Бытие 48, 49, 50

Наконец, в главе 48 наряду с пророчески важным характером в истории Израиля мы видим Иосифа-наследника: двойной удел принадлежащий иудеям, переданный старшему сыну, наследнику отца (см. 3Цар.5,1-2), и он не просто наследник, но наследник в Ханаане, наследник Иакова, там, где умерла Рахиль, то есть там, где согрешил и сошел со сцены Израиль, возлюбленный Богом народ. По-прежнему все определяется не по естеству, но по слову и замыслу Бога: Иосиф, в своих детях, обладает, как наследник, уделом, вырванным силой из рук врага, ибо, начиная с его отвержения, Иосиф постоянно символизирует прославленного Христа, и, как таковой, он наследник мира. Затем мы видим удел детей Иакова и еще с двумя фактами: погребение Иакова и завещание относительно останков Иосифа, рассматриваемых как подтверждение того, что земля обетованная увидит возвращение Израиля, ныне отпущенного в Египте, согласно тому, что было обетовано Аврааму, и, как видно, забытое, между тем как терпение Божие еще выносило надругательства амореев. Да, Бог не поражает до тех пор, пока есть возможности и средства возродить грешника (гл.49 и 50). Взгляните, как прекрасна милость Иосифа (гл.45,7.8 и 1,17.19.20). Мне кажется, что разница между пророчествами Иакова и Моисея, относящихся к двенадцати коленам, заключается именно в этом. Первое говорит прежде всего об ответственности вождей этих колен, а именно: Рувима, Симеона и Левия, и, во-вторых, о заветах Бога, которые выдвигают Иуду, символ Господа в высшей власти, и Иосифа, символ Христа Назаретянина, отделенного от Своих братьев, но позднее возвеличенного. Другие дети Иакова, если исключить то, что касается Вениамина, обладают общим характером положения и поведения колен Израиля. Дан символизирует его злобность и даже его предательский характер. Пророчество Моисея в конце Второзакония, произнесенное в момент, когда Израиль покидает пустыню, скорее дает обзор его истории с точки зрения его входа в землю Ханаанскую. Священство и народ представлены здесь наиболее ярко, хотя в этом последнем пророчестве власть и особое благословение относятся к Иуде. Но я все-таки дополню это пророческое благословение несколькими деталями. В коленах мы можем отметить вину и падение Израиля как первородного по естеству. Рувим представляет собой Израиль, рассматриваемый именно в этом плане. Симеон и Левий, появляющиеся позже и желающие сохранить свое право плотской силой, не лучше. Затем мы видим цель Бога относительно царя и всего царского рода, сила которого сохранится до пришествия Христа, Который сыграет роль объединителя народов. Иосиф и Вениамин появляются в самом конце: Иосиф представляет Христа прославленного; Вениамин – Христа, грядущего для суда над землей. Иосиф – личность Христа, отрешенного от Его братьев, Который прославлен и благословен как наследник всех внутренних источников Бога. А перед этим Дан, хотя и он признан как колено, осуществляющее суд, а через него Израиль, демонстрирует нам отступничество и власть сатаны в Израиле, побуждая остаток обратить взор от удела народа, неверного во всех отношениях, к Тому, кто есть спасение. «О, Господи, мы ждем Твоего спасения!» Я склонен думать, что в других коленах представлен особый контраст между состоянием угнетенного Израиля и состоянием, когда Христос, целиком принимая образ Иосифа, в славе ответит на веру остатка, выраженную в стихе 18 и далее. Таким образом, через характеры колен нам открывается история Израиля. Иуда и Иосиф уже были особо отмечены в истории: Иуда как защитник Вениамина и связанный с ним, а Иосиф – во всей своей истории. Таким образом, после Иуды в Завулоне и Иссахаре мы видим Израиль, смешанный с миром, озабоченный поисками выгод в его сферах и превратившийся в раба этих выгод ради покоя и отдыха, но все это заканчивается Даном и отступничеством таким образом, что в духе пророчеств оставшиеся ожидают спасения, которое должно прийти к ним через истинного Иосифа. Все благодатно, когда ожидают этого спасения. Прежде побежденный, он в конце концов оказывается победителем. Его хлеба тучны, и он привносит царские наслаждения в свою собственную страну, причем он их не ищет, смешиваясь с миром и подчиняясь ему. Неффалим – в свободе Божией; он произносит исполненные благодатью слова. В Иосифе и в Вениамине мы видим подтверждение всех благословений, или, что то же самое, Христа – небесного наследника всего в мире; власть и силу на земле, подчиняющие все. Итак, вот к чему ведут все эти события – Рувим, Симеон и Левий представляют собой духовное состояние и падение виновного Израиля. Как всегда, здесь можно видеть развращение и насилие. Таков человек. Затем цель Бога в Иуде. Сила его сохранится до тех пор, пока не придет Примиритель, которому предстоит объединить народ, но когда он пришел в Иудею, то был отвергнут и не произошло никакого объединения: «красота и узы» были разорваны. (Зах.11). Далее состояние Израиля представляется следующим образом: отношения с народами (которые, если не подчинены власти Бога, являются развращением), подчинение их игу, ради покоя и отступничества. Однако он по-прежнему признается народом; тогда остаток обращает взоры к единственному источнику освобождения и ожидает не добра в Израиле, но спасения со стороны Господа Бога. Далее нам представляется то, что мы уже однажды видели как бы в двойном образе Христа: Иосиф, отделенный от своих братьев {Это характеризует Иосифа также и во Второзаконии}, а затем прославленный, символизирует Его как человека небесного, прославленного, которому принадлежит все, а Вениамин – Господа, побеждающего все на земле. В итоге эта глава знакомит нас с полной историей Израиля следующим образом: во-первых, его падение, развращение и жестокость Рувима, Симеона и Левия, как мы это уже отмечали; затем Иуда, или цель Бога в Своем народе, связанного с царским корнем Примирителя. Этого достаточно: Ему надлежит воссоединить народы. Затем показано, что Завулон и Иссахар смешиваются с язычниками и подчиняются им ради наживы и процветания. Дан выражает коварство сатанинской власти, тогда как вера ожидает спасения от Господа. Гад, Асир, Неффалим, затем Иосиф и Вениамин – плод и сила этого спасения, когда Пастырь, Камень Израиля, тоже будет здесь, когда процветание Израиля достигнет полноты, когда ему будет принадлежать сила победителя. В личном плане страх перед Богом был в Иосифе с начала и до конца; это один из принципов непреходящего значения и истинная основа силы. Какой бы ни была его слава, он не забудет Ханаана и обетования земли. Он хотел, чтобы его останки были перенесены туда. То же самое и со Христом. Когда Израиль почил, Иосиф прощает своим братьям их прегрешения и питает их от своих щедрот. И вновь это прообраз истории Христа. Он был выше зла и страха перед теми, кто отвергал Его. Он благословит Израиль из Своих собственных источников небесной славы. Так пусть же Господь в Свое время исполнит это!