Иудаизм и Мессия

Глава 1. Библейские и талмудические представления о Мессии

Тема Мессии занимает видное место в истории Израиля. Талмуд учит: «Все пророки пророчествовали только для мессианского века» («ШАББАТ» 63а, том 1, с. 295, Вавилонский Талмуд, Сончино Пресс).

В Еврейской энциклопедии говорится: «Идея Мессии как личности красной нитью проходит через Ветхий Завет (Священное Писание). Это естественное следствие того, что пророки возлагали надежду на будущего Мессию» (статья «Мессия»).

А вот что сказано в Универсальной еврейской энциклопедии, том 7, с. 501, столбец 1, статья «Мессия»: «Идея личного Мессии так глубоко укоренилась в сознании народа, что в раввинской литературе она считается само собой разумеющейся».

В Талмуде, «Мидраш Рабба (001) «, и большинстве Молитвенных книг мы находим, что мессианская надежда древнего Израиля на протяжении многих веков волновала умы евреев и продолжает волновать в настоящее время. Верно и то, что многие иудеи утратили знание, данное им как народу Богом. Поэтому будет нелишним повторить в данной статье то, что было утеряно или забыто.

Несчетное число евреев во всем мире часто цитируют «Тринадцать принципов веры», сформулированные Маймонидами в XII в. н. э. Статья 12 гласит: «Я исповедую совершенную веру в пришествие Мессии, и даже если Он замедлит, я буду ожидать Его пришествия каждый день» (Книга ежедневных молитв, с. 165, Еврейская издательская компания).

Одно из драгоценных обетовании, данных Израилю, записано в Ис. 59:20: «И придет искупитель на Сион и к обратившимся от нечестия в Иакове, говорит Господь» (англ. пер.). В Талмуде раввин Ионафан сказал: «Велико покаяние, потому что оно производит искупление, как написано: и придет искупитель на Сион и к обратившимся от нечестия в Иакове (Ис. 59:20). Иными словами, почему искупитель придет на Сион? Ради обратившихся от нечестия в Иакове» («Йома», 866, с. 428).

Амос, пророчествовавший незадолго до Исаии, сделал следующее вдохновенное предсказание о будущем Израиля: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам. 9:11). Талмуд, комментируя это мессианское пророчество, цитирует слова раввина Исаака относительно Мессии. Они даны в изложении раввина Наамана: «Несмотря на это, он возрадовался, как написано: в тот день воссоздам скинию Давидову ханофелет (то есть, падшую). Он ответил: так сказал раввин Йоханан: в том поколении, когда придет сын Давида (то есть Мессия), ученых богословов будет немного, и глаза подведут их, потому что будут затуманены печалью и горем» («Синедрион», 96 б, том 2, Сончино Пресс). Слова раввина Йоханана о том, что во время пришествия Мессии будет мало ученых богословов, являются настоящим откровением. Сегодня можно сказать, что найдется весьма немного ученых, которые верят в библейские пророчества и обетования и учат о пришествии Мессии, сына Давидова и наследника его престола. Однако эта вера высказывается в большинстве наших современных Молитвенных книг и является наследием наших отцов (002) . Вот хороший пример: «О, Боже и Бог отцов наших! Да взойдет и будет принято пред Тобою наше воспоминание и воспоминание отцов наших о Мессии, сыне Давида, раба Твоего, об Иерусалиме, святом граде Твоем, и о всем народе Твоем Израиле; и да принесет оно избавление и благополучие, благодать, милосердие и любовь, жизнь и мир в этот День Искупления! (003) » («Молитвенная книга на День Искупления», с. 29, 30, 127, 179, д-р А. Т. Филлипс, Еврейская издательская компания. См. также «Ежедневные молитвы», пересмотренное издание, с. 201, 227, 255, 293-а, 343,425, 567, 599-601, 675 и «День Искупления», раздел 1, с. 23, 24, раздел 2, с. 46, 80. Английское издание, д-р X. Адлер, Еврейская книжная компания).

Возникает вопрос: когда придет Мессия, сын Давида, чтобы избавить верный народ Божий? Священное Писание говорит в Дан. 12:1-4: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. Аты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение». Комментируя Дан. 12, д-р Дж.Дж.Слотки отмечает: «Авторитетные иудейские богословы, как правило, относят эту главу к отдаленному будущему, когда будет провозглашено наступление мессианской эры». По поводу выражения «до последнего времени» он добавляет: «то есть до мессианской эры» («Даниил, Ездра, Неемия», с. 100-102).

Пророчество Даниила гласит: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени». Мы уже достигли предсказанного времени, и впереди нас ожидает еще большее бедствие. Человечество испытывает все более сильный страх и отчаяние, размышляя о своем будущем и о грядущих событиях. Мы регулярно узнаем об убийствах, войнах, революциях, голоде, землетрясениях, наводнениях и эпидемиях. Умножаются всевозможные бедствия, как и в дни Ноя, когда «земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11). Ужасающее оружие массового поражения в наш ядерный век может привести к «последнему времени», к времени тяжкому, «какого не бывало с тех пор, как существуют люди». Это пророчество оживляет в нас мессианские надежды, потому что заверяет, что «спасутся в это время из народа твоего [Божьего верного и истинного народа остатка] все, которые найдены будут записанными в книге». А умершие праведники, спящие «в прахе земли», воскреснут для жизни вечной.

Обратите внимание на важное пророчество в Ос. 3:4,5: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни». Комментируя пророчество в Ос. 3:4, 5, д-р А. Коген указывает, что Давид, о котором идет речь в 5-м стихе, выступает «прототипом совершенного царствования» (срав. с Иез. 34:23). В Таргуме (004) он отождествляется с «Мессией царем» («Двенадцать пророков», с. 13, Сончино Пресс).

Таргум передает Ос. 3:4,5 так: «Сыны Израилевы много дней будут без царя из дома Давидова и без того, кто владычествует над Израилем и приносит жертвы в Иерусалиме, а также без ефода и благовещения. После этого возвратятся сыны Израилевы и взыщут служение Господа Бога своего и будут послушны Мессии, сыну Давида, царя своего. И он научит их поклоняться Господу и умножит блага, которые придут на них в последние дни». В «Мидраш Рабба» дан следующий комментарий на Бытие, глава 48, раздел 6, том 1, с. 408: «Таким образом, в мессианском будущем Израиль убоится и будет «благоговеть пред Господом и благостью Его (Ос. 3:5)». Д-р Джозеф Клоснер говорит: «Царь-Мессия стал не только величаться титулом «сын Давида», но теперь его называют просто «Давид»». Он цитирует Ос. 3:5 и некоторые высказывания из Талмуда в подтверждение этой мысли (см. его труд «Мессианский идеал в Израиле», с. 21, Макмиллан Компани). На страницах 46-48 д-р Клоснер с помощью безупречной логики доказывает следующее: слова «Давида, царя своего» в данном пророчестве не могут буквально означать, будто древний царь Давид воскреснет, чтобы снова править Израилем. Осия имеет в виду личностного Мессию, который будет царствовать над своим народом как «сильный искупитель». Д-р А. Коген в своем «Талмуде для каждого человека», с, 347 (Е.П. Даттон и Ко.) талантливо доказывает, что Давид, о котором идет речь в Ос. 3:4, 5, — это Царь-Мессия, выступающий как сын Давида и наследник его престола.

Богодухновенное пророчество Ос. 3:4, 5 исполнилось с поразительной точностью. Действительно, «долгое время» — в течение девятнадцати веков со времени разрушения Иерусалима и Храма римскими войсками в 70 г. н. э. — сыны Израилевы оставались без царя, князя, жертвы, жертвенника, ефода и терафима. Хотя мы и были лишены многих драгоценных преимуществ, которые имели наши отцы в своей земле, мы никогда не теряли надежды, ибо знали, что Бог Израилев жив, и Он любит тех, кто прав перед Ним. В том же предсказании говорится, что «после того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни». Да, в «последние дни» наши сыновья и дочери обратятся к Богу отцов наших. А поскольку царь Давид мертв вот уже почти тридцать веков, они взыщут не кого-нибудь, а нашего еврейского Мессию, сына Давидова. Это было нашим вожделенным чаянием на протяжении многих веков, вплоть до настоящего времени.

В Игдале, где кратко обобщаются тринадцать принципов веры, сказано: «В последнее время Он (Бог) пошлет нашего Мессию, чтобы спасти всех ожидающих Его последней помощи» («Книга ежедневных молитв», с. 14, Филипп Бирнбаум, Еврейская издательская компания. Также «Молитвенная книга на День Искупления», с. 62-а, 82; и «Ежедневные молитвы», с. 17, 321, д-р А. Т. Филлипс, Еврейская издательская компания. Дополнительно читайте «День Искупления», раздел 1, с. 76; раздел 2, с. 2, д-р X. Адлер, Еврейская книжная компания «Звезда»).

Во Втор. 4:27, 30-32 Господь оставил Израилю удивительное предостережение относительно последствий невнимательного отношения к наставлениям, которые Он дал в Священном Писании: «И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь… Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его. Господь, Бог твой, есть Бог милосердый… Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?» Таким образом. Господь сказал, что рассеет Израиль между народами за его непослушание. И Он добавил, что «в последствии времени» — буквально эта еврейская фраза означает «в последние дни» — евреи будут немногочисленной этнической группой (национальным меньшинством) в странах своего рассеяния. Одним из худших периодов скорби для нашего еврейского народа было то время, когда Гитлер уничтожил шесть миллионов евреев с 1933 по 1945 гг. До этого история не знала такого явления, когда отдельный народ уничтожался за свою религию. Это был сознательно спланированный и реализованный геноцид при молчаливом согласии почти всего цивилизованного мира. На что это указывает? Это знамение того, что мы живем в последнее время и что скоро придет Мессия. Если анализировать условия жизни современного мира, то можно заметить, что голод, наводнения, землетрясения и эпидемии достигли невиданных прежде масштабов. В воздухе висит ожидание какого-то важного события. И я полагаю, что этим событием будет вмешательство Бога, Который пошлет Мессию, чтобы избавить нас от руки губителя (сатаны).

Наши мудрецы, пророки и раввины, сохранившие для нас Святое Писание, знали, что в мире наступит время скорби, «какого не бывало с тех пор, как существуют люди». Они молились, чтобы Мессия пришел в их время. Они верили в пришествие Мессии. Верим ли мы, современные иудеи, в пришествие Мессии? Боюсь, что верят только немногие. К сожалению, и большинство наших религиозных лидеров в это не верят. Было время, когда Святое Писание изучалось, и мы, иудеи, верили в пришествие Мессии. Талмуд, Таргумы, Мидраши и Книги молитв

открывают нам данный факт. Но, поскольку по человеческим расчетам Он замедлил прийти, мы потеряли надежду.

Каким образом придет Мессия и какова цель Его пришествия? Давайте прочитаем Святое Писание: «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его как вихрь, чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд над всякою плотью и много будет пораженных Господом» (Ис. 66:15,16). Это значит, что, когда придет Мессия, нечестивые будут уничтожены. Он «произведет суд (дословно — «будет состязаться») над всякою плотью», и все нечестивые на земле погибнут. Такая участь постигнет безбожников, не имеющих страха Божьего. А что произойдет со святыми и праведными людьми, которые будут жить в это время на земле? Они будут искуплены и не увидят смерти. Посмотрите, какое обетование дано детям Божьим: «И восстанет в то время Михаил [Мессия], князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге [жизни]. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:1, 2).

Библия учит, что святые и праведные воскреснут во время пришествия Мессии. Пророк Иезекииль говорит: «…Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (Иез. 37:12, 13). О праведниках, умерших до пришествия, комментарий в Мидраше гласит: «С какой целью придет царственный Мессия, и что он сделает? Он придет собрать изгнанников Израиля» («Мидраш Рабба», книга Быт. 12:12:12 глава 98, раздел 9, Сончино Пресс). Талмудический раввин сказал, что Бог держит в Своих руках определенные ключи, один из которых — это «ключ к оживлению умерших, ибо написано: «И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас» (Иез. 37:13. «Таанит», 26, с. 3, Сончино Пресс).

Вера в воскрешение мертвых — это незыблемое основание иудейской веры. Статья 13 в тринадцати принципах веры гласит: «Я абсолютно уверен в том, что произойдет воскрешение мертвых в то время, когда это будет угодно Творцу, да будет благословенно имя Его, и да будет превознесена память о Нем во веки и веки» («Ежедневные молитвы», с. 167, д-р А. Т. Филлипс, Еврейская издательская компания). Книга молитв изобилует хвалой Богу за уверенность, данную в Святом Писании, что Он воскресит мертвых. В ней, в частности, говорится: «Начертай нас в книге жизни ради Себя Самого, о, Бог живой»; и еще: «Ты оживляешь мертвых. Ты силен, чтобы спасать» (там же, с. 217). «Нет подобного Тебе, о, Искупитель наш, ибо Ты пошлешь к нам Мессию; нет подобного Тебе, о. Спаситель наш, ибо Ты воскрешаешь мертвых» (там же, с. 321).

Очевидно, что, когда были написаны Таргумы, Талмуд и Мидраши, некоторые иудейские учителя верили в библейскую доктрину о пришествии Мессии и воскрешении мертвых и преподавали ее. Нам следует всегда благодарить Бога за драгоценные откровения, которые Он дал через Своих пророков. Мы читаем далее в Его письменном Слове о планах Господа в отношении верных Ему верующих людей: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И будут радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля… Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:17-19, 25). «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22,23). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал для надеющихся на него» (Ис. 64:4).

Это часть того дивного плана, который Господь открыл относительно грядущего мира. Он станет вечным домом для тех, кто полностью отдает себя Богу и испытывает то же, что и царь Давид, который молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс. 50:12). Кто по благодати Божьей исполняет Десять Заповедей Бога и соблюдает седьмой день субботу, кто стремится физически и духовно подготовиться к пришествию Мессии, те получат благословение от Бога. Давайте прочитаем одно прошение из хорошо известной Молитвенной книги и поразмышляем над ним: «Да будет воля Твоя, Господи, Боже наш и Боже отцов наших, на то, чтобы мы соблюдали законы Твои в этом мире и таким образом удостоились увидеть счастье и блаженство Мессианских дней и участвовать в жизни будущего века» («Книга ежедневных молитв», с. 133, 540, Филипп Бирнбаум, Еврейская издательская компания). Да поможет Бог каждому из нас соблюдать Его святой закон, следовать Его святой Библии и жить так, чтобы быть готовыми к Его пришествию. Мы закончим эту главу следующим изречением из Талмуда. «Раввин Хайя бен Авва сказал во имя раввина Йоханана: «Все пророки пророчествовали (о всех благах) только в отношении Мессианской эры; ибо глаз не видел того мира, о Господи, который Ты приготовил для ожидающих Тебя,,» («Синедрион», 99а, том 2, с. 670).