Глава 2. Мессия — нужен ли он нам?

Многие задают вопрос: зачем нам нужен Мессия? Почему мы говорим о пришествии Мессии? Какую пользу принесет Его пришествие? Какова цель Его пришествия? Подобные вопросы задают как скептики, так и благочестивые люди, потому что искренно желают это знать. Прошло почти 3 500 лет с тех пор, как Израиль стал народом. В течение долгих веков богобоязненные иудеи в целом дорожили Божьим обетованием о пришествии Мессии. Об этом обетовании написано в Таргумах, Талмуде, Мидрашах и Молитвенниках, поскольку о нем говорили Моисей и пророки в Святом Писании. Сегодня, в наш век повсеместного пренебрежения к закону и порядку, даже среди еврейского народа преобладает скептическое отношение к обетованиям о Мессии в Слове Божьем. Неудивительно, что люди часто спрашивают: зачем нам нужен Мессия?

Еврейские учителя, в глубокой древности составившие первоначальный вариант Книги молитв, записали несколько замечательных, обнадеживающих высказываний по поводу пришествия Мессии. «Быстро расцветет Отрасль раба Твоего Давида, и да умножится слава его с Твоей помощью, ибо мы всякий день уповаем на избавление Твое» («Книга ежедневных молитв», с. 96, 206, Филипп Бирнбаум, Еврейская издательская компания). Это чаяние пришествия Мессии выражено также в Игдале: «В последнее время Он пошлет нашего Мессию, чтобы спасти всех ожидающих его последней помощи. Бог, по Своей великой милости, оживит умерших, да будет вовеки благословенно имя Его» (там же, с. 14). Как будет чудесно, когда весь наш еврейский народ уверует в пришествие Мессии и станет говорить о нем с таким же желанием, как и древние авторы этих строк, помещенных в Книге молитв! Вот как еще говорится о чаянии пришествия Мессии: «Да будет воля Твоя, Господи, Боже наш и Боже отцов наших, на то, чтобы мы исполняли Твои законы в этом мире, удостоились увидеть счастье и благословение мессианских дней и участвовать в жизни будущего века» (там же, с. 134, 540). В этих словах утверждается древнее учение Библии о том, что Мессия придет и наградит верных вечной жизнью, счастьем и благословением в будущем веке.

«В тринадцати пунктах веры, сформулированных Маймонидом в его Комментарии Мишны для синедриона, во вступлении к главе IX, принятом подавляющим большинством иудеев и включенном в Книгу молитв», двенадцатый пункт изложен в следующей редакции: «Я твердо верю в пришествие Мессии, и даже если Он замедлит, я буду каждый день уповать на его пришествие» («Еврейская энциклопедия», статья «Пункты веры» (Articles of Faith)). Эта вера в библейское учение о пришествии Мессии ясно излагается и утверждается во многих молитвенниках. Учителя нашего еврейского народа на протяжении многих веков верили в буквальное пришествие Мессии. В «Одобренной книге молитв», пересмотренном издании д-ра Джозефа Герца, бывшего главного раввина Британской империи, мы читаем: «Спасение каждого израильтянина в отдельности связано со спасением всего Израиля и через Израиль — с торжеством праведности при наступлении Мессианского Царства. Для подавляющего большинства жителей дома Израилева в каждом поколении Мессианская надежда означает веру в пришествие Мессии (буквально «Помазанника») — возвышенной Личности, на которой почиет Дух Господень» (с. 254, Издательская компания Блока).

В Талмуде говорится о вере одного выдающегося раввина в пришествие Мессии: «Раввин Йоханан сказал: когда вы увидите, что поколение вымирает, уповайте на него (Мессию), как написано: когда враг придет как наводнение, Дух Господень поднимет против него знамя, за которым все последуют. И придет избавитель на Сион (Ис. 59:19, 20, англ. пер. «Синедрион» 98а, том 2, с. 663, Сончино Пресс). Совершенно ясно, что все наши еврейские отцы делали упор на веру в пришествие Мессии, Который спасет Свой народ. Они знали, что Мессия будет великой личностью и что Он придет, чтобы покончить с силами зла и править миром с помощью жезла праведности.

«В начале сотворил Бог небо и землю». «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:1, 31). Каким Бог создал наш мир? Он сотворил его весьма хорошим. «Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7:29). До восстания Люцифера во Вселенной не было греха. Возмутившись против Бога, он согрешил и был свергнут на землю со всеми злыми ангелами, вставшими на его сторону Мы обнаруживаем, что в этом мире сатана и его полчища готовы были ввести человека в грех. Развратившись, Люцифер стал дьяволом, называемым сатаной, и искусил Еву в саду Едемском. По поводу этого искушения Тора гласит:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).

Первоначально змей являлся замечательным творением. Библия говорит, что он был умнее всех других животных тварей, созданных Богом. Сатана выбрал это животное своим медиумом, и через него решил прельстить Еву Он дождался, когда Ева останется одна. Прогуливаясь по саду, Ева подошла к дереву познания добра и зла, на котором и поджидал ее змей. Проходя мимо дерева познания добра и зла, Ева услышала голос и, взглянув вверх, увидела змея. Заговорив с ней, змей спросил: «Подлинно ли сказал

Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» Ева ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (ст. 2,3). Согласно Быт. 2:17, Господь сказал Адаму и Еве:

«А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Последняя часть этого высказывания на еврейском языке буквально звучит так:

«Потому что в день твоего вкушения от него умирая ты умрешь». В «Мидраш Рабба» на Бытие, глава 16, раздел 6, том 1, с. 131 мы находим комментарий: «Нарушение сулило смерть Адаму и Еве и смерть потомкам Адама». В редакторском примечании No 5 на той же странице говорится: «Это следует из дублирования глагола (умирая умрешь), которое обычно понимается, как расширение». Что это значит? Это не означало, что они умрут сразу после того, как вкусят запретный плод, но скорее указывало на то, что постепенное убывание жизненных сил приведет к старению и угасанию жизни. До своего грехопадения Адам и Ева имели свободный доступ к дереву жизни и его плодам, которые давали им противоядие от болезни и смерти. Они наслаждались вечной молодостью, бодростью и вечно хорошим здоровьем. Но не выдержав испытания на верность Богу, Адам и Ева были изгнаны из Едемс-кого дома, и херувим с пламенным мечом обращающимся был поставлен охранять все подступы к дереву, дающему жизнь. Это было сделано по указанию Бога: «И теперь как бы не простер он (грешный человек) руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22). Таким образом, Господь не позволил грешному человеку вечно жить в грешном состоянии и тем самым увековечить зло. Отказавшись исполнять нравственный Закон Божий, данный для сохранения и продления людского рода, человечество лишилось права на вечную жизнь. Смерть одновременно является естественным следствием греха и конечной расплатой за упорное нежелание каяться.

Вопрос первостепенной важности звучит так: где найти противоядие от греха? Как человек может вернуть себе то бесценное наследие, которое принадлежало ему сразу после творения и было утрачено вследствие греха? Именно в данном контексте на первый план выходит Мессия, призванный осуществить Божественное вмешательство и спасти человека от гибели. Исследуя Святое Писание, наши богобоязненные учителя прошедших лет намного лучше понимали смысл пришествия обетованного Мессии, чем мы можем себе представить. Согласно библейскому пророчеству, мы живем в последнее время, накануне пришествия Мессии, Который будет царствовать на земле во славе. Он придет раньше, чем многие думают. Однако до того, как будет возвращен потерянный Рай, мы должны выполнить свою роль и приготовиться к участию в Мессианском Царстве. Чтобы это сделать, нам необходимо понять, каким должны быть наши взаимоотношения с Мессией и с Богом. Относительно времени явления Мессии Господь сказал: «В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века» (Мих. 4’6, 7).

Я хочу быть гражданином этого вечного царства в грядущем мире! А вы? Прочитав остальную часть второй главы, вы поймете, какие требования предъявляет к нам Бог как к гражданам этого вечного царства Из Торы и из остальной части Святого Писания нам известно, что нарушение великого нравственного Закона Божьего — Десяти Заповедей — является грехом, непослушанием Богу Вот почему в День Искупления кровь козла проливалась для Господа во искупление грехов Израиля (см. Лев 16). Первосвященник вносил эту кровь в Святое святых святилища (храма) и там семь раз кропил ею перед ковчегом завета. Для чего? Дело в том, что внутри ковчега лежали две каменные скрижали, на которых Бог собственным перстом начертал Десять Заповедей того самого закона, который народ нарушал. Следовательно, грех — это нарушение Божьего Закона. Почему требовалось искупление? Потому что смерть — это наказание, которое навлекает на себя грешник, нарушающий святой Божий Закон. Мы видели, что Адам и Ева, согрешив, навлекли на себя это наказание, которому подвергается любой человек, нарушающий Закон Божий. «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4, 20). Все люди подвержены смерти, «ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46; 2 Пар. 6:36). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20).

Мы имеем Бога, Который велик в любви и милости к Своим заблудшим детям. Господь провозгласил через Моисея на горе Синай: «… Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания…» (Исх. 34:6,7). Это изречение, записанное в Торе, показывает, что Бог по Своей любви и милости предусмотрел такой способ прощения грешника, который не противоречит Его правосудию. Бог открыл Моисею подробности Своего замысла спасения кающегося грешника.

Едва согрешив, Адам и Ева сразу же увидели, что наги, лишены одежд славы, в которые были облечены в своем изначально невинном и святом состоянии. Призвав виновную чету к ответу за преступление и пообещав, что в будущем семя жены нанесет смертельный удар врагу, власти которого они покорились, «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Это первое в Библии упоминание «кож» в указывает на то, что некие животные были убиты, чтобы из их шкур сделать одежду и прикрыть наготу и стыд первых нарушителей Божьего Закона. Спустя некоторое время Каин и Авель, двое первых сыновей Адама и Евы, пришли поклониться перед Господом. «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт. 4:3-5). Приношение Каина было отвергнуто, а приношение Авеля принято. Почему? Что означал весь этот древний обряд жертвоприношения животных? Мы видим, что его соблюдали Ной, Авраам, Исаак, Иаков и Иов. В дальнейшем в Израиле была создана целая система жертвоприношений. Какова была ее цель? Позвольте мне объяснить! Расплата за грех — это смерть. Нарушая Божий Закон, человек лишает себя права на жизнь. Древний обряд жертвоприношений был своего рода наглядным уроком, иллюстрацией Божьего плана спасения кающегося грешника от наказания греха и от силы греха. Поскольку возмездием за грех является смерть, грешник должен был расстаться со своей жизнью, чтобы удовлетворить требования Божественного правосудия. Вот почему заклание козленка или ягненка, приносимого в жертву за грех, было иллюстрацией искупления и очищения истинно кающегося грешника, предусмотренного Божьим планом спасения. Об искуплении или очищении нам сказано следующее: «Оно было полноценной заменой наказания за совершенное преступление, удовлетворением всех требований закона, предусматривавшего возмездие за зло» («Универсальная еврейская энциклопедия», том 1, с. 61, статья «Очищение»),

Как заклание козленка или ягненка и кропление кровью животного перед нарушенным Божьим Законом могло стать «полноценной заменой наказания за совершенное преступление»? Один выдающийся мыслитель и раввин сказал: «Нам очень трудно понять, как кропление кровью и дым от сжигаемого животного тука могли влиять на Божью волю… Еще труднее понять, каким образом во всесожжении была заключена сила искупления». Поскольку смерть является возмездием за грех. Господь сказал относительно жертвоприношений животных, что «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17-11). Мудрецы талмудического времени давно признали этот факт: «Конечно, искупление невозможно без пролития крови, ибо написано, что кровь сия душу очищает» (Цебаим 6а, с. 24, 25). Более того, в древнем наглядном уроке пролитие крови животных было символическим. «Жертва очищает только через кровь кропления. Кровь символизирует жизнь приносящего жертву, которая была бы отдана в искупление за грех, если бы не эта замещающая жертва» (Цебаим 6а. «Еврейская энциклопедия», статья «Жертва»).

Теперь вам должно быть понятно, почему жертва Каина, принесшего плоды земли, оказалась неприемлемой для Бога. Она могла бы служить благодарственной жертвой, но не жертвой за нарушение Закона, очищающей его грехи. В приношении Каина не было замещающего пролития крови, не было замещающей жизни животного, принесенного в жертву вместо грешника. В жертве Авеля все это было, и потому принял ее Господь. Исполнившись ненавистью к праведному Авелю, Каин усугубил свой грех непослушания (см. Быт. 4:7) тем, что убил своего брата (ст. 8- 11) Устанавливая древнюю систему жертвоприношений, Бог требовал, чтобы проливалась кровь во искупление греха. Пролитие, крови стало важной частью обрядового служения в израильском святилище (храме). Вас это озадачивает и ставит в тупик? Мог ли человек, виновный в ограблении и убийстве другого человека, впоследствии раскаяться в злодеянии и оправдаться перед Судьей всей земли, исповедав свою вину и принеся Ему труп молодого козла или ягненка? Смог бы современный суд простить преступника, признавшего свою вину, и выпустить его на свободу в обмен на мертвое тело домашнего животного, не имеющего большой рыночной ценности? Именно здесь Мессия призван исполнить Свое предназначение в Божественном плане спасения человека от греха. В иудейском (библейском) понятии заместительного искупления нет ничего нового. «Использование крови во время жертвоприношения подчинялось принципу, согласно которому кровь животного замещала жизнь тех, кто приносил жертву «Я назначил ее [кровь] вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17-11). Древние евреи верили, что если бы не было пролития или кропления крови животных, они сами были бы закланы. Вот почему кровь агнца наносилась на косяки дверей во время поражения первенцев в Египте с целью защитить жителей дома от ангела-губителя (Исх. 12:22)» («Универсальная еврейская энциклопедия», том 2, с. 406, статья «Кровь»). «В каждой жертве присутствует идея замещения; жертва занимает место грешника. Возложение рук на голову жертвы — обычный обряд, посредством которого осуществляется замещение и перенос грехов.. . Кропление кровью — существенная часть всех жертв за грех. Окуная палец в кровь жертвы и нанося эту кровь на священный предмет, а именно жертвенник, священник восстанавливает союз между народом, представителем которого он является, и Божеством» («Еврейская энциклопедия», статья «Очищение»). «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8, 9). Нет, даже самые близкие семейные узы не могут быть выкупом за душу грешника. Почему? «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (Иез. 18:20). Носителем нашего греха не может быть даже самый близкий наш родственник, как бы сильно он этого ни желал.

Бог Израилев предложил нам Искупителя и обещал, что Он придет: «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» (Ис. 59:20). Обещанный Искупитель должен прийти на Сион — к народу израильскому, но не ко всему Израилю, а только к тем, кто отвратится от нечестия. Несколько раньше мы показали, чему учит Талмуд по поводу данного пророчества Исаии об Искупителе, который придет на Сион. Талмуд утверждает, что оно исполнится при пришествии Мессии. В последующих главах мы узнаем, как Он искупит кающихся, которые отвратятся от нечестия в Израиле. А сейчас посмотрим, к каким результатам приведет Его искупительная работа во благо истинно покаявшихся душ. Вот обещанные последствия этого искупления; «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13:14). Вскоре после этого было дано заверение: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов… Ибо вот. Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие» (Ис. 26:19, 21). Еще задолго до того, как было дано это обетование, псалмопевец сказал, хваля Бога: «А я в правде буду взирать на лицо Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). Итак, в великий день воскрешения, когда Мессия придет, чтобы воцариться над Своим народом, все искупленные будут восстановлены, воссозданы чудом воскрешения мертвых и уподобятся своему Создателю.

Около тридцати семи веков тому назад Иов, этот верный раб Божий, страдая от страшной болезни, исповедовал свою веру в грядущего обетованного Искупителя: «Ая знаю. Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19:25-27). Таким образом, Библия учит о воскрешении мертвых в последний день. Оно произойдет в то время, когда придет Мессия для окончательного избавления Своего народа. Многие верные иудеи, ныне спящие в прахе земли, до конца своих дней лелеяли эту благословенную надежду Учение о воскрешении преподано в Иез. 37:1-14 и в Дан. 12:1-3. Да! Пришествие Мессии будет преследовать две цели: 1) воздать награду праведным и святым людям, избавив их для вечности, и 2) наказать нечестивых, предав их всех смерти. В грядущем мире не останется греха или грешников, потому что все грешники будут уничтожены. Не будет больше сатаны, его нечестивых ангелов и его последователей, которые искушают нас, потому что и их уничтожит тот огонь, который Бог низведет на землю, чтобы навеки искоренить грех и грешников. Таким образом, зло уже никогда не возникнет. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре-щение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Ис. 66:15, 16). Во почему необходимо как можно скорее подготовиться к встрече Мессии.

Святое Писание (Библия) сообщает нам, что Бог собирается положить конец всякому греху: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум 1:9). В Иез. 18:30-32 мы читаем следующие слова: «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» Мы узнаем из этого текста, что Господь собирается судить народ. Он просит нас покаяться и обратиться от наших беззаконий, чтобы нечестие (грех) не стало причиной нашей гибели. Он просит нас отвергнуть грехи, а затем добавляет: «И зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог». Бог не желает, чтобы кто-либо умирал. Он посылает Мессию именно спасти человека от вечной смерти. Бог хочет спасти его от смерти для вечной жизни. Награда искупленных описана в Ис. 65:17-19 и 25: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля… Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь». Такова награда святого и праведного народа. У нас есть драгоценное обетование: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22, 23).