Введение

Основные особенности послания Евреям требуют, чтобы мы познакомились с ним с особым вниманием. Оно имеет свое собственное, весьма характерное место. Оно не является изложением собственно христианских позиций, рассматриваемых как результат высочайшей благодати и дела воскресения Христа или как результат единения христиан со Христом, членов тела с Главой — единения, которое дает им все права во Христе. Это послание, в котором тот, кто действительно охватил весь спектр христианства, мыслимого как приведение христианина во Христе пред лицо Бога, как отдельную личность или как члена тела, все-таки взирает на Господа снизу, с земли; и представляет Личность Его и установление Его как посредничество между нами и Богом на небесах в то время, как мы в слабости своей пребываем на земле для того, чтобы отделить нас (в нашем хождении по земле) всего, что привязало бы нас по религии к земле; даже если, как это и случилось у евреев, — привязанность была освящена Самим Богом. Это послание показывает нам Христа на небесах, а значит и то, что наши духовные узы с Богом — небесные, хотя мы лично еще не на небесах и не представлены соединившимися там со Христом. Все земные узы разрываются еще покуда мы находимся на земле. Естественно, это поучения обращены к евреям, поскольку их духовные отношения были земными, хотя в то же время строго предуказанными Самим Богом. Что касается религии язычников, то они имели общение лишь с демонами. В случае с евреями этот разрыв с земным был по своей природе еще более важным, более абсолютным и окончательным с точки зрения божественных отношений. Это общение должно быть полностью признано и полностью отброшено, и в данном случае не потому, что верующий умер и воскрес вновь во Христе, но потому что Христос на небесах занимает место всех земных образов и установлений. Сам Бог, учредивший обряды закона, теперь установил новые, иные по характеру узы, но он оставался, однако все тем же Богом. Этот факт дает Ему повод возобновить отношения с Израилем в будущем, когда народ воссоединиться и вкусит радость обетования. И послание вовсе не судит о них с этих позиций, наоборот, оно настоятельно обращается к божественному и к ходящим пред Богом с верою, как Авраам и другие, не получившие обетования, но оно устанавливает принципы, принимаемые к этим позициям, и в одном или двух отрывках отводит (и должно отводить) место рассмотрению этого окончательного благословения народа. Послание к Римлянам, будучи непосредственным поучением, не уделяет внимания благословению, подобающему еврейскому народу. С его точки зрения все являются одинаковыми грешниками и все вкупе оправданы во Христе пред Богом на небесах. Еще меньше места для обсуждения будущего благословения народа Божия на земле могло быть в послании к Ефесянам, учитывая цель, которую оно преследует. Оно лишь рассматривает христиан в единении с их Главою небесным, как Тело Его; или как обитель Божия через Духа Святого на земле. Послание к Римлянам в отрывке, показывающем совместимость этого спасения (которое, будучи от Бога, было предназначено для всех без изъятия). С верностью Бога обетованиям Его пред этим народом, затрагивает чувства, о которых мы говорим более явно, чем в послании к Евреям, и демонстрирует нам, что Израиль, возможно, иным путем, чем прежде, но займет свое место в цепи, присущей этим наследникам обетования; место, которое вследствие их согрешения было некоторое время отчасти свободно, дабы можно было на основе веры приобщить язычников к этому благословенному наследию. Мы читаем об этом в Рим. 11. Но цель обоих посланий состоит в полном отделении преданных от земного и в заключении их духовного общения с небесным; первое (обращенное к Римлянам) — относительно их личного представительства пред Богом чрез прощение и божественную справедливость, второе — в отношении средств, которыми Бог установил так, чтобы верующий в своем поведении на земле мог убеждаться в нерушимости и сохранности его настоящего общения с небесами. Я сказал «в сохранности», потому что это предмет послания {Я думаю, обнаружится, что в Евр. осуществление небесного священства не относится к случаю впадения в грех. Благодати и милосердию угодно спасать в тяжелый час. Тема его — доступ к Богу, когда есть Первосвященник на небесах; а мы никогда не лишены этого. Совесть всегда совершенна (гл. 9 и 10) в том, что касается вменения и явления пред Богом}; но следует добавить, что это общение устанавливается таким образом, путем божественных откровений, которые передают волю Божию и условия, согласно которым Ему угодно воссоединиться с народом Его. В 1 Иоан., где говорится об общении, которое нарушено вследствие греха, у нас есть Ходатай пред Отцом, если кто-либо из людей согрешит — это также основано на совершенной праведности и умилостивлений (за грехи) в Нем. Священство Христа примиряет совершенное положение пред Богом на небесах со слабым состоянием на земле и даже приверженным к падению, дает утешение и независимость на пути через пустыню. Нам следует также отметить, что, хотя в послании к Евреям общение и устанавливается на новых принципах, будучи основано на существовании небесного Ходатая, оно считается уже существующим. Бог общается с уже известным ему народом. Он обращается к лицам, имеющим общение с Ним, которые длительное время занимали положение народа, который Бог избрал из всего мира для Себя. Это уже небеззаконные грешники, как в послании к Римлянам, или преступники закона, между которыми нет разницы, потому что все в равной мере лишены славы Божией, все в равной мере дети гнева или, как в послании к Ефесянам, совершенно новые, доселе неизвестные творения. Они нуждались в чем-то лучшем. Но и те, к кому обращено это послание, также нуждались, потому что они имели общение с Богом, а условия их общения с ним ничего не совершенствовали. Принадлежавшее им по сути ничего не представляло, кроме знаков и образов, однако люди, я повторяю, имели общение с Богом. Многие из них могли отказаться от нового образа благословения и благодати и в результате погибли бы, но связь между народом и Богом считается существующей: только, поскольку Мессия явился, нельзя было получить место среди народа этого, не признав Мессию. Для понимания этого послания очень важно уяснить этот вопрос, а именно: что оно обращено к Евреям на основании общения которое все еще существовало {Он освящает народ кровию Своей. Они считают кровь завета, которой они были освящены, нечистью. В послании к Евреям не говорится о каком-либо внутреннем освещающем действии Духа, хотя имеются наставления в соблюдении святости}, хотя оно лишь сохраняло свою силу до тех пор, пока они признавали Мессию, который был его краеугольным камнем. Поэтому вступительные слова соединяют их настоящее состояние с предшествовавшими откровениями, а не разрывают все связи и не вводят нечто новое и еще не открытое. некоторые замечания по форме послания помогут нам лучше понять его. Оно не содержит имени его автора. Примечательна и трогательна причина этого обстоятельства. Согласно этому посланию Апостолом Израиля был Сам Господь. Апостолам, которых Он послал, было поручено лишь утверждать Его слово, передавая его другим, а Сам Бог подтвердил их свидетельство чудесными дарами. Это также позволяет нам понять, что, хотя в качестве Первосвященника Господь пребывает на небесах для совершения своего священства и для того, чтобы на новых принципах установить общение народа с Богом, однако, общение Бога с народом Его чрез Мессию началось еще тогда, когда Иисус был на земле, живя среди них. В результате их общению не было свойственно единение с Ним на небесах; это было общение с Богом на основе божественных откровений и служения Ходатая пред Богом. Кроме того, это послание является, скорее, трактатом или обращением, а не письмом, написанным по делу апостольского служения святым, с которыми пишущий был знаком лично. Автор занимает, скорее, место учителя, а не Апостола. Несомненно, он взывает с высот небесного призвания, хотя и по поводу действительного положения еврейского народа; тем не менее цепь его состояла в том, чтобы заставить верующих в конце концов понять, что они должны выйти из этого положения. Близилось время суда над народом и посему особое значение приобретает разрушение (стен) Иерусалима, поскольку оно явно уничтожило все внешние признаки общения Бога с еврейским народом. Не стало больше ни жертвенника, ни жертв, ни священника, ни святилищ. Следовательно, все связи прерваны судом и останутся прерванными, покуда не будет вновь заключен новый завет по благодати. Кроме того, обнаруживается, что в нем больше противопоставлений, нежели сравнений. Приводится сравнение с завесой, когда она закрывает вход во святилище, а теперь это новый, живой вход в нее; говорится о жертве и повторяется словно для того, чтобы показать, что грехи все еще есть, а затем — о том, что раз и навсегда не останется никаких воспоминаний о грехах, и так — о каждой важной подробности. Автор этого послания (я не сомневаюсь, что это Павел, но это неважно) использовал другие доводы, нежели довод о приближающемся суде, чтобы убедить евреев отвратиться от иудейского культа. Однако именно этому последнему шагу он и побуждает их, а суд был близок. До сих пор они соединяли христианство с иудаизмом; существовали тысячи христиан, которые весьма ревностно почитали закон. Но Бог вознамерился полностью покончить с этим воззрением — уже обреченным, по сути, тем, что евреи отвергли Христа и их противлением свидетельству Духа Святого. Наше послание призывает верующих полностью отойти от этого воззрения и смириться с упреком Господа, излагая пред ними новые принципы общения их с Богом в Первосвященнике, пребывающем на небесах. В то же время оно связывает все, о чем в нем говорится, со свидетельством Бога через пророков, чрез посредничество Христа Сына Божия, глаголавшего всю жизнь Его на земле, а теперь глаголющего с неба. Итак, четко выражено новое положение, но сохраняется и преемственность со старым; и описывается также новая преемственность через новый завет — с будущим — нить благодаря которой иной миропорядок, золотой век, соединяются со всей историей отношений бога с Этим народом, хотя в послании излагается и раскрывается позиция верующих (из народа), сформированная откровением небесного Христа, от которого зависит все их отношение к Богу. Они должны были выйти за стан, потому что Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Ибо здесь нет града постоянного: мы ищем град будущего. Пишущий представляет себя народу с оставшимся народом как один из них. Он учит в полном свете Духа Святого, но не их, к кому он был послан как Апостол, с апостольской властью, которую подобное предназначение даровало бы ему над ними. Следует понимать, что, упоминая это, мы говорим об отношении писавшего, а не о вдохновенности писания. Рассказывая о сострадательности Христа и мучениях Его для того, чтобы показать, что Он наделен состраданием к страждущим и осужденным, послание не касается поручения Его и позора креста, разве что в самом конце, когда — по утверждении славы Его — автор призывает евреев последовать за Ним, неся поругание Его. Слава Личности Мессии, Его сострадательность, Его слава небесная подчеркиваются в послании, чтобы укрепить колеблющуюся веру христиан и утвердить в их христианских воззрениях, чтобы они могли видеть последние в их истинном свете; и чтобы сами они, имея Царствие и утвердившись в небесном призвании, могли научаться нести крест и отделиться от религии по плоти, чтобы не возвращаться к умирающему иудаизму. Мы должны также искать в этом послании особенности общения с Богом, возникшего по откровении Мессии, когда Он взошел на небеса, а не учения о новом естестве; приближения к Богу в самых святых, невозможное в иудаизме, но не откровение Отца и не единение с Христом на небесах. Он говорит с людьми, которым были известны привилегии отцов Бог говорил с отцами чрез пророков и другими путями; и теперь, к концу тех дней, то есть, в конце дней особой милости для Израиля, когда закон, должно быть, имел большую силу, к концу их времен, в которое Бог имел общение с Израилем (поддерживая его с этим непокорным народом через пророков) — именно в конце этих дней Бог возговорил от лица Сына. И нет никакого разрыва, чтобы начинать совершенно новое учение. Бог, говоривший чрез пророков, продолжал говорить в Христе. И не только вдохновляя святых людей (как Он поступал прежде), чтобы они могли и возвестить приход Мессии. Он Сам заговорил как Сын — в Его Сыне. Мы сразу видим, что автор соединяет откровение замысла Божия, сделанное Иисусом {Мы увидим, что с самого начала показывая, что Предмет, о котором он говорит, воссел одесную Отца, он также рассказывает о пророчестве Господа на земле. И даже здесь возникает противопоставление Моисею и Ангелам, как более выдающийся. Все это написано с целью освобождения верующих евреев от воззрений иудаизма}, с прежними словами, обращенными к Израилю этими пророками. Мессия говорил — тот Сын, о котором уже свидетельствовало писание. Это дает повод открыть, согласно писанию, славу этого Мессии, славу Иисуса в связи с Его Личностью и занятым Им положением. И здесь мы должны всегда помнить. что он говорит именно о Мессии — о Том, Кто некогда говорил на земле. Он, поистине, возвещает Его божественную славу, но он возвещает славу Глаголющего, славу Сына, явившегося по обетованию, данному Израилю. Слава эта двоякая в связи с двояким саном Христа. Это божественная слава Личности Мессии, Сына Божия. Великая власть слова Его связана с этой славой. И кроме того, есть еще слава, которой исполнена Его человечность по предведению Божию — слава Сына человеческого; слава, связанная с Его страданиями во время Его пребывания на земле: которая сподобила его для исполнения священства, милостивого и разумного и снисходящего к нуждам и испытаниям народа Его. Эти две главы легли в основу всего учения этого послания. В главе 1 мы находим описания божественной славы Личности Мессии, в главе 2. 1-4 (которая продолжает эту тему) власти слова Его; а в стихах 5-18 — славной человечности Его. Как Человеку, Ему подчиняется вся тварь, однако, прежде, чем быть восславленным, Он прошел все страдания и все искушения, которым подвергаются все святые, чье естество Он принял. С этой славой и связано Его священство. Он может помочь искушаемым, потому что Он Сам был искушен. Вот почему Он Апостол и Первосвященник «призванного» народа. К этой двоякой славе присоединяются дополнительные слова: Он Глава над домом Божиим, как Сын, владеющий этой властью, как Создатель всего сущего, подобно Моисею, имевшего власть как служитель в доме Божием на земле. Итак, верующие, к которым обращался вдохновенный автор, были этим домом, если они, по крайней мере, твердо держались исповедания имени Его до конца. Ибо опасностью для обратившихся евреев была потеря веры, потому что они не увидели исполнения. Затем следуют поучения (гл. 3. 7 — 4. 13), принадлежащие гласу Господню, несущему слово Божие в гущу народа для того, чтобы они не ожесточили сердца свои. Начиная с гл. 4.14, рассматривается тема священства, затем происходит переход к цене жертвы Христа, но мимоходом начинается рассуждение о двух заветах, причем настойчиво утверждается изменение закона, являющегося необходимым следствием изменения священства. Затем речь идет о цене жертвы с очень распространенным противопоставлением былых времен, на крови которых был основан завет. Это наставление о священстве продолжается до конца стиха 18 главы 10. Получения, основанные на нем, приводят принцип твердости веры, который служит переходом к главе 11, в которой следует обзор целого сонма свидетелей, увенчивающийся примером Самого Христа, который, вопреки всем препятствиям, совершился в вере и который показал нам, где оканчивается этот страдальческий, но славный путь (гл. 12. 2). Начиная с гл. 12, 3 он более подробно описывает невзгоды, встречающиеся на пути веры, и самым серьезным образом предупреждает об опасности колеблющихся в вере, не скупясь, поощряя тех, кто упорен в ней; изображая общение, которое мы получаем чрез благодать; и, наконец, в главе 13 он наставляет преданных евреев в некоторых подробностях, и в частности, по поводу безоговорочного принятия христианского положения под крестом, подчеркивая то обстоятельство, что только христиане имели истинную веру в Бога, и что приверженцы иудаизма не имели права быть причастниками ее. Словом, он решительно призывал их отделиться от иудаизма, который был уже осужден, и завладеть небесным избранием, понеся крест по земле. Теперь это было небесное призвание, а путь был путем веры. Таков итог нашего послания. Теперь мы вернемся к подробному рассмотрению этих глав.