Псалом 101

Псалом 101 — один из самых, а возможно, и самый замечательный. Он являет Христа в божественно восхитительном образе. Стих 10 объясняет причину вопля, которым начинается псалом. Христос в нем рассматривается как человек, избранный из народа и вознесенный, чтобы быть Мессией, и сейчас, вместо того, чтобы принять царство, Он отвергнут и низвержен {Заметьте, что здесь не вводится «меня», как связанное с возмущением и гневом, как в Пс. 21, хотя Христос понимает это в духе. Но лично Он вознесен и брошен. Это является ключом, открывающим многое в Псалмах}. Это время непосредственного приближения креста, что, как мы знаем, часто предвиделось в мыслях, как, например, в Иоан. 12. Он смотрит на Сущего, бросившего того, кого Он призвал, на место Мессии, но который сейчас встречает негодование и гнев. Мы далеки от того, чтобы рассматривать его участь просто как человеческие страдания. Но они были и ощущались, однако люди не стоят пред ним в правосудии; это не его искупительная работа, хотя то, что страдания вызвало, — здесь, если мы рассматриваем их в высшем напряжении на кресте — негодование и гнев. Это Он сам — Он сам отвергнут как человек. Он в беде; его сердце поражено, как пеликан в пустыне и как филин на развалинах; его дни — как уклоняющаяся тень, и Он иссох, как трава. Таким был Мессия, для которого были все обетования. Сущий пребывает вовек. Он восстанет и умилосердится над Сионом, ибо пришло время. Вся картина от Христа на земле до остатка в последние дни дается как одно целое. Когда Сион будет восстановлен, народы убоятся имени Сущего. Сущий явится и, когда Он восстановит Сион, призрит, и внемлет бедному остатку, и поэтому возвестят его имя на Сионе и хвалу ему в Иерусалиме; тогда все народы соберутся там. Но где же тогда Мессия? Его сила была изнурена на его пути, его дни сократились. Он взывал к нему, могущему избавить, спасти от смерти. Должен ли был Сион быть восстановлен и без Мессии? Он ослаб — и отвергнут. Затем следует удивительный и славный ответ, что Он сам Творец небес и земли. Он был всегда. Его лета не кончатся, когда созданная вселенная обветшает, как риза. Сыны его рабов будут жить, и их семя утвердится пред ним. Христос, презираемый и отвергнутый Иисус, есть Господь, Творец. Сущий, о пришествии которого мы слышали, и есть Христос, который пришел. Грядет извечность дней, и Христос есть Он, хотя и Сын человека. Этот контраст унижения и отвержения Христа и его божественной сути впечатляет потрясающе. Но это — личное чувство отвержения в связи с остатком, а не его расплата перед правосудием Бога за людские грехи. Обратите внимание на различие последствий здесь и в Пс. 21. Но эта проделанная работа также нужна для «народа», иначе их избавление не могло произойти. Псалмы 102-105 представляют нам итоги истории Израиля и завет — в благодати и ответственности. Псалом 102 — это голос Мессии в Израиле в хвале деяний Бога с ними; Пс. 103: то же в творении; Пс. 104: пути Бога в благодати от Авраама до оставления земли (которой теперь да обладают в мире); Пс. 105: признание путей Израиля от первого дня до последнего, признания вечной милости Сущего и упования на нее. Благодать и благословение являются единственным основанием, на котором может быть созиждено упование, ведущее к послушанию. И этим завершается книга.