Глава 12. Подпольная штаб-квартира

К 1965 году в состав Харьковской церкви АСД входили верующие не только Харьковской, но и Белгородской и Сумской областей, что весьма утяжеляло ее обслуживание. Проблема также усугублялась и тем, что начиная с 1959 года община была вынуждена собираться неофициально по домам. К тому же атеистические власти, дабы оградить большой промышленный город от адвентистского влияния, препятствовали прописке здесь служителей церкви, понимая, что без пастыря стадо мало жизнеспособно. Так в 1948 году они заставляют выехать из Харькова пастора А. Д. Васюкова, в 1957 году — В. С. Ярмоленко, в 1958 году — Н. Г. Трусюка. В течение нескольких лет лишенная постоянной пасторской опеки, церковь находилась на попечении своих активных членов — Осьмачко Н. П., Васюкович А. С., Калашникова А. З. и др., которые с Божьей помощью не только сохранили истину, но и способствовали, пусть и небольшому, но приросту церкви. С приездом Мацанова ситуация сразу активизируется. Начинает проводиться миссионерская работа, организовываются торжественные служения. Высокий уровень проповедей Павла Андреевича привлекает в церковь многие души. На квартире Анны Тихоновны Гончар, находящейся на первом этаже в многоквартирном доме по улице Культуры, подпольно проводятся встречи адвентистского центра, руководимого Мацановым. Каждая из этих встреч могла закончиться долгим тюремным заключением. Но Бог хранил их. Однажды произошел даже казусный случай. Это было тогда, когда одну из таких встреч посетил представитель Генеральной Конференции, приехавший в СССР в качестве туриста. Во время совещания вдруг стало известно, что сотрудники соответствующих органов у дверей дома. Тогда заграничному гостю пришлось через окно покидать квартиру Анны Тихоновны. Сам Павел Андреевич несколько раз хотел поселиться в Харькове. Однажды им был даже уже приобретен дом в районе Холодной Горы, который семья Мацанова при поддержке семьи Гапон начала благоустраивать. Но власти не могли допустить, чтобы такой служитель был прописан в индустриальном Харькове. Дом пришлось продать, а Мацанову ездить на служения из Белгорода. Однако это нисколько не снижало качество организованной им работы. Так, в Харькове он организовывает настоящий переплетный цех издававшейся подпольно машинописным образом духовной литературы, которую печатали десятки машинисток, состоящие из сестер членов церкви. Затем эти книги переплетались с помощью специально устроенных приспособлений, чем-то напоминавших оборудование времен первых книгопечатников. И вот, несколько таких приспособлений располагались в доме Гапона Виктора Никитовича, по улице Октябрьской. Виктор Никитович занимался не только массовым переплетом духовной литературы, но и выполнял различные поручения Павла Андреевича по распространению духовной литературы, а также различной церковной корреспонденции. С этими поручениями он объехал многие города Союза. В те годы нелегальным способом были изданы десятки книг. В том числе Адвентистский комментарий на все книги Нового Завета, книги Малых пророков, Бытие, книги пророков Исайи и Даниила, которым мы продолжаем пользоваться и по сей день, так как типографским способом он до сих пор так, к сожалению, и не издан. Кроме этого изданы книги Е. Уайт (Избранные вести в 2-х томах, Семья и здоровье, Советы о пище и питании, Вести для молодежи и т. д.). Также были изданы книги Г. Куна «Азбука молитвы», А. Г. Даниэльса «Постоянно пребывающий дар пророчества», А. Максвелла «Вы и Ваша Библия, Р. Пирсона «Мы продолжаем верить», «Побеждающая вера», «От сердца к сердцу». Также переводились с английского и печатались отчеты сессий Генеральной Конференции с 1960 года по 1980 год. Помимо этого ежегодно составлялись и издавались утренние стражи, уроки субботней школы, чтения молитвенной недели. Над переводом книг работали: Штабинская А., Миронов В. А., Иванов В. И., Гончар (Мацанова) Н. П. В эти же годы Мацановский духовный центр под непосредственным руководством Зозулина и, конечно же, самого Мацанова издает машинописные журналы: «Бросаемая бурею», «Христос и семья», «Твой труд — твое благословение» и «Сеятель». Эти журналы, изданные подпольно, дышат удивительной теплотой рук, которые их создавали. Каждый из рисунков журнала выполнялся либо вручную, либо с помощью фотографии. Рисунки, помещенные в журналах, поражают мастерством своего исполнения. Каждый из этих журналов имел свою аудиторию, тех, для кого предназначался в первую очередь. Наибольшим охватом тем отличался журнал «Бросаемая бурею». Так, в одном из номеров за 1960-е годы помещены статьи о вопросах Творения и взглядах на это ученого мира. Есть глубокая статья о служении ангелов. Поучительные статьи о роли непослушания. Подкрепляющие заметки «Победи», «Молитва». Напечатана в журнале и интересная история из современной жизни верующих с духовными выводами — «Радость Ирины». Есть и глубокие рассказы для детей: «Маленькие жемчужины», «Мать — учитель — друг». Рассказ для молодежи «Орел», а для семейных пар «Мир», в котором рассмотрены различные семейные ситуации и их решения в контексте Библии. Заканчивается данный номер философским размышлением «Сибирское лето», а ??? библейскими ребусами. И эти машинописные журналы обходят сегодня своей глубиной, пожалуй, большинство современных религиозных изданий, служа для них добрым примером. Также по инициативе Мацанова в Харькове организуется один из основных центров по производству диафильмов. Об особенностях их производства вспоминает один из участников этой работы Анатолий Алексеев: Вставить! В те годы были выпущены диафильмы «Семья», «Трехангельская весть», «Борьба между добром и злом», «Он воскрес», «Есфирь», «Яд жизни». Как жаль, что сегодня мы, обладая столь современной техникой в виде компьютеров, сканеров, принтеров, цифровых видеокамер и т. д., так мало используем это в труде на ниве Божьей. А ведь сколько прекрасных фильмов, лекций, презентаций, пособий к служению можно создавать при помощи всего этого. Тем более, что в каждой церкви есть молодежь, как правило, неплохо владеющая всей этой современной техникой. И сегодня участники тех подпольных производств, в частности, 80-летние Алексеев А. А. и Гапон В. Н. часто намного более активны, чем многие из современной молодежи. Почему?… В Харьковский период деятельности Мацанова церковь растет и укрепляется духовно, хотя и сталкивается, безусловно, со многими проблемами. В 1976 году на служение в Харьков Мацанов переводит пастора П. Г. Титкова, а сам чаще уже в силу возраста не покидает Белгорода, сохраняя, конечно, координацию работы в своих все же крепких и молодых руках. Причем Харьков по-прежнему сохраняет статус центра адвентистской организации, принимая на подпольной квартире руководителей, пасторов со всего СССР. Прекрасными помощниками в Белгороде для Мацанова была замечательная семья Ивана Николаевича Островского. Вместе с тем в стране постепенно начинают наступать новые времена. И некогда плотный железный занавес начинает медленно приподниматься. Зарубежные гости, приезжающие в Союз, все чаще ставят вопрос о необходимости воссоединения административно расколотой к тому времени на две части адвентистской церкви.