Продолжая изучение Священного Писания, я с определенным чувством благоговения приступаю к Новому Завету, такому же великому, каким должно быть благословение для работы над ним. Средоточие и в то же время расширение божественного света в этом драгоценном даре Бога, великие истины, содержащиеся в нем; множество различных аспектов и правдивое применение одного и того же отрывка и его отношения со всем кругом божественной истины; огромная важность этих истин для нас или по отношению к славе Бога или человеческой нужде; способ, которым они открывают Бога и удовлетворяют эту потребность, — все эти соображения, которые я могу представить, к сожалению, несовершенно, могли бы убедить каждого простого человека отказаться от притязаний, чтобы дать правдивую и даже (в принципе) адекватную мысль о назначении Святого Духа в книгах Нового Завета. И чем больше явлена сама истина, чем более сияет истинный свет, тем меньше неспособность говорить о ней, тем больше нужно бояться очернить то, что совершенно. Чем чище истина, с которой нам приходиться иметь дело (а здесь это сама истина), тем труднее удается представить ее другим, не нарушая ее чистоты, и тем смертельнее это нарушение. Размышляя над тем или иным отрывком, мы можем передать, для пользы других, степень света, дарованного нам. Но пытаясь представить суть книги в целом, все совершенство самой истины, всеобщность намерения Бога в данном Им же откровении о ней, я делаю это для души; и всякий содрогнется при мысли попытаться явить истинную и общую мысль: а вдруг она окажется неполной. И только не истинный христианин мог бы решиться на это. Ветхий Завет может показаться для некоторых более сложным, чем Новый, в отношении интерпретации определенных отрывков; но, несмотря на это, вдохновенные авторы этой части Священного Писания показывают помыслы Бога как передаваемые им самим Богом (а мы можем восхищаться мудростью, которая раскрывается здесь), хотя Сам Бог по-прежнему сокрыт за завесой. Мы можем ошибиться или не обратить внимания на значение выражения, и мы что-то теряем, ибо говорил именно Бог; но в Новом Завете представлен Сам Бог — кроткий, нежный, человечный, на земле и на небе, наставляющий в Евангелиях, с божественным светом, находящийся в связи со Святым Духом; Бог, который являет себя. Но если этот свет горит ярко, для нашего личного руководства и для познания Его Самого, то появляется серьезная угроза неправильного понимания этих живых связей, или неправильного понимания того, что есть сама истина. Ибо нам следует помнить, что Христос есть истина. Он есть Слово. Бог говорит чрез Сына, Который, будучи истинным человеком, являет и Отца. Что касается самого толкования, то сама истина, свет, вечная жизнь, как все это представлено в Новом Завете, может быть рассмотрена со многих сторон, так что практическая трудность ее понимания является еще большей. Ибо эта истина может рассматриваться как внутренняя и существенная ценность: мы можем рассматривать ее как явление вечной природы Бога или представление славы Сына; мы можем исследовать ее связь и ее частичные противоречия с Ветхим Заветом, которые она наполняет и затмевает своим сиянием, со структурой земного правления Бога, которую она отставляет в сторону, дабы явить то, что есть вечное и небесное. Она может рассматриваться в ее отношении к человеку, т.к. жизнь была светом для людей; Богу было угодно явить и прославлять Себя в человеке, дабы человек познал Его, и представить средства Его откровения для других созданных Им разумных созданий. В каждом отрывке можно найти что-либо, о чем можно говорить по этим вопросам; ибо истина одна, она от Бога, но она сияет для всего и являет истинный характер всего сущего. Тем не менее, два момента вдохновляют меня: во-первых, мы имеем дело с Богом совершенной благости, Который дал нам эти удивительные откровения, из коих мы можем извлечь пользу; во-вторых, хотя источник истины бесконечен и совершенен, хотя эти откровения исходят от полноты истины в Боге, а ее связь с нами совершенна, ввиду совершенства Его Самого, Который соделал это, тем не менее, она сотворена посредством различных средств очень ограниченной возможности, которые использует Бог, являя нам ту или иную часть истины. Эта чистая живая вода никоим образом не была испорчена, но в каждом отношении она ограничивалась целями Бога, средством, которое Он использовал для передачи ее в тесные отношения со всем сущим по совершенной мудрости Того, Кто передал нам всю истину. Источник этот не бесконечен. Вода, которая течет в нем, бесконечна, но она не бесконечна в сообщении нам истины. В пророчествах — лишь часть истины, и мы знаем ее частично. Выражение и применение истины носит особенный характер, соответственно сосудам, через которые она передается. Живая вода явлена здесь нам в ее совершенной чистоте. Так как она находится в своем источнике, она изливается как фонтан, через который течет пред человеком по мудрости Того, Кто создал его как Свой инструмент для этой цели. Святой Дух действует в человеке, в сосуде, который приготовлен для этого. Бог сотворил, сформировал, украсил и приспособил этот сосуд морально и интеллектуально для той или иной цели по отношению к истине. Бог действует в этом сосуде согласно цели, для которой Он приготовил его. Христос был и есть истина. Другие передали это, соответственно своим способностям, тем элементам, которыми Бог соединил его ум и сердце в одно целое, с той целью, для которой Святой Дух так приготовил его. Посему, оставляя свои страхи, я всецело посвящаю себя выполнению этой работы, моя душа уповает на совершенную благость Бога, Который хочет благословить нас. Пусть истинное чувство моей ответственности не допустит того, что не угодно Богу; и пусть Сам Господь в Его благодати соизволит направить меня и снабдит меня тем, что будет благословением читателю! Новый Завет явно отличается от Ветхого. Все, о чем я только что заметил, составляет суть этой разницы. Новый Завет ведает об откровении Самого Бога, он показывает нам человека, в праведности приведенного в славу пред Богом. Ранее Бог давал обетования, и Он исполнил суды. Он управлял людьми на земле и поступал по отношению к ним, вовсе не имея этот народ в качестве центра Его деяний на земле. Он дал им Свой закон, Он даровал чрез пророков возрастающий свет, который провозглашал, что ближе и ближе пришествие Того, Кто скажет им все, что говорил Бог. Но присутствие Самого Бога, Человека среди людей, все изменило. Человек должен принять как корону благословения и славы Того, Кто пришел для изгнания всего зла, чтобы улучшить каждое проявление добра, предоставляя в то же время объект, который должен быть центром всей любви, что должна являться ему в радости; или, отвергая Его, наша бедная природа должна враждебно проявить себя по отношению к Богу и доказать необходимость совершенно нового порядка вещей, в котором блаженство человека и слава Бога будут основываться на новом творении. Мы знаем, что произошло. Тому, Кто был образом незримого Бога, пришлось сказать после долгого терпения: «Отче Праведный! И мир Тебя не познал». Увы! И даже более этого. Ему пришлось сказать: «И видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего». Тем не менее, это состояние людей ни в коей мере не помешало Богу в выполнении Его намерений, напротив, оно стало средством этого. Он не отвергает человека до тех пор, пока человек не отвергает Его (как в Едемском саду, человек, осознавая грех, не в состоянии вынести присутствие Бога, отворачивается от Него прежде, чем Бог выгоняет его из сада). Но сейчас этот человек в своем несчастье, со своей стороны окончательно отвергнувший Бога, попадет под милосердие, Бог свободен (если кто-нибудь рискнет так говорить, это будет правильно, по всей видимости) — выполнить Свои вечные намерения. Но не суд будет служить этому, как это было в Едеме, где человек уже ушел от Бога, а наивысшая благодать, которая, когда человек явно потерян и провозгласил себя врагом Бога, продолжает работу для возвеличивания Его славы пред всей вселенной во имя спасения несчастных грешников, которые отвергли Его {Смотрите к Титу 1,2; 2-е к Тимофею 1,9.10, и сравните Притчи 8,21-31, особенно 30, 31 и к Римлянам 16,25.26 (читая «пророческие писания») к Ефесянам 3,5.10, к Колоссянам 1,26. В христианстве явлен Бог, а человек удален, и это — суть. До того было обетование. Таковы основные моменты}. Но чтобы совершенная мудрость Бога проявилась еще более, эта работа наивысший благодати, в коей Бог открыл Себя, должна рассматриваться в тесной связи с Его предыдущими деяниями, раскрытыми в Ветхом Завете и полностью представляющими Его правление миром. Все это предполагает, что в этой прекрасной книге существует четыре темы (не считая одной великой мысли, которая проходит через всю книгу), которые раскрываются верующему. Первая, великая тема, в которой проявляется совершенный свет: Бог явил Себя. Но этот свет проявляется в любви, другом существенном названии Бога. Христос, Который есть проявление этого света и любви и Который, если бы был принят, явился бы исполнением всех обетований, данных человеку и особенно Израилю (если рассматривать с точки зрения ответственности), со всеми свидетельствами, личными, нравственными и с позиции силы — свидетельствами, которые не оправдывают его. Во-вторых, при отвержении (отвержении, посредством которого осуществлялось спасение) нам представлен новый порядок вещей — новое творение, прославленный человек, собрание вместе с Христом в Его небесной славе. В-третьих, связь между старым порядком вещей на земле и новым, которая касается закона, обетований, пророчества, божественных институтов на земле, показ нового, как выполнение или невыполнение закона, который стал старым, показ контраста между ними, и совершенная мудрость Бога, которая проявляется в Его путях. И последнее: управление миром со стороны Бога, которое изображено пророчески, возобновление отношений Бога с Израилем, основанных на наказании или благословении, показано кратко и просто, разрыв этих отношений произошел из-за отвержения Мессии. Можно добавить, что обильно показано все, что необходимо человеку, как страннику на земле, пока Бог исполнит своей силой все намерения Своей благодати. Далее явлен Божий призыв, который отвергнут и презираем; не могущий воспринять то, что ему приготовил Бог, человек, подчинившийся этому призыву ввиду необходимости иметь силу, направляющую его и показывающую источники твердости, которые нужны ему на пути к своей цели, и пути, которыми он может обрести эту крепость. Бог призывал его следовать за Христом, Которого отверг мир и не забыл дать ему необходимый свет и указания, чтобы воодушевить и направить его на его пути, а также указать источники силы и то как получить их. Каждый читающий Библию поймет, что эти темы не взяты в Новом Завете бессистемно и отдельно. Если бы это было так, то они бы были менее поняты. Вдохновленные силой и жизнью Христа или Святого Духа, авторы Библии раскрывают себя в наших сердцах. Евангелие в целом представляет нам Христа как свет и благодать, как Самого Бога, впервые явленного людям в этом мире, как Того, в Ком были бы исполнены обетования, изреченные Израилю; затем как Богочеловека, в Котором были бы исполнены цели Отца, а иудеи рассматривались как отверженные, в их тогдашнем положении. Апокалипсис — изображение Божиего правления этим миром наряду с ответственностью, которая определяется отношением к Богу, имеющему место у конкретной личности. Послания Павла — это человеческое восприятие и место человека перед Богом, показанное через искупление, новое творение, собрание согласно намерениям Бога, таинству Бога. Различные темы, связанные с этим, тем не менее имеются в Посланиях везде, и раскрытие одной из этих тем проливает свет на все остальные Послания Иоанна, мы можем добавить, что они обращаются в основном к явлению Бога и божественной жизни во Христе, а затем в обновленном человеке, что должно быть аналогичным; в Посланиях Петра о хождении христиан, основанном на воскресении Христа и о нравственном правлении миром. Я повторяю, в Личности Христа или в воздействии Святого Духа (жизнь Христа в том или ином смысле была светом для людей) истина сияет в живом явлении Бога и его живом применении к людям; и по мудрости Бога, она связана с прогрессивным развитием {Нужно ясно понимать, что я здесь говорю об истине, явленной в Новом Завете. Ее проявление в этом откровении постепенно становится более ясным, а Святой Дух был дан после восславления Господа Бога. Говоря о природе Самого Бога, Апостол мог сказать: «Что есть истинно и в Нем и в вас; потому что тьма проходит и истинный свет уже светит?» Христос есть мудрость Бога. В нем телесно обитает вся полнота Божества. Всей полноте угодно обитать в Нем. Он освятил Себя, чтобы мы могли освятиться через истину. Святой Дух, приняв все от Христа и показывая это апостолам, вел их ко всеобъемлющей истине. Сейчас все, что принадлежит Отцу, принадлежит Христу, поэтому Он говорил, что Святой Дух берет от Него, и показывал им это}, которое присуще истине, данной человеку и отвечающей особым нуждам и духовным способностям человека, коему она адресована. Нет сомнения, что откровения Нового Завета — для святых во все времена; но они были адресованы, рассматривая их с исторической точки зрения, к живым людям и приспособлены к их уровню. Но это обстоятельство никоим образом не ослабляет явленной нам истины: она от Бога, даже когда Апостол выражает ее: «Ибо мы не изменяем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе». И еще: «Не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Он ничего не добавляет к этому чистому вину, Он не разбавляет его. То, что получил Он, изливается из Него в такой же чистоте, в какой Он получил это {Утверждение, касающееся этого и содержащееся в 1-ом Коринфянам 2, очень сильное. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог, любящий Его» (таково утверждение Ветхого Завета), «а нам Бог открыл это Духом святым», то есть духом откровения. «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого», то есть это — передача вдохновения. В-третьих, «о сем надобно судить духовно». Таково их восприятие. Откровение, вдохновенное свидетельство и восприятие чрез благодать и силу только одного Духа — все определено четко}. Но слово Божие, предназначенное человеку, более реально, чем любая простая истина: оно от Бога. Не существует полностью правильных человеческих мыслей по отношению к Богу, так же и правдивых рассуждений человеческого ума на эту тему; не является истиной то, что не есть истина Божия; способности людей судить ее весьма ограничены. Бог обращает Себя к человеку, который разговаривает с Ним, который передает Его мысли. И если человек судит их, они больше не слова Божии. «Принявшие от нас слышанное слово Божие, — говорит Апостол, — вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине». Впечатление, произведенное на человека, которое побуждает его обрести истину и силу слова, часто смешивалось с рассуждением человека о слове как чем-то предложенном ему. Слово никогда не представляло только самого себя. Это было бы отрицанием его природы; люди говорили бы: «Это говорит не Мой Бог. Может ли Бог сказать, что Он не есть Бог? Если нет, то Он никогда не скажет, что Его слово не имеет силы в себе». Слово приспособлено к природе человека — жизнь — это свет людей. Существует много вещей, которые производят эффект согласно природе вещей, к коим они относятся, без уничижения их этим. Это относится ко всем химическим реакциям. Медицина тоже помогла мне; я испытал ее эффект. Она производит это действие по моей природе, и я уверен в этом действии и силе медицины. Но вопрос состоит не в формировании моего суждения о медицине, как представленной к рассмотрению моей способности. Здесь тот же случай; чрез милосердие, откровением Христа, спасти то, что злобное желание человека противопоставляет и отвергает, чтобы оно стало привкусом смерти. Слово Божие неподсудно. Когда оно действует, оно судит «мысли и намерения сердца». Человек является объектом этого суда, сам же он судить не вправе. Когда человек получил слово истины, предназначенной ему чрез благодать, то он в состоянии понять ее назначение с помощью Святого Духа; и в этом случае положение людей, которым оно было адресовано, становилось средством понимания намерений мысли Божией в этой части Слова, которая рассматривается нами. Эти обстоятельства, как мы видели, совершенно не влияют на божественную чистоту Слова; но поскольку Бог говорит с людьми, исходя из положения, которое показано нам в самом Слове, то это является большой помощью для нас в понимании того, о чем здесь говорится. Само это положение понимается чрез Слово и с помощью Святого Духа. Иногда это результат злобности человеческого сердца; иногда это частично зависит от милости Божией. Тем не менее это может произойти, когда благодать обращена к людям согласно их положению {Бог пришел в благодати среди зла — в благодати, обращенной к человеку. Это показывает Бога как единственного, кто способен сделать такое; Бог идет к человеку, несмотря на зло, которое в нем есть. И пока это приносит нам все, что чисто, небесно и божественно, зло побеждается. Хотя это и показывает Бога каким Он будет на небесах, но то, что касается Его воздействия на нас, неизвестно даже в земном или небесном раю. Добро есть среди зла. Ангелы желают заглянуть в него. Далее идет верховная власть, благодать и мудрость, каким бы простым ни было добро, хотя оно и ведет в рай в его наивысшей форме}, согласно преданности Бога своим обетованиям и в связи с Его путями, которым Он научил их. Неверно то (пришел истинный свет), что этот свет тускнеет или приспосабливаются к тьме. Если бы это было так, он больше был бы собой, не был бы способным возвысить человека, избавив его от положения, в котором он находился, но он выглядел так, чтобы быть доступным людям и применимым к их положению. Это было то, в чем они нуждались, это было то, что было достойным Бога. Только Он мог совершить это. Это верно также применительно к тому, что говорит Господь, и к тому, что говорил чрез апостолов Святой Дух. Он может обратиться к иудеям, обращенным, но все еще прикрепленным к иудейской системе, чтобы показать намерения Бога (всегда преданного Своим обетованиям) по отношению к этим людям; Он также может, будучи вознесенным, сообщать своим Духом все последствия союза церкви и Бога в небесах, без описания деяний Бога на земле. А тем душам, которые питались от искушения, в отличие от этого небесного вознесения, и кто не мог избавиться от этого искушения и всего плотского, — Он мог привести доказательства зла, в которое они впадали; и Он мог осуществить это так, что привел бы их к согласию с вечной истиной Бога таким образом, что они осудили бы это проявление плотского, которое во все времена находится в тех, кто не поднимается до высоты понимания намерений Бога. Дух мог явить истину более простым способом — в ее Величии, которое присуще ей. Он мог показывать саму сущность природы Бога, чтобы осудить всех, кто наиболее правдоподобно притворялись, что они истинные христиане, но они грешат против этого даже в самых простых вещах; и связывать таким образом самые простые и незрелые души с самыми высокими качествами Самого Бога является сущностью Его природы. Понимание (взятое из Священного Писания, где оно содержится) положения тех, кому было адресовано Слово Божие, очень помогает в понимании божественной истины, содержащейся в них под руководством Святого Духа, истины, которая совершенна, истины, которую можно применить благодаря благодати Бога, практической истины, реализуемой в душе Богом, Который творит в ней и охраняет ее этой истиной, от плотских намерений сердца впасть в то зло, о коем говорит Писание; истины, которая нисходит на нас, каким бы ни было наше положение, не изменяя своей сущности, чтобы приспособиться к нам, не принимая другой формы согласно нашему положению, хотя она и приспосабливается к нему; которая нисходит на нас, чтобы вознести нас к источнику, из коего она исходит, источнику, который никогда не истощится (т.к. истина, постоянно передаваемая нам, есть истина в Боге и во Христе, которая служит для того, чтобы морально поднять нас до высоты понимания божественной природы); «Что есть истина и в Нем и в вас, потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит». Это результат вмешательства Христа, вокруг Которого мы объединены Святым Духом и Который есть одно с Богом-Отцом. Эта истина, что общение Божие снисходит к положению тех, кто в течение всей истории получал ее, дает нам возможность понять суть всех намерений Бога; Он показывает Свою власть, Свою мудрость, Свою независимость в этих намерениях, Он дает знать о Себе, о Своей природе Своим откровением во Христе. Христос находится в центре этих намерений, но каждая семья на небе и на земле находится во власти Отца Господа нашего Иисуса Христа. Ангелы, княжества, власть, иудеи, эллины — все что названо, должно находиться под Его властью. Намерения Бога, касающиеся нас, содержатся в Его слове; и хотя Бог не говорит с нами, только чтобы удовлетворить наше любопытство, многие темы, которые не затрагивают спасения и связаны с величием Христа, также связаны с советами Бога, и с их воплощением в Его деяниях, описанных ниже. Итак, Его намерения по отношению к иудеям могли быть раскрыты с большей силой в Ветхом Завете, но тем не менее связь их истории с темами Нового Завета, исторический переход от старой организации к новой, согласование обетований иудеям со всеобщей структурой проповеди — все эти темы должны, несомненно, находиться в Новом Завете, если пути Господни могут быть постигнуты нами. Я говорю «пути Господни», т.к. мы не должны думать только об иудеях; Бог действует и проявляет Себя в Своих деяниях. Хотя вся полнота света явлена в Новом Завете, мы находим здесь то, что адресовано иудеям и их последователям, которые составили часть этого народа, и то, что показываются деяния Бога по отношению к ним. Без этих откровений, если бы они не относились к положению этих людей, в путях Божиих не было бы гармонии; по крайней мере, она была бы спрятана от нас, и не существовала бы в нравственном отношении. Это касается учения, истории (то есть явления Мессии), пророчества, которые показывают преданность Бога и Его суд над этими людьми. Чтобы мы знали Бога — Бога, который соизволил вмешаться в дела этого мира — просто света недостаточно. Его должны знать не только в Его природе, хотя это основное и принципиальное знание, но и как Он явит Себя во всех Своих путях; во всех деталях, в которых наши маленькие сердца способны понять Его преданность, терпение, снисходительную любовь; в тех деяниях, которые развивают абстрактную идею Его мудрости так, чтобы передать ее более понятно для нас, и мы можем проследить в ней все то, что понятно человеку; эта мудрость была провозглашена Богом, чтобы мы знали, что это от Бога. Более того, Богу было угодно особым способом связать Себя с человеком во всем этом; удивительная привилегия Его слабого создания! Философия бессмысленна, ограничена и даже глупа по своей сути в своих аргументах — якобы мир слишком мал для Бога, чтобы он обратил внимание на таких существ, как люди, что это только просто точка по сравнению с огромной Вселенной. Презренная глупость! Это все равно, как если бы материальная сторона театра являлась бы отражением его нравственной сущности. То, что имеет место в этом мире, — это представление, которое раскрывает всем мыслящим вселенной пути, характер и желание Бога. Так мы узнаем Его чрез благодать, понимание и власть, и мы радуемся этому, Бог может быть прославлен в нас — не только нами, но и в нас. Это наша привилегия; чрез благодать во Христе, и наше единение с Тем, Кто есть мудрость Бога и сила Бога. Чем больше мы, как маленькие дети, послушны и смиренны, тем сильнее наше понимание этого. Чем больше Христос объективно присутствует в нас и наших делах, тем больше мы субъективно будем схожи с Ним. Благодарность Богу! Он скрыл это от умных и предусмотрительных и открыл младенцам. «Мудрость же, — говорит Апостол, — мы проповедуем между совершенными, но мудрость не веха сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей». Давайте сейчас рассмотрим главную идею содержания Нового Завета или порядок, в котором показывается содержащаяся здесь истина. Нет надобности отступать от порядка, в котором обычно размещены книги Библии, не придавая этому особого значения {В некоторых немецких Библиях, как и в некоторых римско-католических изданиях и во многих рукописях этот порядок отличается. Здесь порядок не имеет значения. Каждый знает, что организация книг ничего не имеет общего с самим откровением}. Первая тема, которая здесь представлена, — это история и Личность Самого Господа Иисуса, содержащаяся в Четырех Евангелиях. Вторая — это образование собрания и распространение Евангелия в мире после Его воскресения. Эти события показаны в книге Деяния Апостолов. Затем там раскрывается истинное учение Христа, забота, дарованная Апостолами собраниям и отдельным душам, вместе с наставлениями, необходимыми в жизни, которые прославляли Господа Бога в ожидании Его возвращения. Опровержение лжеучений, которыми враги хотели исказить веру, и наставления, необходимые для предохранения всех, кто предан Богу, от искушения их злобными намерениями — все эти темы, особенно первая, включают личную славу Господа Бога. Мы относим все это к содержанию Посланий. Наконец, мы находим пророчества, которые говорят о зле, которое искажает суть появления Христа в мире, и о том, что это приводит к наказанию. Эти пророчества также развивают тему наказания Божия, которое закончится гибелью тех, кто осмелился открыто восстать против Христа, Царя царей и Господа господствующего; а также славу и благословение, которые следуют за этим наказанием. Эта последняя тема связывает учение христиан с откровением путей Бога, которые управляют миром. Эта тема в большей степени развита в Апокалипсисе, а в различных посланиях показана ее связь с упадком церкви. Мы, естественно, начинаем с Евангелий, которые показывают нам историю жизни Господа Бога и представляют Его нашим сердцам чрез Его деяния или Его рассуждения, в различных качествах, кои делают Его всегда дорогим душам спасенных, согласно степени понимания данного им и согласно их нужды — качества, которые, хотя Он изображен в унижении {Cравните 1-е Коринфянам 2,8}, вместе образуют полноту Его личной славы, насколько мы способны понять ее здесь внизу, в наших земных сосудах. Очевидно то, что согласно советам Бога и откровению Его слова, Господь должен объединять в Себе более чем одну ипостась на земле, для Своей славы и для поддержания и проявления славы Своего Отца. Но чтобы это действительно было так, мы должны рассматривать Его в Его истинной природе. Он должен чувствовать необходимость исполнения служения, которое Ему надлежало исполнить для Бога, будучи Его истинным рабом, чрез слово среди Его людей, согласно Псалму 39 (например стихи 9, 10, 11), Исаии 49,4.5 и другим отрывкам. Многочисленные свидетельства провозгласили, что Сын Давидов должен сесть, по повелению Бога, на престоле Своего Отца; исполнение намерений Божиих по отношению к Его земному народу в Ветхом Завете связано с Ним, Который должен прийти и быть Сыном Бога на земле. Христос, Мессия, что одно и то же, должен был прийти и явить Себя Израилю согласно откровению и намерениям Бога. И это обещанное семя должно стать Еммануилом, Богом с людьми. На характер деятельности Мессии, хотя надежды иудеев едва оправдали ожидания, они смотрели по-своему, просто как на средство возвеличения своей нации, не имея понятия о своих грехах или последствиях этих грехов, — этот характер Мессии не был пророческим словом, которое провозгласило намерения Бога по отношению к Тому, Кого ожидал весь мир. Ему надлежало стать Сыном Человеческим. Имя, которое хотел принять Господь Иисус, очень важно для нас. Мне кажется, что Сын Человеческий, согласно Слову, является Наследником всего того, что Бог намеревался назначить человеку для его славы, всего, что Бог даровал бы человеку согласно этим намерениям (смотри Даниила 7,13.14; Псалмы 8,6.7; 79,18; Притчи 8,30.31). Но чтобы быть Наследником всего, что Бог назначил человеку, Он должен был быть человеком. Сын Человеческий действительно принадлежал к людям — драгоценная и успокаивающая истина! — рожденным от женщины, он был в самом деле и истинно Человеком по плоти и крови, и был сотворен по подобию Своих братьев. Он должен был страдать и быть отвергнутым, мог унаследовать все в новом Святом Царствии. Вознесенный и прославленный, Он должен был умереть и воскреснуть снова; наследие было осквернено и человек восстал — Его сонаследники так же виновны, как и остальные. Но Он должен был быть Рабом, великим пророком, хотя и Сыном Давидовым и Сыном Человеческим и поэтому истинным человеком на земле, рожденным под законом от женщины, от семени Давида, являясь наследником Семьи Давида, Наследником судьбы человека согласно целям и намерениям Бога. Поэтому Он должен был прославлять Бога согласно своей обязанности как человека, Он принял эту обязанность, чтобы прославлять Бога, являясь Его пророком и преданным свидетелем. Но кто же должен был быть таковым? Была ли это только формальная слава, которую должен был унаследовать человек согласно Ветхому Завету? Положение людей, явленное законом и беззаконием, доказывало невозможность благословения их Богом. Отвержение Христа было самым славным доказательством этому. Но на самом деле человек нуждался, несмотря ни на что, в примирении с Богом, не говоря уже о милости и особом Божием управлении людьми земли. Человек согрешил, и было необходимо искупление во имя славы Бога и спасения людей. Кто мог исполнить это? Человек сам нуждался в этом. Ангел занимался своими делами, он не мог быть спасителем. Кто среди людей мог быть наследником всего и воплощать в жизнь деяния Бога под Его руководством согласно слову? Только Сын Божий должен был унаследовать все это; это был Их Творец, который должен был владеть ими. Он, Который должен был быть Рабом, Сыном Давидовым, Сыном Человеческим, Избавителем, был Сыном Бога, Бога Творца. Евангелия, в общем, развивают эти качества Христа, но не догматически. Один Иоанн в некотором отношении придерживается этого, излагая историю Господа Бога так, чтобы представить Его в этих различных качествах более живо, чем это дано нам в учении. Господь говорит и поступает согласно тому или иному качеству, чтобы мы видели деяния Его Самого в различных ситуациях и чтобы мы знали, что это именно Его деяния согласно Святому Писанию. Таким образом, не качества, которые лучше известны своей нравственностью, согласно правдивому смыслу Писания, так же как значение и цели Бога, раскрытые здесь, а Сам Христос становится в этих Своих качествах объектом веры и любви сердец. Это не просто учение, а Личность, Которую мы познаем. И это драгоценное средство, которое Бог соизволил употребить, и истина об Иисусе тесно связаны с тем, что было в Ветхом Завете. Перемена в Божиих деяниях связана с прославлением Личности Христа, в связи с Которой имел место переход отношений Бога с Израилем и миром к божественному и христианскому порядку. Эта божественная система, которая полностью отличается от иудаизма и имела бы место, если бы не пришел Господь, не является учением, которое сводит все на нет, противопоставляя себя всему, что ему предшествовало. Когда пришел Христос, Он явил Себя иудеям с одной стороны как представитель закона, а с другой — как Источник, с помощью которого должны были быть исполнены обетования. Он был отвергнут; и эти люди не только нарушили закон, который они получили на Синае, но и поплатились всеми правами на обетования, а обетования без условий всегда выделяются особо (см. к Римлянам 10). Бог тогда мог использовать всю полноту Своей благодати. В то же время все имело свое завершение; проклятие закона осуществилось; пророчества, касающиеся унижения Христа, сбылись; и отношения всех душ с Богом — всегда находящихся рядом с Ним после Его появления — были связаны с положением Избавителя на небе. С этого времени язычникам была открыта дверь и явлена цель Бога по отношению к собранию, телу вознесенного Христа. Сын Давидов по плоти, провозглашенный Сыном Бога, наделенный властью воскрешать из мертвых, Он был исполнителем духовного очищения во имя Божией истины. Он подтверждал исполнение обетований, данных их отцам, что язычники могут прославлять Бога за Его милость. Он стал первым, Кто был воскрешен из мертвых, стал главой Его тела, собрания, и во всем мог иметь превосходство. Слава нового порядка вещей была прекраснее и возвышеннее по сравнению со всем земным, что предшествовало этому, ибо связывался с Личностью Самого Господа и с Ним как с человеком, прославляемым пред Его Богом-Отцом. В то же время, все, что произошло, явилось подтверждением истинности всего того, что предшествовало этому, будучи предопределенным Богом. Господь явил Себя на земле согласно законам, которые существовали до Его пришествия.