Лекция 4. Принятие решений

Принимая решение в какой-либо ситуации, мы все соотносим с некоторой шкалой ценностей. Примерами таких высших ценностей являются жизнь, любовь к родине, дети, свобода, материальное богатство, здоровье, семья и т.д.

Когда людям приходится выбирать из двух зол, выбор делается так, чтобы терять меньшую в шкале ценность.

Итак, какие же ценности являются высшими? Что говорит о них священное писание?

1. Жизнь.

Главное в этом подходе — персонализме — жизнь превыше всего.

Террорист захватывает вашего ребенка и грозит убить, если вы не вступите с ним в интимную связь. Выбор жизнь vs заповедь Божья.

Возможно ли украсть медикаменты у жадного аптекаря для супруга, больного раком.

Что об этом подходе говорит Библия?

Матф. 16:25 «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее«

Марк 8:34, 35 «И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее«

Итак, мы видим, что когда выбор стоит между жизнью и волей Божьей, священное писание говорит о приоритете воли Божьей.

Еще пример из Даниила 3:16-18. Седрах, Мисах и Авденаго не подчинились приказу Навуходоносора поклониться истукану, несмотря на угрозу смерти в огненной печи.

Почему же Богу угоден такой выбор? Для Бога не проблема вдохнуть жизнь даже в камни, но проблема сделать человека послушным Божьей воле.

Но для людей жизнь это все, что есть. Это справедливо в глазах неверующих. У верующего человека абсолютно отсутствует страх смерти. «Вот Он убивает меня, но я буду надеяться» — Иов.

2. Счастье, наслаждение, отсутствие страданий.

Эвдемонизм — производное от греческого «счастье». Достижение счастья является конечной целью всякого общества и всякой полезной деятельности.

Гедонизм — от греческого «удовольствие» или отсутствие страданий, здоровье. Целью является получение удовольствия и избегание страданий любым путем.

Вы оказались в пустыне без пищи. Вам встречается охотник с нечистой пищей. Вы выберете нарушить заповедь о чистой-нечистой пище или будете голодать дальше?

Деяния 14:22 «Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.»

Римлянам 5:3,4 «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда«

Как видим, на этой земле человеку надлежит пройти через скорби.

Часто в культ возводят здоровье.

Иов 33:14-20

Бог использует болезнь для вразумления человека, чтобы удержать его от гибельного для него поступка. Бог не всегда посылает болезни. Также не стоит забывать о существовании дьявола, а также мы сами нарушаем принципы здоровья.

Апостол Павел имел «жало в плоти» и вот что говорил об этом:

2 Коринфянам 12:7-10 «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда силен.«

Еще пара примеров из Библии:

1 Царств 13:8 Саул желает избавить себя от душевного дискомфорта и решает сам принести жертву, вопреки воле Божьей.

3 Царств 13:7, 19 Пророк не должен был нигде останавливаться и принимать пищу и питье.

Для Бога нет проблемы приготовить пищу и восстановить силы человека. Есть проблема послушания.

3. Утилитаризм.

От латинского «польза», «выгода». Также сюда относится прагматизм, особенно широко распространенный на западе.

Подсчет что человек теряет и что приобретает; минимум риска, максимум выгоды.

Пожилая женщина не хочет ходить на богослужения, так как там «надо платить десятины». Ей все там нравится, все правильно говорят и т.д. Женщина говорит: «ведь Бог не хочет, чтобы я была в нужде».

1 Тимоф. 6:10 «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.«

Лука 16:13 «Никакой слуга не может служить двум госоподам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамонне.«

Вот что говорят о выборе между Богом и мамонной (богатством) люди, верящие Богу:

Числа 22:18 «И отвечал Валаам, и сказал рабам Валааковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу.»

Авакум 3:17,18 «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.«

Утилитаризм очень влиятельная система. Но человек Божий так поступать не может.

4. Индивидуализм.

Внутренний мир человека главенствует, действия человека менее значимы. С индивидуализмом перекликается интуитивизм — моральные понятия невозможно познать посредством знания и опыта, а только интуитивно.

Внутренний мир — основа, главная ценность.

Эти два понятия связаны с третьим — позитивизм.

Позитивизм говорит: человек — суть благо, он добр. Поэтому он может основываться на внутреннем голосе, как бы прислушиваясь к Богу.

Слоган выборной компании «Голосуй сердцем».

Предполагается, что человек по своей природе добр и может сам решать на основе своих чувств.

Один человек спрашивал Бога: бросить ему пить алкогольные напитки или нет. Помолился и не почувствовал внутри себя никакого запрета пить дальше.

Бытие 8:21 «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.»

Иеремия 17:9 «Лукаво сердце человечское и крайне испорчено; кто узнает его?«

Скорее всего человек слышит не тот голос. Даже верующие люди:

Римлянам 7:18,19 «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.«

Итак, два голоса внутри нас. К какому же прислушиваться? Два принципа будут действовать в человеке, добра и зла. Нужен критерий вне нас, не зависящий от наших настроений и ощущений.

Более того, теория, которая ставит причину выше следствия несостоятельна.

Филиппийцам 2:13 «Потому, что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.«

Что же хуже? Внутри себя испольнять закон, а внешне нарушить? Или наоборот? Но Богу угодно, чтобы и хотения, и действия наши были добрыми.

Итак, человек грешен, помыслы его зло, стало быть к внутреннему голосу прислушиваться следует очень внимательно.

5. Любовь.

Любовь также высоко ценится. «Любовь требует жертв» и т.п.

Обратимся к Библии, что она говорит о любви:

1 Коринфянам 13:13 «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.»

Колоссянам 3:14 «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства«

Таким образом, Бог тоже говорит о любви, как о наивысшей ценности. Но какая это любовь?

Второзаконие 10:12,13 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.»

1) Цель — дабы тебе было хорошо;

2) Страх Божий и любовь стоят рядом — речь о послушании воле Божьей.

Михей 6:8 «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.»

Снова речь идет о послушании воле Божьей.

Еще короче о том же самом сказано у Екклисиаста 12:13 «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека«.

Итак, любовь в Ветхом Завете расшифровывается как послушание воле Божьей.

Исследуем, что сказано об этом в Новом Завете.

Римлянам 13:8-10 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.«

Итак, заповеди заключены в любви.

2 Иоанна 1:6 «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это — та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.»

1 Иоанна 5:3 «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповедь Его; и заповеди Его не тяжки.»

Любовь в Библии на самом деле объявляется наивысшей ценностью. Но любовь должна пониматься так, как ее пределяет Бог. Любовь заключается в послушании Господу.

27 января 2000 г.

Христианская этика