41. Когда дети хнычут

Десять часов утра, а Мики уже просит печенье. Он прекрасно знает, что ему запрещено есть сладкое, но это никогда не останавливало его раньше, не останавливает и теперь. «Мамочка, я хочу печенье», — жалобно хнычет он, цепляясь за мамины джинсы. «Мики, ты же знаешь, что тебе нельзя есть сладкое перед едой,

— отвечает мать. — Скорее беги играть». «Но, мамочка, я хочу печенье», — продолжает канючить он. «Ты получишь его за обедом». — «Ну, ма-а-а-а-мочка! Я хочу сейча-а-а-с!»

И происходит вот что: родители, которые терпеливо выслушивают хныканье своих детей, в конце концов, идут на попятную. «Может, ты наконец замолчишь? — говорит мать. — Я не выношу твоего нытья! Возьми печенье и оставь меня в покое!»

Ничего удивительного, что Микки так мастерски хнычет — ведь у него перед глазами хороший учитель. Дело в том, что родители, тратящие много времени на попытки уговорить хнычущих детей, воспитывают настоящих «специалистов» по жалобам и бесконечному нытью. Частенько, для того чтобы не слышать больше этой «долгоиграющей пластинки», мы сдаемся и уступаем детям. В результате они приходят к выводу, что хныканье и нытье помогают добиться желаемого.

Секрет, при помощи которого можно справиться с этой проблемой, напоминает тот, который помогает нам справиться с неуважительным отношением со стороны детей. Они должны хорошенько усвоить, что ничего от нас не добьются, пока не изменят тон.

Некоторые учителя достаточно успешно борются с таким поведением детей, задавая вопросы, содержащие множество вариантов выбора. Однажды я (Джим) слышал, как учитель говорил ученику: «Когда, по-твоему, я могу лучше тебя понять: когда , ты хнычешь или когда разговариваешь нормально? Почему бы тебе не вернуться за парту и не подумать об этом? Обратишься ко мне снова после того, как примешь решение».

Мы можем сделать то же самое. Сказав: «Когда ты изменишь свой тон, я с удовольствием поговорю с тобой», мы сразу коснемся сути проблемы — того, как разговаривает наш ребенок. Получит ли Мики печенье — это уже следующий вопрос: он будет обсуждаться позже, после того как мальчик перестанет хныкать. Но уж чего-чего, а упрямства нашим чадам не занимать. Поэтому иной раз фраза «Я не стану тебя слушать, пока ты не прекратишь свое нытье» только подливает масла в огонь и дает детям новый эмоциональный заряд. Ведь говоря так, мы как бы реагируем на их нытье. Что делать в этом случае?

Если, отсылая ребенка из комнаты, мы все же не добиваемся желаемого результата, если мы втягиваемся в бессмысленные споры с ним, то единственный способ выиграть битву — вовсе не обращать внимания на его нытье. Однако прежде чем применять этот метод на практике, лучше сначала объяснить его ребенку. Когда ваш ребенок в нормальном настроении, усадите его перед собой и скажите примерно следующее: «Послушай, Мики, иногда тебе может показаться, что мы с мамой тебя не слышим. Мы ведем себя так просто потому, что не хотим слышать тебя до тех пор, пока ты не начнешь разговаривать нормальным тоном. Вот почему мы не желаем отвечать тебе. Но как только ты заговоришь нормально, так, как говорим с тобой мы, ты получишь ответ на свой вопрос».

В конце концов дети поймут, что мы будем слушать их только в том случае, если они станут разговаривать, как полагается.