Псалмы 41, 42

Благочестивый человек шел в многолюдстве к дому Бога, но все это закончилось. Он изгнан, и его вопль несется с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Все волны Бога прошли над ним. Ужасно было видеть, что враги овладели святилищем, а верного Сущему изгнали, и его имя оклеветано. Народы, как отмечается у Иоиля, пришедшие во власти, надругались над теми, кто уповал на верность Сущего, вопия: «Где Бог их?» (Иоил. 2,17). Это было, конечно, ужасным испытанием (как и для Христа на кресте; а для него даже в большей мере, ибо Он возвестил, что был оставлен); словом, то, чем через веру Бог был для них, было подвергнуто испытанию. И эта вера является тем, о чем сказано в псалме. Сердце благочестивого страстно стремится к Богу. И это не ради его благословений; они ушли. Самоценность Сущего воссияла, как никогда еще ранее, лучезарно. Главным страданием стал вопль: «Где Бог их?» Но если святого нет в Иерусалиме, то Бог является верой святого. Вера говорит: «Я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Сердце даже может обратиться к нему (ст. 9) и под притеснением повторяющегося надругательства уповать на Бога, и Он будет Спасителем тому, кто уповает на него. Читатель заметит, что в стихе 5 говорится о Боге-Спасителе: а в стихе 11 Он предстает Спасителем тому, кто уповает на него. Именно в том, что Бог сам становится всем при лишении людей благословений, и проявляется вера. Когда душа всецело уповает на самого Бога, это и является самым ценным. Враг в псалме 41 выступает внешним врагом и угнетателем-язычником. Хотя, говоря об обстоятельствах, а не о глубине искупления, интересно отметить сходство стиха 3 с тем, что Господь сказал на кресте. Псалом 42 является как бы дополнением к предыдущему: только здесь предстают перед нами нечестивый народ, иудеи и лукавый и несправедливый человек; а языческий угнетатель — в стихе 2. Мы знаем, что они оба будут в тот день. У иудейского народа, представленного нам теперь, возвращение к святой горе, скинии и жертвеннику Бога все больше занимает мысли остатка. Стихи 3, 4 образуют основу книги.