5. Отдых и атмосфера радости, сближающие с Богом

«И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем., у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом-подкрепление для вас» (Неем. 8:10). Отдых обусловливает правильное функционирование живых организмов, ибо все, что живет, должно восстанавливать израсходованные силы и энергию. Это также касается клеток и органов всех живых существ, ибо во время отдыха они очищаются от вредных продуктов обмена веществ. Отдых человека состоит из коротких или длинных перерывов во время работы или после нее — среди них еда, сон, праздничные и выходные дни.

Недостаточный отдых ведет к преждевременному старению организма и утрате красоты. Кто тяжело работает с раннего утра до позднего вечера, не давая телу отдохнуть, пусть не удивляется, что вскоре организм утратит энергию, а кожа приобретет усталый и дряблый вид. В природе мы находим лучших помощников для восстановления наших сил. Свет, воздух, солнце, вода, разумное питание, движение и полноценный сон помогут многим бледным и изможденным жителям больших городов стать пышущими здоровьем и жизнью. Хождение же по городу от одной витрины магазина до другой не является отдыхом, потому что в торговых районах воздух полон пыли и до такой степени загрязнен, что не может восполнить кислородного голодания организма. Кроме того, шум не способствует здоровью.

Обычно мы не осознаем, каким сильнодействующим оздоровительным фактором является окружающая нас природа и какую значительную роль она играет в лечении многих болезней. Любой, даже кратковременный, контакт с природой улучшает настроение, снимает чувство усталости, уменьшает психическое напряжение, связанное с жизнью в городе, вызывает состояние здоровой физической усталости, после которой глубокий сон гарантирует бодрость и прилив энергии. И потому необходим довольно продолжительный контакт с природой, например, во время отпуска.

Лучшей формой восстановления израсходованной энергии является сон, и человек должен ночную пору суток использовать в полной мере. Часто то, что казалось невозможным решить вечером, после успокаивающего и проясняющего ум сна представляется не таким трудным, ибо сон восстановил физические силы и духовное равновесие. Среди ученых, изучающих физиологию нервной системы, издавна господствует убеждение, что фаза ночного сна — это период отдыха для нервных клеток и их восстановления.

Во время умственной работы быстрее всего устает мозг, и поэтому необходимы регулярные короткие перерывы. Русские ученые из Академии медицинских наук А. Вейн и Л. Латаш, исследовав функции мозга, пришли к выводу, что сон — это особый способ организованной активности мозга, так как его нервные клетки отдыхают от постоянных дневных сигналов. Во время ночного сна мозг распределяет информацию, полученную в течение дня: часть направляет в долговременную память, часть — в программу действия на ближайший день, а ненужную информацию стирает из памяти (9) .

Современный человек с самых молодых лет ведет очень интенсивный и психически истощающий образ жизни. Он часто работает и в ночное время, а сонливость нередко преодолевает при помощи разного рода стимулирующих веществ, которые вредят здоровью. Ночная работа нарушает суточный ритм организма, что рано или поздно неблагоприятно скажется на здоровье. Важно знать, что человек находится под влиянием разных ритмов: часовых, суточных, недельных (10) , сдвинутых по отношению друг к другу по фазе, а в каждом цикле есть положительные и отрицательные полупериоды. При наслаивании ритмов происходит частичное выравнивание за счет совпадения отрицательных фаз одних ритмов с положительными -других. Совпадение же отрицательных фаз усиливает опасность появления болезни, предупредить которую может активный отдых.

Установлено также, что основной ритм мозга, так называемый альфа-ритм, имеет частоту колебаний магнитного поля земли: 8-16 Гц. Выдвигается гипотеза о связи «биологического часа» человека с магнитным полем нашей планеты. «…Кроме суточных и других ритмов появляются биологические циклы, связанные с гравитационным притяжением Луны и Солнца (подобно морским приливам и отливам), а также циклы, зависящие от фаз Луны» (11) .

Очень интересен вопрос о связи между изменениями магнитного поля Земли, ионизации атмосферы и солнечного излучения со здоровьем людей.

Существует еще много неисследованных проблем, касающихся связи процессов, происходящих в живых организмах. Однако известно, и это доказали исследования ученых, что одним из ритмов, которым подчиняется организм человека, является семидневный ритм — это значит, что после шести дней работы должен последовать день отдыха (12) .

Интересным является .факт, что все ритмы, о которых упоминалось выше — и прежде всего семидневный, — указывают на тесную связь человека с Вселенной и ее Создателем. Соблюдение семидневного ритма предписывает человеку Священное Писание: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

Два прекрасных подарка получил человек от Создателя в начале творения: ежесуточный (сон) и еженедельный (суббота — седьмой день) отдых. Значит, соблюдение этого отдыха — моральная обязанность каждого человека по отношению к Богу и к себе. Нарушение установленных Создателем

Вселенной правил, обусловливающих физическое и духовное благополучие человека и отражающих законы природы, — большой грех. Ведь это Христос сказал: «Суббота для человека» (Мк. 2:27). Не только для евреев, но для каждого человека! Следовательно, этот праздник имеет общий характер, общечеловеческий, а не национальный или локальный. Этот день святили Христос, Его мать, апостолы и все Его последователи. Иисус указал на то, что суббота должна быть радостным отдыхом народа Божьего, а не днем печали, что в субботу следует «делать добро» (Мф. 12:12), исцелять (см. Лк. 14:4) и отдыхать (см. Мк. 6:31).

Но здесь возникает вопрос: как следует провести этот день после шести дней напряженной работы? Просиживание в прокуренном кафе или ресторане за рюмкой спиртного, либо суточная вахта у телевизора не станут соблюдением святого дня, ибо приводят к потере здоровья. Господь хочет в седьмой день быть среди нас и одаривать нас Своим благословением и покоем, хочет, чтобы мы искали общения с Ним и с верующими; это общение может происходить в церкви, на лоне природы или в одиночестве и тишине. Можно провести время, читая Его Слово, молясь или помогая нуждающемуся. Седьмой день должен быть днем отдохновения для души. Это время предназначено для того, чтобы задуматься о жизни, о том, идем ли мы дорогой Бога, а также для отдыха уставшего от работы тела.

Священное Писание не осуждает развлечения, но проводит разграничение между удовольствиями, которые нарушают психофизическое равновесие человека, и развлечениями, поддерживающими здоровье. «Радостное сердце есть наилучшее лекарство, но подавленный дух высушивает тело», — так писал царь Соломон еще 3000 лет назад. Развлечение, которое характеризуют радость, красота и скромность, в моральном смысле созидательно, сближает нас с Богом и, соответственно, с духом Иисуса Христа, в то время как увеселение, поощряющее разнузданность, похоть, надменность или шутовство, отдаляет нас от Бога, не влияет успокаивающе, не является созидательным для человеческой мысли и препятствует восхождению на духовные вершины.

6. Пост, голодание и духовно-телесное здоровье

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы, явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17, 18).

Пост и голодание лечат, об этом говорится везде, но почему они оздоравливают организм, над этим задумываются немногие. Тот, кто хочет понять смысл поста, должен обратить свое внимание на опыт народов, живших в древности, ибо в этом вопросе они преуспели больше, чем мы в наш век техники и прогресса.

Древние греки и римляне постились, чтобы предупредить опасность со стороны демонических сил, которые, как они верили, заключены в определенных видах пищи. Считалось также, что пост укрепляет психофизические силы организма. Подобное понятие сохранилось до сегодняшнего дня и представляется правильным. Это подтвердили многочисленные научные исследования .

Доктор Хэин обращает особое внимание на факт, что воздержание от пищи обостряет интуицию, в равной мере обостряет чувства как к окружающему нас миру, так и к самим себе; оно также укрепляет — благодаря отсутствию вредных влияний извне- внутренние силы организма.

Древние народы знали о пользе постов. Посты были частью их религий, их верований. Однако посты не являлись исключительно религиозным предписанием, они не предназначались только для аскетизма в питании, а были составной частью медицинской практики, предписывающей поддержание тела в чистоте и здоровье.

В христианстве также практикуется пост. Исследование его истоков приводит к еврейским традициям, опирающимся на Закон Божий. На это указывают многие тексты Ветхого Завета, из которых становится ясным, когда и в каких обстоятельствах рекомендуется и применяется пост. Даниил, например, прежде чем обратиться от имени своего народа к Богу с просьбой о прощении за отступничество от Закона, говорит: «И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте, и вретище, и пепле» (Дан. 9:3). А пророк Иоиль призывает: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему…» (Иоил. 2:12, 13). Пост обязывал весь народ: «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание» (Иоил. 2:15).

Новый Завет также предписывает пост. Мы читаем в Евангелии от Матфея, в главе 4, что Иисус перед началом Своей мессианской деятельности на земле постился сорок дней и сорок ночей. Иисус рекомендовал пост и в безнадежных ситуациях. Когда Его ученики не могли изгнать злого духа из эпилептика. Он сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Постились и апостолы (см. Деян. 14:23), а святой Павел, повествуя о своем евангельском пути, вспоминает: «В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11: 27,28).

На протяжении столетий принципы поста изменились настолько, что сохранились лишь фрагментарно. В настоящее время, при помощи медицины, окольным путем, мы медленно возвращаемся к целительному средству (и насколько же эффективному!), от которого когда-то отказались. 100 лет назад американские врачи Таннер и Доувэй вновь обратили внимание общества на пост и голодание. Но, к сожалению, немногие врачи извлекли из этого пользу. Только вместе с вновь возрождающейся естественной медициной (а это произошло в 30-х годах нашего столетия) в практику введено воздержание (или ограничение) в еде, как один из элементов очень успешной терапии.

Что заключают в себе пост и голодание в наше время? Мы различаем так называемый пост, приносящий здоровье (лечебное голодание), способствующий восстановлению психофизического здоровья, и так называемый религиозный пост, цель которого — очищение души и ее дальнейшее духовное развитие.

Сегодня многие люди прибегают к посту с целью проникнуть в тайну Божественного и приблизиться к Творцу Вселенной. Пост является также особым психооздоровительным методом, успешно применяемым различными религиозными направлениями и вероисповеданиями.

Итак, пост и голодание предполагают:

(14) :

1) воздержание от пищи, чтобы очистить организм от любых «несгоревших остатков» (шлаков, как принято сегодня говорить) и отложений обмена веществ;

2) некое религиозное действие, чтобы приблизиться к Богу,

3) отказ не только от повседневной пищи, но и от алкоголя, курения и других стимуляторов; воздержание от разрушающей здоровье работы и недостойных развлечений;

4) воздержание от сексуальных отношений, что, однако, не означает запрет любви. Как раз наоборот! Но эта любовь должна перейти на иной, высший, уровень — стать любовью нежной, всепроникающей, божественной, называемой «агапэ»;

5) воздержание от осуждения и критики окружающих, от ненужных, бессмысленных споров и дискуссий;

6) стремление к самообладанию и преодолению плохих привычек. Пост и голодание — это также отказ от безудержной гонки за деньгами и почестями;

7) общественный пост или голодание всего общества, социальных групп, религиозных сообществ, индивидуумов.

В настоящее время преобладает так называемый оздоровительный пост, то есть лечебное голодание; от поста, который основывается на религиозном культе, люди практически отказались.

Врачи — последователи традиционной медицины начинают признавать оздоровительное голодание отдельного человека. Врач, знающий тайны психологии и знакомый с достижениями биологии, сосредоточит свое внимание на индивидууме, а через него он будет стремиться к группам постящихся людей, охваченных совместными религиозными переживаниями и идеей оздоровления организма.

Современная наука, обратившись к древним физическим и этическим принципам, еще раз подтверждает правильность библейских основ здоровья и является еще одним аргументом в пользу существования Создателя Вселенной!

(1) Aleksandrowicz J. Sumienie ekologiczne, passim. 1988. (2) Newsweek, 11.07.1988.

(3) Swiat Medycyny, 1988/12, s. 7.

(4) Gradzikiewicz Piotr. Chrzescijanin a zdrowie, s. 35; Schneider E. Nutze die Heilkraftefur Seele und Geist, s. 825 oraz passim.

(5) Aleksandrowicz J. Sumienie ekologiczne, 1988, s. 19.

(6) McMillan. Vermeidbare Krankheiten, s. 80, 81.

(7) White E.G. The Ministry of Healing, Pacific Press Publishing Assn, 1909,s. 128.

(8) Zeichen der Zeit 7/59, s. 3,4.

(9) Danitowa N. Przyroda i nasze zdrowie, s. 27- 35.

(10) Dzierzykraj-Rogalski. Rytmy i arytmy biologiczne, s. 40. (11) Danilowa, s. 32.

(12) Dzierzykraj-Rogalski, см. выше.

(13) E. Schnieder. Nutze die Heilkrvft unserer Nahrung, s. 354,355.

(14) Heun E. Heilung durch Fasten undRohsafte, s. 14-16.

(001) Креационизм — религиозное учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте. Креационистской является библейская идея о сотворении Богом всего существующего в течение шести дней (Философский словарь. — М., 1972). — Прим. пер.