Псалом 107

Псалом 107 является псалмом особого характера — он составлен из окончаний двух других. Первые и последние части их: вопль глубокого горя и ответ на вопль в вере и надежде — соединены здесь вместе. Первая часть этого псалма, т.е. окончание Пс. 56, выражает твердую уверенность благочестивого сердца, которое сейчас славит и будет славить между народами (аммим), воссоединенными теперь с Израилем, а также и в других различных общностях людей. Но нет еще всех последствий благоволения Бога, и та же вера, о которой говорится в Псалме 59, оставляя вопль горя, прославляет появление того, чья милость над небесами. Он идет подчинить тех, кто еще владеет различными частями Израиля. Можно отметить здесь, что общим характером этой, как и предыдущей, книги, касающейся положения Израиля, является образ народа, восстановленного Богом в земле и избавленного, но не свободного еще от нападения, еще не обладающего всей землей обетованной; так что есть благодарение и хвала, ибо Бог вмешался, и положение Израиля изменилось; но есть еще необходимость в помощи и защите от врагов, еще не уничтоженных, и нет полного благословения Бога в мире. Очень мало псалмов говорят в конце о безусловной хвале, возносится только хвала за избавление и упование на полную безопасность. Это выражается в конце псалма 106; что же касается окончательного избавления, то отмечается только его факт. Небезыинтересна связь двух частей этого псалма. Первая часть славит Сущего за то, что Он есть, как это известно сердцу в вере; но Бог противопоставлен человеку. Его милость превыше небес, а его истина до облаков. Милость, как всегда, главенствует, как корень всего. Вторая часть начинается с ожидания Сущего, чтобы Он был превознесен, как Бог, выше небес, а его слава воссияла над всей землей. Ему надлежит занять свое место и утвердить свое имя как Бога, чтобы его возлюбленные были избавлены. Стих 8 выявляет ответ Бога, подробно рассматривая все права Израиля как его народа. Таким образом, Сущий враждует с народами, захватившими земли Израиля, и через Бога он будет поступать мужественно. Следовательно, здесь есть Бог, но не Сущий, ибо это не отношения по завету, а то, что есть Он, это противопоставлено человеку, чье сопротивление напрасно.