Библиотека soteria.ru
Поверженные алтари
Алексей Опарин
Дата публикации: 27.06.14 Просмотров: 6557 Все тексты автора Алексей Опарин
19. Загадка картины художника Иванова
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1). Спустя почти 500 лет Сам Иисус Христос скажет, кто был этим ангелом Божьим. «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:7-15). В Третьяковской галерее в Москве среди картин великих русских мастеров одна приковывает всегда наибольшее внимание посетителей. Более того, большинство людей, придя в этот музей, сразу спрашивают, а где висит эта картина — картина художника Иванова «Явление Христа народу», картина, на создание которой у мастера ушло 20 лет. И действительно, это полотно завораживает как своим размером, так, и это самое главное, выразительностью изображенных на ней фигур, нарисованных в полный человеческий рост. Смотря на эту картину, мы можем отметить несколько примечательных особенностей. Во-первых, вопреки художественному правилу, передняя часть картины пуста, т. е. ничем не заполнена. Во-вторых, фигура Христа крайне мала и даже практически незаметна, она как бы на заднем плане, хотя, судя по названию полотна, должна бы быть по центру. В-третьих, поставленная в центр фигура Иоанна Крестителя указывает людям на грядущего к ним Христа, но по направлению взора и руки Иоанна смотрят лишь единичные люди. Но все эти, на первый взгляд, странности имеют свое важное и глубокое значение. Передняя часть полотна остается свободной для того, чтобы подошедший к картине человек мог как бы шагнуть в прошлое, оказавшись рядом с героями евангельской истории. И действительно, это пустое пространство на переднем плане оставляет выбор каждому из нас: подойти или нет к Иоанну Крестителю, указывающему на Христа. Фигура Спасителя также не случайно изображена небольшой и на заднем плане. Ибо Бог в первый раз явился не как Царь царей и Господь господствующих, он пришел как агнец, обреченный на заклание. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). И лишь немногие увидели в нем Мессию. И лишь немногие откликнулись на указующие слова Иоанна Крестителя. Сама личность Иоанна Крестителя является одной из самых ярких в Библии. Недаром он назван самым выдающимся из пророков. Да, до него тоже были великие пророки, но именно ему была уготована особая честь стать предтечей Мессии. Потому Бог не случайно именует его через Малахию Ангелом Своим. Через того же Малахию Господь сравнивает его с Илией пророком, и Христос еще раз подчеркивает сходство их миссий. Сходство в том, что они оба жили в период духовного кризиса израильского народа. Кризиса, который во дни Илии выразился в господстве языческих представлений в среде иудеев, а во дни Иоанна Крестителя — в господстве мертвой буквы фарисейских и саддукейских предписаний. Страшный либерализм, с одной стороны, и мертвое законничество — с другой. И то и другое в равной степени отвратительно перед Богом. Сходство этих людей выражалось и в их характерах и манере проповедования. Они «не прилизывали» Божью весть о суде, не смягчали ее, понимая, что это было бы преступно с их стороны, ибо могло бы стоить людям потери вечной жизни. При этом мы можем отметить интересную особенность. Когда Иоанн Креститель обращался к фарисеям, иудейскому духовенству, его слова всегда были весьма резки. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:7-10). Кстати, если мы будем исследовать слова Христа, обращенные к духовенству, мы также отметим их резкий тон, и в то же время по отношению к блудницам, ворам, язычникам, мытарям у Христа всегда находились слова доброты и участия. Неужели духовенство было хуже проституток и сборщиков податей? Нет, они не были более грешными. Однако, проблема заключалась в другом. Во-первых, в отличие от простого народа, и тем более, язычников, духовенство прекрасно знало Писания и требования Бога, в том числе, о богопоклонении. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12:48). Во-вторых, они умышленно извратили Божью весть и истину, заменив ее своими предписаниями и постановлениями. В-третьих, своим законничеством и ханжеством они отталкивали простых людей от Бога, а язычников практически вообще не допускали к познанию истины, считая их уже безвозвратно погибшими. В-четвертых, они упивались своей самосвятостью и не чувствовали нужды в Боге. А именно ее остро ощущали все те, кого они считали изгоями общества: блудницы, мытари и воры. Они заслоняли от людей спасение и потому в их адрес ни у Христа, ни у Иоанна Крестителя не было слов милости, а были лишь слова обличения, которыми они в последний раз пытались образумить этих самоправедных святош. Проповедь Иоанна Крестителя потрясла Иудею, потрясла все иудейское общество. Но если одни увидели в ней спасительную весть, то для других она стала светом, обличившим их тайные и явные пороки. Среди последних была и царица Иродиада, жившая в незаконной связи с царем Иродом, который, наконец, по наущению своей любовницы повелел заточить Иоанна Крестителя в крепость Махерон. «Сама [эта] крепость образована была скалистым холмом, подымающимся на чрезвычайную высоту и потому уже одному труднопобедимым, но природа позаботилась еще о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон он окружен непроницаемой глубины пропастями, так что переход через них затруднителен, выравнивание же их землей совсем невозможно. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины уступают хотя в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость; что касается восточной, то и она имеет не менее 100 локтей глубины; но примыкает к горе, противоположной Махерону. Царь иудейский Александр первый осознал благоприятные условия этого места и построил на нем крепость, но она впоследствии была срыта Габинием в войне с Аристобулом. Когда же на престол вступил Ирод, он нашел, что это место больше всякого другого заслуживает особенного внимания и сильнейшего укрепления, в особенности еще вследствие соседства арабов, против владений которых эта крепость образовала по своему положению чрезвычайно выгодный пункт. Он обвел поэтому обширное пространство стенами и башнями и основал там город, через который лежал путь в цитадель. Точно так же он и самую вершину горы окружил стеной и построил на углах башни по 160 локтей каждую. Посреди укрепленной таким образом площади он воздвиг дивный дворец, помещавший в себе множество просторных и изящных покоев; в наиболее подходящих местах было построено еще много цистерн как для сбора, так и для сохранения обильных запасов воды. Таким образом, царь, соперничая с природой, при помощи искусственных сооружений сделал это место еще более непобедимым. Далее он снабдил крепость огромным запасом стрел и машин и старался вообще всевозможными средствами поставить гарнизон в такое положение, чтобы он мог противостоять продолжительнейшей осаде»1. «До сего дня сохранились страшные пещеры — тюрьмы Махерона. Стены пещеры имеют явно искусственное происхождение, очевидно, она была некогда подземельем замка. Здесь, в этой угрюмой темнице и содержали Иоанна Крестителя после ареста»2. Что мог по-человечески думать Иоанн Креститель — величайший из пророков, второй Илия, Ангел Господень, предтеча Мессии, оказавшись в мрачной камере неприступной крепости. Ведь он делал все, как повелел ему Господь. Он не взирал на лица, не страшился гнева людей, не преследовал своих целей, не имел ничего своего. И вот как бы за все это — мрачное подземелье. Последнее, о чем он просил через своих учеников, так это узнать у Христа, подлинно ли Он Мессия. Но почему вместо ответа Спаситель не явился Сам к Своему верному пророку в его тюремные чертоги? Почему Он не утешил его, как Лазаря, Марию, самарянку у колодца? Насколько было бы легче Иоанну Крестителю, окажись Христос рядом с ним! В этом также зало- жен важный урок для нас. Ибо человек спасается верой, а вера — «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Это то, что далеко не всегда можно потрогать руками или увидеть глазами. Если бы сегодня Бог или ангелы явились бы людям зримо, то все стали бы верующими. Но, что это была бы за вера? У одних — из страха, у других — из безысходности, у третьих — из расчета. Бог всегда незримо присутствует рядом с человеком, если тот, конечно, желает этого. Также незримо Он присутствовал и с Иоанном Крестителем в его мрачной камере, давая ему духовное подкрепление, которое только и помогло ему выстоять. У Бога нет лицеприятия. И если бы Он зримо явился к Иоанну Крестителю, то Он должен был бы тогда зримо являться ко всякому из Своих детей, терпящих нужду и испытания. Но истинная вера как раз и заключается в том, чтобы люди осознавали незримое присутствие Бога в их жизни. Присутствие, с одной стороны, незримое для глаз, а, с другой стороны — ощущаемое в том мире, покое и радости, которые дарует Бог в любых испытаниях. Цель миссии Иоанна Крестителя была приготовить людей к пришествию Христа, вернуть им понятие об истинном богопоклоне-нии. Сегодня в мире звучит та же весть, какую провозглашал и Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Кого-то эта весть обличает во грехе, кого-то заставляет остановиться, кого-то пересмотреть свою жизнь. Сегодня этот призыв более широко выражен в Трехангельской вести, предназначенной именно для нашего времени (Откр. 14: 6-12), вести, призывающей нас выйти из Духовного Вавилона — союза лжехристианских церквей и языческих религий. Сегодня эта весть вызывает еще большее противодействие, чем служение Иоанна Крестителя. Сегодня также неистовствуют тысячи коварных Иродиад, развратных Саломей и слабовольных Иродов. Сегодня мир также делится на тех, кто принимает и кто отвергает весть Иоанна Крестителя, Ангела Господня. Сегодня мы не просто стоим перед картиной Иванова «Явление Христа народу», сегодня мы стоим перед выбором, который предопределит, в конечном итоге, нашу вечную участь.