Библиотека soteria.ru
Религии мира и Библия
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9831 Все тексты автора Алексей Опарин
Ислам и Азия
4.1. Пророк Мухаммед
Основатель ислама, будущий пророк Мухаммед (Мухаммад), родился 20 апреля 571 г. по Р. Х. в знатном, но обедневшем роду племени корейшитов. За несколько месяцев до его рождения умер отец, а в шесть лет мальчик лишился матери. Воспитанием ребенка занялись сначала дед, а затем дядя. С юных лет Мухаммед приучался зарабатывать себе на жизнь своим трудом вначале пастухом, а позже — караванвожатым. В 594 г. он поступает на службу к богатой вдове Хадидже, на которой вскоре женится. С раннего возраста характер будущего пророка отличался замкнутостью, болезненным восприятием окружающего мира, доводившего его до припадков, сопровождающихся галлюцинациями. Он обладал ярким красноречием и быстро располагал к себе слушателей, его внутренняя замкнутость не мешала ему подолгу беседовать с людьми, как своими соплеменниками, так и с представителями христианства и иудаизма, с которыми он часто встречался по роду своей деятельности (его жена вела большую торговлю). Эти беседы наталкивали его на долгие размышления, которым он предавался в уединенной пещере. Однажды после таких размышлений он услышал голос, представившийся ему как архангел Гавриил (Джибраил) и предложивший Мухаммеду выйти с проповедью истины в мир. В 610 г. он выступает с первыми проповедями, в которых провозглашает единобожие, а также изрекает истины о страшном суде, о справедливости, о бессмертии души и загробном возмездии. Результатом этих проповедей стало присоединение к нему лишь членов его семьи и нескольких бедняков. В 614 г. он провозглашает себя особым посланником Бога, и тем, кто не примет его как такового, угрожает загробными муками. Теперь уже он встречает открытое недовольство многих арабов, что заставляет его под угрозой смерти бежать из Мекки (16 июля 622 г.). Этот год стал началом отсчета мусульманской эры. Для поддержки своего учения Мухаммед пытается склонить на свою сторону влиятельных евреев, для чего в свое учение включил все основные положения и истории из Ветхого Завета — о творении, о грехопадении, о пребывании евреев в Египте, биографии иудейских патриархов, воздавая им уважение как верным сынам Аллаха. Имя последнего пророк берет с политической целью, чтобы привлечь языческое население Аравии, так как это имя носил один из популярнейших языческих божков того времени. В угоду евреям он обязывает своих последователей соблюдать еврейские посты, обряд обрезания, молиться лицом обращенным к Иерусалиму, и праздновать субботу. Спустя немного времени он увидел, что евреи не оказывают ему никакой поддержки и помощи, и круто изменяет положения своего учения. Мухаммед отказывается от еврейских постов, во время молитвы требует теперь обращать лицо не в сторону Иерусалима, а в сторону Мекки, а субботу заменяет пятницей. Одновременно с этим он пытается заручиться поддержкой другой великой религии — христианства. «И каждому видно, что сильнее всех ненавидят правоверных иудеи и что ближе всех по любви к правоверным те, которые говорят: мы — христиане. И это потому, что они не превозносятся» (Коран, сура 5, стихи 82 и 85). Однако, не встретив поддержки и с этой стороны, пророк обрушивается спустя несколько лет на христиан, призывая правоверных сражаться с ними, «доколе они не будут посрамлены и не образумятся». Все эти «скачки» в учений Мухаммеда нашли свое отражение в Коране. С самого начала Мухаммед в отличие от других религиозных деятелей — Будды, Лао-цзы, Конфуция и других, был не только религиозным, но и политическим и военным вождем своих приверженцев. «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, не подчиняется религии истины, нарушает запреты Аллаха и Его посланника. Сражайтесь с ними, пока они не будут обессилены и унижены» (Коран, сура 9, стих 29). Сформировав ополчение, он приступает к завоевательной политике, прежде всего по отношению к Мекке, а затем и другим аравийским городам. В разгар военных действий 8 июня 630 г. пророк внезапно умирает. Всего за несколько лет ему удалось объединить полудикие и постоянно воюющие между собой арабские племена в крупную военную силу, сплотив их на основе весьма воинственной идеологии. В личной жизни пророк также был не совсем чист, даже по понятиям своего жестокого времени. Так, свою вторую жену Зейнебу он отобрал у приемного сына Зейд, на другой жене Аише он женился, когда ей было всего девять лет. Остальные браки Мухаммеда на дочерях своих сподвижников носили откровенно политический характер. Священная книга мусульман Коран (в переводе — «чтение») была составлена приемным сыном пророка Зейду ибн-Саббитом. Коран состоит из 114 глав (сур), и чтение его очень затруднительно, что отмечают даже ярые исламисты, и не только из-за весьма витиеватых оборотов, но и из-за отсутствия логичности и последовательности мысли. Порой соседствующие отрывки не имеют между собой никакой связи или вообще противоречат друг другу. Коран содержит массу явных противоречий, о которых мы уже частично упоминали, и которые были вызваны изменениями в политической ситуации. Это и отношение к иудеям, христианам, и о принципе ведения священной войны. Коран не содержит пророчеств, его догматика весьма слаба и расплывчата (об этом упоминается ниже). По исследованиям независимых ученых содержание Корана представляет собой соединение христианства, иудаизма, язычества с учетом изменяющейся политической обстановки. При ближайших преемниках Мухаммеда — Абу-Бекре (632-634 гг.), Омаре (634-644 гг.), Османе (644-656 гг.) и Али (651-656 гг.) арабы создают огромнейшую империю — Арабский халифат, простирающийся от границ с Францией до Индии. Сотни тысяч погибших и изуверски замученных, сожженные города и государства, бесследно исчезнувшие целые народы стали результатом Священной войны, начатой пророком Мухаммедом. На это могут возразить, что и последователи других религий вели священные войны, например, крестовые походы католиков. И это действительно так, но дело в том, что основатель христианства Иисус Христос не только не начинал эту войну, не только не призывал к уничтожению человека человеком, но, напротив, осуждал любое кровопролитие, любое убийство, любую казнь, любое насилие, утверждая при этом, что человеку принадлежит свобода воли, что означает свободу выбора, и что принципы Его Царства не имеют ничего общего с принципами власти и царств этого мира, основанных на крови, железе и подавлении человека человеком. Империя же Мухаммеда строилась на принципах, противоположных принципам Иисуса Христа, изложенных на страницах Библии (11, 22, 27, 29, 30, 51, 57, 58, 78, 105, 108).
4.2. Под знаменем ислама
Каждый мусульманин в своей жизни обязан выполнять следующие пять правил:
1. Произнесение шахада или словесного свидетельства о своей вере: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -посланник Аллаха».
2. Индивидуально или коллективно верующие должны пять раз в день совершать салат (намаз) или молитву, стоя на коленях и обращая лицо к Мекке.
3. Соблюдать саул (пост) рамадан (рамазан) в течение месяца.
4. Давать закат или налог в пользу бедных.
5. Совершить хотя бы раз в жизни хадж — паломничество в Мекку. Тот же, кто по разным причинам не может лично совершить хадж, может и должен нанять себе «заместителя», то есть человека, который совершит это вместо него.
Как видим, здесь нет и слова о соблюдении заповедей, об изменении эгоистического характера людей, что так отличает учение Христа. Достаточно лишь совершить эти пять нехитрых предписаний, и человек становится угодным Аллаху. Одной из догм ислама, о которой мы уже упоминали, является джихад или священная война, которую обязан вести каждый мусульманин в случае ее провозглашения — это джихад меча. Кроме того, выделяется джихад веры, то есть наказание за преступление перед верой. Уже в XX в. с целью популяризации ислама мусульманские богословы говорят, что джихад включает также и борьбу со своими недостатками. Но эта чуждая воинственному исламу, «натянутая» философия возникла только в наше время и реального воплощения нигде не получила, особенно в мусульманских странах. Правовым и судебным разбирательством в исламе занимается особый суд — шариат (в переводе — «глубокое знание»). Законы шариата регулируют не только внешнее поведение человека, но и разбирают мотивы его поступков. Его отличает, особенно в глазах современного человека, жестокость — отрубление руки за воровство, наказание плетью и т. д. Одновременно с шариатом во многих исламских странах действует еще один свод законов и обычаев — адат, включающий в себя и одобряющий, в частности, законы кровной мести и пр. Сегодня существует масса философских школ и направлений в исламе, которые вели между собой на протяжении практически всей истории кровавые войны: это шииты (в переводе — «партия»), утверждающие, что главой мусульман может быть только кровный родственник Мухаммеда. Представители этого направления, в свою очередь, делятся на исмаилитов, карматов и т. д. Еще одно направление в исламе — сунниты, признающие кроме Корана и сунну (священное предание); хариджиты (восставшие) говорят о том, что халиф (глава мусульман) должен выбираться народом; мурджииты (откладыватели) утверждают, что для того, чтобы быть мусульманином и спасенным, необязательно жить согласно правилам, а достаточно только верить, нося веру в Аллаха в сердце; джабраиты утверждают о божественном предопределении жизни всякого человека. Кроме названных, наиболее распространенных, существует еще множество направлений в исламе (11, 22, 27, 28, 29, 53, 57, 58, 78, 106, 118).
4.3. Суфизм
Важным направлением в исламе, оказавшем большое влияние на историю, был суфизм (в переводе — «облеченный во власяницу»). Его основателем был Хасан Басрийский (642-728 гг. по Р. Х.). Это направление делится на западный (арабский) и восточный (персидско-индийский) суфизм, Западный представляет собой сочетание Корана и мистики, напоминая деизм (признает Божество началом и основой всех вещей, но отрицает личного Бога, Откровение и Промысел). Восточный, являясь пантеистическим, отождествляет Бога с миром, отрицает внемировое бытие Бога. По этому учению, Бог во всем — в цветах, в солнце и т. д., и все в Боге, и Бог есть все; призывает человека отделиться от своего материального «Я» и слиться с Божеством. Для этого существуют четыре ступени восхождения:
1. Шариат — это точное следование религиозным предписаниям.
2. Тарикат — выбор духовного учителя, который становится его полным господином. Воля человека при этом подавляется.
3. Марифат — это когда путем отшельничества, самоистязания человек познает единство Вселенной в Боге.
4. Хакикат — это полное погружение в Бога и потеря своей индивидуальности, своего «Я», угасание всех земных интересов и привязанностей.
Основу суфизма составляют ордена дервишей (монахов). Большую роль в этом направлении играют зикры — мистические ритуалы. Они представляют собой погружение в транс танцующих людей, повторяющих определенные слова и фразы под соответствующее музыкальное сопровождение и, как правило, при приеме наркотиков. Дервиши разработали свой мистический язык и знаки, с помощью которых проходят их ритуалы и соединение с высшими силами. Ими разработана четырехступенчатая система познания потустороннего мира, когда человек становится лишь орудием неведомых сил, которые вещают через него. Большой популярностью в исламе пользуется культ святых, у гробниц которых происходят служения. Особую роль мусульмане приписывают амулетам, различным реликвиям, обладающим, по их мнению, чудодейственной силой. Признает эта религия и вали — людей, имеющих способности творить чудеса помощью высших добрых сил, и колдунов (сихр), которым помогают злые силы (22, 28, 57, 112, 118).
4.4. Исламские государства
Пожалуй, ни одна религия Востока так активно не оказывала влияние на развитие государства, как ислам. Ибо ни в буддийских, ни в конфуцианских, ни в индуистских странах религия не соединена настолько с государством, как в исламских, где священные тексты являются одновременно и словами государственных законов, конституций. Недаром и в названии этих государств фигурирует термин «исламское государство» или «исламская республика». И поэтому то, что сегодня представляют собой Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Египет, Пакистан и др., они обязаны исключительно исламу. И все же выделим несколько положений. Во-первых, законодательство этих стран построено либо на шариате, либо на адате, либо на их соединении. Отсюда непонятные для европейцев отрубление рук, пытки, бичевание, понятие о кровной мести, когда в случае гибели одного из своих членов, род клянется умертвить всех родственников убийцы. Во-вторых, бесправное положение женщины — для развода мужчине достаточно произнести одно слово «толак» (развод). Здесь же следует вспомнить о запрещении женщине получить образование, находиться в обществе мужчин, обязательная чадра и т. д. В-третьих, многоженство, введенное пророком Мухаммедом. В-четвертых, джихад, который сыграл решающую роль в создании арабских государств и империй: Арабского халифата, империи Тимурам и др. Джихад был объявлен в XX в. по отношению к Израилю, он объявлялся также в Афганистане, Чечне. Именно джихад обуславливает беспощадную жестокость мусульманских воинов, которые, истребляя и замучивая последователей других религий, верят, что исполняют волю Аллаха. В-пятых, неприятие европейской культуры, науки — ибо их создали не правоверные. В-шестых, фанатичность мусульман, готовых сжечь себя во имя идеи и убежденных, что они сразу же попадут на небеса. В-седьмых, институт дервишей, слова и призывы которых являются священными и обязательными для исполнения. Благодаря ним были развязаны многие войны, совершены убийства невинных людей. В-восьмых — это религиозные террористические организации, по типу ордена Ассасинов, призывающие к истреблению христиан. Об этом ордене, первой террористической организации, сегодня известно многое: располагаясь в Палестине, орден засылал своих агентов-убийц в Европу. И если рядовые члены ордена были ревностными мусульманами, то его верхушка не соблюдала Коран. Вообще, подобные организации и мистические секты очень характерны для ислама, с ними тщетно борется весь мир. Исламский фундаментализм в лице Ирана и Ирака представляет большую политическую силу в современном мире. Появление ислама было за 500 лет предсказано в Библии в книге Откровение в 9 главе, о чем мы говорили в своих предыдущих работах. Вывод о природе, причинах и механизмах появления этой религии, ее историческом пути мы предоставляем сделать вам, уважаемые читатели. Отметим лишь, что, говоря о той или иной системе вероучения, мы ни в коем случае не осуждаем, да и не имеем права осуждать ее последователей, среди которых множество хороших, искренних людей (11, 21, 22, 27, 29, 51, 53, 57, 58, 61, 78, 96, 102, 105, 106, 108, 112).
На следующих страницах мы расскажем об испанских конкистадорах, их походах и наследстве.