Злоупотребление Библией

Вовсе нетрудно применять библейские тексты для защиты своей точки зрения. Каждый еретик может “доказать” свою теорию, выбирая в Библии отдельные места. Даже ложь можно подтвердить подобным образом. Легко и порой соблазнительно злоупотребить Библией. Стоит ли говорить, что это строго запрещено?

САТАНА ТОЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТ БИБЛИЮ

Сатана, глава падших ангелов, очень хорошо знает Библию, но использует это знание не для утверждения истины. Напротив, Библию он применяет для того, чтобы свою ложь сделать подобием правды.

В споре с фарисеями Иисус говорит: “когда говорит он [сатана] ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин.8:44). Выражение “отец лжи” означает, что сатана был первым, кто принес ложь в этот мир. Первой ложью было злоупотребление Словом Божиим. Уже в первых главах Библии мы видим, как сатана коварен (Быт.3). Посредством змея он разговаривает с Евой в раю, но прежде чем он обманет ее, исказив истину, он смущает Еву довольно хитрым и двусмысленным вопросом: “подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?” (Быт.3:1). Этот вопрос требует подтверждения. Сатана очень хорошо знал Божие повеление. В раю находилось дерево, с которого Адаму и Еве было запрещено есть плоды (Быт.2:16,17). Между тем сатана ставит вопрос таким образом, что получается, будто Бог ограничивает Адама и Еву, когда в действительности Он был очень милостив к ним. Об этом первом, но не последнем примере того, как легко и одновременно тонко можно использовать Слово Божие для дурных целей, мы читаем в Библии.

Люди, восставшие против Бога и перешедшие на сторону сатаны, очевидно последовали его примеру. Например, как-то однажды Ламех был в воинственном настроении и похвалялся перед двумя своими женами собственным могуществом (Быт.4:23,24). Он подтверждал свои слова, цитируя обетования, данные Богом Каину “всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро” (Быт.4:15). Бог сказал это для того, чтобы показать, что Он не потерпит убийств и не позволит Каину стать жертвой мести. Ламех применяет это обетование к себе, делая его выражением своей гордыни и дерзости. Он говорит, что отомстит, невзирая на то, понравится это Богу или нет.

ВЫРВАННОЕ ИЗ КОНТЕКСТА

Так же библейские тексты очень часто вырывают из контекста, пренебрегая связью между текстом и тем, что предшествует ему и следует за ним. Тексты используют для оправдания собственного мнения или определенного взгляда, порой прямо противореча тому, чему учит сам библейский текст. Например, представьте школьника, который так голоден, что не может дождаться обеда и во время занятий украдкой откусывает от своего бутерброда. Когда же учитель упрекает его, он отвечает: “утаенный хлеб приятен” (Пр.9:17). Шутит ли школьник или нет, но злоупотребление Библией очевидно.

Библией также злоупотребляют другими способами, и сатана знает каждый трюк и прием. Есть способы настолько тонкие, что он даже попытался ими искусить Иисуса (Мф.4). Он возносит Иисуса на крышу храма и предлагает Ему прыгнуть вниз. Тогда Иисус убедил бы иудеев, что Он и есть обетованный Мессия. Не надо бояться, ибо что говорит Псалом 90 о Сыне Божием? Ангелы понесут Его. Все это кажется весьма правильным и библейским, но это не так. Если бы Иисус послушался сатаны, Его прыжок был бы явно небезопасен, поскольку Псалом говорит не об этом. Обетование прилагается к тому, кто доверяется Господу, но не к тому, кто следует советам сатаны.

Иисус видит уловки сатаны и отклоняет его соблазны. Иисус цитирует другой библейский текст. Делая это, Он показывает, что даже Сын Божий несет ответственность пред Богом за Свои поступки. Сыну Божиему Иисусу, подобно всякому другому верующему, полагалось довериться Своему Отцу. Бог защитит Его даже от величайшей опасности. Обетование Псалма 90 прилагается ко всякому, кто доверяется Богу, но это обетование не означает, что вам позволено требовать от Отца явить Свою силу.

Некоторые люди создают впечатление, что они очень хорошие христиане, поскольку запомнили множество стихов из Библии, но эти же самые люди могут очень ловко искажать Библию. Определенно сатана принадлежит к этой группе. Он знает истину, но злоупотребляет ею.

КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

Есть искренние люди, которые принимают Библию как непогрешимое Слово Божие, но вырывают цитаты из контекста. Например, многие люди отвергают крещение младенцев, считая, что для этого есть библейское основание. Обычно они начинают с аргумента из Евангелия от Марка: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мк.16:16). Применяя этот текст в качестве основания, они, как им кажется, делают правильный вывод. Здесь вполне понятно говорится, что, прежде чем креститься, следует веровать, и поскольку младенцы еще не могут веровать, крестить их не позволено. Может ли это быть названо злоупотреблением Библией? Если да, то почему? Текст от Марка является лишь частью повеления, которое Иисус дал Своим ученикам: идти по всему миру и распространять Евангелие. В этом случае последовательность логична. Крещение следует за обращением. Здесь имеются в виду взрослые, но не дети. Рассмотрев под таким углом Ев. от Марка 16:16, мы получаем совсем иную интерпретацию.

Каков же ответ на вопрос о крещении младенцев? Хотя есть тексты, которые говорят о крещении домочадцев, мы можем ответить на этот вопрос только тогда, когда уясним из Библии, что означает крещение. Это дает гораздо большее, чем противопоставление цитат. Гейдельбергский Катехизис, краткое изложение библейских истин, имеет правильный и точный библейский ответ. Приведенный ниже текст Гейдельбергского Катехизиса является отрывком из чтения на 27 Воскресный день:

Вопрос: Следует ли также крестить и младенцев?

Ответ: Да. Ибо они, как и взрослые, находятся в союзе с Господом и в Церкви Его. За Кровь Христа им, как и взрослым, обещаны и искупление грехов и Дух Святой, источник веры. Поэтому посредством крещения, как знака союза, они должны быть приняты в лоно христианской церкви и тем отличаться от детей неверующих. В Ветхом Завете это делалось посредством обрезания, вместо которого в Новом Завете было введено крещение. (См. Быт.17:7,12; Деян.2:39).

Бог обещает детям то же самое, что и взрослым (Мф.19:4; Лк.1:15; Ис.4:1-3). Вот почему дети запечатлеваются в Церкви крещением, знаком завета Божиего с ними. В ветхозаветные времена это делалось посредством обрезания, но в Новом Завете обрезание заменено крещением (Кол.2:11-13; Быт.17:13).

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

“А Я говорю вам: не клянись вовсе” (Мф.5:34). “Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: ”да, да” и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению” (Иак.5:12).

Многие люди ссылаются на эти и другие подобные тексты для отказа от принесения присяги. Но здесь опять следует применить закон о единстве Библии. Нам не следует вырывать предложения из контекста или использовать их в качестве отдельных установлений, чтобы защитить человеческую точку зрения. В самом деле, на основании этих цитат вы можете сделать вывод, что Библия запрещает клятву, но если это абсолютное запрещение, то как возможно, чтобы в той же самой Библии Павел, обращаясь к нам, подкреплял свои слова клятвой? (Рим.9:1; 2Кор.1:23) В другом месте Библии Бог Сам приносит клятву (Евр.6:16-18). Мы также читаем об ангеле, который клянется Богом (Отк.10:6).

Почему Иисус и Иаков запрещают клясться? Ответ на этот вопрос поможет нам разрешить и очевидное противоречие между их увещеваниями. Если вы прочитаете контекст, в котором содержатся тексты из Матфея и Иакова, вы увидите, что Иисус и Иаков возражают лишь против злоупотребления Божиим именем, приводимым для подкрепления своих собственных слов или мнений.

Вам не следует применять Библию в подобных целях. А это происходит всякий раз, когда вы злоупотребляете Библией, беря тексты вне контекста. В таком случае неизбежно порождаются различные мнения, но из-за этого не следует винить Библию в неясности или противоречивости. Следует винить грешных читателей, которые думают, что они знают все. К сожалению, мы, люди, часто грешим тем, что используем библейские тексты неправильно.

Всегда следует помнить, что Библия никогда себе не противоречит. Таким образом, читайте все в Библии в соответствующем контексте, не упуская из виду всю Библию. Пусть Слово Божие направляет ваши мнения, но не наоборот.

ВОПРОСЫ:

1. В 1Ин.4:8 и 16 мы читаем: “Бог есть любовь”, а в Рим.12:19: “Мне отмщение” (Ср. Втор.32:35). Это кажется большим противоречием. Можете ли вы доказать, исходя из контекста обоих отрывков, что противоречия здесь нет?

2. Когда Исаия побуждает царя Ахаза просить знамения от Господа, царь отвечает: “не буду просить и не буду искушать Господа”. Ответ кажется библейским, но это не так. Почему ответ царя Ахаза есть злоупотребление библейским текстом? (Ис.7:12; Втор.6:16).

3. Сторонники разоружения и пацифизма часто ссылаются на Библию. В подкрепление своих взглядов они приводят шестую заповедь: “Не убивай” и слова Иисуса “любите врагов ваших”. Правильно ли употребление этими людьми данных текстов? (Мф.5:38-47).