Дорогой брат!

Перед вами краткое изложение моих мыслей по основному содержанию книг Библии. Предлагая их вашему вниманию, я надеюсь, что это послужит хоть какой-то опорой братьям в изучении драгоценной книги, которой Бог одарил нас. Я никоим образом не ставлю своей задачей представить вам глубину содержания каждой из книг, но лишь (в той мере осознания, какую Бог мне дал) своего рода указатель основных идей, их распределение по книгам и, в силу своих способностей, цель, преследуемую Духом Божиим в каждой из них. Библия есть единое целое, представляющее нам Бога исходящим из Своей внутренней полноты для того, чтобы явить Себя миру, чтобы призвать войти с Ним в блаженство этой полноты тех, кто, будучи подвигнутыми стать соучастниками Его природы, овладели способностью понимать и любить Его заповеди и Его Самого. Но прежде, чем план Бога откроется полностью, человек появляется на сцене как существо, несущее ответственность, а его история, как таковая, раскрывается нам по этапам, которые он прошел вплоть до момента, когда его враждебность Богу была явлена на кресте. Вот тогда был заложен фундамент полного откровения плана Божия и основа исполнения Его благословения в человеке через подвиг, явивший и прославивший божественный характер в целостности, в любви и в праведности, характер Бога, оправданного во всяком смысле и приводящего человека к Его славе. Творение послужило средой для такого проявления Бога. Но только как проявление оно было бы, конечно, несовершенным, пусть даже оно и возвестило до некоторой степени о Его славе. Кроме того, пришедший в мир грех так исказил картину творения, что он, примешавшись к истинным проявлениям промысла, руководившего порядком и содержанием этого творения, стал в тех условиях, где пребывал человек, толкать его к ложному пониманию Бога. Ибо очевидно, что человек, осознавая роль Бога в этом творении и этом управлении, видел в этом силу, принадлежащую лишь Творцу, но в то же время присутствие зла опрокидывало в его сознании все представления относительно Его всемогущей доброты. В то время как ум человека изощрялся в напрасных попытках объяснить сложившийся порядок вещей, страсти и философствование довели до предела его безумие. С одной стороны, страсти и суеверия искажали и без того ложные представления о Боге, своевольно измышленные человеком; с другой — философия привела его к отрицанию того Бога, в котором он насущно нуждался, что стало возможным из-за неуверенности, к которой человека приводили усилия, производимые его же природным умом ради растворения в царстве страстей и суеверий. На самом же деле эти страсти и суеверия происходили только от сатаны, подменившего идею о Боге в сердце человека, чтобы исковеркать ее, а взамен под этим именем начинять сердце пищей для вожделений, устремляющих его к богам, которые в действительности были демонами. Иными словами, философия оказалась лишь бесплодными усилиями человеческого духа, возжелавшего подняться до идеи Бога, на высоту, недостижимую для него и от которой, как следствие, он отрекся, прославляя себя. Что касается закона Бога, то он утверждал Его авторитет, провозглашая ответственность человека перед Ним, но открывал Бога лишь в умозрении; закон требовал от человека того, чем он должен был быть, не открывая при этом того, чем был Сам Бог; кроме того, закон никоим образом не являл Его творящим в благости, окруженной забвением и ничтожеством, которые пришли в человечество с грехопадением; по правде говоря, закон этого не мог делать, поскольку имел задачей требовать от человека определенной линии поведения, Направитель которой был судьей в конце жизненного пути того, кто нес за это ответственность; но Сын Божий -это и есть явление Самого Бога посреди забвения и ничтожества; Он есть верный Свидетель всего того, чем является Бог в отношениях к этой среде. Одним словом, именно в Сыне явлен Сам Бог, и Он, Сын, становится по необходимости средоточием всех Его заповедей и проявлением Его славы, а также конечной целью Его промысла. Итак, в Библии встречаются три основные мысли: творение (испытывающее теперь последствия грехопадения) {Здесь я прежде всего имею в виду низшее творение, в гущу которого ввергнут человек. Существуют падшие ангелы, и небеса сотворенные оказались оскверненными грехом; однако эти ангелы были творениями особого рода; они были там ради прославления в радости творения, таким, каким оно предстает нашим глазам, и как это показано в Быт. 1, то есть сцены, на которых действует человек. В то же время будучи тварями, но тварями, наделенными ответственностью, они были способны пасть, если того попустил бы Бог, что с ними и случилось. Но это особое творение, поэтому о них и не говорится в истории творения, показанной в Бытии.}; закон, который давал правило человеку, пребывающему в этом творении, позволяя ему увидеть, может ли он жить на земле согласно Богу и быть одаренным благодатью; Сын Божий. Творение и закон тесно связаны с принципом ответственности твари, и мы открываем для себя все, что по отношению к ним оказывается грешным и извращенным. Сын же, наоборот, есть проявление благодати и любви Отца, выражение любви Бога к миру, когда он уже был виновен в беззаконном грехе и прегрешении, отпечаток существа Бога; мы увидим страдание в любви посреди этого падшего творения и противоречий мятежного народа, и Он полностью прославил Бога, исполнив по благословению через силу и власть Его все обетования Бога, объединяя всех и вся на земле и на небесах, даже тех, кто Его презрел, будучи побуждаемым признать в Нем Господа, пребывающего во славе Бога Отца, в конце концов Он подчинит Себе весь мир, передав, как Сын Человеческий, царство Своей славы Богу Отцу, дабы Бог стал всем во всех. Кроме всего этого в обетованиях Бога прежде других следует выделить тех людей, которыми Бог, познанный нами в Иисусе, окружает Себя и которые будут созданы по подобию Того, с которым они связаны своего рода нитями, — с Ним, первородным среди многочисленных братьев, вечно наслаждающихся Его, Отца, расположением и благословением; затем перед нами земной народ, в котором Бог являет принципы Своего правления на земле и Своей неизменной верности. И закон, как следствие, дается именно через этот народ. Наконец, целью Бога еще до сотворения мира (но сокрытой до подходящего времени, когда по совершении Своего искупления Святой Дух смог, пребывая на ней, совершив дело искупления и прославления Христа, явить ей всю силу и весь объем Его благословения), является Церковь, избранная во Христе, своем Женихе, призванная разделить с Ним славу и счастье, которые Он должен был унаследовать как Сын Бога и верный свидетель Его славы. Крест, во всех отношениях, выступает центром всего этого. Именно на кресте заканчивается история человека ответственного, чада Адамова, и именно на кресте она начинается в благодати, царствующей через праведность. На нем полностью проявляются добро и зло, ненависть в человеке и любовь Бога, грех и (по совершении крестного подвига) праведность Бога, по отношению к нему. На кресте Бог был нравственно и безоговорочно прославлен; человек — осужден за свою греховность и искуплен праведностью; господство зла — разрушено, а человек возвышен над ним, как это было угодно Богу; смерть и тот, кто имел власть над ней, устранены, и все это исполнилось в акте любви, поставившем Сына Божия в облике человека во главе всего в праведности. После того, как все это было утверждено через крест, прочно и непоколебимо, на основании искупительного подвига, — каким же будет конец тех, которые его отвергнут? Впоследствии мы увидим во всем собрании откровения, данного нам свыше, не только творение, закон и Сына Божия, но и пути, с помощью которых Бог приготовил и осуществил явление последнего; развитие всех принципов, на основании которых Он вошел в отношения с людьми, последствия нарушения закона, и, наконец, в должном месте, явление Церкви на земле вместо домостроения закона, направления, данные Им Церкви и, в то же время, ход событий, имеющих отношение к ее существованию и неверности на земле, а также неверность народа Божия на земле, как и самого человека, ответственного по отношению к Богу, определившего ему по своей власти быть на земле. Все заканчивается прославлением Иисуса, Сына Человеческого, хранящего благословение и единение всего мира под властью Бога, и, наконец, Бог есть все во всем. История Иисуса, роль, отведенная Церкви в славе замыслам Бога (тайна, сокрытая в веках), ее участие в страданиях Иисуса, союз с Ним и, прежде всего, свидетельство Святого Духа, данное свыше, — все эти истины полностью открылись в Новом Завете. Другие же события, упомянутые нами ранее, произойдут в последующие времена: Церковь вне этого. Естественно поэтому разделить Библию на две части: 1) повествующую о первых двух темах: сотворение человека в его отношении к Богу вне закона и Его народа под законом; 2) повествующую о Сыне, сошедшем на землю, и обо всем, что касается Церкви и ее славы. Таковы, в основном, Ветхий и Новый Заветы. В то же время мы увидим, что в Ветхом Завете обетования и пророчества всегда увязывались с Сыном, упоминавшемся в заветах Бога, в то время как в Новом содержится пророчество о будущих путях Бога по отношению к земле, что связывает его с Ветхим заветом; затем мы увидим, что отвержение Сына вызвало присутствие Святого Духа на земле, — факт, полностью изменивший положение народа Божия и обусловивший особые события, зависящие от этого присутствия. Они действительно имеют место в исторической части Нового Завета, ведь Сын первоначально был представлен народу и миру в условиях закона, чтобы подвергнуть их новому испытанию; ведь Он пришел прежде всего не ради исполнения заветов Бога, но ради принесения человеку, еще пребывающему при старом порядке вещей, верное свидетельство о том, чем является Бог, с упованием на то, что у человека хватит способности принять это свидетельство, и ради явления Того, Кто пребывает в благодати среди падшего творения, и Он сделал это в образе и с природой человека, в котором однажды совершилось падение, сделал это для того, чтобы представить иудеям, если бы они этого захотели, Господа славы, того, о ком говорилось во всех пророчествах и обетованиях, и, наконец, поскольку мир Его не познал, а свои не приняли, Он пришел ради принесения жертвы, положившей основу нового мира пред Богом и выведшей искупленных в радость присутствия Его Отцу, наследников всего того, что было явлено в Иисусе, втором Адаме, ради превращения Церкви в Его тело и Его невесту. Из всего, что мы только что сказали, явствует, что Ветхий Завет заключает в себе две существенно отличающиеся по своей природе части, пусть даже местами объединенные в одной книге, а то и в одном предложении, а именно: историю человека, каким он был, и Божии пути с ним, или историческую часть до закона или под законом, и откровение помыслов и планов Бога о будущем, помыслов и планов, всегда связанных со Христом. Это откровение несколько приоткрывает характер исполнившегося пророчества, а также обрисовывает в общих чертах то, что Бог позднее совершит. В качестве примера последнего способа выражения мыслей Бога я напомню о принесении в жертву Исаака. Очевидно, в трогательной покорности Авраама содержится историческое указание неоспоримой важности. Но, кроме того, всякий в этом без труда узнает образ жертвоприношения, в котором Бог приготовил Себе Агнца. Иными словами, Исаак, так любимый своим отцом, был лишь слабым подобием, а его избавление не только предвещает будущую Жертву, но и является источником жизни и надежды для каждого верующего. Но я, видимо, чересчур предвосхищаю детали; давайте все-таки обратимся от них к основной идее книг Священного Писания.