III. Опыт доверенного управления в церкви адвентистов седьмого дня

Большинство христиан согласится с формулировкой доктрины о доверенном управлении, изложенной в Основах вероучения Церкви адвентистов седьмого дня: «Мы — помощники Бога. Он доверил нам мудро распоряжаться временем и возможностями, способностями и имуществом, благословениями земли и ее дарами. Мы ответственны перед Богом за правильное использование всех этих даров. Наше признание Бога Владыкой всего мы выражаем в верном служении Ему и ближним, а также в добровольном возвращении десятины и пожертвований для возвещения Евангелия и для поддержания и роста Его Церкви. Бог оказал нам особую честь, дав нам право распорядиться всем вверенным, чтобы воспитать нас в любви и привести к победе над эгоизмом и алчностью. Мудро распоряжающийся доверенными ему дарами испытывает радость, когда в результате его верности другие люди получают благословения» (Церковное руководство АСД, 2005 г., с. 29).

В Церкви адвентистов седьмого дня, рожденной в религиозном пылу миссионерского движения и созданной под влиянием апокалиптического духа того времени (великое движение ожидающих Второе пришествие), развилось ярко выраженное осознание доверенного управления.

А. Материальные средства

Целая глава в Церковном руководстве Церкви адвентистов седьмого дня посвящена материальной поддержке благовестия. Там излагается адвентистское понимание идеи доверенного управления. Вот что сказано в разделе «Управление ресурсами»: «Христиане являются Божьими управителями, которым вверены Его блага, и в качестве Его соработников они обязаны ответственно распоряжаться этими благами в соответствии с Его наставлениями и принципами, изложенными в Священном Писании и в работах Духа пророчества. Совет Божий гласит: „От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2). Вопрос об управлении ресурсами, в его самой полной форме, затрагивает многие стороны христианской жизни и опыта, такие как наше время, наше влияние или наше служение. Однако совершенно ясно, что управление нашими материальными средствами является существенно важной его частью и касается всей семьи верующих. Оно включает в себя наше признание верховной власти Бога, Его владычества над всем сущим и влияния Его благодати на наши сердца. По мере нашего духовного возрастания и, следовательно, более глубокого понимания этих принципов нам будет во все большей полноте открываться, каким образом любовь Божья действует в нашей жизни» (Церковное Руководство АСД, 2005 г., с. 206).

1. Десятины

В 1859 году адвентисты приняли план под названием «Систематическая благотворительность», поощрявший регулярные пожертвования, соразмерные доходам и имуществу человека. В начале 1863 года журнал «Ревью энд Геральд» предложил десятую часть дохода как минимальный взнос. «От сынов Израилевых требовалось отдавать десятину или десятую часть всех их прибытков… Нельзя предполагать, что Господь требует меньше от Своего народа, когда времени остается так мало и должна быть выполнена великая работа за счет использования их средств для проповеди последней вести милости этому миру» (Ревью энд Геральд, 6 января 1863 г.). В 1876 году Генеральная конференция единодушно приняла резолюцию, в которой было сказано: «Мы считаем долгом всех наших братьев и сестер, участвующих в церковной жизни или живущих в изоляции, при обычных обстоятельствах посвящать десятую часть всего своего дохода от любой деятельности на дело Божье» (Ревью энд Геральд, 6 апреля 1876 г.).

Пионеры адвентистского движения считали, что отделение десятины основано на Писании. Елена Уайт написала много статей и посвятила целые главы в своих книгах вопросу материальной поддержки проповеди Евангелия. Приношение десятины и пожертвований было требованием порядка, установленным Евангелием. Мотивами приношения десятин и пожертвований было поддержание евангельского служения и распространение вести спасения. К 1878 году отделение десятины утвердилось в практике деноминации.

Во всем мире члены Церкви и их дети считают десятину одной десятой совокупного дохода. Ведущие свой бизнес призываются к тому, чтобы возвращать десятую часть своих доходов.

Десятина используется для поддержки евангельского служения и для осуществления миссии Церкви в мире. Это делается на основании ветхозаветной практики использования десятины для поддержки левитов (Чис. 18:21). Вот что говорится в «Рабочем курсе» Генеральной конференции: «Десятина является святыней и предназначена для поддержания служения и библейской работы, в том числе для обеспечения работы конференций/миссий/полей, которые призваны заботиться о местных церквах и несут ответственность за проповедь Евангелия на своей территории. Десятина не должна расходоваться ни на какие другие цели, ни на погашение долгов Церкви, ни на строительство» (V 05 05).

Местные церкви передают 100 процентов десятины, вносимой членами, в конференцию или миссию. Эти объединения церквей передают одну десятую часть (477) полученной десятины унионам или союзам. В свою очередь, унионы отсылают одну десятую часть полученной десятины в дивизион, одно из тринадцати подразделений Всемирной Церкви. Наконец, дивизионы отчисляют одну десятую часть своего дохода Генеральной конференции. Таким образом, члены церкви, независимо от своего места жительства, участвуют в миссии Церкви посредством десятины, которую они возвращают местной общине.

Церковь считает, что финансовый план служит «более высокой цели, нежели это может показаться, исходя из наших финансовых и статистических отчетов. Надлежащая организация этой стороны деятельности Церкви является делом чрезвычайно важным и выполняет гораздо большую роль, чем просто сбор и использование денежных фондов. Эта работа, совершаемая под руководством Бога, является одним из великих объединяющих факторов адвентистского движения» (Церковное руководство АСД, 2005, с. 208).

2. Пожертвования

Признавая, что израильтяне были призваны давать как минимум вторую десятину (Втор. 12:17, 18; 14:22–27) и, возможно, также третью (Втор. 14:28, 29), первые адвентистские руководители призывали верующих вносить добровольные пожертвования на другие церковные проекты, помимо и сверх десяти процентов от своего дохода. Например, в 1876 году было предложено дополнительное пожертвование «одной трети» (от нормы, предусмотренной планом «Систематическая благотворительность») для поддержания Литературно–миссионерского общества.

Впоследствии стали вводиться другие пожертвования, самыми заметными из которых являются еженедельные дары Субботней школы. В 1878 году возле дверей церквей были поставлены ящики для пожертвований и сбора средств на содержание Субботней школы. Субботние школы начали собирать пожертвования для миссий в 1885 году, давая членам возможность поддержать Всемирную Церковь. Часть особых пожертвований, собираемых в последнюю субботу квартала, идет на финансирование специального проекта, о котором говорится на протяжении всего квартала.

Самые разные пожертвования собираются в местных церквах либо регулярно, либо эпизодически. Их использование тщательно контролируется соответствующими отделами местной церкви, конференции, униона и Генеральной конференции.

Серьезные, преданные Богу христиане заботятся о том, чтобы средства, доверенные им Творцом, использовались для служения Ему. Благодаря Службам завещаний члены Церкви могут передавать свое имение в руки попечителей, чтобы сокровище, которым они мудро распоряжались при жизни, дальше приносило славу Богу и служило нуждам людским и после их кончины. Подобное доверенное управление приносит удовлетворение последователю Христа.

3. Отдел управления ресурсами

В 1966 году Генеральная конференция адвентистов седьмого дня создала отдел, который через год получил название Отдел управления ресурсами. Он был призван помогать конференциям и дивизионам развивать у членов Церкви желание быть хорошими доверенными управителями. Этому отделу была поручена подготовка литературы, учебных программ и семинаров для пасторов и церквей. Помимо практического, связанного с жизнью обучения, отдел должен был изучать богословские вопросы, касающиеся доверенного управителя. Первым директором нового отдела был избран Вальтер М. Старкс.

В 1971 году были предприняты попытки, чтобы руководители отдела управления ресурсами в местных церквах учили членов, как правильно распоряжаться сокровищами, талантами, временем и своими телами. В 1980 году отдел управления ресурсами был передан в ведение Пасторской ассоциации. Отдел церковного служения, образованный в 1985 году, стал развивать служение доверенного управления через публикацию разных материалов и проведение семинаров. В 1995 году некоторые из этих функций были разделены, и появился Отдел управления ресурсами.

Хотя возвращение десятин и пожертвований является существенной частью учения о доверенном управлении в Церкви адвентистов седьмого дня, тем не менее оно включает в себя гораздо больше. Идеи доверенного управления затрагивают всю жизнь и дают ответ на многие возникающие в наше время насущные вопросы. Это вопросы, в решение которых должны быть вовлечены члены церкви: экологические и социальные проблемы, искоренение бедности и все непростые вопросы, связанные с зарождением и окончанием человеческой жизни и, конечно же, с использованием ограниченных ресурсов земли. Это еще не весь список, но библейское учение о доверенном управлении позволяет христианам решать эти противоречивые вопросы таким образом, чтобы это было угодно Господу нашему Иисусу Христу. Перед христианами все время стоит непростая задача: как применять эти великие принципы в современном сложном мире.

Б. Земля

Человеческие существа зависимы от природы, но в настоящее время планета стенает от варварского обращения со стороны человека. Из–за своей алчности и расточительности, которые зачастую прикрываются передовыми технологиями, люди смертельно ранили планету Земля. Она наполнена токсичными отходами, угрожающими жизни. Природные ресурсы быстро истощаются. В некоторых случаях безжалостно истребляется плодородная почва. Богатства морей также расхищаются.

В таком мире христиане адвентисты седьмого дня призваны жить простой жизнью, без алчности или расточительства. Признавая ограниченность ресурсов земли, они должны защищать и охранять окружающую среду. Церковь считает, что вегетарианство может безболезненно увеличить доступность продовольствия. Учебные заведения и церкви осуществляют разнообразные и зачастую творческие экологические программы. Соблюдение седьмого дня субботы (Исх. 20:8–11) дает возможность адвентистам вместе с Творцом отмечать Сотворение земли. Люди, семьи и церковные группы часто проводят (478) субботнее послеполуденное время на лоне природы, что усиливает у них понимание ее красот и чудес, а также потребность оберегать Божье творение.

В 1992 году на Годичном совещании голосованием был принят документ под названием «Забота о Божьем творении», в котором излагается взгляд адвентистов седьмого дня на управление землей. Мы частично процитируем этот документ:

«Мир, в котором мы живем, — это дар любви Бога–Творца, „сотворившего небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7; ср. Откр. 11:17, 18). В этом мире Он поселил людей, чтобы они могли общаться с Богом, с другими людьми и природой. Вот почему как адвентисты седьмого дня мы считаем, что забота о природе и ее сохранение тесно связаны с нашим служением Ему…

Поскольку мы считаем людей частью Божьего творения, наша забота об окружающей среде распространяется на личное здоровье и образ жизни. Мы защищаем здоровый образ жизни и отвергаем употребление таких веществ, как табак, алкоголь и другие наркотики, вредящие телу и поглощающие ресурсы земли; мы пропагандируем простое вегетарианское питание…

Мы принимаем вызов трудиться над восстановлением всеобъемлющего замысла Божьего. Движимые верой в Бога, мы обязуемся говорить об исцелении на личностном и экологическом уровне, благодаря целостной жизни, посвященной Богу и человечеству.

Беря на себя это обязательство, мы подтверждаем, что являемся управляющими Божьего творения, и веруем, что всеобъемлющее восстановление будет полным, только когда Бог все обновит» (Ревью энд Геральд, 31 декабря 1992 г.).

Эти высказывания свидетельствуют о том, что адвентисты седьмого дня все больше осознают, что христианское домостроительство влияет на их взаимодействие с Божьим миром.

Мир и все сотворенное сами по себе неплохи: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Творец все создал на радость людям. Христиане призваны ценить «красоты земли», заботиться о земле, но не поклоняться ей. В Писании Бог всегда выше творения и отделен от него.

В. Божья благодать

В Откр. 14:6–12 содержится благая весть, «вечное Евангелие» (стих 6), которое должно возвещаться во всем мире. В центре внимания находится Бог, Чье обетование и Слово стоят выше нынешнего мрака и указывают на славный исход, описанный в заключительных главах Книги Откровение. Благая весть заключается в том, что Бог любит нашу планету и решительно намерен спасти и обновить ее, так чтобы исполнилось Его первоначальное намерение в творении. Возвещение этой жизненно важной вести во всей ее полноте есть неотъемлемая часть христианского доверенного управления, которому так преданы адвентисты.

Принимая во внимание этот аспект доверенного управления, адвентисты посвящают себя служению возвещения Евангелия каждому человеку. Считая себя распорядителями Божьей благодати, адвентисты содержат медицинские и общеобразовательные заведения, а также благотворительные общества. Они проповедуют, учат и поддерживают тех, кто совершает служение (см. Образ жизни II.А).

Г. Жизнь и здоровье

Вопреки греческому дуализму, воспринимавшему человека как душу и тело и считавшему, что душа томится в телесной темнице и жаждет освобождения, Писание не учит такой раздвоенности, но говорит о целостности. Тело не только не презренно вследствие своей земной природы, но и чрезвычайно важно. Чтобы сохранять ум и дух в оптимальном состоянии, человек может заботиться о теле, которое является храмом Святого Духа (1 Кор. 6:19). По этой причине «изменение взглядов на здоровье и учение о здоровом образе жизни и воздержании — это неотъемлемые составляющие адвентистской вести» (Церковное руководство АСД, 2005 г., с. 222).

В соответствии с библейским повелением Церковь адвентистов седьмого дня прививает здоровый образ жизни своим членам и другим людям, для которых она совершает служение. Развитая система медицинских учреждений стремится облегчать страдание во всех уголках мира и способствовать благополучию. Вот что говорится в «Церковном руководстве»: «Мы целиком принадлежим Богу — нашим телом, душой и духом. А поэтому наш христианский долг — исполнение законов здоровья как для нашего личного благополучия, так и для более успешного служения Богу и своим ближним» (там же, 2005 г., с. 223; см. Здоровье и исцеление; Образ жизни II.Б).

В современном технологическом обществе попечение о теле подразумевает принятие решений, касающихся жизни и смерти, особенно тех, которые связаны с прерыванием жизни через аборты или эвтаназию. Согласно библейскому учению, адвентисты подчеркивают ценность и святость человеческой жизни. Эти вопросы затрагиваются в двух документах, принятых Генеральной конференцией в 1992 году.

«Указания по поводу абортов» основаны на глубоких библейских принципах, гласящих, что жизнь — это ценный дар Бога и в то же время наш отклик на Божью волю; вместе с тем принятие решений, касающихся жизни, является нашим правом и долгом. «Внутриутробная человеческая жизнь есть величественный дар Бога… Таким образом, нельзя бездумно уничтожать внутриутробную жизнь. Аборт может быть оправдан только самыми серьезными причинами». Кроме того, «Церковь не может быть совестью людей; однако она призвана обеспечивать нравственное руководство». Решения в отношении абортов должны приниматься лицами, которых это непосредственно касается, на основании «точной информации, библейских принципов и руководства Святого Духа. Более того, эти решения лучше всего принимать в контексте здоровых семейных отношений». Наконец, «следует побуждать членов Церкви постоянно размышлять в свете библейского учения о своей нравственной ответственности относительно абортов» (Ревью энд Геральд, 31 декабря 1992 г.; см. Брак и семья П.Е.1).

Основанный на тех же библейских принципах, документ под названием «Забота об умирающих» призывает (479) к практической и ответственной христианской любви. «Обратившись за Божественным руководством и приняв во внимание интересы тех, кого может затронуть данное решение (Рим. 14:7), а также советы врачей, человек, способный принимать решения, должен определить, принимать или не принимать медицинские препараты, поддерживающие жизнь». Когда человек не способен принять такое решение, его (ее) ближайшие родственники должны ответственно принять это решение за него (нее). Сострадательная любовь должна наполнять собой атмосферу, которой окружен умирающий (см. Брак и семья II.E.2).

«Хотя христианская любовь может побудить прекратить медицинское вмешательство или воздержаться от него, поскольку оно лишь усиливает страдание или продлевает процесс умирания, адвентисты седьмого дня не практикуют „убийство из милости» и не помогают в самоубийстве (Быт. 9:5,6; Исх. 20:13; 23:7). Они противники активной эвтаназии, то есть преднамеренного лишения жизни страдающего или умирающего человека» (Ревью энд Геральд, 31 декабря 1992 г.).

Д. Время

Время — это драгоценный дар Бога. Из него соткана жизнь. То, как оно используется, многое говорит о домостроительстве человека и о его (ее) взаимоотношениях с Творцом. Библейские писатели говорят о быстротечности времени и о необходимости использовать его наилучшим образом. Время необходимо использовать для личного развития и выражения любви к ближнему. «Научи нас так счислять дни наши, — говорит псалмопевец, — чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89:12). А мудрый Екклесиаст наставляет: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). Павел призывает дорожить временем, ибо «дни лукавы» (Еф. 5:16), и отмечает, что «наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13:11). Иисус советует Своим последователям трудиться, пока еще день (время возможностей), ибо «приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4).

Е. Дети: величайшее достояние

Материальные блага дают христианину–домоправителю средства, чтобы совершать конкретное служение. Но сокровище это не ограничивается материальным имуществом. Дети, «наследие от Господа» (Пс. 126:3), — один из Его самых ценных даров. Они находятся в руках родителей, которые становятся ответственными за подготовку их к служению в этой жизни и в грядущем мире, когда Бог потребует отчета: «Где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое?» (Иер. 13:20). Как родители люди участвуют в Божьем творении. Их потомству также обещано бессмертие, и детей нужно уверенно и с любовью воспитывать, чтобы они также смогли принять на себя всю полноту ответственности как Божьи домостроители.

Вот почему такое большое значение имеет христианское образование и воспитание. Великая заповедь (Мф. 22:37) требует развития всех способностей и преднамеренной передачи ценностей и культуры. Церковь — это община, объединяющая несколько поколений. Отличный пример передачи веры от поколения к поколению — это Евника и Лоида, мать и бабушка Тимофея: «Приводя на память нелицемерную веру твою, — пишет Павел Тимофею, — которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тим. 1:5; ср. Втор. 6:7).

Воспитание детей для Господа — это долг родителей как верных домостроителей Божьих и всего сообщества верующих людей (Ис. 54:13). Адвентисты седьмого дня серьезно относятся к этой обязанности доверенного управления. Они разработали систему образования, от детского сада до университета, вторую по величине среди протестантских вероисповеданий. Кроме того, субботняя школа, клубы следопытов и разные виды деятельности для детей и молодежи призваны защищать и развивать это достояние (см. Брак и семья I.Б.4).

В одном официальном издании так изложена цель адвентистского образования: «Церковь доверяет всех детей и молодых людей системе образования для духовного воспитания и превосходного образования… Программа образования основана на вере в то, что каждый учащийся уникален и имеет высочайшую ценность, не поддающуюся оценке, и что важно развивать личность целиком… Весь процесс адвентистского образования призван обновить веру в Христа, восстановить в человеке образ его Создателя, воспитать в нем разумную преданность Божьему делу на земле и развивать у него практическую подготовку для разумного служения ближним» (Рабочий курс АСД, 1993–94 гг., F 0505, F 0510).

Ж. Таланты и способности

Писание указывает, что Бог наделяет людей дарами и способностями (1 Кор. 12:4–11), которые, как Он надеется, будут использоваться для служения другим. Это было также справедливо и во времена Ветхого Завета (Исх. 31:2–6). Бог наделяет людей «мудростью, разумением, ведением и всяким искусством… для всякого дела» (стихи 3–5).

Павел пространно говорит о духовных дарах (харисмата), которые даются даром. Это умения и навыки, которые отдаются в распоряжение Бога, чтобы использоваться по воле Духа. Так называемые природные дары и умения становятся харисмата, только когда используются для обогащения и созидания братства. Церковь описывается как община одаренных людей, исполненных дарами Духа, которые служат миру. Следовательно, доверенное управление влечет за собой служение, миссию и удовлетворение человеческих нужд во имя Христа посредством использования этих даров (1 Петр. 4:10, 11; Рим. 12:6–8).

Христианам также следует наилучшим образом использовать свои дары общения. Необходимо развивать талант речи и использовать его для того, чтобы делиться благой вестью со всеми, кто оказывается в сфере их влияния. Дар речи имеет огромный потенциал к добру или злу. Как и все другие дары, он должен использоваться во славу Бога и для благословения ближних. (480)

З. Отношение к светским властям

Домостроительство также предполагает уважение к законно избранной власти и ее поддержку. Отдел общественных связей и религиозной свободы Церкви адвентистов седьмого дня осуществляет руководство и дает советы членам Церкви о том, как быть добрыми гражданами:

«Гражданское правительство, вследствие предназначенной ему Богом роли, достойно уважения и добровольного подчинения граждан в делах мирских, если предъявляемые гражданские требования не противоречат Божьим законам. Иными словами, человек должен „отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), активно участвовать в делах, влияющих на благосостояние общества, проявлять заботу о ближних и быть примерным гражданином» (Рабочий курс АСД, 2007 г., FL 0105Е).

Новый Завет учит, что христиане должны «повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3:1; ср. 1 Петр. 2:17; Рим. 13:1). Как священники христиане должны молиться «за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2:2). Слова Иисуса «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) выражают конкретную обязанность и долг. Это послушание великой второй заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (стих 39). Все, что нужно для того, чтобы быть добрыми гражданами, вполне может быть отнесено к категории христианского домостроительства. И снова верность в этих вопросах расценивается Небом как необходимая предпосылка для того, чтобы доверить человеку более серьезную ответственность. В притче господин говорит: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:23; см. Образ жизни П. В.4).