в ветхозаветние дни (см. Иов. 1:8-12; Зах.3:1). И эту роль он продолжает выполнять и с момента распятия Христа, но в более ограниченных рамках и возможностях (см. Иоан.12:31).

Братий: «братьев» ср. с Откр.6:11.

День и ночь: т. е. когда только представится для этого возможность.

11.

Они победили: сознание пророка поглощено размышлениями над теми, кого обвинял подстрекатель ко злу. Он думает о тех неизмеримых страданиях, какие они должны будут перенести. Он упоминает, как среди лишений и трудностей они победили не благодаря своей личной силе, но посредством «крови Агнца».

Кровию: буквально «посредством крови» или «на основании крови». Святые победили благодаря победе на Голгофе. О значении крови смотри в Откр.1:5. ср. с Рим.5:9.

Агнца: см. Иоан.1:29.

Словом: буквально «через слово» или «на основании слова».

Свидетельства своего: т. е. их личное сви детельство о Иисусе и Евангелии.

И не возлюбили души своей: какая преданность! Люди готовы скорее умереть, чем не повиноваться Богу (Иоан.12:25).

12.

Итак веселитесь, небеса: все небо ликовало, потому что ангелы и жители других миров знали, что участь сатаны решена победой Христа на Голгофе.

Горе: церковь же ожидали дальнейшие испытания и преследования; ее члены еще не могли радоваться.

В сильной ярости: он не разгневан, потому что потерпел поражение. Не ощущая больше угрызений совести и скорби о грехе, он все глубже погружается в пропасть беззакония. Он идет вперед с обновленной силой, чтобы искушать, обманывать церковь Живого Бога (сравните с 1Петр.5:8).

Не много… времени: указывает на период времени от низвержения сатаны во время распятия Христа до того момента, когда он уже больше не будет мучить жителей земли. Так как пришествие Христа «близко», то и время для работы сатаны тоже коротко (см. Откр.17:10).

13.

Жена: см. ком. к Откр.12:1. Будучи теперь не в состоянии прямым образом нападать на Сына Божьего, дракон пытается нанести раны Сыну Божьему через мать, преследуя младенца — церковь (Откр.12:6).

Младенец: см. ком. на Откр.12:1.

14.

Два крыла: символ орлиных крыльев был знаком Божьему народу в древности. Избавление от фараона, его войска олицетворено этим символом (Исх.19:4; Втор.32:11). Некоторые усматривают в этих крыльях символ поспешности, с какой церковь была вынуждена искать убежище.

Питалась: см. ком. к Откр.12:6.

Времени, времен, пол-времени: см. Откр.12:6.

15.

Воду как реку: в Пс.73:13 и Иез.29:3 дракон представлен как живущий в воде, следовательно, и образ, возможно, является символом уничтожения. Сатана стремится уничтожить христианскую церковь потоком ложных учений, а также и преследованием (ср. с Откр.17:15).

16.

Земля помогла жене: некоторые придерживаются того мнения, что «земля» здесь представляет такую область, где вообще было очень мало людей, в противоположность «водам», которые олицетворяют народы, племена и языки (Откр.17:15).

Во времена реформации в Европе и на Ближнем Востоке была особая сгущенность населения, в то время как Северо-Американский континент был мало населен. «Земля» — это и есть тот континент, который дал убежище, свободу преследуемой церкви старого мира.

Протестантские страны Западной Европы, которые также были гаванью убежища для гонимых, также относятся сюда.

Поглотила: т. е. разрушила губительные сети.

17.

Рассвирепел: или же «разгневался». Потерпевши неудачу уничтожить церковь в пустыне, сатана с еще большей силой и решительностью повел войну против народа Божьего, особенно против «остатка семени».

Вступил в брань: делая попытки уничтожить христианскую церковь, сатана проявляет особенную изворотливость и коварство, но его наибольшая решительность в этом направлении все еще принадлежит будущему (см. Откр.13:11-17; 16:12-16).

С прочими: «оставшимися» см. доп. примечания, данные в конце этой главы.

Сохраняющими заповеди: это специальная характеристика «остатка» говорит о том, что заповеди Божьи будут особенным образом оспариваться в этой борьбе между драконом и церковью (см. Откр. 14:12).

Свидетельство Иисуса Христа: на греч. языке это выражение может быть понято как «свидетельство», какое несли христиане об Иисусе, или же как «свидетельство», взятое впервые от Иисуса и открытое Его церкви через пророков. Откр.1:2; ср. с Откр. 19:10 подтверждает второе предположение. Там «свидетельство» определено как «Дух пророчества», говорит о том, что Иисус свидетельствовал церкви через пророчества.

Тесная взаимосвязь между «свидетельством Иисуса и пророчеством», особенно между Откр.19:10 и 22:9. В Откр.19:10 ангел представляет себя «сослужителем тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисуса», и в Откр.22:9 «как сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам».

Таким образом при логическом сопоставлении этих двух выражений ангела следует, что эти места параллельны. Те, кто имеет свидетельство Иисуса, представлены как пророки.

Следовательно, нести весть об Иисусе людям — это характерная отличительная черта в работе пророка (Откр.1:1).

Адвентисты Седьмого Дня так объясняют и верят, что «остаток» характеризуется проявлением дара пророчества в их среде. «Свидетельство Иисуса Христа», как они верят, есть свидетельство Иисуса в их среде через пророческий дар (см. дополнительные примечания к 19 гл. Откр).

Дополнительные примечания к 12-й главе

Ввиду того, что язык и образность выражений в книге Откровение заимствованы большей частью из Ветхого Завета (см. Ис.47:1;

Иер.25:12; Иез. 26:13 и допол. прим. к Откр.18 главе), правильное понимание слова «прочими от семени ее» или «остаток», употребленного в Откр.12:17: заставляет обратиться к его эквивалентам на еврейском языке. Наиболее употребительны три еврейских слова в значении «остаток» следующие:

1. «Что спасено», «те, кто спасены», «избавлены».

2. «Остаток», «что остается», «оставшиеся».

3. «Что остается», «остаток», «оставшееся от всего».

Примеры употребления этих слов относительно избранного народа Божьего можно классифицировать следующим образом:

1. Члены семьи Иакова, опекаемые заботой Иосифа в Египте, названы «остатком» (Быт. 45:7). Здесь особенно подчеркивается сам факт их сохранения.

2. Во время всеобщего отступления Илия воскликнул: «я один остался пророк Господень» (3Цар. 18:22). Но Бог сказал: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись перед Ваалом» (3Цар.19:18; ср. с Рим.11:4-5).

3. Небольшой «остаток» из десяти колен спасся от руки Ассирийского царя, который увел большую часть нации в плен (2Пар. 30:6). К 722 году до Р. Хр. колено Иудино «было оставлено» как нация (4Цар.17:18). Таким образом это колено стало «остатком»

12 колен и единственным наследником обетований завета, преимуществ и ответственности, которые первоначально принадлежали всем коленам (Ис.10:22).

4. Спустя несколько лет Сеннахирим завоевал Иудею, кроме Иерусалима, который назван «остатком». Этот «остаток», оставшийся из дома Иудина, должен был пустить «опять корень внизу» и принести»плод вверху», и из него «произойдет остаток» Божьего избранного народа… как определенное средство для спасения мира (4Цар.19:4:30-31; Ис.37:4:31-32; ср. с Ис.4:2).

Бог также намеревался исцелить «остаток»

из израильтян и иудеев, которые пошли в плен в Ассирию, и приготовить таким образом «большую дорогу» для этого «остатка» Его народа, как Он сделал в свое время для Израиля, когда он выходил из Египта (Ис.11:11-12:16).

5. Когда столетие спустя царь Вавилонский вторгся в Палестину, он также оставил «остаток» (4Цар.25:22; ср. с 24:14), который должен был быть избавлен от меча, язвы и голода при осаде Иерусалима (Иез.7:15). Но Иеремия предупреждал, что даже некоторые из этого «остатка» или же «остатка Иерусалима», который Бог намеревался оставить в этой земле, многие будут отданы во все царства земли. Многие из этого «остатка» убежали в Египет, но Иеремия предупреждал что «никто не избежит и не уцелеет из остатка Иудеев, пришедших в землю Египетскую, чтобы пожить там и потом возвратиться в землю Иудейскую»(Иер.44:14).

6. Господь обещал оставить «остаток» из тех, кто был взят в плен Навуходоносором и кто спасется от меча и вспомнит о Боге в земле пленения (Иез.6:8-9). Остаток из взятых в плен впоследствии возвратится из Вавилонской земли (Иер.23:3; 50:28). Неемия говорит о возвратившихся пленниках, «об уцелевших Иудеях, которые остались от плена» (Неем.1:2-3).

Этому «остатку» Бог вверил все преимущества и ответственность обетований завета (Зах.8:12.), но предупредил их, что если они вновь нарушат Божьи заповеди, то Он уничтожит их и «не будет уцелевших и не будет спасения»(Езд.9:14).

7. Многие ссылки относящиеся к «остатку», встречаются в тексте, в которых выражено ожидание царства Мессии (см. Ис.4:2-3; 11:11:16; ср. с 11:1-9. Иер.23:3; ср. с 4-6 ст. Мих.4:7; ср. с 4:1-8. Мих.5:7-8; ср. с 5:2-15. Зах.6:13).

Смешанное описание «остатка» как в этих, а также в других Ветхозаветних местах выделяют небольшое количество людей из израильтян, которые переносили войны, пленения, болезни, голод и которые вместе с тем были пощажены милостью Божьей, чтобы продолжить линию избранного народа Божьего (Быт.45:7; Езд.9:13; Иез.7:16). Неоднократно из этого остатка оставалось очень мало народа (Иер.42:2; ср. с Ис.10:22).

Помня истинного Бога и обращаясь к Нему (Ис. 10:20; Иез.6:8-9), они отвергли авторитет ложных религий (3Цар.19:18), отказывались делать беззакония, оставаясь верными Божьим заповедям (Езд.9:14), они назывались «святыми» и были вписаны в «книгу для житья в Иерусалиме»(Ис.4:3). Принимая заново ответственность и преимущества Божьего завета, они пускали «опять корень внизу» и приносили «плод вверху» и возвещали народам славу Божью (4Цар.19:30-31; Ис.37:31-32; 66:19).

«Остаток» ветхозаветнего времени и составлял избранный Божий народ. Неоднократно большинство отступало от истины, но во всякое время оставался верный «остаток», который и был единственным наследником священных обетований и преимуществ завета, заключенного с Авраамом и утвержденного на Синае. Этот «остаток» и был тем народом, к которому Бог намерен послать Мессию и через которого Он желал и язычников осветить светом Евангелия.

Этот «остаток» не состоял из разбросанных верных лиц, но всегда представлял из себя единое целое, видимую Божественную организацию на земле. Важно заметить то, что согласно еврейской терминологии слово «остаток» не означает что-то последнее или же группу людей, но в том смысле, что в каждом случае, в каждом поколении были люди, которые представляли собой связующее звено в этой избранной линии. Еще со дней Авраама уже был «остаток»(ср. с Рим.11:5).

Бог предупредил тех, кто вернулся из Вавилонского плена, что не будет уже «уцелевших», если они вновь окажутся неверными перед Ним (Езд.9:14; ср. с Втор.9:20). Поэтому, когда Иудеи отвергли Мессию и оказались неверными перед лицом завета, «Царство Божие» было взято от них как от народа и дано народу, могущему принести плоды (Матф. 21:43; ср. с 1Петр.2:9-10). Это означало, что они как нация утратили свое особенное положение пред Богом и что обетование, и преимущества завета передавались христианской церкви.

В Рим.9:27 ст, Павел говорит, что «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морский, только остаток спасется». Здесь он применяет термин «остаток» из Ис.10:22 к иудеям своих дней, которые как отдельные лица приняли Христа как Мессию. Но право на этот титул «остаток» они получили уже не как иудеи, а как члены христианской церкви.

В Рим.11:5 ст, он говорит об этих христианах-иудеях как об «остатке».

В 9 и 11 главах Павел представляет христианскую церковь как наследницу обетований и преимуществ вечного завета. Таким образом «остаток» — это Божественная организация, хранитель Его намерений на земле и Его избранное орудие для возвещения Евангелия во спасение всех людей.

Помимо Рим.9:27; 11:5; Откр.12:17 термин «остаток» в Новом Завете — Матф.22:6; Откр.11:13; 19;21:- не имеет прямого отношения к Божьему народу.

Спустя несколько столетий после смерти Христа церковь снова пережила великое папское отступление. В течение 1260 лет папская власть в большей или меньшей мере преследовала рассеянный народ Божий, Его истинных последователей на земле. Через Реформацию в 16 столетии (см. Откр.12:15- 16) Бог еще раз сделал попытку вывести «остаток» того времени из Вавилона. Различные протестантские течения были небесными убежищами истины для возвещения Евангельской вести. Но течение за течением удовлетворялось полученным частичным светом истины и не делало больше никаких шагов вперед в расширении познания Слова Божьего. И при каждом отказе продвижения вперед Бог поднимал новое течение, которое становилось Его избранным сосудом в дальнейшем продвижении истины.

Наконец когда окончились 1260 лет папского владычества (Откр.12:6:14) и настало «последнее время», когда должна быть возвещена миру последняя небесная весть (Откр.14:6-12; Дан.7:25; 11:35), Бог воздвиг другой «остаток», определенный в Откр.12:17. (ср. с Откр.14:12).

Этот «остаток» является продолжением никогда не прекращающейся линии Божьего избранного народа, который в течение всей истории переносил на себе безумную ярость дракона, страшные преследования и заблуждения в течение «времени, времен и пол-времени» или же 1260 дней. И этот последний Божий «остаток» вполне заслуженно может считаться вестником или глашатаем Его последней вести благодати миру (Откр.12:14; 14:6-12).

С самого начала Адвентисты Седьмого Дня смело и мужественно возвещали трехангельскую весть из Откр.14:6-12 как последнее Божие воззвание к грешникам принять Христа, и они со всей скромностью верят в то, что их движение является движением вышеупомянутого «остатка». Ни одно другое религиозное движение не возвещает полноты этой вести, и никто другой не отличается характерными чертами, изложенными в Откр.12:17.

Следовательно, никто другой не имеет обоснованного права считать себя «остатком» из 17 стиха.

Тем не менее, адвентисты никогда не считают себя единственными детьми Божьими, имеющими право быть на небе. Они убеждены, что все, кто служат Богу со всей искренностью, т. е. в рамках полноты воли Божией, открытой им и понимаемой ими, также являются членами последнего «остатка» упомянутого в Откр. 12:17.

Адвентисты убеждены, что на них возложена задача и великое преимущество представить заключительные истины Божии такими понятными и убедительными, чтобы привлечь всех детей Божьих в одно целое, предсказанное пророчеством общество, приготовляющее себя для наступления дня Господня.

Комментарий Е. Уайт к 12-й главе

К Откр. 12:3. «Я видела, что сатана появился перед троном Божьим и пытался подражать работе Божьей… Я повернулась, чтобы посмотреть на группу людей, которые все еще стояли на коленях пред престолом. Эта молящаяся группа была на земле, но мне она была представлена как молящаяся перед троном. Я никогда не имела такой мысли, что эти смертные люди действительно были в Новом Иерусалиме. Никогда я не думала о том, что сатана действительно был также в Новом Иерусалиме… А разве Иоанн не видел большого красного дракона на небе? Конечно видел. «И вот другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами»(Откр.12:3). Такой изверг, и что бы он был на небе!» (Оп. и вид. стр.92).

К Откр. 12:3-4. «Пророческая цепь, в кото рой находятся эти символы, начинается в 12 главе Откровения…, где красный дракон пытался уничтожить Христа при Его рождении. Дракон называется и сатаной (Откр.12:9). Он возбудил Ирода, чтобы умертвить Спасителя. Но главным… для сатаны в войне против Христа и Его народа в течение первых столетий христианской эры была Римская империя, в которой язычество являлось преобладающей религией. Таким образом если, с одной стороны, дракон представлял собой сатану, то с другой стороны, он является символом языческого Рима» (ВБ стр.438).

К Откр. 12:4. «Когда сатана возмутился на небе, он не изложил своей жалобы перед Богом и Христом, он пошел в среду ангелов, которые считали его совершенным и представил им так вопрос, что Бог поступил несправедливо с ним, предпочитая Христа выше его. И в результате такого извращения фактов третья часть ангелов утратила свою чистоту, высокое положение и счастливую родину. Сатана и сегодня подстрекает людей продолжать эту же работу зависти, злых подозрений и предположений, какую он начал в свое время на небе» (Свид. т.5. стр.291).

К Откр. 12:6. «Вышеупомянутые периоды вре мени «42 месяца и 1260 дней» — составляют один и тот же отрезок времени, в который церковь Христа должна была переносить преследования со стороны Рима. 1260 лет папского владычества начались в 538 году по Р. Хр, и окончились в 1798 году.

В это время французская армия вошла в Рим, взяла папу в плен и он умер в изгнании. Хотя вскоре и был избран новый папа, но все же с тех пор папская иерархия никогда больше не обладала прежней властью и силой» (ВБ стр.266).

К Откр. 12:7. «Все небесное воинство было приглашено к Отцу, чтобы разрешить все вопросы, и там было решено изгнать сатану с неба и всех ангелов, примкнувших к нему в мятеже. И на небе произошла война. Ангелы сражались… сатана делал все возможное, чтобы победить Сына Божьего и тех, кто был предан Ему. Но непавшие и верные ангелы победили, и сатана со своими последователями был изгнан с неба» (Оп. и вид. стр.146).

«Сатана имел на небе своих сторонников, и немало ангелов перешло на его сторону. Бог, Христос и небесные ангелы были на одной стороне, а сатана на другой. Невзирая на безграничную силу и величие Бога и Христа среди ангелов произошло недовольство. Подстрекательства сатаны сделали свое дело, и некоторые из них искренне поверили тому, что Отец и Сын были их врагами. А сатана имел ту же силу и власть над сознанием людей, которая с течением времени еще больше возросла и увеличилась. Сегодня многие мужчины и женщины обмануты и ослеплены его подстрекательствами и ложью, но они не знают об этом. Давая место развитию сомнения и неверия относительно работы Божьей и вынашивая в себе чувства недоверия и злой зависти, они приготавливают себя к полной гибели. С такими горькими чувствами они восстают против тех, кто осмеливается говорить об их ошибках и обличать их грехи» (Свид. т.3. стр.328).

К Откр. 12:7-9. «Сатана — великий обман щик, обладает большим талантом. Он занимал высокое положение на небе и был вторым после Христа. Но он впал в самовозвышение и многих увлек за собой. И тогда все свои таланты и мастерство он направил против правления Бога, чтобы заставить людей отвергать авторитет неба. И все, кто будут обольщены его сатанинским величием, в конечном итоге разделят с ним его участь» (Свид. т.1. стр.440).

«Те ангелы, которые во время восстания сатаны сражались в небесных дворах и одержали победу на стороне Бога, которые ликовали от радости при сотворении нашего мира и его безгрешных жителей, которые были свидетелями падения человека и его изгнания из Едема,- эти небесные вестники питают особенный интерес к тому, чтобы работать вместе с падшими людьми для спасения гибнущих во грехах» (Свид. т.6. стр.456).

К Откр. 12:9. Если бы церковь оставалась чистой и мужественной, сатана не мог бы тогда обольстить ее и заставить ее нарушать закон Божий. В своем дерзком плане сатана нанес прямой удар по центру Божественного правления на небе и на земле. Его восстание и явилось причиной его изгнания из неба.

После того как он восстал и, желая спасти себя, настаивал на том, чтобы Бог изменил Свой закон, перед лицом всех небесных воинств ему было сказано о неизменяемости закона Божьего. Сатана знает, что если он заставит кого-либо нарушать закон Божий, то таким путем этот человек станет его сторонником; ибо всякий нарушитель закона должен умереть» (Опыты и вид. стр.215).

«Суббота как памятный день творения важна потому, что она всегда свидетельствует об истинной причине, согласно которой Ему и принадлежит это поклонение, то есть потому, что Он — Творец и мы Его творение. Суббота потому собственно и образует основание всего богослужения, так как она обучает этой великой истине самым выразительным образом, как никакое другое постановление.

Истинная причина поклонения не только в седьмом дне, но и вообще она проводит различие между Творцом и Его творением. Этот великий факт никогда не устареет, и его никогда не следует забывать. Бог установил субботу в Едеме, чтобы таким путем всегда напоминать людям об этой истине до тех пор, пока будет оставаться верным тот факт, что Он является нашим Творцом, а мы в свою очередь должны поклоняться ему; суббота будет оставаться знамением и памятным днем. Если бы все соблюдали субботу, тогда мысли и чувства людей были бы обращены к их Творцу как центру почитания и поклонения, и тогда бы не было ни одного идолопоклонника, атеиста или безбожника. Соблюдение субботы является знамением верности по отношению к истинному Богу, «Сотворившему небо и землю, и море и источники вод». Следовательно, весть, призывающая иудеев поклониться Богу и соблюдать Его заповеди, в особенности приглашает их соблюдать четвертую заповедь» (ВБ стр.438).

«С самого начала великой борьбы на небе, сатана преследовал цель свергнуть закон Божий. Именно с этой целью он и возмутился против Творца, и, хотя изгнанный из неба, он все же продолжает эту работу и на земле.

Обольщает людей и посредством этого заставляет их нарушать закон Божий — вот та цель, которую он так упорно преследует.

Достигается ли это устранением всего закона или отвержением одной из заповедей, в конечном итоге результат один и тот же. Согрешающий в одном чем-либо проявляет пренебрежение ко всему закону; его влияние и сила примера остается на стороне преступления, и он становится виновным во всем (Иак.2:10).

Стремясь набросить тень презрения на Божественные предписания, сатана извратил библейские учения, и в результате тысячи придерживающихся Священного Писания были вынуждены поверить заблуждению. Окончательная великая борьба между истиной и заблуждением является последним сражением великой борьбы из-за закона Божьего. Мы живем накануне этой борьбы — борьбы между законами человеческими и законами Иеговы, между религией Библии и религией басен и традиций» (ВБ стр.582).

«В убийстве Авеля впервые проявилась та вражда, о которой Бог сказал, что она будет существовать между змеем и семенем жены, между сатаной и его сообщниками и Христом и Его последователями. С падением человека сатана получил господство над жителями земли, но во Христе они приобретут силу свергнуть его иго. Всякий раз, когда душа верой в Агнца Божьего оставляет грех, гнев сатаны возгорается. Святая жизнь Авеля опровергла утверждение сатаны о невозможности для человека соблюсти закон Божий. Когда Каин, подстрекаемый диаволом, увидел, что он не может убедить Авеля, тогда он пришел в такую ярость, что убил его. Подобный же дух во все века поджигал костры и воздвигал позорные столбы для учеников Христа. И где бы не находились защитники справедливости закона Божьего, против них борется тот же дух. Всевозможного рода преследования, воздвигаемые сатаной и его ангелами, обрушиваются на последователей Иисуса, которых он не может подчинить своей власти. Но это ярость страшного врага. Каждый мученик Иисуса умер победителем. Пророк говорит: «Они победили его (древнего змия, называемого диаволом и сатаной) кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти»(Откр.12:9:11).

Первая попытка сатаны низвергнуть закон Божий, предпринятая среди безгрешных небожителей, некоторое время казалось, увенчалась успехом. Было обольщено большое число ангелов. Но кажущееся торжество сатаны окончилось поражением и потерей. Он был отлучен от Бога и изгнан из неба.

Когда подобная борьба возникла на земле, сатана снова одержал кажущуюся победу. Согрешивший человек стал его пленником, и владычество его на земле перешло в руки великого мятежника. Тогда казалось, что открылся путь перед сатаной обосновать свое независимое царство и объявить войну авторитету Бога и Его Сыну; но план спасения снова дал возможность человеку восстановить связь с Богом, исполнять Его закон. И как человек, так и земля в конце концов будут избавлены из под владычества беззаконников» (Патр. и пр. стр.331).

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоан.3:14-15).

Все, когда-либо живущие на земле, испытывали на себе смертельный укус древнего змея, называемого диаволом и сатаной. Роковые последствия греха могут быть устранены только средством, предложенным Богом…

Грешник, взирая на Христа, будет жив. Он получает прощение через веру в искупительную жертву» (Патр. и пр. стр.431).

К Откр. 12:10. «Сатана — великий враг детей Божьих. Он «клеветник братий наших», который обвиняет их перед Богом день и ночь. Он занят постоянной работой в том, чтобы обвинять их, извращать и ложно представлять все их действия, обманывать и губить их. И единственное избавление от силы сатаны и его ангелов только в молитве» (Пр. Хр. стр.166).

«Сатана является обвинителем братьев, и это его дух внушает людям следить за ошибками и недостатками народа Божьего и при каждом удобном случае выставлять их, в то время как их самые лучшие дела проходят незамеченными» (ВБ с.395).

«Сатана прекрасно знает, что все, кто благодаря его работе пренебрегли молитвой и исследованием Писания, будут побеждены им.

Поэтому он изобретает различные причины и планы, которые поглощали бы разум человека.

Всегда были такие люди, которые считали себя благочестивыми и которые вместо того, чтобы исследовать истину превращают свою религию в то, чтобы выискивать недостатки в характере и вере тех, с которыми они не соглашаются по некоторым вопросам. Такие люди являются правой рукой сатаны.

«Обвинители братьев» не малочисленны, и они всегда проявляют большую активность, когда Бог работает и Его слуги в духе истинного почтения служат Ему. Они облекают слова и дела любящих и повинующихся истине в ложные, извращенные краски. Они выставляют самых искренних, ревностных и самоотверженных слуг Христа как обманутых или же как обманщиков. Их работа заключатся в том, чтобы извращать и неправильно истолковывать побуждения и причины каждого благородного и хорошего поступка, чтобы распространять и возбуждать подозрение в сознании неопытных людей. При каждом удобном случае они стараются выставить все чистое и праведное нечистым и ложным.

Но никто не должен оставаться в неведении и заблуждении относительно таких людей. Не трудно увидеть, чьи это дети, за кем они следуют и чью работу они выполняют. «По плодам их узнаете их». Их поведение и дела носят на себе отражение сатаны, коварного убийцы, обвинителя братьев» (ВБ стр.519).

«Сатана намеревался держать Ханаанскую землю в своей власти, и когда она стала местом обитания Израильского народа, и Закон Божий стал законом той земли, Он возненавидел Израиль самой лютой ненавистью и замыслил погубить его. Благодаря действию нечистых духов они стали поклоняться чужим богам, и по причине своего беззакония они в конце концов были рассеяны по всей земле.

Эту историю сатана пытался повторить и в наши дни. Бог отделяет свой народ от мерзостей этого мира, чтобы они могли соблюдать Его закон, и потому ненависть «обвинителя наших братьев» не знает границ. «К вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Откр.12:12).

Небесный Ханаан уже недалеко от нас, и сатана прилагает все свои усилия, чтобы погубить народ Божий и лишить их наследия. Предостережение «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», никогда еще не было таким необходимым как в настоящее время»(Патр. и прор. стр.689).

«Мне больно об этом говорить, но я вынуждена об этом сказать, что среди членов церкви есть люди, которые совершенно не контролируют свой язык. Их язык занят тем, чтобы действовать коварно и заниматься нашептыванием. Члены церкви занимаются сплетнями, вмешиваются не в свои дела, находчиво и ловко высмеивают других. Среди любителей сплетничать одни делают это, побуждаемые любопытством, другие завистью, а многие делают это из-за чувства ненависти против тех, кому Бог поручает обличать их. И все эти разрозненные элементы заняты своей работой. Некоторые ведут эту работу скрытно, другие горят нетерпением обнародовать все, что только им известно, или даже то, в чем они не уверены, но подозревают.

Я видела, что дух лжесвидетельства, который превращает истину в ложь, добро в зло и невиновность в преступление, теперь очень, очень активно и деятельно работает. Сатана торжествует над состоянием так называемого народа Божьего. Многие пренебрегая спасением своей души, очень бдительно следят за каждой возможностью, чтобы критиковать и судить других. Все люди имеют недостатки в характере, и это совершенно не трудно дать повод зависти и ненависти нанести рану своему ближнему.

«Вот, — говорят такие судьи — самозванцы,- мы имеем факты, на которых мы и построим наше обвинение, и оправдаемся». Эти судьи выжидают удобный момент и затем выбрасывают в народ этот лакомый кусочек.

Когда с такими вопросами сталкиваются люди, обладающие большой силой воображения, они в свою очередь стоят перед опасностью обмануть себя и других. Они собирают всевозможного рода неосторожные выражения и не отдают себе отчета в том, что они могли быть сказаны необдумано в спешке и что на самом деле они не отражают настоящих чувств того, кто сказал это. И что получается?

Непреднамеренно, неумышленно, необдуманно сказанные слова, которые порой бывают такими пустячными, что даже не стоит обращать на них внимание, начинают рассматриваться через увеличительное стекло сатаны. Над ними рассуждают и много раз повторяют, и в результате песчинки превращаются в горы.

Удаляя таким путем себя от Бога, такие разносчики зла становятся мишенью для искушения. И едва ли они понимают то, что они делают. Осуждая ошибки других, они же на самом деле намного больше виновны.

Разве здесь не должен соблюдаться закон благородства? Разве Бог поручает верующим людям критиковать и осуждать других? Разве это честно и красиво, используя маску дружбы, выведать тайну от другого и потом использовать ее для того, чтобы ею же нанести рану своему ближнему? Разве это христианская любовь, чтобы собирать всякие распространившиеся слухи, доставать из-под земли все-то, что только может бросить тень подозрения на характер другого, и затем еще находить удовольствие в том, чтобы всем этим наносить раны своему ближнему? Сатана торжествует, когда он может опорочить, оклеветать и ранить последователя Христа. Он обвинитель братьев. Будут ли верующие люди помогать ему в этой работе»(Свид. т.5. стр.54-56).

«Очи Божьи замечают все недостатки всех и видят главную причину всех действий каждого человека, но Он терпеливо относится к нашим ошибкам и немощам, и Он повелевает, чтобы Его народ, воспитывал в себе тот же дух нежности и долготерпения. Истинно обращенные люди не радуются при увеличении ошибок других и их недостатков, они опустят глаза, чтобы не видеть ничего порочного и ложного, и будут стараться, чтобы сосредоточить свое сознание только на приятном и хорошем. Для истинного христианина каждый поступок выискивания ошибок в других, каждое слово осуждения и порицания причиняет боль» (Свид. т.5. стр.96).

«Сатана использует мужчин и женщин как своих агентов, чтобы они ходатайствовали за грех и делали его очень привлекательным. Он очень заботливо воспитывает таких агентов, чтобы они настолько тщательно маскировали грех, чтобы он мог посредством него успешно губить души и обкрадывать Бога в Его слове. Сатана — великий враг Бога и человека. Через своих агентов он выставляет себя ангелом света. В Писании он назван губителем, обвинителем братьев, обманщиком, лжецом, мучителем и убийцей. Сатана располагает многими средствами, но самое успешное из них — это когда он может использовать лжехристиан для своей сатанинской работы. И чем больше их влияние, чем выше занимаемое ими положение, чем большим знанием они обладают о Боге и Его работе, тем успешнее он может использовать их. Кто увлекает другого делать грех, тот уже становится агентом сатаны» (Свид. т.3. стр.137).

«Он обвинитель братьев и старается делать все возможное, чтобы люди делали ту же работу. Те, кто берут на себя обязательства следить за садом своего ближнего вместо того, чтобы присматривать за своим, вскоре обнаружат, что их сад зарос всякими сорными травами, заглушившими всякое благородное растение» (Свид. т.3. стр. 286).

К Откр. 12:11. «Остаток должен победить кровию Агнца и словом свидетельства своего. Некоторые надеются победить только кровию Агнца, не прилагая со своей стороны никаких усилий. Я видела, что Бог был очень милостив к нам, давая нам силу речи. Он дал нам способность говорить, и мы ответственны перед Ним за этот дар. Мы должны прославлять Его нашими устами, говоря об Его истине, безграничной милости, и побеждать словом нашего свидетельства через кровь Агнца» (Оп. и вид. стр.114).

«Каждый ученик Иисуса умер победителем. Пророк говорит: «Они победили кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Патр. и прор. стр.77).

К Откр. 12:12. В это время испытания мы должны быть бодрыми и ободрять друг друга. Никогда еще искушения сатаны не были такими сильными, как сегодня, потому что он знает, что ему осталось мало времени и что вскоре дело каждого будет решено к жизни или смерти. Теперь не время рассуждать над разочарованиями и трудностями. Мы должны подняться над всеми невзгодами и всецело доверять Всемогущему Богу Иакова. Господь показал мне, что Его благодати довольно для всех наших испытаний, и хотя они труднее, чем когда-либо, тем не менее если мы будем доверять Богу, мы сможем победить каждое искушение и через его благодать выйти победителями.

Если мы перенесем все наши испытания и одержим победу над каждым искушением сатаны, тогда мы выдержим испытание нашей веры, которая дороже чем золото, и таким путем мы станем сильнее и лучше подготовленными встретить следующее. Но если мы не устоим и уступим искушениям сатаны, тогда мы будем слабей и не получим никакой пользы от перенесенного испытания и не подготовим себя к следующему, и, поступая так, мы будем становиться все слабее и слабее, пока, наконец, сатана не сделает нас пленниками своей воли. Мы должны быть облечены во всеоружие Божье и быть готовыми в каждый момент вступить в бой с силами тьмы. Когда искушение и испытание ополчается вокруг нас, пойдем к Богу и в душевной агонии будем молиться Ему. Он не отпустит нас ни с чем, но даст нам Свою благодать и силу победить и сломить силу врага. О, если бы все могли видеть вещи в их истинном свете и переносить все невзгоды, как добрые воины Иисуса, тогда Израиль шел бы вперед, силен в Боге и в силе Его могущества» (Оп. и вид. стр.46).

«Небесный Ханаан уже недалеко от нас, и сатана прилагает все свои силы к тому, чтобы погубить народ Божий и лишить его наследия. Предостережение «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», никогда еще не было таким необходимым, как в настоящее время» (Патр. и прор. стр.689).

«Сатана сошел на землю в великой силе, зная, что ему немного осталось времени. Его ангелы очень заняты, и большая часть народа разрешила усыпить себя. Сонное облако нависло над церковью. Я видела, что только с искренним усилием и постоянной молитвой может быть рассеян этот мрак» (Свид. т.1. стр.178).

«Мне был показан низкий уровень духовной жизни народа Божьего. Бог не удалился от Своего народа, но Его народ удалился от Него и стал темным. Его народ имеет теорию истины, но у них отсутствует спасительная сила. Мы очень близки к концу истории нашего мира. И сатана сошел к нам с великой силой, зная, что ему немного осталось времени. Особенно он будет проявлять свою силу над остатком. Он будет воевать с ними и стараться разделить и рассеять его, чтобы они ослабели и сделались его добычей. Народ Божий должен дружно идти вперед и в полном согласии и единомыслии, тогда их действия будут согласованными и едиными в продвижении настоящей истины. Во всем должен быть сохранен порядок и единство, или в противном случае сатана выиграет» (Свид. т.1. стр.210).

«Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени».

Но Бог установил границы, которые сатана не может перейти. И наша светлая вера является этим барьером. Если мы будем созидать себя в вере, тогда мы будем в безопасности Всемогущего. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле»(Откр.12:12; 3:10; Свид. т.5. стр.297).

«Мы находимся среди опасностей последних дней и сатана сошел в великой ярости, зная, что ему не много осталось времени. Он работает со всем коварством и ложью, кто сделает его своим прибежищем. Единственная наша защита — это быть очень близко к Иисусу, и чтобы ничто не разделило нашу душу от нашего могущественного Помощника» (Свид. т.5. стр.429).

К Откр. 12:17. «Соблюдающие библейскую субботу будут объявлены врагами закона и мира, разрушителями моральности общества, нравственности и единства. На них будут смотреть как на главную причину, вызывающую суды Божии на землю. Их добросовестность и верность будут представлены как упрямство и непокорность, и неуважение к властям. Их будут обвинять в недовольстве правительством. Церковные служители, отрицающие необходимость исполнения Божественного закона, будут с кафедр говорить об обязанности каждого человека покориться гражданским властям как авторитету, определенному Богом. На законодательных собраниях и судах соблюдающие заповеди будут представлены в ложном и извращенном свете и суждении. Их слова будут окрашены в самые ложные краски, и все их побуждения и действия будут истолкованы в самом наихудшем виде.

Духовенство и государство совместными усилиями, любой ценой, взятками, убеждениями и силой будут заставлять все классы общества соблюдать воскресный день. Недостаток Божественного авторитета будет восполнен насильственными мерами. Политическое разложение восторжествует над принципом любви, справедливости и уважения к истине, и даже в свободной Америке правители и законодатели, чтобы снискать расположение общества, пойдут на уступки требованию народа и издадут закон, повелевающий соблюдать воскресный день. Свобода совести, приобретенная такой дорогой ценой, будет запрещена. В этой быстро надвигающейся борьбе мы увидим исполнение слов пророка: «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (ВБ стр.592).

«Имя Адвентисты Седьмого Дня является упреком протестантскому миру. Отсюда начинается разграничивающая линия между поклоняющимися Богу и теми, кто поклоняется зверю великая борьба. И это потому, что святые соблюдают десять заповедей, с чем именно дракон ведет борьбу. Если бы они опустили это знамя и изменили этой характерной особенности своей веры, тогда дракон был бы спокоен, но они постоянно возбуждают его ярость тем, что осмеливаются высоко держать это знамя и бросить вызов протестантскому миру, который поклоняется постановлениям папства» (Свид. 223 стр).

«И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее…» В недалеком будущем мы увидим эти слова исполняющимися, когда протестантские церкви соединятся с папской властью против соблюдающих заповеди. Тот же дух, который руководил папистами в прошлые века, побудит их и протестантов поступать так же и с теми, кто будет оставаться верным Богу.

Церковь и государство теперь готовятся для будущей борьбы. Протестанты замаскированным образом работают над тем, чтобы видвинуть на первое место воскресенье, как это сделали и романисты» (Свид. т.5. стр.449).

«Видение Захарии об Иисусе и ангеле рисует перед нами картину особенных переживаний народа Божьего в заключительные часы великого дня искупления. Церковь остатка будет ввергнута в величайшее испытание и отчаяние. Соблюдающие заповеди Божии и имеющие веру в Иисуса будут испытывать на себе всю ярость дракона и его воинства. Сатана считает мир своей собственностью, и он приобрел право над отступившими церквами, но еще есть небольшая горсточка людей, которые сопротивляются его власти. Если бы только он мог стереть их с лица земли, тогда его торжество было бы абсолютным. Подобно тому, как он подстрекал языческие народы губить народ Божий, так и в недалеком будущем он возбудит нечестивые силы уничтожить народ Божий. От всех потребуется повиновение человеческим декретам ценой нарушения Божественного закона. А всем желающим остаться верными Богу будут угрожать, обвинять и объявлять таких вне закона. Они будут преданы родителями, братьями, родными и друзьями.

Их единственная надежда в милости Божьей, их единственная защита в молитве. Подобно тому, как Иисус стоял перед ангелом, так и церковь остатка с надломленным сердцем и искренней верой будет умолять о прощении и избавлении через Иисуса как своего Ходатая.

Они отдают полный отчет в своей греховной жизни, они видят свою немощь и недостоинство, и при взгляде на самих себя они готовы впасть в отчаяние. Искуситель стоит рядом, чтобы обвинять их, как он стоял рядом с Иисусом, великим иереем. Он указывает на их запятнанные одежды, их недостатки в характере, он подчеркивает их слабости и ошибки, их грех и неблагодарность, их несходство со Христом, которое бесчестит их Искупителя. Он пытается запугать души мыслью, что их положение безнадежное, что их запятнанная одежда никогда не будет омыта. Он надеется настолько уничтожить их веру, чтобы они уступили его искушению, изменили Богу и приняли знак зверя.

Сатана настаивает перед Богом в их обвинениях, заявляя, что их грехи лишают их Божественного покровительства, и требует, чтобы они были истреблены. Он считает их заслуживающими той же участи, как и он, когда был изгнан от лица Божьего. «Это те — говорит он,- которые займут мое место на небе и место ангелов, они говорят, что повинуются закону Божьему, а разве они придерживаются его принципов? Разве они не любят себя больше чем Бога? Не находятся ли их интересы выше интересов Его работы?

Не любят ли они этот мир? Посмотри на их грехи, которыми отмечена вся их жизнь, посмотри на их эгоизм, злобу и ненависть, которую они питают друг ко другу?!!»

Нападения сатаны сильны, его обвинения ужасны, но око Господне бодрствует над Его народом» (Свид. т.5. стр.472-474)