Раздел 1. Библейские свидетельства в пользу неограниченной божественности Христа, личностного характера Духа Святого и нераздельности божественной природы

Словарь к первому разделу

Апокалипсис — букв, то, что открыто или показано. Греческая транслитерация заглавия новозаветной Книги Откровение.

Апокалиптический — определение разновидности литературы, наиболее ярко представленной библейскими книгами Даниила и Откровения. Апокалиптической литературе присущи яркая образность и символизм, противопоставление во вселенском масштабе добра и зла, огромный временной охват событий с их кульминацией в конце света.

Ариане — последователи учения Ария Александрийского, мыслителя и писателя начала IV в. н. э., отрицавшего предвечное существование Иисуса Христа. «Было время, когда Иисуса не было» — классическое заявление Ария. Другими словами, Арий и его сторонники придерживались взгляда, что Христос не существовал, пока Отец не вызвал Его к жизни. Ариане равным образом отрицали личностную природу Святого Духа.

Арианство — ряд убеждений, созвучных учению Ария и его последователей.

Божественный — имеющий природу Бога. Находящийся за пределами мира в противоположность всему земному; бесконечный, в противоположность всему конечному. Ключевой момент в тринитарных спорах заключается в том, имеем ли мы дело с неограниченной Божественностью или только с отдельными Божественными свойствами. Термин может относиться к любому существу, претендующему на обладание природой Бога. Такие существа не должны быть сотворенными личностями, они должны существовать от начала и всю вечность. Их существование не должно быть заимствованным или производным.

Божество — богословский термин, часто используемый в отношении Отца, Сына и Святого Духа. Его могут использовать как принимающие доктрину о Троице, так и отвергающие ее, вкладывая в один и тот же термин различный смысл.

Вездесущий — обладающий способностью быть везде в одно и то же время. Это качество христиане также приписывают исключительно Богу.

Всемогущий — обладающий способностью проявлять неограниченную силу, присущей, по мнению христиан, только Богу.

Всеведущий — обладающий способностью знать все. Этим качеством, по мнению христиан, традиционно обладает один лишь Бог.

Инкарнация — воплощение Бога в человека. Происходит от двух латинских слов, которые в буквальном смысле означают «во плоти». Этот термин обычно используется в богословском контексте по отношению ко Христу, Божественному Сыну, пришедшему на Землю и воспринявшему человеческую природу.

Канон и канонический — специальные термины, относящиеся к книгам, которые вошли в состав Библии в силу своей авторитетности. Протестанты, католики и православные спорят о том, какие книги включать в официальный «канон». Основная причина противостояния — апокрифические книги Ветхого Завета.

Лексикограф — человек, изучающий значения слов. В библейских исследованиях под этим термином понимается составитель греческих и латинских словарей, разъясняющих для тех, кто не знает древних языков, значения отдельных слов.

Личность — мыслящее существо, обладающее самосознанием, способное делать выбор и проводить моральные разграничения, проявлять чувство привязанности и умеющее контактировать не только конкретными способами, но и на абстрактном уровне.

Моделизм — древнее христианское учение, последователи которого утверждают, что существует только один Бог, Который явил Себя в образе Отца, затем Сына и, наконец, Святого Духа. Учение отвергает доктрину о Троице, состоящей из трех сосуществующих Личностей, Которые пребывали всегда в абсолютном личностном единстве естества, характера и цели.

Монотеистический — определение, характеризующее веру и поклонение одному Богу в противоположность служению многим богам (политеизм).

Неодушевленный — инертный, некоммуникативный, безжизненный. Термин часто используется по отношению к чему-либо неорганическому в противоположность органическому. В данной книге это слово в основном относится к неживым субъектам или субстанциям.

«Омега» — термин, использованный Еленой Уайт для описания последнего великого обольщения сатаны незадолго до конца света. Скорее всего оно будет связано с философскими теориями, которые почти полностью обезличат Бога.

Оратория — духовное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Самая известная оратория — «Мессия» Г. Ф. Генделя.

Пантеон — от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам. Изначально этот термин использовался греками и римлянами классического периода по отношению к сооружениям, где они выставляли изображения всех своих богов.

Пародия — музыкальное или литературное произведение, построенное на сатирическом подражании.

«Пионеры» — определение, используемое адвентистскими исследователями по отношению к тем лидерам субботствующего адвентизма, которые участвовали в становлении Церкви адвентистов седьмого дня и выработке ее вероучения. Временной период деятельности пионеров адвентизма начинается с 1844 года и заканчивается со смертью Елены Уайт в 1915 году.

Полемика — спор сторон, каждая из которых пытается защитить то, что считает истиной.

Политеизм — вера в то, что существует множество богов. Сторонники политеизма поклоняются многим божественным существам, населяющим вселенную и оказывающим влияние на жизнь в этом мире. Политеизм противоположен монотеизму, вере в одного истинного Бога.

Полуарианство — учение, суть которого заключается в том, что, хотя Отец и Сын не совечны, Они все же имеют одну Божественную природу и что Сын был «рожден» Отцом в том смысле, что возник от Божественной природы Отца, как в результате деления амебы. Таким образом, считалось, что хотя и было время, когда Иисуса не было как самостоятельной фигуры, Его Божественное естество берет начало от Отца.

Предвечный — ключевое определение в вопросе, существовал ли Иисус как Божественная Личность до того, как принял человеческую природу. Почти все христиане, вера которых основана на Библии, предполагают, что Иисус существовал как Личность, обладающая самосознанием, до того, как пришел на землю. Но главный вопрос заключается в том, был ли Он совечен с Отцом в Его предвечном бытии?

Реформация и реформаторы — термины, обычно употребляемые протестантами и католиками по отношению к основным личностям и движениям, связанным с периодом религиозных преобразований в Европе XVI века. Протестанты чаще всего используют термин «реформатор» применительно к своим главным лидерам, основателям движения, таким как Лютер, Кальвин, Цвингли и т. п.

Савеллианство — важная ветвь древнего учения модализма.

Самосущий — термин, обозначающий любое существо Божественного происхождения, чье бытие не зависит ни от какого другого Божественного существа.

Септуагинта — греческий перевод Ветхого Завета с еврейского языка, датируемый II в. до н. э. Это выражение буквально означает перевод «семидесяти». По преданию, он был сделан семьюдесятью эллинидированными иудеями (то есть говорящими по-гречески) в египетском городе Александрия. Авторы Нового Завета часто цитируют этот перевод.

Тетрафамматон — богословский термин, обозначающий наиболее часто встречаемое имя Бога Ветхого Завета — YHWH. Сочетание этих четырех букв, вероятнее всего, произносилось как «Яхве» и обычно переводится как Господь, или Иегова.

Транслитерация — передача иноязычных слов в соответствии с их написанием в языке-источнике путем замены букв одного алфавита буквами другого. Например, греческое слово, означающее «Бог», транслитерируется русскими буквами как «Теос».

Тринитарный — признающий доктрину о Троице.

Троица — название Бога христианами, верующими в то, что Божество состоит из трех Божественных совечных Личностей (Отца, Сына и Святого Духа), Которые единосущны и едины по характеру и цели. Не существует трех Богов, но есть один Бог в трех ипостасях.

Унитарианский — определение, под которое подпадает человек или группа, отрицающие доктрину о Троице в связи с убеждением, что существует только один Бог, Бог Отец. Унитарии равным образом отвергают неограниченную Божественность Сына и личностную природу Святого Духа.

Эманация — зашифрованное сообщение, посланное из потустороннего мира людям. Обычно оно включает в себя тайное знание, имеющее сверхъестественную или спиритическую природу. Гностики ранней Церкви заявляли, что обладают особым знанием, полученным из мира духов. Подобные взгляды являлись предметом особого беспокойства апостола Павла, что видно из Послания к Колоссянам.

Глава 1. Самые веские библейские свидетельства в пользу Троицы

Недавно один человек высказал через Интернет свои опасения относительно учения о Троице. Будучи откровенно сбит с толку разговорами о языческих и папских корнях этой доктрины, он пришел к заключению, что принятие адвентизмом этого положения вполне может являться «омегой» ужасного отступничества, предсказанного Еленой Уайт.

Однако он призвал своих собратьев-адвентистов подойти к вопросу со всей серьезностью и открытостью «благомысленных» (16) верийцев из Книги Деяния святых Апостолов. Они «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).

С «благомыслием» верийцев в этой главе мы постараемся найти ясные и прямые библейские ответы на следующие вопросы.

Существует ли достаточно библейских свидетельств в поддержку тринитарных утверждений, которыми преизобилуют христианская традиция и современный адвентизм седьмого дня, чтобы, по крайней мере, обратить на них серьезное внимание? Или эти доказательства настолько ничтожны, что дают возможность предположить, что эта доктрина — просто один большой обман, который напрямую берет начало из языческого политеизма и который по ошибке был «воцерковлен» отступническим христианством (и, таким образом, невольно и адвентистами седьмого дня)?

Мы призываем читателя взвесить приведенные ниже библейские доказательства и оценить, достаточно ли их для того, чтобы глубоко задуматься над тринитарными заявлениями большинства христиан в общем и современных адвентистов в частности?

Другими словами, мы попытаемся выстроить в ряд наиболее очевидные, неоспоримые библейские свидетельства в пользу Троицы. Заметим, что вовсе не преследуем цели смять противника тяжелой артиллерией. Мы лишь побуждаем вас искренне спросить себя, достаточно ли аргументации для того, чтобы детально исследовать эту проблему с помощью Библии и молитвенного размышления.

Итак, перейдем к Писанию. Представьте, что вы готовитесь ко крещению в руководимой пастором группе по изучению Библии. И вот пастор начинает приводить лучшие библейские свидетельства в поддержку церковных тринитарных постулатов. Мы хотели бы напомнить читателю, какие ключевые вопросы требуют библейского обоснования:

1. Неограниченная и предвечная Божественность Христа.

2. Личность и Божественность Святого Духа.

3. Единство сущности и характера так называемых трех ипостасей Божества.

Два важных пояснения

1. Прежде чем мы приступим к толкованию библейского текста, читатель должен знать, что мы подразумеваем под «Божественной природой», или «сущностью Божества». Все христиане, доверяющие Библии, тринитарии и антитринитарии, согласятся с тем, что, когда Библия описывает Бога-Творца (в противоположность ложным богам или сотворенным существам), она наделяет Его следующими сугубо Божественными характеристиками: Бог по природе:

а) личностный, хотя и присутствует всюду (вездесущии) в сотворенной Им вселенной (Пс. 138:7-12);

б) всеведущий (Пс. 138:1-4);

в) всемогущий (Мф. 19:26);

г) вечный (Пс. 89:2);

д) обладающий неизменяемой природой и характером

(Мал. 3:6);

е) праведный и благой (Пс. 144:9; Пс. 19:7-9);

ж) воплощение любви (совершенной и самоотверженной-1 Ин. 4:8).

Поэтому, если опустить какое-нибудь из этих качеств, наш разговор уже будет не о великом Боге Библии.

2. Хотя в Ветхом Завете используется большое количество имен Бога (таких, как «Эл», «Элохим», «Адонай» и наиболее часто употребляемое «Яхве»), очевидно, что когда Библия хочет поведать об истинном Боге, применение любого из этих имен может быть уместным. В то же время, как мы скоро убедимся, иногда Новый Завет ясно утверждает, что в определенных ветхозаветных отрывках подразумеваются более конкретно или Сын, или Отец, или Святой Дух. Таким образом, любое из ветхозаветных имен Бога может говорить либо о Боге в целом (см. Втор. 6:4), либо об отдельной Личности Отца, Сына и Святого Духа.

Некоторые антитринитарии (свидетели Иеговы) ограничивают употребление термина Господь (Яхве, или Иегова), применяя его только по отношению к Богу Отцу, в то время как другие (чувствуя силу доказательств, которые мы собираемся представить) видят в нем исключительно указание на Сына. Доказательства, однако, ясно подтверждают тот факт, что с новозаветной перспективы термин Господь в Ветхом Завете может относиться как к одному из членов Троицы, так и ко всем трем в Их совершенной нераздельности.

Например, Ин. 8:58 однозначно усматривает в Господе из Исх. 3:14, 15 Иисуса Христа. В то же время Откр. 4:8считает «Господа Бога Вседержителя» из Ис. 6:3 Отцом, «Который был, есть и грядет». Таким образом, имя «Господь» (Яхве) может относиться и к Отцу, и к Сыну.

Неограниченная Божественность Иисуса Христа

Главный вопрос, с которым столкнулась Церковь раннего периода, был следующим: могли ли верующие непоколебимо придерживаться унаследованного от иудаизма взгляда на единственность Бога и в то же время утверждать о неограниченной и предвечной Божественности Иисуса Христа?

Послание к Евреям

Эта сложная книга была, очевидно, предназначена для новообращенных, имевших еврейские корни и хорошо знакомых с Ветхим Заветом. Текст изобилует цитатами из Ветхого Завета, и предполагается, что читатель хорошо знаком с устройством иудейского храма (святилища) и храмовым служением.

Уже самая первая глава содержит три поразительных свидетельства (есть и другие, однако мы представим здесь лишь самые убедительные), которые недвусмысленно утверждают, что Иегова, Бог Ветхого Завета, включает в Свою Личность Иисуса из Назарета.

Одна из основных задач всего послания — показать с помощью Ветхого Завета превосходство Иисуса Христа над ангелами, Моисеем и священниками-левитами. В конце концов, автор продемонстрирует превосходство жертвы Христа, которая была принесена единожды за всех, в противоположность повторяющимся многочисленным жертвам, приносимым в земном святилище. Первая глава повествует об ангелах, ставших предметом первого сравнения.

Главный аргумент, приводимый автором, заключается в том, что ангелы — великие существа, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Однако они не могут сравниться с влиятельностью и высоким положением Сына Божьего. В заключение говорится, что Иисус «лучше» ангелов. Давайте тщательно рассмотрим аргументы, приводимые автором.

В стихах 5,6 автор спрашивает своих читателей, знакомы ли им случаи поклонения ангелам? Говорил ли когда-либо Отец, Который вводит Первородного во Вселенную, в отношении кого-либо из ангелов: «Да поклонятся Ему все Ангелы Божий»? Очевидный ответ — «нет»! Таким образом, автор подводит к идее, что Иисусу, «Единородному» и «Первородному» Сыну Бога Отца, поклоняются «Ангелы Божьи».

Что это говорит нам об Иисусе? «Сын» (Иисус Христос) есть Бог, так как только Бог в монотеистическом Ветхом Завете достоин поклонения со стороны сотворенных существ (см. Исх. 20:2-4, ср. Откр. 19:9,10 и 22:8,9). Смысл стихов 5, 6, однако, становится достаточно очевидным в следующих стихах.

В Евр. 1:7, 8 автор развивает мысль: хотя Бог сотворил ангелами духов «и служителями Своими пламенеющий огонь» (стих 7), о Сыне он говорит: «Престол Твой, Боже, в век века» (стих 8). Здесь автор Послания к Евреям, несомненно, цитирует Пс. 44:7, говоря о Иисусе Христе, Сыне Божьем. Это фактически первый из семи случаев, когда греческое слово «теос» (Бог) используется по отношению к Иисусу. Остальные, которые мы рассмотрим в следующих главах, встречаются в Ин. 1:1, 18; 20:28; Рим. 9:5; Тит. 2:13; 2 Петр. 1:1 (17).

Подобные мысли, должно быть, были ошеломляющим откровением для первых еврейских верующих — они могли обращаться к Иисусу как к Богу! В то же время в Новом Завете нет ни малейшего свидетельства о том, чтобы кто-нибудь, иудей или обращенный из язычников, когда-либо протестовал против подобного шокирующего умозаключения. Давайте еще раз установим, что же здесь происходит. Новозаветные авторы называют Иисуса «Богом» и толкуют Ветхий Завет таким образом, что относят к Иисусу псалом, изначально адресованный Богу Ветхого Завета. Грамматическая форма слова «Боже» (Евр. 1:8) не оставляет иного толкования, так как перед нами прямое обращение («звательный падеж»). Проще говоря, авторы Библии ясно называют Сына Божьего Богом. Дело, однако, обстоит еще более серьезно.

Теперь давайте обратимся к стихам 10-12. Заметьте, что библейский автор превозносит Сына даже выше ангелов, занимающих привилегированное положение. Это удается ему благодаря применению ветхозаветных отрывков к Сыну, которые ясно прославляют Его Божественный статус. Следующий ветхозаветный фрагмент, использованный по отношению к Сыну, — Пс. 101:26-28. Цитируемая часть начинается со слов: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» (Евр. 1:10).

Какой вывод мы можем сделать, прочитав отрывок из Пс. 101 в интерпретации новозаветного автора? Первое, что следует отметить, — то, что в этом примере автор, как в Послании к Евреям 1:2, называет Иисуса Господом-Творцом, Который создал землю и небеса. Сам по себе это уже веский аргумент в пользу неограниченной Божественности Сына, но доказательства становятся еще более поразительными, когда мы открываем Пс. 101 и читаем первый стих. Мы выясняем, что весь псалом представляет собой молитву, обращенную к Господу.

Только подумайте! Господь здесь — не кто иной, как Иегова, Бог Ветхого Завета. Где бы вы ни встретили слово «Господь», будьте уверены, что это перевод самого святого в еврейском языке слова, означающего «Бог». Слово это имеет термин — «тетраграмматон» и транслитерируется с еврейского как Иегова, или Яхве. Какой вывод мы можем сделать теперь? Удивительно в этой ситуации то, что автор Послания к Евреям 1:10-12 адресует ветхозаветную молитву, обращенную в оригинале к Господу (Иегове или Богу Яхве), не к кому-нибудь, а к Иисусу Христу! Все предельно понятно — автор этого сугубо еврейского послания заявляет, что Иегова, Бог Ветхого Завета, и Иисус Нового Завета — одно лицо.

Библейские свидетельства, подобные найденным в Послании к Евреям 1, дают все основания христианам, чтобы в разговоре со свидетелями Иеговы ответить: «Я тоже являюсь „свидетелем Иеговы», так как свидетельствую об Иисусе и для Него, Того, Кто есть „Господь» Иегова, по мнению авторов Нового Завета».

Книга Откровение

Книга Откровение также предоставляет доказательства неограниченной Божественности Христа, подобные тому, какое находится в Евр. 1:8-12. В Откр. 1:12-17 Иисус предстает перед нами в качестве прославленного первосвященника в небесном святилище. Читателю следует особенно обратить внимание на стих 17, в котором Иисус говорит устрашившемуся, готовому потерять сознание пророку: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний».

Беглый обзор параллельных ссылок, содержащихся в большинстве Библий, пояснит читателю, что Иоанн Богослов, написавший Откровение, использует в книге отрывки из Ис. 41:4; 44:6 и 48:12. Пророк Исаия в 44:6 заявляет: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я Первый и Я Последний, и кроме Меня нет Бога». Какой вывод мы можем сделать из таких слов, учитывая, что Иоанн вкладывает их в уста нашего прославленного Первосвященника?

Разве не очевидно, что Иоанн с полной уверенностью говорит нам, что Христос, наш первосвященник, и есть Господь (Яхве или Иегова) Ветхого Завета из Книги пророка Исаии? Разве мы не можем разумно заключить, что Господь, описываемый Исаией как «Первый» и «Последний», это «Господь Иисус», центральная фигура Книги Откровение?

Более того, интересен тот факт, что это обращение к Иисусу как к «Первому и Последнему» перекликается с похожим титулом, применяющимся по отношению к Богу Отцу в той же самой первой главе этой книги. Откровение 1:4 описывает последнего как Того, «Который есть и был и грядет», а в стихе 8 Иисус провозглашает, что Он есть «Альфа и Омега [первый и последний], начало и конец… Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Разве подобные титулы, относящиеся в Ветхом Завете к Яхве, а в Книге Откровение — к Отцу и Сыну, не являются неопровержимыми доказательствами того, что Сын и Отец имеют одну Божественную природу? Однако исследование выражения «первый и последний» в Книге Откровение на этом не заканчивается.

В Откр. 22:12, 13 мы встречаемся со следующим заявлением: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

Какая из Личностей Божества говорит это? Отец или Сын?

Контекст не дает возможности ответить абсолютно точно, однако более вероятно, что это заявление принадлежит Иисусу. Пожалуйста, обратите внимание, что стихам 12 и 13 непосредственно предшествует прямая речь ангела (см. Откр. 22:9-11), в ответ на поведение Иоанна, который ошибочно «пал к ногам Ангела… чтобы поклониться ему» (Откр. 22:8).

Слова ангела заканчиваются, и немедленно, без всякого указания на источник следуют великие слова «Первого и Последнего» (ст. 12, 13). Конечно, заявление с указанием на титулы говорящего, которые могут принадлежать только Иисусу или Отцу, не может исходить из уст послушного Богу ангела. По-видимому, тот, кто заявляет в этих стихах о том, что «грядет скоро» и является «Альфой и Омегой, началом и концом, Первым и Последним», есть не кто иной, как Иисус!

Более того, хотя принадлежность Иисусу следующих слов (ст. 14,15) и не очевидна, контекст наводит на мысль, что это так. И, наконец, в стихе 16 содержится ключ, помогающий определить личность говорящего. Заявление «Я, Иисус» не оставляет сомнений в личности говорящего. Более того, в стихе 20 становится совершенно ясно, что слова «Гряду скоро» говорит не Бог Отец, а «Господь Иисус!» («Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!»). Об этом же свидетельствует одобряющее «Аминь», с последующим сердечным молитвенным призывом: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Что мы можем заключить из примера использования по отношению к Христу титулов «Альфа и Омега, начало и конец», которые вплоть до последней главы Откровения применялись только по отношению к Отцу? (18) Читателю несложно будет понять, что данная терминология является несомненным доказательством того, что Отец и Сын обладают одними и теми же качествами Божественной природы.

Кроме того, следует заметить, что эти выражения представляют собой одни из самых ярких средств, которые Библия использует, чтобы отразить предвечное бытие Отца и Сына.

Наконец, мы хотели бы отметить, что наиболее вероятной причиной, по которой Иисус использует титулы «Альфа и Омега» и «начало и конец» по отношению к Самому Себе, является то обстоятельство, что здесь впервые Книга Откровение описывает «Бога и Агнца» разделяющими общий «престол». Обратите внимание, как Откр. 22:1, 3 ясно именует «престол Бога» «престолом Бога и Агнца». Христос больше не изображается «Агнцем», пребывающим перед престолом Бога (ср. Откр. 5:6, 7). Теперь Он восседает на одном престоле с Отцом как равный Ему соправитель искупленной Вселенной.

Евангелие от Иоанна

Многие считают, что это Евангелие содержит сильнейшие из возможных доказательств неограниченной и извечной Божественности Христа, представленных в Новом Завете.

Один из наиболее часто цитируемых отрывков, используемых для доказательства неограниченной Божественности Христа, — Ин. 1:1с ударением на последнюю фразу: «Слово было Бог». Я хотел бы высказать предположение, что этот стих действительно являет собой сильное свидетельство в поддержку того, что Слово (Иисус) — Божественная Личность. Однако, так как обоснование перевода включает в себя довольно специфичный грамматический анализ, мы займемся этим более обстоятельно в главе 3. Достаточно сказать, что этот стих и его грамматическая конструкция ясно свидетельствуют, что Иисус, Слово, есть Существо, обладающее Божественной природой.

Самое очевидное и неопровержимое доказательство, однако, содержится в Ин. 8:58. В Ин. 8 представлен серьезный диалог Иисуса с еврейскими вождями, во время которого «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). В Его заявлении нас удивляют несколько моментов.

Во-первых, подавляющее большинство изучающих Библию знают, что, когда Иисус произнес «Я есмь», Он обратился к отрывку из Исх. 3:14 и использовал его по отношению к Себе. В этом знаменитом ветхозаветном отрывке Моисей спрашивает Бога, что ему сказать сынам Израилевым, когда они попросят его назвать имя Бога, пославшего Моисея вывести их из египетского рабства (см. Исх. 3:11-13). Бог отвечает Моисею просто: «Я есмь Сущий (Иегова)». Он говорит: «Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». Более того, Бог сказал Моисею: «Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам» (Исх. 3:14, 15).

Использование Иисусом этих стихов по отношению к Себе представляет несокрушимое доказательство Его полной Божественности. Христос открыто применил к Себе то самое выражение, которое Бог Ветхого Завета использовал в Книге Исход, чтобы обозначить Свою Личность для порабощенных сынов Израилевых. Более того, Иисус представляется не только Богом, Который называет Себя «Я есмь», но и Богом, Который объявляет Себя как «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», Тот, Который есть «Господь, Бог отцов ваших» (Исх. 3:15). Иисус самым очевидным образом претендует на звание Бога Исхода, Господа (Яхве, Иеговы) Бога великих патриархов, родоначальников народа израильского.

Поняли ли слушающие смысл слов Христа? Вне всяких сомнений, они поняли! В противном случае они не отреагировали бы на слова Христа так, как они отреагировали. В следующем стихе сообщается, что люди «взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин. 8:59). Почему? Потому что это была типичная реакция иудеев на богохульные слова или поступки! А что такое богохульство? Это притязания человека на то, чтобы быть Богом! (Ср. Ин. 5:18).

Не секрет, что некоторые расценивают выражение Христа «Я есмь» в Ин. 8:58 всего лишь как указание на ограниченное существование в вечности, а не на предвечное существование. Макс Хэттон высказывает в этой связи следующие полезные замечания:

«Следует заметить, что, если бы Иисус просто хотел сказать, что существовал до Авраама, Он произнес бы Ego en (Я был). Вместо этого Он использует выражение Я есмь в его абсолютном смысле. Это выражение используется с поясняющим существительным и в других местах. [Например, Я есмь пастырь добрый в Ин. 10:11.] Но в этом сти-хе [Ин. 8:58]. Иисус коротко говорит „Я есмь» без всяких дальнейших пояснений:

Исх. 3:14: „Я есмь Сущий (Иегова). Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».

Очевидно, что выражение „Я есмь» в Ин. 8:58 — это сокращенная форма имени, данного в Исх. 3:14. „Я есмь Сущий» в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, звучит как „Ego eimi ho on». Видный специалист в греческом языке Нового Завета Арчибальд Томас Робертсон делает следующий вывод относительно отрывка Ин. 8:58: „Несомненно, здесь Иисус заявляет о Своем предвечном существовании при помощи того выражения, что использовал Бог»» (19).

Скажем прямо, либо Иисус действительно был Тем, Кем Себя провозглашал в Ин. 8:58, либо Он был сумасшедшим, либо одним из самых ярых богохульников за всю человеческую историю!

В Евангелии от Иоанна есть еще одно дополнительное доказательство в пользу неограниченной Божественности Иисуса как Личности, по Своей природе равной Отцу. Однако мы оставим пока этот вопрос и вернемся к нему в третьей главе.

Личность и Божественность Святого Духа

Свидетельства, представленные Священным Писанием по этому вопросу, не настолько исчерпывающи, как те, что относятся к проблеме Божественности Христа. Тем не менее этих доказательств достаточно, по крайней мере, для того, чтобы озадачить, если не убедить совершенно. Самое замечательное подтверждение находится в 5-й главе Книги Деяния святых Апостолов.

Деяния 5

Первая часть этой главы повествует о трагическом случае с Аланией и его женой Сапфирой. Первые христиане давали обет Богу, что пожертвуют всю сумму от продажи своей собственности на нужды развивающейся Церкви. История завязана на том обстоятельстве, что эта пара «утаила из цены», оставив часть для себя. Придя, чтобы положить выручку к ногам апостолов, они умерли.

Обратите особое внимание на объяснение, данное Петром их скорому наказанию, совершенному силой Божьей: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3,4).

Давайте немного поразмышляем о смысле этого довольно откровенного заявления.

Во-первых, Петр говорит, что мы можем лгать Святому Духу. Очевидно, что солгать можно только «человеку» или личности. Никто не может лгать неодушевленным предметам, это возможно только по отношению к существам, обладающим самосознанием и способностью лично общаться и иметь отношения с другими существами. Я могу лгать своему компьютеру целый день, и это нисколько не повредит ему, как повредило бы читателю, если бы я стал сообщать ему сплошную ложь. Лгать можно исключительно разумным личностям, способным вступать в общение, поскольку только в этом случае ложь имеет свои духовные последствия.

Во-вторых, Петр не только сообщает Анании, что тот солгал «Святому Духу», но и объясняет, что он «солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:4). Очевидный вывод из этого заключается в том, что Святой Дух — это Бог! Я спрашиваю читателя, можем ли мы прийти к какому-либо иному заключению?

Ефесянам 4:30

Похожее доказательство того, что Святой Дух — Личность, содержится в Еф. 4:30. Павел увещевает своих читателей: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Можем ли мы огорчить неживой предмет? Конечно, нет! Только личность можно огорчить. Огорчить в данном случае означает причинить душевную боль и разочарование. Подобное чувство могут испытывать лишь живые существа, обладающие разумом, чувствами и привязанностями. Неодушевленные предметы или существа, не обладающие личностными характеристиками, лишены способности огорчаться.

Триединство Бога

Здесь мы сталкиваемся с одной из глубочайших тайн, касающихся Бога. Хотя в человеческой жизни мы находим примеры прочных союзов, связывающих отдельные личности (брак, дружба, команда и т. д.), идея, лежащая в основе тринитарного понимания Бога, гораздо глубже. Где искать самое убедительное свидетельство тому, что Божество не просто унитарно, но представляет собой единство трех Божественных Личностей?

Евангелие от Матфея 28:19

Возможно, ключ к пониманию подобного Божественного триединства находится в знаменитом евангельском поручении Христа Церкви, в крещальной формуле: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Пожалуйста, обратите внимание, здесь автор говорит, что три представителя Божества имеют «имя» (единственное, а не множественное число), однозначно указывая на то, что Они суть одно целое по Своей природе и личностным характеристикам. В Библии концепция «имени» включает в себя природу или характер. В данном случае Писание предполагает, что Святая Троица имеет одно имя, обладая общим характером.

Этот стих вместе с 2 Кор. 13:14 представляет поразительное откровение о жизни ранней апостольской Церкви. Отрывки, содержащие приветствия апостолов и принадлежащую Самому Христу формулу посвящения (крещения) в члены Божьей семьи, имеют тройную структуру. И приветствия, и слова Христа предполагают единство трех великих Личностей, Которые заняты искупительной деятельностью и руководят жизнью Церкви.

Евангелие от Матфея 3:16, 17

Другое интересное свидетельство единства Божества обусловлено фактом присутствия Троицы во время крещения Иисуса. Обратите внимание на Мф. 3:16 и 17: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

По-настоящему знаменательно в этом событии то, что в начале общественного служения Христа присутствуют все три представителя Небесной Троицы. Только что крещеный Иисус стоит на берегу Иордана, Дух сходит на Него в виде голубя, а Отец с небес прилюдно произносит слова Божественного одобрения и признания. Эта сцена ярко изображает единство замысла, преследуемого Божеством. Более того, она ясно вводит разграничение между Божественными Личностями. Матфей представляет Сына и Духа не просто другими проявлениями или персонификациями Отца, но отдельными Личностями, находящимися во взаимодействии с Отцом. В то же время Они являют единство замысла и характера во всем, делая акцент на спасительной миссии Сына.

Свидетельства Ветхого Завета

Является ли эта концепция единства трех Личностей Божества типичной только для Нового Завета? Определенно нет.

Поражает тот факт, что знаменитый текст, которым всегда открывали служение в синагогах и который выражал веру иудеев в единого истинного Бога, дает все основания предполагать, что Бог Израиля был многоликим, оставаясь при этом всецело единым Богом.

Второзаконие 6:4 и Бытие 2:24

Отрывок из Втор. 6:4, называемый Шема, гласит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Этот известный стих многому может научить нас в том, что касается обсуждаемого нами предмета. Во-первых, Бог Израиля есть не кто иной, как Господь (Яхве). Во-вторых, Бог Иегова — Господь «един». Удивительно, что в переводе русское слово «един» соответствует еврейскому слову ‘echad. Оно «означает „один [среди остальных]» и передает частный случай… Возможность существования других допускается использованием ‘echad, тогда как yachid исключает эту возможность» (20).

Итак, в словарном запасе Моисея, несомненно, присутствовало еврейское слово yachid, которое он мог бы использовать для описания Господа Бога Израиля как сугубо унитарного существа. В противоположность слову ‘echad слово yachid «означает „один» в смысле единственный» (21). Другими словами, оно относится к одному в единственном, а не множественном значении. Однако Моисей использовал множественное ‘echad (один среди остальных, единство общее).

Значение ‘echad еще более проясняется, если мы вспомним, что Писание использует это слово для описания одного из наиболее прочных человеческих союзов: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). В этом стихе слово ‘echad описывает брачный союз между двумя родственными, любящими сознательными существами.

Бытие 1:1-3,26

Чтение Книги Бытие приводит нас к последнему ряду доказательств единства Божественных личностей Троицы. В Быт. 1:26 Бог-Творец говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». В этом отрывке Бог представлен говорящим о Себе во множественном числе. Поместив это доказательство в один ряд с двумя другими основными свидетельствами, содержащимися в стихах 1-3, мы получим серьезные, призывающие к размышлению доказательства глубоко единой природы Божества.

1. Бытие изображает Бога сотрудничающим с «Духом Божьим», Который «носился над водою» (Быт. 1:2).

2. В Новом Завете отчетливо прослеживается мысль, что активным участником Творения был Иисус, Сын Божий. Следовательно, за местоимением «Наш» стоит образ Отца, Духа и Сына, образующих единство творческих, любящих Личностей.

Более того, сотворение Богом человека «по образу Нашему», на деле вылилось в союз двух личностей, отличавшихся друг от друга и в то же время способных стать «одной плотью» (Быт. 2:24). Эти стихи прекрасно представляют тот исторический факт, когда единство нескольких отражает образ Божий.

Заключение

Итак, перед нами несколько ясных библейских доказательств неограниченной Божественности Христа, личностной природы и Божественности Духа и прочного союза всех трех Личностей Божества. Мы спрашиваем: достаточно ли убедительны эти доказательства для читателя, чтобы перейти к остальным библейским свидетельствам в пользу тринитарного взгляда на Божество как на Небесную Троицу? Мы надеемся, что ответ будет положительным.

Здесь мы представили несколько прямых доказательств. Если вы не против, давайте теперь обратимся к другим свидетельствам, содержащимся в Библии.