Библиотека soteria.ru
Религии мира и Библия
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9951 Все тексты автора Алексей Опарин
Конфуцианство и Китай
2.1. Философские школы и мудрецы Китая
2.1.1. Конфуцианство, или Стиль жизни
Одним из наиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно, является Конфуций. Он родился 22 сентября 551 г. до Р. Х. на востоке Китая в княжестве Лу. Его отец принадлежал к знатному, но обедневшему роду и был правителем одного из уездов княжества. Когда ему исполнилось три года, будущий философ лишился отца, а в 17 лет — матери. С юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании идеального справедливого государства, где всем было бы хорошо. Пытаясь воплотить свою идею в реальность, он много путешествовал по стране, предлагая свои услуги в качестве министра Китайским царям и князьям. Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца — то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов. Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками. Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался: «Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником». Мудрец умер в апреле 479 г. со словами: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить мое учение?» Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Большое влияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы (372-289 гг. до Р. Х.) и Сюнь-цзы (313-238 гг. до Р. Х.). Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Император является отцом всей страны, а подданные должны быть его верными детьми. Все население страны эти философы поделили на 4 категории (своего рода, отдаленный прообраз индуистских каст):
1. Люди, обладающие мудростью с рождения;
2. Люди, которые могут приобрести мудрость;
3. Люди, с трудом постигающие учение;
4. Народ, который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.
Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях. Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний. При этом народ, который, по Конфуцию, должен находиться в унизительном состоянии, ибо в этом якобы заключается воля Неба, не может достигнуть добродетели и поэтому обязан слепо повиноваться знати.
В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. Несмотря на это, оно, подобно другим восточным учениям, признает существование духов, демонов, богов. Так, в этом учении огромную роль играет культ предков. По этому культу умершие предки осуществляют деятельную связь между миром духов и людей. Без совета с духами умерших предков не предпринималось ни одно серьезное начинание.
2.1.2. Даосизм, или назад к природе
Другим крупным философским направлением в Китае был даосизм. Его основателем является Лао-цзы (579-499 гг. до Р. Х.), биография которого полулегендарна. Известно лишь, что родился он в царстве Чу, служил архивариусом при дворе царства Чжоу. Но, наблюдая упадок и обнищание этого царства, он покинул службу и ушел на запад страны. Больше о нем ничего неизвестно. Покидая страну, Лао-цзы оставил свою рукопись «Даодэцзин», которая стала основой этой философии. Подлинное имя мудреца — Ли Эр, а имя Лао-цзы означает «старец-учитель». В основе этой философии лежит представление об устройстве вселенной, где над людьми, богами, духами, Небом (в понятии древних китайцев Небо или Небесный владыка является верховным божеством) стоит могущественнейшая сила Дао. Она представляет собой источник, откуда исходит вселенная и в то же время она является ее управителем. Человек является порождением Дао, неотъемлемой частью природы, и поэтому главная его задача — жить согласно природе, идти по пути добродетели — дэ. Все несчастья же людей проистекают из того, что они постоянно что-либо делают вопреки природе — строят города, возводят храмы, пишут книги и т. д. От всего этого нужно отказаться и вернуться к родоплеменным отношениям. Таким образом, цель человека — жить по законам природы, путем полного ничегонеделания, возвратиться к структуре племени. «Единственная вещь, которой я боюсь, является деяние», — говорил Лао-цзы. Истинное счастье в умеренности, спокойствии и близости к природе, для этого необходимо запретить всяческое просвещение народа: «Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма» (22, 26, 28, 42, 60, 63, 113, 123, 158).
2.1.3. Моизм
Следующей философской школой Китая являлся моизм, основателем которого был Мо-цзы (480-400 гг. до Р. Х.). Он родился в семье мелкого собственника. В молодости искусно мастерил колеса и оружие. Подробности о жизни философа, дошедшие до нас, очень скудны и противоречивы. В основе философии Мо-цзы, подобно даосизму, лежит идея возврата к родоплеменному строю, хотя и предполагает наличие в нем управления, характерного для классового общества. Он выступает против деления конфуцианством общества на классы, а также против унизительных и формальных церемоний. Мо-цзы выступает за построение государства, где процветали бы любовь, гуманность и не было бы войн и насилия (22, 26, 28, 30, 42).
2.1.4. Законники, или Идеология империй
Этому направлению в философии Китай обязан созданию империи Цинь (221-207 гг. до Р. Х.), объединившей всю страну. Учение этой школы лежит в основе правления всех последующих китайских империй, вплоть до коммунистической. Создателями этой школы были Лу Куй, У Ци, Шан Ян (390-338 гг. до Р. Х.) и Хань Фэй-цзы (280-283 гг. до Р. Х.). Для успешного развития государства должны быть выработаны строгие законы фа, по которым должно отличать добро и зло. Мораль должна зависеть от закона, нарушение которого карается смертью. Зло и злоупотребления могут быть побеждены силой. Иными словами, «цель оправдывает средства», во имя идеи государства мораль и этика могут быть попраны. У людей не должно быть самостоятельного мнения ни по какому вопросу. Император и его сановники должны думать и решать за народ (26, 29, 69, 93, 118).
2.1.5. Материалисты
Основатели этой школы Ян Чжу (440-360 гг. до Р. Х.) и Ван Чун отвергали всякое понятие о Боге, смысле жизни и стремлении к чему-либо. Все относительно, все гибнет и поэтому: «Следует наслаждаться при жизни, не заботясь о вечной жизни, которую предлагает Христос».
Далее мы проследим, как эти столь различные философские школы, переплетаясь на протяжении веков, создали современный Китай (8, 28, 29, 60, 63).
2.2. Страна обрядов и ритуалов
История знает немного государств, существующих с древнейших времен по наше время, причем сохранявших могущество на протяжении многих веков, по примеру Китая. Быть может, эта страна нашла секрет процветания? И, быть может, этим она обязана своей религии? Изучая историю Китая, анализируя исторический путь его народа, мы можем выявить несколько черт, присущих именно этому народу и государству, оказавших кардинальное влияние на их судьбу. Во-первых, за долгую историю на территории Китая было образовано огромное количество поочередно сменяющих могущественных империй: Ся (2200-1766 гг. до Р. Х.), Шан-Инь (1766-1069 гг. до Р. Х.), Западное Чжоу (1069-771 гг. до Р. Х.), Восточное Чжоу (771-403 гг. до Р. Х.), Цинь (221-207 гг. до Р. Х.), Хань (207 г. до Р. Х. — 200 г. по Р. Х.), Суй (581-618 гг. по Р. Х.), Тан (618-907 гг. по Р. Х.), Сун (960-1280 гг. по Р. Х.), Мин (1368-1644 гг. по Р. Х.), Цин (1644-1912 гг. по Р.Х), наконец, коммунистическая «империя», основанная Мао Цзэдуном и существующая по сей день. Ни в Риме, ни в Парфии, ни в Египте в древности, ни в Англии, ни во Франции в Средние века и в наше время (как и в других государствах) ничего подобного не было. Нет аналога этому ни в Азии, ни в Африке, ни в доколумбовой Америке. Во-вторых, для всех этих империй была характерна жесточайшая власть и насилие над подданными, без каких-либо признаков соблюдения элементарных гражданских прав. Конечно, можно сказать, что жесткий аппарат насилия характерен для любой империи, и это верно, однако во многих других государствах — таких, как Рим, Мидо-Персия, империя Чингиз-хана, Россия и даже Вавилон и Ассирия права подданных, особенно коренных жителей, были защищены, не говоря о демократических или продемократических институтах, существовавших в некоторых из них (Рим, Великобритания). В-третьих, ни в одной стране мира на протяжении 4000 лет не было такого обожествления правителя, как в Китае. Да, для многих стран древнего мира — Египта, Вавилона, Ассирии — было характерно приравнивать царя к богу или его сыну. Приняли этот обычай в свое время и Александр Македонский и многие римские императоры. Были такие случаи и в африканских, азиатских государствах, в доколумбовой Америке, но таким сроком, как 4000 лет, не может похвастаться ни одна страна. Кроме того, в Китае этот обычай был характерен не только в древности, но и в средние века, и в новое время, и в период новейшей истории — и пример последнего времени — Мао Цзэдун. В этом случае даже Япония не может быть аналогом Китаю, потому что на протяжении многих веков власть императора Японии является лишь чисто номинальной, тогда как в Китае — абсолютной. В-четвертых, ни в одной стране мира на протяжении десятков веков не был так развит и раздут государственный чиновничий аппарат. Конечно, бюрократия существовала и существует во многих странах — вспомнить хотя бы Древний Рим, но это не идет ни в какое сравнение с китайской государственной машиной. В-пятых, Китай много раз переживал страшные по своей силе восстания подданных, приводящих к свержению правящей династии и коронации народных предводителей. В истории известны восстания Спартака, Пугачева, Тайлера и др., но последствия их были невелики. История хорошо помнит революции, такие как Английская 1642 г., Великая Французская 1789 г., Октябрьский переворот в России 1917 г., оказавшие огромное влияние на последующее развитие стран и способствовавшие смене формации, но в Китае, не считая, конечно, революцию в XX в., были не революции, а именно восстания, ибо приводили они не к смене формации, а к смене правящей династии. В-шестых, на протяжении всей истории китайский народ отличался бедностью и всеобщей неграмотностью народа, ибо целью правителей всех времен являлось создание послушного тупого человеческого стада, которое легче держать в повиновении и которое довольствуется малым. В-седьмых, вся жизнь китайского общества пронизана сложнейшими церемониями и ритуалами, начиная от поклонения храму и заканчивая чаепитием. Итак, почему же миллиардный китайский народ не смог реализовать своих возможностей, превратившись, как это ни страшно, в темную массу безграмотных людей? Почему он упорно обожествлял правителей? Почему он содержал огромный чиновничий аппарат, забиравший то последнее, что не успел взять император? Зачем он опутал свою жизнь формальными и никому не нужными церемониями и ритуалами? И вновь причины несчастий великого и самого многочисленного народа мы находим в его религии. Как мы уже отмечали, ведущей религией Китая являлось и является конфуцианство, которое многими учеными называется не столько религией, сколько стилем жизни. И действительно, оно стало самой жизнью народа. А ведь Конфуций и его последователи разделили все общество на четыре большие категории (мы уже упоминали о них выше). По одному этому видно, как подавляющее большинство народа объявлялось второсортным. Кроме того, Конфуций утверждал, что народ чужд добродетелей, и что только благодаря ритуалу возможно хоть как-то воспитать в нем смирение и преданность. Церемонии, то есть внешнее проявление почтения, народ должен выполнять неосмысленно, лишь свято следуя всем ее деталям, какими бы унизительными они не были. Впрочем, соблюдение церемоний требовалось не только от простого народа, но и от высших сановников по отношению к императору, который объявлялся Сыном Неба, фактически богом, а его власть, насколько бы деспотичной она не была, священной. При этом отмечалось, что гуманность всегда сопутствует тем, кто правит, поэтому всякое недовольство народа жестокостью и произволом несостоятельны. Другая распространенная философская школа, фа-цзя, или школа законников, стала идеологией многих империй, и особенно знаменитой империи Цинь. Так, последователи этого направления, провозгласив, что зло может быть пресечено только силой, отвергали всяческое милосердие и необходимость духовного воспитания человека. Во имя законов, устанавливаемых и отменяемых людьми без вмешательства Неба, они использовали известный метод, о котором мы уже говорили: «Цель оправдывает средства». Подавить всякое проявление индивидуальности человека, его мышление и чувства, любое свободомыслие, доносить друг на друга, требовать слепого и безропотного подчинения закону — вот основа идеологии многих империй. «В царстве мудрого правителя нет книг, ученых, не ведутся разговоры о прежних правителях; учителями же считают чиновников, деятельность представителей науки и искусства вредна, необходимо пресечь их действия, уничтожить их сообщества», — говорил Хань Фэй-цзы. В управлении нужна жестокость над серой массой никчемного народа, произвол власти должен довлеть над людьми вместо заботы и защиты — на основе сказанного была создана империя Цинь — империя железа и слез, прославившаяся сооружением Великой китайской стены, кирпичи которой скреплялись кровью людей. Но горькие уроки этой династии не были учтены, ибо все империи Китая шли ее путем, правда, в меньшей степени и не так открыто проповедуя эту философию. Против таких империй поднимались восстания, но они не могли привести ни к чему другому, как к созданию подобной же империи, только с новой династией во главе, ибо идеология общества оставалась той же. Законничество, как и конфуцианство, преследовало ту же цель — укрепление абсолютной имперской власти, созданной на насилии и жестокости. Третья распространенная китайская философия — даосизм — тоже выполнила свою роль. Возврат к первобытному невежеству, к родоплеменным отношениям, максимальная близость к природе провозглашались Лао-цзы. Для счастья народа не нужно его просвещать, ибо это ведет к падению нравов, ничегонеделание — вот лучший принцип существования. Если конфуцианство обременяет народ нескончаемыми церемониями, заменяющими свободу мысли, воспитание, образование, то даосизм добивается тех же результатов с другой стороны. На фоне этих философий-религий вызывает интерес материалистическая школа — она призывает просто брать от этой жизни все, что можно, не задумываясь ни о чем. Но фактически такая идеология сводит человека к уровню животного, лишь удовлетворяющего свои физические потребности. Высокопарные слова и учение Мо-цзы о построении идеального общества привлекли немало сторонников. Как мы уже подчеркивали, несмотря на кажущееся разнообразие и различие все философии вели к одной цели — превращению народа в безвольную массу и уничтожению индивидуальности человека. И это не случайно, ибо за ними стояла фигура одного автора — антихриста, в планы которого всегда входило лишение человека свободы выбора и свободной воли, в результате чего люди превращалась в слепое орудие дьявольских сил, в элемент толпы. Всем хорошо известен феномен толпы, когда люди разрывают на части других людей, бросают в огонь стариков и детей — словом, творят то, на что никогда бы не решились при здравом рассуждении. Находясь же в толпе, становясь ее частью, хорошие в общепринятом смысле люди, которые в других обстоятельствах отдали бы последний кусок хлеба другому, превращаются в диких зверей. Существует даже понятие — психология толпы, когда нет индивидуальной воли, разума — того, что личность делает личностью, а есть единая воля толпы, которой управляет дьявольская сила. Примеров тому множество, а корни кроются в невежестве, фанатизме и в безобидных на первый взгляд религиях и философиях. Создавая даосизм, дьявол добился той же цели, ибо провозглашение ненужности образования и воспитания способствует деградации людей как умственной, так нравственной и духовной. Довершает нравственную гибель человека материалистическая школа, которая всегда несла с собой элементы утопии, жестокость, безнравственность и лицемерие. Четыре внешне различных направления, и какое страшное влияние они оказали на историю Китая и судьбу его народа, взаимно дополнив друг друга. Следовавшие одна за другой кровавые империи, народные восстания, обнищание людей, уничтожение личности, обожествление тиранов от Ши-Хуанди до Мао Цзэдуна — такова печальная судьба китайского народа. И поэтому, читая книги китайских философов, будем всегда помнить о том, к чему привели их порой красивые и высокопарные высказывания, каждый иероглиф которых орошен кровью и слезами миллионов людей. Такое положение наблюдалось в Китае вплоть до самого последнего времени. Однако сейчас эта страна начала выходить из затянувшегося кризиса. Почему же именно сейчас происходит это? Дело в том, что с приходом к власти коммунистической партии принципы конфуцианства и даосизма, как государственных идеологий, стали слабеть. Тоталитарный режим, с одной стороны, довел страну до полного краха, но, с другой стороны, «похоронил» и древние философии с их разрушительным влиянием. Поэтому сегодня история Китая началась с чистого листа. В заключение стоит отметить еще один интересный факт: если древние философское религиозные системы Китая были так разрушительны, то каким все же образом удалось этой стране выстоять 4000 лет, и не деградировать по примеру стран доколумбовой Америки? Причина этого заключается в том, что ее идеологи, с одной стороны, действительно, доводили народ до нищеты, но, с другой стороны, помогали держать многочисленный китайский народ в повиновении и управлять им при помощи железной диктатуры, являвшейся фундаментом государственности Китая. В этом государстве религия теснейшим образом переплеталась с имперской администрацией. Интересно также провести сравнение между Китаем и соседней ему Индией, имеющей с ним много общего. Сегодня, как известно, Индия, в отличие от Китая, продолжает находиться на низком уровне. Почему? Проблема состоит в том, что в отличие от Китая, где было разрушено религиозное прошлое, подорваны корни основной идеологии страны, в Индии даже в период прокоммунистических правительств семьи Неру — Ганди, бывших значительно мягче по сравнению с правительством Мао Цзэдуна, индуизм продолжал сохранять лидирующее положение. Однако следует отметить, что тот экономический подъем, который наметился сейчас в Китае, по оценкам многих экспертов-политологов, социологов, вряд ли будет продолжительным. Причина все та же: религия. Это связано с тем, что сейчас в Китае вновь возрождаются древние философии и религий, приобретая характер государственной идеологии вместо ушедшего в прошлое коммунизма. Так же и по библейскому пророчеству, в последнее время процветания не будет ни в одном государстве мира.
Сегодня весть о Христе достигла границ и этой великой страны. Миллионы китайцев с радостью принимают Христа как своего Спасителя, разрывая страшные узы ритуалов и обычаев. Порой и нас с вами, уважаемый читатель, даже если мы и далеки от китайской философии, могут связывать ритуалы и обычаи, будь-то мнения людей, уклад жизни или «религия отцов». Если все это противоречит нашему счастью, нашим воззрениям, истине, изложенной в Библии так, как она есть, а не как ее трактуют и понимают люди, то от этого стоит отказаться, обращаясь к Спасителю Христу, сказавшему в свое время: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9) (8, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 37, 42, 43, 60, 63, 66, 69, 81, 82, 92, 93, 96, 111, 123, 140, 152, 158).