Библиотека soteria.ru
Хранители времени
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 14886 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 9. Судья Израиля
Прежде, чем рассмотреть, что собой представлял столь необычный для правителя народа титул судьи, необходимо кратко остановиться на том, что вообще представляло собой израильское общество того времени. Его низовой социальной единицей был «отцовский дом» (бет аб), т. е. объединение близких и частично дальних родственников и зависимых людей под властью «отца». [Faust A. The Rural Community in Ancient Israel during Iron Age II // Bulletin of the American Schools of Oriental Researches, 2000. №317. P. 29; Tappy R. E. Lineage and in pre-exilic Israel // Revue Biblique, 2000. An. 107, 2. P. 182—186]. В подобный «отцовский дом» входило обычно несколько поколений. Все имущество принадлежало этому же дому, поэтому, если кто-либо лишался наследства, то он терял и всё имущество. Подобный «отцовский дом» проживал в практически неукреплённой деревне, состоящей из трёх- и четырёхкомнатных домов, у каждого из которых был свой большой двор для скота. [Kochavi M. The Israelite Settlement in Canaan in the Light of Archaeological Surveys // Biblical Archaeology Today. — Jerusalem, 1985. P. 55; Weippert H. Palestina in vorhellenistischer Zeit. München, 1988. P. 393—401]. Иудеи не любили ещё селиться в городах, прошлая кочевая жизнь больше притягивала их, и потому они избрали нечто среднее между ними. Следующей за «отцовским домом» единицей был род (мишппаха), который объединял несколько «отцовских домов», и члены которого вели своё происхождение от общего предка. [Faust. Ibid. P. 29]. Каждый род (или, по-библейски, племя) имел своё родословие, которое тщательно хранилось. Роды насчитывали порой до тысячи и более человек. Следующей за родом (племенем) социальной единицей было колено, управляемое советом старейшин. [Faust. Ibid. P. 30]. Это деление израильского общества хорошо представлено в книге Иисуса Навина. «Иисус, встав рано поутру, велел подходить Израилю по коленам его, и указано колено Иудино; потом велел подходить племенам Иуды, и указано племя Зары; велел подходить племени Зарину по семействам, и указано [семейство] Завдиево; велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина» (Нав. 7:16—18). Каждое колено (за исключением Левия) обладало определённой территорией, составляя вместе с другими коленами своеобразную, как бы мы сейчас сказали, конфедерацию, т. е., политическое объединение, в которое входят субъекты, обладающие самостоятельными независимыми вооружёнными силами, ведущие внешнюю политику, но объединяющиеся воедино перед лицом общей опасности и для реализации совместных планов. Безусловно, это лишь очень общая характеристика весьма необычного политического образования под именем Израиль. При этом надколенными органами (вновь для лучшего понимания используя современную терминологию) были совет старейшин и народное собрание, в котором принимали участие все боеспособные мужчины. [Шифман И. Ш. Государство в системе социальных институтов в древней Палестине // Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989. С. 58]. Общими для всех колен были и священники, которых возглавлял первосвященник, отправлявший в скинии служение Богу. Священническое звание передавалось по наследству между потомками Аарона, как и помощники священников могли быть только левиты, т. е. принадлежащие к колену Левия. И, наконец, общим для всех колен Израиля был судья (шофет). Хотя правда, порой, и не все колена следовали за ним (так за Деворой и Вараком последовала лишь часть колен; Гедеона не признали ефремляне и т. д.), о чём подробно будет рассказано ниже. Что же представляли собой полномочия судьи? Во-первых, подобная должность на древнем Востоке далеко не ограничивалась понятием, что судья — это человек, который творит суд. Так в древних государствах Мари, Эбле, Угарите судья являлся представителем политической власти в отдельных частях государства. [Safren J. D. New Evidence for the Title of Provincial Governor at Mari // Hebrew Union College Annual, 1979. V. 50. P. 1—2, 14, 571; Pettinato G. Ebla e la Bibbia // Oriens antiquus. 1980. V. 19, 1. P. 50—51; Sznycer M. Carthage et la civilisation punique // Rome et conquete du Monde Mediterraneen. Paris. 1978. P. 570—571]. В ряде финикийских городов-государств судьи (суффеты) были помощниками царя. [Teixidor J. Les fonctions de rab et de suffete en Phenicie // Semitica. 1979. T. 29. P. 9]. В других финикийских городах, например, Карфагене, суффеты стояли во главе республики [Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М.: ГРВЛ, 1986. С. 103], осуществляя высшую исполнительную власть. [Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. М.—Л., 1963. С. 101]. При этом суффетам в Карфагене принадлежала политическая власть, в то время как военную имели полководцы. Сами суффеты крайне-крайне редко возглавляли армию, да и то в ранние времена истории города. [Ehrenberg V. Sufeten Real-Encyclopädie der klassischer Altertums-wissenschaft. Stuttgart. 1931. Hbd. 7A. стб. 647]. Позднее суффеты вообще избирались только на год и не имели права переизбираться два года подряд. [Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3 т. М.: Наука, 1991. Т. 2. XXXIII, 46]. Судья же в Израиле имел ряд принципиальных отличий. Во-первых, суффеты в Эбле, Мари или Карфагене опирались в своей власти на определённые государственные аппараты принуждения, в то время как власть израильского судьи базировалась лишь на его личном авторитете. [Ishiba T. The Leaders of the Tribal Leagues „Israel“ in the Pre-Monarchic Period // Revue Biblique. 1973. An. 80, 4. P. 517—523; Malamat A. Ursprünge und Frühgeschichte in: Geschichte des Jüdischen Volkes. Bd. I. München, 1981. P. 85—88]. Во-вторых, подавляющее большинство израильских судей возглавляли вооружённые силы и участвовали в битвах. В-третьих, судья возглавлял народ лишь в периоды особых бедствий. В-четвёртых, судьями в Израиле в отличии от других древних держав, могли становиться люди вне зависимости от их богатства, знатности и влияния семьи. В-пятых, в задачу судьи входило не только спасение народа от вражеской угрозы, но и подъём духовности самого народа. Недаром время правления большинства судей характеризуется восстановлением Истинного Богопочитания. И одновременно с этим период тех судей, которые забывали об этом, характеризовался временем и политического упадка Израиля. Таким образом, судья в древнем Израиле — это особый Божий вестник, спаситель (Суд. 2:16).