Часть Вторая Совершение христианской тайны

Первый раздел. Домостроительство таинств

Для чего литургия (богослужение)?

В Символе веры Церковь исповедует тайну Пресвятой Троицы и ее «Благоволение» (Еф 1,9) ко всему сотворенному: Отец осуществляет «тайну Своей воли», отдавая Сына Своего Возлюбленного и Свой Дух Святой ради спасения мира и славы имени Своего. Такова тайна Христа, явленная и воплощенная в истории согласно плану, премудро задуманному «распоряжению», которое св. Павел называет «домостроительством тайны» (Еф 3,9) и которое святоотеческая традиция будет называть «домостроительством Слова воплощенного» или «домостроительством спасения».

1066

«Это дело искупления людей и совершенного прославления Бога, которому предшествовали великие и дивные дела Божии в народе Ветхого Завета, было совершено Христом Господом, в Пасхальной тайне Его святых страстей, Его воскресения из мертвых и славного вознесения; в Пасхальной тайне, через которую Он «смертью упразднил нашу смерть и Воскресением даровал жизнь». Ибо из прободенного ребра Христа, умершего на кресте, излилось «дивное таинство всей Церкви». Поэтому в литургии Церковь прославляет в особенности Пасхальную тайну, посредством которой Христос совершил дело нашего спасения.

1067

Эту тайну Христа Церковь возвещает и прославляет в литургии, чтобы верующие жили ею и свидетельствовали о ней миру.

1068

И действительно, литургия, в которой — в особенности в Божественной Жертве Евхаристии — «совершается дело нашего искупления», в величайшей мере способствует тому, чтобы верующие своею жизнью выражали и открывали другим тайну Христа и подлинную природу истинной Церкви.

Что означает слово «литургия»?

Слово «литургия» первоначально означало «общественное дело», «службу народом или в пользу народа». В христианской традиции это слово означает, что Народ Божий принимает участие в «деле Божием». В литургии Христос, наш Спаситель и Первосвященник, продолжает в Своей Церкви, с нею и ею, дело нашего спасения:

1069

Слово «литургия» в Новом Завете обозначает не только совершение богослужения, но и благовествование Евангелия и любовь в действии. Во всех случаях это означает служение Богу и людям. В литургии Церковь — служанка, по образу Господа Своего, единственного «Литурга», участвуя в Его священстве (культ), имеющем пророческий (благовествование) и царственный (служение любви) характер:

1070

Литургия справедливо считается исполнением священнической Функции Иисуса Христа; в ней через видимые знаки, свойственным им образом, знаменуется и совершается освящение каждого человека; литургия совершается Мистическим Телом Христа, то есть, Главою и Его членами; следовательно, всякое литургическое служение, как дело Христа Первосвященника и Тела Его, каковым является Церковь, есть совершенное священнодействие по преимуществу, действенность которого не может сравниться ни с одним другим церковным действием ни по мере, ни по степени.

Литургия как источник жизни

Деяние Христа, литургия есть также дело Церкви Его. Литургия осуществляет и являет Церковь как видимый знак общения Бога и Людей через Христа. Она вводит верующих в Новую Жизнь общины. Она предполагает «сознательное, действенное и плодотворное» участие всех.

1071

«Литургией не исчерпывается вся деятельность Церкви». Литургия должна предваряться евангелизацией, верой и обращением; тогда она сможет принести свои плоды в жизни верующих: Жизнь Новую по Духу, участие в миссии Церкви и служение ее Единству.

1072

Молитва и литургия

Литургия есть также участие в молитве Христа, обращенной к Отцу в Духе Святом. Вся христианская молитва находит в ней свой источник и свое завершение. В литургии внутренний человек обретает свои корни и фундамент в «великой любви, которою возлюбил нас» (Еф 2,4).Отец в Сыне Своем Возлюбленном. Это то же самое «чудо Божие», которое содержится и углубляется во всякой молитве «во всякое время Духом» (Еф 6,18).

1073

Катехизация и литургия

«Литургия — это вершина, к которой направлено делание Церкви, и одновременно источник, из которого проистекает вся ее сила». Литургия является особо благоприятным местом для катехизации Народа Божиего. «Катехизация сущностно связана со всем литургическим и сакраментальным служением, ибо в таинствах — в особенности в Евхаристии — Иисус Христос действует во всей полноте для того, чтобы преобразить людей».

1074

Идя от видимого к невидимому, от знака к сути, от «таинств» к «тайнам», литургическая катехизация стремится ввести в тайну Христа (она есть «мистагогия», то есть «введение в таинство»). Такая катехизация находится в компетенции местных и региональных катехизисов. Настоящий Катехизис, цель которого служить всей Церкви, во всем разнообразии ее обрядов и культур, представит основное и общее для всей Церкви в том, что касается литургии как тайны и как священнодействия (первый раздел) , а затем — семь таинств и священнодейственные обряды (сакраменталии) (второй раздел) .

1075

Первый раздел Домостроительство таинств

В день Пятидесятницы через излияние Духа Святого Церковь открылась миру. Дар Духу начинает в «даяниях тайны», время Церкви, в течение которого Христос являет, представляет и сообщает Свое дело спасения в литургии Своей Церкви, «доколе Он придет» (1 Кор 11,26). В это время Церкви Христос живет и действует в Своей Церкви и с нею новым образом, соответственно этому новому времени. Он действует через таинства; и именно это общее для Востока и Запада Предание называет такое действие «домостроительством таинств»; оно состоит в сообщении (или раздаянии) плодов Пасхальной тайны Христа в совершении сакраментальной (таинственной) литургии Церкви.

Поэтому очень важно осветить прежде всего это «сакраментальное раздаяние» (глава первая) . Таким образом более четко проявится природа и основные аспекты литургического священнодействия (глава вторая).

1076

Глава первая Пасхальная тайна во время Церкви

Статья первая Литургия — дело Святой Троицы

I. Отец, Источник и Цель литургии

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в Любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф 1,3-6).

1077

Благословение есть божественное деяние, дающее жизнь, источником которого является Отец. Его благословение — одновременно и слово, и дар (по-латыни bene-dictio, по-гречески эвлогия). В приложении к человеку это выражение означает поклонение и вручение себя Создателю в благодарении.

1078

От начала до завершения времен, всякое деяние Бога есть благословение. От литургической поэмы первого творения до песнопений небесного Иерусалима боговдохновенные авторы провозглашают Замысел спасения как великое Божие благословение.

1079

С самого начала Бог благословляет живые существа, в особенности мужчину и женщину. Завет с Ноем и всеми живыми существами возобновляет это благословение, дарующее плодородие, несмотря на человеческий грех, из-за которого земля «проклята». Но только начиная с Авраама, благословение Божие проникает в историю людей, шедшую к гибели, дабы вернуть ее к жизни, к источнику ее: с веры «отца верующих», принимающего благословение, начинается история спасения.

1080

Божественные благословения проявляются в удивительных и спасительных событиях: рождение Исаака, исход из Египта (Пасха и Исход), дар Земли обетованной, избрание Давида, Присутствие Бога во храме, очистительное изгнание и возвращение «небольшого остатка». Закон, Пророки и Псалмы, ткущие литургию Избранного Народа, одновременно и напоминают об этих божественных благословениях и отвечают на них в свою очередь благословениями хвалы и благодарением.

1081

В церковной литургии божественное благословение полностью раскрывается и сообщается: Отец признан как Источник и Цель всех благословений творения и спасения; и как таковому Ему поклоняются; в Его Слове, воплотившемся, умершем и воскресшем ради нас, Он преисполняет нас Своими благословениями и через Слово воплощенное изливает в сердца наши Дар, в котором содержатся все дары Духа Святого.

1082

Теперь для нас становится понятным двойное измерение христианской литургии как ответа веры и любви на «духовные благословения», которыми награждает нас Отец. С одной стороны, Церковь, в единстве с Господом своим и «возрадовавшись Духом» (Лк 10,21), благословляет Отца «за неизреченный дар Его» (2 Кор 9,15) поклонением, хвалой и благодарением. С другой стороны, вплоть до совершения замысла Божия, Церковь не перестает приносить Отцу свои собственные дары и молить Его ниспослать Дух Святой на эти дары, на нее саму, на верующих и на весь мир, чтобы причастием к смерти и воскресению Христа-Священника и силою Духа Святого эти божественные благословения принесли плоды жизни «в похвалу славы благодати» Его (Еф 1,6).

1083

II. Дело Христа в литургии

Христос прославленный…

«Восседая одесную Отца» и изливая Духа Святого в Свое Тело, Которое есть Церковь, Христос действует отныне в таинствах, установленных Им для дарования Своей благодати. Таинства являются видимыми знаками (словами и действиями), доступными нашему современному человечеству. Они действенно реализуют благодать, которую знаменуют, благодаря действию Христа и силою Духа Святого.

1084

В церковной литургии Христос открывает и осуществляет, главным образом, Тайну Своей Пасхи. В Своей земной жизни Иисус возвещал Своим учением и предварял своими деяниями Свою Пасхальную тайну. Когда пришел Час Его, Он переживает единственное историческое событие, которое не проходит: Иисус умирает, погребен, воскресает из мертвых и сидит одесную Отца «навеки» (Рим 6,10; Ев 7,27;9,12). Это реальное событие, происшедшее в нашей истории, но оно — единственное: все другие исторические события случаются однажды — и проходят, поглощенные прошлым. Пасхальная тайна Христа, напротив, не может остаться только в прошлом, ибо Смертью Своею Он уничтожил смерть, и все, что Он есть, и все, что Он сделал и выстрадал ради всех людей, участвует в божественной вечности и покрывает собою все времена и эпохи, в них присутствуя. Событие Распятия и Воскресения остается и привлекает к Жизни.

1085

… со времен Церкви апостолов…

«Так же, как Христос был послан Отцом, так и Сам Он послал Своих Апостолов, исполненных Духа Святого, не только для того, чтобы, проповедуя Евангелие всей твари, они возвещали, что Сын Божий Своей смертью и Воскресением освободил нас от власти сатаны и от смерти и переместил нас в Царство Отца Своего, но также для того, чтобы они через Жертвоприношение и таинства, вокруг которых вращается вся литургическая жизнь, осуществляли ими возвещаемое дело спасения».

1086

Так Воскресший Христос, дав Духа Святого Апостолам, вверил им Свою власть освящения, что сделало их священными знамениями Христа. Силою Того же Духа Святого они вручают эту власть своим преемникам. Это «апостольское преемство» создает структуру всей литургической жизни Церкви; оно есть таинство и передается через таинство священства.

1087

…присутствует в земной литургии…

«Для совершения столь великого дела» — раздаяния или сообщения Своего дела спасения — «Христос всегда присутствует, со Своей Церковью, в особенности в литургических действиях. Он присутствует, Он присутствует в Жертвоприношении святой Мессы как в лице священника, «0н, принесший однажды Себя в жертву на кресте, теперь приносит Самого Себя в Жертву через служение священников» и в высочайшей степени в Святых Дарах Евхаристии. Он присутствует Своею силою в таинствах, — таким образом, что если кто-то совершает крещение, то крестит Сам Христос. Он присутствует в Своем слове, ибо Он Сам говорит, когда в Церкви читается Священное Писание. И, наконец, Он присутствует, когда Церковь молится и поет псалмы, — ибо Он обещал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20)».

1088

«В таком великом деле, которым Бог в совершенстве прославляется, а люди освящаются, Христос всегда делает Своей соучастницей Церковь, Свою возлюбленную Невесту, которая взывает к Нему как к Господу своему, и через Него воздает поклонение Предвечному Отцу».

1089

…которая участвует в литургии небесной

«Участвуя в земной литургии, предвкушаем литургию небесную, совершаемую в святом граде Иерусалиме, к которому мы стремимся, как странники и где Христос сидит одесную Бога как служитель святыне и истинной скинии; со всем небесным воинством мы поем Господу песнь славы; почитая память святых, мы надеемся войти в общение с ними; ожидаем как Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, доколе Сам Он — жизнь наша — не явится нам, и тогда мы будем явлены с Ним во Славе».

1090

III. Святой Дух и Церковь в литургии

Святой Дух в литургии есть Учитель веры Народа Божия, Художник «дивных дел Божиих», каковыми являются таинства Нового Завета. Желание и дело Духа в сердце Церкви состоит в том, чтобы мы жили жизнью воскресшего Христа. Когда Он встречает в нас ответ, даваемый верою, Им вызванной, тогда возникает настоящее сотрудничество. В этом сотрудничестве литургия становится общим деянием Святого Духа и Церкви.

1091

В сакраментальном раздаянии тайны Христа Дух Святой действует так же, как и в другие времена домостроительства спасения: Он готовит Церковь к встрече с Господом ее; Он напоминает о Христе и являет Его собранию верующих; Он Своей преобразующей силой делает тайну Христа всегда присутствующей и всегда актуальной. Наконец, Дух общения объединяет Церковь с жизнью и миссией Христа.

1092

Дух Святой готовит к принятию Христа

В домостроительстве таинств Дух Святой осуществляет прообразы Ветхого Завета. Поскольку Церковь Христова была «превосходно подготовлена в истории народа Израиля и в Ветхом Завете», церковная литургия сохраняет своей неотъемлемой и незаменимой частью, принимая как свои собственные, культовые элементы Ветхого Завета:

— главным образом — чтение Ветхого Завета;

— молитвы Псалмов;

— и в особенности память о спасительных событиях и существенных реалиях, нашедших свое осуществление в тайне Христа (обетование и Завет, Исход и Пасха, Царство и Храм, Исход и Возвращение).

1093

На этой гармонии двух Заветов строится Пасхальное учение Господа, а затем и Апостолов и Отцов Церкви. Это учение раскрывает то, что было скрыто за буквой Ветхого Завета: тайну Христа. Оно называется «типологическим», потому что раскрывает новизну Христа в образах (типах), возвещавших Его в делах, словах, и символах первого завета. Этим новым прочтением в Духе Истины, начиная от Христа, образы раскрываются. Так, потоп и Ноев ковчег были прообразом спасения Крещением, равно как и Облако, и переход через Красное море; источник в скале был образом духовных даров Христа; манна в пустыне предвосхищала Евхаристию, «истинный хлеб с небес» (Ин 6,32).

1094

Поэтому Церковь, в особенности в период Адвента, Великого поста, а главное — в Пасхальную ночь, вновь прочитывает и переживает все эти великие события истории спасения в «сегодняшнем дне» своей литургии. Но это требует также, чтобы катехизация помогала верующим открыть свое сердце «духовному» пониманию домостроительства спасения, такого, каким литургия Церкви являет его нам и дает возможность его прожить.

1095

Литургия иудейская и литургия христианская. Более глубокое знание веры и религиозной жизни еврейского народа, как они исповедуются и протекают еще и в наши дни, может помочь лучшему пониманию некоторых аспектов христианской литургии. И для иудеев, и для христиан Священное Писание составляет основную часть литургии: для провозглашения Слова Божия, ответа на это Слово, хвалебной и просительной молитвы о живых и мертвых, обращения к милосердию Божию. Литургия Слова по самой своей структуре происходит от иудейской молитвы. Часы и другие литургические тексты и формулы имеют там свои параллели, как и сами тексты наших самых почитаемых молитв, в том числе и Отче наш. Евхаристические молитвы также вдохновлены примерами из иудейской традиции. Связь между иудейской и христианской литургией — но также и различие в их содержании — особенно заметны в больших праздничных богослужениях литургического года, таких, как Пасха. И христиане, и иудеи празднуют Пасху: Пасху историческую, устремленную в будущее, — у иудеев; Пасху, совершившуюся в смерти и Воскресении Христа, — у христиан, хотя все еще в ожидании окончательного свершения.

1096

В литургии Нового Завета любое литургическое действо, в особенности совершение Евхаристии и таинств, есть встреча Христа с Церковью. Литургическое собрание ведет свое единство от «причастия Духа Святого», которое собирает детей Божиих в единое Тело Христово. Оно выше человеческой, расовой, культурной и социальной близости.

1097

Литургическое собрание должно приготовиться встретить Господа своего, быть расположенным к этой встрече. Это приготовление сердец есть общее дело Духа Святого и собрания, в особенности священнослужителей. Благодать Духа Святого стремится пробудить веру, обращение души и принятие воли Отца. Это расположение сердца — предпосылка для приятия благодати, даруемой в самом богослужении и плодов новой Жизни, которые она предназначена далее давать.

1098

Дух Святой напоминает тайну Христа

Дух Святой и Церковь взаимодействуют, чтобы в литургии явить Христа и Его дело спасения. Главным образом в Евхаристии, а также и в других таинствах литургия есть Воспоминание тайны спасения. Дух Святой есть живая память Церкви.

1099

Слово Божие. Дух Святой напоминает сначала литургическому собранию смысл спасения как события, давая жизнь слову Божию, возвещаемому, чтобы быть услышанным и воплощенным в жизни:

1100

В совершении литургии Священное Писание имеет чрезвычайно важное значение. Это из него взяты тексты, которые читаются и загем объясняются в проповеди, как и псалмы, которые поются; а также по его вдохновению и побуждению возникали молитвы, прошения и литургические песнопения, и от него получают свое значение богослужебные действия и символы.

Именно Святой Дух дает читающим и слушающим, по расположению их души, духовное разумение Слова Божия. Сквозь слова, действия и символы, составляющие ткань богослужения, Он вводит верных и священнослужителей в живое общение с Христом, Словом и Образом Отца, чтобы они могли наполнить свою жизнь смыслом того, что слышат, делают и созерцают в богослужении.

1101

«Слово спасения питает веру в душах верующих; это оно дает начало и возрастание общению христиан». Возвещение Слова Божия не ограничивается учением: оно призывает к ответу верой, как к согласию и обязательству по отношению к Завету между Богом и Его народом. И снова Дух Святой дарует благодать веры, укрепляет ее и развивает в общине. Литургическое собрание есть прежде всего общение в вере.

1102

Анамнесис. Литургия всегда соотносится со спасительным вмешательством Бога в историю. «Домостроительство Откровения совершается действиями и словами, тесно связанными между собой (…). Слова возвещают дела и раскрывают содержащуюся в них тайну». В литургии Слова Дух Святой «напоми нает» собранию все, что Христос сделал для нас. В зависимости от природы литургических действ и обрядовых традиций Церквей, богослужение в более или менее развернутом Анамнесисе «совершает память» чудес Божиих. Дух Святой, который таким образом пробуждает память Церкви, вызывает тогда благодарение и хвалу (Славословие).

1103

Дух Святой осуществляет присутствие тайны Христа

Христианская литургия не только напоминает о спасительных для нас событиях, она их делает присутствующими в сегодняшнем дне. Пасхальная тайна Христа совершается, а не повторяется; повторяются богослужения, и в каждом из них происходит излияние Духа Святого, делающее единую тайну присутствующей и переживаемой в тот момент.

1104

Эпиклесис («призывание на») есть прошение, в котором священник молит Отца ниспослать Освящающего Духа для того, чтобы приношение стало Телом и Кровью Христа и чтобы, принимая их, верующие сами стали живым приношением Богу.

1105

Вместе с Анамнесисом, Эпиклесис находится в самом сердце каждого совершения таинств и в особенности — Евхаристии:

1106

Ты спрашиваешь, как хлеб становится Телом Христа, а вино (…) — Кровью Христа. Говорю тебе: Святой Дух врывается и свершает то, что превосходит любое слово и любую мысль. (…) Довольствуйся знанием, что это происходит Духом Святым, так же, как от Пресвятой Девы Духом Святым Господь — Самим Собой и в Себе Самом — восприял плоть.

Преобразующая сила Духа Святого в литургии ускоряет пришествие Царства Божия и завершение тайны спасения. Нам, пребывающим в ожидании и уповании, Святой Дух реально дает предвосхитить полноту единства Святой Троицы. Посланный Отцом, внявшим Эпиклесису Церкви, Святой Дух дает жизнь тем, кто принимает Его, и уже теперь есть для них «залог их наследия».

1107

Общение Духа Святого

Цель миссии Святого Духа во всяком литургическом действии есть единение со Христом, чтобы образовать Его Тело. Дух Святой — как сок Лозы Божией, ветви которой приносят плоды. В литургии осуществляется наиболее тесное взаимодействие Святого Духа и Церкви. Он, Дух общения, непреложно пребывает в Церкви, и поэтому Церковь — великое таинство Божественного общения, собирающее воедино рассеянных по лицу земли детей Божиих. Плод Духа в литургии есть общение со Святой Троицей и нераздельное и братское общение.

1108

Эпиклесис — это также молитва о том, чтобы причастие собрания к тайне Христа совершилось во всей полноте. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа» (2 Кор 13,13) должны оставаться с нами всегда и приносить плоды за пределами евхаристического богослужения. Церковь молит Отца послать Духа Святого, чтобы он сделал жизнь верующих живым приношением Богу через духовное преображение по образу Христа, через заботу о единстве Церкви и участие в ее миссии свидетельством и служением любви.

1109

КОРОТКО

В церковной литургии Бог Отец благословяется и восхваляется как источник всех благословений Творения и Спасения, которыми Он благословил нас в Сыне Своем, чтобы дать нам Духа усыновления.

1110

Действие Христа в литургии есть таинство, ибо Его тайна спасения силой Его Святого Духа присутствует в ней; ибо Его Тело, которое есть Церковь, есть таинство (знамение и орудие), в котором Дух Святой дарует тайну спасения; ибо своими литургическими священнодействами Церковь-паломница уже участвует — предвкушением — в литургии небесной.

1111

Миссия Духа Святого в церковной литургии состоит в приготовлении литургического собрания ко встрече с Христом; в напоминании Христа и открытии Его вере собрания; в том, чтобы Своей преобразующей силой сделать спасительное дело Христа присутствующим сегодня и живым; в даровании плодоносия общению в Церкви.

1112

Далее о таинствах

Статья вторая Пасхальная тайна в таинствах Церкви

Вся литургическая жизнь Церкви вращается вокруг евхаристической Жертвы и других таинств. В Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание больных (Елеосвящение, Соборование), Священство, Брак. В этой статье речь пойдет о том, что является общим для семи церковных таинств с точки зрения вероучения. Общее для них с точки зрения богослужебной будет изложено в главе II, а о том, что присуще каждому из них, речь пойдет во втором разделе.

1113

I. Таинства Христа

«Верные учению Священного Писания, апостольскому Преданию и единодушному мнению Отцов Церкви», мы исповедуем, что «таинства Нового Закона все были установлены Господом нашим Иисусом Христом».

1114

Слова и действия Иисуса в течение Его скрытой от мира жизни и общественного служения уже были спасительными. Они предваряли силу Его Пасхальной тайны. Они возвещали и подготавливали то, что Он дарует Церкви потом, когда все будет исполнено. Тайны жизни Христа — это основы того, что теперь Христос раздает в таинствах через служителей Своей Церкви, ибо «то, что было видимо в нашем Спасителе, перешло в Его тайны».

1115

Будучи «Силами, исходящими» от Тела Христова, всегда живого и животворящего, и действиями Духа Святого в Его Теле, которое есть Церковь, — таинства суть «дивные дела Божий» в новом и вечном завете.

1116

II. Таинства Церкви

С помощью Духа, наставляющего «на всякую истину» (Ин 16,13), Церковь как верная хранительница тайн Божиих мало-помалу познавала сокровище, полученное от Христа и опреде ляла способ его «раздаяния», как сделала она это в отношении канона Священного Писания и вероучения. Так, Церковь со временем признала, что среди ее литургических обрядов есть семь, которые в подлинном смысле этого слова являются таинствами, установленными Господом.

1117

Эти таинства являются «таинствами Церкви» в двойном смысле: они — таинства «через Церковь» и «для Церкви». Они существуют «через Церковь», потому что она сама есть таинство действия Христа, совершающегося в ней благодаря миссии Духа Святого. Они существуют «для Церкви», будучи «таинствами, составляющими Церковь», поскольку они являют и сообщают людям — особенно в Евхаристии — тайну общения Бога, Который есть Любовь, Единого в Трех Лицах.

1118

Составляя со Христом-Главой «как бы одно мистическое лицо», Церковь действует в таинствах как «священническая община» с «органической структурой»: через крещение и миропомазание священнический народ становится способным совершать литургию; кроме того, некоторые верующие, «удостоенные таинства священства, поставлены именем Христа пасти Церковь словом и благодатью Божией».

1119

Служение рукоположенного священства, или служебное священство, служит общему священству верных. Оно гарантирует, что воистину Христос действует в таинствах для Церкви силою Святого Духа. Миссия спасения, вверенная Отцом воплотившемуся Сыну, затем вверена апостолам, а ими — их преемникам: они принимают Духа от Иисуса, чтобы действовать Его именем и в Его лице (in persona Christi). Таким образом, священник является таинственной связью, которая соединяет с тем, что говорили и делали апостолы, а через них — с тем, что говорил и делал Христос, источник и основа таинств.

1120

Три таинства — крещения, миропомазания и священства — даруют человеку, кроме благодати, печать (именуемую также «характером») таинства, посредством которой христианин участвует в священстве Христа и становится частью Церкви, соответственно своему положению и исполняемым им функциям. Это сообразование Христу и Церкви, творимое Святым Духом, неизгладимо, оно остается в христианине навсегда как предрасположение к благодати, как обещание и гарантия Божественной защиты и как призвание к поклонению Богу и служению Церкви. Таким образом, эти таинства никак не могут быть совершены повторно.

1121

III. Таинства веры

Христос послал Своих Апостолов, чтобы «проповедовану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк 24,47). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28,19). Миссия крестить носит, стало быть, характер таинства и принадлежит к миссии евангелизации, потому что таинство подготовлено словом Божиим и верой, а вера есть согласие с этим словом:

1122

Народ Божий собран прежде всего словом Бога Живого. (…) Провозглашение Слова необходимо для совершения таинств, поскольку речь идет о таинствах веры, которая рождается и питается словом.

«Цель таинств — освящать людей, возводить Тело Христово и, наконец, поклоняться Господу; но как знамения они также имеют назидательное назначение. Они не только предполагают веру, но словами и действиями питают, укрепляют, выражают; поэтому их называют таинствами веры».

1123

Вера Церкви предшествует вере христианина, которому предлагается приобщиться к ней. Когда Церковь совершает таинства, она исповедует веру, воспринятую от апостолов. Отсюда древняя поговорка: «Закон молитвы есть закон веры» (Lex orandi, lex credendi) или «Закон веры устанавливается законом моления» (Legem credendi lex statuat supplicandi, по Просперу Аквитанскому [V в.]). Закон молитвы есть закон веры: Церковь верует так, как она молится. Литургия есть составной элемент святого и живого Предания.

1124

Поэтому никакой обряд совершения таинств не может быть изменен или переделан по воле священника или общины. Даже высшая власть Церкви не может изменить литургию по своей воле, но только подчиняясь вере и с религиозным благоговением перед тайной литургии.

1125

Кроме того, поскольку таинства выражают и развивают общение веры в Церкви, закон молитвы есть один из основных критериев диалога, стремящегося восстановить единство христиан.

1126

IV. Таинство спасения

Достойно совершаемые в вере, таинства даруют благодать, которую знаменуют. Они действенны, потому что в них действует сам Христос: это Он крестит, это Он действует в Своих таинствах, чтобы сообщить благодать, знаменуемую таинством. Отец всегда внимает молитве Церкви Сына Своего, которая в эпиклесисе каждого таинства выражает веру в могущество Духа. Как огонь превращает в себя все, к чему прикасается, так и Дух Святой преобразует в Жизнь Божественную то, что подчинено Его могуществу.

1127

Вот в чем смысл утверждения Церкви, таинства действуют самим фактом своего совершения (ех ореге operato), то есть в силу спасительного дела Христа, совершенного раз навсегда. Отсюда следует, что «таинство осуществляется не в силу праведности человека, который совершает его или принимает, но по Всемогуществу Божию». Когда таинство совершается согласно намерениям Церкви, могущество Христа и Его Духа действует в нем и им, независимо от личной святости священнослужителя. Однако плоды таинств зависят также от предрасположения того, кто получает их.

1128

Церковь утверждает, что таинства Нового Завета необходимы для спасения верующих. «Благодать таинства» есть благодать Святого Духа, дарованная Христом и присущая каждому таинству. Дух врачует и преображает тех, кто принимает Его, целая их подобными Сыну Божию. Плод жизни таинств в том, что Дух усыновления обоживает верующих, жизненно соединяя их с Единственным Сыном Божиим, Спасителем.

1129

V. Таинства вечной жизни

Церковь совершает тайну Христа «доколе Он придет» и «будет Бог все во всем» (1 Кор 11,26; 15,28). Уже с апостольских времен литургия устремлена к своему концу через стон Духа в Церкви: «Марана-фа!» (1 Кор 16,22). Так литургия участвует в желании Христа: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху (…), пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк 22,15-16). В таинствах Христа Церковь получает уже задаток своего наследства, она участвует уже в жизни вечной, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2,13). «И Дух и невеста говорят: прииди! (…) Ей, гряди. Господе Иисусе!» (Откр 22,17.20). Св. Фома Аквинский так резюмирует разные измерения знамения таинств: «Таинство есть знак, напоминающий о том, что предшествовало, то есть — Страсти Христовы; оно делает явным то, что совершается в нас Страстями Христа, то есть — благодать; оно прогнозирует — я хочу сказать, заранее предвещает — грядущую Славу».

1130

КОРОТКО

Таинства есть действенные знамения благодати, установ ленные Христом и вверенные Церкви, через которые нам цается божественная жизнь. Видимые обряды, посредством которых совершается таинство, означают и осуществляют благодать, присущую каждому таинству. Они приносят пло ды тем, кто их получает с долженствующим предрасполо жением.

1131

Церковь совершает таинства как священническая община, чья структура зиждется на общем священстве верных и на служе нии рукоположенного священства (служебного священства).

1132

Дух Святой подгототавливает к таинствам словом Божиим и верой, воспринимающей слово в благорасположенных сердцах. И тогда таинства укрепляют и выражают веру.

1133

Плод сакраментальной жизни — одновременно личный и цер ковный. С одной стороны, этот плод для каждого верующего жизнь для Бога во Иисусе Христе; с другой стороны, для Церкви этот плод — возрастание в любви и в свидетельской ее миссии. Церкви этот плод — возрастание в любви и в свидетельской ее миссии.

1134

Далее о богослужении

Глава вторая Прославление в таинствах Пасхальной тайны

Вероучение о литургии означает, прежде всего, разумение домостроительства таинств (глава первая). В свете этого вы является новизна совершения литургии. В этой главе речь пойдет поэтому о совершении таинств Церкви. Мы рассмотрим то, что, несмотря на разнообразие литургических традиций, остается общим для совершения семи таинств; присущее каждому из них в отдельности будет рассматриваться дальше. Это основопо лагающее учение о совершении таинств отвечает на первые во просы, которые задают себе на эту тему верующие:

Кто совершает?

Как его совершать?

Когда его соверать?

Где его совершать?

1135

Статья первая Совершение литургии Церкви

I. Кто совершает?

Литургия есть действие «всецелого Хриcта»(Christus totus). Те, кто уже сегодня совершает ее, через знаки, уже теперь уча ствует в небесной литургии, где богослужение есть абсолют ное общение и Праздник.

1136

Служители небесной литургии

Откровение св. Иоанна, которое читается во время литур гии Церкви, открывает нам сначала, что «престол стоял на не бе, и на престоле был Сидящий» (Откр 4,2): «Господь» (Ис 6,1). Затем показывает Агнца, Который «стоял как бы закланный» (Откр 5,6): Христос, распятый и воскресший, единственный Первосвященник подлинного святилища, «приносящий и при носимый, приемлемый и раздаваемый». Наконец, являет «чис тую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр 22,1) — один из самых краси вых символов Духа Святого.

1137

«Собранные под единым Главою» во Христе, в восхвале нии Господа и завершении Его Замысла участвуют: Небесное Воинство, всё творение (четверо Животных), служители Вет хого и Нового Заветов (двадцать четыре Старца), новый На род Божий (сто сорок четыре тысячи), в особенности, муче ники, «убиенные за Слово Божие» (Откр 6,911) и Пресвятая Матерь Божия (Жена; Невеста Агнца), наконец, «великое мно жество людей, которого никто не мог перечесть, из всех пле мен и колен, и народов и языков» (Откр 7,9).

1138

В этой вечной литургии Дух и Церковь позволяют нам при нимать участие, когда мы прославляем тайну спасения в таинствах.

1139

Служители литургии таинств

Служит вся Община, Тело Христово, единое с Главой сво им. «Литургические действия являются не частными действи ями, но служением Церкви, которое есть «таинство единства», то есть народ святой, собранный и руководимый епископами. Поэтому эти действия принадлежат всему Телу Церкви, явля ют его и отражаются на нем; но отдельные члены его получа ют пользу от них различным способом в зависимости от свое го положения, служения и действенного участия». Поэтому также «каждый раз, когда обряды согласно собственной при роде каждого из них совершаются совместным служением с присутствием и действенным участием верующих, нужно вну шать, что совместное служение, в меру возможности, предпо чтительнее служению индивидуальному и почти что частному».

1140

Собрание, совершающее богослужение, — община креще ных, которые через «возрождение и помазание Духа Святого посвящаются в дом духовный и священство святое, чтобы при носить духовные жертвы». Это «общее священство» есть свя щенство Христа, единственного Священника, в котором уча ствуют все члены его.

1141

Матерь Церковь очень желает, чтобы все верующие привлекались к тому полному, сознательному и деятельному участию в богослу жениях, которого требует сама природа богослужения, на которое, в силу своего крещения, христианский народ — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр 1,9) — имеет право, будучи также и обязан к нему.

Но «не у всех членов одно и то же дело» (Рим 12,4). Неко торые члены призваны Богом, в Церкви и через Церковь, к осо бому служению общине. Эти служители избраны и посвяще ны таинством священства, которым Дух Святой делает их спо собными действовать в лице ХристаГлавы для служения всем членам Церкви. Рукоположенный во священника — словно «икона» ХристаСвященника. Коль скоро таинство Церкви от крывается во всей полноте в Евхаристии, то в предстоятель стве при совершении Евхаристии проявляется прежде всего епи скопское служение, и в общении с ним — служение священни ков и диаконов.

1142

Для осуществления функций общего священства верующих существуют другие особые служения, не требующие посвяще ния через таинство священства, круг которых определяется епи скопами соответственно литургическим традициям и пастыр ским потребностям. «Прислуживающие, чтецы, пояснители [богослужения] и поющие в хоре также исполняют настоящее литургическое служение».

1143

Так в совершении таинств участвует все собрание, которое становится «литургом», каждый в своей роли, но в «единстве Духа», действующего во всех. «В богослужении каждый, и со вершающий его священник, и простой верующий, исполняя свое служение, должен делать всё то и только то, что ему надле жит в силу самого обряда и литургических норм».

1144

II. Как совершать?

Знаки и символы

Совершение таинств соткано из знаков и символов. Согласно божественной педагогике спасения, их значение укоренено в деле Творения и в человеческой культуре, уточнено в ветхозаветных событиях и открывается во всей полноте в личности и деле Христа.

1145

Знаки мира людей. В человеческой жизни знаки и символы за нимают важное место. Человек, будучи одновременно суще ством плотским и духовным, воспринимает и выражает духов ные реальности в знаках и материальных символах. Как суще ство социальное, человек нуждается в знаках и символах, чтобы общаться с другими — с помощью языка, жестов, по ступков. То же самое — в его отношениях с Богом.

1146

Бог говорит с человеком посредством видимого творения. Материальная вселенная является человеческому разуму, что бы он прочел в ней отпечатки ее Создателя. Свет и тьма, ве тер и огонь, вода и земля, дерево и плоды говорят о Боге, сим волизируют одновременно Его величие и Его близость.

1147

Как творения, эти ощутимые чувствами реальности могут стать местом проявления Божиего действия, освящающего лю дей, и действия людей, поклоняющихся Богу. То же самое в отношении знаков и символов социальной жизни людей: омо вение и помазание, преломление хлеба и совместное приобще ние к чаше — все это может выражать освящающее присутст вие Бога и благодарность человека Его Создателю.

1148

Великие религии человечества свидетельствуют — часто очень впечатляюще — об этом космическом и символическом смысле религиозных обрядов. Литургия Церкви принимает, включает в себя и освящает элементы творения и человеческой культуры, облекая их достоинством знаков благодати, нового творения в Иисусе Христе.

1149

Знаки Завета. Избранный народ получает от Бога отличи тельные знаки и символы, отмечающие его литургическую жизнь: это уже не только прославление космических циклов и социальные жесты, это знаки Завета, символы великих деяний Бога для Своего народа. Среди таких литургических знаков Вет хого Завета можно назвать обрезание, помазание, посвящение царей и священников, возложение рук, жертвоприношение, и в особенности — Пасху. Церковь видит в этих знаках прообра зы таинств Нового Завета.

1150

Знаки, воспринятые Христом. В Своей проповеди Господь Иисус часто использует знаки творения, чтобы дать познать тайны Царства Божия. Он совершает Свои исцеления или под черкивает Свою проповедь с помощью материальных знаков или символических жестов. Он наполняет новым смыслом фак ты и знаки Ветхого Завета, главным образом, Исход и Пасху, ибо Сам Он — смысл всех этих знаков.

1151

Знаки таинств. Начиная с Пятидесятницы Дух Святой со вершает дело освящения через знаки таинств Своей Церкви. Та инства Церкви не упраздняют, но очищают и вбирают в себя все богатство знаков и символов мироздания и социальной жиз ни. Кроме того, они завершают прообразы и образы Ветхого Завета, они означают и осуществляют спасение, совершенное Христом, и предсказывают и предвосхищают Славу Небесную.

1152

Слова и действия

Совершение таинства есть встреча детей Божиих с их Отцом, во Христе и Духе Святом, и эта встреча принимает форму диало га посредством действий и слов. Разумеется, символические дей ствия сами по себе уже представляют собой своего рода язык, но необходимо, чтобы Слово Божие и ответ веры на него сопровож дали их и наполняли их жизнью, дабы семя Царства принесло пло ды на доброй почве. Литургические действия означают то, что вы ражено в Слове Божием: безвозмездную Божию инициативу и од новременно ответ веры Его народа.

1153

Литургия Слова — неотъемлемая часть совершения таин ства. Чтобы питать веру верующих, знаки Слова Божия до лжны быть представлены по достоинству: книга Слова (лек ционарий или Евангелие); его почитание (процессия, каждение, свет); место провозглашения Слова Божия (авмон), четкое и разборчивое чтение, проповедь священника, продолжающая провозглашение Слова, ответы собрания (возгласы, псалмы, побуждающие к размышлению, молитвенные прошения, испо ведание веры).

1154

Неразделимые как знак и умение, литургические слова и дей ствия столь же неразрывны в воплощении того, что они озна чают. Дух Святой дарует не только разумение Слова Божия, пробуждая веру; в таинствах Он воплощает также «чудеса» Бо жий, о которых возвещает Слово: Он дарует и сообщает при сутствие Божиего дела, совершенного Возлюбленным Сыном.

1155

Пение и музыка

«Музыкальная традиция всей Церкви составляет неоцени мое сокровище, которое отличается среди других выражений искусства, особенно тем, что священное пение, соединенное со словами, является необходимой или неотъемлемой частью тор жественного богослужения». Сочинение и пение боговдохновенных Псалмов, часто сопро вождаемое музыкальными инструментами, уже были тесно свя заны с богослужениями Ветхого Завета. Церковь продолжает и развивает эту традицию: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовны ми, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф 5,19). «Тот, кто поет, молится вдвойне».

1156

Пение и музыка исполняют свою функцию знаков тем крас норечивее, чем они «теснее они смыкаются с литургическим дей ствием» по трем основным критериям: выразительной красо те молитвы, единодушному участию христиан в положенные моменты и торжественному характеру богослужения. Пение и музыка таким образом участвуют в том, что является целью слов и литургических действий — в прославлении Бога и освя щении верующих:

1157

Сколько плакал я, слушая ваши гимны, ваши песнопения, плени тельные интонации, которыми звенела ваша Церковь! Какое волне ние рождало это во мне! Они плыли в мои уши, очищая истину в моем сердце. Великий порыв благоговения вздымал меня, и слезы текли по моим щекам, но то были добрые слезы.

Гармония знаков (пение, музыка, слова и действия) тем бо лее выразительна и плодотворна, если она выражается в куль турном богатстве, принадлежащем Народу Божию, который совершает богослужение. Поэтому «народные религиозные песнопения нужно разумно поддерживать, чтобы в священных и благочестивых делах и в самом литургическом действии», в соответствии с правилами Церкви, «могли звучать голоса ве рующих». Но «тексты, предназначенные для священного пе ния, должны соответствовать католическому учению и должны по преимуществу извлекаться из Священного Писания или ли тургических источников».

1158

Священные изображения

Священное изображение, литургическая Икона, изобража ет главным образом Христа. Она не может изображать неви димого и непостижимого Бога; именно Воплощение Сына Бо жия открыло новое «домостроительство» изображений:

1159

Раньше Бог, не имеющий ни тела, ни лица, совершенно не мог быть представленным в изображении. Но теперь, когда Он явился нам во плоти и жил с людьми, я могу запечатлеть образ того, что я уви дел в Боге. (…) С открытым лицом созерцаем мы славу Господа.

Христианская иконография передает в образах евангельскую весть, которую Священное Писание передает в словах. Образ и слово поясняют друг друга:

1160

Говоря коротко, мы исповедуем, что храним все церковные преда ния, писаные и неписаные, которые были переданы нам без изме нений. Одно из них состоит в изобразительном представлении об разов; оно согласуется с проповедью евангельской истории и слу жит подтверждением подлинного, а не только видимого вочелове чения БогаСлова, и это (представление образов] полезно и плодот ворно, ибо взаимно проясняющие друг друга вещи несомненно име ют и обоюдоважное значение.

Все знаки литургического богослужения относятя к Хрис ту: священные образы Матери Божией и святых — также. Они означают Христа, в них прославленного. Они открывают «об лако свидетелей» (Евр 12,1), продолжающих участвовать в спа сении мира, с которыми мы объединены — в особенности, в совершении таинств. Через их иконы нашей вере открывается человек «по образу Божию», преображенный наконец по «Его подобию», и даже ангелы, также собранные воедино под гла венством Христа:

1161

Согласно боговдохновенному учению наших Святых Отцов и Пре данию Вселенской Церкви, о котором нам известно, что оно есть Предание Духа Святого, живущего в ней, мы со всей уверенностью правильно постановляем, что почитаемые святые образы, как и изо бражения драгоценного и животворящего Креста, в живописи ли, в мозаике или любом другом соответствующем материале, — дол жны быть помещены в святых церквах Божиих, на священных пред метах и одеяниях, на стенах и досках, в» домах и на дорогах — как святой образ Господа нашего, Бога и Спасителя Иисуса Христа, так и образ Пречистой и Святой Богоматери, нашей Царицы, святых ангелов, всех святых и праведников.

«Красотаи цвета образов зовут меня к молитве. Это празд ник глазам моим, так же, как созерцание природы побуждает мое сердце к восхвалению Бога». Созерцание святых икон в соединении с размышлением над Словом Божиим и пением ли тургических песнопений входит в гармонию знаков богослуже ния, чтобы тайна, которую мы прославляем, запечатлелась в памяти сердца и выразилась затем в новой жизни верующих.

1162

III. Когда совершать?

Литургическое время

«Святая Матерь Церковь считает своей обязанностью про славлять священным воспоминанием по определенным дня на протяжении года спасительное дело своего Божественного Же ниха. Каждую неделю, в день, названный ею «днем Господ ним», она вспоминает воскресение Господне, которое еще один раз в году она прославляет величайшим торжеством Пасхи вме сте со святыми Его Страстями. На протяжении года она рас крывает всю тайну Христа. (…). Таким образом, вспоминая тайны искупления, она открывает верующим богатства силы и заслуги своего Господа, — чтобы соделать их как бы присут ствующими на протяжении времени и чтобы верующие могли войти в соприкосновение с ними и исполниться благодатью спа сения».

1163

Уже со времен Моисеева закона Народ Божий знал посто янные праздники, начиная с Пасхи, чтобы увековечить удиви тельные деяния Бога Спасителя, воздать Ему благодарение, со хранить их память и научить новые поколения сообразовывать с ними свое поведение. Во времена Церкви, от Пасхи Христо вой и до завершения в Царстве Божием, литургия, совершае мая в определенные дни, вся пронизана новизной тайны Хрис та.

1164

Когда Церковь празднует тайну Христа, есть одно слово, придающее особое звучание ее молитве: «Ныне!» Это эхо мо литвы, которой научил ее Господь, и призыва Духа Святого Это «ныне» Бога Живого, в которое человек призван войти; оно есть «Час» Пасхи Иисуса, проходящий сквозь всю историю и ведущий ее:

1165

Жизнь распростерлась на все существа, и все преисполнились яр кого света; Восток востоков охватил мироздание, и Тот, Кто был «раньше утренней звезды», раньше звезд, Бессмертный и Бесконеч ный, Великий Христос сияет над всякой тварью ярче солнца. По этому для нас, верующих в Него, наступает Светлый День, долгий, вечный, неугасающий: мистическая Пасха.

День Господень

«Церковь празднует тайну Пасхи по апостольскому Преда нию, восходящему к самому дню Воскресения Христова, каждый восьмой день, по праву называющийся Днем Господ ним, или Воскресением». День Воскресения Христа одновре менно и «первый день недели» в память первого дня творения, и «восьмой день», в который Христос, после Своего «покоя» Великой Субботы, открывает День, «его же сотворил Господь», «день невечерний». Трапеза Господня — его центр, ибо имен но в ней община верных встречает Воскресшего Господа, Ко торый приглашает их на Свой пир:

1166

День Господень, день Воскресения, день христиан, это наш день. Поэтому он и назван днем Господним: ибо в этот день Господь Победитель взошел к Отцу. Если язычники называют его днем солн ца, то и мы тоже охотно это исповедуем: ибо сегодня воссиял Свет мира, сегодня явилось Солнце Правды, Чьи лучи приносят спасе ние.

Воскресенье есть по своей сути главный день литургическо го собрания, когда верующие собираются, «чтобы, слушая сло во Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Вос кресение и Славу Господа Иисуса, воздавая благодарение Бо гу, возродившему их к живому упованию Воскресением Иису са Христа из мертвых»:

1167

Когда мы размышляем, о Христе, о чудесах, свершенных в день Твоего святого Воскресения, мы говорим: Благословен день воскрес ный, ибо в этот день началось творение мира (…), спасение мира (…), обновление рода человеческого (…). В этот день возрадовались небо и земля, и все мироздание исполнилось света. Благословен день воскресный, ибо в этот день открылись двери рая, чтобы Адам и все изгнанные без страха вошли туда.

Литургический год

Начиная с Пасхального Триденствия как с источника света, новое время Воскресения наполняет весь литургический год сво им сиянием. Приближаясь и с той и другой стороны к этому источнику, год преображается литургией. Он действительно «лето Господне благоприятное». Домостроительство спасения происходит в рамках времени, но после совершения его в Пас хе триста и излияния Святого Духа конец истории предвосхищен в «предвкушении», и Царство Божие входит в наше время.

1168

Поэтому Пасха не просто один из праздников: она «Празд ник праздников», «Торжество торжеств», как Евхаристия есть таинство таинств (Великое таинство). Св. Афанасий называет Пасху «Великим Воскресеньем», как Святая неделя называет ся на Востоке Великой неделей. Тайна Воскресения, в которой Христос попрал смерть, пронизывает наше ветхое время мощ ной своей энергией, пока все не подчинится Ему.

1169

На Никейском соборе (325 г.) все Церкви пришли к согласию в том, что бы праздновать христианскую Пасху в воскресенье, следующее за полно лунием (14 нисана), после весеннего равноденствия. Реформа календаря на Западе (названного григорианским, по имени Папы Григория XIII, в 1582 г.) привела к многодневной разнице с восточным календарем. Западные и вос точные Церкви ищут теперь соглашения, чтобы снова праздновать в один и тот же день Воскресение Господне.

1170

Литургический год представляет собой раскрытие различных аспектов единой Пасхальной тайны. Это особенно относится к ци клу праздников, связанных с тайной Воплощения (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление), вспоминающих начало наше го спасения и сообщающих нам начатки Пасхальной тайны.

1171

Календарь святых литургического года

«Совершая годовой цикл тайн Христовых, Святая Церковь с особой любовью почитает Блаженную Деву Марию, Матерь Божию, Которая неразрывно связана со спасительным делом Своего Сына. Ею Церковь восхищается и Ее превозносит как высший плод Искупления, и в Ней как в чистейшем отражении, она с радостью созерцает то, чем сама она всецело жаждет и надеется быть».

1172

Когда Церковь в годовом цикле поминает мучеников и дру гих святых, она «возвещает Пасхальную тайну» в тех, кто «страдал со Христом и прославлен с Ним, предлагая верую щим их пример, всех привлекающий через Христа к Отцу, и бла годаря их заслугам вымаливает милости Божии».

1173

Литургия Часов

Тайна Христа, Его Воплощение и Его Пасха, празднуемые в Евхаристии — в особенности в воскресном собрании, прони кает во время каждого дня и преображает его через Литургию Часов. Эта служба, во исполнение апостольских наставлений «непрестанно молиться» (1Фес 5,17; Еф 6,18), «составлена та ким образом, что все течение дня и ночи было освящено хвалой Богу». Она — «общественная молитва Церкви», в которой ве рующие (духовенство, монашествующие и миряне) осуществля ют свое царское священство крещеных. Совершаемая «по образу, одобренному» Церковью, Литургия Часов «есть действительно го лос самой Невесты, взывающей к своему Жениху; более того, она есть также молитва Христа и Его Тела к Богу Отцу».

1174

Литургия Часов предназначена стать молитвой всего Народа Божия. В ней Сам Христос «продолжает священническое служение через Свою Цер ковь»; каждый участвует в ней в соответствии с местом, занимаемым в Церкви и обстоятельствами своей жизни: священники — как те, кому над лежит исполнять пастырское служение, ибо они призваны к усердию в мо литве и служении слова; монахи и монахини — через харизму их посвящен ной жизни; все верующие — по их возможностям: «Пастыри должны за ботиться о том, чтобы важнейшие Часы, в особенности Вечерни по вос кресным дням и в дни великих праздников, совершались в церкви обшин но. Самим мирянам рекомендуется читать Божественное Служение вместе со священниками, или когда они собираются друг с другом, либо даже ин дивидуально».

1175

Совершать Литургию Часов означает не только согласовы вать свой голос с молящимся сердцем, но также «приобретать более глубокое знание богослужения и Библии, в особенности, псалмов».

1176

Гимны и прошения Литургии Часов вводят молитву псал мов во время Церкви, выражая символику данного времени су ток, литургического времени или отмечаемого праздника. Кро ме того, чтение Слова Божия в каждый литургический Час (с последующими за ним ответами или тропарями), и, в некото рые Часы, чтение текстов Святых Отцов и духовных учителей более глубоко раскрывают смысл поминаемой тайны, содей ствуют пониманию псалмов и готовят к безмолвной молитве. Таким образом. Божественное чтение (lectio divina), во время которого чтение слова Божия становится предметом размыш ления, укореняется в литургическом служении, чтобы стать мо литвой.

1177

Литургия Часов, которая есть как бы продолжение совер шения Евхаристия, не исключает, но требует по принципу до полнительности различных других проявлений благочестия На рода Божия, в особенности это относится к поклонению Свя тым Дарам и почитанию.

1178

Где совершать?

Поклонение «в духе и истине» (Ин 4,24) Нового Завета не связано с какимто исключительным местом. Вся земля свята и вверена сынам человеческим. Когда верующие собираются в какомто одном месте, они суть «камни живые», составляю щие в «дом духовный» (1 Петр 2,45). Тело Воскресшего Хрис та есть духовный храм, из которого бьет чистый родник жи вой воды. Воплощенные во Христа Духом Святым, мы сами «храм Бога Живого» (2 Кор 6,16).

1179

Когда религиозная свобода не встречает препятствий, хри стиане строят здания, предназначенные для поклонения Богу. Эти видимые церкви (храмы) — не просто место для собраний, они знаменуют и являют собой Церковь, живущую в этом месте, оби тель Бога с людьми, примиренными и объединенными во Христе.

1180

«Дом молитвы, где совершается и сохраняется Пресвятая Евхаристия, где собираются верующие и где почитается при сутствие Сына Божия, Спасителя нашего, принесенного за нас на жертвенном алтаре, для утешения и поддержки верных, до лжен быть благоустроен и приспособлен для молитвы и свя щеннослужения». В этом «Доме Божием» истина и гармония знаков, его составляющих, должны открывать Христа, присут ствующего и действующего здесь.

1181

Алтарь Нового Завета есть Крест Господень, от Которого проистека ют таинства Пасхальной тайны. На алтаре, являющемся центром Церкви, свершается присутствие Жертвы Христа в таинственных знаках. Он также Стол Трапезы Господней, к которой приглашен Народ Божий. В неко торых восточных литургиях престол (алтарь) символизирует также Гроб Господень (Христос воистину умер и воистину воскрес).

1182

Дарохранительница должна находиться в храме «на самом достойном месте, окруженная величайшим почитанием». Благородство, расположе ние и безопасность дарохранительницы должны способствовать поклоне нию Господу, реально присутствующему в Святых Дарах. Миро, помазание которым есть таинственный знак печати дара Духа Святого, традиционно хранится и почитается в безопасном месте храма. Там может находиться также елей для помазания катехуменов и для пома зания больных.

1183

Трон (кафедра) епископа или священника «должен подчеркивать функ цию того, кто предстоятельствует в собрании и руководит молитвой». Амвон: «Достоинство Слова Божия требует, чтобы в церкви сущест вовало место, способствующее возвещению этого Слова, к которому устрем лено естественным образом внимание верующих во время Литургии Сло ва» .

1184

Объединение Народа Божия начинается с Крещения; значит, в церкви должно быть место для совершения Крещения (крещальня, или баптисте рий) и напоминание об обетах Крещения (святая вода). Возобновление жизни, освященной Крещением, требует покаяния. Храм должен располагать к раскаянию и принятию прощения, что требует под ходящего места для приема кающихся. Храм также должен быть местом, приглашающим к сосредоточеннос ти и молчаливой молитве, которая продолжает и углубляет великую мо литву Евхаристии.

1185

И, наконец, храм имеет значение эсхатологическое. Чтобы войти в Дом Божий, надо переступить порог, символ перехо да из мира, уязвленного грехом, в мир Новой Жизни, в кото рый призваны войти все люди. Видимый храм символизирует Отчий дом, к которому идет Народ Божий и в котором «от рет Бог всякую слезу с очей их» (Откр 21,4). И поэтому храм является также домом всех детей Божиих, широко открытым и гостеприимным.

1186

КОРОТКО

Литургия есть дело Всецелого Христа, Главы и Тела. Наш Первосвященник непрестанно совершает небесную литургию с Пресвятой Матерью Божией, апостолами, всеми святы ми и великим множеством людей, вошедших уже в Царство Божие.

1187

В литургическом служении все Собрание есть «литург», каж дый в согласии со своими функциями. Священство креще ных — это священство всего Тела Христа. Но некоторые из верных поставлены таинством священства для того, что бы представлять Христа как Главу Тела.

1188

Литургическое служение включает в себя знаки и символы, относящиеся к творению (свет, вода, огонь), к человеческой жизни (омовение, помазание, преломление хлеба) и к исто рии спасения (пасхальные обряды). Внедренные в мир веры и объятые силой Духа Святого, эти элементы мироздания, эти человеческие обряды, эти жесты воспоминания о Боге становятся носителями спасительного и освящающего действия Христа.

1189

Литургия Слова — неотъемлемая часть богослужения. Смысл богослужения выражается в Слове Божием, которое в нем возвещается, и в обязательстве веры, которое является ответом на это Слово.

1190

Пение и музыка находятся в тесной связи с литургическим действием. Критерии их правильного применения следующие: выразительная красота молитвы, единодушное участие собрания и священный характер богослужения.

1191

Святые образы, находящиеся в наших храмах и наших домах, предназначены для того, чтобы пробуждать и питать нашу веру в тайну Христа. Сквозь икону с изображением Христа и Его спасительных деяний мы поклоняемся Ему Самому. Сквозь святые образы Пречистой Матери Божией, ангелов и святых мы почитаем людей, на них изображенных.

1192

Воскресенье, «День Господень», есть главный день совершения Евхаристии, ибо это день Воскресения. Это по сути своей главный день литургического собрания, день христианской семьи, день радости и отдыха от трудов. Он — «основа и ядро всего литургического года».

1193

Церковь «раскрывает в течение годичного цикла всю тайну Христа, от Воплощения и Рождества до Вознесения, до дня Пятидесятницы и до ожидания блаженной надежды и пришествия Господа».

1194

Поминая святых, и прежде всего — Пресвятую Богородицу, затем — апостолов, мучеников и других святых в отведенные для этого дни литургического года, земная Церковь показывет, что она объединена с небесной литургией; она прославляет Христа за совершение спасения в ее прославленных членах; их пример вдохновляет ее на пути к Отцу.

1185

Верующие, совершающие Литургию Часов, объединяются со Христом, нашим Первосвященником, в молитве псалмов, в размышлении над Словом Божиим, в песнопениях и благословениях, чтобы участвовать в Его непрестанной и вселенской молитве, прославляющей Отца и испрашивающей дар Духа Святого для всего мира.

1186

Христос есть истинный Храм Божий, «место Его Славы»; милостью Божией христиане становятся также храма ми Духа Святого, живыми камнями, из которых созидается Церковь.

1187

В условиях земной жизни Церковь нуждается в месте, где могла бы собираться община: наши видимые храмы, святые места, суть образы Святого Града, небесного Иерусалима, к которому мы идем в нашем паломничестве.

1198

В этих храмах Церковь совершает общественные богослужения во славу Пресвятой Троицы, слушает Слово Божие и воспевает хвалу Богу, возносит молитву свою и приносит Жертву Христа, всегда присутствующего в таинствах среди собрания. Эти храмы являются также местами внутренней сосредоточенности и личной молитвы.

1199

Статья вторая Литургическое разнообразие и единство тайны

Литургические традиции и вселенскость Церкви

От первой Иерусалимской общины до пришествия Христа во Славе — все Церкви Божии, верные апостольской вере, прославляют одну и ту же тайну Пасхи. Тайна, прославляемая в литургии, одна, но формы прославления разные.

1200

Бездонное богатство тайны Христа таково, что никакая литургическая традиция не может исчерпывающе ее выразить. История зарождения и развития этих обрядов свидетельствует об их удивительной взаимной дополнительности. Когда Церкви накапливали эти литургические традиции в общении веры и таинств веры, они взаимно обогащали друг друга и возрастали в верности Преданию и общей миссии всей Церкви.

1201

Различные литургические традиции возникли по причине самой миссии Церкви. Церкви, принадлежащие к одной и той же географической и культурной зоне, стали прославлять тайны Христа особыми, характерными для данной культуры средствами выражения: в передаче «залога веры» (ср. 2 Тим 1,14), в литургической символике, в устроении братского общения, в богословском разумении тайн и в типах святости. Так, Христос, Свет и Спасение всех народов, являет Себя через литургическую жизнь данной Церкви народу и культуре, к которым эта Церковь послана и в которых укоренена. Церковь — вселенская: она может принять в свое единство все настоящие культурные богатства, очищая их.

1202

Литургические традиции, или обряды, практикующиеся сегодня в Церкви, — это латинский обряд (главным образом обряд римский, но также и обряд некоторых поместных Церквей, как обряд амвросианский или обряд некоторых монашеских орденов) и обряд византийский, александрийский или коптский, сирийский, армянский, маронитский и халдейский. «Священный Собор, с верностью повинуясь преданию, заявляет, что святая Матерь Церковь почитает все законно признанные обряды равноправными и равночестными и хочет в будущем хранить их и всячески содействовать им».

1203

Литургия и культуры

Таким образом, совершение литургии должно соответствовать гению и культуре разных народов. Чтобы тайна Христа была «возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим 14,25), она должна быть проповедана во всех культурах, прославлена и войти в их жизнь — так, чтобы их не упразднить, но служить их искуплению и совершенству*. В рамках своей собственной человеческой культуры, воспринятой и преображенной Христом, и через нее, множество детей Божиих получают доступ к Отцу, чтобы славить Его в едином Духе.

1204

«В литургии, в особенности в литургии таинств, существует часть неизменная — ибо она есть божественное установление, — хранительницей которой является Церковь, и существуют части, поддающиеся изменениям, которые Церковь может, а иногда и должна приспосабливать к культуре недавно евангелизированных народов».

1205

«Литургическое разнообразие может быть источником обогащения, но оно может также вызывать напряжение, взаимное непонимание и даже схизмы. Очевидно, что в этой области разнообразие не должно вредить единству. Оно может выражаться только в верности общей вере, знамениям таинств, полученным Церковью от Христа, и иерархическому общению. Культурная адаптация требует обращения сердец и, если надо, разрыва с обычаями предков, несовместимыми с католической верой».

1206

КОРОТКО

Следует стремиться к тому, чтобы совершение литургии находило выражение в культуре того народа, где находится Церковь, — однако, не подчиняло себя ей. С другой стороны, литургия сама по себе порождает и созидает культуру.

1207

Разные литургические традиции, или обряды, законно признанные, являют вселенскость Церкви, ибо означают и сообщают одну и ту же тайну Христа.

1208

Критерием, обеспечивающим единство в разнообразии литургических традиций, является верность Апостольскому Преданию, то есть: общение в вере и таинствах, полученных от апостолов, общение, знаменуемое и гарантированное апостольским преемством.

1209