Заключение.

После одного моего семинара в старших проповеднических классах один из студентов, бывший армейский полковник, завел со мной разговор. “В прошлое воскресенье, — сказал Дон, — когда я говорил свою учебную проповедь по индуктивному методу, один тридцатипятилетний человек поверил в Христа. Этот человек сказал, что он никогда прежде не слышал проповедника, который уважал бы его как личность. Мне кажется, что он в первый раз слушал проповедника, который пользуется индуктивным методом”.

“После того, как я стал христианином, я двадцать два года прослужил в армии, — добавил он, — поэтому я много где побывал. И за все эти годы я не видел церкви, где бы люди не нуждались в индуктивном подходе”.

“Хочу сказать вам, что я действительно убежден в индуктивном методе, — продолжал Дон. — Он очень помогает мне проповедовать. Я полностью изменил свое отношение к авторитарному проповедованию. Когда я говорю индуктивную проповедь, не только религиозные, но и даже самые секулярные люди в моей общине слушают и откликаются на мои слова”.

Вот уже более двадцати лет я помогаю молодым служителям церкви овладеть искусством проповеди. Это стало делом моей жизни. Этот опыт и отзывы моих учеников послужили стимулом для написания этой книги. Очень многие мои бывшие студенты, работающие по всей стране, приезжают, чтобы рассказать о результатах того проповедования, которому они учились в наших классах. “Индуктивная проповедь действительно срабатывает”. “Всякий раз, когда мне не удается быть индуктивным, реакция слушателей на мою проповедь резко падает”. “Когда я стал работать в новом приходе, индуктивная проповедь просто спасла меня”. “Все, что вы говорили об индукции, подтверждается в моем служении”.

Я не хотел бы утверждать, что индуктивная проповедь является универсальным средством, с помощью которого можно сразу же разрешить все проблемы современного проповедования. Но опыт всей моей жизни показал мне, что индуктивное проповедование содержит невероятные, еще неиспользованные возможности. Я продолжаю учить этому методу и отстаивать его, потому что он выдерживает три важнейших испытания в своей полезности и ценности.

Проверка Библией.

Действительно ли индуктивное проповедование имеет библейский характер? Мы может уверенно ответить “да”, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, как подчеркивалось в 5 и 6 главах, потому что оно соответствует природе Иисусовых проповедей и большинству других проповедей, запечатленных в Библии, а также стилю самой Библии в целом как посланию Бога человечеству, в котором Он пользуется индуктивными средствами.

И во-вторых, как я старался показать в 7 и 8 главах, смысл, идея индуктивной проповеди может и должна быть такой же библейской, как и в любой другой проповеди, независимо от классификации. Я хочу еще раз подчеркнуть, что истина, которую мы провозглашаем, суть нашей проповеди — это всегда Слово Божие. Тот факт, что индуктивная проповедь достигает этой истины в конце, а не заявляет о ней в самом начале, не значит, что она не является основополагающей для нашей проповеди.

Возможно, у некоторых читателей притязания предыдущего параграфа вызовут резкое неприятие. Рукопись этой книги была прочитана и подвергнута резкой критике верными сторонниками экспозиторного проповедования, которые сомневались, что метод, не требующий последовательного толкования библейских стихов, может соответствовать Библии.

Эти критики индуктивного метода, возможно, будут удивлены, что я могу согласиться с Джоном Стоттом, который в своей работе “Между двумя мирами” / “Between Two Worlds”, Grand Rapid| Eeardmans, 1982/ утверждает “Всякое истинное проповедование есть проповедование экспозиторное”. Стотт продолжает: “Если под “экспозиторной” проповедью понимать толкование длинного отрывка из Писания посредством последовательного объяснения каждого его стиха, … то это будет неправильным употреблением этого слова. Собственно говоря, слово “exposition” /”толкование, объяснение”/ имеет гораздо более широкое значение. И оно скорее относится к содержанию проповеди /каковым является библейская истина/, чем к ее форме /последовательный комментарий текста/. Толковать Писание — это значит выявить скрытый смысл текста и представить его на рассмотрение. Таким трудным текстом, требующим обсуждения, может быть стих или предложение, или даже одно слово. Равным образом, это может быть параграф, глава или книга в целом. Независимо от того, большой это отрывок или маленький, обязанность интерпретатора состоит в том, чтобы ясно, просто, точно раскрыть его смысл, показать его актуальность, не привнося при этом ничего лишнего, не упустив ничего важного и не допуская никаких искажений.

Проверка историей.

В немалой степени эта книга возникла в результате длительного изучения деятельности девяноста шести проповедников и рассмотрения четырехсот одиннадцати проповедей, включенных в 13-томный труд Twenties Centuries of Great Preaching /составленный M.Pinson, Jr. и Clyde E.Fant, Jr.,Waco, Texas| Word Books, 1971/. Внимательное изучение образцов проповедей наиболее действенных проповедников от Иисуса, Павла и Августина до Хельмута Тилике, Мартина Лютера Кинга и Билли Грэма показывает, что их проповеди опирались на использование индуктивных элементов, на индуктивные установки и структуру. /См. в Приложении 3 краткий обзор деятельности каждого из 96 проповедников, в котором показана их ориентация на индуктивный метод/.

Практически все эти проповедники, достойные упоминания как выдающиеся мастера своего дела, показывают те или иные сильные стороны индукции.

Через все столетия прошел этот индуктивные метод, с помощью которого учили и проповедовали те христианские миссионеры, которые добились в своей деятельности наибольших результатов. Они всегда начинали развивать свою мысль с того, что было близко всем слушателям и затем вели их к принятию Божьей истины. Они приводили различные примеры, ссылались на жизненный опыт, на результаты научных исследований, стремились пробудить интерес в людях, воздействовать на их воображение, пользовались другими индуктивными элементами. Мой опыт и наблюдения показывают, что в наше время наиболее передовая часть церковных служителей, молодые священники, следуют, в основном, индуктивному подходу, интенсивно используя индукцию в своих проповедях. Для того, чтобы их служение было успешным, они не делают в начале проповеди никаких преждевременных утверждений, постепенно добиваясь убедительности своих выводов и доверия слушателей, и только затем поражают сердца слушателей той евангельской вестью, в которой так нуждаются молодые люди.

Итак, оказывается, что две тысячи лет христианского служения подтверждают обоснованность и полезность индуктивного метода и многому учат нас. Индуктивное проповедование выдерживает испытание историей.

Проверка опытом современной жизни.

В этой книге уже говорилось о том, что мы живем в век электроники, компьютеризации и телевидения, что для нашего времени характерно невербальное мышление и нелинейная логика и что индуктивный подход наиболее полно отвечает этим тенденциям и мировосприятию людей технологического века. Тем не менее есть еще несколько соображений относительно индуктивного метода и современной ситуации.

Когда падает посещаемость воскресных школ и церквей?

Не происходит ли это тогда, когда мы, убирая из системы христианского образования такие элементы индуктивного подхода, как рассказ, драматическое изложение и прочие индуктивные приемы, требуем, чтобы подростки больше изучали теорию, катехизис и тому подобные предметы?

Понимая, что немногие прихожане знают разницу между альфой и сигмой и еще меньше тех, кто хочет это знать, сегодня преподаватели семинарий стремятся к тому, чтобы на уроках больше внимания уделялось практическому богословию, попечительскому служению, пасторскому наставничеству, служению в кризисных ситуациях и теории правильных взаимоотношений. Постоянно растет уверенность в том, что современный служитель должен как следует усвоить основы теологии, библейский и древние языки и соотносить все это с проблемами повседневной жизни, касающимися обычного человека, будь то мужчина, женщина или ребенок из нашей общины.

Растущее понимание того, что запросы индивида представляют собой сложное сочетание эмоциональных, психологических и духовных проблем, не может не сказаться и на самой методике проповедования. Если традиционная гомилетика не приветствует служения, в большей степени ориентированного на личность, и зачастую прямо противоречит ему, то индуктивная проповедь, прекрасно сочетаясь с другими установками на межличностное общение, может объединить все эти аспекты в одно единое целое.

Сегодня церкви и их члены переживают время перемен. Под нашими сводами чувствуется дыхание секуляризма. Сегодня как никогда ранее в истории нашей веры члены церкви все больше походят на тех, кто просто приходит на служение, и поскольку большинство из нас проповедует тем и другим одновременно, нам надо развить стратегию, которая позволяла бы в равной мере учитывать их интересы.

Ею и может стать индукция, так как она не способствует тому, чтобы во время проповеди какая-либо посылка принималась и утверждалась с самого начала. Прежде чем возвестить истину, которая нужна каждому, проповедник, использующий этот метод, стремится показать, что он уважает слушателя, готов найти с ним общую почву, что ему хотелось бы добиться единства взглядов и сделать так, чтобы слушатель ему верил.

В последнее время пасторы-практиканты и коллеги-преподаватели, служащие в местных церквах, сообщают нечто такое, что очень меня увлекает и вдохновляет. Они говорят, что, используя в своих проповедях индуктивную направленность и динамику, они создают такую атмосферу, в которой им отвечают даже те, кто обычно молчал. После служения их поздравляют не только всегдашние доброжелатели, но и совершенно новые люди.

Может ли сегодня индуктивная проповедь способствовать тому, что влияние проповедника будет увеличиваться и ответная реакция собравшихся возрастать? Современные исследования отвечают: да, это возможно.

В заключение еще раз скажем о том, что я много раз и по-разному стремился выразить в этой книге и что составляет саму суть моих взглядов на природу проповеди: проповедь может быть правильной, адекватной с точки зрения принципов гомилетики, библейски точной, доктринально выверенной и все-таки безуспешной, если ей не удается увлечь слушателей. Вовлеченность — ключ к успеху и залог того, что индукция будет только крепнуть.

Библия, проповеди великих проповедников, а также современный опыт, — все это вместе указывает на потенциальную мощь индуктивной проповеди. Не хочу сказать, что индукция — это нечто совершенно новое и революционное, и тем не менее убежден, что вашу проповедь она может преобразить.

Вы можете не принимать моих взглядов и утверждений. Просто попробуйте проповедовать индуктивно. А потом судите сами.