Библия и управление церковью

После вознесения Христа и особенно после излияния Святого Духа форма собрания членов церкви и церковное управление изменились. Свет Евангелия более не светит над всей землей из одного какого-либо центра. Со дня Пятидесятницы и поныне Благая Весть провозглашается в обычных церковных зданиях по всей земле, где общины Иисуса Христа собираются послушать провозглашение Его Слова.

НЕЗАВИСИМЫЕ ЦЕРКВИ

“Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его – как шум вод многих; Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его – как солнце, сияющее в силе своей. […] Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей” (Отк.1:12-16,20).

Это цитата из Откровения, которое апостол Иоанн получил от Иисуса Христа, когда был в ссылке на острове Патмос. Посредством видения Иисус сообщил ему, что вскоре произойдет. Иоанну было сказано записать откровение и разослать его семи церквам в Малой Асии. Первое видение Иоанна в Откровении существенно важно для понимания сути управления Церковью. В этом видении семь церквей представлены как семь светильников, поскольку они несут свет Евангелия. Интересно отметить, какую функцию несли светильники в Ветхом Завете. Скиния и храм имели светильники с семью подсвечниками. Это был символ объединенной церкви, с ее земным центром – Иерусалимом. С тех пор как Бог “обитал” в храме (Ин.4:20), именно туда приходили поклониться люди. Даже после возвращения из плена, когда синагоги возникли повсюду в Палестине и в других странах, где иудеи собирались по субботам, центром их богослужения оставался Иерусалим.

После излияния Святого Духа в день Пятидесятницы совершение богослужения значительно изменилось. В своем видении Иоанн видит Иисуса, шествующего между семью отдельными светильниками. Ветхозаветный светильник с семью подсвечниками заменен семью отдельными светильниками. Семь светильников суть образы семи церквей в Малой Асии, которым Иоанн должен был послать начертанное видение. Всем семи посланы отдельные послания во 2 и 3 главах Книги Откровения.

Символизм видения очень важен, поскольку он указывает на то, что Церковь Иисуса более не собирается вместе и не управляется из одного земного центра. Каждая община, будь то большая или малая, теперь образует полную, независимую поместную общину. Свет Евангелия более не светит на землю из какой-либо одной столицы всемирной церкви, но светит из каждого церковного здания, в котором община Иисуса собирается внимать провозглашению Его Слова. В видении Иоанна более не существует единого экклезиастического центра подобного Ватикану в Риме или Всемирному Совету Церквей в Женеве. В Реформатских Церквах независимость отдельных поместных церквей полагается столь важной, что в церковном Уставе, или конституции церкви, этому вопросу посвящена отдельная глава. “Никакая церковь не может каким бы то ни было образом господствовать над другой церковью, никакой служитель над другим служителем” (Артикул 84).

ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ НЕЗАВИСИМЫМИ ЦЕРКВАМИ

Указание на важность независимости церквей, разумеется, не подразумевает того, что в Реформатских Церквах вовсе нет связи друг с другом. Также это не означает, что они равнодушны к проблемам друг друга. Семь отдельных светильников в Иоанновом видении соединены вместе через “подобного Сыну Человеческому” – Иисуса. Он стоит между семью светильниками. Он, Господь и Царь Церкви, соединяет семь отдельных общин вместе. Все независимые церкви призваны жить под Его правлением. Он есть Глава всех независимых церквей. Он держит семь звезд, ангелов, или руководителей общин, в Своей правой руке. Во всех этих церквах руководители имеют одно и то же призвание и задачу: провозглашать и распространять Благую Весть Библии.

Церковь не управляется людьми. Во главе ее стоит Иисус. Он действует посредством Слова Божия и Святого Духа. Все служители в церкви признают это. Слово Божие и Святой Дух являются основанием, на котором поместные церкви сотрудничают и живут вместе. Поместные независимые церкви, признающие Христа своим Царем, принимающие Слово Божие основой своей жизни и дела провозглашения Благой Вести, связаны воедино. Хотя каждая из них остается независимой, эти церкви сотрудничают друг с другом.

Это сотрудничество весьма насущно. Прежде всего потому, что грех не останавливается у церковных дверей. Каждую церковь подстерегает опасность отклонения от Слова Божиего. Церкви должны защищать и охранять друг друга. Во-вторых, сотрудничество необходимо, чтобы церкви были способны помогать друг другу. Только сотрудничество делает возможным подготавливать служителей, способствовать распространению Евангелия по всему миру посредством миссионерской деятельности. Только через сотрудничество делается возможным оказать помощь малым или нуждающимся в средствах церквам.

Сотрудничество между независимыми церквами имеет свое основание в Библии (Деян.11:29,30; 15:1,2). Из Слова Божиего взяты и наставления для такого сотрудничества. Использование Библии помогло Реформатским Церквам выработать правила как для их благоуспешного хождения в согласии с Библией, так и для сохранения должного порядка. Эти Церкви дали обещание жить и действовать согласно правилам их Церковного Устава.

СЛУЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ

Христос правит Своей Церковью на земле посредством людей, которым Он вверяет служение в церкви. Существует три вида служителей: служители Слова Божиего, или пасторы; пресвитеры; диаконы. Пасторы и пресвитеры образуют “консисторию”, которая отвечает за то, чтобы вся работа, которую необходимо сделать в общине, была сделана. Консистория должна наблюдать за тем, чтобы члены церкви жили в соответствии с Библией. Задачей пасторов является проповедь Евангелия во время богослужения и обучение молодых членов церкви. Пресвитеры должны смотреть за тем, как члены церкви живут и ведут себя. В случае необходимости они должны увещевать овец Христовых не отбиваться от стада. Царь Иисус хочет, чтобы Его подданные послушно служили Ему; Добрый Пастырь хочет держать Своих овец вместе.

Помимо пастора и пресвитера в церкви есть диаконы, помогающие бедным членам церкви и тем, у кого имеются какие-либо проблемы. Чтобы сделать свою работу наилучшим образом, они посещают бедных и больных и оказывают материальную помощь, если это необходимо.

Люди, которым Иисус вверяет служение в Своей Церкви, должны соответствовать определенным требованиям, подробно указанным в Посланиях Павла к Тимофею и Титу (1Тим.3; Тит.1:5-9). Там они названы служителями, или надзирателями. Церковный Устав содержит четкие правила для избрания служителей, описывает, что происходит в том случае, если служители не выполняют своей задачи, не послушны Библии. Церковный Устав также объясняет, как церкви должны взаимно проверять друг друга, посещая богослужения и организуя региональные и национальные встречи. Напомним еще раз, что в Церковном Уставе все артикулы определяются высшим авторитетом – Библией.

БИБЛИЯ СВЯЗЫВАЕТ ВОЕДИНО

Одно из правил Церковного Устава гласит: “Если кто-либо жалуется, что с ним поступили несправедливо по решению малого собрания, он имеет право воззвать к большому экклезиастическому собранию; и все, что будет принято большинством голосов, должно быть улажено и согласовано, если не будет доказано, что это решение находится в противоречии со Словом Божиим или Церковным Уставом” (Артикул 31).

Некоторые Реформатские Церкви назывались и до сих пор называются “Церквами Тридцать Первого Артикула”. Этот артикул описывает сущность порядка, при котором церкви, согласно учению Библии, должны взаимодействовать. Отсюда неизбежно вытекает, что решения, принимаемые совместно, должны исполняться всеми церквами. Если какое-либо решение находится в противоречии с тем, что говорит Бог в Своем Слове, такое решение не имеет силы. По этой причине, в отличие от других сфер жизни, в церкви простое большинство или “пятьдесят плюс один” не имеют решающего значения. Решает Слово Божие. Неважно как много мудрых ученых согласятся в отношении какого-либо экклезиастического вопроса, только Библия способна принести реальное сотрудничество. Только Библия соединяет церкви вместе.

ВОПРОСЫ:

1. Что требуется от пресвитера? (1Тим.3:1-16; Тит.1:5-9)

2. Является ли библейским разделение между “клиром” и “прихожанами”? Дайте обоснование вашего ответа. Сравните 1Ин.2:20,21,27 и Деян.2:1-18.

3. В начале существования христианской Церкви служений было больше. Какие это служения и почему они вышли из употребления? (Мф.10:1,2; 1Кор.9:1; Деян.11:27; 1Кор.12:23,29; Еф.4:11-13).