Раздел III. Ревивализм, миссии и модернизм (1789–1914)

Глава 34. Победы и проблемы католичества (1789–1914)

Католическая Церковь утратила свои светские владения и большую часть своего политического влияния с 1789 по 1914 год. Позор папства во время Французской революции находился в значительном контрасте с былыми победами контрреформации. В эпоху романтизма после наполеоновских войн папство вновь обрело престиж и мощь до 1870 года, но с того времени до первой мировой войны его история является историей потери престижа и подъема антиклерикализма во многих странах Европы. Эти трудности отражали сложность отношений национальных Церквей со вселенской папской Церковью.

1. Революция и папство (1789–1815)

Плохие экономические, политические, социальные и юридические условия, пример Английской революции 1689 года и Американской революции 1776 года помогли развить идеологию, которая рационализировала право начать народную революцию против Людовика XVI. Эта идеология была результатом учения энциклопедистов, среди которых были Руссо, Монтескье, Дидро и Франсуа Аруэ, или, как он более известен, Вольтер. Руссо и Монтескье разработали политическую идеологию революции, а Вольтер критиковал Церковь в Риме и высказывался за терпимость. Следует признать, что существовали основания для критики Католической Церкви во Франции. Она обладала большими землевладениями, доходы от которых, как правило, распределялись между высшим духовенством. Вольтер высказывался в пользу религии рассудка, а не религии руководителей Римской католической Церкви во Франции, но энциклопедисты хотели скорее реформ, чем революции.

Национальная ассамблея Франции в ноябре 1789 года объявила, что церковные владения становятся общественной собственностью и выпустила облигации, за которые можно было выкупить эту землю. Позже эти облигации стали циркулировать как деньги. В начале 1790 года законом были упразднены монастыри. Летом 1790 года Ассамблея приняла «Гражданскую конституцию духовенства», по которой число епископов сократилось до 83 в соответствии с количеством провинций. Епископы должны были избираться теми же избирателями, которые избирали гражданских должностных лиц, а папе римскому оставалось лишь ознакомиться с их выбором. Духовенство должно было получать зарплату у государства и давать клятву преданности государству. Власть папы сокращалась до того, что он лишь излагал догматы Римской католической Церкви. Церковные служители не слишком энергично возражали против потери церковной земли, но они посчитали, что этот новый акт означает секуляризацию Церкви и жестоко сопротивлялись ему. Примерно 4 тысячи клириков покинуло Францию.

Римская католическая Церковь и французское государство были полностью разделены во время правления диктатуры 1793–1794 годов, когда многие были казнены за контрреволюционную деятельность. В это время поддержка Церкви стала делом добровольным. Наиболее атеистические руководители пытались даже в 1793 году установить на некоторое время религию рассудка во Франции и короновали молодую актрису богиней рассудка в соборе Нотр-Дам. Другие деятели, не склонные к крайностям, признали все-таки изменения в календаре, который устанавливал каждый десятый день днем отдыха, а не воскресенье. Этот календарь, принятый 7 октября 1793 года, сохранялся до 1804 года. Он был разработан для того, чтобы устранить воскресенье и многочисленные, дни святых. Робеспьер предпочитал деистическую религию Верховного Существа. В этот короткий период Католическая Церковь столкнулась с сильнейшей оппозицией. Даже папа римский был взят в плен и заключен в тюрьму во Франции, где он и умер.

Когда Наполеон в 1799 году захватил власть, он понимал, что большинство французов являются католиками в религиозном отношении, и Конкордатом 1801 года предложил заключить союз между Римской католической Церковью и государством. В Конкордате Наполеон признал католичество «религией большинства французских граждан», но не сделал ее государственной религией. Епископы должны были назначаться государством и посвящаться в сан папой римским. Духовенство должно было получать жалование от государства, но имущество, взятое у Римской католической Церкви в 1790 году, не было ей возвращено. Конкордат регулировал отношения между Церковью и государством во Франции до 1905 года. «Органические статьи» 1802 года указывали, что папские буллы не могут быть опубликованы, а соборы не могут созываться во Франции без согласия правительства. Церковь, таким образом, стала управляться государством.

2. Реставрация папской власти (1815–1870)

До 1870 года папство смогло возвратить себе утраченное влияние в Европе. Меттерних, канцлер Австрии, был расположен к альянсу правителей Европы с Римской Церковью, желая сохранить статус-кво и предотвратить национальные или демократические выступления где бы то ни было в Европе. Из-за этой реакционной точки зрения он оказывал папству расположение везде, где это только было возможно. Рейхстаг в Вене, на котором он был председателем, возвратил папе его поместье. Меттерних писал о религии как об оплоте общества в своем «Исповедании веры» (1820).

Романтизм также помог папству, поскольку он был восстанием против рационализма XVIII века. Романтизм провозглашал интуитивный подход к жизни. Романтики выражали себя больше в поэзии, чем в прозе. Они предпочитали содержание форме. Они воспевали средневековое прошлое и природу, обращались к сердцу человека, а не к его рассудку. Вордсворт подчеркивал присутствие Бога в природе, Вальтер Скотт прославлял средневековое прошлое в своих романах. Шатобриан славил Церковь в своих литературных трудах. Руссо писал, что человек является самым счастливым в своем естественном состоянии. Он считал, что народ в состоянии управлять, настаивая на праве людей выбирать правителей через выражение их общей воли, которая должна проявляться в голосовании большинством. Его «Социальный договор» начинался словами: «Человек родился свободным и везде находится в цепях».

Художники также уделяли меньше внимания формам и канонам своей работы, пытаясь изобразить на холсте не копию реальности, а впечатление, которое произвела на них реальность. Их рисунки были интерпретацией природы, а не ее портретом.

Идеалистическая философия также делала упор на волевую и эмоциональную сторону человеческой природы. Кант основывал свои доказательства Бога, души и бессмертия на чувстве справедливости, которым обладает человек в своем естестве. Люди также стали интересоваться историей своих государств.

Все эти проявления романтизма, которые распространились в Европе примерно с 1790 по 1850 год, усиливали власть религии над человеком. Особенно развитию религиозных представлений и ощущений помогала многоцветная обрядовая и чувственная религия Католической Церкви. Иезуиты, распущенные Климентом XIV в 1773 году, были воссозданы буллой Пия VII в 1814 году. Они сразу же приступили к обучению миссионерской деятельности, хотя уже меньше вмешивались в политику государств, чем прежде.

Ущемление политических прав, которое не давало католикам в Британии возможности голосовать, а также занимать любую общественную должность, было отменено в 1829 году по «Акту о католической эмансипации». Это было результатом работы Даниэля О’Коннела. Англиканская Церковь была отделена от государства в Ирландии в 1869 году Глздстоном, и ирландцам больше не нужно было платить десятину Англиканской Церкви (кроме десятины добровольными пожертвованиями они поддерживали собственное католическое духовенство). К середине XIX века сходное лишение прав было отменено в Пруссии, Франции и Австрии.

«Оксфордское движение» в Англиканской Церкви помогло Католической Церкви как прямо, так и косвенно. В 1845 году Генри Эдвард Маннинг и Джон Генри Ньюман, вожди этого движения, вошли в Католическую Церковь, а к 1862 году примерно 625 важных персон – военных, профессоров, членов парламента и примерно 250 представителей англиканского духовенства стали католиками. Косвенным образом движение помогло Риму, возродив в Высокой Церкви англиканства взгляды на причастие, почти не отличавшиеся от догмата пресуществления, монашество, обряды и чувство необходимости Церкви для человеческой жизни. Для многих людей не составило труда сделать небольшой шаг от Высокой Церкви англиканства к Католической Церкви.

Пий IX (1792–1878), находившийся на папском престоле с 1846 по 1878 год, всеми силами пытался упрочить положение Католической Церкви. В 1854 году в «Ineffabilis Deus» («Невыразимый Бог») после совета с епископами Церкви Пий провозгласил доктрину о безгрешном зачатии Марии, или о том, что Мария была зачата без «какого-либо пятна природного греха». Все верующие отныне должны были принять эту доктрину как один из догматов Католической Церкви, без веры в которые невозможно спастись.

Вскоре папа начал выражать свое мнение о национализме и политическом либерализме того времени, которые казались враждебными Римской Церкви. И в 1864 году он выпустил «Силлабус, или Перечень главнейших заблуждений нашего времени», где осудил такие основные формы философии, как идеализм с его тенденцией к пантеизму, терпимость в религии, отделение Церкви от государства, социализм, библейские общества, систему светских школ, взгляд, что папа не имеет светской власти, гражданский брак и библейский критицизм. Он считал, что эти идеи разлагают Церковь, в которой он был понтификом. В 1863 году в булле «Quanto Conficiamur», являющейся приложением к «Quanto Cura», он выразил взгляд об Unam Sanctum, или о том, что спасение возможно лишь в Римской католической Церкви.

Декларация о папской непогрешимости в декрете Ватиканского собора 1870 года ознаменовала пик деятельности Пия. Декларацию одобрили 533 человека из тех, кто присутствовал на соборе. Двое проголосовали против, и меньшинство (чуть более 100 человек) не пришло на голосование в тот день. Очевидно, свинцовые тучи и ужасные вспышки молний снаружи не были видны духовенству изнутри. Сущность положения, принятого собором, заключалась в том, что когда папа говорил ех cathedra (с амвона), то есть как глава Церкви на земле, выражая мнение о вере или о моральных нравах, то все, что он говорил, являлось непогрешимым и должно было приниматься католиками как догма, в которую нужно верить, если человек хочет спастись. Учение сделало ненужным церковные соборы в будущем, поскольку теперь папа являлся окончательным авторитетом в делах веры и морали. В 1871 году возникла Старокатолическая Церковь, которую возглавил Иоганн фон Деллингер (1799–1890).

3. Сопротивление папской власти (1871–1914)

Декларация о папской непогрешимости и потеря политической власти не были разделены большим промежутком времени. Практически сразу же после Декларации 1870 года папство стало ощущать антиклерикальную враждебность, которая привела к упадку авторитета во многих государствах. В 1870 году итальянские армии заняли Рим, когда Людовику Наполеону пришлось отозвать французский гарнизон, охранявший папство, чтобы использовать его во франко-прусской войне, и папа потерял все свои светские владения за исключением непосредственно Ватикана. Однако он не захотел заключить соглашение с новой итальянской конституционной монархией, несмотря на благородные предложения, сделанные в «Законе о папских гарантиях» итальянским правительством в 1871 году. Этот закон предлагал папе ежегодно, постоянно 645 тысяч долларов в качестве компенсации за потерю светских владений (это позволило бы ему содержать свои владения в Ватикане), вводил самоуправление в его районе и гарантировал невмешательство со стороны государства. Папа отказался принять этот союз, издал указ, запрещавший католикам голосовать или занимать должности в итальянском правительстве, и удалился в наложенное самому себе «заточение» в Ватикане, от которого были освобождены лишь более поздние папы после соглашения с правительством Муссолини в 1929 году.

Католическая Церковь также столкнулась с проблемами в Германии в правление «железного канцлера» Бисмарка. Бисмарк считал, что интернационализм Католической Церкви стоял на пути к полному объединению людей новой Германской империи, которая была провозглашена в 1871 году в Зеркальном зале Версальского дворца. Он считал, что этот «Черный интернационал» представлял такую же угрозу единству германской нации, как и «Красный интернационал социализма». В 1872 году Бисмарк выслал иезуитов и в 1873 году принял Народные, или Майские, законы. Эти законы секуляризировали образование, делали регистрацию рождений и смертей прерогативой государства, вводили положение о гражданском браке и принуждали духовенство обучаться в государственных университетах. Бисмарк, помня Каноссу, где в 1073 году был унижен Генрих IV, сказал, что он «не пойдет в Каноссу», как это сделал Генрих, однако ему пришлось отказаться от этой политики и вернуть католикам отнятые у них прежде права к концу десятилетия, когда он обнаружил, что Католическая Церковь – ценный союзник в борьбе против социализма.

Антиклерикальные настроения наиболее сильно выражались во Франции в этот период. В 1901 году религиозные ордена монахинь и монахов были лишены права давать образование, но самый жестокий удар пришелся на 1905 год, когда французская палата депутатов приняла Закон об отделении. Духовенство более не могло получать жалованье от государства, и все церковное имущество должно было отойти к государству. Церковнослужители должны были объединяться в ассоциации для того, чтобы получить разрешение использовать имущество на религиозные нужды. Государство более не хотело признавать никакую веру особым образом. Так Римская Церковь лишилась привилегий, доставшихся ей по Конкордату 1801 года. Папа объявил закон недействительным, но это не оказало эффекта на претворение закона в жизнь.

Лев XIII (1810–1903), который был папой с 1878 по 1903 год, получил образование у иезуитов и обладал большим административным опытом. Он выпустил экциклики против власти национальных государств, особенно Германии, возглавляемой Бисмарком. В энциклике «Immortale Dei» (1885) он утверждал, что как Церковь, так и государство даны от Бога и каждая имеет данные ей Богом функции. Но он объявил ложным нежелание государства признать власть Бога через Церковь и его попытки управлять Церковью и провозглашать высший суверенитет государства.

Лев также утверждал моральные права церкви не только в политике, но и в экономике, утвердив в 1891 году энциклику «Rerum Novarum» («О новых вещах»). «Государство, – писал он, – должно признавать частную собственность естественным правом и законность существования классов». Рабочие имеют право объединяться в союзы, и государство должно стараться устранять несправедливость к рабочим и способствовать тому, чтобы они получали должную зарплату. Он критиковал социализм, а ранее активно выступал против коммунизма в своих сочинениях. В энциклике «Quadragesimo Anno» (1931) Пий XI (1857–1939) вновь подтвердил и приспособил к изменившимся условиям эти же принципы, которые были вновь подтверждены и осовременены Иоанном XXIII в энциклике «Mater et Magister» («Мать и наставница»).

Что касается богословия, то Лев в энциклике «Aeterni Patris» (1879) призывал изучать богословие Фомы Аквинского в католических школах и семинариях. Он выразил взгляд о непогрешимости Библии в энциклике «Providentissimus Deus» (1893).

Пий X (1835–1914), папа с 1903 по 1914 год, продолжил борьбу против всех форм либерализма. Альфред Луази (1857– 1940), преподаватель библейских курсов во Франции, хотел чуть-чуть отойти от библейских толкований и экзегетики и перейти к историческим исследованиям Библии. Тем самым был брошен вызов сотворению, мессианству и взгляду, что Христос образовал Римскую католическую Церковь непосредственно. Джордж Тиррелл (1861–1909) в Англии хотел применить исторический критицизм к Писаниям и считал, что в Библии существует эволюция богословия. Они оба были отлучены от Церкви, и папа римский в своих энцикликах «Lamentabili Sane Exitu» (1907) и «Pascendi Dominici» (1907) перечислил и осудил модернистские идеи. Из-за этого либерализм никогда не представлял такую проблему в католичестве, какой он стал в протестантизме.

Новый прилив христиан в церковь был вдохновлен конгрессами по евхаристии, первый из которых собрался в Лилле в 1881 году, явлением девы Марии в Лурде после 1858 года и в Фатиме в Португалии. Почитание Священного сердца Иисуса также подкрепляло этот прилив. Бенедиктинцы повысили роль литургии и совершали литургию некоторых таинств на родном языке.

Таковы были успехи Католической Церкви с 1789 по 1914 год в основных странах Европы. После 1914 года Церковь в Риме встретилась со все увеличивающимися трудностями из-за расширяющегося влияния коммунизма и ущерба от мировых войн XX века.