Ноябрь

1 ноября. Халкидонский собор

Старый храм св. мученицы Евфимии Всехвальной, стоящий на горе в городе Халкидоне, на противоположном от Константинополя берегу Босфора, осенью 451 года стал местом проведения четвертого Вселенского собора Церкви. Император созвал епископов, чтобы вместе с ними сразиться с ересями, восставшими на личность Христа, и сформулировать символ веры, который бы объединил всех христиан.

Природа Христа была главным богословским вопросом в первые четыреста лет церковной истории. Христианство в целом оставалось единым, но периодические нападки еретиков заставляли Церковь на своих соборах подтверждать сущность природы Христа. Никейский собор 325 года заявил о полной Божественности Христа. Но как же Он, в таком случае, может быть полностью Человеком?

Халкидонский собор собрался, чтобы разрешить эту сложную проблему. В жарких спорах епископы и делегаты кричали и перебивали друг друга, выходили из себя, прерывали выступающих, создавая на собрании хаос. Однако под конец они все же сумели прийти к соглашению о том, что Иисус: 1) полностью Бог; 2) полностью Человек; 3) одна Личность и 4) обладает двумя отдельными природами. В халкидонском документе, одном из важнейших в церковной истории, в частности, говорится:

Вслед за святыми отцами мы исповедуем в один голос, что один и единственный Сын, наш Господь Иисус Христос, есть совершен в Боге Отце и совершен в воплощении, истинный Бог и истинный Человек, из единой сущности с Отцом как Бог и из единой сущности с нами как Человек. Он подобен нам во всем, кроме греха. Один и Тот же Христос, Господь, Единородный Сын проявил Себя в двух природах, которые существуют не смешиваясь, не изменяясь, не разделяясь, не отделяясь. Отдельные природы ни в коем случае не нарушают своего единства, но скорее индивидуальные качества и свойства каждой природы сохраняются в Нем в единстве.

Халкидонский собор, таким образом, подтвердил, что Иисус Христос есть одна Личность, обладающая Божественной и человеческой природой. Он есть Господь. Он есть и Бог, и Человек.

На этом 1 ноября 451 года собор завершил свою работу.

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

1 Тим. 3:16

2 ноября. Город в огне

Городские пожары огромных размеров ушли в прошлое вместе с чумой. Но христианам первых веков часто приходилось, служа другим, страдать во время таких бедствий. Верующих в дни Нерона оклеветали, обвинив в поджоге Рима. В 1666 году в Лондоне сгорело восемьдесят девять церквей. Д. Л. Мооди потерял практически все свое имущество в великом чикагском пожаре 1871 года. Но ни один из этих случаев не сравнится с ужасом и страхом, объявшим Кантон во время служения первой протестантской миссии в Китае.

Роберт Моррисон служил в Кантоне, несмотря на опасения Ост-Индской компании и сопротивление самих китайцев. Он упорно шел вперед и наконец, через семь лет трудов, крестил своего первого обращенного.

Вечером в пятницу, 1 ноября 1822 года, Моррисон услышал на улице шум и крики. В булочной занялся пожар, и сильный ветер раздувал пламя, как в печи, грозясь распространить его на большие пространства и перенести на тесно стоящие деревянные строения. Люди в панике бежали. Пожарная команда Ост-Индской компании мало чем могла помочь в этих условиях, и улицы заполнили толпы бегущих людей.

Моррисон, застыв, смотрел на бушующее море огня, и перед рассветом 2 ноября 1822 года написал на китайском языке письмо, советуя властям разрушить здания, стоящие перед булочной, чтобы остановить продвижение огня. Но китайцы не захотели даже прочитать его письмо, хотя он сам пришел к губернатору. К 8 часам утра огонь уничтожил промышленные районы города. Ветер, изменивший направление, теперь гнал пламя к реке, на запад. Многие люди погибли, а другие остались без крова. Тысячи магазинов и домов были уничтожены огнем. Это был конец света в миниатюре.

Грабители пытались сбить огонь, чтобы вынести ценности из горящих домов. Моррисон насчитал двадцать восемь человек, погибших во время мародерской попытки разбогатеть. Сам миссионер отделался сравнительно легко. Он не потерял ничего ценного, кроме ста фунтов бумаги, приготовленной для публикации переведенного им Нового Завета.

…Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

2 Пет. 3:56-7

3 ноября. Бобби Дикий Гусь

Роберт Рейке родился в 1735 году в Глочестере (Англия), где его отец издавал газету «Gloucester Journal». Когда в 1757 году старший Рейке умер, Роберт, которому было двадцать два года, унаследовал газету и тут же стал использовать ее для осуществления реформ в нравственной жизни города. Английские тюрьмы, например, были местом нечеловеческих страданий, где заключенные в крошечных переполненных камерах без вентиляции и соблюдения элементарных норм санитарии умирали от «тюремной лихорадки».

Рейке посещал их, собирал для них деньги и учил их читать. Его проникновенные газетные статьи постоянно привлекали внимание общественности к их судьбе.

Однажды субботним днем 1780 года Роберт обнаружил еще одну тему, которая показалась ему важной. Он приехал в пригород Глочестера, чтобы взять интервью у одного садовода. Неподалеку от этого человека кружилась стайка ребятишек, и Рейке замер в ужасе, увидев их драки, богохульствование и увлечение азартными играми. Дети были в жутком состоянии,, грязные и дурно пахнущие. Рейке вернулся домой, совершенно потрясенный увиденным, и тут же составил план организации воскресной школы. Тогда уже предпринимались подобные попытки, но большого опыта в этом деле ни у кого не было. Рейке нанял четырех христианок и открыл воскресные школы. Почему воскресные? Потому что остальные шесть дней недели дети ходили на фабрику, а в воскресенье им было нечем заняться.

Дородный Рейке, чопорный и хорошо одетый, имевший при себе элегантную табакерку и изукрашенную трость, день за днем появлялся в рабочих кварталах и набирал детей в школу. Дети стали называть его «Бобби Дикий Гусь». Но в его воскресных школах их учили читать, а затем знакомили с Библией, катехизисом и другими предметами.

Через три года, наладив работу воскресных школ, Рейке использовал свою газету, чтобы рекомендовать распространение таких школ в других местах. 3 ноября 1783 года «Gloucester Journal» опубликовала статью об успехе этих школ. К удивлению Рейкса, лондонские газеты подхватили эту тему, после чего со всей Англии к нему стали приходить письма. Движение ; быстро набирало силу. А остальное, как говорится, уже история. i

Форма воскресных школ изменилась, но миллионы людей всех возрастов каждое воскресенье идут в воскресную школу, чтобы узнать о Христе, i

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное,

Мф. 19:13-14

4 ноября. Скала прибежища

4 ноября 1740 года в Фарнхэме (Англия) родился ребенок, которому дали внушительное имя — Огастас Монтегю Топледи. Его отец погиб на войне, мать избаловала его, друзья считали «больным и нервным», а родственники не любили.

Но Огастас очень любил Господа. «Мне уже одиннадцать лет, — писал он в свой день рождения, — славлю Бога за то, что я не совершил никакого ужасного преступления. Да будет слава Господу».

К двенадцати годам он уже проповедовал всякому, кто готов был слушать. В четырнадцать он начал писать гимны. В шестнадцать наконец всерьез обратился ко Христу во время богослужения. В двадцать два года его рукоположили в качестве англиканского священника.

Как верный кальвинист, он презирал арминианское богословие Джона Уэсли. Он обвинял Уэсли «во лжи и подлоге». «Я считаю его самым злобным ненавистником евангельской системы, какой только появлялся на этом острове», — писал Огастас. «Уэсли виновен в сатанинском бесстыдстве, — сказал он в другой раз, — он играет скрытную роль подлого и тихого убийцы». Он называл знаменитого евангелиста корыстолюбцем и трубочистом.

В 1776 году Огастас написал статью о Божьем прощении, намереваясь этим дать пощечину Уэсли. Он закончил статью собственными стихами:

Скала веков — Спаситель мой!

В тебе душа найдет покой.

От непогод и бури злой

В Тебе укрыться мне позволь.

Пусть кровь, текущая из ран,

Как исцеляющий бальзам,

Меня очистит, исцелит,

С Тобой навек соединит.

Спаси от ярости Твоей,

Хочу быть снега я белей.

Ты — мой поток воды живой,

К Тебе спешу, мой Бог Святой (006) .

Огастас Топледи умер в возрасте тридцати восьми лет, но его поэма пережила его. Теперь ее называют «самым известным, самым любимым и самым полезным» гимном на английском языке. Как ни странно, но она говорит практически о том же, о чем говорил Уэсли за тридцать лет до написания этой поэмы в предисловии к сборнику гимнов о Господней вечере: «О, Скала спасения, Скала, ставшая мне прибежищем, пусть два потока крови и воды, которые излились из Твоего тела, принесут прощение и святость в мою душу».

Может быть, эти два человека и не были такими уж непримиримыми врагами, какими казались друг другу?

Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой — скала моя; на Него я уповаю…

По. 17:2-За

5 ноября. Собор в Констанце

Две головы не всегда лучше, чем одна, и три головы могут быть посмешищем. Как, например…

В Средние века папа был самой влиятельной силой в мире, будучи сверхправителем, объединяющим в своих руках религиозную и политическую власть. Но между 1300 и 1500 годами политические лидеры в Англии и Франции начали оказывать папской власти открытое неповиновение.

Серьезный конфликт разгорелся тогда, когда войска французского короля Филиппа вломились в спальню папы Бонифация, которому тогда было восемьдесят шесть лет, и напугали его до смерти. Бонифация сменил другой папа, француз, Климент V, который сделал Францию центром папства. Таким образом, начался период правления шести французских пап. Этот период охватил семьдесят два года. Все французские папы предпочитали жить в маленьком французском городке Авиньоне, а не в Риме. Эта «ссылка» была названа Вавилонским пленением пап. Напряжение между Италией и Францией привело наконец к избранию двух пап. Одного выбрала итальянская фракция, а другого — французская. «Великая папская схизма» длилась тридцать девять лет, и у каждого папы была собственная коллегия кардиналов, и каждый из них претендовал на роль истинного викария Христа.

В 1409 году большая часть кардиналов из обоих лагерей согласилась положить конец схизме и выбрать нового папу. Чем все закончилось? Когда ни один из пап не захотел отречься добровольно, появился еще один, третий папа. Нелепость ситуации заставила созвать собор в Констанце, который начал свою работу 5 ноября 1414 года. Это был самый большой собор в истории Церкви и самый важный после Никейского, созванного в 325 году. Констанц, с населением в шесть тысяч человек, принял еще пять тысяч гостей, среди которых были многочисленные слуги, секретари, торговцы, врачи, певцы и полторы тысячи проституток. Собор работал в течение трех лет и в конце концов убедил одного из пап отречься, после чего сместил и остальных двух. В 1417 году был выбран новый лидер, папа Мартин V, что положило конец Великой схизме и Вавилонскому пленению.

Но престижу Ватикана был нанесен непоправимый урон. Все это проторило дорогу Реформации, которая началась ровно через сто лет.

Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!

Пс. 132:1

6 ноября. Пусть падет тысяча

На западном побережье Африки расположена Либерия, первое независимое африканское государство. Оно было основано в начале XIX в. усилиями Американского колониального общества, которое помогало бывшим американским рабам возвратиться в Африку, на родину.

Первый миссионер Методистской епископальной церкви, Мелвилл Беверидж Кокс, был направлен туда в 1833 году. Он был молодым вдовцом, бледным и обессиленным от горя. Он мечтал о служении в Южной Африке. «Почему бы тебе не поехать в Либерию?» — спросил его епископ, искавший человека, готового отправиться в эту страну смертельной лихорадки.

«Если того хочет Бог, — ответил Кокс, — я не стану медлить. Могила в Африке будет для меня сладкой, если Он укрепит меня». Своему другу Кокс написал: «Я знаю, что не проживу в Африке долго, но надеюсь прожить достаточно долго, чтобы добраться до Либерии. И если Богу угодно, чтобы мои кости покоились в африканской могиле, я должен буду установить такую крепкую связь между Африкой и церковью на родине, которая не разорвется до тех пор, пока Африка не будет искуплена».

Студентам в Уэслианском университете в штате Коннектикут он сказал: «Если я умру в Африке, вы должны будете приехать и написать на моем надгробии эпитафию». Когда один студент поинтересовался, что именно следует написать на могиле, Кокс ответил: «Напишите: «Пусть падет одна тысяча, прежде чем Африка сдастся»».

Он последний раз навестил могилу жены и маленького ребенка, а затем 6 ноября 1832 года сел на «Юпитер» и отплыл. Море было неспокойным, и он сильно страдал от морской болезни. Но уже на середине пути он засел за работу, чертя планы миссионерского дома, школы и фермы. Увидев вдали берег, он записал: «Я вижу Либерию и я жив! Она поднимается, как райское облако!» Он высадился 7 марта 1833 года в Монровии и тут же взялся за работу. Но уже 21 июля, весь в поту, он проснулся от болезненного сна и закричал: «Приди, приди, Господь Иисус, приди скорее!» Он умер от лихорадки, прослужив менее четырех месяцев.

Осталось девятьсот девяносто девять человек. И, следуя примеру Кокса, пять юношей уже отправились в путь.

Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Флп. 4:12-13

7 ноября. Путь скорби

Шотландская Реформация была болезненной и стоила жизни многим верным протестантам, включая Джона Низбета, чей шестнадцатилетний сын так рассказывает свою историю:

7 ноября 1685 года мой отец вместе с тремя братьями отправился на собрание христианской общины, чтобы устранить разногласия. Он оставил меня на волю Провидения и ушел. Но утром в субботу его вместе с товарищами схватили сорок человек из лагеря противника. Накануне вечером я ходил адом графа Лудона. Там во сне я увидел весь путь скорби, на который ступил мой отец. Я проснулся в удрученном состоянии и тут же стал молиться. Но увы, увы, я был мертв, безжизнен и переполнен таким отчаянием, что весь день ничего не мог делать, но только лишь вздыхал разбитым своим сердцем. Ночью ко мне пришли две молодые леди и сели подле меня и, видя, в какой печали я пребываю, спросили, ел ли я что-нибудь. Я ответил, что целый день ничего не ел. Тогда они развернули принесенное с собой мясо, и обе очень настоятельно уговаривали меня поесть. Но я не мог есть. Тогда молодые леди расплакались, и одна из них сказала: «Сегодня утром сорок противников схватили твоего отца, они убили других троих человек, а твоему отцу нанесли семь ран, и теперь он находится в тюрьме». Услышав такие вести, я замер с разбитым сердцем. Я тут же встал и ушел в поля. Но доброе Провидение так распорядилось, что там во тьме я встретил выдающегося христианина, Уильяма Вудберна, друга моего отца, который посоветовал мне смириться и подчиниться воле суверенного Бога, Который есть Отец всем сиротам. Этот благословенный и мягкий совет во многом облегчил мое бремя, и моя печаль рассеялась, а я стал уповать на Божий промысл. Я провел эту ночь, глядя на Господа и моля Его о том, чтобы мой отец укрепился в смерти.

Господь — царь навеки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному. ..

Пс. 9:37-39а

8 ноября. Тонкий доктор

Иоанн Дуне Скот родился в Шотландии, изучал богословие в Оксфорде (Англия) и там же был рукоположен. Около 1304 года он переехал в Париж, где получил степень доктора. Приехав в Кельн (Германия), около года он преподавал богословие. 8 ноября 1308 года он умер, будучи еще молодым, ему, предположительно, не было и сорока. В 1513 году во францисканской церкви в Кельне ему был поставлен памятник, на котором есть такая надпись: «Скотия (Шотландия) дала мне рождение, Англия вырастила меня, Галлия дала образование, а в Кельне хранится мой прах».

Скот обладал незаурядным умом, потрясшим средневековое богословие. Он не боялся критиковать ранних католических богословов — Фому Аквинского, Ансельма и других — и получал удовольствие, смущая студентов диспутами об установленных церковных догматах. Но, как многие другие богословы, он скорее задавал вопросы, чем отвечал на них. Его богословию следовать трудно, и по этой причине в церковной истории он известен как «тонкий доктор» (Doctor subtilis).

Скот стал первым богословом, который начал отстаивать доктрину об изначальной непорочности Девы Марии. Мария была зачата без греха, она была чиста и непорочна с самого момента своего зачатия. Говорят, что во время публичных дебатов в Париже в ответ на доводы последователей Фомы Аквинского Скот представил двести контраргументов, и два лагеря вели жаркие бои по этому вопросу.

Но Скот не называл свою позицию догмой, а представлял ее как одну из вероятностей. Он писал об этом так: «Я утверждаю, что Бог мог сделать так, что Мария никогда не имела первородного греха. Он мог сделать так, что она пребывала в грехе лишь какой-то малый период времени, а затем была очищена в самый последний момент того времени. Что именно истинно… знает один лишь Бог».

Его позиция по этому вопросу, тем не менее, стала основанием для церковного учения, когда в 1854 году папа Пий IX провозгласил ее догмой.

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.

Флп. 4:8-9

9 ноября. Цена ученичества

Ведущий психиатр и невропатолог Берлина Карл Бонхеффер надеялся, что его сын приобретет «почтенную» профессию и станет, например, ученым или юристом. Но молодой Дитрих заявил, что хочет стать богословом. Когда родители указали на недостатки в немецкой церкви, он ответил: «В таком случае, я проведу в ней реформы».

Он попытался было, но время его активной деятельности совпало с приходом к власти Адольфа Гитлера, который сумел обмануть многих немецких священников. «Благодаря Гитлеру Христос стал эффективным среди нас, — сказал один служитель, — национал-социализм фактически есть христианство в действии». Бонхеффер активно выступал против нацистов и призывал церковь к покаянию. Его позиция поставила его под удар, и с каждым днем, с каждым годом напряжение нарастало и назревал кризис.

В «Хрустальную ночь» (Kristallnacht), 9 ноября 1938 года, нацисты со всей яростью обрушились на еврейские общины в Германии. В домах евреев били окна, врывались в их квартиры, жгли синагоги, издевались над людьми и бросали их в тюрьмы. Бонхеффер, которого в тот момент не было в Берлине, срочно вернулся в столицу и восстал против насилия, как неустрашимый пророк. Он был возмущен христианами, которые оправдывали насилие, объясняя свою позицию тем, что евреи пожинают плоды как народ, распявший Христа. Он отметил эту страшную дату в своей Библии рядом с псалмом 73.

Но вскоре его тоже посадили в тюрьму Тельгель за Берлином. В его камере площадью шесть на девять футов стояла койка, табурет и ведро, а на стене висела полка. Здесь он прожил полтора года, в течение которых писал письма и поэмы. Некоторые из них были посвящены Марии фон Ведемейер, его невесте. Но они так и не поженились, а письма, написанные ей, теперь хранятся в Гарвардском университете, запечатанные, по ее просьбе, до 2002 года.

Бонхеффера перевели в концентрационный лагерь Флоссенбург. Когда 8 апреля 1945 года он проводил в своей маленькой камере богослужение, к нему ворвались гестаповцы и выволокли его. Он закричал: «Это конец, но для меня — начало жизни». На следующее утро, чуть позже пяти часов, его повели на место казни в рощу и заставили раздеться. Обнажившись, он встал на колени и помолился, а потом взошел через виселицу к Богу.

Предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего; сказали в сердце своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.

Пс. 73:7-8

10 ноября. Индейский воин

В 1942 году миссионер Пол Флеминг, служивший в Малайзии, подхватил церебральную малярию и вернулся домой. Выздоравливая, он подолгу разговаривал с пастором Сесилем Дайем о проповеди Евангелия индейским племенам. В результате появилось межденоминационное агентство, которое его основатели назвали «Миссией новых племен». Скоро Дай, его брат и еще три человека вместе с семьями поехали в Боливию, чтобы служить индейцам дикого племени айори. Боливийцы предупреждали их об опасности, но мужчины тем не менее двинулись вместе с семьями вглубь джунглей и основали там базу. Оттуда пятеро из них углубились в чащу в поисках айори.

Прошел месяц, после чего поисковая партия отправилась искать пропавших миссионеров. Они не нашли ничего, кроме разбитой линзы от фотоаппарата, одного носка и некоторых личных вещей. Во время второго похода на месте покинутой стоянки айори они нашли еще несколько предметов. Правительство Боливии выказало готовность отправить на территорию проживания предполагаемых убийц свою армию, но представители миссии остановили их, сказав: «Не нужно! Мы хотим донести до них весть о Христе!»

Шли годы, и жены миссионеров продвигались все глубже на территорию айори в надежде найти своих мужей живыми. Затем в 1948 году в лагере миссионеров появились обнаженные индейцы, взяли приготовленные для них подарки и исчезли. Позже они вернулись за новыми подарками и сообщили женщинам, что их мужья мертвы.

Постепенно выяснились остальные подробности: 10 ноября 1944 года пять миссионеров подошли к деревне айори, что вызвало величайшее волнение среди жителей. Один из воинов племени выстрелил из лука и ранил одного из миссионеров. Незваные гости поспешно ретировались. Апойде, разъяренный воин айори, повел свою группу вслед за ними, и одного за другим миссионеров прибили дубинками или убили копьями.

Скоро жены миссионеров узнали, что в лагерь к ним приходил и рассказал всю историю сам Апойде. Когда он понял, что женщины готовы простить его, он открыл им свое участие в убийстве миссионеров, покаялся и пришел ко Христу. На территории айори скоро вырос христианский поселок как база миссионерской деятельности. Плодотворное служение аборигенам Южной Америки продолжается до сего дня.

Господь — крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь — муж брани, Иегова имя Ему.

Исх. 15:2-3

11 ноября. Подражание Христу

Томас Хемеркен, более известный как Фома Кемпийский (от названия поселения Кемпен в Германии, находящегося в сорока милях от Кельна), написал самую знаменитую книгу о благочестии в христианской истории.

Он родился около 1380 года. Его родители, несмотря на бедность, сумели отправить его на воспитание в Голландию, в монастырь Братьев общинной жизни. Братья провозглашали духовное обращение, святую жизнь и размышления о Христе. Их учение глубоко коснулось сердца молодого студента, и он стал серьезным учеником Господа Иисуса. В 1399 году Фома, которому было около двадцати лет, вступил в августинский монастырь на Агнатенберге, близ Цволле (Голландия). Этот монастырь стал родным домом Фомы на всю оставшуюся жизнь. Там он проповедовал, переписывал рукописи, служил духовником и писал книги до самой своей смерти в девяносто лет. 11 ноября 1897 года в церкви св. Михаила в Цволле ему был открыт памятник.

Хотя жизнь Фомы была спокойной, он оставил яркий след в истории. Самой лучшей его работой считается «О подражании Христу». Вначале это сочинение состояло из четырех томов, опубликованных анонимно (в связи с чем долгие годы исследователи пытались определить имя его автора). «Подражание» пользовалось исключительной популярностью, его полюбили как протестанты, так и католики. К концу пятнадцатого века эту книгу переиздали девяносто девятый раз. Сегодня это самый известный классический труд на тему о благочестии. Что касается тиражей этой книги, то по подсчетам специалистов она занимает первое место в церковной истории после Библии. Читателей призывают отречься от себя, смириться и любить Бога. Вот небольшой отрывок из этой книги:

Старайтесь отвернуть свое сердце от любви к вещам, которые видимы, и обратиться к вещам, которых вы увидеть не можете… Насколько лучше смиренный крестьянин, который служит Богу, чем гордый философ, наблюдающий за звездами и пренебрегающий : познанием самого себя… Нам не следует доверять каждому слову других людей или чувствам в самих себе, но осторожно и терпели- . во исследовать каждый вопрос, от Бога ли он. Чем более человек , смирен и чем более он послушен Богу, тем более мудрым он будет во всех проявлениях и тем больший мир будет в его душе. «

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Кол. 3:1-3

12 ноября. Странник в мире

У произведения «О подражании Христу» есть конкурент по уровню продаж. Это «Путешествие пилигрима», написанное Джоном Беньяном. 12 ноября 1660 года Беньян вышел из дома, чтобы провести небольшое богослужение в доме своего друга. Чуть раньше в том же году английский король Карл II, прижав к груди Библию, вернулся из ссылки, чтобы возродить монархию и возвратить церкви Англии положенную ей власть и авторитет. Все церкви неангликанского типа были закрыты, и теперь проповедь Евангелия стала опасной.

Прибыв на ферму, Беньян узнал, что власти выдали ордер на его арест. Его друзья советовали ему бежать. «Нет! — ответил он. — Никуда я не побегу и собрания отменять не буду. Давайте не позволим запугать себя. Проповедь Слова Божьего — дело хорошее, и мы получим награду на небесах, если пострадаем за это». Скоро богослужение было прервано местным полицейским, и Беньяну удалось сказать лишь несколько прощальных слов перед тем, как его арестовали. Следующие двенадцать лет он провел в тюрьме в Бедфорде (Англия). В это время его семья бедствовала, а любимая дочь, слепая Мэри, умерла.

Беньян поддерживал семью тем, что в тюрьме плел кружева, но очень скоро он обнаружил в себе еще один талант — талант писателя. Его слава автора в заточении делала его книги еще более популярными. Он написал всего шестьдесят томов, по книге за год жизни. Его самым знаменитым сочинением, написанным в последний период заточения, стало «Путешествие пилигрима». Еще при жизни было продано сто тысяч экземпляров «Путешествия», а после смерти автора тираж достиг миллионов экземпляров. После Библии и произведения «О подражании Христу» эта книга занимает первое место по количеству проданных экземпляров.

Свои последние годы Беньян провел в маленьком домике в Бедфорде, где посетители часто видели его за письменным столом, а в его библиотеке были только Библия и некоторые его работы. Умирая, Беньян бредил, говорил бессвязными, обрывочными фразами, но даже эти слова были собраны и выпущены в книге «Высказывания умирающего Беньяна». Среди них, например, есть такие фразы: Молитвенный дух намного важнее, чем сокровища из золота и серебра. Молитесь чаще, ибо молитва есть щит души, жертва Богу и бичующий кнут для сатаны.

…Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному…

Евр. 11:14-16а

13 ноября. Дортский синод

Как остроумно заметил К. С. Льюис, христиане часто спорят между собой о важности своих споров. Сегодня многие кальвинисты и арминиане работают бок о бок друг с другом, но в течение долгих веков они вели жаркие сражения друг против друга, словно были злейшими врагами.

Арминиане берут свое название от Якова Арминия. Он родился в 1560 году в южной Голландии. Он получил хорошее образование, но занятия в университете Марбурга были прерваны трагедией. Испанские войска напали на его родину, и Яков, прослышав об этом, немедленно вернулся домой и узнал, что вся его семья уничтожена.

Следующие несколько лет он ездил по Европе, переходя из университета в университет, впитывая знания, как губка. В 1587 году он наконец осел в Амстердаме, и городские власти назначили его пастором. Арминий, лучше многих понимавший, что такое страдания, был хорошим пастором. Он навещал больных даже во время чумы, увещевал своевольных и проповедовал терпимость в богословских вопросах. Его проповеди были сильными и привлекали массы народа.

Через несколько лет Яков перебрался в Лейден, где начал преподавать в университете. Оставшиеся шесть лет его жизни были ознаменованы конфликтом с Теодором Беза, последователем Кальвина в Женеве. Беза ужесточил утверждение Кальвина о Божьем предопределении, говоря, что спасение и проклятие конкретных людей происходит по суверенному волеизъявлению Бога. Арминий, беспокоясь о том, что положения Беза делают Бога как бы виновником греха, настаивал на том, что человек сам может выбрать спасение при условии, если уверует. Конфликт стал настолько острым, что Голландское национальное собрание потребовало, чтобы обе стороны представили свои позиции в письменном виде.

Арминий умер еще прежде собрания, но полемика только начиналась. Голландия оказалась в центре войны памфлетов, книг и проповедей, поэтому Национальное собрание созвало синод в Дорте (Дордрехт), начавшийся 13 ноября 1618 года. С самого начала на последователей Арминия смотрели как на еретиков, и 14 января 1619 года арминиан осудили. Двести арминианских пасторов в Голландии были лишены своих мест, и если они не умолкали, то их выдворяли из страны. Однако на этом конфликт не был исчерпан. Христиане продолжают спорить на эту тему — и о важности споров — до сих пор.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Деян. 2:38-39

14 ноября. Улыбающийся Билл

Гражданская война началась в Конго (Заир) в 60-е гг. XX в., и среди миссионеров, попавших под перекрестный огонь, был Уильям Макчесни из Всемирного евангелизационного движения. Билли был ростом всего пять футов два дюйма и весил сто десять фунтов. Но он был выдающейся личностью и, где бы ни появлялся, всегда излучал радость. Его коллеги называли его «улыбающимся Биллом».

14 ноября 1964 года Билла, больного малярией, схватили конголезские повстанцы. Ему было двадцать восемь лет. Через десять дней его зверски избили, сорвали одежду и бросили в грязный и переполненный застенок. Католические священники поделились с ним одеждой, поскольку его сильно знобило от приступа малярии. На следующий день его выволокли из камеры и убили.

Перед тем как уехать в Африку, Билл написал поэму, объяснявшую его желание служить в зарубежных миссиях. В частности, там говорится:

На днях я видел классный сон:

Купил мобильный телефон,

Ковры и мягкий уголок,

Чтоб привести гостей всех в шок,

И от Кардена гардероб,

Чтоб стилем бить, как пулей в лоб.

На кухне вкусный завтрак ждет:

Глазунья, кофе, бутерброд;

Я в полдень отбивную съем,

Поужинаю ровно в семь.

В квартире — блеск. Евроремонт!

Ну чем не граф иль не виконт?

Не граф и не виконт, а Царь

Меня позвал — совсем как встарь

Он звал детей Своих на труд:

«Смотри, давно уж нивы ждут!»

Сон как рукой сняло, ведь Он

Взошел на крест и был пронзен.

Иисус за грех мой пострадал,

А чем же я Ему воздал?

Я поспешил Его путем

В чудесный рай, в Отцовский дом,

С дороги этой не сверну —

Вперед, в небесную страну! (007)

…Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Лк. 14:27

15 ноября. Все ради Него

Освальд Чемберс написал одну из величайших христианских книг, даже не подозревая об этом.

Он рано обнаружил в себе талант художника, и его будущее казалось обеспеченным. В ведущих центрах искусства в Европе ему готовы были предоставить место для учебы со стипендией. Но, придя ко Христу через проповеди Чарлза Сперджена, он отказался от стипендий и поступил учиться в Библейскую школу Данун, сказав своей семье: «Пусть вас не расстраивает, что я не пошел учиться в университет, может быть, так будет лучше. Я хочу учиться и служить ради Него». В своем дневнике он подробнее объяснил свои чувства: «С самого детства я был уверен, что меня ждет нечто великое и необычное, какие-то глубокие и особенные переживания».

Когда Чемберс был в Дануне, он услышал, как Ф. Б. Мейер говорил о Святом Духе. Он вернулся в комнату, чувствуя себя несчастным оттого, что ничего не знает о духовной силе. «От полного отчаяния меня сохранила лишь благодать Божья и доброта друзей, — рассказывает он. — Я понимал, что если бы христианство заключалось в том лишь, чем я обладал, тогда оно было бы обманом».

Затем он обнаружил стих в Евангелии от Луки (11:13): …если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

«Я настоятельно молил и требовал дар Духа на основании этих слов из Евангелия от Луки (11:13), — рассказывает Чемберс. — У меня не было видения небес или ангелов. Я был сухим и пустым, как всегда, не имея ни силы, ни понимания Бога. Однажды меня попросили выступить на собрании, и вперед для покаяния вышли сорок человек». Так Чемберс нашел в служении мир и силу. Его служение оказывало сильное воздействие на мир как во время его жизни, так и после смерти.

Он умер внезапно в Египте 15 ноября 1917 года, когда проповедовал британским войскам во время Первой мировой войны. Его похоронили в Каире, а в изголовье поставили надгробие со словами из Евангелия от Луки (11:13). И только позже его вдова, Гертруда Хоббс, собрала его рукописи, заметки, лекции и проповеди в классическом труде «Все ради Него». В этой книге христиане и по сей день находят для себя поддержку.

Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

Лк.11:11-13

16 ноября. Наследие

16 ноября 1572 года, в воскресенье, Роберт Фэрли из Эдинбурга не пошел домой после церкви. В доме неподалеку умирал реформатор Джон Нокс, и Фэрли отправился навестить его. Он сел за стол рядом с кроватью Нокса, и два Божьих мужа вместе ели и общались.

Фэрли, желая быть последним, кто видел великого реформатора живым, во время болезни постоянно навещал Нокса. Чувствуя близость конца Нокса, он пришел к нему и в четверг. Дождавшись, когда все ушли, он подошел к умирающему. Нокс открыл глаза и прошептал: «Я большой твой должник. Я никогда не смогу отплатить тебе, но я отдаю тебя в руки Того, Кто может сделать это, — в руки Вечного Бога».

Фэрли никогда не забывал этих слов. Этот рассказ переходил из поколения в поколение, пока молодой Марион Фэрли не сказали: «Твой прадедушка был предан в руки Бога молитвой Его слуги, Джона Нокса». Тронутая таким наследием и проповедями своего отца, Марион посвятила себя Христу.

Когда Марион выросла, она вышла замуж за благочестивого Уильяма Вейтча. Однажды ночью к ним ворвались солдаты и увели Уильяма в тюрьму за проповедь Евангелия. «Все время, пока солдаты были у нас дома, — рассказывала позже Марион, — Господь поддерживал меня, и я не выказала им и признаков отчаяния».

Скоро до нее дошли новости о том, что Уильяма собираются повесить. Марион села на лошадь и отправилась в тюрьму к мужу сквозь слепящий январский буран. Она приехала туда к полуночи. На рассвете ей позволили побыть с мужем несколько минут, а потом она пошла в дом к друзьям и «там наплакалась вволю». В тот день прокурор Томас Белл заявил: «Вейтч, завтра ты будешь висеть, как того заслуживаешь».

Но в тот же вечер прокурор задержался за питьем и едой в доме своего друга до одиннадцатого часа. Ночь была темной и холодной. Он так и не вернулся домой. Через два дня его тело нашли впаянным в толстый лед на реке.

Уильяма Вейтча отпустили, и он с Марион дожил до глубокой старости, передавая свое доброе наследие детям и внукам.

Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

Пс. 77:3-4

17 ноября. Ч. X. Мейсон

Чарлз X. Мейсон родился в пригороде Мемфиса в конце Гражданской войны. Его родители, Джерри и Элиза Мейсон, были освобожденными рабами. Элиза всерьез молилась о том, чтобы ее сын посвятил себя Богу. Ребенок был пропитан этими молитвами и скоро присоединился к матери у престола благодати и сам стал просить Бога дать ему такую веру, какая была у старых рабов и у его родителей.

Когда Чарлзу было двенадцать лет, в их районе началась эпидемия желтой лихорадки. Мейсоны собрали свои пожитки и быстро переехали в Пламерсвилль (штат Арканзас), где арендовали ферму на болотистой плантации. Туда пришла чума, которая забрала жизнь Джерри. Своими смертельными щупальцами она прилепилась и к юному Чарлзу. Его смерть казалась неминуемой. Но однажды ранним воскресным утром, как позже рассказывала об этом его жена, «слава Божья явилась Чарлзу, как никогда раньше. Он получил мгновенное исцеление от Божьего присутствия, встал с постели и вышел на улицу. Там под утренним небом он молился и славил Бога за свое исцеление. Тогда он подтвердил свое посвящение Богу». Тем временем мать, которая встала, чтобы посмотреть, как он себя чувствует, удивилась, обнаружив постель пустой. Она нашла его во дворе, где он бегал, прыгал и кричал: «Слава Богу! Аллилуйя! Славьте Его святое имя!»

Неудивительно, что Ч. X. Мейсон вырос проповедником, но его послания святости братья-баптисты воспринимали без энтузиазма. Однажды, когда он шел по улице, размышляя на тему из Первого послания к Фессалоникийцам (2:14), ему в голову пришло новое название — Церковь Бога во Христе. Мейсон и баптисты разошлись, и он объединил своих единомышленников в новую группу. Между 1897 и 1906 годами новая церковь росла тяжело и медленно. Затем в 1907 году, во время пробуждения на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе, Мейсон получил крещение Святым Духом. Он вернулся домой, наполненный неудержимым рвением и силой, и молодая церковь была реорганизована и получила новый заряд энергии.

Церковь Бога во Христе была первой главной деноминацией, возникшей из пламени пробуждения на Азуза-стрит, и к моменту смерти Мейсона 17 ноября 1961 года она была одной из самых больших пятидесятнических церквей Америки.

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, которое и действует в вас, верующих. Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее…

1 Фес. 2:13-14а

18 ноября. Господь усмотрит

Хадсон Тейлор основал свою Китайскую внутреннюю миссию в 1865 году, и в ее уставе было сказано, что эта организация для удовлетворения своих нужд никогда не будет просить финансовой помощи, но будет полагаться только на Бога. Хотя такая политика не может быть приемлемой для всех видов служения, она предоставила Хадсону тысячи примеров Божьей верности, как, например, тот, что описан в его письме от 18 ноября 1857 года:

Многие думают, что я очень беден. В определенном смысле это правда, но я благодарю Бога за то, что «мы нищи, но многих обогащаем». Мой Бог да восполнит всякую мою нужду, да будет Ему слава. Я не хотел иного положения, чем мое теперешнее отношение полного доверия и упования на Господа, когда Он использует меня как канал для помощи другим людям.

В субботу, как всегда, мы накормили завтраком семьдесят человек нуждающихся. Иногда их количество не доходит до сорока, а в другие дни превышает восемьдесят. Они приходят к нам каждый день, за исключением Господня дня, потому что в тот день мы не в состоянии и кормить их, и справляться со всеми остальными делами. Итак, в то субботнее утро мы расплатились по счетам и закупили все, что нужно на следующий день, после чего ни у кого из нас не осталось ни единого доллара. Как Господь обеспечит нас необходимым на понедельник, мы не знали, но над нашим камином висят два свитка на китайский манер — Авен-Езер, «до сего дня помог нам Господь», и Иегова-Ире, «Господь у смотрит». Бог не давал нам усомниться ни на один момент. В тот же день пришла почта, которую мы ждали еще неделю назад, и мистер Джонс получил двести четырнадцать долларов. Мы благодарили Бога и еще более укрепились надеждой на Него. В понедельник бедные получили свой обычный завтрак, потому что мы не говорили им не приходить, ибо верили, что это Божья работа и что Бог усмотрит. Наши глаза наполнились слезами благодарности, когда мы увидели, что не только наши нужды восполнены, но и вдова и сирота, слепой и хромой, брошенный и отверженный — все были удовлетворены изобилием Того, Кто кормит воронов.

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Мф. 6:31-33

19 ноября. Десять лет молчания

Кто был самым великим английским проповедником? Некоторые считают, что это британский пуританин семнадцатого века Ричард Бакстер. Но враги заставили его замолчать на целых десять лет.

Бакстер жил в семнадцатом веке. Он родился в 1615 году, и этот период совпал со временем гражданской войны, когда обезглавили короля Карла I, а Кромвель создал Английскую республику. В центре всех этих событий были пуритане, но в 1660 году судьба обернулась против них. Карл II возродил монархию, и вскоре после этого Бакстер (которому тогда было сорок пять лет) и еще две тысячи священников-пуритан были изгнаны со своих кафедр. Бакстера арестовали, и он провел несколько лет в тюрьме, потерял почти все свое имущество, постоянно страдал от различных болезней, включая мучительный кашель, частые носовые кровотечения, камни в почках и желчном пузыре и беспрерывную войну с туберкулезом.

Десять лет Бакстер не мог открыто проповедовать Слово Божье. Но он был также мужем молитвы, и его страдания произвели на свет одни из самых сильных книг в истории Церкви, включая «Вечный покой святых», «Пастор-реформатор» и еще сто тридцать восемь книг!

Наконец «ссылка» закончилась. В его дневнике мы читаем о важном событии 19 ноября 1672 года: «Этот день стал первым днем после десяти лет молчания, когда я проповедовал в разрешенном собрании, хотя это разрешенное собрание происходило не в освященной церкви, а у меня дома».

Если бы тогда были магнитофоны, если бы мы могли услышать мощный голос Бакстера после десяти лет сдержанных и страстных молитв, размышлений и изучения Писаний! «Постоянно учитесь, — сказал однажды Бакстер, — ибо колодец духовных знаний глубок, а наш разум мелок».

Бакстер много учился и неустанно трудился, пока в 1691 году не отошел к вечному покою святых в возрасте семидесяти шести лет.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово.

2 Тим. 3:16 -4:2а

20 ноября. Клятва врача

20 ноября 1759 года корабль «Арундел» подошел к неизвестному судну в водах Вест-Индии. Загорелые моряки застыли в напряжении у пушек, в то время как капитан Чарлз Миддлтон послал на борт встретившегося корабля команду, чтобы осмотреть судно. «Свифт» оказался судном работорговцев, возвращавшихся из Гвинеи. На нем свирепствовала чума.

Миддлтон захватил с собой своего хирурга, Джеймса Рамсея, молодого человека, которого недавно привел ко Христу. Доктор взобрался на борт «Свифта» и обомлел от ужаса. Трюмы были забиты голыми рабами, закованными в цепи и лежавшими друг на друге рядами. Они извивались, стонали, с них ручьем лил пот. Они умирали от чумы. Вонь была невыносимой, грязь немыслимой. Рамсей покинул судно, поклявшись сделать для отмены рабства все, что возможно.

Вскоре после этого он ушел с морской службы и стал пастором на одном из островов в Вест-Индии. Он выкупил у одного тирана десять рабов и сам стал у них слугой, обучая их Писаниям и занимаясь их лечением. Его ненависть к рабству выросла еще более, когда он навестил близлежащие плантации. Он лечил раны рабов от железных оков и ударов кнутом. В ответ на его призывы обращаться с рабами по-человечески рабовладельцы стали ему угрожать, но когда Рамсей призвал к отмене работорговли, на него обрушилась местная пресса, население осудило его и его выгнали с острова.

Рамсей стал пастором в Англии, в графстве Кент. И хотя ему было всего сорок восемь лет, он выглядел старым и измученным. Днем и ночью его преследовали крики рабов, и он не мог забыть свою клятву, данную 20 ноября 1759 года. Он выразил свои чувства в сочинении, чем навлек на себя новые нападки. Но на этот раз у него был союзник, его старый капитан, Чарлз Миддлтон, теперь член Парламента. Миддлтон присоединился к кампании Рамсея, но для руководства этим движением стал подыскивать молодого и красноречивого члена Парламента. Он выбрал для этой цели Уильяма Уилберфорса.

Кампания Уилберфорса за отмену рабства в Великобритании, растянувшаяся на всю его жизнь, хорошо известна. Но очень немногие помнят, что все началось с тихого доктора, который в ноябрьский день 1759 года дал клятву.

И пришел в Назарет… в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… отпустить измученных на свободу…»

Лк. 4:16-18

21 ноября. II Ватиканский собор

К девяти часам утра проливной дождь закончился и утреннее солнце ярко осветило две тысячи пятьсот католических епископов, одетых во все белое. Они собрались на площади св. Петра на историческое открытие Второго Ватиканского собора. Это произошло 11 октября 1962 года. Иоанн XXIII, созвавший собор, был избран папой в возрасте семидесяти семи лет, и мало кто ожидал от него решительных изменений установившихся норм. Однако он удивил всех созывом этого собора, объяснив свое внезапное решение побуждением от Святого Духа.

Когда епископы расселись в базилике, старый папа медленно поднялся, чтобы произнести речь. Он напомнил своей аудитории, что Церковь живет в современный век. «Вклад веры» не меняется, но следует задуматься над тем, как именно это происходит. Формы, методы и отношения должны стать более современными.

В течение следующих трех лет епископы размышляли и спорили, страдали и молились. Произошло разделение католиков на консервативных и прогрессивных. Папа Иоанн умер 3 июня 1963 года, но Павел VI, его преемник, продолжил его дело. Большинством голосов были приняты шестнадцать документов. Католическая литургия была упрощена, было принято решение проводить мессы на языке народа, а не на латинском языке. Во время мессы больше используется Священное Писание, и прихожане принимают более активное участие в поклонении. Стали поощряться истолкование Библии и пение прихожан. Главной темой собора стал акцент на большую свободу.

Не менее важным явилось изменение отношения католиков к другим христианским деноминациям. Во время созыва собора папа Иоанн мечтал о диалоге и общении с «отделившимися братьями» Востока и Запада, о новом единении христиан. 21 ноября 1964 года произошло торжественное закрытие третьей сессии, в этот день были одобрены три документа, включающие Декрет об объединении, принятый двумя тысячами ста тридцатью семью голосами против одиннадцати. В этом документе говорится об обоюдной вине католиков и протестантов за разделение Церкви и о росте экуменического движения. Диалог с другими христианскими группами должен заменить подозрительность и соперничество, сказано в декрете…

И хотя на II Ватиканском соборе основные доктрины не пересматривались, в католической церкви настало время больших перемен.

Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине,

Ин. 4:23-24

22 ноября. Волны морские

В ноябре 1873 года чикагский адвокат Горацио Г. Спаффорд привез свою жену и четырех дочерей, Мэгги, Танетту, Энни и Бесси, в Нью-Йорк и посадил их на роскошный французский лайнер «Ville du Havre». Великий чикагский пожар уничтожил все их имущество, и Спаффорд послал дочерей в Английскую академию, чтобы они учились там до тех пор, пока чикагские школы и нормальное течение его жизни не будут восстановлены. Когда он устраивал свою семью в каюте, им овладело беспокойство, и он переселил их в каюту поближе к носу корабля. Затем он попрощался, обещав в скором времени приехать во Францию.

В ночь на 22 ноября 1873 года, когда корабль скользил по спокойной глади вод, пассажиры вдруг были сброшены со своих кроватей резким и сильным толчком. Их судно столкнулось с кораблем «Lochearn». На пассажирское судно обрушились тонны воды, словно с небес на них излился водопад Ниагары, и оно резко накренилось. Словно в ночном кошмаре неописуемого ужаса слышались крики, молитвы и проклятия. Пассажиры, теряя одежду и обувь, хватались за поручни, впотьмах пытаясь нащупать путь к спасению. Ледяные потоки морской воды обрушивались на них с ужасающей силой. Руки выпускали из объятий любимых, и те падали в холодный и пенистый мрак океана. Через два часа огромное и мощное судно бесследно исчезло в пучине вод. Среди двухсот двадцати шести погибших были Мэгги, Танетта, Энни и Бесси. Миссис Спаффорд, ухватившуюся за обломок судна, нашли почти в бессознательном состоянии. Через девять дней, когда оставшиеся в живых высадились в Кардиффе (Уэльс), она дала мужу телеграмму: «Спаслась одна».

Он немедленно заказал билет, чтобы соединиться с женой. По пути туда, холодной декабрьской ночью, капитан отозвал его в сторонку и сказал: «Мы теперь проходим как раз над тем местом, где затонул «Ville du Havre»». Спаффорд ушел в свою каюту, но уснуть не смог. Он сказал себе: «Все хорошо, да будет воля Твоя, Господь». Позже он написал свой знаменитый гимн, основанный на этих словах:

Течет ли жизнь мирно, подобно реке,

Печаль ли, как море, бурлит —

«Все это ко благу бессмертной душе!» —

Твой голос мне, Боже, твердит (008) .

Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.

Пс. 41:8-9

23 ноября. Короткая, яркая и в болезни

Его жизнь была короткой, яркой и омраченной болезнями. Он умер, когда ему не было и сорока, но успел оставить после себя значительный след. Блез Паскаль родился во Франции в 1623 году, получил образование в Париже и внес значительный вклад в геометрию, физику и математику. Он быстро приобрел славу и богатство, как и религиозное устремление. В январе 1646 года его отец упал и поломал ногу. За ним ухаживали преданные католички, и Паскаль, после долгих разговоров с ними, начал очень серьезно относиться к католической вере. Его репутация в ученых кругах быстро росла, и чем более он изучал природу, тем больше находил в ней свидетельств о Творце мироздания. 23 ноября 1654 года, читая Евангелие от Иоанна (гл. 17), он лично принял Иисуса Христа и написал о своих впечатлениях следующее: «С половины одиннадцатого до половины первого — ПЛАМЯ! Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, не Бог философов и ученых. Уверенность. Чувства. Радость. Мир. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Паскаль вшил этот листок в подкладку своего пиджака и часто в моменты искушений прижимал рукой листок к сердцу. Его жизнь изменилась, и он стал раздавать большую часть своих денег бедным. Его научные изыскания, известные миру до сего дня, встали на второе место после духовных устремлений.

В своих книгах он явил великий авторский талант, и даже безбожник Вольтер отметил тот факт, что труды Паскаля представляют собой творение гения. Он стал Шекспиром Франции, ее Данте и Платоном, ее Эвклидом. Он изобрел самый первый в мире калькулятор (счетную машинку), первое «магистральное» обслуживание и проторил дорогу для изобретения барометра и открытия теории вероятностей.

Его здоровье ухудшалось, и Паскаль пожелал оставить после себя свой последний труд, защиту христианской веры, бросавший вызов атеистам и агностикам свидетельствами в пользу христианства. Он начал собирать материал, но головные боли усилились. Он умер, оставив около тысячи отрывочных записей, которые затем были собраны в один классический труд христианской литературы, названный «Мысли».

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь — в Сыне Его. Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

1 Ин.5:11-12

24 ноября. Двухфокусная вера

Может быть, все дело было в его шотландском акценте. А может, в его веселой улыбке. Или же в простоте проповедей, или молитвах с их остротой и смелостью. Как бы то ни было, Питера Маршалла помнят как самого любимого сенатского капеллана в американской истории.

Маршалл иммигрировал в Соединенные Штаты в 1927 году. Через девятнадцать лет его назначили капелланом сената. Сначала он был пастором в Джорджии, затем в пресвитерианской церкви Вашингтона. 5 января 1947 года он стал капелланом сената, и его проповеди услышала вся страна.

Вот одна из них, «Двухфокусная вера», прочитанная 24 ноября 1947 года в сенате США:

Бог наших отцов и наш Бог дает нам веру, чтобы веровать в полный триумф Его праведности, независимо от того, насколько мрачными и далекими кажутся нам небеса сегодня.

Мы молимся о двухфокусной вере — чтобы видеть отчаяние и нужду на сей час, но в то же время смотреть и дальше, уповая на терпение нашего Бога, Который выполняет Свой план в мире, Им сотворенном.

Поэтому помоги Твоим слугам истолковать сегодня значение лозунга (009) , который мы читаем на наших монетах. Сделай нашу веру честной и помоги нам на сей день сделать то, что Ты велишь делать, и не делать того, о чем Ты говоришь: «Не делай».

Как мы можем говорить, что верим в Тебя или хотим верить в Тебя, если не делаем того, что Ты велишь делать? Пусть наша вера будет видна в наших делах. Во имя Иисуса Христа, нашего Господа. Аминь.

Всего через год Питера Маршалла, сорока шести лет, машина скорой помощи увезла в больницу с острой болью в груди и руках. Обширный инфаркт унес его жизнь, и вся нация тяжело переживала эту утрату. Но усилиями его жены и биографа, Кэтрин Маршалл, его молитвы, проповеди и вся жизнь обрели бессмертие в христианской литературе.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…»

Мф. 6:7-9

25 ноября. Белая кровь?

Истина Божья так же тверда и прозрачна, как алмаз, и только она может быть крепким основанием как в жизни, так и в смерти. «Не может нарушиться Писание», — сказал Иисус (Ин. 10:35). Но мы можем не соглашаться с преданиями и полуправдой, существующими в церковной истории. Возьмем, к примеру, примечательную историю святой Екатерины из Александрии.

Она родилась в Александрии в третьем веке в благородной христианской семье. Прекрасная Екатерина посвятила свою жизнь Христу и отказалась приносить жертвы языческим богам. Император Максимин, желая заполучить ее, предложил ей прощение, если она согласится провести с ним ночь. Она отказалась, объяснив, что она невеста Христа. В попытке переубедить ее Максимин собрал пятьдесят ученых мужей, чтобы поспорить с ней. Но она переубедила их всех и привела ко Христу. Они заплатили за этот разговор тем, что были заживо сожжены. Такова была благодарность императора.

Тем временем Екатерина обратила жену императора, его высшего военачальника и двести человек из его гвардии. Их тоже немедленно казнили. Максимин в ярости приказал привязать Екатерину к колесу с острыми пиками, на котором людей мучили и ломали их тела. Когда колесо развалилось на части, Максимин потребовал, чтобы палач отрубил ей голову. Но из разрубленной шеи хлынула не кровь, а молоко.

Мученица и девственница стала одной из самых почитаемых женщин древности, и 25 ноября в церковном календаре празднуется как день памяти Екатерины. Ею восхищались и ее чтили средневековые верующие, и она стала святой покровительницей молодых женщин, колесных дел мастеров, поверенных и ученых.

Но что же истинного в этой легенде о Екатерине? Вероятно, не очень много. За этим преданием может скрываться прекрасная мученица, чья точная история известна только небесам. Самое раннее упоминание о смерти Екатерины мы находим в девятом веке, когда ее кости перенесли в монастырь на горе Синай. Ее самые ранние биографии были написаны в десятом веке. Она была одной из главных героинь, упоминавшихся в мессах Средних веков, но о реальном существовании Екатерины Александрийской свидетельств практически нет.

…Я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие…

1 Тим. 1:3-6

26 ноября. Небольшой огонь

Сила обычных слов невероятно велика, как указывает Иаков в своем Послании (3:5): «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» Особенно явственно эта сила проявилась 26 ноября 1095 года, когда папа Урбан II прочитал одну из самых зажигательных проповедей. Так с Клермонского собора во Франции начался первый крестовый поход.

Долгие годы христианский мир страдал оттого, что Палестина была захвачена мусульманскими турками. Наконец, папа Урбан адресовал этот вопрос церковному собору в Клермоне. Он говорил, обращаясь как к священству, так и к публике, в ярких и образных выражениях представляя, как турки, «проклятая раса», опустошают царство Божье огнем, грабежами и мечом. Иерусалим, «центр земли», был превращен в пустыню. Антиохия разрушена. Святая земля оказалась в руках варваров. Она должна быть освобождена.

Толпы народа, доведенного до возбуждения, стали скандировать: «Бог зовет нас! Бог зовет нас!» Урбан II ответил: «На то есть воля Божья. Пусть эти слова звучат как военный клич, когда вы обнажите свой меч. Вы есть воины креста. Пусть на вашей груди и плечах будет кроваво-красный знак креста».

Тысячи людей тут же нашили на свою одежду кресты, а другие раскаленным железом выжгли кресты на теле. Весь континент охватило сильнейшее возбуждение. Когда крестовые страсти объяли людей, в европейской истории началась новая эра. Эра крестовых походов охватывает период с 1096 по 1291 год, но по прошествии многих веков воспринимается как серьезная ошибка. Царство Божье невозможно завоевать оружием. Крестовые походы лишь на время и отчасти могли «освободить» Палестину, но преуспели в том, чтобы принести миру двести лет насилия, крайностей, смертей, жестокостей, бессердечия и позора.

Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет [круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может…

Иак. 3:5б-8а

27 ноября. Туан Чейндж

Эрнст Прессвуд родился в 1908 году в канадской прерии и в воскресной школе в возрасте одиннадцати лет пришел ко Христу. Позже, услышав проповедь «цыгана» Смита, он решил посвятить себя служению. Он поступил в институт Христианского и миссионерского союза в Ньяке (штат Нью-Йорк) и к 1930 году уже служил на острове Борнео.

Вскоре по островам разнеслись новости о молодом белом человеке, чья весть могла превращать злых людей в добрых, пьяниц в трезвенников, жестоких людей в Божьих мужей. Островитяне назвали его Туан Чейндж (010) , потому что его послание изменяло жизнь людей. «Когда я услышал о нем, — рассказывал один островитянин, — я не мог уснуть из-за сильнейшего желания послушать его проповедь. Мы все пошли на встречу с ним. Он проповедовал о воскресении. С самого начала эта весть потрясла меня. Я буквально упивался ею. Я уверовал, как только услышал».

Эрни, которому было тогда двадцать пять лет, через горы добирался до отдаленных деревень. Его ноги покрылись язвами от укусов пиявок, но страсть его была неугасимой. «Какой это был день, — написал он после одного такого похода, — физически это было тяжело, но результаты великолепные. Около шестисот человек пришли послушать проповедь». В следующий раз он писал: «С самого утра до позднего вечера я был занят почти без перерыва. Молитесь за меня, ибо напряжение велико. Я крестил сто тридцать человек и предполагаю крестить, по меньшей мере, столько же».

Вернувшись в Америку в отпуск, Эрни влюбился в Лору Хармон, женился на ней и привез ее на Борнео. У нее случился выкидыш, отчего она умерла. Эрни похоронил ее в гробу, сделанном из досок, которые были приготовлены для строительства их дома. И продолжал напряженно работать, опять один.

Его служение в 1940 году было прервано войной, коснувшейся региона Тихого океана. В течение пяти лет Эрни переживал за свою страдающую паству. 27 ноября 1945 года он вернулся туда и нашел много христианских могил, но церковь на Борнео выстояла. К тому времени Эрни было тридцать восемь лет, а через три месяца он умер от воспаления легких. Он успел за свою жизнь «посадить» церковь и пожать добрый урожай. Его труд продолжает давать плоды до сего дня.

Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Пс. 102:3-5

28 ноября. Служение сроком в один год

Хью Маккейл был талантливым молодым человеком, который проповедовал в Шотландии реформаторские истины, объявленные вне закона, но недолго. Он начал проповедовать в двадцать лет, а последнюю проповедь прочитал в возрасте двадцати одного года: «Иногда людей Божьих преследует Ахав, сидящий на престоле, а иногда Аман, занимающий важный пост в правительстве, а иногда и Иуда внутри самой церкви».

В тот же день власти Шотландии — «Ахав, Аман и Иуда» — послали за ним, чем вынудили его бежать из страны. Но его арест был неизбежен, и суд над ним состоялся 28 ноября 1666 года. Когда он отказался отречься от своих убеждений, его притянули к стулу тугим железным сапогом, намертво обхватившим ногу и колено. В сапог вбили железный клин, и рядом с Хью встал стражник с кузнечным молотом в руках, ожидая приказаний. Рядом сидел хирург, держа свою руку на пульсе молодого священника. Судья кивнул головой. Стражник схватил молоток, прицелился и ударил по клину. Затрещали кости и мускулы. Второй удар. Третий. Вниз по ноге ручьем хлынула кровь. Новые удары, новые волны пронзительной боли. Одиннадцать ударов превратили ногу Хью в бесформенную массу. Мучительная боль пульсировала в каждой клеточке тела. Затем грубые руки сорвали его со стула и бросили в темницу.

Когда через несколько дней его спросили о том, как он себя чувствует, Хью, слабо улыбнувшись, ответил, что он перестал беспокоиться о ноге и начал думать о шее. На то были веские причины. Скоро его привели к виселице и заставили взобраться по лестнице на возвышение. Собралась большая толпа, и Маккейл, возвысив голос, сказал: «Для меня нет разницы между этой лестницей, ведущей на виселицу, и дорогой домой в дом Отца». Он с трудом волочил ставшую бесполезной ногу, затем повернулся к людям и сказал: «Каждый мой шаг приближает меня к небесам». Наверху он вытащил карманную Библию и прочитал из нее последнюю главу, а затем говорил о Христе. Веревка затянулась на шее, и его мальчишеская улыбка растаяла, а ноги затанцевали в воздухе, в то время как душа вознеслась к Богу.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

29 ноября. Хорошая жена

Когда в 1870 году Джеймс Гилмор отплыл в Китай, он был молодым человеком в расцвете сил. Ему нужна была жена. Он начал работать для Лондонского миссионерского общества в Монголии, но ему не на кого было опереться. «Не надеюсь встретить здесь друга, — писал он, — и меня охватывает чувство одиночества». Работы становилось все больше, и он чувствовал себя все более одиноким. «Сегодня я словно Илия в пустыне, — записал он в своем дневнике, — он молился о том, чтобы ему умереть… И я готов был покончить с собой. Миссионерам всегда нужно работать в паре. О, как мне одиноко…»

Боль усиливалась тем более, что девушка-шотландка, которой он сделал предложение, отказала ему. «Тогда я отдал эту проблему — я имею в виду свою женитьбу — в Божьи руки. Я просил Его найти мне жену, хорошую жену».

В 1873 году Гилмор поехал навестить в Пекине друзей, мистера и миссис Мич. Увидев фотографию сестры миссис Мич, Эмили Прэнкард, Джеймс стал расспрашивать о ней. Хозяйка дома рассказала о своей сестре, и Джеймс влюбился в нее. Он смотрел на ее фотографию, видел некоторые ее письма и задавал о ней все больше вопросов.

В начале следующего года Джеймс написал Эмили, сделав ей предложение в первом же письме. Той же почтой он отправил в Шотландию письмо своим родителям: «Я написал письмо девушке в Англии и сделал ей предложение. Правда, я никогда не видел ее и очень мало о ней знаю, но этот вопрос я отдал в Божьи руки. Если это Божий выбор, пусть она приедет, если нет, пусть Бог сохранит меня от нее. Господь сумеет сделать все должным образом».

Когда Эмили получила письмо от Гилмора, она тут же отнесла его к престолу благодати. Позже Гилмор вспоминал: «В первом письме я сделал предложение, и в первом же своем ответе она дала согласие». 29 ноября 1874 года Эмили уже была в Китае. Через неделю они поженились. Гилмор приобрел и жену, и соработника, и они проработали бок о бок друг с другом в течение многих лет, приобретая северный Китай для Христа.

«Кто нашел добрую жену, — сказано в Книге Притчей (18:22), — тот нашел благо и получил благодать от Господа».

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Прит. 31:10-12

30 ноября. Жалкая надежда

Джон Клаф был призван к духовной жатве во время работы на фермерском поле. Он вырос не имея склонности к религиозным размышлениям, а в колледже противился друзьям, старавшимся донести до него евангельскую весть. Товарищ по комнате пытался читать ему Библию и молиться с ним по утрам и вечерам, но Джон в большом раздражении провел мелом посреди комнаты черту, запретив молитвы и чтение Писаний на своей половине.

Но Святой Дух работал в его сердце, и однажды вечером, чувствуя огромную духовную потребность, он пересек черту и встал на колени рядом с товарищем. Вскоре после этого он услышал проповедь миссионера и стал задаваться вопросом, а не хочет ли Бог отправить и его за моря. Он обратился в миссионерскую организацию. Когда ему принесли письмо из Бостона, он работал на жатве, собирая пшеницу. Клаф вытер пот с лица и вскрыл письмо из Баптистского совета по зарубежным миссиям. «Представляете, — закричал он, — они хотят отправить меня в Индию миссионером!»

Руководители миссии хотели послать его в «Жалкую надежду», в Телугу (Индия), где семнадцать лет мучительных и тяжких трудов не принести видимых результатов. 30 ноября 1864 года Клаф и его жена отплыли из Бостона на маленьком суденышке «Джеймс Гатри», слабо оснащенном для плавания в открытом море. Он, как поплавок, то нырял вниз, то взмывал вверх, пока наконец в апреле следующего года не добрался до берегов Индии. Джон, начав служение, тут же столкнулся с выбором. Представители высшей касты категорически отказывались посещать церковь вместе с людьми низшей касты и отверженными. Молясь о мудрости, Клаф наугад открыл Библию и прочитал Первое послание к Коринфянам (1:26-29) о том, что Бог избрал незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее, чтобы упразднить значащее. В той же комнате его жена в тот же момент случайно открыла Библию на том же самом месте. В великом изумлении Клаф принял этот отрывок за Божье водительство. Он пригласил в свою церковь всех желающих, заявив, что не будет делить прихожан ни по каким признакам.

Он стал проповедовать, и количество обращенных стало увеличиваться. Чуть более чем через год два индийских проповедника начали крестить в реке новообращенных. Когда они устали, их заменили другие местные христианские священники. К пяти часам крестились две тысячи двести двадцать два человека, и крещение продолжалось еще в течение двух дней.

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

Иак. 2:1,5