Комментарии на 8 главу

«Вот я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени”

1. Третий год. По поводу царствования Валтасара см. дополнительное примечание к 5-й главе. Начиная с 8-й главы, автор книги возвращается к ивриту, на котором пишет уже до конца.

Мне прежде. Это ссылка на видение 7 главы.

2. Я был в Сузах. В данном случае, трудно сказать, был ли Даниил действительно в Сузах, или только в видении. Если бы он действительно был в Сузах, то не было бы необходимости подчеркивать: «и когда видел, я был в Сузах. Подобные примеры мы видим у Иезекииля (Иез. 8:3), у Иоанна в пустыне (Отк. 17:3). Хотя возможно предположить, что государственный долг Даниила не исключал такой возможности. Иосиф Флавий утверждает, что пророк на самом деле был в Сузах во время видения.

Престольном городе. По-еврейски «престольный” означает «крепость”. Или же Сузы – столица. Согласно данным греческого историка Ксенофонта, персидские цари использовали этот город как зимнюю резиденцию. Остальную часть года проводили в Вавилоне, или в Экбатане.

У реки Улая. У ассирийцев – Ула. В греческой классической литературе эта река носит название Евлея (нынешний Карун к востоку от Суз).

3. Овен с двумя рогами. В дальнейших стихах ангел под символом овна представляет мидо-персидское царство…

Один выше другого. Хотя Персия поднялась позже Мидии, но после поражения остготов в 553, или 550 году, она поднялась неизмеримо высоко над Мидией. Тем не менее, Мидия не была в положении покоренного царства, скорее соперницы (см. 2:39).

4. Бодал к западу. Кир покорил Лидию в 547 г. до р.Хр. и Вавилон в 539 году. Камбиз предпринял победоносные походы на юг, Дарий Гистасп покорил скифов на севере в 513 году.

Мидо-персидское царство распростерлось на гораздо большую территорию, чем Вавилон. Победоносные походы Персии были настолько успешными, что во дни Артаксеркса (Есф. 1:1) это царство простиралось от Индии – до Эфиопии, охватывая собой восток и юг тогдашнего мира. Обычным титулом персидского монарха было определение «царь царей”, или «царь народов”.

5. Козел. Символ Греции, т.е. македонского царства, императором которого был Александр Великий (см. 7:6).

С запада. Греция лежала к западу от Персии.

Не касался земли. Необыкновенная легкость движений козла образно говорит о молниеносных победах Александра Великого (см. 7:6).

Видный рог. Соответственно 21 ст., см. также и параллельное пророчество 11:3,4, этот видный рог символизировал собой первого греческого царя, т.е. Александра Великого (см. 7:6).

7. Рассвирепел…и поразил. Это выражение говорит о полном поражении Александром Персии. Персидское царство пало. Вся страна была разорена, армия разбита, города в руинах. Царский город персов, чьи руины остались, как безмолвное красноречивое свидетельство о древней славе персов был разрушен огнем.

8. Чрезвычайно возвеличился. Или чрезвычайно вознесся (см. 4 и 9 стих).

Когда он усилился. Пророчество говорит о падении Александра в момент наибольшей славы и могущества. В возрасте 32 лет великий полководец в период расцвета своих сил и славы, умер от лихорадки, при отягчающих обстоятельствах, безусловно, вызванных своей невоздержанностью в образе жизни (см. 7:6).

Вышли четыре. Империя была разделена на четыре эллинистических государства (см. 7:6, 11:3,4).

9.От одного из них. В данном случае пророк не объясняет этого видения, но он останавливается на нем, как на очередной детали проходящих перед ним событий. Объяснение этого места дано в 23 ст., но и здесь говорится только о времени появления этой силы. Слово Божие ничего не говорит о его географическом происхождении. Поэтому мы не в праве заострять необоснованное внимание на выражении «вышел”.

Так как видение восьмой главы тесно связано с пророчествами 2 и 7 глав и в виду того, что в этих местах власть, следующая за Грецией есть Рим (см. 2:40, 7:7), вполне логично понимать под «рогом” 8 главы Рим. И Рим в действительности во всем исполнил различные детали и тонкости данного здесь пророчества.

Небольшой рог. Этот «небольшой рог” представляет из себя Рим, как языческий, так и папский. Даниил видел вначале Рим в его языческой фазе развития, борющегося против иудейского народа и первых христиан, а затем он увидел его и в папской форме. Папство, которое начиная с того времени и вплоть до отдаленного будущего будет бороться против истинной церкви. Об этой двойной роли Рима см. 13 и 23 стихи.

Чрезвычайно. В любом случае, Рим возвысился более Греции.

К Югу. В течение долгого времени Египет был протектором (покровителем) Рима. Но судьба Египта окончательно была решена Римом уже в 168 году по р.Хр., когда Антиоху Епифану, пытавшемуся развязать войну с Птолемеем, было приказано оставить Египет, который находясь под административным управлением Птолемеевских управителей, в течение еще целого ряда лет был игрушкой в руках римской восточной политики, пока наконец, в 30 году до р.Хр. стал римской провинцией.

К Востоку. Сирийское царство уступило свои западные владения Римскому в 190 г. до р.Хр. и в конце 65 г. до р.Хр. стало римской провинцией.

Прекрасная страна. По-еврейски «шеби” означает «украшенная, славная, красочная”. Здесь дается ссылка на Иерусалим, или же на Палестину. Палестина в 63 году до р.Хр. была присоединена к Римской империи.

10. Воинства небесного. Даниил продолжает описывать видение. Поскольку ангел в 24 стихе комментирует значение данного видения, мы не оставлены в неведении относительно значения этого места. «Воинство” и «звезды” обычно являются символами «сильного и святого народа”.

Попрал их. Идет речь о той жестокости, с какой Рим преследовал народ Божий на протяжении всех столетий. Во дни язычества такие тираны, как Нерон, Деций, Диоклетиан, а также в папские времена Рим никогда не прекращались гонения на тех, кто был избран жертвой.

11. Вождя воинства. 25 стих говорит о той же силе, которая восстала против Царя царей. Безусловно, речь идет о Христе, Который был распят в римское правление (см. 9:25, 11:22).

У Него. То есть, у Вождя воинств.

Ежедневная жертва. Еврейское выражение «тамид” встречается 103 раза в Ветхом Завете и употребляется как наречие, а также как прилагательное. «Ежедневная” «тамид” означает «постоянно”, «постоянный” и употребляется в различных понятиях, как постоянная работа (Иез. 39:14), постоянное содержание (2 Цар. 9:7,13), постоянная скорбь (Пс. 37:18), постоянная надежда (Пс. 70:14), постоянное возмущение (Ис. 65:3) и т.д. Это выражение часто употребляется в связи с обрядами святилища, когда идет речь о «постоянном хлебе”, который всегда должен быть на столах предложения (Чис. 4:7), о светильниках, которые должны гореть постоянно (Исх. 27:20), об огне, который всегда должен гореть на жертвеннике (Лев. 6:13), о всесожжениях, которые должны были приноситься каждый день – утром и вечером (Чис. 28:3) и курение ладана (Исх. 30:7,8). Само по себе это выражение не означает «ежедневный”, но «постоянный”, «регулярный”.

Значение слова «тамид” в этом месте основывается на трех главных пунктах…

1.Выражение «ежедневный” относилось исключительно к принесению жертв в храме Иерусалима.

2.Выражение «ежедневная” употреблено для противопоставления с язычеством, которое поставит «мерзость запустения” (11:31), или же папству. Эти две силы представляют собой последователей. Выражение «ежедневный”, то есть «постоянный” употреблено для выражения не прекращающегося сопротивления и борьбы сатаны против работы Христа посредством язычества, устранения «ежедневной” и установление «мерзости запустения”. Символизирует собой папский Рим, занявший место языческого, о чем и говорится в 2 Фес.2:7 и Отк.13:2.

3.Выражение «ежедневный” «постоянный” употребляется при выражении постоянного священнодействия Христа в небесном святилище (Евр.7:25, 1 Ин.2:1) и истинного служения Христа в евангельскую эпоху. Устранение «ежедневной” говорит о замене добровольного единства всех верующих, принудительным единством в видимой церкви. Это говорит о власти видимого главы – папы, вместо Христа – невидимого главы церкви. Это говорит о духовной иерархии, вместо прямого обращения ко Христу, о спасении делами, продиктованными церковной властью, вместо спасения верой во Христа, а особенно об исповедании людей перед человеком, вместо посреднической работы Христа, как нашего Великого Первосвященника в небесных дворах. Это говорит о том, что такая система служения полностью отвлекает внимание человека от Христа и таким образом лишает его благословений, исходящих от Его служения.

Если, исходя от этого третьего положения «небольшой рог” является символом государственной власти Рима, а также папской (см. 9:13), тогда в этом случае пророческое определение относится к языческому и папскому Риму. Следовательно, «ежедневный” также может относиться и к земному храму и его служению, а прекращение «ежедневной жертвы” говорит о разрушении храма римским легионом в 70 году по р.Хр., когда были прекращены жертвенные служения. В развертывании будущих событий (см. 11:31, сравни с Мф. 24:15-20, Лк.21:20).

Христос ссылался именно на этот период действия «мерзости запустения”. Как вторая, так и третья точка зрения поддерживается большинством теологов Адвентистского движения. Некоторые серьезные исследователи Библии считают, что «ежедневная” относится к язычеству, а другие полагают, что «ежедневная” относится к священническому служению нашего Господа. По всей вероятности, это одно из тех мест Св.Писания, на которое для получения окончательного ответа мы должны ожидать более благоприятного времени. Как и в отношении других труднопонимаемых мест Св.Писания, наше спасение не зависит от полного понимания этого места в книге Даниила 8:11.

Место. Еврейское слово «макон”. Это выражение употреблено в значении «дом Божий” в книге Ездры (2:68). Но прежде всего, здесь идет речь о разрушении Иерусалима (см. 9:26).

12. Воинство. Еврейское «шаба” имеет общее значение «войско”, или «армия”, а в некоторых случаях означает «род службы” военной, или принудительной (Иов 7:1, 10:17, 14:14, Ис. 40:2). Если остановиться на значении «войско”, то оно указывает на множество, что пало под влиянием этой силы. Та власть будет сильной «но не своей силой” ( 8:24, 10:1).

Повергая истину на землю. Папство изменило истине и окружило ее традициями, скрыло ее под тяжестью и мраком предрассудков.

13. На сколько времени. То есть, сколько времени будет длиться это опустошение и нечестие.

Ежедневная жертва. См. 11 стих.

Опустошительном нечестии. Это выражение вмещает в себя языческую и папскую систему ложной религии, в ее борьбе с истинной религией Бога (см. 9:11).

Святилище. См. 14 стих.

14. Вечеров и утр. Время, покрывающее этот период – это строго определенное время. Но в 8 главе ничего не говорится об его исходной точке отсчета. Тем не менее, в 9 главе и 25 стихе специально указывается это дата – 457 год до р.Хр. Это начальная точка отсчета 2300 пророческих дней, простирающихся до 1844 года. Относительно дальнейших подтверждений по этому вопросу см. 9:24. Относительно достоверности даты 457г. – 9:25.

Святилище. Так как 2300 лет переносят нас в христианскую эру, то мы не можем подразумевать святилище в храме Иерусалима, который был разрушен в 70 году по р.Хр. Святилище Нового Завета – это святилище на небе «воздвигнутое Господом, а не человеком” (Евр. 8:1). Иоанн пророчествовал о времени, когда будет обращено особое внимание на «храм Божий, жертвенник и поклоняющихся в нем” (Отк. 11:1). Символический язык Иоанна имеет удивительное сходство с выражением Даниила (8:11-13).

Будет очищено. По-еврейски «шадаг” – «быть справедливым”, «быть праведным”. Переводчики предлагают целый ряд выражений: «Быть приведенным в надлежащее состояние”, «быть объявленным праведным”, «быть справедливым”, «быть реабилитированным”. Данный перевод этого выражения взят из «перевода 70-ти”. Но все же, неизвестно, то ли при переводе ими было заимствовано это выражение из еврейского «шадаг”, или же взято из рукописей, определяющих многозначность еврейского слова «тахар”, что значит «быть очищенным”, «очиститься”.

Для того, чтобы иметь более ясное представление о том, что должно произойти в небесном святилище, согласно данному пророчеству, не будет излишним проследить служение в земном святилище, поскольку священники в земном святилище служили «образу и тени небесного” (Евр. 8:5). Служение в пустынной скинии и в храме состояло из двух главных периодов: ежедневного и годового. Ежедневное служение Христа, как Нашего первосвященника было представлено ежедневным служением. Годичный день примирения символизировал собой работу, которую Христос должен будет сделать в конце времени. И пророчество Даниила 8:14 указывает на время начала этой специальной работы. Очищение небесного святилища охватывает всю работу окончательного суда, начинающегося со следственного этапа и заканчивающегося исполнительными мерами в искоренении греха во вселенной.

Особенной деталью окончательного суда будет оправдание Божьего характера пред всеми небожителями вселенной. Все те ложные обвинения, какие сатана воздвигал на правление Бога должны быть показаны как необоснованные. В избрании одних для вечности, а других — на вечное осуждение, Бог должен быть показан абсолютно милостивым и справедливым. Окончательные действия Бога заставят людей сказать: «Справедливы и истинны пути Твои” (Отк. 15:3), «праведен Ты, Господи” (Отк. 16:5) и «истинны и праведны суды Твои” (Отк. 16:7). Сам сатана будет вынужден признать Божью справедливость. Слово «справедливость”, или «справедливый” по-еврейски звучит, как «дикано” и является выражением «шадаг”, о чем шла речь при разборе выражения «будет очищено” в 14 стихе. Следовательно, еврейское слово «шадаг” как бы дополняет нашу мысль о том, что Божий характер будет полностью оправдан в «день Его суда” (Отк. 14:7), который начался в 1844 году.

15. Искал значения его. Даниил не понимал значения того, что видел. Часто пророки нуждались в разъяснении того, что им было показано (1 Пет. 1:10-12). Это долг пророка – самым верным способом сообщить о том, что он видел и слышал (Отк. 1:11).

16. Гавриил. В ВЗ имя Гавриил встречается только в этом месте и в 9:21. В НЗ Гавриил сообщает о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1:11-20), затем явившись Марии сообщает о рождении Мессии (Лк. 1:26-33). Небесный вестник Сам о Себе говорит: «Я Гавриил, стоящий пред лицом Божиим” (Лк. 1:19). Гавриил занимает положение, которое занимал до своего падения сатана. Он также открывал пророчества Иоанну (Отк. 1:1, Лк. 1:19).

17. К концу времени. Видение достигает времени, когда мерзость запустения будет уничтожена – это событие, которое переплетается с пришествием Иисуса (2 Фес. 2:8).

Сам характер истолкования символов в этом видении говорит о том, что событие, представленное в этом видении будет исполнено в конце истории мира.

19. К концу определенного времени. См. стих 17.

20. Овен. См. 3,4 стих.

21. Косматый. По-еврейски «шагги” — указывает на мужской род (Быт 37:31, Лев. 4:23). Дальнейшие комментарии по этому вопросу – см. Дан. 8:5).

22. Четыре царства. Сравни 8 главу с 11:4 о четырех царствах, образовавшихся вследствие разделения империи Александра Великого (см. 7:6). Точное истолкование этих деталей видения еще раз убеждает нас в правильности всего предсказанного.

23. Под конец же. То есть, после разделения империи Александра, эти царства еще существовали некоторое время. Римская империя поднималась постепенно и достигла главенствующего положения только после разделения македонской империи. Это пророчество относится как к языческому, так и к папскому Риму. Остается также историческим фактом и то, что римская церковь продолжала управление римской империей.

«Оставшиеся варварские и арианские племена подпали под контроль римского епископа, который был главным лицом после устранения правления римской империи. Римская церковь заняла главное место римской мировой империи. Империя не рухнула, а только изменила форму правления. И это положение является историческим фактом, верно представляющим характер римской церкви, которая и теперь продолжает управлять народами” (Что такое христианство? Адольф Гарнак).

Исполнят меру. Это может относиться к различным народам, а также к иудеям, которые наполнили чашу беззакония (Быт. 15:16).

24. Не его силою. Ср. 12 стих. Некоторые видят здесь ссылки на то, что папство использовало гражданскую власть и державный скипетр для достижения религиозных целей.

Удивительные опустошения. Лучше «страшные опустошения”. Эта власть преследовала до смерти всех, кто противился ее богохульственным требованиями и смела бы с лица земли «святой народ”, если бы за него не вступился Бог.

25. При уме. Лучше «обмане”. Эта власть пользовалась такими методами, как хитрость и обман, в чем достигла наивысшего совершенства.

Среди мира. Лучше «когда они будут жить спокойно” в то время, как многие будут чувствовать себя в безопасности, они будут уничтожены.

Владыка владык. Идет речь о Христе. Это римское правление осудило Христа на смерть. Его руки римляне пригвоздили ко кресту, римский меч пронзил Его бедро.

Не рукою. Это означает, что Сам Господь в конце концов положит конец это власти (2:34). Церковная система, представленная этой силой, будет существовать до тех пор, пока «без содействия человеческих рук” второе пришествие Христа не положит ей конец (2 Фес. 2:8).

Некоторые комментаторы видят в «маленьком роге” из 8 главы символ карьеры Антиоха Епифана (см. 11:14). Тем не менее, при тщательном исследовании, такое мнение оказывается необоснованным. Четыре рога козла (8:8) были царствами и естественно, что и «маленький рог” также был царством. Но Антиох был только царем Сирийской империи, отсюда следует, что он мог быть только одним рогом. Поэтому он уже не мог быть еще и одним рогом. Далее, этот рог разрастался к югу, востоку и прекрасной земле, то есть – Палестине (9 стих). Продвижение Антиоха в Египте закончилось подчинением римлянам. Его успехи в Палестине были очень непродолжительными, а продвижение на восток оборвалось его смертью. Кроме того, время появление Антиоха приходится не «под конец царства”, а в середине. Он не боролся против Владыки, его «попрание истины” было очень непродожительным и малоуспешным, потому что иудеи смело выступили на борьбу против эллинистов. Хотя некоторые черты и детали его работы и совпадают с пророческим описанием, но это не дает повода для его подтверждения.

26. О вечере и утре. См 14 стих. В данном стихе ангел не делает никакого намека на 2300 вечеров и утр, но просто подчеркивает их истинность.

Сокрой. См. 12:4.

К отдаленным временам. Исполнение различных деталей этого видения в данной главе относится к далекому будущему.

27. И я, Даниил изнемог. Разумеется, Даниил был очень встревожен всем тем, что пришлось увидеть. Гавриил сказал пророку, что это видение относится к очень далекому будущему.

Не понимал его. Дальнейшие объяснения были даны позже – см. 9:23.

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 8-ю главу книги Даниила

1-27 стихи.

Каждому народу, вышедшему на мировую арену, было позволено занять свое место на земле и выполнять намерения Святого Стража. Пророчество предрекло возникновение и развитие великих мировых держав: Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима. В этих государствах, а также в государствах более слабых история повторилась. Каждой из этих держав отведен свой период для испытания; каждая из них пережила падение и увядание своей славы и мощи.

Несмотря на то, что народы отвергли Божьи принципы и тем самым погубили себя. Божественный всеобъемлющий план с очевидностью осуществлялся в течение всех столетий. Именно это и видел пророк Иезекииль в чудесных картинах, возникших перед ним во время изгнания в халдейской земле, когда перед его изумленным взором предстали символы верховной власти, управляющей и делами земных правителей (Пророки и цари. Стр. 548).

12 стих.

Затем мне было показано относительно «ежедневной жертвы” (Дан. 8:12), что слово «жертва” прибавлено человеческой мудростью и к стиху не относится и что правильное понимание этого стиха Господь дал тем, которые возвещают час суда Его. До 1844 года, когда господствовало единство, почти все правильно понимали значение слова «ежедневная”, но в связи с религиозным разочарованием в 1844 году, стали возникать другие взгляды, которые повлекли за собой тьму и смущение. Начиная с 1844 года пророческое время перестало быть испытанием для народа Божьего и никогда впредь не будет (Опыты и видения. Стр.74).

13,14 стихи.

Второе видение еще больше осветило грядущие события, и в конце его Даниил услышал одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение?” (Дан. 8:13). Последовавший ответ: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится” (Дан. 8:14) — привел его в недоумение. Он искренно желал знать значение этого видения. Неясно было, какая связь существует между семьюдесятью годами рабства, предсказанными пророком Иеремией, и периодом в две тысячи триста вечеров и утр, который, по словам небесного посланника, должен закончиться перед очищением Божьего святилища. Ангел Гавриил дал ему частичное объяснение, однако когда пророк услышал слова: «видение… относится к отдаленным временам”, он потерял сознание. «И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его” (стихи 26, 27). По-прежнему обремененный заботами об Израиле, Даниил заново изучил пророчества Иеремии. Они были ясны — ясны настолько, что по свидетельствам, находившимся в книгах, он понял: «число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима” (Дан. 9:2). Твердо веря в непререкаемость пророческого слова, Даниил умолял Господа, чтобы скорее исполнились эти обетования. Он молил, чтобы было возвеличено Его имя. В своей молитве он и себя причислял к тем, кто отступил от намерений Божьих, и исповедал их грехи как свои личные (Пророки и цари. Стр.554).

14 стих.

….Тогда мне было показано, что заповеди Божии и свидетельство Иисуса, относящиеся к закрытой двери неотделимы…

Пока Иисус не окончил Свое служение во Святилище до 1844 года, дверь во Святое-святых не была открыта. Затем Иисус поднялся, закрыл дверь во Святое и открыл во Святое-святых и прошел за вторую завесу, где Он и сегодня стоит пред ковчегом и куда верой достигает Израиль (Опыты и видения. Стр. 42).

Я видела, что служение во святилище в связи с пророчеством о 2300 вечерах и утрах, заповеди Божьи и вера Иисуса являются важнейшими темами, которым вестники Божьи должны уделять значительную часть своего времени. Раскрывая эти темы, можно подробно осветить прошлое адвентистского движения и показать, что задача современного адвентизма — укрепить веру колеблющихся и вдохнуть в ряды народа Божьего уверенность в его славном будущем. Мне было неоднократно показано, что на этих темах вестники Божьи должны останавливаться как на главных темах спасения (Опыты и видения. Стр. 63).

Ангел был послан к Даниилу, чтобы объяснить ему то, что он не понял в видении (8-я глава), а именно: слова, описывающие период времени: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится”. Повелев Даниилу «вникнуть в слово и уразуметь видение”, ангел сразу же сказал: «семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего”. Слово, переведенное здесь как «определены”, буквально означает «отрезаны”. 70 седмин, или 490 лет, согласно ангелу, отрезаны специально для иудеев. Но от чего они отрезаны? Так как 2300 дней являлись единственным периодом времени, упоминающимся в 8-й главе, следовательно, 70 недель отрезаны от 2300 дней, и эти два отрезка времени должны были начаться одновременно. Согласно объяснению ангела, эти 70 недель начинались с того времени, как вышел указ о восстановлении Иерусалима. Если бы только можно было установить дату этого указа, тогда было бы нетрудно найти и исходную точку великого периода 2300 дней. В 7-й главе Книги Ездры говорится об этом указе (см. Езд. 7:12-26). В окончательном виде этот указ был издан Артаксерксом, царем Персидским, в 457 году до Р. X. Но в Книге Ездры (Езд. 6:14) говорится, что дом Господень будет построен «по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских”. Три царя составляли, уточняли и дополняли этот указ до тех пор, пока не довели его до совершенства, предусмотренного пророчеством, чтобы он мог ознаменовать начало 2300 дней. Считая 457 год до Р. X., когда был издан окончательный указ, точкой отсчета, нетрудно проследить, как исполнилось пророчество о семидесяти седьминах во всех подробностях (Великая борьба. Стр. 326).

При объяснении слов «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится” (Дан. 8:14) Миллер, основываясь, как уже было сказано, на общепризнанной точке зрения о том, что земля является святилищем, верил, что очищение святилища представляет собой очищение земли посредством огня и что это произойдет при Втором пришествии Господа. Поэтому когда он обнаружил, что можно точно вычислить дату окончания 2300 дней, то пришел к выводу, что это время и является временем Второго пришествия. Его заблуждение стало следствием принятия популярного тогда учения о том, что святилище — это наша земля. В прообразной системе богослужения, являющейся тенью жертвы и священства Христа, очищение святилища было последним действием, совершаемым первосвященником в конце годичного цикла служения. Это был заключительный момент искупления — очищение израильского общества от грехов. Он символизировал собой заключительный этап в служении нашего Небесного Первосвященника, когда Он снимает грехи со Своего народа, внесенные в небесные книги. Это служение включает в себя следствие и суд, после которых сразу же явится Христос на облаках небесных с силой и славой великой, ибо до Его пришествия уже будет решена участь каждого. Иисус говорит: «Возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его” (Откр. 22:12). Именно об этом суде, предваряющем Второе пришествие, и говорится в вести первого ангела: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда” (Откр. 14:7) (Великая борьба. Стр. 352).

В окончательном виде этот указ был издан Артаксерксом, царем Персидским, в 457 году до Р. X. Но в Книге Ездры (Езд. 6:14) говорится, что дом Господень будет построен «по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских”. Три царя составляли, уточняли и дополняли этот указ до тех пор, пока не довели его до совершенства, предусмотренного пророчеством, чтобы он мог ознаменовать начало 2300 дней. Считая 457 год до Р. X., когда был издан окончательный указ, точкой отсчета, нетрудно проследить, как исполнилось пророчество о семидесяти седминах во всех подробностях (Великая борьба. Стр. 326).

Основанием и столпом адвентистской веры является следующее место из Священного Писания: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится” (Дан. 8:14). Эти слова были знакомы всем верующим в скорое пришествие Господа. Тысячи уст произносили это пророчество как символ своей веры. Они сознавали, что на предсказанных там событиях зиждились их лучшие надежды и ожидания. Было ясно, что эти пророческие дни должны окончиться осенью 1844 года. Вместе с остальным христианским миром адвентисты того времени верили, что святилищем является земля или же какая-то часть ее. Они полагали, что очищение святилища означает очищение земли огнем в последний великий день и что это произойдет во время Второго пришествия. Отсюда следовал вывод, что Христос должен вернуться на землю в 1844 году (Великая борьба. Стр. 409).

На вопрос: что такое святилище? — Священное Писание отвечает весьма определенно и ясно. Выражение «святилище”, как оно употребляется в Библии, относится, во-первых, к скинии, воздвигнутой Моисеем по небесному образцу, и, во-вторых, к истинной скинии на небе, на которую указывало земное святилище. Со смертью Христа оканчивалось и прообразное служение. «Истинная скиния” на небе является святилищем Нового Завета. И так как пророчество Даниила (8:14) полностью исполнилось уже в новозаветное время, то святилище, о котором говорится в нем, должно быть святилищем Нового Завета. По окончании 2300 дней в 1844 году на земле уже давно не было святилища. Таким образом, пророчество «на 2300 вечеров и утр; и тогда святилище очистится”, без сомнения, указывает на небесное святилище. Остается ответить на самый важный вопрос: что такое очищение святилища? В Ветхом Завете говорится о служении очищения земного святилища, но разве на небе что-либо нуждается в очищении? В Послании к Евреям в 9-й главе ясно говорится об очищении как земного, так и небесного святилища: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами” (Евр. 9:22, 23), а именно: драгоценной Кровью Христа. Очищение, как в прообразном служении, так и в действительном, должно было совершаться кровью; в первом случае — кровью животных, а во втором — Кровью Христа. В Послании к Евреям апостол Павел указывает, что очищение должно совершаться посредством крови потому, что без пролития крови нет прощения. Грех должен быть прощен, отпущен или изглажен. Но какое отношение имеет грех к святилищу, будь то на небе или на земле? Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к символическому служению, потому что священники, совершая земное служение, служили «образу и тени небесного” (Евр. 8:5). Служение в земном святилище состояло из двух частей: ежедневно священники служили во Святом, а раз в году первосвященник совершал особый обряд примирения во Святом святых для очищения святилища. Изо дня в день кающийся грешник приводил свою жертву к дверям скинии и, возлагая руку на голову животного, исповедовал грехи, прообразно перенося их на невинную жертву. После этого животное убивали. «Без пролития крови, — говорит апостол, — не бывает прощения”. «Душа тела в крови” (Лев. 17:11). Нарушенный Закон Божий требовал жизни преступника. Кровь, символизировавшая жизнь грешника, вина которого переносилась на жертвенное животное, вносилась священником во Святое, и он окроплял ею завесу, за которой находился ковчег завета, содержащий нарушенный грешником Закон. Посредством этого обряда грех символически переносился в святилище через кровь. В некоторых случаях кровь не вносилась во Святое, но тогда священники должны были съедать мясо, как и повелел Моисей сыновьям Аарона, говоря: «Она (жертва) дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом” (Лев. 10:17). Оба обряда равным образом символизировали перенос греха с кающегося грешника во святилище.

Это служение совершалось изо дня в день в течение целого года. Грехи Израиля, таким образом, переносились во святилище, и для их удаления требовался специальный обряд. Бог повелел, чтобы для каждого из святых отделений было совершено особое служение очищения: «И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их”. Жертвенник также нужно было очищать: «И очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых” (Лев. 16:16, 19). Раз в год, в великий День искупления первосвященник входил во Святое-святых, чтобы очистить святилище, — так заканчивался годичный цикл служений. В великий День искупления приводили двух козлов к воротам скинии и над ними бросали жребий: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения” (Лев. 16:8). Козла, на которого падал жребий для Господа, убивали как жертву за грех. Первосвященник вносил его кровь за завесу и кропил ею над крышкой ковчега и перед нею. Жертвенник курения, стоявший перед завесой, также окроплялся кровью. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню” (Лев. 16:21, 22). Козел отпущения не возвращался больше в израильский стан, и человек, который уводил его, должен был омыть водой одежды свои и тело и только потом возвратиться обратно в стан. Вся эта церемония совершалась с тем, чтобы внушить израильтянам истину о святости Господа, напомнить о Его отвращении ко греху. Они должны были понять, что всякое соприкосновение с грехом оскверняет человека. В то время как происходило служение очищения, каждый человек должен был смирить свое сердце. Любые обыденные занятия откладывались, и все израильтяне проводили этот день в торжественном смирении перед Богом, в молитве, посте и глубоком самоисследовании. Прообразное служение примирения содержит в себе важные истины. Вместо грешника в жертву приносилось животное, но кровь жертвы, однако, не смывала грех. Поэтому он переносился во святилище. Принесением крови грешник признавал авторитет Закона, исповедовал свою вину в нарушении его и выражал свое стремление получить прощение через веру в грядущего Спасителя; но все же он не вполне освобождался от осуждения Закона. В День искупления первосвященник, приняв жертву от общества, входил с кровью во Святое-святых и кропил крышку ковчега прямо над скрижалями, чтобы таким путем удовлетворить требования Закона. Затем, будучи посредником, он возлагал грехи на себя и выносил их из святилища. Возложив руки на голову козла отпущения, он исповедовал над ним все эти грехи и таким путем символически перекладывал их с себя на козла. Козел уносил их прочь, и считалось, что они навсегда сняты с народа. Это служение было «тенью и прообразом небесного”.

То, что символически совершалось в земном святилище, в действительности происходит в святилище небесном. После вознесения Спаситель начал Свое служение первосвященника. Апостол Павел говорит: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие” (Евр. 9:24). Служение священника в течение всего года в первом отделении святилища, «за завесой”, отделяющей, подобно двери, Святое место от внешнего двора, олицетворяет собой то служение, к которому приступил Христос после вознесения на небо. Работа священника в ежедневном служении состояла в том, чтобы приносить Богу кровь жертвы за грех, а также и воскурять фимиам, который возносился вместе с молитвами Израиля. Так поступает и Христос, принесший Отцу Свою Кровь за грешников и представляя Ему вместе с драгоценным благоуханием Своей праведности молитвы кающихся верующих. Это служение Он совершал в первом отделении небесного святилища. К небесному святилищу с верой обратились взоры учеников Христа, когда Он вознесся от них на небо. В нем сосредоточивалась вся их надежда, которая, как говорит Павел, «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек… И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление” (Евр. 6:19, 20; 9:12). В течение восемнадцати столетий продолжалось священническое служение в первом отделении святилища. Кровь Христа ходатайствовала за кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако эти грехи по-прежнему оставались записанными в небесных книгах. Подобно тому как в прообразном служении в конце года совершалось очищение святилища, так и прежде завершения служения Христа по искуплению человечества нужно было очистить от грехов небесное святилище, удалив из него все грехи. Это и есть то служение, которое началось по окончании 2300 пророческих дней.

В это время, согласно пророчеству Даниила, наш Первосвященник вошел во Святое святых, чтобы исполнить последнюю часть Своего торжественного служения — очистить святилище. Как в древности грехи народа верой возлагались на жертву за грех и посредством ее крови переносились образно в земное святилище, так и в Новом Завете наши грехи верой возлагаются на Христа и фактически переносятся в небесное святилище. И как прообразное очищение земного святилища осуществлялось путем удаления из него грехов, так и действительное очищение небесного святилища осуществляется посредством удаления или уничтожения грехов, внесенных туда. Но чтобы определить, кто через покаяние и веру во Христа может получить право на спасение, необходимо изучить книги небесные. Поэтому очищение святилища включает исследование дел живых и мертвых — следственный суд. Он должен быть завершен до того времени, как явится Христос, чтобы искупить Свой народ, ибо когда Он придет, то воздаст «каждому по делам его” (Откр. 22:12). Таким образом те, кто следовал свету пророческого слова, увидели, что Христос, вместо того чтобы прийти на землю в конце 2300 дней — в 1844 году, вошел тогда во Святое святых небесного святилища, чтобы завершить дело искупления и подготовить все необходимое для Своего пришествия (Великая борьба. Стр. 417-422).

И пророчество Даниила (Дан. 8:14): «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится”, и первая ангельская весть (Откр. 14:7): «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его” указывали на служение Христа во Святом святых в небесном святилище и на следственный суд, а не на Второе пришествие Христа, Который должен будет искупить Свой народ и истребить нечестивых. Ошибка крылась не в исчислении пророческих периодов, а в том, какое событие должно было произойти в конце 2300 дней. Эта ошибка причинила детям Божьим разочарование, однако все, что было предсказано пророчеством, и все, что они могли ожидать согласно Писанию, исполнилось. В то самое время, когда они оплакивали свои несбывшиеся надежды, произошло событие, предсказанное этой вестью, которое должно было исполниться прежде, чем Господь придет, чтобы вознаградить Своих слуг. Христос пришел, но только не на эту землю, как они ожидали, но, согласно прообразу судного дня, Он вошел во Святое-святых храма Божьего на небе. Пророк Даниил описывает Его как явившегося перед «Ветхим днями”. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему” (Дан. 7:13). Об этом говорит и пророк Малахия: «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал. 3:1). Пришествие Господа в храм было внезапным и неожиданным событием для Его народа. Они не ожидали увидеть Его там. Они думали, что Он придет на землю «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию” (2 Фес. 1:8) (Великая борьба. Стр. 424).

Помимо прихода Господа в храм Малахия также предсказывает и его Второе пришествие, когда Он придет совершить суд: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф” (Мал. 3:5). Иуда имеет в виду то же самое событие, говоря: «Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах” (Иуд. 14, 15). Это пришествие и приход Господа в Свой храм — совершенно разные события. Вход Христа как нашего Первосвященника во Святое-святых для очищения святилища, описанный в Книге Даниила (8:14), приход Сына Человеческого к Ветхому днями, о котором мы читаем там же (7:13), и приход Господа в Свой храм, предсказанный Малахией, — все это является описанием одного и того же события, которое изображено также приходом жениха на брачный пир в притче Христа о десяти девах (Мф. 25) (Великая борьба. Стр. 426). В определенное для суда время, по завершении 2300 дней, то есть в 1844 году, начался следственный суд и заглаживание грехов: все, кто когда-либо считали себя последователями Христа, подвергнутся самому пристальному изучению. И живые, и мертвые должны быть судимы «по написанному в книгах сообразно с делами своими” (Великая борьба. Стр. 486).

16 стих.

Это архангел Гавриил, второй по положению после Сына Божьего, пришел к Даниилу с Божественной вестью. Именно Гавриила, «Своего ангела”, послал Христос открыть будущее Своему возлюбленному Иоанну. Всем читающим и слушающим слова пророчества сего и соблюдающим написанное в нем, обещано благословение (см. Откр. 1:3) (Христос – надежда мира. Стр. 234).

26, 27 стих.

Второе видение еще больше осветило грядущие события, и в конце его Даниил услышал одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение?” (Дан. 8:13). Последовавший ответ: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится” (Дан. 8:14) — привел его в недоумение. Он искренно желал знать значение этого видения. Неясно было, какая связь существует между семьюдесятью годами рабства, предсказанными пророком Иеремией, и периодом в две тысячи триста вечеров и утр, который, по словам небесного посланника, должен закончиться перед очищением Божьего святилища. Ангел Гавриил дал ему частичное объяснение, однако когда пророк услышал слова: «видение… относится к отдаленным временам”, он потерял сознание. «И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его” (стихи 26, 27). По-прежнему обремененный заботами об Израиле, Даниил заново изучил пророчества Иеремии. Они были ясны — ясны настолько, что по свидетельствам, находившимся в книгах, он понял: «число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима” (Пророки и цари. Стр.554).

27 стих.

В Книге Даниила (см. 8:14) содержалось то пророчество, которое, как казалось Миллеру, несомненно указывало на время Второго пришествия: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится”. Следуя испытанному правилу, согласно которому Писание само себя разъясняет, Миллер узнал, что один день в библейском пророческом времени означает год (см. Чис. 14:34; Иез. 4:6). Он видел, что период 2300 пророческих дней, или буквальных лет, простирается далеко за пределы времени благодати, определенного для иудеев, и, следовательно, не относится к святилищу Ветхого Завета. Миллер придерживался общепринятой точки зрения, что в христианскую эру святилищем является земля, и потому пришел к выводу, что предсказанное очищение святилища (см. Дан. 8.14) означает очищение земли посредством огня при Втором пришествии Господа. Если, рассуждал он, найти исходную точку для отсчета 2300 дней, тогда можно установить и время Второго пришествия. Таким путем стало бы известно время великого конца, когда весь современный мир с его гордостью, властью, пышностью, с «его тщеславием, нечестием и угнетением придет к своему концу”, когда проклятие будет «удалено с земли, смерть уничтожена, а рабы Божьи, пророки и святые, и все боящиеся Его вознаграждены, а губившие землю – истреблены”. Миллер еще более ревностно и серьезно продолжил исследовать пророчества, посвящая целые дни и ночи изучению этих истин, которые теперь казались ему необыкновенно важными и интересными. В 8-й главе Книги Даниила он не мог найти исходной точки для отсчета 2300 дней; хотя ангелу Гавриилу и было поручено объяснить Даниилу видение, однако он сделал это только частично.

Когда пророк увидел ужасные преследования, которые ожидали Церковь, силы оставили его. Это зрелище оказалось непереносимым для него, и ангел на время покинул его. Даниил «изнемог и болел несколько дней”. «Я изумлен был видением сим и не понимал его”, — говорит он. Но Бог повелел Своему посланнику: «Объясни ему это видение!” Это поручение должно было быть выполнено, и спустя некоторое время ангел возвратился к Даниилу: «Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению”. «Итак вникни в слово и уразумей видение” (Дан. 8:27, 16; 9:22, 23, 25-27). В видении, описанном в 8-й главе, был важный момент, который остался необъясненным, а именно: период времени 2300 дней. Поэтому при своем вторичном появлении ангел сосредоточился главным образом на вопросе о времени (Великая борьба. Стр. 325).