31. Важная роль книги «вопросы по доктринам» — в 1957 г.

События, изложенные в предыдущей главе, идут параллельно с серией конференций (18), проведенных с представителями евангельских вероучений в 1955-56 гг. Эти интервью и дискуссии завершились изданием книги «Ответы Адвентистов седьмого дня на вопросы учения» (1957), а также труда Мартина «Истина об Адвентистах седьмого дня» (1957, исправ. изд. за 1960), вместе с важными издательскими передовицами и статьями из журнала «Наша надежда» и «Вечность» доктора Грея Барнхауза и Вальтера Мартина. Эти встречи настолько важны, что даже несколько детальное их изложение — оправдано.

I. Ряд неповторяемых встреч меняет отношение

1. Благотворные результаты встреч

Это будет полезно для читателя, а особенно для наших служителей — иметь представление об этих событиях. Началось все это с того, когда Т. Е. Уирух, председатель нашей Восточно-Пенсильванской Конференции в Сев. Америке прослушал серию [477] еженедельных радиопередач на послание к Римлянам, где особенное внимание уделялось вопросу праведности через веру. Эти уроки вел док. Дональд Грей Барнхауз, пастор Десятой пресвитерианской церкви в Филадельфии, и в то же самое время редактор журнала «Вечность», диктор и преподаватель в еженедельном Библейском классе по понедельникам в Нью-Йорке,- который он уже вел около десяти лет.

Уирух написал Барнхаузу, высоко оценивая его библейские познания и духовную помощь через его радиопередачи в вопросе праведности через веру. Это неожиданное признание смутило Барнхауза, так как он понимал, что Адвентисты седьмого дня признают праведность через дела.

Этот инцидент, со всеми вытекающими из него последствиями побудил Вальтера Мартина — баптиста-полемиста, и специалиста по религиозным течениям, издателя журнала «Вечность» — связаться через Уируха с адвентистами.

2. Двойная просьба Мартина

Мартин отыскал новую штаб-квартиру конференции, которая была перемещена из Филадельфии в Ридинг и объяснил цель своего посещения. Он попросил самые главные материалы из наших доктрин, а также попросил о встрече с нашими руководителями, которые ответили бы ему на ряд вопросов, которые возникли у него при исследовании нашего вероучения. Все это было для него материалом, который он собирал для своей книги,- между прочим, которую ему поручили написать,- о доктринальных заблуждениях Адвентистов седьмого дня. Но так как, по его словам, он желал остаться до конца беспристрастным, то очень бы хотел располагать всеми фактами, прежде чем писать об этом и просил нашего сотрудничества.

После длительных переговоров по телефону с нашим центром через Уируха были установлены контакты с Мартином. Ему были переданы книги и создана комиссия из трех представителей. Т. Е. Уирух был председателем этой комиссии. Итак, с нашей стороны четыре человека встретились с Вальтером Мартином и его коллегой док. Джорджем Кеноном, профессором греческого языка по Новому завету, в колледже Худсона. Состоялось 18 собеседований в разное время, по три встречи ежедневно. Эти встречи проходили периодически в Вашингтоне, Д. К. в Ридинге, в Филадельфии и Нью-Йорке. Эти встречи длились около 18 месяцев. Две особо важные встречи имели место в доме док. Барнхауза, в Дойстоуне, Пенсильвания, около Филадельфии. Доктор Русел Хит, тогда главн. редактор журнала «Вечность», присутствовал на второй [478] встрече в доме Бархауза. На этой встрече впервые принимал участие сын док. Барнхауза — доктор Дональд Грей Барнхауз-младший.

3. Вопросы Мартина и наши ответы

Первая встреча с Мартином и Кеноном, как и другие, имела место в одном из наших помещений штаб-квартиры Генеральной Конференции, в Такома-Парк, Вашингтон. Мартин явился на встречу вооружившись огромным списком враждебных, клеветнических вопросов, извлеченных большей частью из широко-известной критики Адвентистов седьмого дня,- среди них как всегда Кенрайт и уже покойный тогда обвинитель Е. Б. Джоунс, но прежде чем дать ответ на первый заряд скорострельных вопросов Мартина, наши братья попросили у них разрешения изложить нашу фундаментальную протестантскую позицию относительно Библии и только Библии, как единственного правила адвентистской веры в жизни. Это также должно было лечь в основание для всех дальнейших бесед об отношении Духа пророчества к Библии.

Затем, подобным образом касаясь наших основных адвентистских пунктов по вопросам вечных истин — как вечное предсуществование и полное Божество Христа, Его чудесное рождение от Девы и непорочная жизнь в Воплощении, Его примирительная смерть на кресте вместо нас, совершенная однажды за всех и отвечающая всем требованиям — Его буквальное воскресение и вознесение, Его Посредничество перед Отцом, осуществляемое благодаря всей полноте акта искупления, совершенного Им на кресте. И, наконец, Его Второе Пришествие, перед тясячелетним периодом, в неизбежность которого мы твердо верим, но не определяем точного времени.

А также и три фазы спасения — прошедшее, настоящее и будущее — содержащее в себе — оправдание, освящение и прославление. Все было должным образом представлено, и как мы утверждали,- это являлось нашей позицией по отношению вечного Евангелия и его спасающим условием.

4. Структурные основания главных пунктов веры Адвентистов седьмого дня

Было дано небольшое объяснение. Cтруктурные основания доктринальных пунктов веры Адвентистов седьмого дня, выделяющие нас как особенный народ, следующие: (1) Первая категория включает в себя 19 основных пунктов веры, которые мы разделяем со всеми здравомыслящими евангельскими, умеренными христианами всех вероисповеданий и всех веков. Это охватывает собой всю структуру христианства и спасения во Христе и только через Него. Приверженность к этой группе главных доктрин еще не выделяет нас от миллионов других христиан и не формирует нас как Адвентистов седьмого дня.

(2) Вторая категория состоит из 12 дополнительных доктрин, по которым разные протестантские вероисповедания разделились — с альтернативными взглядами на другие важные истины, как крещение — путем погружения [479] или кропления и обе формы которого, в общем, считаются приемлемыми христианскими обрядами. В этой дополнительной альтернативной группе мы занимаем положение, которое как мы верим, является в высшей степени библейским, исторически правильным и которого придерживались в Первой христианской церкви, в период ее чистоты, до отступления и разделений. Наше отношение к этим дополнительным библейским истинам свидетельствует о нас, как об истинных христианах, но все еще не как об Адвентистах седьмого дня как таковых. Требуется еще кое-что. А что? (3) Эта третья необходимая категория содержит в себе пять отличительных, отдельных доктрин, которые не признают, не придерживаются, не разделяют с нами все остальные вероисповедания. И эти доктрины являются основными пунктами, которыми мы отличаемся и которые отличают нас от других. Признание этих доктрин и признание двух предыдущих категорий — и составляет нашу сущность как Адвентистов седьмого дня. Эти пять доктрин, которых мы придерживаемся — необходимы сегодня для полноты веры в эти последние дни и они являются специальными чертами Адвентизма. Они составляют растущий вклад в систематическое богословие. Эти доктрины были также и апостольскими истинами, хотя и не выделялись особенным образом на протяжении всей христианской эры. Мы верим, что теперь наступило время для того, чтобы вознести эти доктрины на их должную высоту и что они составляют особенную Божью «настоящую истину» для этих последних дней «времени конца», часа суда Божьего».

5. Причина для нашего обособленного существования

Эти три соотносительных категории, состоящие в гармоничной связи — и делают нас отдельной протестантской церковью, отличной от всех остальных, но вместе с тем, в своей основе сугубо христианской. Вот почему мы и существуем как особенный народ, имея весть и миссию, и мы глубоко убеждены, что это от Бога и что мы должны возвещать ее в этот заключительный период человеческой истории.

Эта слитная комбинация этих трех категорий и составляет божественное обязательство, которое воодушевляет нас и производит в нас чувство долга и побуждает нас нести полную Евангельскую весть всем людям. Это делает нас активными миссионерами, деятельными, самоотверженными. Это сущность, сердце, миссия Адвентизма. (Было представлено содержание этих трех категорий, но здесь они опущены из-за недостатка места.)

6. Убежден в том, что мы «братья во Христе»

Было очевидным, что эти краткие, но содержательные описания нашей основы вероучения — абсолютная верность вечным истинам вечного Евангелия, произвела глубокое и неизгладимое впечатление. Это была совершенно иная картина, какую себе представлял и ожидал Мартин. Уже в этих кратких [480] вводных пунктах начали проясняться и устраняться многие неправильности и недоразумения. Все наши беседы записывались.

На следующее утро беседа продолжилась. В самом начале нашей беседы Мартин с самым серьезным видом сделал воистину замечательное заявление о том, как в результате нашего первого дня совместной беседы — выражение полной искренности с нашей стороны, наши удовлетворительные и обоснованные заявления полностью на Св. Писания, наши искренние ответы на его многие щемящие вопросы — окончательно убедили его в том, что мы действительно «новорожденные христиане и настоящие братья во Христе» — и он подает нам руку своего сотрудничества с нами. Это был впечатляющий момент. Мартин никогда не изменил этому убеждению.

В результате такого развертывания событий Мартин столкнулся с новой проблемой — как написать книгу, чтобы это было справедливо по отношению к нам, а также излагало бы его убеждение в подлинности нашего христианства, но в то же самое время отражало бы и его точку зрения на некоторые наши мнимые заблуждения и ересь, как он понимал тогда.

И все это сделать так, чтобы удовлетворить насколько возможно и тех, кто поручил ему написать такую книгу — кто хотел, чтобы он изложил заблуждения Адвентизма. Это была необыкновенно трудная задача при изменившихся обстоятельствах.

7. Молитва о божественном водительстве

Наступившая перемена была поразительной. Напряженность и подозрения рассеялись. На смену всего этого пришли спокойствие и уверенность в нашу христианскую честность. Вопросы и ответы разрешались спокойно, мирно, без полемики. Такое отношение являлось результатом пробуждающегося понимания нашей истинной веры и нашей фундаментальной верности в к вечным истинам вечного Евангелия и Слова. Такова преобразующая сила истины, если она тактично и верно представлена. Свет понимания рассеял мрак ложного представления и враждебность. Это, воистину была работа Духа Божьего.

Мартин, конечно, не был согласен с некоторыми особенностями адвентистского положения — суббота, святилище, природа человека и еще некоторые основополагающие истины, как мы их называем и которые имеют особое значение для этих последних дней. Но тем не менее, он определенно верил в то, что мы положительные христиане и братья во Христе. Его проблема была настолько трудной, что он обратился к нам с просьбой помолиться с ним о божественном водительстве и мудрости в разрешении возникшей проблемы, относительно его книги. [481] Мы сделали это и нас шесть человек склонили колени вокруг стола и молились об этом.

8. Новый пересмотр вопросов

Новое отношение и цель со стороны Мартина побудили нас еще раз пересмотреть все вопросы. Был представлен в письменном виде новый список серьезных, основных вопросов о спасении через благодать, а не через дела; разница между моральным и церемониальным законами; символ козла отпущения; установление личности Михаила — и по всем остальным фундаментальным адвентистским пунктам веры и обрядам, охватывая доктрины, пророчества и все остальное. Это явилось основанием для наших письменных ответов, представленных во время встреч и затем после широкого одобрения изданных в виде документа «Доктринальные вопросы».

Нашей главной целью было представить честный, верный отчет и показать, во что, действительно, верят адвентисты, в связи с множеством вопросов, включая вопросы Мартина и представить адвентистские ответы на его специфические вопросы. Эти ответы должны были показать, что наше учение, действительно, Библейское, с центром — Христос — корнями уходит в вечное Евангелие для нашего СЕГОДНЯ.

9. Мартин прочел удивительно большое количество книг

Вначале мы отдали в руки Мартина примерно на сумму в 100 долларов наших стандартных адвентистских книг, которые он очень тщательно исследовал, чтобы выяснить нашу точку зрения и занимаемое нами положение. Между прочим, число прочтенных Мартином книг в течение того года, когда мы встретились с ним для бесед, было изумительно большим. Он прочел не только те важные книги, которые мы ему давали, но еще много других, из дополнительной адвентистской литературы, которые он сам доставал и читал, чтобы проверить все важные ссылки. Он был настойчивым изыскателем. Он беседовал со многими адвентистами-руководителями и сам лично убеждался, что наши ответы были типичными.

II. Нужда в опровержении разоблаченных ошибок

1. Опровержение не было напечатанным

В целом ряде адвентистских объяснений и исправлений, представленных в предыдущих главах, одного не было сделано никогда. Не было опубликовано опровержение неправильных, ошибочных точек зрения, как отдельных лиц, так и меньшинства, [482] после того как эти заблуждения были оставлены. Это произошло потому что необходимость и важность такой публикации не была признана.

Более двадцати лет основные догмы нашей веры были самым определенным образом изложены в письменном виде — до этих встреч в 1955-56 гг. Они были воплощены в наших официальных документах: «Вероучении», в 1931 г. и в 1941 г. в «Свидетельстве о Крещении», «Завете» и затем в уставе Церкви — подтверждая нашу единую веру в вечные истины вечного Евангелия. Эти материалы были приняты единодушно. Первоначальные арианские понятия со стороны некоторых, фактически рассеялись.

2. Полное подтверждение изложенных положений

Вопрос о вечном предсуществовании и полноте Божества Христа, как Второй Личности Божества или Троицы — вначале был очень большим камнем преткновения в Евангельских кругах, для того, чтобы признать адвентистов братьями-христианами. И наряду с этим, стоял неотделимый вопрос о Личности Святого Духа, как Третьего Лица Вечного Божества или Троицы. Но тем не менее в течение 20 лет по этим вопросам было единое понятие.

В дополнение к полноте Божества Христа адвентисты всегда особенным образом выделяли завершение дела искупления на кресте с вознесением нашего Первосвященника и применением Им чудесных преимуществ этого акта в Его служении. И это уже было нашим правилом и общим учением за целые годы до этих бесед. И как уже было оговорено, это положение было утверждено и скреплено единым «Свидетельством о крещении с заветом и обещанием» за 1941 год; необходимым всем кандидатам для членства в Церкви Адвентистов седьмого дня.

Вопрос искупления был вторым камнем преткновения. Но и этот вопрос был теперь разрешен. И, кроме того, этот вопрос не только периодически поднимался в литературе, статьях, но и постоянно выдвигался в радиопередачах «Голоса пророчества» и в телепередачах «Вера сегодня». А также и в телевизионной программе «Так написано». И эти источники всегда самым определенным образом утверждали положение Адвентистов седьмого дня. Ту же роль выполняла и наша литература.

3. Острые вопросы со стороны евангельских представителей

Помимо постоянных обвинений со стороны Д. М. Кенрайта — которые составляли главное оружие для всех нападений на нас в течение долгих лет — Е. С. Балленгер, представитель журнала «Зов к собиранию» продолжал нудным образом копаться в так называемых наших уязвимых местах. [483] Но никто не обращал серьезного внимания на его атаки. Л. Р. Конради в Европе, также занимался тяжелыми обвинениями против нас. И позже В. Джоунс. [В. Джоунс также вел некоторую работу. Но мы не обращали на это внимания, потому что считали все обвинения этих лиц в корне неверными. И, еще нужно сказать, что наши обвинители очень редко соглашались встретиться лицом к лицу, даже будучи приглашены сделать это. Мартин был исключением.] Но Мартин и Барнхауз спросили нас очень прямо о наших ранних адвентистских взглядах по следующим двум вопросам: первое — наша историческая позиция по отношению Божества Христа и второе, наше историческое отношение к искуплению как к акту, завершенному на кресте.

В ответ им было предоставлено много очевидной документации, собранной с нашей самой авторитетной адвентистской литературы за последнее десятилетие и свидетельствующей о том, что адвентисты преданы телом и душой этим двум главным вечным истинам. Но самым убедительным являлось определенное и постоянное свидетельство Духа пророчества на протяжении всей нашей истории.

4. Почему не было публичного опровержения

Предоставленные нами материалы о настоящем положении Адвентистов удовлетворяли наших собеседников. Но они настойчиво хотели выяснить еще один вопрос: опровергли ли мы публично, в печати неправильные взгляды отдельных лиц, мнение которых, как им было известно, были напечатаны.

Наш ответ был — Нет. Так как Адвентисты до сих пор не считали нужным сделать это потому, что мы как народ вот уже на протяжении 20 лет сохраняем полное единство по этим вопросам. И, кроме того, эти первоначальные заявления исходили от отдельных лиц или группировок, а не от Церкви в целом. Наши заявления определенны, ясны, они библейские, здравые и «общепринятые».

Но они продолжали настаивать, что до сих пор, эти давние заявления — хотя они и могут быть только голосом выдающихся личностей — не будут решительно опровергнуты,- мы, как организация несет ответственность за это и в любое время может возникнуть новое недоразумение. Далее, настаивали они, многие из враждебно настроенных критиков, продолжают думать, что эти индивидуальные выражения, действительно и составляют наше настоящее и общее первоначальное учение по этим кардинальным вопросам. Это, действительно, призывало нас поступать должным образом.

5. Сильнейшая поддержка для решительного заявления

Едва ли можно было не согласиться с такой точкой зрения, т. е. что давние неправильные понятия со стороны меньшинства должны быть опровергнуты. Таким образом, определенные формы ответов на их вопросы уже были подготовительным [484] материалом для опровержения индивидуальной позиции меньшинства для включения в будущую книгу «Ответы АСД на доктринальные вопросы».

Читаем: «Вера Адвентистов седьмого дня в эти великие истины четка и определена. И мы чувствуем, что мы не должны нести на себе бесчестие за некоторые ограниченные и неправильные понятия со стороны некоторых, особенно в наши первые годы становления.

Поэтому это заявление должно аннулировать набор «цитат», которые наши обвинители распространяют против нас» («Доктринальные вопросы», 31-34).

6. Подборка утверждений Духа пророчества

Для полноты завершения этих материалов и для того, чтобы придать им максимальный вес, было проведено самое тщательное исследование утверждений Духа пророчества, сделанных на протяжении всех лет по вопросам, касающихся этих главных тем. (1) Вечное предсуществование и полнота Божества Христа и Его отношение к Троице; (2) Его непорочная природа во время Воплощения — без наших греховных наклонностей и (3) широкая, двухсторонняя истина о примирении — как завершенное, жертвенное дело примирения на кресте и применение заслуг Христа в Его последующем Первосвященническом Служении, достигающим наивысшей точки в заключительных событиях прообразного Дня примирения или часа суда. Эти вопросы имели очень серьезное значение.

Эти вопросы заняли выдающееся место в книге «Доктринальные вопросы», а также в Приложении А, Б и Ц. Таким образом был завершен длительный процесс выяснения, исправления неправильных понятий и заявлений об истине перед Церковью и миром, представляющий наше единое и верное официальное положение по этим пунктам, которые столь долгое время находились в ложном свете. В этом отношении Дух пророчества сыграл свою решительную роль. Каждый работник и студент богословия должны иметь эти авторитетные материалы у себя под рукой для справок.

7. Широкий объем «доктринальных вопросов»

Хотя книга «Доктринальные вопросы» и рассматривает основополагающие истины вести и вечные истины вечного Евангелия — все же одна из самых главных и широких ее миссий заключается в устранении любого неправильного понятия между двумя категориями, которые мы выделяем особенным образом — Заповеди Божьи и вера Иисуса. Раздел I и II книги Вопросов прежде всего рассматривает эти доктрины, которые Адвентисты седьмого дня разделяют [485] в общем со всеми другими Христианами. Это основной пункт, но навряд ли когда-либо он так всесторонне рассматривался.

После разных разделов, излагающих здравую уникальную, адвентистскую позицию по различным нашим доктринальным вопросами определенным историческим принципам и применением пророческих толкований, которых мы придерживаемся — читатель, наконец, подходит к VII разделу, к более широкому понятию о искуплении — осуществленное жертвенное примирение — «однажды за всех» — применение этого полного акта примирения, осуществленного на кресте.

Это приводит нас к кульминации этой книги, вместе с ее Приложением А, Б, и Ц, которое очень важно по-своему содержанию и оказывает особое связывающее влияние на эти главные области. Такова общая цель и содержание книги «Доктринальные вопросы». В ней также изложено отношение Духа пророчества к Библии и еще, конечно, многие другие немаловажные вопросы.

III. Исторический подход придает нашему свидетельству новую силу

1. Исторический подход к доктринам

Другой важной чертой книги «Доктринальные вопросы» является применение исторического подхода к нашим доктринам. Этот метод с большим успехом был применен в книге «Пророческая вера наших отцов». Тот же самый подход был применен и к основным нашим доктринальным положениям и в этой книге.

После Библейского доказательства, имеющего первостепенное значение исторический метод оказался одним из самых эффективных, убедительных и приемлемых из всех средств в установлении истинности и действительности наших основных адвентистских доктрин. Не снижая значения фундаментального библейского основания ни на одну иоту, исторический метод устанавливает нашу неразрывную связь с прошлым свидетельством здравой христианской науки, [486] прогрессивно развивающейся на протяжении всей христианской эры.

Этот метод выдвигает непрерывность и историчность истин, которые возвещают Адвентисты седьмого дня, открывает их происхождение и прогрессивное восприятие до нас, другими. Это делает адвентистское свидетельство особенно эффективным, потому что утверждает факт, что адвентистское положение — это не что-то новое, странное, неизвестное, не имеющее отношения или же основания в прошлом христианской науки. Это придает силу и вес нашим позициям. Это подтверждает наше здравомыслие и усиливает логику наших заявлений. Это показывает, насколько, поистине, протестантским, и вообще, универсальным являются наши Адвентистские позиции. Это связывает нас с прошлым свидетельством столетий. Следовательно, этот метод придает новую и влиятельную силу нашему свидетельству.

2. Исторический подход имеет говорящее влияние

Исторический метод с равным успехом может быть применен к нашему свидетельству о субботе, условном бессмертии, крещении, ногоомовении, толковании пророчеств и к другим главным истинам. Он открывает их развитие и тесную взаимосвязь. Этот метод, устанавливая наше духовное происхождение, может быть использован с большим эффектом и какими сильными могут оказаться доводы, основанные на факте давно признанных принципов и постоянно расширяющихся границ понимания истины. Это ощутимым образом усиливает наше свидетельство сегодня. В одинаковой степени это приемлемо для протестантов, католиков и иудеев.

С большим успехом этот метод был применен во время наших встреч по вопросу «Защитники условного бессмертия на протяжении столетий» (Док. воп. 557-609. Вопрос 44). Этот подход и такое изложение произвели глубокое впечатление на евангельских представителей. В свою очередь этот факт послужил стимулом к работе и потом и к изданию двухтомника «Условная вера наших отцов» — и этот труд оказал свое огромное влияние не только на ученых мужей нашей веры, но и во всем мире.

3. Протестантские предшественники подготовили толкование о «начертании зверя»

Обратите внимание, например, применение исторического подхода к объяснению одного из самых деликатных и чувствительных наших особенных положений — благодаря чему устанавливается неоценимая связь с подготовительным периодом дореформаторских времен. В книге «Доктринальные вопросы» дается сокращенный конспект этого исторического подхода — а до того это было сделано в личной беседе с евангельскими представителями.

Начиная с помощника Виклифа оксфордского ученого Джона Первея, который заявил о том, что «начертание зверя» имеет отношение к Папству, его силе власти. Целый ряд мужей писали о своих убеждениях в этом вопросе. Так, например, Андриас Осиандер (1552 г.) реформаторский пастор из Нюрнберга (Германия) заявил, что «начертание зверя» включает в себя подчинение папству. Помощник Лютера Николас фон Амсдорф из Марбурга (1565 г.) также был убежден, что «начертание зверя» связано с навязыванием папских обрядов и декретов.

Генрих Булингер (1575 г.), преемник Цвингли в Цюрихе, Швейцария, считая «начертание» авторитетом Папства, производить отлучение от церкви. Английский епископ Николас Ридли (умерший мученической смертью в 1555 г.) подобным образом также заявил, что «начертание содержит в себе приверженность к церковному папскому «зверю» по пророчеству. Шотландский математик сэр Джон Напир (1617 г.) определял «начертание»как церковное повиновение Риму. Пиетист Эхан Луис (1686 г.) из Дрездена был убежден, что это означает исповедание католической религии. Затем выходит на арену сэр Исаак Ньютон (1727 г.), который настолько углубился в этот вопрос, что поставил «начертание зверя» в противовес «Печати Божьей» — это редкостное понятие для его времени, хотя он и не давал точного определения этим терминам. Такова картина применения этого метода, как мы видим, в Британии, Германии, Швейцарии. Но это еще не все.

4. Параллельное применение со стороны американских толкователей

В то же самое время в колониальной Америке пуританский теолог Джон Коттон (1652 г.) из Бостона, выразил свое убеждение, что всякий, кто принимает «начертание зверя» — это те люди, которые принимают постановления римской Церкви. Подобно сэру Исааку Ньютону конгрегационалист Эдвард Холик (1815 г.) из Массачуссетса также противопоставил «начертание» «Печати Божьей». Американский пресвитерианец Роберт Рид (1844 г.) из Пенсильвании считал «начертание» знаком римской власти.

Такова внушительная картина последовательного применения исторического метода протестантскими богословами на протяжении целых пяти столетий, возвращая нас к периоду дореформаторских времен.

Хотя никто из этих комментаторов и не относил «начертание зверя» специальным образом к изменению субботы, все же все они единогласно связывали его с папством и таким образом заложили основание для следующего выдающегося поразительного шага. В историческом отношении мы просто имеем в их лице законченное свидетельство, используя тем не менее больший свет, [488] открытый нам в эти последние дни. Это — живая последовательность, связь и завершение — во свете папских требований и протестантских уступок.

5. Окончательное применение исторического метода в раскрытии факта отвержения субботы

Адвентисты седьмого дня признают и убеждены в том, что суббота не была испытанием в прошлые века. Поэтому этот последний шаг в определении «начертания зверя» не мог быть понят в прошлые века христианской эры. Вернее, восстановление субботы в последние дни является частью последнего великого возрождения отвергнутых и забытых истин, которые выйдут на передовую в связи с последней вестью Божьей для человечества, чтобы приготовить народ к встрече с их грядущим Господом. Это — фаза и весть последних дней, времени конца и часа суда.

Для того, чтобы представить полную картину, имеющую прямое отношение к нашему сегодня — факты говорят о том, что пророчество Даниила 7 главы и Откровения 13 и 14 глав относятся к символическому «зверю» и особенным образом к папству и его историческим попыткам изменить субботу. Адвентисты также верят в то, что его деятельность и прежняя сила гонения и преследования будет возобновлена перед самым Пришествием нашего Господа во славе, так как истина о субботе будет находиться в центре и субботне-воскресный вопрос станет всемирным испытанием.

Поэтому адвентистские вестники субботней реформы «в это время конца» предпринимают следующий неизбежный шаг, представляя «начертание зверя» как попытку папства навязать всему христианскому миру свое самовольное изменение субботы, четвертой заповеди Десятисловия и принять папскую лже-субботу (См. «Доктр. вопр.», вопрос 18, 179-182 стр.).

В этой же книге, на 183 стр. говорится о том, что еще «никто не принял начертание зверя» (См. Еванг. 234-235). Часто этот пункт неправильно понимают и объясняют. Это произойдет в связи с выходом декрета, навязывающего ложную субботу во время Громкого клича, когда эти вопросы будут объяснены всем людям. И если люди добровольно отвернутся от света и истины, чтобы подчиниться указаниям «зверя» — только в таком случае они примут «начертание зверя». Мы должны абсолютно верно и точно понять наступление этого времени (См. «Доктр. вопр.», вопрос 18, 183-185).

IV. «Доктринальные вопросы» производят впечатление на ученых мужей других течений

1. Эта книга изменяет извращенные понятия

Созидательное влияние книги «Доктринальные вопросы» на все остальные религиозные круги — особенно проповедников, преподавателей, протестантов и католиков — превзошло все наши ожидания. [489] Как автор этой книги, так и другие члены комиссии, сотрудничающие в издании этой книги, получали массу писем от представителей разных религиозных течений с момента выхода этой книги в свет в 1957 году. Много тысяч экземпляров этой книги получили церковные служители и богословы других вероисповеданий. В некоторых случаях эта книга только в одной конференции расходилась в тысячах экземпляров. И все это имело свое благоприятное влияние. Общий тираж этой книги в 1970 г. превысил 138000 экземпляров.

Многие из этих ученых мужей заявили о том, что эта книга изменила их извращенное представление о нашей вере, которое насаждалось в их сознании на протяжении целых лет профессиональными обвинителями, беспощадными критиками и отступниками.

2. Счастливы иметь другое представление

Многие из этих мужей выразили свою истинную радость, получив настоящее представление о сущности Адвентизма. Они были счастливы узнать не только о наших специальных доктринах, но особенно убедиться в нашей преданной приверженности к вере Иисуса и вечным истинам христианской веры — особенно в это время, когда их собственные Церкви износились под влиянием рационалистического отступления. Это было для них жизненно важным открытием.

Уравновешивающее и проясняющее влияние книги «Доктринальные вопросы» вне всякого сомнения является величайшим вкладом в дело истины среди религиозных вождей других вероисповеданий. Этот труд произвел здоровое, созидательное влияние. Он изменил отношение бесчисленного числа руководителей от враждебного к глубоко непредубежденному. Это просто исторический факт, вытекающий из многочисленных и устных свидетельств.

И прежние служители из других вероисповеданий теперь вместе с нами присоединяют свои голоса ко всем остальным, чтобы заявить о том, что именно эта книга «Доктринальные вопросы», а не какая-либо другая сыграла решающую роль в том, что они в критический момент признали, что это есть действительно истинная Церковь Божья этих последних дней, и, таким образом, они избрали свой жребий вместе с нами.

3. Благотворное влияние этой книги на католических священников и иудейских раввинов

Высокую оценку эта книга получила и со стороны римо-католических священников, когда они познакомились с фундаментальными особенностями учения Адвентистов седьмого дня, отличающими их от всех остальных протестантских групп и указывающими на нашу постоянную приверженность к истинной протестантской основе,- Библии, как единственному нашему правилу веры и жизни, к Десятисловию и его седьмому дню — субботе, природе и участи человека, крещению через погружение, десятине, для поддержки служения и т. д.

Это побудило католических священников и студентов-священников [490] с которыми мы имели контакт, сказать нам о том, что мы в их представлении единственные Протестанты, придерживающиеся протестантских принципов, вытекающих из них выводов и практики.

Именно это произвело на них такое глубокое впечатление в эти дни «меняющегося» католицизма.

Подобное мнение выразили и некоторые известные раввины. Позиция Адвентистов седьмого дня относительно субботы, десятины, воздержания от нечистой пищи, глубинное значение истины о святилище и тому подобное — все это произвело на них величайшее впечатление, когда все эти вопросы были изложены в тактичной, уравновешенной форме в книге «Док. воп.». В своих публичных выступлениях они широко используют материалы этой книги. Вот один из примеров в католических кругах.

4. Католик-писатель цитирует из книги «Доктринальные вопросы»

В середине декабря 1965 г. появился небольшой римо-католический трактат из 27 страниц — «Адвентисты седьмого дня» (Чикаго, профессор Вильям Уэйлен из Пердского университета). Впервые подобные материалы были опубликованы в виде статьи в сентябре 1965 года в журн. «Католик» США и два раза переиздавались в «Фатима Ньюс» — другом католическом журнале, прежде чем этот материал был издан в виде небольшого трактата. Написанный в любезном, мирном тоне, этот небольшой труд задает вопрос, чему могут научиться католики у Адвентистов седьмого дня. Затем с неподражаемой точностью Уэйли пишет о нашей образовательной системе, нашем изумительном вкладе в десятины и пожертвования; о служении в вопросах здоровья и медицины, о нашем полном воздержании от спиртных напитков и курения — минимальной подверженности заболеванию раком легких, а также о нашем воздержании от употребления кофе и чая.

Затем он представляет наше строгое отношение к празднованию субботы — от захода солнца до захода; о нашей всемирно-миссионерской работе; масштабности нашей издательской работы, средствах сообщения, библейско-заочных школах и нашей работе благотворительности. Но обратите внимание на следующий многозначительный штрих: в этом трактате «Адвентисты седьмого дня» проф. Уолбен трижды цитирует из книги «Док. воп.» и делает это с самыми прекрасными намерениями. Больше он не ссылается ни на какую другую книгу. В конце, на странице, озаглавленной «Другие источники», он перечисляет «Доктринальные вопросы», четырехтомник «Пророческая вера наших отцов» и «Седьмой День» Хердона.

Книга «Доктринальные вопросы» рекомендовалась для чтения во многих колледжах и семинарах других вероисповеданий, особенно, когда студенты изучали вопрос об Адвентистах или же когда кто-либо готовил материалы, имеющие отношение к Адвентистам. Эта книга потому пользуется таким [491] приемом, что в ней Адвентизм представлен в очень точной, четкой, содержательной форме. Это один из результатов появления этой книги, которая вышла в свет при таких необычных, но предопределенных обстоятельствах.

5. Двадцать восемь раз ссылается журнал «Вселенский обзор» на эту книгу

В журнале «Вселенский обзор», официальный орган Всемирного совета Церквей, редактируемый доктором Виссером Хафтом, продолжительное время занимающего пост генерального секретаря Всемирного совета Церквей — появился еще один поразительный пример, свидетельствующий об отношении видных мужей к этой книге.

В январе 1967 г. вышел очередной номер вышеупомянутого журнала, в котором было помещено прекрасное, содержательное «эссе» о Церкви АСД, написанное док. Ханспикером из штата Всемирного совета Церквей. Автор этого эссе говорит о том, что он верит, что его изложение будет «рассматриваться как бесстрастное представление об АСД (17 стр.) — и так он и сделал. И дальше он говорит, что полная картина может быть получена при ознакомлении с книгами, перечисляемыми им в библиографии (Там же).

В своем десятистраничном очерке док. Ханспикер 28 раз «цитируют из книги» «Док. воп.». Восемь страниц из всех десяти содержат цитаты или же ссылки на «Док. воп.». Прямых цитат в общем 15; две из них состоят из девяти строчек; одна из восьми; одна из четырех; три из трех; пять из двух; и три по одной строчке,- в целом 51 процитированная строчка в объеме десятистраничного очерка.

6. Освещает 22 главных доктрины

Доктор Ханспикер касается в своем труде более двадцати основных адвентистских доктрин и главным образом цитирует из книги «ДВ» (так он ее помечает). Он касался таких вопросов: религиозная свобода, арминианизм и спасение только через благодать, примирение; Первосвященническое служение и Ходатайство, Дух пророчества, Библия как единственное основание веры, связь между верой и делами, седьмой день — суббота, Закон Божий, изменение субботы, библейское пророчество («зверь», «маленький рог», «Вавилон» и др.); эсхатология (религиозное учение о конце света), творение, питание, дотысячелетний период, тысячелетний период, близость Пришествия, очищение небесного святилища (с указанием периода 2300 лет, от 457 до Хр. и П. Р. 1844 г.), условное бессмертие и окончательное уничтожение нечестивых. Все это составляет 22 главных пункта нашей веры.

В своей библиографии Ханспикер цитирует семь трудов АСД (главным образом из Духа пророчества) и ссылается на имена четырех адвентистских авторов — Елену Уайт, Т. Х. Джемисона, Ф. Д. Николя и Л. Фрума. Это чудесный современный пример того, как книга «ДВ» была принята и одобрена [492] со стороны ученых богословов и каким образом она является для них авторитетным основанием для правильного понимания Адвентизма и его оценки.

7. Цитируется в печати и устной форме

Книга «ДВ» была представлена устами многих богословов, различных вероисповеданий, во многих странах, где ссылались на нее, цитировали ее, использовали как учебный материал и в личных беседах. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи, книги и письма. Книга «ДВ» к 1965 г. находилась в тысячах семинарий, университетах, колледжах и общественных библиотеках. Многие отправляли ее за за границу. Это огромный успех для книги, прожившей только одно десятилетие.

Написанная на понятном для религиозных кругов языке, свободная от избитых адвентистских выражений, эта книга воплощает в себе в самой сжатой форме содержание главных адвентистских учений. Эта книга выполнила и продолжает выполнять ту особенную задачу, ради которой она и была утверждена и подготовлена Генеральной Конференцией.

Более того, ее ясные и определенные заявления о предвечном существовании и полноте Божества Христа, Его непорочной природе и жизни во время Воплощения и превосходящее дело примирения, завершенное на кресте — являлись теми решающими факторами для многих других вероисповеданий, чем многие говорили нам (которые побудили их чистосердечно признать нас настоящими христианами и также легко и непринужденно понять и другие наши пункты веры. Они приняли книгу «ДВ» как авторитетный, достойный доверия источник для цитирования и ссылок. С такой целью и надеждой и трудились ее составители. И это желание осуществилось. Влияние этой книги настойчиво и упорно растет и об этом свидетельствуют непрекращающиеся потоки писем и цитат. [493]