II. Применение библейского учения в повседневной жизни

А. Идеальный брак

Брак был задуман Богом для того, чтобы удовлетворить потребности людей, которых Он сотворил. Творец сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18) и избавил Адама от одиночества, сотворив Еву (ст. 21–23). Брак должен приносить счастье и благополучие не только мужчине и женщине, которые решают стать супругами, но также семье и обществу. Елена Уайт писала о том, что семейные узы «должны были стать благословением для человечества. И они являются благословением там, где люди вступают в брачный союз разумно, в страхе Божьем и осознавая должным образом свою ответственность» (Служение исцеления, с. 356, 357).

Когда муж и жена относятся друг к другу с почтением, уважением и любовью, осуществляется Божественный идеал в отношении брака. При подобных отношениях удовлетворяются потребности мужа и жены, оба подчиняются друг другу, и никто ни над кем не господствует. Следуя библейским принципам в отношении брака (см. I.Б), исполняя библейские роли в браке (см. I.B) и поддерживая требуемые Библией отношения (I. Г.), христианские пары могут сделать свои дома «частичкой неба на земле» (Христианский дом, с. 15). В такой атмосфере не может быть места словесному, психологическому или физическому насилию или жестокому обращению.

В современном обществе межкультурные и межрасовые браки порой кажутся более приемлемыми, чем раньше. Но подобные браки обычно наталкиваются на серьезные трудности, поскольку людям разного происхождения, воспитания и круга трудно создать тесный союз; зачастую им приходится иметь дело с отрицательной реакцией родственников и друзей. Перед такими парами стоит нелегкая задача. Однако, если они вступают в брак после надлежащей подготовки и принятия продуманного решения, успех подобных союзов демонстрирует истинность библейского изречения: «Крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн. П. 8:6, 7).

Основываясь на библейском предписании: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14), христиане должны заключать брак со своими единоверцами. Религиозные разногласия обычно портят семейную атмосферу и приводят к трениям как между родителями, так и между ними и другими членами семьи. Вот что написала Елена Уайт человеку, собиравшемуся вступить в брак с неверующим: «Если ты не хочешь иметь семью, в которой всегда царит мрак и уныние, не объединяй свою жизнь с человеком, являющимся врагом Бога» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 363). (528)

Б. Отклонения от нормы

Поскольку брак — это благословенные Богом отношения завета, он свято оберегает интимную близость мужа и жены. Таким образом, сексуальные связи вне брака чужды Божьему замыслу.

Хотя общество снисходительно относится и даже приветствует добрачные половые отношения и жизнь вне брачных уз, Библия считает, что сексуальные отношения должны иметь место только в рамках брака. Вопреки общепринятой точке зрения, добрачный секс не приводит к созданию более стабильных семей. Исследование браков, заключенных с 1965 по 1985 годы, показало, что процент разводов среди тех, кто жил половой жизнью до брака, составляет 35%, тогда как среди людей, не вступавших до брака в сексуальные отношения, этот показатель существенно ниже — всего 23% (10, с. 847).

Прелюбодеяние обычно определяется как сексуальные отношения супруга с кем–то другим, помимо своей половины. Это явно запрещено седьмой заповедью: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). Однако понятие «прелюбодеяния» (Исх. 20:14) включает в себя нечто большее, чем просто сексуальную связь. Согласно Нагорной проповеди Христа, прелюбодеяние совершается уже тогда, когда некто «смотрит на женщину с вожделением» (Мф. 5:28). Таким образом, нарушение супружеского завета происходит задолго до фактического прелюбодеяния, когда похотливые мысли овладевают разумом или человек позволяет себе неподобающие вольности с представителем противоположного пола.

Во многих обществах полигамия — когда мужчина имеет несколько жен — считается нормальной и законной формой брака. Для христиан, живущих в большинстве западных стран, полигамия представляется греховной и незаконной. На протяжении десятилетий христианские церкви спорят о том, что делать с полигамными семьями, обращающимися в христианство. Нужно ли реформировать такие семьи? Позволительно ли принимать в члены церкви многоженцев? Этот вопрос разрешен сегодня лишь частично. Некоторые наблюдатели указывают на то, что полигамия существовала и во времена Ветхого Завета, и, следовательно, ее и сегодня следует считать нормой. Однако совершенно понятно, что полигамия не была волей Божьей, а тот, кто вступал в такой брак, страдал от горьких последствий. Принципы христианства и полигамия — это взаимоисключающие вещи.

Гомосексуальные союзы, хотя они и допускаются законодательством некоторых стран, не могут считаться библейским браком. В начале Бог сотворил «мужчину и женщину» (Быт. 1:27). Библейский образец брака дан в Быт. 2:24: один мужчина и одна женщина становятся одной плотью. Гомосексуализм осуждается как в Ветхом, так и в Новом Заветах (Лев. 18:22; Рим. 1:26, 27; 1 Кор. 6:9). Можно допустить, что вследствие проклятия греха некоторые мужчины и женщины могут иметь врожденную склонность к гомосексуализму подобно тому, как некоторые рождаются с генетической предрасположенностью к алкоголизму. Но так же, как сила Бога помогает алкоголику победить это порочное влечение, Его любовь и сила позволят человеку с гомосексуальной предрасположенностью жить нравственно чистой жизнью. Община верующих людей должна относиться к обеим группам с любовью и состраданием (см. Образ жизни II.В.З).

В. Развод и повторный брак

По словам Иисуса, Моисей позволил разводиться по жестокосердию народа; своевольный развод не входил в Божьи планы. Однако развод допускался по причине порнейя (Мф. 5:32; 19:8, 9).

Обсуждение истинного смысла термина порнейя заняло бы не один том. Главное значение этого слова — «сексуальная безнравственность» или незаконные половые отношения, такие как прелюбодеяние, гомосексуализм или скотоложство. В пересмотренном нормативном переводе (RSV) это слово правильно переводится как «непристойность»; таким образом, авторы перевода указывают на двусмысленность этого термина. Истолкование еще больше затрудняется обсуждением причин развода во Втор. 24:1 — «что–нибудь противное». Во времена Христа две иудейские школы истолковывали эту фразу совершенно по–разному. Шаммай утверждал, что речь тут идет только о супружеской неверности; Гиллель учил, что данный термин указывает на все, чем жена может досаждать мужу (Мишна, Гитин, 9:10).

Единственная причина развода, допускаемая Библией, — это прелюбодеяние, которое традиционно понимается как сексуальное соединение одного из супругов с кем–либо другим, помимо своей половины. В последнее время, учитывая двусмысленность термина порнейя и тот факт, что Христос заклеймил похотливые помыслы как «прелюбодеяние», такое поведение, как гомосексуализм, сексуальные извращения и заигрывание с другим представителем противоположного пола, даже если дело не доходит до совокупления, рассматривается как библейское основание для развода (Ревью энд Геральд, 17 февраля 1977 г.).

Однако не вызывает сомнений и то, что Христос ненавидит развод (Мал. 2:16); Его первоначальный замысел не предусматривал развода (Мф. 19:8), и развод по причине порнейя допускается, но не предписывается. Павел вторит словам Иисуса, запретившего развод: «Жене не разводиться с мужем» (1 Кор. 7:10). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

Повторный брак после позволенного Библией развода приемлем. В противном случае повторный брак расценивается как «растянутая во времени полигамия» и грех перед Богом.

Г. Семейные злоупотребления

Жизнь в наше время полна стрессов. Материальные затруднения, урбанизация, распад семьи, утрата корней, проблемы со здоровьем — все это ведет к нервному перенапряжению, которое приводит к жестокому обращению с детьми, женщинами и стариками.

Издевательства над детьми могут быть физическими, психологическими или сексуальными. Количество (529) избитых детей и младенцев, доставляемых в больницы Соединенных Штатов, резко выросло за последнее десятилетие. В некоторых случаях беспомощные малыши немилосердно наказываются родителями или опекунами при малейшем капризе. Многие дети растут в домах, где их лишают нормального питания, гигиены и опеки. Некоторые вроде бы получают все необходимые материальные блага, но с ними обращаются так, что их психика травмируется на всю последующую жизнь. С 1986 года сексуальные надругательства над детьми, начиная с сексуальных ласк и заканчивая половым актом, совершаемые родителями или другими членами семьи, достигли исторического максимума — 32,8 случаев на 1000 детей (i, с. 337). В 1993 году от 19 до 38 процентов взрослых женщин сообщали о том, что в детстве стали жертвами сексуального растления (7, с. 733). Кровосмешение, осужденное в Писании (Лев. 18:6–14; Втор. 27:20–23) и считающееся недопустимым в большинстве стран, — это нравственная язва, разъедающая все более беззаконное и неразборчивое в половых связях общество.

Женщины могут подвергаться сексуальному домогательству как дома, так и в общественных местах. По оценкам экспертов риск того, что девочки подвергнутся сексуальному домогательству со стороны взрослых, выше, чем один из трех, а 40–50 процентов женщин испытали на себе сексуальное домогательство в том или ином виде (27, с. 18). Под давлением традиций и экономических факторов некоторые общества отдают предпочтение детям мужского пола. Женщины либо избавляются от зародышей женского пола, либо обрекают новорожденных девочек на смерть. В некоторых странах девочки имеют меньший доступ к образованию, чем мальчики. В большинстве обществ женщины получают меньше денег за одну и ту же работу, и почти всюду они страдают от побоев и брани, унижения и издевательств, насилия и жестокости.

Старики, вместо того чтобы пользоваться заслуженным уважением в обществе и у своих детей, часто страдают от плохого обращения. Резкий рост средней продолжительности жизни явно не соответствует способности семей с любовью заботиться о своих стариках. Брошенные в домах престарелых или сидя взаперти в домах своих детей, престарелые родители часто становятся никому ненужными и страдают от отсутствия ухода, потому что у детей нет на это ни времени, ни сил, ни желания. В экономически развитых странах положение еще хуже, чем в развивающемся мире, где к старикам относятся с большим уважением и где за ними осуществляется уход в больших семьях.

Д. Тип семьи и ее планирование

Семьи различаются по размеру и организации. Их объединяет то, что они должны предоставить тепло, безопасность и крышу над головой своим обитателям. Сегодня, когда семейные ценности находятся под угрозой, библейское мировоззрение провозглашает ценность прочной семьи.

В развитых странах нуклеарная семья (родители и дети) в значительной степени вытеснила расширенную семью, включающую других родственников, таких как дедушки и бабушки, тети и дяди, живущих под одной крышей или неподалеку. Хотя оба семейных типа законны, нуклеарная семья, отделенная от расширенной семьи, теряет многочисленные преимущества семейной солидарности, которые ясно просматриваются в расширенных семьях. Хотя бешеный темп и требования современной жизни затрудняют жизнь в расширенной семье или делают ее невозможной, необходимо призывать нуклеарную семью к поддержанию тесных отношений с расширенной семьей, особенно с дедушками и бабушками. Старшее поколение способно многое дать детям; вместе с тем в свои преклонные годы они сильно нуждаются в поддержке и помощи младших поколений.

Семьи с одним родителем, возникающие во многом из–за растущего числа разводов и матерей–одиночек, составляют значительный процент современных семей. Во главе подавляющего большинства этих семей стоят женщины, и многие из них бедны. Воспитание детей в таких семьях часто оказывается неполноценным. Отсутствие одного из родителей, чаще отца, лишает детей надлежащих образцов поведения. Особенно это касается детей одного пола с отсутствующим родителем. Дети в семьях с одним родителям проводят много времени без любвеобильной родительской опеки, поскольку единственный родитель вынужден много работать, чтобы удовлетворять все нужды и потребности. У этих детей может развиться горечь и цинизм, потому что они чувствуют себя лишенными нормальной семьи и домашнего уюта. Часто они становятся кандидатами на исключение из школы, и из них вырастают малолетние преступники. Таким семьям общество и Церковь должны оказывать помощь и поддержку. Если говорить конкретнее, то взрослым членам полных семей нужно стараться облегчать бремя семей с одним родителем, жертвуя для этого своим временем.

Поскольку так много браков заканчивается разводом (в США каждый второй) и большинство разведенных вступают в повторный брак, большое количество приемных детей и родителей — еще одна реальность нашего времени. Необходимо преодолеть душевные травмы, связанные с распадом прежней семьи. В то же время отношения с прежней семьей зачастую продолжаются или, по крайней мере, ее влияние продолжает ощущаться. Приходится строить отношения с новыми членами семьи, и количество семейных взаимодействий резко возрастает. Так, в семье из двух родителей, двух детей, двух дедушек и двух бабушек и обычного количества членов расширенной семьи возникают в среднем «28 пар с 247 возможными взаимодействиями». Если один из родителей вступает в повторный брак, количество таких «взаимодействий возрастает до 131 054», а если оба вступают в повторный брак, «возможное число взаимодействий увеличивается до умопомрачительной цифры в 8 388 584!» (4, с. 10). Эти трудности лишний раз подчеркивают необходимость следовать библейскому наставлению относительно развода. Нужно также воздать должное тем приемным семьям, которым удается успешно наладить хорошие отношения между всеми членами. (530)

С каким бы типом семьи мы ни имели дело, библейские наставления относительно ролей и отношений в семье остаются в силе (см. I.Г, Д). Вместе родители и дети могут с Божьей помощью построить крепость любви, которая защищает всех ее членов, излучая тепло и свет на всех окружающих (см. Образ жизни I.В.5.а).

1. Воспроизводство и умножение

Как уже отмечалось, дети — «наследие от Господа» (Пс. 126:3). Их присутствие дополняет семейный круг, принося радость родителям. Учитывая обстоятельства современной жизни, многие пары считают, что должны ограничить количество детей, которым они дарят жизнь. В то же время другие пары предпринимают активные меры для усыновления детей, особенно когда они не способны иметь детей по каким–либо причинам.

а. Противозачаточные средства. Хотя практика применения контрацептивов не нова, имеющиеся сегодня технологии позволяют ограничивать количество рождаемых детей и увеличить время между их рождением. Применять противозачаточные средства или нет — это дело каждой конкретной пары. Только родители знают свои финансовые и физические возможности — ведь им придется взять на себя ответственность за воспитание и образование родившихся детей. Семьи, которые разрастаются до таких размеров, что родители не в состоянии содержать их, обрекают детей на ущербное развитие. Матери, рожающие слишком много детей, страдают физически и психологически; их дети также страдают. Таким образом, хотя христиане уважают библейское повеление сохранять жизнь, большинство из них также считают, что неспособность предотвратить начало жизни может плохо отразиться на благополучии всех членов семьи, что противоречит Божьему замыслу даровать нам здоровье и процветание.

На протяжении своего служения Елена Уайт писала о том, что родителям нужно думать о благополучии детей, прежде чем производить их на свет (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 380; Ревью энд Геральд, 24 июня 1890 г.). Родители, писала она, «не имеют права производить на свет детей, если они будут бременем для окружающих. Могут ли супруги содержать семью? Если нет, то они совершают преступление, производя на свет детей, изначально обреченных на страдания из–за отсутствия должного попечения, питания и одежды» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 380). Одной паре она конкретно написала, что если она не сможет воспитывать своих детей с колыбели, то умножение семьи будет грехом (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 323, 324). Кроме того, некоторым парам следует оставаться бездетными, чтобы успешно совершать миссионерское служение (Ревью энд Геральд, 8 декабря 1885 г.).

б. Современные технологии и усыновление. Пары, неспособные к естественному деторождению, возможно, захотят прибегнуть к помощи современных технологий или усыновить детей. Многие из этих методов сомнительны с этической точки зрения, и решения об их применении должны приниматься под водительством Святого Духа. Все они требуют трезвых размышлений о принципе жизни и роли христианского управления.

Искусственное оплодотворение отцом или оплодотворение в пробирке с использованием спермы и яйцеклетки супружеской пары позволяет иметь ребенка, принадлежащего обоим родителям. В этом смысле нравственных проблем не существует. Однако родителям нужно подумать о мудром управлении финансами, поскольку подобные процедуры, как правило, дорогостоящи. Им также следует подумать, не противоречит ли их желание преодолеть таким образом проблему бесплодия Божьей воле относительно их личной жизни.

Искусственное оплодотворение донорской спермой связано с целым рядом проблем. Как бы тщательно ни подбирались доноры медицинским учреждением, отец может передать ребенку нежелательные черты характера. Если ребенок узнает, что его отцом стал неизвестный донор, он может всю оставшуюся жизнь беспокоиться об отсутствующем родителе. С другой стороны, если бы был известен отец, то либо ребенок, либо отец могут пожелать разорвать узы, связывающие ребенка с семьей, в которой он вырос. Похожие проблемы могут возникнуть в случае использования донорской яйцеклетки и спермы отца.

Усыновление — это старое как мир средство расширения семьи. Авраам подумывал об усыновлении Елиезера, чтобы сделать его своим наследником (Быт. 15:2, 3). Дочь фараона усыновила Моисея (Исх. 2:10). Мардохей воспитывал Есфирь как своего ребенка (Есф. 2:7), а Иосиф взял на себя ответственность за младенца Иисуса (Лк. 2:41–52).

Большинство усыновлений происходит по двум причинам. Бесплодные пары, жаждущие иметь детей, решаются на усыновление. Пары или семьи, которые видят нуждающегося ребенка, могут принять решение открыть двери своего дома для этого малыша. Какими бы ни были мотивы, родители, усыновляющие ребенка, обязуются посвятить ему всю жизнь.

Нельзя отрицать того, что усыновление может поставить перед родителями трудноразрешимые дилеммы. Усыновленные дети могут иметь плохую наследственность или страдать от последствий плохого воспитания в раннем возрасте, тогда как приемным родителям бывает трудно с этим смириться или понять. Межрасовые или межкультурные усыновления могут также потребовать большой мудрости и исключительной любви.

Когда усыновление совершается из альтруистских побуждений, это красивый христианский жест. У брошенного ребенка появляется дом, где его любят, где удовлетворяются его врожденные физические и психологические потребности. Оно также позволяет паре испытать родительские чувства и приобрести опыт воспитания.

Одной из прекрасных особенностей христианских семей с приемными детьми является то, что они отражают ту любовь и заботу, которыми Бог окружает Своих детей. По этому поводу Павел сказал, что христиане усыновлены Богом и стали Его приемными детьми (Рим. 8:15, 16; 9:4). (531)

2. Завещания и доверительное управление

Христиане призваны уповать на Бога. Они также должны позаботиться о будущем, подготовившись в благоприятное время к возможному кризису в последующие дни (Притч. 6:6–11). Один из мудрых шагов в этом смысле — составление завещания и доверительное управление, чтобы надлежащим образом позаботиться о детях, которые могут осиротеть, и разделить между ними имущество. Следует обращать внимание людей на то, что при разделе имущества им не следует забывать о церкви.

Среди распространенных в настоящее время юридических документов можно упомянуть брачный контракт и завещание о жизни. В первом документе оговариваются принципы раздела имущества в случае расторжения брака. Это соглашение часто помогает защитить интересы детей, родившихся от предыдущих браков. Будучи абсолютно законным документом, брачный контракт, тем не менее, вызывает ряд вопросов. Не может ли заранее планируемое расторжение брака плохо отразиться на принципах семейного единства и прощения, столь фундаментальных для успешного брака? Не подрывает ли подобный пункт, избавляющий от ответственности, «вечность» супружеского завета?

Завещание о жизни предусматривает характер и объем лечения в случае смертельного заболевания, включая меры, которые должен предпринимать медицинский персонал для продления или поддержания жизни, а в случае смерти — использование органов для пересадки или исследования. Перед тем как подписать такое завещание, человек должен проконсультироваться с членами семьи, которые могут в другом свете рассматривать завещание, а также обсудить свои пожелания с теми, кому придется принимать медицинское решение.

Е. Семейные дилеммы

1. Аборты

Если под контролем за рождаемостью обычно понимается предохранение от возникновения новой жизни, то аборт предполагает прекращение уже зародившейся жизни и становится богословской проблемой.

Бог — Источник и Податель жизни (Деян. 17:25, 28). Жизнь человека имеет уникальную ценность, потому что люди сотворены по образу Божьему (Быт. 1:27). Бог призывает защищать человеческую жизнь (Исх. 20:13) и взыскивает с людей за ее уничтожение (Быт. 9:5, 6). Бог особо обеспокоен защитой беспомощных и беззащитных (Притч. 24:11, 12; Иак. 1:27). С другой стороны, Он дает людям свободу выбора (Втор. 30:19, 20; Гал. 5:13) и призывает каждого из нас в отдельности принимать нравственные решения на основе библейских принципов (Деян. 17:11), всегда стремясь к исполнению Божьей воли (Рим. 12:2).

Жизнь еще не родившегося ребенка необходимо уважать в силу святости любой человеческой жизни. Аборт всегда влечет за собой моральную ответственность, и к нему нельзя относиться легкомысленно. Однако решения об аборте должны приниматься с учетом греховного мира, в котором мы живем, не чужими людьми, а в кругу заботливой семьи, руководствующейся библейскими принципами. Не многие христиане станут утверждать, что любой аборт оправдан, или оспаривать тот факт, что он является исключительной мерой, к которой можно прибегнуть в том случае, когда беременность наступает в результате изнасилования, кровосмешения или несет серьезную угрозу здоровью матери.

Какими бы ни были убеждения христиан в этом вопросе, им не следует осуждать тех, кто пережил эту психологическую травму. Церкви следует с сочувствием и пониманием относиться к тем, кто вынужден решать проблему нежелательной беременности.

2. Эвтаназия

Два вида убийства из милости становятся все более популярными в современном обществе. Пассивная эвтаназия — это отказ подключать смертельно больного человека к системам жизнеобеспечения или искусственного питания. Активная эвтаназия — это лишение человека жизни с целью избавления его или ее от нестерпимой боли.

Семье смертельно больного человека необходимо найти ответ на несколько вопросов. Когда человек считается мертвым: когда мозг перестает функционировать или когда сердце перестает биться? Нравственно ли искусственно поддерживать жизнь человека, когда отказывают органы его тела? Является ли убийством помощь человеку, желающему умереть? Должна ли семья считаться с желанием человека, указывающего в завещании о жизни, что он или она не хочет, чтобы его (или ее) жизнь поддерживали искусственным образом?

Категорические противники эвтаназии считают ее нарушением заповеди «не убивай». С другой стороны, те, кто считают ее верным решением, напоминают о том, что если прочитать шестую заповедь в Исх. 20:13 на языке оригинала (древнееврейском), то можно сделать вывод, что она запрещает активное убийство живого человека. Стало быть, пассивная эвтаназия — это не посягательство на жизнь ближнего, а облегчение страданий неизлечимо больного человека.

Если основываться на законе любви, уважении к человеческой жизни и принципах справедливости, нельзя согласиться с подобными отклонениями внутри семьи. Признавая, что мы живем в греховном мире, изобилующим болезнями, грехом и болью, как христиане мы обязаны стремиться к Божественному идеалу в отношении человеческой жизни.

3. Клонирование

Поскольку «тиражирование» (клонирование) людей пока еще не стало реальностью, мы не можем судить о его последствиях на конкретных, практических примерах. Вместе с тем некоторые последствия, как положительные, так и отрицательные, вполне предсказуемы.

Отрицательными последствиями могут быть: подавление таких жизненно важных человеческих эмоций, как привязанность, уважение и любовь, из–за уверенности в бесконечной заменимости; обесценивание жизни вследствие воспроизводства людей промышленными или (532) «фабричными» методами; дальнейшее умаление супружеской близости вследствие исключения сексуальных отношений из процесса воспроизводства людей; ослабление института семьи вследствие появления целого класса людей, не имеющих ни отца, ни матери, а также поощрение эгоцентризма и элитарности посредством избирательности, когда общество принимает решение, кто достоин, а кто недостоин клонирования.

Среди положительных моментов можно отметить продление жизни благодаря искусственному выращиванию необходимых органов, таких как костный мозг или почка, а также увековечивание в обществе таких известных личностей, например, поэтессы Элизабет Баррет Браунинг, ученых Альберта Эйнштейна или Джорджа Вашингтона Карвера, внесшего большой вклад в развитие сельского хозяйства.

Если добавить к возможным негативным последствиям клонирования тот факт, что воспроизводство гения не может гарантировать его развития или использования в той же степени или для тех же целей, то становится ясно: христианам следует с величайшей осторожностью оценивать этот революционный прорыв в науке даже несмотря на то, что Бог позволил ученым заглянуть в тайну жизни.

4. Неестественное зачатие

Двумя наиболее популярными методами неестественного зачатия является оплодотворение в пробирке и искусственное осеменение. При первом методе яйцеклетки хирургическим методом берутся у женщины и соединяются с мужской спермой в маленькой стеклянной пробирке. После небольшого инкубационного периода несколько (три или четыре) развивающихся эмбрионов пересаживаются в матку в надежде, что по крайней мере один из них выживет.

Другим, более известным процессом является искусственное осеменение. При этом процессе либо семя мужа, либо сперма мужчины–донора впрыскивается в матку шприцем. Сотни тысяч младенцев ежегодно зачинается и рождается во всем мире посредством этого метода.

По поводу искусственного оплодотворения в пробирке могут возникать следующие дилеммы:

· Когда начинается жизнь? Другими словами, является ли развивающийся эмбрион человеком? Если да, то хорошо ли зачинать несколько жизней, пусть даже искусственным методом, если известно, что большинство зародышей погибнет?

· Хотя может казаться, что дети, зачатые методом оплодотворения в пробирке с участием мужа и жены, развиваются вполне естественно, что случится, если для этой цели будет использоваться не сперма мужа, а семя донора?

· Должны ли мать и ребенок устанавливать личность донора?

· Каковы права и/или обязанности природного отца в таком случае?

· Какую психологическую травму может пережить донор–отец или ребенок, появившийся на свет в результате такого зачатия?

Искусственное осеменение с участием мужа и жены вызывает меньше законных этических вопросов. Однако, если донором выступает кто–то другой, помимо мужа, все вышеперечисленные дилеммы, касающиеся прав и обязанностей мужчины–донора, встают достаточно остро, равно как и вопросы психологического состояния ребенка в том случае, если он или она впоследствии узнают тайну своего зачатия. Родителям нужно заранее решить, будут ли они со временем ставить ребенка в известность о способе его зачатия.

Такие же острые проблемы возникают в случае найма за деньги суррогатной матери или в случае «аренды матки», как некоторые это называют. Вот лишь некоторые больные вопросы:

· последствия коммерциализации детородного процесса для общества;

· последствия вынужденного расставания для биологической матери и ребенка;

· замешательство и напряжение, которые часто возникают в процессе споров о родительских правах и праве посещения. Пример Авраама и Сары, которые использовали для своих целей утробу Агари, наглядно продемонстрировал все возникающие при этом проблемы на многие века вперед (Быт. 16:1–16).

Искренние христиане могут по–разному относиться к рассмотренным выше вариантам. Однако никто из тех, кто хочет творить волю Божью и действовать во благо семьи и общества, не будет легкомысленно подходить к решению этих вопросов.