Библия и утомительные родословия

Читая Библию, вы встречаете места, о которых невозможно не подумать: ну какая польза от них? разве это все еще относится к нам?

Существует добрая привычка читать Библию регулярно всей семьей. Читайте Библию после еды, когда семья собирается вместе. Позвольте детям принять в этом участие, дав им прочитать отрывок из Писания. Таким образом их интерес будет стимулирован и возрастет понимание. Но когда вы читаете, вы встречаете определенные отрывки, которые не кажутся подходящими для подобных целей, например, главы, полные трудных имен, длинные родословия, кажущиеся утомительными перечисления городов. Какая польза от них?

Тем не менее, помните, что Святой Бог хочет, чтобы мы служили Ему, и Библия говорит нам, как это делать. Вся Библия делает это, каждая Книга Библии по-своему. Каждая часть Библии, даже если это так не кажется, важна во всем контексте Библии.

НАСТАВЛЯЮЩИЕ РОДОСЛОВИЯ

Даже сухие, монотонные и длинные родословия в Библии несут послание читателю Библии нашего времени. Это становится очевидным, когда вы обратите внимание на них во время ваших личных библейских занятий.

В четвертой главе Бытия вы найдете два родословия двух сыновей Адама и Евы, которые жили каждый по-своему (Быт.4:17-22; 4:25-5:32). Грех вошел в мир, и мир вследствие этого подвергся Божиему наказанию и проклятию. Началась борьба за существование. Тем не менее, кажется, что потомки Каина сумели освоиться неплохо. Посредством взаимной поддержки и ободрения они преодолели проблемы и преуспели в жизни.

Еще при жизни Каина появились первые постоянные поселения (Быт.4:17). Конечно, они не были большими, это было лишь началом многочисленных городов, существующих сегодня. С самого начала города были центром человеческой деятельности. Это были крепости, в которых Каин и его потомки могли защитить себя от врагов. Очевидно, подобная защита не была излишней, вспомните слова песни Ламеха о мести (Быт.4:23). “Выживают сильнейшие” – вот правило потомков Каина. Подобное отношение сделало их весьма безжалостными и жадными.

Для того, чтобы сделать жизнь более легкой и приятной, они быстро развили торговлю, искусства и культуру (Быт.4:19-22). Но ничего из того, что могло предложить их общество, не использовалось для прославления Творца. Подумайте об этом, ведь с тех пор изменилось немногое. Сегодня точно так же человек живет на земле, чтобы заботиться лишь о себе, и всякий, кто недостаточно могуществен или силен, получает лишь то, что остается после других.

С другой стороны, потомки Сифа развивались совершенно иначе. В их хрониках не отмечаются потрясающие факты или впечатляющие достижения. Их вклад в цивилизацию и прогресс человечества незначителен по сравнению с достижениями потомков Каина.

Но у них было нечто особенное: они “тогда начали призывать имя Господа” (Быт.4:26). Очевидно, в то время уже было достаточно потомков Сифа, чтобы устраивать регулярные богослужения. Они совместно благодарили Бога за все, что Он сделал для них и дал им. Совместно молились Богу о защите и помощи.

Это совершенно противоположно тому, что делал Ламех. Дети Сифа признавали свою зависимость, в то время как Ламех провозглашал свою независимость. Потомки Сифа не вершили суды по своей воле, сознавая, что их жизнь направляется Богом.

Два родословия показывают два различных образа жизни. С самого начала человечества существует это противопоставление: по одну сторону стоят люди, цель которых – самосохранение и самоискупление, и по другую сторону стоят те, кто желает жить по благодати, обрести спасение Божие.

БЛАГАЯ ВЕСТЬ, ТАКЖЕ В РОДОСЛОВИЯХ

В первой Кн. Паралипоменон вы найдете другое родословие, на первый взгляд даже более запутанное, чем в Кн. Бытие (1Пар.1). В принципе, это так и есть.

Сразу же в первом стихе этого списка нас поражает, что упоминается семейное древо Адама – Сифа – Еноса – Ноя, но не древо Каина – Ламеха. Потомки Каина нашли свой конец в потопе. У них больше нет участия в том будущем, которое соделывает Бог. Они думали, что могут все сделать сами, и за это впоследствии очень серьезно поплатились.

После Потопа семья Ноя в какой-то мере служила Господу, но грех все еще жил в сердце человека (Быт.8:20). Потоп не исправил людей. В скором времени Ной и его сын Хам явили грех в своем поведении (Быт.9:18-27).

Из этого родословия явствует, что поколение тех, кто служит Богу, постепенно уменьшается. Ной имел множество внуков, но только Авраам остается верным Богу. Также Иаков был единственным из потомков Авраама, кто остался с Богом. Родословие показывает, как именно Бог создал Свой народ Израиль.

Вы можете также заметить, что после Потопа Бог не наказывает полным уничтожением тех, кто восстает против Него. Но они теряют свою долю в искуплении, которое Бог пожелал принести через Авраама. Бог защищает Авраама, потому что через Авраама Он избавит человечество от силы диавола. Спаситель Иисус Христос является этим Избавителем, и потому наиболее важным потомком Авраама. Когда Спаситель исполнил Свое дело, все народы на земле обрели свою долю в Его спасении (Деян.2:39). Именно это было обещано Богом Аврааму, а сегодня дано нам (Быт.12:3).

Царю Давиду, прародителю Иисуса, было позволено явить в прообразе будущее правление Царя Иисуса, Который приступил к управлению царством после того, как вознесся на небеса. Все другие поколения отклонялись от истинного пути и забывали Бога, по этой причине они не имели части в искуплении, которое Иисус принес в этот мир.

Читая родословия поверхностно, можно вопрошать: “Какой в них смысл?” Если же вы читаете Библию внимательно, размышляете над ней, вы откроете Благую Весть и в этих родословиях.

Они показывают, как Бог ведет историю к пришествию Спасителя. Послание, которое несут родословия, таково: “Иисус грядет!” Вы можете наблюдать его через все родословие. Иисус пришел, чтобы спасти Свой народ, и даже если мы не принадлежим к семейному древу Давида, мы включены в него.

ЛИШЬ ДРУГОЕ СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО

В Мф.1 можно найти другое семейное древо. Вы можете спросить себя, неужели нельзя было сделать начало Евангелия более приемлемым? Тем не менее, мы находим, что и в этом родословии имеется важное послание. Всегда помните, что Библия не составлялась случайно.

Цель и значение родословия в Мф.1 совершенно отличны от прежних родословий. В этом семейном древе все сосредоточено на рождении Иисуса. Обетование Божие, данное Аврааму и Давиду, ныне исполнено в рождении Его Сына. Из родословия Ев. от Матфея становится ясным, что, несмотря на естественную череду поколений, предшествующих Его рождению, происхождение Мессии из этого рода было чудом Божиим. Бог остался верен Своему обетованию, хотя люди, которых Матфей упоминает в родословии, были совсем не “без греха”. Например, Иуда рисковал обетованием Божиим, ибо повел себя в высшей степени греховно по отношению к Фамари (Быт.38). Все же Бог остался верным Своему обетованию. Раав, блудница (Иис.Н.2) и Моавитянка Руфь (Руф.1:4), являются предшественниками Сына Божия по материнской линии (Руф.4:18-22). Этих людей Бог также использует для исполнения обетования. Давид послал Урию на смерть ради того, чтобы привести Вирсавию в свой гарем, но Бог остался верен Своему Слову (2Цар.11). Люди наказываются за свои грехи, живут в Вавилонском плену, но дом Давидов продолжает стоять.

Хотя греховные люди и противостояли Богу в исполнении Его обетований, по прошествии многих веков эти обетования стали реальностью. Однако Бог обходит Иосифа. Иосифу позволено называться отцом Иисуса, но ему не позволено быть Его отцом. Бог приводит великого Сына Давидова в этот мир через Деву Марию, но без участия мужчины. Бог ясно показывает, что Он не зависит от людей. Действительно, если пришествие Иисуса зависело бы от человечества, Спаситель никогда бы не родился.

Хотя пришествие Иисуса имеет предысторию, которую можно довольно точно проследить на протяжении столетий, Его рождение может быть приписано только Богу. Стоит ли удивляться, что это родословие также играет важную роль в Слове Божием?

БИБЛИЯ ДОСТОЙНА ТОГО,

ЧТОБЫ С НЕЙ ПОЗНАКОМИТЬСЯ

Библия несет Благую Весть о спасении и избавлении от греха. Это избавление стало возможным благодаря жизни, страданиям и смерти Иисуса Христа. Неважно, какими греховными могут быть люди, Бог хочет называть их Своими детьми, при условии, что они сами пожелают быть спасенными Его Сыном. Так учит нас Библия, используя для этой цели длинный ряд имен. Мы видим, что в прошлом Бог действовал через греховных людей. И в настоящем Бог делает то же самое. Он по-прежнему призывает нас служить Ему, неважно насколько греховными можем мы быть.

ВОПРОСЫ:

1. В чем сходство между Быт.12:3 и Мф.28:19? Какое это имеет для нас значение?

2. В 1Пар.6:24-26 вы найдете родословия колена Левиина и родословия Аарона. Насколько важны эти записи? (Езд.2:59-63, Неем.7:61-65).

3. Из Лк.2:36 и Фил.3:5 видно, что иудеи вели свои родословия постоянно. Почему Лука здесь упоминает, что Анна была из колена Ассирова? Что становится очевидным из Тит.3:9?